Участие в проектировании и реализации педагогических инициатив связанных с образованием воспитанников

Зайдуллина Ляйсан Римовна

Предварительный просмотр:

Содержание

Пояснительная записка……………………………………………………………………….

4

Актуальность……………………………………………………………………………………..

4

Новизна программы……………………………………………………………………………...

6

Принципы программы …………………………………………………………………………..

6

Цель и задачи программы………………………………………….……………………………

7

Глава 1. Организация работы по реализации программы………………………………

8

Модель организации программы……………………………………………………………….

7

Этапы реализации программы …………………………………………………………………

8

Содержание работы по реализации программы ………………………………………………

9

Способы и направления поддержки детской инициативы …………………………………...

11

Структура организованной образовательной деятельности …………………………………

12

Глава 2. Диагностика усвоения программы ………………………………………………

14

Глава 3. Условия реализации программы………………………….……………………….

16

Взаимодействие с воспитателями и родителями…………………..…………………………

16

Учебно-методическое обеспечение программы……………………………………………….

17

Список литературы………………………………………………...…….…………………….

19

Приложение

Пояснительная записка

Актуальность

Модернизация дошкольного образования, предполагает, что целью и результатом образовательной деятельности дошкольных учреждений является не сумма знаний, умений и навыков, а приобретаемые ребенком способности и качества, такие, как задают целевые ориентиры по ФГОС: у ребенка развита крупная и мелкая моторика; проявляет любознательность; интересуется причинно-следственными связями, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности – игре, общении, познавательно-исследовательской деятельности, умеет выражать свои мысли, договариваться, делать выбор, способен к волевым усилиям.

Достижение таких результатов возможно за счет обновлений содержания дошкольного образования и технологий, используемых в ходе образовательной деятельности. Федеральные государственные образовательные стандарты дошкольного образования регламентируют интеграцию образовательной деятельности, способствующую развитию дополнительных возможностей и формированию универсальных образовательных действий.

В этом смысле конструктивная созидательная деятельность, а именно легоконструирование и робототехника являются идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие своих подопечных. Использование образовательных конструкторов повышает мотивацию ребенка к обучению, так как  при этом требуются знания практически из всех образовательных областей.

Использование ЛЕГО-конструкторов в образовательной работе с детьми выступает оптимальным средством формирования навыков конструктивно-игровой деятельности и критерием психофизического развития детей дошкольного возраста, в том числе становления таких важных компонентов деятельности, как умение ставить цель, подбирать средства для ее достижения, прилагать усилия для точного соответствия полученного результата с замыслом.

Работая с конструктором ЛЕГО индивидуально, парами, или в командах, воспитанники имеют возможность экспериментировать при создании моделей, обсуждать идеи, возникающие во время работы, воплощать их в постройке, планировать их усовершенствование. Совместная и индивидуальная творческо-продуктивная деятельность способствуют созданию ситуации успеха, что повышает самооценку ребенка, а умение действовать самостоятельно формирует чувство уверенности в себе и своих силах.

Образовательная робототехника представляет собой новую, актуальную педагогическую технологию, которая находится на стыке перспективных областей знания: механика, электроника, автоматика, конструирование, программирование и технический дизайн.

Разнообразие конструкторов позволяет заниматься с детьми разного возраста и по разным направлениям (конструирование, программирование, моделирование). Специалисты,

обладающие знаниями в области инженерной робототехники, в настоящее время достаточно востребованы. Благодаря этому вопрос внедрения робототехники, в педагогический процесс образовательных организаций, начиная с дошкольных учреждений достаточно актуален. Если ребенок интересуется данной сферой с самого младшего возраста, он может открыть для себя много интересного и, что немаловажно, развить те умения, которые ему понадобятся для получения профессии в будущем.

Актуальность введения легоконструирования и робототехники в образовательный процесс обусловлена требованиями ФГОС.

Вместе с тем, выявлен ряд противоречий, послуживших основанием для разработки программы. Среди них противоречия:

  • между внедрением в ДОУ технологии легоконструирования и робототехники и недостаточностью их оснащения конструкторами;
  • между высоким спросом родителей на развитие конструктивной деятельности и технического творчества через легоконструирование и робототехнику и недостаточной подготовленностью педагогических кадров для ведения процесса обучения и развития по данной технологии.

Для устранения существующих противоречий, сдерживающих развитие,  возникает необходимость в таких программах, которые разрабатывали бы механизмы внедрения той или иной перспективной технологии.

Именно с этой целью была разработана общеобразовательная программа: Развитие конструктивной деятельности и технического творчества дошкольников через легоконструирование и робототехнику «ЛЕГО в детском саду».

Данная программа актуальна тем, что раскрывает для дошкольника мир техники. Легоконструирование больше, чем другие виды деятельности, подготавливает почву для развития технических способностей детей.

Легоконструирование объединяет в себе элементы игры с экспериментированием, а следовательно, активизирует мыслительно-речевую деятельность дошкольников, развивает конструкторские способности и техническое мышление, воображение и навыки общения, способствует интерпретации и самовыражению, расширяет кругозор, позволяет поднять на более высокий уровень развитие познавательной активности дошкольников, а это – одна из составляющих успешности их дальнейшего обучения в школе.

Использование ЛЕГО-конструктора является великолепным средством для интеллектуального развития дошкольников, обеспечивающее интеграцию различных видов деятельности. Программа носит интегрированный характер и строится на основе деятельностного подхода в обучении.

Новизна программы

Важнейшей отличительной особенностью стандартов нового поколения является системно - деятельностный подход, предполагающий чередование практических и умственных действий ребенка. ФГОС дошкольного образования предусматривает отказ от учебной модели, что требует от воспитателей и педагогов обращения к новым нетрадиционным формам работы с детьми.

Новизна программы заключается в том, что позволяет дошкольникам в форме познавательной деятельности раскрыть практическую целесообразность легоконструирования, развить необходимые в дальнейшей жизни приобретенные умения и навыки. Интегрирование различных образовательных областей открывает возможности для реализации новых концепций дошкольников, овладения новыми навыками и расширения круга интересов.

Программа нацелена не столько на обучение детей сложным способам крепления деталей, сколько на создание условий для самовыражения личности ребенка. Каждый ребенок любит и хочет играть, но готовые игрушки лишают ребенка возможности творить самому. ЛЕГО-конструктор открывает ребенку новый мир, предоставляет возможность в процессе работы приобретать такие социальные качества как любознательность, активность, самостоятельность, ответственность, взаимопонимание, навыки продуктивного сотрудничества, повышения самооценки через осознание «я умею, я могу», настроя на позитивный лад, снятия эмоционального и мышечного напряжения. Развивается умение пользоваться инструкциями и чертежами, схемами, формируется логическое, проектное мышление.

В ходе образовательной деятельности дети становятся строителями, архитекторами и творцами, играя, они придумывают и воплощают в жизнь свои идеи. 

