Викторины и конкурсы для учащихся

Ветрова Ольга Владимировна

Викторины и конкурсы для использования на уроках истории и обществознания, а также во внеклассной работе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Викторина

1.Кто создал славянскую азбуку?  (Кирилл и Мефодий)

2.Какой год считается годом возникновения славянского письма и книжного дела?   (863)

3.Почему Кирилла и Мефодия называют «Солунскими братьями»? (Место рождения братьев-просветителей город Солунь в Македонии)

4.Какое имя в миру до монашеского пострига  носил Кирилл?(Константин)

5.Кто был старшим братом: Кирилл или Мефодий?  (Мефодий)

6.Кто из братьев был библиотекарем, а кто воином?  (Кирилл – библиотекарь, Мефодий – военачальник, как и его отец)

7.Как называли Кирилла за ум и прилежание?  (Философ)

8.Какой город на Руси стал центром славянского книгопечатания и местом основания Кирилло-Мефодиевского общества?  (Киев)

9.Каким письмом были написаны первые славянские письменные памятники?  (Глаголицей)

10.Какой язык является древнейшим литературным языком?  (Славянский)

11.Назовите произведения Древней Руси, написанные на древнерусском            языке.  ( «Повесть временных лет»,  «Русская правда» - свод законов,    «Слово о полку Игореве», «Поучение Владимира Мономаха» и др.)

12.В чьё царствование славянская азбука была заменена «гражданской»

(По Указу Петра Первого)

13.Сколько букв в кириллице было до Петра Первого? (43 буквы)

14.Сколько букв стало в современной азбуке после революции? (33 буквы)

15.Кто был первопечатником на Руси?    (Иван Фёдоров)

16.Когда вышла его первая книга и как она называлась?(в 16в.,«Апостол»)

17.Какая азбука старше: кириллица или глаголица? (Глаголица)

18.Какие буквы придумали в 18 веке для звуков, не существовавших в старославянском языке?  (ё, й)

19.Какой греческий император отправил просветителей Кирилла и Мефодия в Моравию?   (Михаил -III)

20.Назовите великого русского учёного, создавшего «теорию 3-х штилей»  (Ломоносов)

21.К какой группе языков относятся славянские языки? (Индоевропейской)

22.К какому алфавиту восходит кириллица? (К греческому уставному письму)

23.На какие три большие группы подразделяются современные славянские языки? (Восточнославянские, западнославянские, южнославянские)

24.Как назывались церковные рукописи, «написанные русскими письменами», которые видел Константин в Корсуне (Крым)?  (Евангелие, Псалтырь)

25.Назовите первый датированный письменный памятник древнерусского языка (Остромирово Евангелие)

26.Когда образовались три самостоятельных языка: русский, украинский, белорусский? (В 13-16 в.в.)Далее - просмотр док. фильма о слав просветителях.



Предварительный просмотр:

Внеклассное мероприятие №1

 Экономический конкурс «Эрудит»                                                                       (для учащихся 9-х классов)

Цели:

1. Обобщить, обогатить и углубить знания по предмету.                                            2. Развивать интерес у учащихся к предмету «Экономика».                        3.Формировать умение работать в группе. Совершенствовать навыки умственной деятельности в условиях ограниченного времени, а также в режиме “мозгового штурма”.

Оборудование:                                                                                                    Карточки с заданиями

Ход мероприятия

Учащие делятся на  группы (Фирмы)

Представление команд (фирм)

Каждая команда представляет свою фирму: название, организационно- правовая форма, вид деятельности.

1 Конкурс «Экономические понятия»

Поочерёдно командам зачитываются определения. Необходимо вспомнить экономическое понятие.

1. Процесс повышения общего уровня цен в стране (инфляция)                2.Выпуск в обращение дополнительного количества денежных знаков (эмиссия)                                                                                                   3.Направление денег на приобретение дополнительного капитала (инвестирование)                                                                                                     4.Как называются иностранные деньги (валюта).                                                5.То, что взято взаймы с последующей отдачей (долг).
6.Денежная единица США (доллар).
7.Ввоз в страну иностранных товаров (импорт).
8.Соперничество, состязание на рынке (конкуренция).
9.Объявление, извещение о товаре, услуге (реклама).
10.Несгораемый металлический ящик для хранения денег (сейф).
11.Розыгрыш по билетам (лотерея).
12.Деньги, выдаваемые вперед за счет заработка (аванс).
13.Денежная единица многих европейских стран (евро).
14.Обязательные платежи государству (налоги).
15.Стоимость товара, услуг, выраженная в деньгах (цена).
16.Товарная сделка, натуральный обмен (бартер).

2 Конкурс «Думаем- рассуждаем»

Командам даётся минута на рассуждение и предлагается ответить на вопросы.

1. А.Смит спрашивает: «Почему вода, которая настолько необходима, что без нее невозможно жить, имеет такую низкую цену, в то время как у алмазов, которые совершенно не нужны, такая высокая цена?»

2. Почему в средние века соль считалась особым товаром? Чем вызван знаменитый «соляной бунт» в 17 веке в России?

3. После либерализации цен в России  январе 1992 года отмечено повышение спроса на хлеб. Чем это вызвано?

4. Всё, к чему прикасался легендарный царь Мидас, обращалось в золото. Царь стал умолять богов взять свой дар обратно. Почему? Какую экономическую концепцию иллюстрирует эта легенда?

3 Конкурс «Чайворд»

Командам предлагается разгадать кроссворд. Оценивается скорость и правильность выполнения задания.                                                

    1 Безденежная торговля (бартер)                                                          

  2 Двигатель торговли (реклама)                                                                  

 3 Износ оборудования (амортизация)

 4 Название закрытого предприятия /устаревшее, советское/ (Ящик)

 5 Цена, по которой продаются и покупаются ценные бумаги (Курс)

 6 Соглашение (Сделка)

 7 Публичные торги (Аукцион)

 8 Источник государственного бюджета (Налог)

 9 Форма объединения людей (Государство)

 10 Стадия движения товара (Обмен)

 11 Число на монете (Номинал)

 12 Торговая единица купли- продажи (Лот)

 13 Форма организации бизнеса (Товарищество)

 14 Торговец крупными партиями товара (Оптовик)

 15 Временная передача денег (Кредит)

 16 Посредник между производителем и потребителем (Торговец)

 17 Стоимость товара (Цена)

 18 Одна из форм безналичных расчетов (Акцепт)

 19 Организация торговли на конкурсной основе (Торги)

 20 Вложение в объект экономики с целью получения прибыли (Инвестиции)

 21 Относительный показатель, используемый для изменения динамики экономических процессов (Индекс)

1

2

9

3

8

14

18

21

19

17

15

10

20

7

16

13

12

11

6

5

4

4 Конкурс «Экономическая лингвистика»

Командам прелагается путём перегруппировки и объединения букв, составить слова, соответствующие экономическим определениям.

1. Кабан+ тон= разновидность бумажных денег (банкнота)

2. Море+танк+лог= объединение широкого круга предприятий (фирм), не имеющих производственных связей и выполняющих разнородные функции (конгломерат)

3. Нырок= Система экономических отношений, складывающаяся в процессе производства, обращения и распределения товаров (рынок)  

4. Ион+ царек= владелец акций (акционер)    

5. Тон+ краб= несостоятельный должник (банкрот)

6. Вид+ денди= доход акционера (дивиденд)                                                    

5 Конкурс «Реклама»

Каждая команда (фирма) представляет рекламу своей продукции.

 (Оценивается оригинальность, краткость, неповторимость.)

Подведение итогов конкурса

Внеклассное мероприятие №2

Деловая игра « Закон Энгеля»

(для учащихся 10-х классов)

Цели:

  1. 1.Познакомить учащихся с «Законом Энгеля»

     2.Развивать умение аналитически мыслить, анализировать

         материал, обобщать, делать выводы.

     3. Формировать коммуникативные качества, умение «работать к          

          команде».

Оборудование:

Таблички с названиями министерств («Министерство продовольствия», «Министерство промтоваров», « Министерство услуг»), карточки двусторонние ( «Лицензия на производство продтоваров + продовольственные товары», «Лицензия на производство промтоваров + промтовары», « Лицензия на производство услуг + услуги»), символы денежных знаков двух цветов, инструкции домохозяевам и предпринимателям, три изображения персонажей урока.

