Психология.

кафедра здоровьесбережения

Психотехнические упражнения, релаксация.

Снятие физического и умственного напряжения.

Ритмичное четырехфазное дыхание

Для выполнения этого упражнения достаточно удобно сесть, распрямиться и положить расслабленные руки на колени.

Первая фаза (4–6 секунд). Глубокий вдох через нос. Медленно поднимите руки вверх до уровня груди ладонями вперед. Сосредоточьте свое внимание в центре ладоней и почувствуйте сконцентрированное тепло (ощущение «горячей монетки»).

Вторая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.

Третья фаза (4–6 секунд). Сильный, глубокий выдох через рот.

Четвертая фаза (2–3 секунды). Задержка дыхания.

Дышите таким образом не более 2–3 минут.

Аутогенная тренировка (3–5 минут)

Сядьте удобно, закройте глаза. Спина прямая, руки лежат на коленях. Сосредоточьтесь на формуле «Я спокоен». Мысли отгонять не стоит, так как это вызовет дополнительное напряжение, позвольте им проплывать подобно облакам в небе.

Мысленно повторите 5–6 раз: «Правая рука тяжелая».

Затем повторите исходную формулу: «Я спокоен».

Затем снова 5–6 раз произнесите формулу: «Левая рука тяжелая».

Снова повторите мысленно: «Я спокоен. Я готов, я собран, я уверен в успехе!»

Для того чтобы привести тело в исходное состояние, сожмите кисти в кулаки и откройте глаза, сделав глубокий вдох и выдох.

РЕЛАКСАЦИЯ

Аутотренинг один из эффективных методов саморегуляции, основанный на овладении навыками расслабления мышц, управления дыханием, чтобы через подсознание воздействовать на работу внутренних органов и мозга. Для усиления эффекта данного упражнения рекомендуется использовать спокойную, мягкую музыку.

Текст аутотренинга:

  1. Устройтесь удобно, расслабьте все мышцы. Вам хочется отдохнуть, вы устали... Выдох удлиняется... После выдоха несколько секунд не дышите. Во время удлиненного выдоха тихая, медленная волна перекатывается внутри вас, освобождая от внутреннего напряжения...

  2. Мышцы расслаблены, веки опущены... Вам приятно находиться в состоянии покоя. Мозг отдыхает, нервы успокаиваются, силы восстанавливаются...

  3. Ваше сознание, как мягкое облачко над лучезарным морем... Море красиво, волны катятся, бьются о берег... Солнечный луч радостно бежит по брызгам волн... Белая чайка в небе спокойно кружит... Пахнет свежестью и морем...

  4. Вы – птица... Ваши крылья – это вера в себя, силу мозга, уверенность и жизнерадостность,

  5. Ваше сердце мерно стучит... Вам легко дышится... Медленно повторяйте следующие фразы: “Я могу легко отвлекаться от тревожных мыслей... Энергия восстанавливается с избытком... Мне становится все лучше и лучше... Я могу быть со всеми приветливым, терпеливым, добрым... Я бодр и творчески настроен... Я полон энергии, я уверен в своих силах и призвании….”

Сеанс подходит к концу: “Я считаю с трех до одного “…три” – сонливость проходит, “два” – я потягиваюсь, “один” – я бодр и полон сил!”

Потянитесь …Глубже подышите... Улыбнитесь!

Упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

Когда мы сидим, приток крови к клеткам головного мозга резко сокращается, а кровь в мозг несет кислород для активной жизнедеятельности. Если кислорода не хватает в крови, то клетки головного мозга погибают; сейчас мы выполним упражнение для улучшения мозгового кровообращения.

  • И. п. - стоя, руки на поясе.

  • Махом левую руку через правое плечо, голову повернуть налево.

  • И.п.

  • То же правой рукой.

  • Всего 4-6 раз. Темп медленный.

Упражнение для восстановления умственной работоспособности.

Хлопаем в ладоши и начинаем растирать руки до появления тепла между ладонями. Затем умывающими движениями растираем руки и сброс лишней энергетики на пол.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Преодоление стрессов на рабочем месте

Понятие стресса

В переводе с английского языка слово стресс означает нажим, давление, напряжение. А энциклопедический словарь дает следующее толкование стресса: состояние психического напряжения, возникающее у человека или животного под влиянием сильных воздействий. Понятие «стресс» было заимствовано из области техники, где оно означает способность различных тел и конструкций противостоять нагрузке. Любая конструкция имеет предел прочности, превышение которого ведет к ее разрушению.

Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям, к необходимости управлять стрессами. В своей жизни практически каждый человек испытывал стресс, и в наши дни часто говорят о стрессе.

Стресс обычно воспринимается как отрицательное явление. Считается, что его вызывает какая-либо неприятность (например, автомобильная авария). Но это только один из видов стресса. На самом деле существует и позитивный стресс, который может быть вызван приятными событиями (например, представление к повышению по службе, крупный лотерейный выигрыш и др.). Его еще называют эустресс - от греческого «еи», что означает «хороший». Небольшие стрессы даже полезны организму - они его постоянно тренируют, вводя в состояние активации или тренировки. Такие стрессы Ганс Селье - первооткрыватель стресса - называл «острой приправой к повседневной пищи жизни». Что же такое стресс?

Впервые данное явление исследовал и описал Г. Селье в работе «Стресс без дистресса». Ученый дал этому явлению следующее определение: «Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявленное ему требование».

Есть и другое определение, подчеркивающее необходимость стресса для организма: Стресс - это одновременно и особое нервное состояние, и приспособительная реакция организма, направленная на обеспечение самосохранения.

Природа стресса - это уникальная реакция организма на опасность.

Наш мир вместе со всеми взятыми благами цивилизации является источником стрессов (факторов вызывающих это состояние).

Любая жизненная ситуация может стать причиной возникновения дисфункций. Например: технические поломки в важной ситуации будь то машина, ручка на экзамене или телефон при переговорах; конфликты в семье, на работе и конечно внутриличностные; болезни; неудачи и так далее.

Большинство стрессовых ситуаций из физической области перерастают, как снежный ком в психологическую область, однако реакция на раздражители остается прежней и вот тут-то нужны активные действия. сердцебиение, учащается дыхание, повышается кровяное давление и т.д.

Стрессов вообще избежать нельзя в принципе.

Итак,

Стресс - это напряжение, мобилизующее, активизирующее организм для борьбы с источником негативных эмоций;

Дистресс - это чрезмерное напряжение, понижающее возможности организма адекватно реагировать на требования внешней среды.

Таким образом, понимание природы стресса должно подтолкнуть нас к выводу о том, что стремление избежать стрессов вообще - неверная стратегия поведения. И дело не только в том, что это практически невозможно. Гораздо важнее то, что в фазе сопротивления источнику стресса организм человека гораздо устойчивее к неблагоприятным внешним воздействиям, чем в состоянии полного покоя и расслабленности. Закалять организм полезно не только физически, но и эмоционально, раз уж наши эмоции выступают в роли спусковых механизмов стрессовых реакций.

Причины и источники стресса

Специалисты считают, что любая ситуация, на которую человек реагирует сильным эмоциональным возбуждением, может стать причиной возникновения стресса. Надо учитывать, что стресс могут вызвать как положительные эмоции, такие как рождение ребенка, замужество (женитьба) так и отрицательные - потеря работы, смерть близкого человека. Ситуации, провоцирующие стресс, могут носить и незначительный характер (долгое ожидание в очереди или в пробке).

Стрессоры - это факторы окружающей среды или личные, действие которых выводит из равновесия физиологические и психические функции человека, что сказывается на нервной системе организма и служит причиной возникновения стресса.

Различают физиологические и биологические стрессоры.

К физиологическим относятся болевые воздействия, чрезмерная физическая нагрузка, экстремальные температуры (жара, холод) и т.д.; к психологическим - необходимость принятия решения, ответственность за что-либо, обида, переживание, конфликт, сигналы опасности и др.

Стрессоры могут быть как реально действующими, так и вероятными. Наиболее разрушительны для организма психологические стрессы, которые подразделяются на информационные (возникают в условиях информационных перегрузок) и эмоциональные (проявляются в конфликтных ситуациях, при угрозах, обидах).

Всякая перемена в нашей жизни выступает в роли своеобразного балласта.

В современном мире стресс является одним из самых распространённых недугов. И это действительно так, ведь влиянию стресса подвержены люди всех возрастов и профессий вне зависимости от национальности и места проживания, социального положения и уровня культуры

Организационные факторы стресса.

