Методический семинар к конкурсу "Созвездие -2016"

Динейкина Лариса Викторовна

Разработка методического семинара к заочному этапу районного конкурса "Созвездие 2016" в номинации "Учитель года"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskiy_seminar.pptx2.83 МБ
Microsoft Office document icon dineykina_l.v_metodich.seminar.doc46 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Ежедневно вселяй в детей радость, оптимизм, наполняй активной деятельностью, прививая потребность мыслить, трудиться , познавать , творить. Динейкина Лариса Викторовна, учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ № 15» г.Благодарный Педагогический стаж -10 лет Первая квалификационная категория Закончила Ставропольский г осударственный педагогический институт, историко-филологический факультет

Слайд 2

« Формирование познавательной учебной деятельности на уроках русского языка и литературы с применением технологии развития критического мышления»

Слайд 3

Условия возникновения и становления педагогического опыта Современный этап развития образования характеризуется интенсивным поиском нового в теории и практике. Изменился социальный заказ общества по отношению к школе: школа должна способствовать формированию личности, способной к творчеству, сознательному, самостоятельному определению своей деятельности, к саморегулированию, которое обеспечивает достижение поставленной цели. В процессе преподавания русского языка и литературы можно столкнуться со следующими проблемами, которые решить традиционными методами обучения очень сложно: различие уровня знаний и умений школьников по русскому языку и литературе; поиск возможностей реализации потребности интересов обучающихся посредством применения многообразия информационных технологий . Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления, основоположниками которой являются Чарльз Темпл, Курт Мередит, Джина Стил. С 1997 года технология развития критического мышления получает распространение в России. Критическое мышление - это такой тип мышления о любом предмете, содержании или проблеме, в котором ученик улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Технология развития критического мышления позволяет: организовать самостоятельную работу на уроке; вовлечь каждого ученика в учебный процесс; развивать у обучающихся положительное отношение к интеллектуальной творческой деятельности; повышать уровень самоорганизации обучающихся; овладевать рациональными приемами самообразования; стимулировать мыслительную деятельность и развивать познавательную активность; развивать ключевые компетентности лично значимые для обучающихся умения и навыки.

Слайд 4

Актуальность выбранной темы Актуальность темы обусловлена потребностями современного общества к выпускнику школы

Слайд 5

Обоснование проблемы Необходимость создания условий для целенаправленного формирования познавательной деятельности обучающихся на современном этапе Отсутствие эффективных способов достижения результатов по формированию познавательной деятельности обучающихся Поиск эффективных способов для создания условий обеспечивающих формирования познавательной деятельности обучающихся ?

Слайд 6

Основная идея технологии развития критического мышления – создать такую атмосферу учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнения об окружающем мире . Основа ТРКМ – трехфазная структура урока: ВЫЗОВ ОСМЫСЛЕНИЕ РЕФЛЕКСИЯ

Слайд 7

Задачи фазы вызова ( пробуждение интереса к предмету) Актуализировать имеющиеся у обучающихся знания и смыслы в связи с изучаемым материалом Пробудить познавательный интерес к изучаемому материалу Помочь обучающимся самим определить направление в изучении темы Задачи фазы реализации смысла – (осмысление материала во времени работы над ним ) Помочь активно воспринимать изучаемый материал Помочь соотнести старые знания с новыми Задачи фазы рефлексии – ( обобщение материала, подведение итогов ) Помочь обучающимся самостоятельно обобщить изучаемый материал Помочь самостоятельно определить направления в дальнейшем изучении материала

Слайд 8

Функции трех фаз технологии развития критического мышления

Слайд 9

Цель и задачи методического семинара Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы для формирования познавательной деятетельности обучающихся . Задачи: Расрыть сущность технологии развития критического мышления. Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся. Показать результативность использования приёмов технологии развития критического мышления для формирования познавательной деятетельности обучающихся.

Слайд 10

Виды УУД Личностные Регулятивные Познавательные Коммуникативные

Слайд 11

Познавательные УУД Общеучебные универсальные действия: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели; поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств; выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий; рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности; постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Знаково-символические действия: м оделирование. Логические универсальные действия: анализ ; синтез ; сравнение , классификация объектов по выделенным признакам; подведение под понятие, выведение следствий; установление причинно-следственных связей; построение логической цепи рассуждений; доказательство ; выдвижение гипотез и их обоснование. Постановка и решение проблемы: формулирование проблемы; самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.

