Участие в проектировании и реализации инициатив по развитию взаимодействия с родителями

Зайдуллина Ляйсан Римовна

Предварительный просмотр:

План взаимодействия НРМ ДОБУ ЦРР-д/с «Родничок»

 с родителями  (законными представителями) воспитанников
на 2022/23 учебный год

Форма взаимодействия

Срок

Ответственный

Система взаимодействия по вопросам организационной
и административной деятельности дошкольной организации

Родительское собрание на тему: «Организованное начало учебного года»

Сентябрь

Заведующий, воспитатели групп

Встречи по сбору согласий/отказов (информированное добровольное согласие на медицинское вмешательство или отказ от медицинского вмешательства, согласие на обработку персональных данных родителя и детей, согласие на участие детей от 13 до 18 лет в социально-психологическом тестировании, на логопедическое сопровождение ребенка и т.п.)

Сентябрь

Заведующий, медицинский работник

Встречи по сбору заявлений (о праве забирать ребенка из детского сада, о предоставлении мер социальной поддержки, диетического питания ребенку т.п.)

Сентябрь

Заведующий, старший воспитатель, ответственный по питанию

День открытых дверей

Октябрь, май

Заведующий, старший воспитатель

Субботники

Октябрь, апрель

Заместитель заведующего по АХЧ

Родительское собрание на тему: «Организованное окончание учебного года и летняя работа»

Май

Старший воспитатель

Разработка материалов, информирующих родителей (законных представителей) обучающихся о правах их и их детей, включая описание правомерных и неправомерных действий работников. Размещение материалов на информационных стендах и сайте детского сада

Не реже 1 раза в полугодие

Старший воспитатель

Оформление и обновление информационных стендов, опубликование информации на сайте детского сада по текущим вопросам

Не реже 1 раза в три месяца

Старший воспитатель

Персональные встречи с администрацией детского сада

По запросу

Секретарь, заведующий

Учет мнения совета родителей

В течение всего периода

Заведующий

Рассылка информации по текущим вопросам и общение в родительских чатах

В течение всего периода

Воспитатели групп

Родительский мониторинг организации питания воспитанников (посещение помещений для приема пищи, изучение документов по организации питания и т.п.)

В течение всего периода (при наличии заявок)

Ответственный по питанию

Подготовка и направление ответов на обращения родителей, организация реагирования на жалобы

При наличии обращений

Ответственный за работу с обращениями

Сотрудничество по вопросам патриотической и идеологической
воспитательной работы с воспитанниками

Беседа о роли государственной символики в воспитании детей

1 сентября

Старший воспитатель

Совместные с воспитанниками церемонии поднятия флага и исполнения гимна России ко Дню народного единства, Дню Конституции, Дню защитника Отечества, Дню России

Накануне 4 ноября, 12 декабря, 23 февраля, 12 июня

Старший воспитатель

Экскурсия совместно с воспитанниками в музей по теме: «Родной край»

Ноябрь

Воспитатели групп

Круглый стол на тему: «Патриотическое и идеологическое воспитание детей – важная составляющая будущего»

Декабрь

Старший воспитатель

Родительский ринг «Патриотическое воспитание воспитанников: что могут сделать родители?»

Март

Педагог-психолог

Совместная с воспитанниками акция «Подарки ветеранам»

Накануне 9 мая

Воспитатели групп

Коллективные массовые мероприятия с воспитанниками

Утренник ко Дню знаний

1 сентября

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Музыкальный вечер к Международному дню пожилых людей

Накануне 1 октября

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

Массовая спортивная эстафета ко Дню отца в России

Накануне 16 октября

Инструктор по физической культуре

Совместный досуг родителей и детей ко Дню материи в России

Накануне 27 ноября

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Новогодний утренник

С 19 по 23 декабря

Музыкальный руководитель, воспитатели групп

Физкультурно-музыкальный праздник «Мой папа – защитник Отечества»

Накануне 23 февраля

Инструктор по физической культуре

Концерт к Международному женскому дню

Накануне 8 марта

Старший воспитатель, музыкальный руководитель

Выпускной вечер (для подготовительной группы)

29-30 мая

Воспитатели группы, музыкальный руководитель

Взаимодействие с родителями (законными представителями)
воспитанников, прибывших из
ДНР, ЛНР и Украины

Индивидуальные и групповые консультации: знакомство с системой образования РФ, условиями социальной адаптации ребенка, документацией дошкольной организациии т.п.