Ход мероприятия.

Условия игры:

Игра проводится в два тура.

        В первом туре предприниматели организуют свое производство, покупая лицензии на производство тех или иных товаров, и организуют продажу их по рыночным ценам. Если моделируется низкий уровень доходов, то прибыль получают производители продовольствия, а производители услуг разоряются.

        Во втором туре моделируется противоположная ситуация и производители услуг выигрывают на рынке. Ситуация игровой непредсказуемости в том, что предприниматели не знают уровня доходов домохозяев в каждом туре.

        В игре дети получают опыт, который можно обобщить в закон Энгеля: « При увеличении доходов, доля расходов на питание снижается, доля расходов на бытовые товары стабильна, доля расходов на услуги растет.»

Игра:

Инструкция.

  • Разделить класс на две равные команды: «предпринимателей и «домохозяев». Назначить «трех министров»: по продовольствию, по промтоварам и услугам.
  • «Предприниматели получают деньги зеленого цвета на организацию производства. «Домохозяйства»- деньги белого цвета на приобретение благ. «Министерства»- двусторонние карточки- лицензии.
  • Задача « предпринимателей»: действуя по инструкции №1, организовать производство и продажу благ по рыночным ценам и получить прибыль.

Инструкция «предпринимателя» №1

Используя первоначальный капитал, вам необходимо организовать производство благ ( продукты, промтовары, услуги) и продажу с целью получения максимальной прибыли.

  1. Цены на покупку карточек- лицензий на производство благ для вас зафиксированы:
  • лицензия на продукты-200 ед.
  • лицензия на промтовары- 100 ед.
  • лицензия на услуги- 50 ед.
  1. Цены на продажу благ вы устанавливаете сами в зависимости от спроса.
  2. В зачет идут только белые купюры.
  3. Побеждает набравший максимальную прибыль.

  • Задача «домохозяев»: действуя по инструкции №2, наиболее полно удовлетворить потребности семьи на имеющиеся деньги.

Инструкция «домохозяевам» №2

На полученные деньги вы должны более полно удовлетворить потребности семьи. Но помните:

  1. Обязательный физический минимум семьи-2 карточки продовольствия и 1 карточка промтоваров. Только обеспечив минимум, вы можете покупать услуги.
  2. Цены на покупку благ устанавливаются свободным рынком.
  3. Покупать блага у министерств нельзя.
  4. Побеждает тот, кто, обеспечив минимум, приобрел максимум услуг.
  5. Оставшиеся на руках деньги в зачет не идут.

 

  • Задача «министров»: продать карточки- лицензии на производство «предпринимателям» по фиксированной цене.

Инструкция «министрам»  №3

Имеющиеся у вас карточки- лицензии на производство необходимо продать предпринимателям по фиксированной цене.

  1. Карточка- лицензия продовольствия- 200 ед.
  2. Карточка- лицензия промтоваров- 100 ед.
  3. Карточка –лицензия услуг- 50 ед.

 Но помните: продавать лицензии можно только «предпринимателям» и только на зеленые купюры.

Побеждает тот, у кого окажется больше зеленых банкнот.

        Организуется первый тур. При этом «предприниматели» получают первоначальный капитал в сумме 1000 ед. (зеленых), а «домохозяйства»- 800 ед. (белые). «Предприниматели» покупают лицензии у «министров», а «домохозяева» – товары у «предпринимателей».

        Подводим итог первого тура. Определяем и награждаем победителей в каждой из команд. Анализируем причины побед и неудач.

Учитель. Почему вы проиграли?

Ученик. Никто не хотел покупать услуги. Все покупали продукты и промтовары.

Учитель. Почему?

Ученик. Было слишком мало денег.

Учитель. Значит, можно сделать вывод: при низких доходах доля расходов на питание превышает долю расходов на услуги. Первым эту очевидную истину отметил немецкий ученый Эрнст Энгель.

        Организуется второй тур. Команды могут поменяться ролями. При этом «предприниматели» получают 1500 ед. денег, а  «домохозяева», в тайне от «предпринимателей», получают 2000 ед. Последствия очевидны: используя опыт первого тура, «предприниматели» сделают ставки на производство продовольствия, а спрос вырастет на услуги. В результате выиграют производители услуг!

        Подводим итоги второго тура. Награждаем победителей.

        Анализируем результаты и делаем вывод: при увеличении доходов люди больше тратят на услуги и меньше на еду.

        Учитель объявляет закон Энгеля.

Внеклассное мероприятие №3

Деловая игра «Открытие фирмы»

(для учащихся 9-х классов)

Цели:

  1. Знакомство учащихся с новыми профессиями: менеджер, брокер, коммивояжер,  дилер, аудитор, торговый агент, маркетолог.

     2. Развивать умение аналитически мыслить, анализировать

         материал, обобщать, делать выводы.

     3. Формировать коммуникативные качества, умение «работать к          

          команде».

Оборудование:

Бумага, краски, фломастеры, клей, жетоны трёх цветов для работы жюри, конверты с заданиями.

Ход мероприятия

Игра проводится в 6 этапов.

1 этап. Подготовительный.

        За несколько дней до начала игры на одном из занятий учащимся даётся список наиболее распространённых профессий рыночной экономики (Приложение№1). Участники игры делятся на группы. В группах каждый выбирает себе одну из профессий для более глубокого самостоятельного знакомства, чтобы потом на игре представить её по следующей схеме:

-чем занимается специалист данной профессии?

-какие знания и образование ему необходимы?

-какие профессионально важные качества требуются для успешной работы?

-где он может работать?

2 этап. Начало игры.

Вступительное слово ведущего:

        «Дорогие ребята, сообщаем интересную для вас информацию. Всемирно известная фирма по рекламе «Ярослав Мудрый» расширяется. Аналитики по маркетингу, изучив ситуацию в конкурирующих фирмах, составили долгосрочный проект по открытию филиалов в разных странах.

        Мы предлагаем вам принять участие в конкурсе на замещение вакантных должностей специалистов для работы во вновь открывшихся филиалах. Для работы в фирме требуются творческие, инициативные, квалифицированные специалисты. Это: менеджеры, коммивояжеры, агенты по рекламе, маркетологи и другие.

        У нас будет работать комиссия по приёму на работу, куда будите входить и вы. Составьте для себя легенду и, «устраивайтесь на работу»,  расскажите, почему вы хотите работать в этой фирме, где работали ранее, что умеете делать. Сформулируйте также идею, которой вы могли бы заинтересовать фирму. Постарайтесь убедить членов комиссии в ценности для фирмы вашей кандидатуры.

        Работать будем в группах (филиалах фирмы). Глава фирмы хочет в деле проверить способности потенциальных сотрудников.

        Каждая команда должна будет выполнить несколько заданий:

- подготовить проект создания филиала (придумать его название, основной принцип работы или девиз);

- придумать рекламу отечественных товаров (каких - покажет жребий). Это может быть продукт в виде рекламного ролика, театрализованного представления, сказки и т.д. с использованием  рисунков, костюмов, стихов, песен и, конечно, юмора;

- предложить достойную кандидатуру менеджера на должность исполнительного директора фирмы.

        В конце игры мы проведём предвыборную пресс-конференцию кандидатов на эту ответственную должность. Об этом вам подробно расскажут консультанты в группах. С ними же вы подготовите речь для вашего кандидата и вопросы для его конкурентов из остальных филиалов».

        Затем все участники игры делятся на группы по 10-15 человек. Ведущий представляет консультантов группы ( учителей или заранее подготовленных учеников), проводится жеребьёвка заданий по рекламе (Приложение№2). Группы расходятся по аудиториям.

3 этап. Работа групп (Филиалов фирмы).

        Работу в каждой группе организует консультант. Он уточняет задания для групп и помогает учащимся быстро и эффективно построить свою работу.

        Прядок работы филиалов фирм:

  1. Заполнить вакансии специалистов филиала.

Для этого:

а) каждый учащийся, готовящий информацию о той или иной профессии, рассказывает о ней. Консультант и другие участники игры могут дополнить представленную информацию или  задать вопрос. 

б) если кандидатов на одну вакансию несколько, то после их представлений,  группа оценивает каждого и победитель принимается на свободную вакансию.