Значительная часть провоцирующих стресс факторов связана с выполнением профессиональных обязанностей. Авторы популярного учебника по основам менеджмента выделяют организационные факторы, способные вызвать стресс:

  • перегрузка или слишком малая рабочая нагрузка;
  • конфликт ролей (возникает, если работнику предъявляют противоречивые требования);
  • неопределенность ролей (работник не уверен в том, что от него ожидают);
  • неинтересная работа (обследование 2000 рабочих-мужчин 23-х профессий показало, что те, кто имеет более интересную работу, проявляют меньше беспокойства и менее подвержены физическим недомоганиям, чем занимающиеся неинтересной для них работой);
  • плохие физические условия (шум, холод и пр.);
  • неправильное соотношение между полномочиями и ответственностью;
  • плохие каналы обмена информацией в организации.

Другую группу стрессогенных факторов можно было бы назвать организационно-личностными, поскольку они выражают субъективно-тревожное отношение человека к своей профессиональной деятельности. Немецкие психологи В. Зигерт и Л. Ланг выделяют несколько типичных страхов работников:

  • страх не справиться с работой;
  • страх допустить ошибку;
  • страх быть обойденным другими;
  • страх потерять работу;
  • страх потерять собственное Я.

Стрессогенами также являются неблагоприятный морально-психологический климат в коллективе, неразрешенные конфликты, отсутствие социальной поддержки и т.д.

Таким образом, причины стрессов особого секрета не составляют. Проблема же заключается в том, как профилактировать стресс, воздействуя на причины, его вызывающие. Основное правило здесь напрашивается само собой: нужно четко отличать стрессогенные события, на которые мы можем как-то повлиять, от тех, что явно не в нашей власти. Ясно, что на кризисную ситуацию в стране или в мире, на неотвратимо надвигающийся пенсионный возраст и пр. отдельный человек, если и может воздействовать, то очень незначительно. Поэтому подобные события следует оставить в покое и сосредоточиться на тех стрессогенных факторах, которые могут быть нами изменены реально.

Виды стресса

Стрессы бывают эмоционально отрицательные и эмоционально положительные.

В случае эмоционально положительного стресса стрессовая ситуация непродолжительна и вы ее контролируете, обычно в этих случаях опасаться нечего: ваш организм сможет быстро отдохнуть и восстановиться после взрыва активности всех систем. Известны, правда, факты, когда сильные положительные эмоции у людей со слабым здоровьем приводили к серьезным последствиям, вплоть до инсультов и инфарктов, но это все-таки случаи уникальные и мы их обсуждать не станем. Говоря "борьба со стрессом", "последствия стресса", будем иметь в виду эмоционально отрицательный тип стресса.

Различают кратковременный (острый) и долговременный (хронический) стрессы. Они по-разному отражаются на здоровье. Долговременный несет более тяжелые последствия.

Для острого стресса характерны быстрота и неожиданность, с которой он происходит. Крайняя степень острого стресса - шок. В жизни каждого человека были шокирующие ситуации.

Шок, острый стресс почти всегда переходят в стресс хронический, долговременный. Шоковая ситуация прошла, и человек оправился от потрясения, но воспоминания о пережитом возвращаются снова и снова.

Долговременный стресс не обязательно является следствием острого, он часто возникает из-за малозначительных, казалось бы, факторов, но постоянно действующих и многочисленных (например, неудовлетворенность работой, напряжённые отношения с коллегами и родственниками и т.п.).

Физиологический стресс возникает в результате прямого воздействия на организм различных негативных факторов (боль, холод, жара, голод, жажда, физические перегрузки и т.п.)

Психологический стресс вызывают факторы, действующие своим сигнальным значением: обман, обида, угроза, опасность, информационная перегрузка и т.п.

Эмоциональный стресс имеет место в ситуациях, угрожающих безопасности человека (преступления, аварии, войны, тяжелые болезни и т.п.), его социальному статусу, экономическому благополучию, межличностным отношениям (потеря работы, семейные проблемы и т.п.).

Информационный стресс возникает при информационных перегрузках, когда человек, несущий большую ответственность за последствия своих действий, не успевает принимать верные решения. Очень часты информационные стрессы в работе диспетчеров, операторов технических систем управления.

Методы преодоления стресса

«Стресс - это не то, что с Вами случилось, а то, как Вы это воспринимаете».