По запросам, но не реже одного раза в месяц

Старший воспитатель, педагог-психолог

Изучение семьи и процесса воспитания ребенка в ней (направленный сбор информации о ребенке, проверка и уточнение гипотез)

Не реже одного раза в месяц

Старший воспитатель, педагог-психолог

Обсуждение и объяснение причин отклонений в психическом здоровье ребенка

По запросам и при наличии отклонений (с согласия родителя)

Педагог-психолог

Обучение родителей приемам общения с ребенком с помощью использования эффективных средств (игротерапии, изотерапии, музыкотерапии, библиотерапии)

По запросам и при наличии отклонений (с согласия родителя)

Педагог-психолог

Рассылка сообщений/звонки родителям по вопросам выявления отклонений в поведении детей

Не реже одного раза в два месяца

Старший воспитатель, педагог-психолог

Беседы и разработка рекомендаций с целью устранения отклонений в психическом здоровье детей

По запросам

Педагог-психолог

Формирование системы взаимодействия по вопросам цифровизации образовательной среды детского сада

Выяснение мнения родителей и сбор сведений о возможности освоения ООП ДО с применением ДОТ, полезности образовательных платформ детского сада для родителей

Сентябрь-октябрь

Воспитатели групп

Родительское собрание на тему: «Цифровые технологии для дошкольника «за и «против»»

Октябрь

Старший воспитатель

Раздача памяток на тему: «Организация деятельности дошкольников и использованием ЭСО»

Ноябрь

Воспитатели групп

Онлайн-экскурсия по образовательным платформам детского сада

Ноябрь

Старший воспитатель

Консультации по вопросам реализации ООП ДО с применением ДОТ

Ноябрь, февраль, июнь

Старший воспитатель, воспитатели старшей и подготовительных групп

Анкетирование на тему: «Мой ребенок и цифровые технологии»  

Декабрь

Старший воспитатель

Родительское собрание на тему: «Трансформация цифровой образовательной и воспитательной деятельности»

Февраль

Старший воспитатель

Вебинар на тему: «Новое в дистанционном дошкольном обучении»

Март

Воспитатели средней и старшей групп

Цикл бесед в родительских чатах на тему «Возможности цифровых технологий в образовательной среде»

Март-май

Воспитатели группы

Повышение компетентности в вопросах семейного воспитания, охраны и укрепления здоровья воспитанников

Мастер-класс «Адаптация ребенка к детскому саду»

Сентябрь

Педагог-психолог, воспитатели младших групп

Круглый стол «Вопросы воспитания»

Ноябрь

Старший воспитател

Лекторий «16 фраз, которые нужно говорить своим детям»

Январь

Педагог-психолог, старший воспитатель

Кргулый стол «Одна семья, но много традиций»

Март

Старший воспитатель

Семинар-практикум «Как справиться с капризами и упрямством дошкольника»

Май

Педагог-психолог

Психолого-педагогические тренинги в целях формирования ответственного отношения родителей или законных представителей к воспитанию детей

Раз в три месяца

Педагог-психолог

Тренинговое занятие «Семейная гостиная - мамы, дочки, сыночки»

Раз в полугодие

Педагог-психолог, старший воспитатель

Индивидуальные консультации по медицинским, психолого-педагогическим и иным вопросам семейного воспитания

По запросам

Педагогические работники в рамках своей компетенции

Поддержка родительских объединений, содействующих укреплению семьи, сохранению и возрождению семейных и нравственных ценностей с учетом роли религии и традиционной культуры местных сообществ

В течение всего периода

Старший воспитатель, педагог-психолог

Информационная и просветительская деятельность, взаимодействие в условиях распространения коронавирусной инфекции (COVID-19)

Информировать о режиме функционировании детского сада в условиях распространения COVID-19 (через сайт детского сада и родительские чаты)

Не позднее чем за 1 рабочий день до открытия детского сада после карантина, новогодних каникул, ремонта и других перерывов в работе

Администратор сайта, воспитатели групп

Разместить на информационном стенде детского сада сведения о вакцинации от гриппа и коронавируса

По окончании периода, указанного в постановлении государственного санитарного врача

Медицинский работник

Информировать о снятии/введении в детском саду части ограничительных и профилактических мер

Не позднее, через сутки после изменения перечня мер

Воспитатели групп

Размещать на сайте детского сада памятки и рекомендации о здоровьесберегающих принципах

Ежеквартально до 5-го числа

Администратор сайта, медицинский работник



Предварительный просмотр:

Понятие адаптации 

 Психолого-педагогический словарь указывает, что адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма»

  • адаптация – это «приспособление организма к изменяющимся внешним условиям, процесс требующий больших затрат психической энергии и часто проходящий с напряжением, а то и перенапряжением психических и физических сил организма»;
  • адаптация ребенка к ДОУ – это не просто расставание с близкими ему людьми на какой-либо период времени, это сложный процесс вхождения ребенка в совершенно новые для него условия жизнедеятельности и освоение новых форм отношений с ранее неизвестными ему людьми (сотрудниками детского сада и сверстниками);
  • процесс адаптация ребенка к ДОУ имеет свои сложности и негативные проявления, что обуславливает важную роль педагогической поддержки ребенка в этот период. Необходима такая организация жизни ребёнка-дошкольника в учреждении, которая обеспечит наиболее адекватное, и почти безболезненное приспособление к новым условиям; позволит сформировать положительное отношение к детскому саду и навыкам общения, не только со сверстниками, но и с взрослыми людьми.

 Рекомендации в период адаптации детей к условиям детского сада     

Подготовка ребенка к детскому саду

Вы решили привести ребенка в детский сад. Это очень важный и ответственный шаг в жизни Вашего малыша, ведь в детском саду он начнет активно развиваться и взрослеть, войдет в коллектив сверстников и научится строить социальные отношения.