Слайд 12

Приёмы, применяемые на различных этапах урока

Слайд 13

Примеры заданий «Классификация» . Данный прием можно использовать на всех этапах (вызова, осмысления и рефлексии). «Перепутанная логическая цепочка». Данный прием можно использовать на этапе вызова и осмысления нового материала. 1) На доске или карточках написаны термины (последовательность терминов) и некоторые из них с ошибками; 2) Группам предлагается исправить ошибки или восстановить порядок записи. По теме «Имя прилагательное как часть речи» дается следующая перепутанная логическая цепочка Часть речи – в предложении бывает – обозначает – самостоятельная – определение – изменяется – сказуемое – какой? – чей? – признак предмета – отвечает – род – падеж – число – имеет – краткая форма.

Слайд 14

Примеры заданий Приём «Составление кластера» Существи-тельное Кто? Что? склонение Безударное окончание число С. 1 3 ж 2 род м Ед. Мн. Нариц . Собств. Заглав. буква

Слайд 15

Примеры заданий Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать) В каждую из колонок необходимо разнести полученную в ходе урока информацию. Прием «Маркировочная таблица» позволяет учителю информатики проконтролировать работу каждого ученика на уроке, его понимание и интерес к изучаемой теме. Обращаться к этой таблице можно несколько раз за урок. На этапе Вызова заполняется первая колонка, на этапе Реализации – вторая колонка и на этапе Рефлексии – третья. Вот, например, какие маркировочные таблицы были составлены ребятами на некоторых уроках.

Слайд 16

Примеры заданий Прием «Корзина» идей, понятий, имен... Многие уроки изучения нового материала начинаются с приема «Корзина», на доске демонстрируются или выводятся через проектор основные идеи предстоящего урока. Учитель ставит перед детьми проблему: - Напишите за 1 минуту, что вы знаете о правописании парных согласных по глухости-звонкости на конце слова? (б-п, д -т, з-с, ж-ш, в - ф, г - к; проверяются способом «один - много») - Обмен информацией в группах. - Сбрасывание информации в корзину, запись на доске или ватмане. Обсуждение собранной информации. Обобщение, вывод (чтобы правильно написать слово со звонким или глухим согласным., нужно слово изменить или подобрать однокоренное, чтобы после согласного стоял гласный) - Какое слово может быть лишним? Почему? мороз снег снежки холод -( Снежки. Есть парный согласный, но он в середине слова). - Подумайте, можно ли наш способ проверки применить к таким словам?

Слайд 17

Задания для групповой работы

Слайд 18

Задания для групповой работы

Слайд 19

Результативность опыта Работа с применением приёмов технологии развития критического мышления дала положительный эффект.

Слайд 20

Результативность опыта

Слайд 21

креативный и критически мыслящий, активно и целенаправленно познающий мир, осознающий ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированный на образование и самообразование в течение всей своей жизни владеющий основами научных методов познания окружающего мира, мотивированный на творчество и современную инновационную деятельность готовый к учебному сотрудничеству, способный осуществлять учебно-исследовательскую, проектную и информационную деятельность Портрет выпускника школы Владение эффективными стратегиями мышления, способность быть творцом, компетентным специалистом своего дела определяют необходимость применения технологии развития критического мышления для развития универсальных учебных действий по следующим причинам: навыки критического анализа являются неотъемлемыми характеристиками современного выпускника школы

Слайд 22

Используемые ресурсы: 1. Данилюк А.Я. Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с. 2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования. 3 . Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И . Апольских, М.В. Афонина . – Барнаул: БГПУ, 2006. 4. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActiveBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012. 5. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург, Издательство «Альянс «Дельта», 2003г. 6 . Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004г 7 . ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib 8. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm 9 . Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409



Предварительный просмотр:

КОНКУРСНОЕ ЗАДАНИЕ «МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР»

Динейкина Л.В.,

учитель русского языка и литературы,

МКОУ «СОШ № 15»

г. Благодарный

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

к методическому семинару

«Формирование познавательной активности учащихся на уроках русского языка и литературы (с применением технологии развития критического мышления)»

С 2015-2016 учебного года во всех образовательных учреждениях Российской Федерации началось обязательное введение ФГОС для основного общего образования.