 Ганс Селье «отец» теории стресса

Очень важным во время борьбы со стрессом, является знание способов снятия стресса. Различные стрессы занимают различные эмоциональные уровни, различен также их характер и степень серьёзности. Соответственно различны и способы снятия стресса, зная их, каждый сможет избежать последствий влияния стресса на физическое и психическое состояние.

Во-первых, это способ, направленный непосредственно на устранение причин стресса. Имеется в виду стратегия длительного действия, изменяющая либо ситуацию, либо самого человека. Вы находите причину стресса и устраняете ее. Этот метод применим лишь в том случае, когда вы точно осознаете причины, вызвавшие стресс, хотите их устранить, и вас не устраивает быстрое, но временное решение проблемы, или же вы чувствуете приближение стрессового состояния и хотите себя соответствующим образом подготовить.

Во-вторых, существуют так называемые быстрые методы, которые способны ненадолго облегчить сложившуюся ситуацию. В таком случае вы пытаетесь снизить уровень уже наступивших стрессовых реакций и стремитесь избежать усиления их. Эти методы применимы тогда, когда вы не можете (в силу тех или иных обстоятельств) устранить причину, вызвавшую стресс.

На самом деле существует много способов расслабиться и отдохнуть - будь то прогулки, чтение, занятия музыкой, спортом или… просто бездельничанье. Выбор зависит только от человека.

В-третьих, - активная защита от стресса. Человек меняет сферу деятельности и находит что-то более полезное и подходящее для достижения душевного равновесия, способствующее улучшению состояния здоровья (спорт, музыка, работа в саду или огороде, коллекционирование и т. п.). Активная релаксация (расслабление), которая повышает природную адаптацию человеческого организма - как психическую, так и физическую. Эта реакция наиболее действенная.

Способ 1.

Специалисты убеждены: одним из самых простых способов избавления от стресса является простое его «запивание». Дело в том, что одним из самых явных последствий стресса является обезвоживание организма.

Простейший способ справиться с этой проблемой - это пить как можно больше.

Правда, тут нужно учитывать, что пить нужно не все подряд, а только чистую воду и свежевыжатые соки, которые быстро утоляют потребность организма в жидкости.

Если говорить про всеми любимые кофе и чай, то эти напитки, наоборот, увеличивают скорость выделения жидкости из организма.

Способ 2.

Теперь вспомним про банальную потребность нашего организма в полноценном сне.

При современном ритме жизни многие люди уже забыли, что такое нормальный сон.

В сутки не рекомендуется спать менее семи часов.

Помните о том, что хроническое недосыпание, которое на данный момент свойственно большинству людей нашей чудесной планеты, крайне негативно сказывается на здоровье.

Кроме того, уже ни для кого не секрет, что крепкий сон - это замечательный и очень приятный способ борьбы со стрессом. Поэтому, старайтесь выделять достаточное количество времени на сон.

Способ 3.

Психологи предлагают уникальный способ борьбы со стрессом.

Они советуют записывать все своим переживания и негативные эмоции в отдельную тетрадь, описывая при этом все в мельчайших подробностях.

Когда все ваши мысли будут зафиксированы в письменном виде, вы можете порвать листы или сжечь их.

Такой способ позволяет быстро снять нервное перенапряжение и избавить вас от негативных эмоций.

Способ 4.

Ученые из Японии давно придерживаются того мнения, что лучше всего выплескивать свои негативные эмоции при помощи физических упражнений.

Способ 5.

Освойте какую-нибудь дыхательную практику.

Она пригодиться вам, когда вы столкнетесь с какой-нибудь негативной ситуацией.

Дело в том, что если мы сдерживаем себя и не выплескиваем на окружающих весь поток негативных эмоций, то они не исчезают, а копятся внутри, что приводит к тому, что мы начинаем проявлять агрессию против самих себя, настраиваемся на «самоуничтожение». Некоторые специалисты считают, что избежать этого можно просто научившись «выдыхать» стрессы.

Самой простой дыхательной методикой в этом случае будет просто сделать десять глубоких вдохов и выдохов.

Это же простое упражнение поможет вам не сорваться на окружающих. Когда почувствуете, что эмоции вас захлестывают, выполните это упражнение, после чего, вы наверняка сможете совладать с собой.

Способ 6.

Ученые из Германии советуют «замораживать» стресс.

Специалисты из этой страны убеждают, что нервное напряжение поможет снять обычный холод.

Когда попадаете в ситуацию, которая вводит вас в состояние сильного волнения, выйдете на три минуты на холод, не надевая верхнюю одежду.