Процесс перехода из домашней обстановки в детский сад очень болезненно переживается ребенком, поэтому ему необходимо помочь еще на этапе подготовки к детскому саду. Начните выполнять наши рекомендации примерно за три месяца до начала посещение детского сада и тогда Ваш ребенок легче пройдет процесс адаптации.

1. Для начала познакомьте ребенка с детским садом. Расскажите, что скоро он придет сюда и найдет много друзей. Чаще гуляйте около сада, если представится возможность – на площадках. Оставшись без мамы в детском саду, ребенку важно оказаться в знакомой обстановке.

2. Обычно родители очень переживают и тревожатся за свое чадо. Как он будет в детском саду без маминого присмотра? Не будут ли его обижать? Полюбит ли его воспитатель? Вкусно ли будут кормить? Много разнообразных вопросов интересуют и тревожат родителей. Это совершенно нормальное состояние мамы и папы. Но постарайтесь, чтобы ребенок не присутствовал при ваших обсуждениях подобных вопросов, так как дети существа очень чуткие и легко ловят настроение взрослых, а значит, и сами начинают испытывать тревогу.

3. Узнайте распорядок дня в детском саду и начните его придерживаться дома. Приучайте ребенка есть, спать, гулять примерно в то же время, что и в детском саду. Дети существа, которым необходима стабильность в жизни. Резкая смена уклада жизни и распорядка дня не очень благоприятно сказывается на психическом состоянии малыша. Помогите ему. Пусть режим детского сада станет для него привычным, а тем самым знакомым и естественным.

4. Приучайте ребенка к самостоятельности. Замечено, что лучше адаптируются те дети, которые меньше нуждаются в помощи взрослого. Приучите ребенка есть ложкой, пить из кружки, одеваться и обуваться. Может малыш еще не сможет застегнуть сложную застежку на сандале, но одеть его на ножку ему вполне по силам. Приучите просится и самостоятельно ходить на горшок.

5. Отучайте ребенка от вредных привычек! Одноразовые подгузники, соски и бутылки должны остаться в прошлом. Пользование этими предметами дома сильно тормозит развитие самостоятельности ребенка.

6. Укрепляйте иммунитет ребенка. Придя в детский сад, ребенок начинает часто болеть. Основные причины две: снижение иммунитета на фоне стресса, который испытывает каждый ребенок на первых этапах посещения детского сада, а так же разнообразие микрофлоры, с которой сталкивается ребенок в детском саду. Поэтому очень важно еще до начала посещения детского сада закаливать малыша, давать ему комплексы витаминов и минеральных веществ.

7. Расскажите ребенку, что в детском саду его ждут друзья, которые будут его любить. Расскажите, что с бедами и трудностями ему поможет справиться воспитатель или няня.
8. Помните, что на привыкание ребёнка к детскому саду может потребоваться до полугода. Рассчитывайте свои силы, возможности и планы. Лучше, если на этот период у семьи будет возможность подстроиться к особенностям адаптации своего малыша.

«Адаптация»: что это такое и как с ней быть?

Адаптация - это приспособление организма к изменившимся условиям жизни, к новой обстановке. А для ребенка детский сад, несомненно, является новым, неизведанным пространством, где он встречает много незнакомых людей и ему приходится приспосабливаться. Как протекает адаптационный период? Для начала нужно отметить, что каждый ребенок индивидуально проживает этот нелегкий период. Одни привыкают быстро – за 2 недели, другие дети дольше – 2 месяца, некоторые не могут привыкнуть в течение года. На то, как будет протекать процесс адаптации влияют следующие факторы:

1. Возраст;

2. Состояние здоровья;

3. Уровень развития навыков самообслуживания;

4. Умение общаться со взрослыми и сверстниками;

5. Сформированность предметной и игровой деятельности;

6. Приближенность домашнего режима к режиму детского сада;

С какими трудностями приходится сталкиваться малышу?

Во-первых, надо помнить, что до 2-3 лет ребенок не испытывает потребности общения со сверстниками, она пока не сформировалась. В этом возрасте взрослый выступает для ребенка как партнер по игре, образец для подражания и удовлетворяет потребность ребенка в доброжелательном внимании и сотрудничестве. Сверстники этого дать не могут, поскольку сами нуждаются в том же.

Во-вторых, дети 2-3 лет испытывают страхи перед незнакомыми людьми и новыми ситуациями общения, что как раз и проявляется в полной мере в яслях. Эти страхи - одна из причин затрудненной адаптации ребенка к яслям. Нередко боязнь новых людей и ситуаций в яслях приводит тому, что ребенок становится более возбудимым, ранимым, обидчивым, плаксивым, он чаще болеет, т. к. стресс истощает защитные силы организма. В-третьих, дети раннего возраста эмоционально привязаны к матерям. Мама для них – безопасный проводник на пути познания мира. Поэтому нормальный ребенок не может быстро адаптироваться к яслям, поскольку сильно привязан к матери, и ее исчезновение вызывает бурный протест ребенка, особенно если он впечатлительный и эмоционально чувствительный. В-четвертых, дома к ребенку не предъявляют требований к самостоятельности: мама может и с ложечки покормить, оденет и игрушки уберет на место. Придя в детский сад, ребенок сталкивается с необходимостью делать некоторые вещи самостоятельно: одеваться, есть ложкой, проситься и ходить на горшок и т.д. Если у ребенка не развиты культурно-гигиенические навыки, то привыкание идет болезненно, поскольку его потребность в постоянной опеке взрослого не будет удовлетворена полностью.