Принципы программы

Основные принципы программы:

  • проблемность - реализуемая как постановка научно-творческой задачи, имеющая, может быть не одно возможное решение;
  • наглядность, объективно вытекающая из самой сути занятий по конструированию и робототехнике: чертежи, схемы, реальные механизмы и конструкции;
  • активность и сознательность обучающихся в процессе обучения — обеспечивающаяся самостоятельным переводом теоретических положений в готовый технический продукт – модель робота;
  • доступность - как вариативность в выборе уровня сложности решаемой технической задачи;
  • прочность обучения и его цикличность, проявляющаяся в проверке достигнутого на каждом последующем этапе изготовления робота;

  • научная обоснованность и практическая применимость, необходимых на каждом новом этапе;
  • единство образовательных, развивающих и воспитательных функций обучения, реализующихся через коллективный интеллектуальный труд, общение с педагогами, заинтересованное отношение ученых к данному виду деятельности и поддержка родителей.
  • учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

Цель и задачи программы

Цель программы - овладение навыками первоначальных конструкторских умений в области начального технического конструирования, развитие творческого потенциала личности ребенка.

Основные задачи программы

Обучающие:

  • познакомить с разновидовыми комплектами LEGO, комплектом и средой программирования Robokids, LegoWeDo;
  • дать первоначальные знания по легоконструированию и робототехнике, программированию робототехнических средств, составлению моделей, схем, таблицы для отображения и анализа данных;
  • познакомить с правилами безопасной работы и инструментами необходимыми при конструировании робототехнических средств.

Развивающие:

  • развивать конструкторские навыки, творческую инициативу и самостоятельность;
  • развивать психические процессы детей: память, внимание, логическое и аналитическое мышление;
  • развивать мелкую моторику.

Воспитательные:

  • воспитывать у детей интерес к техническим видам творчества;
  • развивать коммуникативные компетенции: участия в беседе, обсуждении;
  • формировать навыки сотрудничества: работа в коллективе, в команде, малой группе (в паре);
  • развивать социально-трудовые компетенции: трудолюбие, самостоятельность, умение доводить начатое дело до конца.

Глава 1. Организация работы по реализации программы

Модель организации программы

Программа разрабатывалась в условиях конкретного дошкольного учреждения – НРМ ДОБУ «ЦРР – д/с «Родничок».  Рассчитана на четырегода обучения, с учетом возрастных особенностей детей (2 младшая, средняя, старшая, подготовительная группы).

Продолжительность программы:

Первый год обучения (2 младшая группа) – 28 занятий по 15 минут (один раз в неделю);

Второй год обучения (средняя группа) – 29 занятий по 20 минут (один раз в неделю);

Третий год обучения (старшая группа) – 29 занятий по 30 минут (один раз в неделю);

Четвертый год обучения (подготовительная группа) – 29 занятий по 40 минут (один раз в неделю).(См. приложение)

Занятия проводятся по подгруппам, количество детей в которых не превышает 8-10 воспитанников. Набор воспитанников носит свободный характер и обусловлен интересами воспитанников и их родителей.

Этапы реализации программы

1 этап –  легоконструирование.

Возрастная категория: с 3 до 5 лет.

С помощью конструктора ЛЕГО решаются  задачи образовательной деятельности с дошкольниками по следующим направлениям: 

  • развитие мелкой моторики рук, стимулируя в будущем общее речевое развитие и умственные способности;
  • обучение правильному и быстрому ориентированию в пространстве;
  • получение математических знаний о счете, форме, пропорции, симметрии;
  • расширение своих представлений об окружающем мире - об архитектуре, транспорте, ландшафте;
  • развитие внимания, способности сосредоточиться, памяти, мышления;
  • обучение воображению, творческому мышлению;
  • овладение  умением мысленно разделить предмет на составные части и собрать из частей целое;
  • обучение общению друг с другом, уважение своего и чужого труда.

Легоконструирование начинается с трехлетнего возраста: детям вторых младших групп предлогается конструктор LEGO DUPLO, LEGOSOFT. Дети знакомятся с основными деталями конструктора LEGO DUPLO, LEGOSOFT, способами  скрепления  кирпичиков,  у детей формируется умение соотносить с образцом результаты собственных действий в конструировании объекта.

В средней группе дети закрепляют навыки работы с конструктором LEGO, полученные в младшей группе, и впервые знакомятся с мелким конструктором.

В старшей группе дети знакомятся с конструктором LEGO «Первые механизмы».  Преимущественная форма работы — это конструирование по замыслу. Дети свободно экспериментируют со строительным материалом. Образец может быть показан в начале занятия, а затем он убирается.

2 этап – легоконструирование с использованием робототехники.

        В подготовительной группе воспитанники знакомятся с конструктором Robokids, LEGOWEDU и программным обеспечением к нему. Изучают процессы передачи движения и преобразования энергии в машине. Создают и программируют модели.

Совместная деятельность - взрослого и детей подразумевает  особую систему их взаимоотношений и взаимодействия. Ее сущностные признаки, наличие партнерской (равноправной) позиции взрослого и партнерской формы организации (сотрудничество взрослого и детей, возможность свободного размещения, перемещения и общения детей).

Содержание работы по реализации программы (с учетом усложнения)