В указанных условиях я столкнулась с необходимостью работы по достижению новых целей и задач, поставленных ФГОС перед школой: перехода от традиционной «знаниевой» к компетентностной парадигме, направленной на воспитание «высоконравственного, ответственного, творческого, инициативного, компетентного гражданина» [1, С.12]. При этом одним из требований к личностным результатам освоения образовательной программы выступает «формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию» [2, с. 5].

Таким образом, потребность изменений в содержательном и технологическом аспектах образовательной деятельности как учителя-предметника при переходе от привычной фиксации объема и содержания знаний, которые необходимо дать ученику, к реализации требований, предъявленных Стандартом, в том числе к достижению не только предметных, но и личностных, и метапредметных результатов, совпала с моей внутренней мотивацией по осмыслению и применению в личном педагогическом опыте новых технологий, новых методов, форм, приёмов работы с учениками.

Объективный анализ собственной педагогической деятельности и опыта коллег выявил ряд противоречий. Безусловно, стало ясно, что я должна стать модератором новых педагогических ситуаций, конструктором новых заданий, направленных на использование учащимися обобщенных способов деятельности и создание ими собственных продуктов в освоении знаний. В то же время я испытывала затруднения с проектированием педагогических ситуаций, с разработкой новых заданий и т.д. Наряду с этим ученик, по замыслу Стандарта, должен овладеть метапредметными результатами обучения, включающими освоенные межпредметные понятия и универсальные учебные действия, способностью их использования в учебной, познавательной и социальной практике, самостоятельного планирования и осуществления учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками. Как же обеспечить формирование метапредметных результатов? И чем урок по новым Стандартам отличается от старого?

Таким образом, назревшие противоречия обусловили естественную потребность в изменении собственной профессиональной деятельности. Следствием этого стало изучение современной педагогической и научно-методической литературы, обмен опытом в рамках работы методического объединения учителей русского языка и литературы.

Наибольшее влияние на мои педагогические и методические поиски оказали теории: деятельности (А.Н. Леонтьев и С.Л. Рубинштейн); развивающего обучения (Д.Б. Эльконин, В.В. Давыдов); субъектности (Н.М. Борытко); проблемного обучения (Ю.К. Бабанский).

 Одной из технологий, способной решить задачи, поставленные в новых стандартах, является технология развития критического мышления. Критическое мышление (англ. critical thinking) — система суждений, которая используется для анализа вещей и событий с формулированием обоснованных выводов и позволяет выносить собственные оценки, интерпретации, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.

Актуальность темы обусловлена сформировавшимися требованиями современного общества к выпускнику школы и позволяет сформулировать проблему, заключающуюся в поиске эффективных способов деятельности для создания условий, обеспечивающих формирование познавательной активности обучающихся.  

Достоинство технологии развития критического мышления я вижу в создании такой атмосферы учения, при которой обучающиеся совместно с учителем активно работают, сознательно размышляют над процессом обучения, отслеживают, подтверждают, опровергают или расширяют знания, новые идеи, чувства или мнение об окружающем мире.

Для работы с применением элементов технологии развития критического мышления использую трехфазную структуру урока: вызов, осмысление, рефлексия. Считаю, что такая структура урока соответствует этапам человеческого восприятия: сначала надо настроиться, вспомнить, что тебе известно по этой теме, затем познакомиться с новой информацией, потом подумать, для чего тебе понадобятся полученные знания, и как ты сможешь их применить.

Задачи фазы вызова -  пробуждение интереса к предмету.

 Задачи фазы реализации смысла – осмысление материала во времени работы над ним.

Задачи фазы рефлексии – обобщение материала, подведение итогов.

Функции трех фаз технологии развития критического мышления заключаются в побуждении к работе с новой информацией, с новой темой, в получении новой информации, в приобретении нового знания.

Цель и задачи методического семинара.

Цель: обобщение педагогического опыта использования приёмов технологии развития критического мышления на уроках русского языка и литературы для формирования познавательной деятельности обучающихся.

Задачи:

  • Раскрыть сущность технологии развития критического мышления.
  • Продемонстрировать из опыта работы примеры конкретных заданий, направленных на развитие критического мышления обучающихся.
  • Показать результативность использования приёмов  технологии развития критического  мышления  для формирования      познавательной деятельности обучающихся.