Когда вы ненадолго оказываетесь в среде с минусовой температурой, ваш мозг начинает активно вырабатывать гормон радости - серотонин.

Правда, следует отметить, что главное при использовании этого способа - не затягивать процесс, так как в противном случае не долго и простуду заполучить!

Способ 7.

Этот способ также очень и очень действенен. Все что вам придется сделать - это представить себя режиссером, а всю ситуацию превратить не более чем в театральное действие. Представьте, что вас все, что происходит, вовсе не касается, вы наблюдаете за всем этим со стороны и потому можете адекватно оценить все происходящее и найти наиболее оптимальное решение сложных задач.

Заметно снизить стресс позволяет элементарная организация труда:

уборка в конце рабочего дня рабочего места от лишних бумаг, инструментов, приборов, мусора и др.;

ежевечернее (в конце рабочего дня) планирование следующего дня с указанием приоритетности каждого дела, при этом завтра необходимо придерживаться составленного плана;

руководителю надо подумать о делегировании подчиненным некоторых своих полномочий;

недопустимо пропускать обед или перерывы, на это время лучше покинуть рабочее место, иначе отдых не будет полноценным;

во время перерывов желательно выполнить несколько физических упражнений (махи руками, ногами, несколько приседаний), хорошо, если удастся подобрать подходящий комплекс упражнений, также эффективна энергичная ходьба (прогулки).

После работы можно заняться спортом, своим хобби или просто прогуляться по улице.

Физические упражнения - один из лучших способов справиться со стрессом. Выделяют обычно упражнения для тренировки сердечно-сосудистой системы, на растяжение и силовые упражнения. Можно заниматься каким-то одним видом либо придумать себе комплекс, включающий по несколько упражнений каждого вида. Эффективны для снижения стресса также глубокое диафрагмальное дыхание, аутогенная тренировка и медитации. Отдых и расслабление просто необходимы для хорошего самочувствия, как и физическая нагрузка.

Итак, обобщая сказанное, отмечу важные методы, позволяющие противостоять как производственному, так и любому повседневному стрессу:

  • укрепление общего состояния здоровья с помощью правильного питания, полноценного отдыха, занятий спортом и др.;
  • изменение ситуации, т.е. устранение того, что вызывает беспокойство, насколько это возможно;
  • изменение отношения к ситуации;
  • уметь расслабляться и не пребывать в обычном для стресса напряжении.

Конечно же важна организация рабочей среды, в которой поощряются доброжелательные взаимоотношения: каждый понимает, что может рассчитывать на поддержку других.



Предварительный просмотр:

ПАМЯТКА ДЛЯ ВЫПУСКНИКОВ
как подготовиться к сдаче экзамена

Экзамены (в строгом переводе с латыни — испытания) —это не просто «отбарабанил» и ушел. Это процесс многокомпонентный и сложный, где каждая из составляющих успеха просто незаменима. Психологическая готовность так же важна, как и хорошее владение знаниями по предмету.

Подготовка к экзамену

 Сначала подготовь место для занятий: убери со стола лишние вещи, удобно расположи нужные учебники, пособия, тетради, бумагу, карандаши.

 Можно ввести в интерьер комнаты желтый и фиолетовый цвета, поскольку они повышают интеллектуальную активность. Для этого бывает достаточно какой-либо картинки в этих тонах или эстампа.

 Составь план подготовки. Для начала определи, кто ты — «жаворонок» или «сова», и в зависимости от этого максимально используй утренние или вечерние часы. Составляя план на каждый день подготовки, необходимо четко определить, что именно сегодня будет изучаться. Не вообще: «немного позанимаюсь», а какие именно разделы и темы будут пройдены.

 Начни с самого трудного — с того раздела, который знаешь хуже всего. Но если тебе трудно «раскачаться», можно начать с того материала, который тебе больше всего интересен и приятен. Возможно, постепенно войдешь в рабочий ритм, и дело пойдет.

 Чередуй занятия и отдых, скажем, 40 минут занятий, затем 10 минут — перерыв. Можно в это время помыть посуду, полить цветы, сделать зарядку, принять душ.

 Не надо стремиться к тому, чтобы прочитать и запомнить наизусть весь учебник. Полезно структурировать материал за счет составления планов, схем, причем желательно на бумаге. Планы полезны и потому, что их легко использовать при кратком повторении материала.