1 этап –легоконструирование

2 этап - легоконструирование с использованием робототехники

  1. Знакомство с названиями  деталей LEGO-конструктора, различать и называть их.
  2. Продолжать знакомить детей с различными способами крепления деталей LEGO.
  3. Продолжать учить детей рассматривать предметы и образцы, анализировать готовые постройки; выделять в разных конструкциях существенные признаки, группировать их по сходству основных признаков, понимать, что различия признаков по форме, размеру зависят от назначения предметов; воспитывать умение проявлять творчество и изобретательность в работе; учить планировать этапы создания постройки.
  4. Продолжать учить детей работать коллективно.
  5. Учить мысленно, изменять пространственное положение конструируемого объекта, его частей, деталей, представлять какое положение они займут после изменения.
  6. Учить анализировать условия функционирования будущей конструкции, устанавливать последовательность и на основе этого создавать образ объекта.
  7. Учить детей конструировать по схеме, предложенной взрослым и строить схему будущей конструкции.
  8. Учить конструировать по условиям задаваемым взрослым, сюжетом игры.
  9. Понимать что такое алгоритм, ритм, ритмический рисунок.Условное обозначение алгоритм – записью.
  10. Учить конструировать по замыслу, самостоятельно отбирать тему, отбирать материал и способ конструирования.
  11. Дать понятие «симметрия».
  12. Учить работать в паре.
  13. Продолжать размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.
  14. Учить передавать характерные черты сказочных героев средствами LEGO-конструктора.
  15. Дать представление об архитектуре, кто такие архитекторы, чем занимаются.
  16. Развивать конструктивное воображение, мышление, память, внимание.
  17. Дать возможность детям поэксперименти-ровать с LEGO-конструктором.
  1. Формирование интереса к конструктивной  деятельности.
  2. Закреплять знания детей о деталях LEGO-конструктора, называть их.
  3. Продолжать учить выделять при рассматривании схем, иллюстраций, фотографий как общие, так и индивидуальные признаки, выделять основные части предмета и определять их форму.
  4. Учить соблюдать симметрию и пропорции в частях построек, определять их на глаз и подбирать соответствующий материал.
  5. Учить детей представлять, какой будет их постройка, какие детали лучше использовать для её создания и в какой последовательности надо действовать.
  6. Продолжать учить работать в коллективе, сооружать коллективные постройки.
  7. Продолжить знакомство детей с архитектурой и работой архитекторов.
  8. Учить сооружать постройку по замыслу.
  9. Учить сооружать постройки по фотографии, схеме.
  10. Продолжать учить сооружать постройки по заданным условиям сложные и разнообразные постройки с архитектурными подробностями.
  11. Учить устанавливать зависимость между формой предмета и его назначением.
  12. Закреплять знания детей о понятии алгоритм, ритм, ритмический рисунок.
  13. Продолжать учить детей работать в паре.
  14. Продолжать учить детей размещать постройку на плате, сооружать коллективные постройки.
  15. Продолжать учить детей передавать характерные черты сказочных героев средствами LEGO- конструктора.
  16. Учить мысленно изменять пространственное положение объекта, его частей.
  17. Учить создавать движущиеся конструкции, находить простые технические решения.
  18. продолжать учить детей разнообразным вариантам скрепления LEGO-элементов между собой.
  19. Продолжать учить рассказывать о своей постройке.
  20. Развивать воображение и творчество, умение использовать свои конструкции в игре.

        

Основные виды конструирования

На занятиях используются три основных вида конструирования: по образцу, по условиям и по замыслу.

Конструирование по образцу — когда есть готовая модель того, что нужно построить (например, изображение или схема дома).

При конструировании по условиям— образца нет, задаются только условия, которым постройка должна соответствовать (например, домик для собачки должен быть маленьким, а для лошадки — большим).

Конструирование по замыслу предполагает, что ребенок сам, без каких-либо внешних ограничений, создаст образ будущего сооружения и воплотит его в материале, который имеется в его распоряжении. Этот тип конструирования лучше остальных развивает творческие способности малыша.

Способы и направления поддержки детской инициативы

Содержание программы реализуется в различных видах совместной  деятельности:  игровой, коммуникативной,  двигательной, познавательно-исследовательской, продуктивной,  на основе моделирования  образовательных ситуаций ЛЕГО- конструирования, которые дети решаются в сотрудничестве с взрослым.  Игра – как основной вид деятельности, способствующий  развитию самостоятельного мышления и  творческих способностей, на основе воображения, является продолжением совместной деятельности, переходящей в самостоятельную детскую инициативу. Способы и направления поддержки детской инициативы обеспечиваются через использование интерактивных методов иформ образовательной деятельности:

  • объяснительно-иллюстративный — предъявление информации различными способами (объяснение, рассказ, беседа, инструктаж, демонстрация, работа с технологическими картами и др.);
  • эвристический — метод творческой деятельности (создание творческих моделей и т.д.);
  • проблемный — постановка проблемы и самостоятельный поиск её решения детьми;
  • программированный — набор операций, которые необходимо выполнить в ходе выполнения практических работ (форма: компьютерный практикум, проектная деятельность);
  • репродуктивный — воспроизводство знаний и способов деятельности (форма: собирание моделей и конструкций по образцу, беседа, упражнения по аналогу);
  • частично-поисковый — решение проблемных задач с помощью педагога;
  • поисковый – самостоятельное решение проблем;
  • метод проблемного изложения — постановка проблемы педагогом, решение ее самим педагогом, соучастие ребенка при решении;
  • метод проектов — технология организации образовательных ситуаций, в которых ребёнок ставит и решает собственные задачи, и технология сопровождения самостоятельной деятельности детей;

  • метод стимулирования и мотивации деятельности (игровые эмоциональные ситуации, похвала, поощрение.

Структура организованной образовательной деятельности (ООД)

Первая часть занятия – это упражнение на развитие логического мышления (длительность – 10 минут).Цель первой части – развитие элементов логического мышления.

Основными задачами являются:

  • совершенствовать навыки классификации;
  • обучать анализу логических закономерностей и умению делать правильные умозаключения на основе проведенного анализа;
  • активизировать память  и внимание;
  • ознакомить с множествами и принципами симметрии;
  • развивать комбинаторные способности;
  • закреплять навыки ориентировки в пространстве.

Деятельность педагога

  • формулирует проблему;
  • вводит в игровую (сюжетную) ситуацию;
  • формулирует задачу

Деятельность детей

  • вхождение в проблему;
  • вживание в игровую ситуацию;
  • принятие задачи.

Вторая часть – собственно конструирование.Цель второй части – развитие способностей к наглядному моделированию.

Основные задачи:

  • развивать умения анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные функциональные части, устанавливать связь между их назначением и строением;
  • обучать планированию процесса создания собственной модели и совместного проекта;
  • стимулировать конструктивное воображение при создании постройки по собственному замыслу, по предложенной или свободно выбранной теме;
  • формировать умение действовать в соответствии с инструкциями педагога и передавать особенности предметов средствами конструктора LEGO;
  • развивать речь и коммуникативные способности.

Деятельность педагога

  • помогает в решении задач;
  • помогает спланировать деятельность;
  • организует деятельность.

Деятельность детей

  • объединение в рабочие группы;
  • распределение действий.

Третья часть – обыгрывание построек, выставка работ.Цель: Формирование умения анализировать свою работу.

Обдумывая и осмысливая проделанную работу, дети углубляют конкретизируют полученные представления; укрепляют взаимосвязи между уже имеющимися у них знаниями и вновь приобретённым опытом; проводят презентации, придумывают сюжеты,  разыгрывают сюжетно- ролевые ситуации, задействуют в них свои модели. На этом этапе педагог получает прекрасные возможности для оценки достижений воспитанников.

Ожидаемый результат реализации программы

Появится интерес к самостоятельному изготовлению построек, умение применять полученные знания при проектировании и сборке конструкций, познавательная активность, воображение, фантазия и творческая инициатива.

Сформируются конструкторские умения и навыки, умение анализировать предмет, выделять его характерные особенности, основные части, устанавливать связь между их назначением и строением.

Совершенствуются коммуникативные навыки детей при работе в паре, коллективе, распределении обязанностей.

Сформируются предпосылки учебной деятельности: умение и желание трудиться, выполнять задания в соответствии с инструкцией и поставленной целью, доводить начатое дело до конца, планировать будущую работу.