Для активизации познавательной деятельности  учеников  использую приёмы технологии развития критического мышления, применяемые на различных этапах урока.

 «Классификация». Перед классом демонстрируются некоторые предметы, обучающимся предлагается разделить их на группы, учитывая существенные сходства и различия между этими предметами. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот приём способствует развитию внимания и логического мышления, имеет познавательное значение.

«Перепутанные логические цепочки». Перед классом демонстрируются события (объекты) в заведомо нарушенной последовательности. Обучающимся предлагается восстановить правильный порядок хронологической или причинно-следственной цепи. После заслушивания различных мнений и придя к более или менее единому решению, учитель предлагает ученикам познакомиться с образцом и определить: верны ли были их предположения. Этот прием способствует развитию внимания и логического мышления.

 «Кластер». Выделение смысловых единиц текста и графическое их оформление в определенном порядке в виде «грозди». Кластеры могут стать как ведущим приемом на стадии вызова, рефлексии, так и стратегией урока в целом. Самое важное – выделение центра – чаще всего это наименование темы, от него отходят лучи – крупные смысловые единицы, а от них могут отходить соответствующие термины, понятия. Благодаря кластеру, можно охватить большое количество информации. Это прием позволяет сделать наглядными те мыслительные процессы, которые происходят при погружении в ту или иную тему, является методом формирования познавательных универсальных учебных действии (УУД).

 «Корзина» идей, понятий, имен...

       Это прием организации индивидуальной и групповой работы обучающихся на начальной стадии урока, когда идет актуализация имеющегося у них опыта и знаний. Он позволяет выяснить все, что знают или думают ученики по обсуждаемой теме урока в заданное время (развитие регулятивных УУД). На доске можно нарисовать значок корзины, в которой условно будет собрано все то, что все ученики вместе знают об изучаемой теме.

 «Механизм ЗУХ (знаю, узнал, хочу узнать)».

Наиболее продуктивной русского языка и литературы считаю групповую работу. Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, формируют коммуникативные и личностные УУД.

 Анализируя результаты своей работы,  утверждаю,  что  на  уроках  русского языка и литературы  очень  актуально применение  технология развития   критического  мышления.   Приёмы  ТРКМ  позволяют  сделать  урок  более  продуктивным,  помогают  ученикам  сформировать  собственную  позицию, стимулируют мыслительную деятельность и развивают    познавательную активность, повышают уровень  самоорганизации обучающихся. Совместно с психологом были проведены исследования уровня учебной деятельности, мотивации, уровня мыслительной деятельности обучающихся одного класса (6 «а»)  с 4 класса по 6 класс. На графиках вы видите положительную динамику по всем результатам.

Безусловно, работая над реализацией требований ФГОС ООО, внедряя и реализовывая на практике современные технологии по формированию познавательной деятельности обучающихся, мы увидим своих выпускников креативно и критически мыслящими, активно и целенаправленно познающими мир, осознающими ценность науки, труда и творчества для человека и общества, мотивированными на образование и самообразование в течение всей своей жизни.

Используемые ресурсы

  1. Данилюк А.Я. Кондаков А.М., Тишков В.А. Концепция духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России / А.Я. Данилюк, А.М. Кондаков, В.А. Тишков. – М.: Просвещение, 2009. – 24 с.
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования.

  3. Использование современных информационных и коммуникационных технологий в учебном процессе: учебно-методическое пособие/Авторы-составители: Д.П. Тевс, В.Н. Подковырова, Е.И. Апольских, М.В. Афонина. – Барнаул: БГПУ, 2006. 
        4. Волкова И.А. Шпарута Н.В. Современный урок с интерактивной доской ActiveBoard. – Екатеринбург: ИРО, 2012.
        5. Загашев И.О., Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Учим детей мыслить критически», Санкт – Петербург, Издательство «Альянс «Дельта», 2003г.

 6. Заир – Бек С.И., Муштавинская И.В. «Развитие критического мышления на уроке», Москва «Просвещение», 2004г

 7. ТРКМ – технология развития критического мышления. // http://www.it-n.ru/communities.aspx?cat_no=5025&lib_no=17021&tmpl=lib 
       8. ТРКМ – педагогические технологии. // https://sites.google.com/site/pedagogiceskietehnologii13a/tehnologii-razvitia/trkm 
       9. Приемы и стратегии ТРКМ // sladeshare.net/LinKa67/ss-7990409