 Выполняй как можно больше различных опубликованных тестов по этому предмету. Эти тренировки ознакомят тебя с конструкциями тестовых заданий.

 Тренируйся с секундомером в руках, засекай время выполнения тестов (на задания в части А в среднем уходит по 2 минуты на задание).

 Готовясь к экзаменам, никогда не думай о том, что не справишься, а, напротив, мысленно рисуй себе картину триумфа.

 Оставь один день перед экзаменом на то, чтобы вновь повторить все планы ответов, еще раз остановиться на самых трудных вопросах.

Накануне экзамена

 Многие считают: для того чтобы полностью подготовиться к экзамену, не хватает всего одной, последней перед ним ночи. Это неправильно. Ты уже устал, и не надо себя переутомлять. Напротив, с вечера перестань готовиться, прими душ, соверши прогулку. Выспись как можно лучше, чтобы встать отдохнувшим, с ощущением своего здоровья, силы, боевого настроя. Ведь экзамен — это своеобразная борьба, в которой нужно проявить себя, показать свои возможности и способности.

 В пункт сдачи экзамена ты должен явиться не опаздывая, лучше за полчаса до начала тестирования. При себе нужно иметь пропуск, паспорт (а не свидетельство о рождении) и несколько (про запас) гелевых или капиллярных ручек с черными чернилами.

 Продумай, как ты оденешься на экзамен: в пункте тестирования может быть прохладно или тепло, а ты будешь сидеть на экзамене 3 часа. 

Как вести себя во время сдачи экзаменов

Экзаменационные материалы состоят из частей, в которых сгруппированы задания разного уровня сложности. Всегда есть задания, которые ты в силах решить. Задания разрабатываются в соответствии с программой общеобразовательной школы и отвечают образовательному стандарту.

Итак, позади период подготовки. Не пожалей двух-трех минут на то, чтобы привести себя в состояние равновесия. Вспомни о ритмическом дыхании, аутогенной тренировке. Подыши, успокойся. Вот и хорошо!

Будь внимателен! В начале тестирования тебе сообщат необходимую информацию (как заполнять бланк, какими буквами писать, как кодировать номер школы и т.п.). От того, насколько ты внимательно запомнишь все эти правила, зависит правильность твоих ответов!

Соблюдай правила поведения на экзамене! Не выкрикивай с места, если ты хочешь задать вопрос организатору проведения ЕГЭ в аудитории, подними руку. Твои вопросы не должны касаться содержания заданий, тебе ответят только на вопросы, связанные с правилами заполнения регистрационного бланка, или в случае возникновения трудностей с тестопакетом (опечатки, непропечатанные буквы, отсутствие текста в бланке и пр.).

Сосредоточься! После заполнения бланка регистрации, когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша!

Не бойся! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.

Начни с легкого! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.

Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать баллов только потому, что ты не дошел до «своих» заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.

Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания «по первым словам» и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.

Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет даст тебе и другой бесценный психологический эффект: забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание — это шанс набрать баллы.

Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном-двух вариантах, а не на всех пяти–семи (что гораздо труднее).

Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким, доступным для тебя заданиям (первый круг), тогда ты успеешь набрать максимум баллов на тех заданиях, в ответах на которые ты уверен, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить (второй круг).

Угадывай! Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.

Проверяй! Обязательно оставь время для проверки своей работы, хотя бы для того, чтобы успеть пробежать глазами ответы и заметить явные ошибки.

Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это не всегда реально. Учитывай, что количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.



Предварительный просмотр:

Учитель: его здоровье и самосовершенствование

Психологические особенности учителя.

Проблема профессиональной деформации.

     Деформация личности – это изменения, нарушающие её целостность, снижающие уровень адаптации и эффективность профессионального функционирования.

    У педагогов пофессиональная деформация может проявляться на 2-х уровнях.

     1. Общепедагогические деформации, характеризующие сходные изменения личности у всех занимающихся педагогической деятельностью.

     Наличие этих деформаций делает учителей, преподающих разные предметы, работающих в разных учебных заведениях, проповедающих разные педагогические взгляды, с разными темпераментами и характерами, похожими друг на друга.

     В педагогическом процессе учитель использует свою личность как инструмент влияния на ученика, нередко прибегая к таким примитивным, но действенным приёмам, как авторитарный стиль общения.