Дети будут иметь представления:

  • о деталях легоконструктора и способах их соединений;
  • об устойчивости моделей в зависимости от ее формы и распределения веса;
  • о зависимости прочности конструкции от способа соединения ее отдельных элементов;
  • о связи между формой конструкции и ее функциями.

Форма представления результатов

  • Открытые занятия для педагогов ДОУ и родителей;
  • Выставки по LEGO-конструированию;
  • Конкурсы, соревнования, фестивали.

Глава 2.   Диагностика усвоения программы

Способы определения эффективности занятий оцениваются исходя из того, насколько ребенок успешно освоил тот практический материал, который должен был освоить. В связи с этим, два раза в год проводится диагностика уровня развития конструктивных способностей. Результаты используются исключительно для решения следующих образовательных задач:

1) индивидуализации образования (в том числе поддержки ребенка, построения его образовательной траектории или профессиональной коррекции особенностей его развития);

2) оптимизации работы с группой детей.

Диагностика уровня знаний и умений по легоконструированию

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок самостоятельно делает постройку, используя образец, схему, действует самостоятельно и практически без ошибок в размещение элементов конструкции относительно друг друга.

Ребенок самостоятельно разрабатывает замысел в разных его звеньях (название предмета, его назначение, особенности строения). Самостоятельно работает над постройкой.

Средний

Ребенок делает незначительные ошибки при работе по образцу, схеме, правильно выбирает детали, но требуется помощь при определении их в пространственном расположении.

Тему постройки ребенок определяет заранее. Конструкцию, способ ее построения находит путем практических проб, требуется помощь взрослого.

Низкий

Ребенок не умеет правильно «читать»  схему, ошибается в выборе деталей и их расположении относительно друг друга.

Замысел у ребенка неустойчивый, тема меняется в процессе практических действий с деталями. Создаваемые конструкции нечетки по содержанию. Объяснить их смысл и способ построения ребенок не может.

Диагностика уровня знаний и умений по легоконструированию и робототехники

Уровень развития ребенка

Умение правильно конструировать поделку по образцу, схеме        

Умение правильно

конструировать поделку по замыслу        

Высокий

Ребенок действует самостоятельно, воспроизводит конструкцию правильно по образцу, схеме, не требуется помощь взрослого. Владеет навыками простейшего программирования.

Ребенок самостоятельно создает  развернутые замыслы конструкции, может рассказать о своем замысле, описать ожидаемый результат, назвать некоторые из возможных способов конструирования.

Средний

Ребенок допускает незначительные ошибки в конструировании  по образцу, схеме, но самостоятельно «путем проб и ошибок» исправляет их.

Способы конструктивного решения находит в результате практических поисков. Может создать условную символическую конструкцию, но затрудняется в объяснении ее особенностей.

Низкий

Допускает ошибки в выборе и расположении  деталей в постройке, готовая постройка не имеет четких контуров. Требуется постоянная помощь взрослого.

Неустойчивость замысла – ребенок начинает создавать один объект, а получается совсем иной и довольствуется этим. Нечеткость представлений о последовательности действий и неумение их планировать. Объяснить способ построения ребенок не может.

1. Взаимодействие с воспитателями и родителями

Взаимодействие с воспитателями и родителями

Залогом успешной работы по реализации программы является сотрудничество с педагогами и семьей.Взаимодействие с родителями и педагогами осуществляется с целью привлечения к работе по формированию начал научно-технического мышления и творчества дошкольников посредством конструктора ЛЕГО.

Воспитателю в группе необходимо создать такие условия, при которых дети могли бы практически применить знания и умения, полученные на занятиях. Использовать конструкторы на занятиях по развитию речи познавательному развитию, в театрализованной деятельности.

Семья и детский сад два важных института социализации детей. Воспитательные функции их различны, но для всестороннего развития личности ребенка необходимо взаимодействие.

Привлечение родителей расширяет круг общения, повышает мотивацию и интерес детей.

Формы и виды взаимодействия с взрослыми:

  • Родительские собрания
  • Открытые занятия
  • Семинары-практикумы
  • Консультации и беседы
  • Анкетирование и опросы родителей с целью изучения их запросов и ожиданий
  • Приглашение на презентации технических изделий
  • Выставки детских работ
  • Подготовка фото-видео отчетов создания моделей, механизмов и других технических объектов, как в детском саду, так и дома
  • Оформление буклетов

Анализ мнений родителей по внедрению легоконструирования и робототехники в образовательном учреждении показал высокую социальную востребованность данного направления работы и необходимость его развития, так как родители желают видеть своего ребенка технически грамотным, общительным, умеющим анализировать, моделировать свою деятельность, социально активным, самостоятельным и творческим человеком, способным к саморазвитию.

Учебно-методическое и материально-техническое обеспечение программы

  1. Учебно-методическая литература для педагога
  1. Волкова С.И. «Конструирование», — М: «Просвещение», 2009. – 425с.
  2. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей среднего возраста //Дошкольное воспитание, 2010 №4. С 45-51.
  3. Дьяченко О. М. «Творчество детей в работе с различными материалами». М.: Педобщество России. 2008 – 399с.
  4. Каталог образовательных наборов на базе конструкторов LEGODACTA. М.,1996. – 40с.
  5. Комарова Л.Г «Строим из Лего. Моделирование логических отношений и объектов реального мира средствами конструктора ЛЕГО» М. «Линка-Пресс» 2009. – 312 с.
  6. Конструируем, играем и учимся LEGODACTA материалы в развивающем обучении дошкольников. М., 2008 – 45 с.
  7. Куцакова Л.В «Проект работы по конструированию из строительного материала и конструкторов с детьми 6-7 лет на учебный год» Методическое пособие для воспитателей дошкольных учреждений. М. МИПКРО. 2008 – 321 с.
  8. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 2007. – 299с.
  9. Лусс Т.В Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 104с.
  10. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент/ Михеева О.В., Якушкин П.А.//Информатика и образование. – 2006. — №6. – 54-56с.
  11. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А Всесторонее воспитание детей в игре.//Игра дошкольника/ Под редакцией Новоселовой С. Л. М.:Просвещение, 2008. – 315с.
  12. Тарловская Н.Ф., Л.А. Топоркова «Обучение детей дошкольного возраста конструированию и ручному труду». М. «Просвещение». Владос. 2006. – 215с.
  13. Топоркова А.С. Организация работы по лего-конструированию — «Воспитатель», №6 2007. С 96 – 109.
  14. Е.В. Фешина «Лего - конструирование в детском саду». Методическое пособие для воспитателей. М. «Сфера» 2012.

Учебно-методические средства

1.Учебно-наглядные пособия:

  • схемы, образцы и модели;
  • иллюстрации, картинки с изображениями предметов и объектов;
  • мультимедиаобъекты по темам курса;
  • фотографии.

