Эссе "Я- Учитель"

Динейкина Лариса Викторовна

 

Районный конкурс педагогического мастерства "Созвездие- 2016"

Заочный этап конкурса

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon esse_.doc40 КБ

Предварительный просмотр:

Районный конкурс педагогического мастерства «Созвездие -2016»

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «ЭССЕ»

Динейкина Л.В.,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «СОШ № 15»

г. Благодарный

Я – УЧИТЕЛЬ

     1 сентября 1987 года. Цветное фото 1 класса, на котором рядом с учителем сидит белокурая девочка со светлыми глазами и яркими астрами в руках. В этот день началось её первое знакомство со школой, которое в дальнейшем переросло в крепкую дружбу, а теперь – это её жизнь.

      Эта девочка на фото – я. И теперь каждый день я спешу в свою школу к своим ученикам, чтобы их удивить и научить. Всё дело в том, что я – учитель.

Я – учитель. По содержанию это простое нераспространённое предложение очень глубоко. Но начну с самого начала…

       Я родилась в сельской семье простых рабочих людей. Среди наших родственников ни по папиной, ни по маминой линии никогда не было учителей. Но выбор профессии был предопределен для меня ещё в раннем детстве, сколько себя помню. И если бы мне сказали, что моя жизнь не будет связана со школой, я упорно стала бы доказывать другое. Моё будущее виделось именно так: педагогический колледж после 9 класса, преподавательская деятельность в школе. Если честно, мне все говорили, что будет сложно, что до этого надо дорасти, что придётся в этой профессии не только учить, но и самой всю жизнь учиться.

     Но я сделала по-своему. И сегодня с гордостью говорю, что я - учитель, и благодарю судьбу за все обстоятельства, благодаря которым я работаю в школе. Задумавшись над смыслом и глубиной этого простого предложения, я заново прожила эпизоды своей педагогической биографии и основные этапы постижения мною данной фразы.

      Мой первый педагогический опыт начался с сельской школы, там у меня была педагогическая практика. Мне повезло, так как я находилась в своей родной школе со своими учителями. Всё было знакомо, и я была довольна выполнением своей миссии. Это была замечательная школа жизни, которую надо было пройти. И я счастлива, что постигала азы профессии, училась учить, училась быть учителем рядом с родными учителями в своей родной школе.

    Время идёт, и настала пора выходить замуж. Так я переехала в город в 1999 году. Однако, встреча со школой состоялась только в 2005 году. И это была начальная школа, так как я на тот момент  - учитель начальных классов.

     Моя профессиональная  карьера в школе началась с должности педагога-организатора. Это особая деятельность, она влечет пересмотр отношения ко всему вокруг, в то числе и к своей личной жизни, личным проблемам и неурядицам поскольку вокруг детские глаза. И вновь мне повезло – я работала с удивительными детьми, которые стремились к знаниям, к новым открытиям. Подружилась с новыми коллегами.

       Свою миссию как педагога-организатора я видела в том, чтобы  вдохновить ребят на участие в праздниках и утренниках, чтобы развивать у них коммуникативные умения и навыки. Но сейчас мне кажется, большему научилась сама. И в первую очередь – видеть в каждом ребенке личность, учитывать индивидуальные особенности каждого ученика, на что в обычной учебной деятельности порой просто нет времени.

     Но в скором времени пришло понимание того, что мне не хватает именно уроков, а не праздников и утренников, что я хочу давать знания детям и радоваться их успехам. Здесь меня подстерегала очередная трудность – не было свободных мест, чтобы начать работать учителем начальных классов. И тогда мне предложили должность учителя русского языка и литературы. Так началась новая страница моей педагогической биографии.

       Скажу с абсолютной долей уверенности, что работа учителем русского языка и литературы – это высший пилотаж в работе учителя. Нужно всегда быть готовой к самым неожиданным вопросам, выходящим за рамки предмета. Это выстраивание содержания урока с учетом уровня подготовленности обучающихся, это постоянный поиск новых подходов к изучаемому материалу для повышения познавательного интереса, это любознательность и активность воспитанников, которую нужно поддерживать активными формами и методами работы. Хочется, чтобы не скучали ребята на уроке, выполняя ряд однообразных упражнений, в которых абстрактный грамматический материал так оторван от их личного социального опыта.