     В результате личность учителя обретает черты назидательной, излишне самоуверенной, догматичной, с полным отсутствием гибкости и т.д.

    2. Типологические деформации вызваны слиянием личностных особенностей с соответствующими воздействиями профессиональной деятельности. Обычно это приводит к заострению отдельных черт личности до уровня их акцентированности.

    В работе учителя его профессиональные деформации проявляются в позициях, которые он неизменно занимает во взаимоотношениях с детьми и взрослыми.

Советы учителю, помогающие избежать личностной деформации и получать больше радостей от жизни:

  1. Старайтесь смотреть на вещи оптимистично.
  2. Стремитесь побороть страх.
  3. Найдите время, чтобы побыть наедине с собой.
  4. Не позволяйте окружающим требовать от вас слишком многого.
  5. Не старайтесь делать вид, что вам нравится то, что вам на самом деле неприятно.
  6. Не оказывайте слишком большое давление на своих детей.
  7. Старайтесь реже говорить: «Я этого не могу сделать».
  8. Используйте возможность выступить с речью.
  9. Следите за фигурой.
  10. Маленькие радости в ваших руках.
  11. Не забывайте, что вы красивы.

Здоровье и самосовершенствование учителя

     Частыми нарушениями здоровья у педагогов являются:

  1. нервные расстройства (чаще в форме астенонев-ротических состояний);
  2. сердечно-сосудистые нарушения (гипертонические про-

явления, вегетососудистая дистония, стенокардия и др.);

  1. остеохондроз;
  2. нарушения обмена веществ, расстройства пищеварительной системы;
  3. заболевания верхних дыхательных путей;
  4. патология зрения (миопия и др.);
  5. у женщин – разнообразные гинекологические нарушения.

Один из главных врагов здоровья учителя – стресс (точнее дистресс).

Поэтому умение предупреждать возникновение дистресса относится к необходимой составляющей профессиональной компетенции учителя.                                                                              

Рекомендации и приёмы, которые можно использовать при возникновении напряжённой ситуации, угрозе стресса или начальных стадиях его формирования

   Задержка дыхания на вздохе. На некоторое время (обычно достаточно 10-15 секунд) задержать дыхание, сосредоточившись на себе. При этом можно медленно считать про себя, можно даже закрыть глаза. Но не старайтесь побить рекорд продолжительности паузы без дыхания!

   Сильно сжать руки в кулаки на несколько секунд и медленно опустить. Повторить 2-3 раза с небольшими паузами. Обратить внимание на то, какое приятное тепло ощущается в кистях, как они потяжелели, расслабились, как это приятное расслабление медленно охватывает всю руку.

   Мысленно отключиться от взволновавшей ситуации, минуту-другую заставить себя думать о чём-то совершено ином, представить себе во всех подробностях какой-то образ, картину природы.

   Медленно, с удовольствием потянуться (если позволяет ситуация), размять мышцы тела, сделать несколько физических упражнений, самомассаж (особенно полезно промассировать пальцы рук, шейно-затылочную зону). Вообще, физическая нагрузка – лучший способ избавиться от стресса, «сжечь» его.

   Наряду с физическими упражнениями, хорошим антистрессовым действием обладают эмоционально-голосовые психотехники. Улыбнуться, засмеяться, выкрикнуть что-нибудь – хорошая возможность изменить своё состояние.

Что делать, если возникли незначительные проблемы со здоровьем

Если болит голова

  • При несильной боли нагните голову, нащупайте

выступающий позвонок в месте перехода шеи в спину и потрите его с небольшим усилием 2-3 минуты.

  • Медленно и осторожно сделайте пять круговых движений

головой вправо, пять - влево.

  • Полностью расслабьте мышцы шеи и позвольте

голове«упасть», проделайте это упражнение пять раз.

  • Выпейте сладкий чай или съешьте конфету

с фруктовым наполнителем, запейте её водой.

Если головные боли возникают регулярно, надо, во-первых, выяснить причину этих болей и, во-вторых, подобрать для себя упражнения, приёмы, эффективно снимающие боль.

       Большинство  головных болей снимается упражнениями на расслабление.

  • Примите удобную позу сидя, расслабьтесь, включите

приятную музыку, закройте глаза и начинайте первое упражнение.

  • Наклоните голову вперёд и сделайте 4-5 глубоких

вдохов и выдохов. Каждый вдох и выдох – на счёт 10. Положение головы во время упражнения не меняется.