И последнее, дольше привыкают дети, у которых сохранились вредные привычки: сосать соску, ходить с подгузниками, пить из бутылки. Если избавиться от вредных привычек до начала посещения детского сада, то адаптация ребенка пройдет более гладко.

Как помочь ребёнку адаптироваться к условиям детского сада

Вы привели ребенка в детский сад. Период, когда ребенок привыкает к детскому саду, называют адаптационным. Традиционно под адаптацией понимается процесс вхождения человека в новую для него среду и приспособления к ее условиям. Как можете вы, уважаемые мамы и папы, помочь своему ребенку легче пережить период адаптации? Вот наши рекомендации:

1. Следует создать спокойный, бесконфликтный климат для него в семье. Щадить ослабленную нервную систему ребенка. Не увеличивать, а уменьшать нагрузку на нервную систему, - на время прекратить походы в цирк, театр, в гости. Намного сократить просмотр телевизионных передач.
2. Не реагировать на выходки и не наказывать за капризы.

3. Не оставляйте ребенка в саду на целый день! Первую неделю водите его на 2-3 часа, затем время увеличивается до 5-6 часов.

4. Приучайте ребенка к самостоятельности. Замечено, что лучше адаптируются те дети, у кого развиты навыки самообслуживания.

5. С самого начала помогите ребенку легко войти в детский сад. Ведь он впервые в жизни расстается с домом, с вами, отдаляется от вас, хотя и всего на несколько часов. В первые дни посещения садика не оставляйте ребенка одного сразу, лучше всего, чтобы он сам отпустил вас. А, расставаясь, не забудьте заверить, что непременно вернетесь за ним. Не забывайте постоянно говорить ему, что Вы его любите.

6. Когда вы уходите - расставайтесь с ребенком легко и быстро. Конечно же, вы беспокоитесь о том, как будет вашему ребенку в детском саду, но долгие прощания с обеспокоенным выражением лица, у ребенка вызовут тревогу, что с ним здесь может что-то случится, и он долго не будет вас отпускать.

7. Необходимо поддерживать и в выходные такой же режим дня, как и в детском саду!
8. Не кутать ребенка, а одевать его так, как необходимо в соответствии с температурой в группе.
9. Если ребенок с трудом расстается с матерью, то желательно первые несколько недель пусть отводит в детский сад его отец.

10. Не совершайте ошибки и не делайте перерывов в посещении садика - неделька дома не только не поможет малышу адаптироваться к садику, но и продемонстрирует ему, что есть и другой вариант, которого можно всеми силами добиваться.

11. Развивайте доброжелательное отношение ребенка к детскому саду, к воспитателям, няне.

Во время процесса адаптации ребенка к детскому саду будьте внимательны и терпимы с малышом, проявляйте к нему больше любви, заботы и ласки. Ведь ребенку ничего так не нужно, как любящие мама и папа.

Как помочь ребенку снять эмоциональное и мышечное напряжение

В период адаптации к детскому саду ребенок испытывает сильный стресс. И чем интенсивнее напряжение переживает ребенок, тем дольше длится период адаптации. Организм ребенка еще не способен справляться с сильными потрясениями, поэтому ему необходимо помочь снять напряжение, накопившееся за время пребывания в детском саду.

Почти всем детям хорошо помогают справиться с дневным напряжением — игры на воде: наберите в ванну немного теплой воды, включите теплый высокий душ. Вся накипь дня — усталость, раздражение, напряжение – уйдет, «стечет» с малыша. Игры в воде подчиняются одному общему правилу – они должны быть нешумными, спокойными.

Можно пускать мыльные пузыри, играть с губками (смотреть, как они впитывают и отдают воду, устроить ребенку «дождик» из губки, превратить их в кораблики или дельфинов), строить из мягкой мозаики красочные картины, просто дать две-три баночки, — и пусть переливает водичку туда-сюда. Вид и звук льющейся воды действует умиротворяющее, — через 15-20 минут ребенок будет спокоен.

Постарайтесь, чтобы малыш как можно больше времени находился на свежем воздухе (если позволяет время). Гуляя вместе с ним, вы получите идеальную возможность поговорить с сыном или дочкой, обсудить события дня. Если произошло что-то неприятное или тревожащее малыша, надо обсудить с ним это сразу, не допуская, чтобы это давило на него целый вечер.