2. После комплектования штата филиала группа выбирает себе название и девиз, под которым она собирается работать.

3. Подготовка рекламы выпускаемой продукции.

4. Группа выбирает своего кандидата на должность исполнительного директора фирмы, который будет участвовать в общем конкурсе, где он должен представить себя, ответить на различные вопросы, подготовленные другими группами.

5. Группа готовит несколько каверзных вопросов для  кандидатов от других групп.

        Для выполнения следующих этапов работы все группы собираются в общем зале. Выступление участников игры оценивает жюри.

4 этап. Реклама филиалов.

        Каждая группа представляет рекламу своей продукции.

5 этап. Предвыборная кампания президента фирмы.

        Все претенденты на должность исполнительного директора фирмы по очереди представляют себя (знакомя со своей легендой), отвечают на вопросы, подготовленные другими группами.

6 этап. Подведение итогов и награждение победителей.

        Подводятся итоги работы жюри и называются победители. Награждаются лучший филиал за рекламу своей продукции и вновь избранный исполнительный директор фирмы. которому вручаются символические ключи от фирмы.

Приложение №1

Примерный список профессий:

-главный бухгалтер

-референт

-менеджер

-брокер

-коммивояжер

-программист

-дизайнер

-маркетолог

-экономист

-дилер

-специалист по рекламе

- торговый агент

-юристконсульт

-аудитор

-психолог

Приложение№2

Придумать рекламу продукции в различных странах:

- Обувь фабрики «Скороход» в Италии.

- Грузинский чай в Индии.

- Клюква в Австралии.

- Косметика фирмы «Северное сияние» во Франции.



Предварительный просмотр:

КВН «Знатоки истории»

для 5-6 классов

Цели: развить творческие способности учащихся, повысить интерес к предмету.

Участники: ученики 5-6 классов, жюри, ведущий.

Оборудование: доска, портреты исторических деятелей, карты древнего мира, карточки с изображениями различных предметов, плакаты для оформления зала, наборы карточек с изображением цифр от 1 до 10 для жюри.

Методические рекомендации: к подготовке КВНа, как и других внеклассных мероприятий, желательно привлекать как можно больше ребят. Старшеклассников можно пригласить для выполнения роли членов жюри и ведущего. К изготовлению различных карточек также можно привлечь учеников, членов исторического кружка.

Подготовительный этап: ребята получают домашнее задание: придумать название команды, эмблему, девиз и подготовить приветственное слово, «вооружить» и «одеть» воина определенной эпохи и государства древнего мира.

Ход игры

Ведущий произносит приветственную речь, рассказывает кратко, какие конкурсы ожидают ребят.

Ведущий. Здравствуйте ребята! Сегодня мы встретились с вами, чтобы узнать, ребята какой из команд могут показать себя самыми находчивыми и веселыми, дружными и любознательными. Победители КВНа удостоятся почетного звания «Знатоки истории древнего мира».

Затем ученикам предлагаются 5-6 конкурсов, каждый из которых оценивается по 10-балъной системе.

1 конкурс. «Приветствие»

Командам предлагается представиться. Рассказать о названии команды, произнести девиз, приветственное слово жюри и противникам.

2 конкурс. «Разминка»

Доска делится на 2 части. Командам предлагается написать имена древнегреческих богов и указать, чему каждый из них покровительствовал.

3 конкурс. «Крылатые выражения»

Командам дается по несколько карточек, на которых изображены какие-либо предметы. Ребята через 3 минуты должны вспомнить и назвать крылатое выражение, связанное с этим предметом. Можно не только связанное с историей древнего мира, но желательно.

Изображения на картинках: меч (Домоклов мечь, кто к нам с мечом придет от меча и погибнет), яблоко (яблоко раздора, запретный плод) и т. п.

4 конкурс. «Архитектурная путаница»

Ребятам дают карточки с рисунками зданий, где заведомо допущены ошибки, например смешаны стили разных эпох, стран. Можно изобразить древнегреческий храм и включить в него элементы древнеегипетского храма. Команды через 3 минуты должны найти ошибки. Капитаны докладывают о выполнении задания жюри.

5 конкурс. «Поединок»

Команды-участники выводят своих воинов (домашнее задание) на «поединок». Ребята должны внимательно рассмотреть воинов, их одежду, вооружение. Затем командам дается время на обсуждение. Через 3 минуты каждая из команд рассказывает о воине противников. Они должны назвать страну, из которой «прибыл» воин, к какому времени относится его одежда, назвать элементы его одежды и вооружения, в каких войнах он мог участвовать. Затем предоставляется ответное слово командам, подготовившим вооруженного воина.

6 конкурс. «Конкурс капитанов, анализ незнакомого текста»

Капитанам предлагается прослушать текст о каком-либо историческом событии и узнать, о чем идет речь.

Текст

В то время, когда афиняне строились в боевой порядок, на поле случилось вот что: боевая линия эллинов оказалась равной персидской, но при этом центр ее составлял только немного рядов в глубину; здесь боевая линия была слабее всего, зато на обоих крыльях воины стояли более плотно...

Битва длилась долго. В центре боевой линии, где стояли сами персы и саки, одолевали варвары. Здесь победители прорвали ряды афинян и стали гнать их прямо в глубь страны. Однако на обоих крыльях одержали верх афиняне и платейцы. После победы афиняне не стали преследовать обратившихся в бегство врагов, но, соединив оба крыла, сражались с врагами, прорвавшими центр. И здесь также победили афиняне. Затем они начали преследовать и рубить бегущих персов, пока не достигли моря. Здесь они старались напасть на корабли и поджечь их...

Ответ: битва при Марафоне.

7 конкурс. «Знаешь ли ты исторических деятелей»

Задания для этого конкурса могут быть разными, можно выбрать одно или применить несколько вариантов. Ребята же должны подумать и назвать исторического деятеля, о ком идет речь.

Задания:

•     какому историческому деятелю принадлежит прочитанное ведущим высказывание;

•     узнать исторического деятеля по портрету без подписи;

•     прослушать фрагмент художественного текста и узнать, о ком идет речь.

В конце игры жюри подводит итоги.

Побеждает команда, которая набрала больше баллов.

Победителей торжественно награждают.

Внеклассное мероприятие «Права детей»

(8 класс)

Цель: в игровой форме познакомить учащихся с правами детей.

Форма проведения: игра - путешествие

Оборудование: Конституция РФ, Конвенция о правах ребенка, декорации и костюмы для инсценировок, маршрутные листы (приложение), выставка литературы.

Предварительная подготовка:

Класс делится на команды по 5-6 человек; команды придумывают название и девиз, которые должны соответствовать теме игры; каждая команда получает маршрутный лист, в соответствии с которым путешествует по станциям.

Ход мероприятия

Команды строятся на линейку. Ведущий раздает маршрутные листы и объясняет условия игры. Подчеркивается, что все команды должны двигаться строго по своему маршрутному листу.

Станция 1. «Правовое дерево»

Требуемое оснащение: фломастеры, клеевые карандаши, бумага в форме листьев (например, березы), ватман, на котором изображено дерево без листьев.

Инструкция. Возьмите каждый по «листочку» и напишите на нем, что, по-вашему, надо сделать, чтобы наша страна стала примером государства, где соблюдаются права детей. Затем «листочки» приклеить на «дерево».

Станция 2. « Правовая книга»

На этой станции команде предлагаются разрезанные части карточек, на которых записаны права. Перед детьми ставится задача соотнести права социальные, экономические, личные (соединить, как пазлы), например:

Право

на

труд

Социально-

 экономическое право

 

Право       на

жизнь

Личное право

Станция 3. «Правовой театр»

Команды разыгрывают заранее подготовленные сценки из сказки. Задание: определить, какое право сказочного героя здесь отражено. За каждый правильный ответ начисляется 1 балл. Например:

1.  Сценка из сказки В. Гаршина «Лягушка-путешественница». Лягушка, отправившись в путешествие, воспользовалась своим правом на... (свободу передвижения).

2.  Сценка из сказки А. Толстого «Приключения Буратино». Бу-ратино, схватив крысу Шушеру за хвост, нарушил ее право на... (неприкосновенность личности).

3.  Сценка из сказки А.Пушкина «Сказка о попе и работнике его Балде». Балда, нанявшись на работу к попу, воспользовался своим правом на...(труд).