2. Оборудование:

  • Лего-конструкторы Lego Duplo,  LEGO Education, Robokids, LEGO WeDo;
  • Программное обеспечение LEGO WeDo, карточки для программирования;
  • Персональный компьютер  с учебным программным обеспечением;
  • Цифровой фотоаппарат;
  • Музыкальный центр;
  • Демонстрационный экран;
  • Интерактивная доска.

  1. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. – М., 1991
  2. Волкова С.И. «Конструирование», — М: «Просвещение», 2009. – 425с.
  3. Горский В.А. Техническое конструирование. – М.: Дрофа, 2010.- 112 с.
  4. Давыдов В.В. Требования современного начального обучения к умственному развитию детей среднего возраста //Дошкольное воспитание, 2010 №4. С 45-51.
  5. Лиштван З.В. Конструирование. М.: Просвещение, 2007. – 299с.
  6. Лусс Т.В Формирование навыков конструктивно-игровой деятельности у детей с помощью Лего: Пособие для педагогов-дефектологов. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2008. – 104с.
  7. Михеева О.В., Якушкин П.А. LEGO: среда, игрушка, инструмент/ Михеева О.В., Якушкин П.А.//Информатика и образование. – 2006. — №6. – 54-56с.
  8. Новоселова С.Л., Зворыгина Е.В., Парамонова Л.А Всесторонее воспитание детей в игре.//Игра дошкольника/ Под редакцией Новоселовой С. Л. М.:Просвещение, 2008. – 315с.
  9. Новикова В. П., Тихонова Л. И. Лего-мозаика в играх и занятиях / В. П. Новикова, Л. И. Тихонова-М.: Мозаика-Синтез, 2005.-72с.
    10. - 195 с.
  10. Парамонова Л. А. Детское творческое конструирование / Л. А. Парамонова. - М., 1999.
  11.  Робототехника для детей и родителей» С.А. Филиппов, Санкт-Петербург «Наука» 204.
  12. Шайдурова Н. В. Развитие ребенка в конструктивной деятельности: справочное пособие / Н. В. Шайдурова. - М.: ТЦ Сфера, 2008.- 128 с.

    Интернет ресурсы: 

            https://edugalaxy.intel.ru/index.php?automodule=blog&blogid=21090&showentry=4151

http://xn----8sbhby8arey.xn--p1ai/

http://constructive.ucoz.ru/publ/obrazovatelnye_programmy/konspekty_urokov_lego_v_pervom_klasse/1-1-0-1

     http://shkolnie.ru/astromoiya/138332/index.html

Зайдуллина                                                                                                                                                     Нефтеюганский район

Ляйсан                                                                                                                                                                          гп.Пойковский

Римовна                                                                                                                                                           «ЦРР – д/с  «Родничок»    

        - -


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Министерство науки и высшего образования Российской Федерации
Федеральное государственное автономное образовательное учреждение высшего образования
«Тюменский государственный университет»
Тобольский педагогический институт им. Д.И. Менделеева (филиал)
Тюменского государственного университета
IV Региональная научно-практическая конференция школьников и дошкольников
«ЮНЫЙ МЕНДЕЛЕЕВЕЦ–2020»


Направление: «Маленький исследователь»


Название работы

Познавательно-исследовательский проект

«Скоро в школу»


Автор:

Зайдуллина Эвелина Артуровна
Научный руководитель:

Зайдуллина Ляйсан Римовна


г. Тобольск, 2020

Введение

Совсем скоро мне исполниться 7 лет, и я пойду в школу. В моей семье часто говорят о школе. Мой брат учится в школе. И когда они общаются с мамой они часто сравнивают, что было в школе, в те времена, когда училась мама, а как это сейчас.

Мне стало интересно, когда появились первые школы? Какими они были? Чему учили?

Объект исследования – школа прошлого, настоящего и профессия учитель.

Задачи

  • Познакомиться с историей появления школ
  • Сравнить школы прошлого с современными школами
  • Узнать о профессии учитель

Прошлое и настоящее школы

Для того, чтобы больше узнать о происхождении школы мы посмотрели видеоролики - https://youtu.be/jKbUqhs797E  https://youtu.be/nICHSBErVRI  Больше всего узнать о школе можно в самой школе. Мы ходили в школьную библиотеку, где смотрели литературу и альбомы о школе, а еще общались с школьным библиотекарем. Библиотекарь дала прочитать мне книгу Л. Толстого «Филиппок».

В результате исследования мы узнали, что первые школы появились очень давно, на самой заре возникновения человеческой цивилизации. Можно даже говорить о том, что школы были непременным атрибутом цивилизации. А поскольку древнейшая цивилизация (из тех, что нам известны) – египетская, то и первые школы, уроки, учителя и ученики были именно здесь, в тени знаменитых пирамид и сфинкса. Свои учебные записи школьники-студенты древнего Египта вели на папирусах, а при поступлении и окончании школы (как и в наше время) сдавали экзамены.

Самая знаменитая школа была создана в Древней Греции философом и ученым Пифагором. Сам Пифагор был старательным учеником, и все время хотел узнать что-либо новое. Пифагор, отлично отучившись в Египетской школе, приехал в Грецию и принялся за создание своей школы— Пифагорейской. Пифагор смог показать грекам, какие должны быть школы, как их надо строить и как трепетно обучать детей. В целом можно отметить, что государство древности накопили богатый опыт обучения и воспитания оказавший влияние на последующее развитие школы и педагогики.

До 10 века на Руси школ не было. В988 году от Рождества Христова, после принятия Киевской Руси христианства, Великий киевский князь Владимир приказал отдавать «на книжное учение» детей «лучших людей», то есть знатных и богатых.

Брат князя, Ярослав Мудрый основал в Великом Новгороде школу для детей старост  (государственных служащих) и духовных лиц. Обучение в ней велось на родном, то есть на старославянском языке. Ученики постигали науку чтения, письма, а также обучались основам христианской религии и счету (простейшим правилам математики).

Все население империи получило доступ к образованию лишь после отмены крепостного права. В земских школах учились три года, а с начала XX века — четыре. Там изучали чистописание, арифметику, Закон Божий, церковное пение. В школы принимались мальчики и девочки с восьми лет.

В настоящее время в российских школах учатся с семи лет до 11 класса. Дифференциация образования предлагает направления для детей по склонностям и интересам (спортивные классы, художественные классы и др.)  и дети могут всегда выбрать интересное для себя направление.    

Несмотря на то, что в современных школах появилось много новой техники, - ни один робот и ни один компьютер всё равно не сможет заменить живого учителя, предающего детям свои знания.

Учитель

Я узнала, что учитель - это уникальная профессия, вне времени, моды и географии. Являясь одной из древнейших, она остается востребованной по сей день. Когда-то давно, когда разделения труда не существовало, учителями становились все старшие, наиболее опытные представители племени общины. При переходе к разделению труда, учителями становились люди, практиковавшие то или иное ремесло и передававшие тот или иной навык знание. И лишь в 18-19 веках, преподавание как официально признанная профессия стало массовым явлением в Европе и во всём мире...