Попробуйте исключить телевизор из вечерних развлечений малыша. Мерцание экрана только усилит раздражение и нагрузку на уставший мозг. Исключение можно сделать для передачи «Спокойной ночи, малыши!» или для любимого тихого мультфильма, — эти передачи идут в одно и тоже время и могут стать частью «ритуала» отхода ко сну. Перед сном можно сделать малышу расслабляющий массаж, прослушать вместе тихую мелодичную музыку, кассету с записями шума моря или звуков дождя, почитать сказку.
Каким бы замечательным не был детский сад, какие бы профессионалы в нем не работали, никто не поможет вашему ребенку лучше, чем вы. Если малыш будет твердо знать, что в конце шумного дня его ждет «тихая пристань», восемь часов в садике не покажутся ему такой оглушающей вечностью, и стресс отступит!



Предварительный просмотр:

«Роль семьи в воспитании дошкольника»

«Главный смысл и цель семейной жизни — воспитание детей»

                                                                                                     В.А. Сухомлинский

     Исследования свидетельствуют, что наиболее благоприятные возможности для укрепления здоровья ребенка, развития его физических качеств, нравственных чувств, привычек и мотивов поведения, интеллекта, приобщения к культуре создаются в семье. Семейное воспитание – это процесс взаимодействий родителей и детей, который непременно должен доставлять удовольствие, как той, так и другой стороне.

     В каждой семье, которая хочет, как можно лучше воспитать своих детей, есть те общие особенности, те условия, которые исключительно важны для нравственного и трудового воспитания дошкольников. Прежде всего, это глубокая кровная любовь родителей к детям и детей к родителям.

     Но если со стороны матери, отца, других взрослых членов семьи любовь приобретает жертвенный характер (все ребенку и ничего от него) или очень непоследовательной (то безмерно балуют, то требуют непосильного), у детей возникают эгоистические тенденции в поведении. И наоборот, когда детям недостает любви, рано или поздно это драматически скажется на их духовном и нервно-психическом развитии.

     Каждый ребенок невольно и неосознанно повторяет своих родителей, подражает папам и мамам, бабушкам и дедушкам. Поэтому родители должны заботиться о культуре повседневных взаимоотношений, быть образцом для подражания. Для ребенка дошкольного возраста авторитет родителей существует как бы изначально и непререкаем. Папа и мама для него «самые, самые» — красивые, умные, смелые и т.д. В спорах дошкольников наиболее веский аргумент — «мой папа так сказал», «моя мама так делает». Поступки и суждения родителей не подлежат критике. Но ребенок взрослеет, наблюдает, анализирует, сравнивает и порой бывает вынужден признать, что его папа и мама не столь безупречны, как ему казалось ранее.

     На психику и поведение ребенка могут влиять разнообразные явления окружающей жизни, в том числе и негативные. Было замечено, что тревожные дети вырастают у тревожных матерей. Честолюбивые родители зачастую просто подавляют своих детей, так проявляя роль семьи в воспитании ребёнка. В итоге у них появляется комплекс неполноценности. Кроме того, отец, часто выходящий из себя, подсознательно формирует у своих детей подобный тип поведения.

     Грубость, неуважение, раздражительность так же перенимаются детьми, как и доброжелательность. Нельзя вымещать на близких, тем более на ребенке, свое плохое настроение. Дети не могут не знать о тех трудностях, с которыми сталкиваются родители вне семьи, но это не значит, что свои взрослые проблемы можно перекладывать на плечи ребенка, создавать гнетущую атмосферу в доме.

     Ещё важно различать, существенный или незначительный повод вызвал те или иные эмоции родителей, соответствуют ли проявленные чувства происшедшему. Например, сын разбил тарелку. По этому поводу можно раскричаться, вспомнить еще несколько промахов ребенка, создать на весь день тяжелую атмосферу взаимного недовольства. Соответствует ли напряженность чувств существу происходящего? Разумеется, нет. Лучше объяснить ребенку причину происшедшего (торопливость, невнимательность, случайность и др.), пожалеть о разбитой тарелке и поставить на этом точку.

     Нельзя уличать ребенка в плохом поступке, стыдить, если у вас нет уверенности, что он его совершил. Ошибка может стоить дорого: ребенок замкнется или будет стараться «вывернуться», говоря неправду. Если возникнет ситуация, когда надо оценить неблаговидный поступок ребенка, не следует спешить. Спросите, что случилось, как он сам оценивает свое поведение. При этом ребенок должен почувствовать, что родители ему сопереживают, стремятся разобраться во всем по существу, по справедливости, помочь.

     Ребенок-дошкольник повседневно ощущает, что забота, ласка, семейное тепло, радости и удовольствия исходят от родных: мамы и папы, бабушки и дедушки. Если в семье нет отца, двойную заботу берет на себя, как правило, мать, обычно находятся любящие малыша другие родственники, близкие семье люди. Бабушки и дедушки должны рассказать внукам об их предках и других родственниках. Можно нарисовать вместе с ребенком древо семьи (генеалогическое дерево): это позволит ему наглядно представить последовательность поколений семьи, родственные отношения между ее членами. На дереве будет и его веточка, он сможет ощутить свою связь с ушедшими и ныне живущими людьми, которых объединяет понятие «семья». Обретут имена и биографии те, кто запечатлен на старых фотографиях в семейном альбоме.