4.  Сценка из сказки «Иван- царевич и Серый Волк». Иван- царевич, украв Жар-птицу у царя Берендея, нарушив его право на ... (частную собственность).

5.  Сценка из сказки «Колобок ». Лиса съела Колобка и тем самым нарушила его право на ... (жизнь).

Станция 4. « Международное право»

Каждой группе заранее дают выдержки из различных международных документов. Команда делает плакат, иллюстрирующий этот документ. Им дают плакат другой группы, они угадывают, что это за документ. Ответ аргументируют.

Конвенция о правах ребенка:

1. « Право на жизнь».

Право на жизнь записано в международной Конвенции о защите прав ребенка и законах нашей страны. О сохранении жизни ребенка заботится государство, родители, воспитатели, врачи, милиция и многие другие люди. Никто и никогда не имеет права лишить ребенка жизни.

2.  «Право ребенка на защиту государства от всех форм физического, нравственного и психологического насилия, грубого отношения или эксплуатации».

В Конвенции о правах ребенка записано, что никто не имеет права издеваться над детьми, никто не должен заставлять детей выполнять непосильную работу. Если такое происходит у вас дома или в

семье вашего друга, нужно рассказать все взрослому, которому вы доверяете, попросить помощи.

3. «Право на защиту от разлучения с родителями».

Здесь на плакатах можно представить иллюстрации к сказкам, где герои были разлучены насильно с родными, например, «Гуси - лебеди», «Маша и Медведь», «Снежная королева».

Никто не имеет права разлучить ребенка с родителями без серьезных на то оснований. Эти и другие права занесены в Конвенцию о правах ребенка.

Станция 5. «Правовое анкетирование»

Написать, где в жизни можно применить правовые знания, полученные на этом занятии (в магазине, при разделе наследства и т.п.) за 2 - 3 минуты.

Завершение игры. Итоги.

Пройдя все станции, команды сдают свои путевые листы жюри.

После подсчета баллов ведущий объявляет победившую команду. Кроме того, члены жюри на станциях отмечают лучшие ответы учащихся.

В заключение игры проводится награждение победителей ценными подарками.

Приложение

Маршрутный лист

Команды__________________________________________________

Название команды__________________________________________                     

Название станции

Кол-во баллов

Наиболее отличившиеся ребята

1. «Правовое дерево»

2. « Правовая книга»

3. « Правовой театр»

4.«Международное право»

5. Правовое анкетирование

Всего баллов

«ПОКА СВОБОДОЮ ГОРИМ,

ПОКА СЕРДЦА ДЛЯ ЧЕСТИ ЖИВЫ...»

(вечер, посвященный памяти декабристов,

для учащихся 7-8 классов)

Цели: формировать нравственную культуру учащихся, уважительное отношение к исторической памяти своего народа; воспитывать ответственность, потребность личного участия в мероприятиях, посвященных празднованию памятных дат.

Ход  мероприятия

1-й ведущий. В истории всякой страны есть незабываемые памятные даты. Проходят годы, меняются поколения, новые люди выходят на историческую арену, но остается память о тех событиях, без которых нет  подлинной истории.

2-й ведущий. Декабрь 1825 года явление такого порядка. «Сенатская площадь» и «Черниговский полк»     эти словосочетания вызывают смешанные чувства: гордость и грусть -первое сознательное выступление за свободу и первое трагическое поражение.

Рылеев. Мы были дети 1812 года. Освободив Отечество, мы дошли до европейских столиц. Заграничные походы сблизили нас с нашими солдатами. Они проливали кровь, а их вновь заставляют потеть на барщине - так представлялась уму нашему целая картина народного неблагополучия.

Пестель. Много в России было русских, которые думали, что русский народ заслуживает лучшей доли. Граждане! Тут не слабые меры нужны, а решительный внезапный удар!

Посвящение в тайное общество.

Рылеев. Знаешь ли ты, что многие наши знакомые хотят видеть тебя товарищем в одном важном и великом деле?

Я к у ш к и н . А каковы цели вашего общества?

Пестель. Целью нашего общества является правда, борьба со злом за счастье человечества!

Якушкин. Я согласен.

Произносит клятву.

Якушкин. Во имя Свободы клянусь!

Пройду тысячи смерчей,

Пройду тысячи препятствий,

Пройду и посвящу последний вздох свободе! Если я парушу эту клятву, то пусть меня постигнет смерть от яда или кинжала.

1-й ведущий. Первое тайное декабристское общество-«Союз Спасения» - возникло в феврале 1816 года. Инициатором создания его был 23-летний полковник Генерального штаба Александр Муравьёв. В общество первоначально вошли молодые гвардейские офицеры: Никита Муравьев, братья Михаил и Сергей Муравьёвы-Апостолы, Сергей Трубецкой и Иван Якушкин.

2-й ведущий. В январе 1818 года в Москве была создана новая декабристская организация - «Союз благоденствия». Это была в сравнении с «Союзом Спасения» уже относительно широкая организация, насчитывавшая до 200 членов с довольно разработанным уставом - «Зеленой книгой».

Звучит классическая музыка.

Записка императору Александру I

Тайный советник. Ваше Высокое Величество! Довожу до Вашего сведения, что в доме полковника Пестеля собирается тайное общество. Полковник рассказывает друзьям о своей программе «Русская правда», которая по духу является республиканской. Члены этого общества Павел Пес гель, Сергей Волконский, Сергей Муравьёв-Апостол. В 1821 году в Петербурге составилось Северное тайное общество. В него вошли: Кондратий Рылеев, Николай Бестужев, Александр Оболенский, Александр Бестужев, Сергей Трубецкой.

Пестель. В доме Рылеева на Мойке мы часто собирались, спорили.

Рылеев. Массы ничего не значат. Бестужев. Никакой переворот не поможет. Трубецкой. Революция не так дурна, как кажется. Песте ль. С царями народа ничего не добьёшься.

X о р о м . Да здравствует Республика! Да здравствует народ!

1-й ведущий. Время шло, но не было подходящего момента для выступления.

2-й в е д у щ и й . 1825 год. 27 ноября умер император. До 14 декабря тянулось междуцарствие.

Каховский. Случай удобен, если мы промедлим, то заслужим имя подлецов.

Трубецкой. Надо заставить Сенат подписать Конституцию.

1-й ведущий . Был составлен план: занять дворец, ввести войска и назначить руководителем князя Трубецкого.

2-й ведущий. Настал день 14 декабря - Великий день. Роковой день.

Николай I. Меня весть сия поразила, как громом. Генерал Милорадович уговаривал солдат разойтись и присягнуть новому императору. Каховский выстрелил в Милорадовича и смертельно ранил его.

Меня встретили выстрелами. Надо выигран, время, чтобы дать войскам собраться. Я предложил использовать кавалерию. Мятеж усиливался. Участь наша была более чем сомнительна.

1-й ведущий. Всего на Сенатской площади собралось около 2000 солдат. Эта сила при поддержке парода и толковом руководителе могла все решить. Но не видно было Трубецкого. Постепенно собирались царские войска.

Михаил Бестужев. Моя рота заняла место у Исакиева собора и памятника Негру. Вдруг мы увидели батареи, направленные на нас. Кюхельбекер и Пущин просили разойтись, но народ ответил: «Умрём вместе с вами». Норный выстрел попал в самую середину многих невинных. Когда я оглянулся, толпа побежала на лёд Невы, расстояние увеличивалось. «За мной, ребята!»- крикнул я, намереваясь по льду дойти до Петропавловской крепости и занять её. Вдруг рядом раздался взрыв. Лёд не выдержал.

Николай I. В ту же ночь объяснилось, что многие офицеры в заговоре. Их по одному арестовывали и привозили ко мне. Первым был арестован Рылеев - организатор заговора. У него нашли бумагу об учреждении Временного правительства из пяти человек, по выбору членов Государственного совета и Сената. В числе пяти называли заранее: Мордвинова, Сперанского и Пестеля.

Выходят декабристы.

Николай I. Якушкин! С какого времени задуманы Вами либеральные и вольнодумные мысли? И каким образом они в уме Вашем укоренились?

Будьте чистосердечны, Рылеев, и я обещаю Вам помилование. Если Вы не хотите, чтобы с Вами обращались, как со свиньёй, то советую Вам признаться!