Вывод

        В ходе работы над проектом мы узнали, что школа прошлого очень отличается от школы нынешней не только учителями, учениками, школьными принадлежностями, но и тем, чему учили. Мы узнали, что  учитель это наш помощник в приобретении знаний. Я очень рада, что скоро пойду в школу, где меня встретит учитель, и мы пойдем в красивый светлый класс в путешествие по дорогам знаний.

Литература

  1. А.Губаревич «Древний Египет» Иллюстрированный путеводитель
  2. В. Драгунского, В. Голявкина  «Весёлые истории о школьниках».
  3. И. Зартайская. «Зайчонок Тим идёт в школу»
  4. Интернет-ресурсы



Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «ЦРР-д/с «Родничок»

Перспективный план работы

Кружок «Логик-Ум»

2019-2020 учебный год

гп. Пойковский

Знакомство с компьютером; правила безопасности (базовый уровень)

Занятие 1

Правила работы в компьютерном классе

Занятие 2

Информация. Информационные процессы.

Занятие 3

Способы передачи информации.

Занятие 4

Знакомство с компьютером. История появления компьютера

Знакомство с Роботом-Вертуном; подпрограммы (начальный уровень)

Занятие 5

Алгоритмика. основные понятия

Занятие 6

Исполнитель. его функции. Программа

Занятие 7

Робот-Двуног, команды, которые он выполняет.

Занятие 8

Робот-Вертун.  Изучаем команды. Игра

Занятие 9

Игра в Робота и Капитана.

Занятие 10

Изучаем подпрограммы. Игра

Занятие 11

Изучаем повторители. Выполнение заданий. Игра

Занятие 12

Закрепление понятий «подпрограмма» и «повторители». Игры 4; 4а.

Занятие 13

Игра 5. «Решаем с двумя повторителями».

Занятие 14

Робот – фанарщик, его команды. Игра в Робота и Капитана

Занятие 15

Повторение. Выполнение заданий. Игра в Робота и Капитана

Занятие 16

Введение. Что такое Scratch. Основные алгоритмические конструкции. Знакомство с интерфейсом программы Scratch

Занятие 17

Сцена. Редактирование фона. Добавление фона из файла

Занятие 18

Понятие спрайтов. Добавление новых спрайтов. Рисование новых объектов

Занятие 19

Синий ящик – команды движения

Занятие 20

Темно-зеленый ящик – команды рисования

Занятие 21

Фиолетовый ящик – внешний вид объекта

Занятие 22

Оживление объекта с помощью добавления костюмов

Занятие 23

Желтый ящик – контроль

Занятие 24

Лиловый ящик – добавление звуков

Выполнение задания; творческое программирование

Занятие 25

Создание анимированных историй

Занятие 26

Создание анимированных историй

Занятие 27

Создание анимированных историй

Занятие 28

Создание анимированных историй

Итоговое занятие

Презентация собственных мини-проектов



Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «ЦРР-д/с «Родничок»

Перспективный план работы

Кружок «Развивай-ка»

2019-2020 учебный год

гп. Пойковский

1 год обучения

Месяц

Занятие

Тема

Цель

Октябрь

1

Экскурсия в игротеку

Определить, насколько у детей сформированы умственные и психологические процессы. Познакомить с «Игротекой», и с развивающими играми

2

Знакомство с блоками Дьенеша.

Знакомить с логическими блоками,   повторить название геометрических фигур, основных цветов. понятия «большой -маленький»

3

Игры из альбома «Блоки Дьенеша для самых маленьких»

Продолжать знакомить с блоками. Вызвать желание самостоятельно построить предмет по предложенному рисунку. Развивать мелкую моторику,логику, пространственное вооброжение, геометрические навыки.

4

Самостоятельный рассказ сказки и конструирование по схемам всех фигурок.

Продолжать знакомить  детей с карточками  символами свойств. Побуждать детей к самостоятельному составлению сказки, складыванию фигурок по схемам.

Ноябрь

5

Квадрат Воскобовича   Игра – сказка  «Волшебный квадратик»    

Познакомить детей с двухцветным квадратом. Способствовать развитию сенсорных и познава-тельных способностей.    формировать умение конструировать простую плоскостную фигуру.

6

Квадрат Воскобовича   Игра «Конфета»          совместная деятельность

Формировать умение конструировать плоскостную фигуру.

развивать умение создавать предметы по образцу и называть их.

7

Чудо –Цветик1  Игра «Подарок маме»

Развивать умение различать предметы по размеру(большой, маленький), конструировать предметы соответствующего размера.

развивать умение создавать предметы самостоятельно и по образцу, называя их.

8

Игра – сказка «Чудо – Цветики, или Тайна Поляны Чудесных Цветов»

Формировать умение конструировать простую плоскостную фигуру.

познакомить детей с игрой. способствовать пониманию приёма сложения предмета из частей.

Декабрь

9

«Теремок» (интерактивная игра)

Вспомнить русскую народную сказку «Теремок», закреплять знание ее героев, создать у детей радостное настроение от игры.

10

В гости к зайке

(Легоконструирование)

Закрепить навыки построения замкнутой ограды и красивых ворот;

обучить соединению разных частей постройки (ворот и ограды);

развивать способности у детей работать сообща.

11

Домашние животные и их детеныши

(Легоконструирование)

Закрепить умение передавать характерные особенности животного средствами конструктора; развивать умение анализировать образец – выделять в нем функционально значимые части; называть и показывать детали конструктора, из которых эти части построены; развивать фантазии и диалоговую речь детей.

12

Новогодняя елочка

(«Мы во двор пошли гулять»)

(Н.В.Нищева, 162)

(Легоконструирование)

Закрепить умения скреплять 2 детали одной деталью; способствовать развитию речи, используя составление описательных загадок (технология моделирования); развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность у детей; развивать память.

Январь

13

Разноцветные странички

(Блоки Дьениша)

Познакомить детей с признаком предмета – цвет (красный, жёлтый, синий). учить детей группировать фигуры по цвету.

14

Заселим домики

(Блоки Дьениша)

Продолжать знакомить детей с цветом. учить классифицировать предметы по цвету. содействовать развитию внимания

15

Мышки – норушки

(Блоки Дьениша)

Продолжать знакомить детей с цветом. развивать умение сравнивать предметы по цвету, выбирать предметы определенного цвета без опоры на наглядность

16

Бусы в подарок кукле

(Блоки Дьениша)

Продолжать развивать умение сравнивать предметы по двум свойствам (форме и цвету).

Февраль

17

Игра-путешествие «В гостях у сказки».

Продолжать развивать умение сравнивать и обобщать предметы по двум свойствам. понимать и использовать в речи слова «разные», «одинаковые». Развивать внимание. Воспитывать отзывчивость, желание прийти на помощь.