     Все это очень важно для формирования у ребенка уважительного отношения к семье, потребности знать свои корни, понимания необходимости теплых отношений между родственниками. Все, что ребенок приобрел в семье в детские годы, сохранит он на всю оставшуюся жизнь.

     Часто ли в вашей семье звучат ласковые слова по отношению друг к другу, к детям, сколько раз в течение дня вы обратились к ребенку или кому-то из членов семьи с выражением любви, расположения, удовлетворения его поступками, делами и сколько раз выражали свое неудовольствие, раздражение? Преобладание того или другого и определяет стиль отношений в семье и то, как будут развиваться качества личности, которые вы хотели бы воспитать у вашего ребенка: доброжелательность, оптимизм, способность к состраданию, сочувствию.

Народная мудрость:

- Где любовь и совет, там и горя нет

- Добрая семья прибавит разума-ума

- Дерево держится корнями, а человек семьей

- Дом согревает не печь, а любовь и согласие

- Если в семье живёт старец, значит, в семье есть драгоценность

- Нет такого дружка, как родная матушка, да родимый батюшка

- Родители трудолюбивы — и дети не ленивы

- Счастье родителей — честность и трудолюбие детей

- У милого дитяти много ласковых имен



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей дошкольников

«Русские народные подвижные игры»

        Сейчас к нам постепенно возвращается национальная память, и мы по - новому начинаем относиться к старинным праздникам, традициям, фольклору, художественным промыслам, декоративно-прикладному искусству, в котором народ оставил нам самое ценное из своих культурных достижений. 2022 год объявлен в России годом народного искусства и нематериального культурного наследия народов России. Национальные праздники наших предков, повседневная жизнь детей, были тесно связаны с игрой, а сегодня народные игры почти исчезли из детства. Поэтому важно осуществить знакомство детей с особенностями народных игр.

Народные игры привлекают внимание не только как жанр устного народного творчества, в них часто используются заклички, считалки, приговорки, они заключают в себе огромный потенциал для физического развития ребёнка. Игры развивают ловкость, быстроту движений, силу, меткость. Все физические качества и двигательные навыки. Разученные считалки, скороговорки обогащают речь детей и делают процесс игры более интересным и увлекательным. Хочется отметить, что эти игры не носят соревновательный элемент, а наоборот, способствуют сплочению, умению выполнить совместные движения.

        Национальное богатство народная игра как жанр устного народного творчества, должна стать известна нашим детям. Мы знаем, что в игре разносторонне развивается ребёнок, а подвижная игра одно из средств физического развития, она также способствует умственному, нравственному и эстетическому развитию детей.

        К сожалению, современные дети предпочитают малоподвижную деятельность, такую как компьютерные игры, просмотр телепередач. Многие родители относятся к детской игре как забаве, хотя именно игра для ребёнка – весёлая работа, в которой он развивается, в нём закладывается знания и опыт, первые основы его дальнейшей жизни.

        Почему важно научить ребенка играть в русские народные подвижные игры? Ответ прост, если изучать игры разных народов, то можно заметить, что в национальной игре отражается характер именно данного народа и возможность проявления своего национального характера. Народная игра отражает разные стороны жизни определённого народа, поэтому для каждого народа их национальные игры интереснее, понятнее, увлекательнее для детей, растущих в национальной среде.

        Следует помнить, что подвижные игры требуют пространства, удобной одежды, не допускающей перегрева. В летнее время, когда от движения и жары возникает жажда, следует соблюдать питьевой режим. Обязательно надо следить за тем, чтобы разгорячённые дети за раз не пили много воды и слишком быстро. Вместо воды, для утоления жажды можно съесть фрукт, но ни в коем случае не поите детей газированными напитками.

        Мы знаем, что бег – простое и полезнейшее движение. При правильном беге сердце и лёгкие привыкают к нагрузке, немалую работу испытывают мышцы нижних конечностей, также тренируются мышцы туловища. При играх с бегом развиваются такие качества как быстрота, ловкость, грация, выносливость. Прыжки требуют от тела большой крепости, силы мускулов, ловкости и владение ногами. Также в прыжках развивается проворство, глазомер, соразмерение равновесия и т. д. Мяч – самая простая развивающая игрушка, которая возникла в глубокой древности. Главным образом, игры с мячом развивают мускулы рук, глазомер. Существует множество русских народных игр с мячом.

        В играх с мячом и палками мяч не бросают, а бьют разного рода палками. Это известные игры «В лапту», «Зевака». Игры с палками и деревяшками. Самая известная игра «Чиж», «Бабки», «Городки».

        Игры с камушками в России играли всегда, особенно когда очень жарко или непогода, когда имеется потребность отдохнуть, посидеть. Для этих игр требуется проворство, ловкость, глазомер и развитие кисти рук.

        Закончить хочу словами Е. А. Покровского: «Дайте же детям играть, пока игра их радует, влечёт к себе и вместе с тем приносит им громадную пользу!

