Краткое описание существующей педагогической практики организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

Марина Николаевна Резанова

Краткое описание существующей педагогической практики организации образования обучающихся с ОВЗ и инвалидностью.

         Программа предоставляет возможность ее реализации с участием детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).

Научные подходы Программы могут быть реализованы как в работе с успешно развивающимися детьми, так и с детьми с особенностями в развитии. Коррекционно-развивающая программа соответствует ценностям, философии и принципам Программы.

Целевые ориентиры и задачи образовательной деятельности соответствуют общим целевым ориентирам. Степень приближения воспитанников по завершению дошкольного образования к целевым ориентирам определяется их индивидуальными возможностями, в том числе, с учетом ограниченных возможностей здоровья.

На базе Организации функционирует структурное подразделение Лекотека, на базе которого оказывается образовательная услуга детям с ограниченными возможностями здоровья (далее – ОВЗ) и детям-инвалидам в возрасте от 1 года до 7,5 лет, не имеющим возможность осваивать образовательную программу дошкольного образования в полном объеме по состоянию здоровья.

Целью создания Лекотеки является создание условий для получения дошкольного образования, обеспечение психолого-педагогического сопровождения и социализации, поддержка развития личности детей с ОВЗ и детей-инвалидов, а также оказание психолого-педагогической помощи их родителям (законным представителям).

В Лекотеку зачисляются дети на основании заключения ПМПК.

Основными задачами Лекотеки являются:

- создание в МБДОУ «Подгоренский детский сад № 2» специальных образовательных условий и условий для социальной адаптации детей с ОВЗ и детей-инвалидов;

 - реализация адаптированной образовательной программы, разрабатываемой исходя из особенностей психофизического развития и индивидуальных возможностей воспитанников и с учетом рекомендаций специалистов ПМПК;

 - оказание консультативной психолого-педагогической, методической, диагностической помощи родителям (законным представителям).

Образовательная деятельность с детьми в условиях Лекотеки организуется в соответствии с индивидуальным режимом посещения, определяемым с учетом возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка и заключений специалистов ПМПК.

Образовательная деятельность в рамках посещения Лекотеки может осуществляться с группой детей, посещающих Лекотеку, с группой типично развивающихся сверстников или индивидуально.

Продолжительность групповых и индивидуальных занятий с детьми устанавливается индивидуально для каждого ребенка на основе выявленных специалистами особенностей развития, особых образовательных потребностей и возможностей ребенка.

Алгоритм включения ребенка с ОВЗ в образовательную среду Организации:

1 шаг. Адаптация ребенка в условиях Лекотеки

2 шаг. Индивидуальная работа со специалистами Лекотеки

3 шаг. Гибкое включение в среду детей, посещающих Лекотеку (подгрупповые занятия, общий круг, совместные мероприятия).

4 шаг. Парциальная интеграция в группу детей, посещающих ДОО с сопровождением (праздники, прогулки, игра, продуктивная деятельность и т.д.).

5 шаг. Полная интеграция в группу детей, посещающих ДОО (при необходимости с тьюторским сопровождением).

Программой предусмотрена возможность реализовывать образовательную деятельность в форме различных видов детской активности (игровой, коммуникативной, познавательно-исследовательской, художественно-эстетической, двигательной и др.) с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей; образовательную деятельность с квалифицированной коррекцией недостатков в физическом и (или) психическом развитии детей, осуществляемую в ходе режимных моментов; самостоятельную деятельность детей; взаимодействие с семьями детей по реализации образовательной программы дошкольного образования для детей с ОВЗ.

При включении в образовательную деятельность коррекционноразвивающей работы учитываются особые образовательные потребности детей с ОВЗ, а также заключения психолого-медико-педагогической комиссии.

Для детей с ОВЗ, посещающих группы общеразвивающей направленности (инклюзивное образование) разрабатывается адаптированная образовательная программа. Адаптированная образовательная программа разрабатывается с учетом особенностей детей с ОВЗ, их психофизического 69 развития, индивидуальных возможностей и направлена на коррекцию нарушений в их развитии и их социальную адаптацию.

Адаптированная образовательная программа выстраивается и корректируется Организацией с учетом результатов педагогической диагностики и педагогических наблюдений за детьми с ОВЗ в ходе их пребывания в Организации.

Важнейшую роль в коррекционно-развивающей работе играет серьезное включение в нее семьи воспитанника. Цель Организации и педагогов, прежде всего, помочь принять ребенка с ограничениями в развитии и признать его своим полноценным членом. Помочь родителям распознать сферу интересов ребенка и его возможностей, чтобы умело создать условия для их реализации. Родители (законные представители) могут участвовать в разработке и реализации адаптированной образовательной программы. По согласованию с родителями в структуру адаптированной образовательной программы включаются специальные коррекционно-развивающие программы, мероприятия, занятия и т. п.

Реализация коррекционно-развивающей работы координируется психолого-медико-педагогическим консилиумом дошкольной образовательной организации, который привлекает к обсуждению образовательной деятельности детей с ОВЗ всех педагогов и специалистов, задействованных в реализации образовательных программ.