18

Улица разноцветных полочек

(Палочки Кюизенера)

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах, формирование первоначальных

навыков счета

19

День защитников Отечества

(Легоконструирование)

Закреплять умения создавать простейшие модели реальных объектов; активизировать навык анализировать строение предмета, выделять основные его части; обучить отбору деталей, из которых могут быть построены части машины; освоить способы конструирования грузовой машины, кузов которой шире, чем кирпичик с колесами.

20

«Толстые и тонкие» -

(Блоки Дьенеша)

Дать представление о толщине фигур, расширять речевой запас за счётвыражений: «все толстые (тонкие)»

Март

21

«Собери цепочку», «игра с обручем»

Различение и нахождение геометрических фигур; умение видеть последовательность развёртывания действия; развивать умение выделять несколько признаков (цвет, форму, размер)

22

«Волшебный  коврик»

Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.

23

«Бабочки-цветочки»

ИКТ - Коллибри

Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи.

24

Путешествие зайчонка Тико

Тико-моделирование

Развивать умение классифицировать.

Учить делать выбор. Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Развивать  игровое общение друг с другом с помощью ТИКО-фигур. ТИКО-поделки: корабль, автомобиль, самолёт (по выбору ребёнка).

Апрель

25

В геометрическом лесу

Научить  взаимодействовать в процессе коллективной деятельности. Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа).

научить  способам соединения ТИКО-деталей. ТИКО-поделки: ёлочка.

26

Мой дом (его части)

(легоконструирование)

Познакомить с основными частями конструкции  домика – стены, пол, крыша, окно, дверь, а также с пространственным расположением этих частей относительно друг друга; Научить выделению внутреннего пространства; Развивать умения следовать инструкциям педагога, размещать постройку на плате

27

Моделирование бабочки по картинке

(легоконструирование)

Познакомить детей с различными видами бабочек; Развивать навыки выкладывания на платформе контуров бабочки.

28

Итоговое показательное занятие

«Веселое путешествие»

Закрепление и обобщение полученных знаний.

2 год обучения (средняя группа)

Месяц

Занятие

Тема

Цель

Октябрь

1

Экскурсия в игротеку

Определить, насколько у детей сформированы умственные и психологические процессы. Познакомить с «Игротекой», и с развивающими играми

2

Осенний лес

(ИКТ+легоконструирование)

Закреплять умение строить лесные деревья;

учить отличать деревья друг от друга;

закреплять названия деталей и цвет.

3

Грибная полянка

(ИКТ+легоконструирование)

Научить выделять основные части постройки, определять их назначения;

Закреплять умения скреплять детали разными способами (со смещением, на плато, скрепляя 2 детали одной);

Закреплять умения анализировать готовую постройку;

Развивать активное внимание, тонкой моторики рук;

Учить составлять и отгадывать загадки.

4

«Осенний урожай в лесу, в

саду и на огороде»

(ТИКО-моделирование)

Цель: учить сравнивать и называть многоугольники (3-х, 4-хугольник), конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Познакомить с многоугольниками (3-х, 4-хугольник), научить их различать.

Развивать умение классифицировать свойства геометрических фигур по двум свойствам. Учить конструировать плоскостные ТИКО-фигуры

по образцу.

ТИКО-поделки: корзина, грибы.

Ноябрь

5

«Чудо-крестики»

(Игры Воскобовича)    

Формировать умение составлять изображение по схеме.

Развивать творческое воображение.

Воспитывать интерес к играм.

6

«Чудо – соты»

(Игры Воскобовича)    

Познакомить с новой игрой.

Формировать умение правильно располагать детали в соте.

Развивать сенсорные способности: восприятие цвета, формы, величины.

Воспитывать инициативность и самостоятельность.

7

«Чудо – соты»

(Игры Воскобовича)    

Формировать умение правильно конструировать предметные формы по схеме «Цветок», «Бабочки», «Богатырь», « Ваза».

Развивать глазомер, мелкую моторику рук.

Воспитывать самостоятельность.

8

«Шнур – затейник»

(Игры Воскобовича)    

Формировать умение с помощью шнура « вышивать» узор.

Развивать умение конструировать предметные формы по схемам.

Воспитывать интерес к развивающими играми Воскобовича.

Декабрь

9

«Кто в домике живет?»

Сортируем блоки с использованием логических карточек

Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов

10

«Лесные приключения»

Подбираем карточки к соответствующим фигурам

Развивать умения кодировать и декодировать информацию о фигурах с помощью логических символов

11

«Укрась елки игрушками»

(Блоки Дьенеша)

Способствовать развитию умения различать геометрические фигуры по заданному признаку величины, выполнять постройки, согласно определенному правилу.

12

«Новогодняя елочка»

(«Мы во двор пошли гулять»)

(Н.В.Нищева, 162)

(Легоконструирование)

Закрепить умения скреплять 2 детали одной деталью;

способствовать развитию речи, используя составление описательных загадок (технология моделирования);

развивать зрительное и слуховое восприятие, тактильную чувствительность у детей;развивать память.

Январь

13

«За лесом у речки гуляют овечки…»

(Легоконструирование)

Уточнять и закреплять знания о домашних животных, об их назначении и пользе для человека;

Учить строить домашних животных;

Воспитывать любознательность и навыки конструирования.

14

«В геометрическом лесу - зима»

(ТИКО-моделирование)

Цель: учить  взаимодействовать в процессе коллективной деятельности.

Учить договариваться друг с другом, распределять обязанности в процессе совместного конструирования (коллективная работа). Осваивать  способы соединения ТИКО-деталей.

ТИКО-поделки: ёлочка.

15

«Мастерская Деда Мороза»

(ТИКО-моделирование)

Учить различать многоугольники. Знакомить с понятием «шестиугольник». Учить конструировать ТИКО-фигуры по образцу. Закрепить приметы зимы.

ТИКО-поделки: снежинка.

16

«Веселый счет»

(ИКТ)

Развитие познавательных процессов; формирование представлений о величине, цвете и числах, формирование первоначальных навыков счета.

Февраль

17

Грузовая машина с прицепом

(Легоконструирование)

Учить анализировать образец будущей постройки; Учить строить по схеме; Формировать бережное отношение к конструктору; Закреплять умения обыгрывать постройку.

18

«Волшебный  коврик»

Закрепление знаний о геометрических фигурах, развитие пространственных представлений; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; упражнять в решении загадок-задач и задач-шуток.

19

День защитников Отечества

(Легоконструирование)

Закреплять умения создавать простейшие модели реальных объектов;

активизировать навык анализировать строение предмета, выделять основные его части;

обучить отбору деталей, из которых могут быть построены части машины;

освоить способы конструирования грузовой машины, кузов которой шире, чем кирпичик с колесами.