  • Затем медленно наклоните голову к правому плечу и

повторите это же дыхательное упражнение.

  • Далее – в положении головы у левого плеча.
  • Затем соедините руки «в замок», положите их ладошками на лоб и сделайте 2-3 давящих движения, как бы вдавливая скрещенные пальцы в голову.
  • Повторите упражнение столько же раз со стороны затылка и в области шеи, спустив руки с волос.
  • К боли в области висков может привести напряжение мышц шеи и плечевого пояса при длительном удержании неправильной позы. Осторожно, лёгкими круговыми движениями массируя от уха по направлению к глазу кончиками пальцев виски, можно ослабить головную боль.
  • Следующий приём – самомассаж поглаживающими движениями ото лба через голову к затылку, используя массажные пластинки из дерева или массажные щётки. Движения, очень мягкие и плавные, должны направляться по линиям роста волос, от темени вниз к ушным раковинам, затем от темени – к шее.
  • Массаж можно проводить также подушечками пальцев. Спиралевидными движениями помассируйте височную область, от бровей к границе роста волос по восходящей линии. Для достижения тонизирующего эффекта используется направление движений по часовой стрелке. При движении пальцев против часовой стрелки эффект будет тормозящий, успокаивающий.
  • Эффективен «пальцевый душ» - быстрое и лёгкое постукивание кончиками пальцев в области лба, начиная от надбровных дуг. Далее – по волосистой части головы, спускаясь к шее. Облегчает страдания точечный массаж височной области и лба над переносицей. Подушечками указательных пальцев несильно надавливайте на болевые точки в течение 1-1,5 минуты.
  • Хорошим методом для уменьшения головной боли является тёплая хвойная ванна. Можно использовать и такие травы, как мята, мелисса, бергамот или валериана. После ванны выпейте чашечку свежесваренного чая, в состав которого входит успокоительный травяной сбор: ромашка, липовый цвет, мята. При первых признаках боли помогает кисловатый морс из клюквы, брусники, вода с добавлением сока лимона или молотого имбиря.
  • Хорошо снимают несильную головную боль и ароматические масла. Масло розы, жасмина или лаванды с бергамотом может ускорить выздоровление. Масло втирайте в виски и в область шеи сзади – там, где начинают расти волосы. Вдыхание аромата масел («ароматерапия») также оказывает выраженный оздоравливающий эффект (но только при правильном индивидуальном подборе ароматических смесей!).
  • Лекарственные препараты следует применять лишь в исключительных случаях, лучше по рекомендации врача. Но при особо интенсивной головной боли можно принять таблетку анальгетика в комбинации с небольшой дозой кофеина (например, в кофе или чае). Однако релаксация и предложенные упражнения обычно в силах заменить таблетки. Не терпите при головной боли, мучительно ожидая, когда она сама отступит, а снимайте приступ. Не пускайте боль на самотёк и не концентрируйтесь на неизбежности очередного приступа – это только увеличит вероятность его воздействия.

Если перенапряжено горло, устали голосовые связки

           С закрытым ртом сделайте несколько мышечных усилий, при которых вы ощутите неприятное напряжение подчелюстных мышц, корня языка, глотки и гортани. Время упражнения – 5-10 секунд. Чувство напряжения в подчелюстных мышцах останется ещё на 2-3 минуты, голос восстановится. Выпейте стакан чая с мятой или пососите мятную пастилку. Можно бросить в стакан горячей воды таблетку валидола и подышать парами в течение одной минуты.

Если устали глаза

        Закройте глаза и представьте себе луг, заросший сочной зелёной травой. Постарайтесь мысленно сосредоточиться на этой картинке в течение 2-3 минут. Если есть возможность, промойте глаза прохладным спитым чаем.

Если устал слуховой анализатор, вас раздражает шум

       Крепко прижмите ладони к ушам и с силой, резко отдёрните руки. Повторите упражнение 5-7 раз.

Если устала поясница

       Перемените положение тела: если вы сидели – встаньте и походите, если стояли – сядьте поудобнее, расслабьте мышцы.

Если у вас плоскостопие

       Постарайтесь в течение дня несколько раз сменить обувь, чтобы менять нагрузку на свод стопы.

В с е г д а   п о м н и т е: 

не надо накапливать дискомфортные ощущения. Любите своё тело, заботьтесь о нём!