Присылаемого Рылеева посадить в камеру без всякого сообщения с другими. Присылаемого Якушкина заковать в ножные и ручные железа и содержать его не иначе как злодея. Заковать его так, чтобы он и пошевелиться не мог.

Вы думаете, Волконский, что Вас расстреляют, что Вы будете интересны? Мет! Я Вас в крепости сгною!

А Вы, князь Трубецкой! Что Вы, батюшка, наделали? Кому Вы дали слово? Кому Вы дали слово принадлежать тайному обществу? Какая фамилия! Князь Трубецкой! Гвардии полковник! И в таком деле! Какая милая у Вас жена! Вы погубили жену. Есть у Вас дети? Вы счастливы, что у Вас нет детей. Ваша участь будет ужасная, ужасная!

Николай I садится за стол и пишет письмо. «Дорогой Константин! Только что получено мною известие о возмущении Черниговского полка Муравьевым-Апостолом».

Муравьев-Апостол. Стремление отвлечь правительственные войска от товарищей-северян оправдывали моё предприятие. Мой полк был окружён тремя полками. Клянусь! Живого они меня не возьмут! Свобода или смерть!

Докладная записка императору Николаю 1.

Тайный советник. Ваше Величество! Мятеж подавлен, Муравьёв-Апостол ранен, брат его убит, о чём имею честь Вам доложить.

1-й ведущий. Петропавловская крепость - символ страданий человеческих. Сколько вынесено нечеловеческих мук, сколько изломанных судеб! Ты остаёшься один перед алчной властью, которая может делать с тобой, что хочет.

Звон колоколов.

2-й ведущий. В доме коменданта Петропавловской крепости заседал комитет для изыскания организаторов тайного общества.

Входят судьи. Идёт допрос декабристов.

1 -и судья. Знаете ли Вы о намерениях чайного общества совершить покушения на императора?

2-й  судья. Читали ли Вы вольнодумные стихи 11ушкина?

3-й судья. Знакомы ли Вы с планом переворота Рылеева?

1-й судья. Указ. Верховный Уголовный Суд высочайшей предоставленной ему властью приговорил вместо мучительной казни четвертования:

Павла Пестеля;

Кондратия Рылеева;

 Сергея Муравьева-Лпостола;

Михаила Бестужева-Рюмина;

Петра Каховского -за их тяжкие злодеяния    повесить.

Полковника князя Трубецкого, коллежского асессора Пущина, капитан-лейтенанта Николая Бестужева но лишению чинов и дворянства сослать навечно на каторжные работы. Жена, следуя за своим мужем, делается естественно причастной к его судьбе...

1-й ведущий читает стихотворение А. С. Пушкина «Во глубине сибирских руд...».

Во глубине сибирских руд

Храните гордое терпенье.

Не пропадет ваш скорбный труд

И дум высокое стремленье.

 Несчастью верная сестра,

Надежда в мрачном подземелье

 Разбудит бодрость и веселье,

Придет желанная пора.

Любовь и дружество до вас

Дойдут сквозь мрачные затворы,

Как в ваши каторжные норы

Доходит мой свободный глас.

Оковы тяжкие падут,

Темницы рухнут - и свобода

 Вас примет радостно у входа,

И братья меч вам отдадут.

Выходят жёны декабристов.

- Я, Екатерина Муравьёва, следуя за своим мужем, сделаюсь естественно причастной к его судьбе.

Я, Мария Волконская, следуя за своим мужем, сделаюсь естественно причастной к его судьбе и буду признаваться не иначе чем женою ссыльного каторжного.

- Я, Екатерина Трубецкая, следуя за своим мужем, сделаюсь естественно причастной к его судьбе, и дети, рождённые мною в Сибири, поступят в казенные заводские крестьяне.

2-й ведущий . От людей можно отделаться. От их идей -никогда! Дело декабристов продолжило новое поколение революционеров: Чернышевский, Перовская, Желябов Их дело не пропало даром!

2-й ведущий читает стихотворение А. С. Пушкина «К Чаадаеву».

Любви, надежды, тихой славы

Недолго нежил пас обман,

Исчезли юные забавы,

Как сон, как утренний туман,

Но в нас горит еще желанье,

Под гнётом власти роковой

Нетерпеливою душой

Отчизны внемлем призыванье.

Мы ждём с томленьем упованья

Минуты вольности святой,

Как ждёт любовник молодой

Минуты верного свиданья.

Пока свободою горим,

Пока сердца для чести живы,

Мой друг, отчизне посвятим

Души прекрасные порывы!

Товарищ, верь: взойдёт она,

Звезда пленительного счастья,

Россия вспрянет ото сна,

 И на обломках самовластья

Напишут наши имена!

Звучит вальс, кружатся пары.



Предварительный просмотр:

ИГРА “ЗАКОН И ПРАВО”  ( 7-8  КЛАСС)

ЦЕЛЬ: Добиться от учащихся самого искреннего и заинтересованного участия в гражданско –правовой игре. Довести до них всю сложность и одновременно необходимость знаний о законе и праве.        

ЗАДАЧИ:

1.Расширение кругозора. развитие творческих способностей.

2.Привитие первоначальных правовых знаний        

ЗАДАНИЯ К ИГРЕ:

1.Придумать проект Конституции необитаемого острова (схема, чертеж, песня, слово)

2.изучить историю Конституции

3. придумать рассказ о том как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям(подать в свободной форме, сценка. Сказка. Басня)

4.Знать все о богине правосудия Фемиде

5.подобрать пословицы, поговорки, выражающие следующую мысль: “От мелких, неисправимых проступков легко перейти к крупным порокам” (Сенека)

6.Создать команду из 6 человек

СЦЕНАРИЙ (ХОД ИГРЫ):

Высоко на светлом Олимпе царит Зевс, окруженный богами. С Олимпа рассылает он людям дары и утверждает на земле порядок и закон. В руках Зевса – судьбы людей: счастье и несчастье, добро и зло, жизнь и серть.

-Я , победитель титанов и гигантов. Я, оттеснивший брата Посейдона .Я, силой своей известнейший не только на небе, но и на земле. Я, великий Зевс, посылаю вам на землю испытания.

-Два больших сосуда стоят у ворот дворца Зевса. В одном сосуде дары добра, в другом – зла. Зевс черпает из сосудов добро и зло и посылает людям.Горе тому кто не соблюдает установленный Зевсом порядок на земле и не соблюдает его законов.

-У трона Зевса стоит хранящая законы богиня. Она собирает по повелению Зевса собрание богов на Олимпе и народное собрание на  земле, наблюдает, чтобы не нарушался порядок и закон.

ВЕДУЩАЯ:

-Здравствуйте ребята! Сегодня наша игра посвящена закону и праву. Сегодня мы собрались на первую интеллектуальную игру среди 7 (8) классов.

1 ТУР

ВЕДУЩАЯ: Начинаем первый тур , посвященный далекому времени, которое живет сегодня в мифах и легендах .Каждая команда берет конверт с задание и отвечает на вопросы.

ВОПРОСЫ

  1. Как зовут богиню порядка и правосудия в греческой мифологии.  ( Фемида )
  2. Какими полномочиями была наделена богиня Фемида?
  3. Как она выглядела?
  4. Что символизирует повязка на глазах богини?
  5. Что символизирует меч в руках богини и весы?
  6. “Из окон высовывались неподкупные головы жрецов Фемиды” Кто эти жрецы?

За правильный ответ команда получает 1 балл.

2 ТУР.

1.Известное изречение английского короля Ричарда III “кулак нам совесть и закон нам – меч” или пословица : “ с сильным не борись , а с богаты не судись” Можно сказать, что человек не всегда может надеяться на справедливое решение суда, т.е. закон был чаще всего на стороне сильного и богатого. А вот французскому королю Франциску 1 принадлежат слова “Пусть свершится справедливость если даже погибнет мир” Нужно ли гибнуть миру для того, чтобы восторжествовала справедливость? Но все мы должны признать, что справедливость не везде и не всегда на высоте, если правосудие с большим трудом пробивает себе дорогу, мир подвержен опасности со стороны темных сил.