На современном этапе работы я пришла к выводу о том, что учиться учить по-новому – вот моя первоочередная задача, ведь я сегодня – не единственный источник знаний для ребят; нет-нет, да и поставят что-нибудь под сомнение, а то и перепроверят информацию за учителем. Но всё же они идут в школу, ко мне на урок с широко открытыми глазами, полными любознательности и желания познать новое, неизвестное, вступив со мной в равноправный диалог.

Чему же я, как учитель русского языка и литературы, должна учить сегодня? Уважению к слову, осознанию красоты родной речи, пониманию того, что язык – это выражение национальной культуры. А когда раскрываешь ребятам тайны, связанные с происхождением слов, то видишь их неподдельный интерес и удивление (вот, например, такой парадоксальный языковой факт - слова начало и конец являются исторически родственными, так имели когда-то один корень). На таких примерах раскрываю, почему в русском языке, как говаривал Николай Васильевич Гоголь, «что ни звук, то и подарок: все зернисто, крупно, как сам жемчуг, и, право, иное названье еще драгоценней самой вещи». А знание наших истоков – это наша сила и единство, в этом я абсолютно убеждена.

Второй богатейший «воспитательный источник» - литература. Многие говорят, что все учителя русского языка и литературы делятся на «русоведов» и «литераторов». Замечательно, когда эти две ипостаси в учителе соединены. Я, конечно, больше «русовед», чем «литератор», но при выборе специальности определяющей была моя любовь к литературе, особенно к русской классической литературе, которой я восхищаюсь. Что же такое литература? На этот вопрос ответил поэт Лев Ошанин, который написал уже ставшие классическими строки:

Литература – это исповедь,

Под видом исповеди - проповедь,

Для тех, кто ненавистен, - отповедь,

Для всех, кого любишь, - заповедь.

Уроки литературы должны способствовать глубокому пониманию этих строк. Замечу также, что учителю литературы нужно быть в какой-то степени философом, историком, искусствоведом, чтобы показать литературу на широком фоне истории и культуры, не забывая при этом о «законе трех О» Ильина Е.Н., известного педагога-литератора: «очаровать книгой, окрылить героем, обворожить писателем». Поэтому подготовка к урокам литературы занимает лично у меня очень много времени. Но эта работа воздается сторицей, когда слышишь содержательные ответы ребят, когда читаешь не списанные из Интернета, а самостоятельные, глубокие детские сочинения…

От любого учителя-предметника ( а в особенности от учителя русского языка) требуется, чтобы обучающиеся вышли с урока с ясным пониманием предмета. Это понимание часто отличается от его знания. Любую информацию можно выучить и воспроизвести, но чтобы её понять, нужно совершить совсем иные действия сознания: перейти от информации к мысли, а потом к действию и поступку.

«Учителю слово дано не для того, чтобы усыплять свою мысль, а для того, чтобы будить чужую» (В.О. Ключевский). Вечных абсолютных истин не существует, поэтому очевидно, что познание – это скорее путь к истине, её поиск, движение к ней. Этому и надо учить: учить не бояться усомниться в давно всем известном, учить задавать вопросы и искать ответы. Без вопросов информация лишается смысла, мышление костенеет, а поверхностное всезнайство порой принимается за образованность.

Вот почему к глаголам учить и учиться так хочется добавить еще один – воспитывать.

       Конечно, воспитывать современное юное поколение непросто, тем более, если в классе  более 25 человек. Но, к сожалению, тенденция отношения к учителям как к людям, которые представляют «образовательные услуги» и только, начинает укореняться среди родителей. На это смотреть больно, горько, обидно… Но это, пожалуй, тема для совсем другого разговора.

Октябрь, 2015 год. Общее фото педагогического коллектива на ступеньках школы. Среди коллег стою я, гордо подняв голову. Я – учитель. Каждый день по этим ступенькам я с удовольствием иду на работу и вечером с удовольствием возвращаюсь домой. Ловлю себя на мысли, что я – счастливый человек. Потому что спешу в свою школу с удовольствием, с желанием вернуться туда вновь и вновь, с желанием учить и учиться, удивлять и удивляться.Хочу чтобы у моих учеников синонимом к слову «учитель» было не «мучитель», «даритель», «объяснитель», «хранитель» и «душестроитель». И если в этом состоит моя миссия как учителя, думаю, это не так уж и плохо.