20

«Толстые и тонкие» -

(Блоки Дьенеша)

Дать представление о толщине фигур, расширять речевой запас за счёт

выражений: «все толстые (тонкие)»

Март

21

«Собери цепочку», «игра с обручем»

Различение и нахождение геометрических фигур; умение

видеть последовательность развёртывания

действия; развивать умение выделять несколько

признаков (цвет, форму, размер)

22

«Бабочки-цветочки»

(ИКТ – Коллибри)

Развивать внимание, наблюдательность, умение соединять детали, умение концентрировать внимание; закреплять порядковый и количественный счет, закреплять умение соотносить цифру с количеством предметов; учить различать равенство и неравенство групп по количеству входящих в них предметов, выражая результаты сравнения в речи.

23

Цифрята – зверята

(Игры Воскобовича)

Знакомство с новой игрой. Закреплять знание детей о цифрах до 5. Развивать память. Воспитывать усидчивость.

24

Волшебная восьмерка

(Игры Воскобовича)

Формирование умений детей конструировать цифры по схеме. Закреплять прямой счет. Развивать память, мышление, воображение, речь. Воспитывать активность и самостоятельность.

Апрель

25

Игровизор

(Игры Воскобовича)

Знакомство с новой игрой.  Закреплять счет до 5. Развивать внимание, память, мышление, воображение. Воспитывать интерес к развивающими играми Воскобовича.

26

«Цветы»

(ТИКО-моделирование)

Учить подбирать цветовое оформление для

ТИКО-конструкции на основе симметрии.

Знакомить с различными видами цветущих

растений. Развивать умение выбирать ТИКО-детали по цветовому сочетанию. Учить конструировать симметричные узоры.

ТИКО-поделки: цветы.

27

«Насекомые»

(ТИКО-моделирование)

Учиться ориентироваться в пространстве –

направо, налево. Учить определять форму геометрических фигур с помощью осязания (на ощупь). Развивать представления о взаимосвязи и взаимозависимости живых организмов в природе. Познакомить со стадиями развития бабочки. Развивать навыки ориентирования: вверх – вниз, вправо - влево. ТИКО-поделки: бабочка.

28

Итоговое показательное занятие

«Веселое путешествие»

Закрепление и обобщение полученных знаний


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

НРМ ДОБУ «ЦРР-д/с «Родничок»

Мастер-класс «Конструктор ТИКО – развиваемся играя»

Старший воспитатель Зайдуллина Л.Р.

гп Пойковский


Цель: Дать представление о конструкторе ТИКО, как о средстве развития ребенка через конструкторскую деятельность.

Задачи: Познакомить с особенностями конструктора «ТИКО». Способствовать развитию интереса к жизни детей в детском саду. Повысить педагогические компетенции родителей в вопросах конструкторской деятельности детей.

«Дети охотно всегда чем-нибудь занимаются. Это весьма полезно, а потому не только  не следует этому мешать, но нужно принимать  меры к тому, чтобы всегда у них было что делать» Ян Амос Коменский


     Введение и реализация ФГОС ДО требует от педагогов организации инновационной развивающей среды, применения новых нетрадиционных форм работы с детьми. В этом смысле конструктивно-модельная деятельность является идеальной формой работы, которая позволяет педагогу сочетать образование, воспитание и развитие детей в игре, более того посредством образовательных конструкторов значительно можно разнообразить предметную среду и сделать ее развивающей.
          Совершенно недавно в моей педагогической деятельности произошло знакомство с трансформируемым игровым конструктором «Тико».

 «ТИКО»   –  это  Трансформируемый  Игровой  Конструктор   для Обучения.   Он   представляет   собой   набор   ярких   плоскостных   фигур   из   пластмассы, которые   шарнирно   соединяются   между   собой.  В   составе   «ТИКО»   различные многоугольники разных цветов, квадраты с цифрами, знаками действий, буквами и т.д., изготовленные   из   износостойкого   гигиенически   безопасного   пластика.   Все   детали конструктора   соединяются   между   собой   с   помощью   шарнирных   соединений, позволяющих   одной   детали   вращаться   вокруг   другой.  В   результате   для   ребенка становится наглядным процесс перехода из плоскости в пространство, от развертки – к объемной фигуре и обратно. Сконструировать можно бесконечное множество игровых фигур: от дорожки и забора   до   мебели,   коттеджа,   ракеты,   корабля,   осьминога,   снеговика   и   т.д.  Детали конструктора   легко   транспортировать,   безопасно   использовать,   при   необходимости дезинфицировать. Педагогическая целесообразность использования ТИКО обусловлена важностью развития навыков пространственного мышления, как в плане математической подготовки, так и с точки зрения общего интеллектуального развития дошкольников. В игре с конструктором ТИКО ребенок выучивает не только названия и облик плоскостных фигур (треугольники, квадраты,   ромбы,   трапеции,   пятиугольники,   шестиугольники   и   восьмиугольники), но и открывается мир призм, пирамид.  Система логических заданий и тематического моделирования      позволяет   педагогам   и   родителям   формировать,   развивать у дошкольников пространственные и зрительные представления, а также поможет детям легко, в игровой форме освоить математические понятия и сформировать универсальные логические действия.  Через практическую деятельность с конструкторами ТИКО дети знакомятся с плоскостным и объемным моделированием. Для ребенка важно, чтобы   результаты   его   творческой   деятельности   можно   было   наглядно продемонстрировать: это повышает самооценку и положительно влияет на мотивацию к деятельности, к познанию. Конструкторы ТИКО  создают для этого самые благоприятные возможности.  Кроме того, ТИКО развивает

Творческие умения– дети придумывают, фантазируют оригинальные фигуры, необычные конструкции из ТИКО, тем самым, развивая творческое мышление.

Интеллектуальные умения– чтобы сконструировать фигуру, ребенку нужно осмыслить –какие детали он возьмет для конструирования; в какой последовательности будет их соединять; Развитие у детей образного мышления и пространственного воображения дает возможность в будущем детям разбираться в чертежах, схемах, планах, развивает способность воссоздавать образ в трехмерном пространстве.

Коммуникативные   умения–   дети   очень   увлекаются   совместным   ТИКО-конструированием,   в   процессе   работы   активно   общаются,   называют   детали, ориентироваться в свойствах, сравнивают по признакам, совместно решают возникшие входе конструирования проблемы.

Речевые умения - дети запоминают буквы, звуки (гласные - согласные, твердые - мягкие),выполняют задания на звуковой анализ слов, поиск заданных звуков, составление слов и предложений. Это будет хорошей подготовкой к будущему обучению в школе!

Технология ТИКО-моделирования интересна тем, что строясь на интегрированных принципах объединяет в себе элементы игры и экспериментирования. В силу своей педагогической универсальности ТИКО-моделирование служит эффективным средством развивающего обучения, так как включает в себя несколько функций: развивающую, обучающую и развлекательную.

Конструктор ТИКО может быть организован в детском саду в рамках: коллективной образовательной деятельности, проектной деятельности, игры-драматизации, свободной деятельности, сюжетно-ролевой игры и во всех видах детской деятельности.