        Воспитание гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину – задача особенно актуальная сегодня. И потому, не может быть успешно решена без познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры. Ребёнок должен впитывать культуру своего народа через игры – забавы, загадки, сказки, через декоративно – прикладное искусство народных мастеров, которое раскрывает исконные истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует его моральные, эстетические ценности, художественные вкусы и является частью его истории.

Источники:
1. Е. А. Покровский. Русские подвижные игры. СПб. : Речь, Образовательные проекты; М. : Сфера, 2009.
2. Н. С. Осипенко, В. Ю. Титкова. Фестиваль русских народных игр в ДОО. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения № 7/июль/, 2014; стр. 14.
3. Знакомство детей с русским народным творчеством. Л. С. Куприна и др. СПб. : «Детство-Пресс», 1999.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Памятка для родителей

«Профилактика компьютерной зависимости у ребёнка»

1. Разместите компьютер в общей комнате - таким образом, обсуждение Интернета станет повседневной привычкой, и ребёнок не будет наедине с компьютером, если у него возникнут проблемы.

2. Используйте будильник, чтобы ограничить время игр или пребывания ребёнка в Интернете. По санитарным нормам ребёнок не может проводить за компьютером более 15 минут подряд. Играть в компьютерные игры перед сном запрещается всем детям.

3. Используйте технические способы защиты компьютера: функции родительского контроля в операционной системе, антивирус и спам-фильтр.

4. Установите любую из программ в зависимости от операционной системы вашего компьютера - это поможет отфильтровать вредоносное содержимое; выяснить, какие сайты посещает ребёнок; установить временные рамки использования компьютера или Интернета; блокировать нежелательные действия маленького пользователя в Сети. Самыми популярными программами родительского контроля являются:

  • «Дополнительная безопасность» в Windows 7 - обеспечит сохранность личных данных от всех возможных угроз;
  • «Семейная безопасность» в Windows live - поможет уследить за контактами и интересами Вашего ребёнка даже с другого компьютера;
  • «Родительский контроль» в Windows Vista - с её помощью Вы можете определить время, когда ребёнок может зайти в систему, а также с помощью фильтра установить запрет к отдельным играм, узлам, программам;
  • «Родительский контроль» в Kaspersky Cristal - помимо антивирусной программы, она позволяет следить за тем, какие сайты посещает ребёнок, и ограничивать посещение «неугодных». Кроме того, программа поможет вам сохранить личную информацию (семейные фото, пароли, файлы) от вторжения и хищения.

5. Создайте «Семейные интернет-правила», которые будут способствовать онлайн-безопасности детей.

6. Обязательно обсуждайте с детьми все вопросы, которые возникают у них в процессе использования компьютера, интересуйтесь друзьями из Интернета. Учите критически относиться к информации в Интернете и не делиться личными данными онлайн.

7. Предложите ребёнку другие возможности времяпрепровождения: походы в кино, прогулки, настольные и подвижные игры.

8. Используйте компьютер как элемент эффективного воспитания в качестве поощрения (например, за уборку в своей комнате).

C:\Users\Александр\Desktop\home-computer-laptop.png



Предварительный просмотр:

Консультация для родителей                                                                                                                     «Влияние семьи на эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

В последние десятилетия большое внимание уделяется эмоциональному благополучию ребенка, которое расценивается как показатель оптимальности его психического развития и психологического здоровья.

Эмоциональное благополучие предусматривает удовлетворение потребности в общении, установлении доброжелательных взаимоотношений в семье, между детьми и педагогами в учебно-воспитательных учреждениях, создание благоприятного микроклимата в группах.

В исследованиях эмоционального состояния детей дошкольного возраста [А.Д.Кошелева, В.И. Перегуда, И.Ю. Ильина, Г.А. Свердлова, Е.П. Арнаутова и др.] устойчиво положительное, комфортное эмоциональное состояние ребенка рассматривается как базовое, являющееся основой всего отношения ребенка к миру и влияющее на особенности переживания семейной ситуации, познавательную сферу, эмоционально-волевую, стиль переживания стрессовых ситуаций, отношение со сверстниками. Обобщенно такое базовое эмоциональное состояние характеризуется как чувство эмоционального благополучия. Выделяются три основных уровня эмоционального благополучия: высокий, средний и низкий, коррелирующие с типом детского-родительского взаимодействия и его выраженностью. Высокий уровень эмоционального благополучия формируется при эмоционально-принимающем и поддерживающем типе взаимодействия. Разные формы эмоционально-зависимых и эмоционально-отвергающих типов взаимодействия и степень их выраженности продуцируют средний или низкий уровень эмоционального благополучия ребенка.

Дошкольный возраст является предметом пристального внимания учёных и практиков как важный и ответственный период в жизни человека, как момент рождения личности. В этот период происходит ускоренное развитие психических процессов, свойств личности, маленький человек активно осваивает широкий спектр различных видов деятельности. На этапе дошкольного детства развивается самосознание, формируется самооценка, происходит выстраивание иерархии мотивов и их соподчинение. И именно в этот период наиболее важным является влияние семьи на развитие личности ребёнка, влияние существующей в ней системы внутрисемейных, а также детско-родительских отношений.