Жизнь общества регулируется законами, но не всегда эти законы были справедливы и не всегда они принимались гражданами. Об этом говорят пословицы  и поговорки – неоспоримый кладезь мудрости:

“Закон – паутина :шмель пролетит , муха завязнет”

Что это за общество в котором не соблюдаются законы?

Конечно прежде всего в обществе должна быть мораль. Об этом говорят и пословицы , которые вы подготовили дома.

(конкурс пословиц – 2 пословицы –1 балл)

3 ТУР

ВЕДУЩАЯ: Среди законов , высшей юридической силой обладает Конституция, она гарантирует нам наши основные права и свободы.

Конкурс этого тура состоит из двух этапов

1.- теоретические  знания

2.-творческий – воплощение знаний о конституции на деле.

ВОПРОСЫ ДЛЯ ПЕРВОГО ЭТАПА

1.Что такое Конституция?(Основной закон государства, определяющий основы общественного и государственного устройства, систему государственных органов, права и обязанности граждан. Ожегов)

2.В каком году была принята первая Конституция Российской Федерации.(1918г)

3.В каком году была принята первая Конституция СССР ? (1922 г)

4.В каком году была принята ныне действующая Конституция РФ ? ( 12. 12.1993г)

5.На какой срок принимается Конституция?

6.Кем принимается Конститция?

7.Из каких глав состоит первый раздел Конституции?

(правильный ответ 1 балл)

2 ЭТАП

Конкурс на лучшую Конституцию необитаемого острова.

4 ТУР

ВЕДУЩАЯ: У каждого из нас есть выбор: преступать закон или нет. Вы уже преступили к изучению курса граждановедения и теперь пришло время узнать, какие знания вы почерпнули на этом увлекательном предмете, тем более что послвящен он именно проблеме преступлений и правонарушений.

Вам предлагается викторина и творческие задания на тему “Преступление и наказание”

А еще мы предлагаем Вам выступить в роли следователей. Вы посмотрите сцену из комедии Н.В.Гоголя “Ревизор” Ваша задача выяснить: совершают ли данные персонажи какие – либо противоправные действия, если да- то какие, записать на листках.( до 5 баллов)

Действующие лица и исполнители6

1.Хлестаков

2.Бобчинский

3.Добчинский

Б Имею честь представиться, житель здешнего города Петр Иванович Бобчинский

Х – А, да я уж вас видел. Вы кажется тогда упали? Что ваш нос?

Б – Слава Богу! Не извольте беспокоиться. Присох-с , теперь совсем присох- с

Х – Хорошо, что присохЯ рад (вдруг и отрывисто)денег у Вас нет?

Б – Денег ? Как денег?

Х – ( громко и скоро) Взаймы, рублей тысячу.

Д – При мне-с не имеются

Х – Да , ну если тысячи нет, так рублей сто.

Б – ( шаря в карманах) У вас Петр Иванович , нет ста рублей? У меня всего сорок ассигнациями.

Д – (смотря в бумажнике) двадцать пять рублей всего.

Х – Ну все равно. Хорошо, пусть будет 65 рублей.( принимает деньги)

Д – Я осмеливаюсь попросить вас относительно одного очень тонкого обстоятельства , старший сын мой, извольте видеть, рожден мною еще до брака, так я , извольте видеть, хочу чтобы он теперь уже был совсем , то есть законным моим сыном – и назывался бы так как я : Добчинский – с

Х – Хорошо, хорошо! Я об этом постараюсь ( обращается к Бобчинскому) Не имеете ли вы что - нибудь сказать мне?

Б –Я прошу вас покорнейше , как поедете в Петербург, скажите там вельможам разным, что вот живет в таком то городе Петр Иванович Бобчинский. Да если и государю придется так и скажите государю.

Х – Хорошо

Д – Извините , что так утрудили вас свои присутствием

Б – Извините , что так утрудили вас своим присутствием

Х – Ничего , ничего, мне очень приятно ( выпроваживает их) Здесь много чиновников, мне кажется они принимают меня за государственного человека  Верно я вчера им подпустил пыли. Экое  дурачество.

ИГРА СО ЗРАТЕЛЯМИ.

ВЕДУЩАЯ:

А  теперь игра со зрителями и одновременно болельщиками. Выигравший принесет своей команде 5 баллов!

Вам нужно называть фамилии известных сыщиков, адвокатов. Следователей. Выигрывает тот, кто будет последним!

5 ТУР

ВЕДУЩАЯ: Последний тур творческое домашнее задание, рассказы о том. Как зависть, ложь, легкомыслие могут привести к серьезным правонарушениям.

Максимальная оценка данного конкурса 5 баллов.

( на выбор в качестве домашнего задания можно провести конкурс политическо- правовой песни)

РАБОТА ЖЮРИ И МНЕНИЕ ЖЮРИ О КАЖДОЙ КОМАНДЕ.

Вопросы к гражданско – правовой викторине ( 7 класс)

1.Что такое ответственность? Какие виды юридической ответственности ты знаешь?

2.С какого возраста гражданин может быть привлечен к уголовной ответственности?

3.Что является основной целью административного взыскания?

4.Что является основной целью уголовного наказания?

5.Какие из перечисленных санкций не являются административными взысканиями?

-штраф, смертная казнь, ссылка, возмездное изъятие предметов и орудий правонарушения, конфискация орудий правонарушения, лишение свободы, арест на 15 суток, исправительные работы, лишение специального права, конфискация имущества.

6.Сейчас у нас минимальный возраст уголовной ответственности 14 лет, в 30 – х годах был 12 лет, в некоторых штатах Америки к уголовной ответственности могут привлечь с 7 лет, в Англии с 10 лет. Какой минимальный возраст привлечения к ответственности по уголовному праву кажется тебе наиболее правильным и почему?

7.Что изучает наука криминология? Какие причины преступности выделяют ученые криминологи, охарактеризуй каждый из них.

8.Совокупность норм и правил, принятых в обществе и регулирующих поступки человека называется -  ….?

9.Виновно совершенное общественно опасное деяние запрещенное уголовным законом под угрозой наказания - это…?

10.Что такое презумпция невиновности?

11.Слово деяние объединяет в себе два понятия : действие и бездействие. Объясни какого рода бездействие гражданина может рассматриваться как преступление?

12.Гражданин А. Подвергся нападению злоумышленников, ворвавшихся в его квартиру. Они требовали огромную сумму в валюте в возмещение ущерба, понесенного ими в момент  столкновения их автомобиля с автомобилем А. Свои требования они сопровождали зверским избиением жертвы. Опасаясь  за свою жизнь и жизнь жены А сумел из охотничьего ружья ( оно было зарегистрировано) убить обоих вымогателей.

Каким может быть решение суда по делу гражданина А.? Ответ поясни.

ТВОРЧЕСКИЕ ЗАДАНИЯ.

1.Ходом шахматного коня. Начиная со значка *, прочитай высказывание римского философа Сенеки Младшего:

От мелких

К крупным

Ошибок

Легко

Xxxxxxxxxxxx

*

Порокам

Неисправимых

Перейти

2.Соотнеси понятия и определения

1

Кассационная жалоба

А

Государственное принуждение к исполнению требований права, когда лицо, нарушившее закон, обязано отвечать за свои поступки перед государством и обществом

2.

Аморальный поступок

Б

Наиболее распространенный вид судебной экспертизы

3.

Возбуждение уголовного дела

В

Группа людей из трех человек, которые рассматривают гражданские и уголовные дела

4.

Инспекция по делам несовершеннолетних

Г.

Добровольно личное обращение лица, совершившего преступление, с заявление о нем в органы дознания, следствия, прокуратуру, суд с намерением предать себя в руки правосудия

5.

Минимальная заработная плата

Д

Один из отделов в органах милиции, основной задачей которого является предупреждение и участие в раскрытии правонарушений среди несовершеннолетних

6.

Преступная самонадеянность

Е

Предвидение наступления опасных последствий, но легкомысленная надежда избежать их

7.

Криминалистическая экспертиза

Ж

Жалоба на приговор или решение суда не вступившее в законную силу

8.

Судебная коллегия

З

Начальная стадия уголовного процесса

9.

Юридическая ответственность

И

Деяние, нарушающее общепринятые моральные нормы

10.