Как известно, современная семья включена во множество сфер жизнедеятельности общества. На климат внутри семьи влияет множество факторов: и политические, и социально-экономические, и психологические. Сокращение свободного времени родителей из-за необходимости поиска дополнительных источников дохода, психологические перегрузки, стрессы и наличие множество других патогенных факторов стимулируют развитие у родителей раздражительности, агрессивности, синдрома хронической усталости. Таким образом, дети становятся полностью зависимыми от настроения, эмоций и физического состояния родителей. Это далеко не лучшим образом сказывается на психологическом здоровье детей, их эмоциональном благополучии, установках в общении и поведении на этапе взросления. В целом же психологи и социологи характеризуют современные детско-родительские отношения как отличающиеся общей тенденцией к пренебрежению родительскими обязанностями и повсеместным проявлением жестокости и в физическом, и в психологическом аспекте.

Интересным представляется взгляд американского психоаналитика Дж. Боулби на характерные особенности патогенного родительского поведения. Он считает, что наиболее болезненными для ребёнка являются следующие ситуации:

-когда родители не удовлетворяют потребности ребёнка в любви и полностью отвергают его;

-когда ребёнок является в семье средством разрешения конфликтов между супругами;

-когда родители используют в качестве дисциплинарной меры угрозу “разлюбить” ребёнка или уйти из семьи;

-когда родители открыто или косвенно заявляют ребёнку о том, что он является причиной их неприятностей;

-когда в окружении ребёнка отсутствует человек, способный понять переживания ребёнка.

Родителям особенно важно понять, какую роль в эмоционально-личностном развитии ребёнка играют родительские установки. Бесспорно, родители – самые значимые и любимые для ребёнка люди. Их авторитет, особенно в дошкольном возрасте, непререкаем и абсолютен. Вера в непогрешимость, правоту и справедливость родителей у детей непоколебима.

Именно поэтому родители должны внимательно относиться к своим словесным обращениям к нему, оценкам поступков, которые впоследствии могут отрицательно проявиться в поведении ребёнка, жизнь эмоционально ограниченной.

Уметь слушать ребёнка – непростая задача для взрослого человека. Важно осознавать, что в диалоге рождаются доверие и понимание. Когда взрослый сам на мгновение становится ребёнком и смотрит на мир его глазами, создаётся ситуация глубокого принятия и переживания проблемы ребёнка, осознаётся её значимость.

Ребёнку важно знать, что взрослым тоже не чужды переживания. Такие минуты откровений очень ценны для ребёнка, они учат его понимать эмоциональное состояние окружающих людей, способствует формированию умения адекватно оценивать себя, анализировать собственное поведение и настроение, побуждают заботиться о близких, помогают обрести уверенность в себе.

Чувство эмоционального комфорта и психологической защищённости особенно важно детям, неуверенным в себе, тревожным. Поэтому родителям следует выслушивать своего ребёнка, делиться своим опытом, давать советы, но не отмахиваться от его проблем фразами-штампами, а проявлять искреннюю заинтересованность. Детям важно чувствовать себя в безопасности. И это состояние должны обеспечить ребёнку любящие его родители.

Таким образом, представления ребёнка о семье и семейных отношениях являются важнейшим показателем его эмоционального благополучия.

Список литературы:

  1. Алешина Ю.Б. Индивидуальное и семейное консультирование. М., 2004
  2. Божович Л.И. Избранные психологические труды. М., межд.пед.акад., 1995
  3. Кошелева А.Д. М. Эмоциональное развитие дошкольника. \ Академия 2003
  4. Эриксон Э. Детство и общество. Спб. , Ленато АСТ, 1996
  5. В.Н. Куров – Ярославль: Академия развития, 2002.:ил. – (Серия: “Ваш ребенок: наблю    

          даем, изучаем, развиваем”).

  1. Крысько В.Г. Психология и педагогика в схемах и комментариях. – СПб Питер 2006
  2. Кряжева Н.Л. Мир детских эмоций. Дети 5 – 7 лет (Художники Г.В. Соколов,
  3. Обухова Л.Ф. Возрастная психология. М., Юрайт 2011,
  4. В.В. Ткачева. "Гармонизация внутрисемейных отношений”. Гном и Д, 2001 г.
  5. Урунтаева Г.А. Дошкольная психология: Учебное пособие для студентов сред. пед. учеб.  

         заведений. – М.: Изд. центр “Академия”, 2006.         

  1. Шадриков В.Д. Введение в психологию: Эмоции и чувства. – М.: Логос, 2002.
  2. Широкова Г.А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста. / Г.А. Широко

         ва – Ростов н/Д.: “Феникс”, 2005.

  1. Азбука любви. Книга для родителей. \ Кошелева А.Д. М., Просвещение, 1996  
  2. Дошкольная педагогика. Детство пресс – Петербургский научно-практический журнал

         №5 2006г.