Явка с повинной

К

Минимальный уровень оплаты труда работника за один месяц, устанавливаемый Государственной Думой

3.Представь себе такую ситуацию: ты – уже взрослый человек и тебя пригласили работать советником главы администрации .В городе довольно высокий процент преступности среди подростков. Твоя задача подготовить 5 конкретных предложений по снижению уровня преступности..Если задача ясна – приступай к работе

Суть предложения

Кто должен  принять решение

Источники финансирования (откуда можно взять деньги)

1.

2.

3.

4.

5.



Предварительный просмотр:

Конкурсная программа  по истории  «Умники и умницы»

Тема  «Великие полководцы Отечества»

Цель: обобщить и расширить знания учащихся о жизни и деятельности великих полководцев нашей Родины.

Участники: учащиеся 7-8 классов.

Ведущий: Сегодня, накануне 23 февраля – Дня защитника Отечества, мы проводим игру  «Умники и умницы» по теме «Великие полководцы Отечества». Мы будем вспоминать прославленных героев многовековой истории нашей Родины. В игре участвуют победители викторины «Героические  страницы истории».

Ведущий представляет жюри.

Ведущий: За 15 минут до начала игры участникам было предложено задание: Что объединяет эти имена: Александр Невский, Дмитрий Донской, Александр Суворов? Какую роль сыграли они в истории нашей страны?

Оценивание задания:

Лучший ответ - 1 место – 3 балла;

2 место – 2 балла;

3 место – 1  балл.

Слово участникам игры.

Жюри подводит итоги задания.

Ведущий: Участнику, набравшему  наибольшее количество баллов, предоставляется право выбора  дорожки.

Красная  дорожка (самая короткая)  – 2 вопроса (без права на ошибку).

Желтая дорожка – 3 вопроса (участник  имеет право ошибиться 1 раз).

Зеленая дорожка – 4 вопроса  (участник  имеет право ошибиться 2 раза).

Ведущий: Прошу игроков занять свои места. Желаем вам успехов!

Вопросы для красной дорожки.

  1. «На Москве кони ржут, звенит слава русская по  всей  земле Русской. Трубы трубят на Коломне, бубны бьют в Серпухове, стоят стяги  у Дона великого на берегу». Такая обстановка имела место в XIV в., в правление московского князя… Какого?
  2. Он знал восемь языков. Он был одним из первых альпинистов, он покорил Альпы. У него одна из самых скромных могил в мире, при огромных заслугах перед Отечеством. Он вел спартанский образ жизни. Памятник ему в Санкт-Петербурге на Марсовом поле не был убран в блокаду и не был задет ни одним снарядом.

Вопросы  для  желтой  дорожки.

  1. Он навсегда  остался в памяти народной. Художник П.Д. Корин создал  картину; С.С. Прокофьев посвятил ему кантату; К.Н. Симонов - поэму; С.М. Эйзенштейн – фильм. О нем говорили: нет князя, ему равного, это враг опасный, сильный, умный. Успешные  действия его надолго обеспечили безопасность западных границ Руси.
  2. Когда на престол взошел Павел I, известный любовью ко всему немецкому, этому полководцу повелели в кратчайший срок перестроить армию по прусскому образцу. Он ответил стишком: «Пудра не порох, букли не пушка, коса не тесак, а я не немец, а природный русак». Реакция последовала тут же: этот полководец был отставлен от службы и сослан под надзор полиции. О ком идет речь?
  3. Его  имя неразрывно связано с Великой Отечественной  войной, разгромом гитлеровской Германии, Победой. Тяжесть и ответственность  ноши, взятой на себя этим полководцем в грозные сороковые годы, питает истинно всенародную любовь к нему. Люди называли его Георгий Победоносец. Имя это ему к лицу и присвоено по достоинству. О ком идет речь?

Вопросы  для  зеленой  дорожки.

  1. Это был голубоглазый силач среднего роста, необычайно широкий в плечах, с могучей шеей. Мрачный  и  свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло. На поле боя он  дрался с яростной жестокостью, рыча как  зверь, а его воины издавали дикий  пугающий  вой. Вся  его  жизнь прошла  в  походах  и  сражениях.
  2. Военную  службу  начал с 15  лет. Воевал против турок, татар, поляков, французов. Имел почти все русские  награды. Дипломат. В  разные  годы был послом России  в  Константинополе  и  Берлине. Одной  из  черт  его - человека и военачальника – была  хитрость. «Старый  лис  Севера» - сказал  о  нем  Наполеон. В годы Великой  Отечественной  войны  1941-1945 гг. в его честь был  учрежден  орден трех степеней.
  3. Узнай  из  отрывка, о каком полководце идет речь.

«Победа была полной, причем она была одержана лишь полками первой линии, вторая   линия в бой не вступала. В середине  дня он устроил в своих  шатрах обед для  победителей. Пригласили и пленных  генералов, министров. На  обеде он  предложил  свой  знаменитый  тост: - За здоровье  учителей, за  шведов!»

  1. Он  решил  встретить  врага в поле. Его  действия  получили поддержку  церкви. Сергий  Радонежский  благословил его  и  отправил с  русскими  полками  двух своих иноков – Пересвета и Ослябю. Его стали именовать  в  документах князем великим «Всея  Руси», «царем русским».

Подведение  итогов  игры. Награждение  победителей.



Предварительный просмотр:

Викторина,посвященная Дню Защиты прав человека (10 декабря)

Викторина,
посвященная Дню
Защиты прав человека – 10 Декабря

Цели игры

 Образовательные - проверка знаний учащихся 9-х классов по курсу обществознания, в частности знаний основ конституционного строя России, прав и свобод человека и гражданина, прав ребенка, международных документов о защите прав человека и ребенка.
Воспитательные – пропаганда идеи народовластия, развитие чувства патриотизма на примере Конституции России, развитие чувства интернационализма на примере международных документов о защите прав человека и ребенка.
Развивающие – развитие способности работать в команде, оперативно мыслить, четко излагать свои мысли, научить практически применять усвоенные знания.

Организационная часть игры

К участию в игре допускаются только те учащиеся, которые прошли тему «Основы конституционного строя России» в 9-м классе. Все школьники делятся на команды, их количество должно варьироваться в количестве от 2-х до 5. Команды выбирают себе капитана и придумывают название. Игра проводится в кабинете истории. На стенах размещаются плакаты с символикой страны, символом Конституции России. Место ведущего - за столом учителя. За учительским столом, на доске располагается табло для отображения счета игры. Во время игры все команды сидят в классе. Все ребята должны ознакомиться с правилами игры заранее, но в начале игры ведущий напоминает их.
Правила игры

Ведущий зачитывает вопрос и дает одну минуту для обсуждения всем командам. По истечении минуты звучит звуковой сигнал, после которого в течении 20 секунд команды должны сдать в письменном виде свои ответы ведущему. По истечении 20 секунд звучит второй звуковой сигнал, после которого ответы от команд больше не принимаются. Ведущий быстро просматривает листочки с ответами команд и зачитывает, не называя при этом команды, «оригинальные» ответы. Затем он произносит правильный ответ, а результаты первого вопроса фиксируются на табло. При правильном ответе на вопрос команда получает один балл. В скобках записывается рейтинг вопроса – число команд, которые не ответили на вопрос. Игра продолжается, задаётся следующий вопрос.
Команда, победившая в игре (набравшая большее количество очков), награждается памятными грамотами победителей, именными дипломами.
В случае если одинаковое число баллов набрали две команды, для выявления победителя учитывается суммарный рейтинг всех вопросов. У какой команды он больше, та и победила. Проигравшая команда получает поощрительные призы.

Реквизиты игры

1. Экземпляр Конституции России на каждую команду;
2. Экземпляр Конвенции о правах ребенка на каждую команду;
3. Экземпляр Декларации о правах ребенка на каждую команду;
4. Экземпляр Всеобщей декларации прав человека на каждую команду.

Вопросы I тура.

1. В каком году была принята Всеобщая Декларация прав человека? – 1948 году.
2. Каким международным органом была принята Всеобщая Декларация прав человека? – Генеральной Ассамблеей ООН.
3. Почему День прав человека отмечается именно 10 ноября? – Это дата принятия Всеобщая Декларация прав человека.
4. Сколько статей включает Всеобщая Декларация прав человека? – 30 статей.
5. Что такое ЮНИСЕФ? – Детский фонд ООН.
6. В каком году была принята Конвенция о правах ребенка? – 1989 г.
7. В каком году была принята Декларация о правах ребенка? –1959 г.
8. Кто является ребенком по определению Конвенция о правах ребенка? – Каждое человеческое существо, достигшее 18 лет.
9. В каком году была принята Конституция РФ? – 1993 г.
10. Какой День является Днем Конституции? – 12 декабря.
11. Как называется вступительная часть к Конституции? – Преамбула.
12. Сколько субъектов в РФ? – 89.
13. В какой главе Конституции закреплены права и свободы человека и гражданина в? – Во II-й главе.
14. Что такое презумпция невиновности? – Этот принцип означает, что каждый обвиняемый в совершении преступления считается невиновным, пока его виновность не будет доказана в предусмотренном федеральным законом порядке.
15. Когда гражданин РФ может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности? – С 18 лет.




Вопросы II тура.

Попробуйте рассудить героев сказок и указать, какие их права были нарушены.

? Мачеха с утра до ночи заставляет Золушку трудиться. Несчастной девочке запрещено участвовать в играх и забавах её сестёр. Какая статья Конвенции о правах ребенка была нарушена, если бы подобное происходило в наши дни? (Статья №31, признающая право ребёнка на отдых и досуг, право участвовать в играх и развлекательных мероприятиях, соответствующих- его возрасту, и свободно участвовать в культурной жизни и заниматься искусством)
? Имеет ли право такой мальчик, как том Сойер, дружить с таким мальчиком, как Гекельберри Финн? (Во времена Марка Твена такая дружба была вопиющим нарушением общественной морали, но сейчас Конвенцией признаётся право ребенка на свободу ассоциацию и свободу мирных собраний)
? Является ли Маугли, живущий в лесу вместе с дикими зверями, ребенком, имеющим равные с прочими права? (Согласно Конвенции, ребенком является каждое человеческое существо до достижения 18-летнего возраста).

? Маугли не умеет говорить человеческим языком. Он может лишь издавать нечленораздельные, с точки зрения людей, звуки. Имеют ли право люди, поймавшие его в лесу, запереть его в клетку и обращаться с ним, как с животным? (Маугли, не знающий человеческого языка и человеческих норм поведения, может быть признан неполноценным. Но, согласно Конвенции, каждый, даже неполноценный ребенок должен вести полноценную и достойную жизнь в условиях, которые обеспечивают его достоинство. Клетка и дурное обращение унижают достоинство, следовательно, они недопустимы).


? Опекун всемирно известного Гарри Потерра перехватывает и читает письма, адресованные мальчику. Какую статью Конвенции он нарушает? (Ст. 16. Она гласит: «Ни один ребенок не может быть объектом произвольного или незаконного вмешательства в его права на личную жизнь, семейную жизнь, неприкосновенность жилища, тайную корреспонденцию и т.д.)

? Баба Яга уносит братца Иванушку от сестрицы Алёнушки за тридевятьземель в тридесятое царство. (Статья 11 Конвенции предусматривает принятие мер для борьбы с незаконным перемещением и невозвращением детей из-за границы).

Вопросы III тура.


Попробуйте рассудить ситуацию
(используя Конвенцию о правах ребенка)

Ситуация №1.

Мама – Сколько раз тебе говорить – после 11 часов вечера ты должен отправить своих гостей по домам! Ваша ужасная музыка действует всем на нервы!!!
Сын – Но, мама!!! Ты же всё равно не спишь. Кроме того, имею я право на свободу ассоциаций и свободу мирных собраний?

О чём нужно знать маме, чтобы грамотно ответить на вопрос, поставленный её непослушным сыном?

– Статья Конвенции, утверждающая право ребенка на свободу ассоциаций и мирных собраний, имеет и пункт второй, предусматривающий определенные ограничения. В данном случае поведение сына ущемляет права и свободы других лиц, проживающих в этой квартире, и является нарушением порядка.

Ситуация №2.

Ученик – Марья Ивановна! Я к Вам больше на историю ходить не буду. Зачем она мне, если я шофером буду? Да и сами Вы историю не знаете, путаетесь часто, уроки у Вас неинтересные. Пусть нам другого учителя найдут, поумнее...
Учительница - Как ты смеешь, Иванов, так со мною разговаривать?
Ученик – Смею, Марья Ивановна! У меня есть право свободно формулировать взгляды по всем вопросам, меня касающимся. А Ваше преподавание меня касается, потому что я от него вчера пострадал – меня за вашу двойку знаете как наказали... Не разрешили в кино сходить. Так что слушайте – преподаватель вы плохой, неумелый...

Закон в этой ситуации на стороне Марьи Ивановны. А чего нельзя допускать, заявляя о своих правах? – Что бы пострадала репутация других людей. (Ст. 13).




Ситуация №3.

Ученик Сидоров разбил окно в школе. Это видели его одноклассники и сообщили его классной руководительнице.
Учитель – Сидоров, ах ты негодяй!!! Это ты разбил окно! Теперь ты у меня не отвертишься!
Сидоров – А что Сидоров! Чуть что – так сразу Сидоров! Вы сами-то видели?
Учитель – А мне и видеть не надо...Весь класс подтвердит. Пойдём-ка к директору!
Сидоров – А вы сначала докажите, а потом и к директору пойдем... Но вы же ещё и виновной окажитесь, потому что нарушили уважение моей личности и презумпцию невиновности - основные гарантий Международного права!!!

Разъясните ситуацию.

В ст. 28 Конвенции сказано, что школьная дисциплина должна поддерживаться с помощью методов, отражающих уважение человеческого достоинство ребенка. Что же касается презумпции невиновности, то о ней говорится лишь в связи с нарушениями уголовного законодательства (ст. 40), что к данному конкретному факту отношения не имеет. Налицо чистая случайность, которую ещё как-то можно связать с нарушением школьной дисциплины, в том случае, если окно было разбито преднамеренно.  


Ситуация №4.

Мама – Сынок, я ухожу, приберись, помой после себя посуду, сходи в магазин.
Сын – Мам, у меня контрольная завтра...
Мама – Да решишь ты свои задачки! Нельзя же оставлять в доме бардак...
Сын – Конвенцией по правам ребенка я защищен от выполнения любой работы, которая служит препятствием в получении образования.

Разъясните ситуацию.

Самообслуживание не может быть препятствием в получении образования. В ст.32 речь идет не о домашнем посильном труде, а об экономической эксплуатации, приёме на работу и условиях труда детей.
В конце игры подводятся итоги, награждаются победители.

 



Предварительный просмотр:

Я знаю!!!

( интеллектуальная историческая командная игра)

Автор:

Ветрова Ольга       Владимировна,

учитель истории МКОУ Лопуховской         СОШ, Руднянский муниципальный район, Волгоградская область

Пояснительная записка.

Патриотическое воспитание и становление гражданственности – одно из важнейших направлений деятельности современной российской школы. История как обязательный предмет изучения может и должна способствовать реализации этой задачи особенно на примерах мужества и героизма наших соотечественников в деле защиты Родины.

        К сожалению, учебная программа предоставляет все меньше таких возможностей. Это ярко видно при рассмотрении и такого важнейшего события планетарного масштаба как Вторая  мировая  и Великая Отечественная войны. Так, в рамках основной школы, в тематическом плане можно с трудом выделить 10 учебных часов на их изучение, а на этапе старшей школы, еще меньше. В таких условиях глубокое понимание и осмысление  гражданского подвига советских людей  затруднительно.

        Выходом из подобной ситуации может быть проведение исторической викторины о Великой Отечественной войне. Она может проводиться в качестве формы закрепления изученного материала  или  повторения  темы на уроках 9 классе, но большая его эффективность достигается во время проведения Недели Истории в средних классах. Данная тема актуальна всегда.

        Предлагаемое мероприятие проводится в виде интеллектуального соревнования в старших классах, которые уже имеют представление о данном событии. Но так как этих знаний недостаточно для подобной викторины, то в качестве опережающего задания учащиеся должны изучит соответствующие источники, литературу.

        Конкурс проводит учитель истории. Он же является  ведущим мероприятия. Для подведения итогов выбирается жюри из преподавателей или наиболее подготовленных учеников. Конкурсное время – один час.

        Цель проведения конкурса:

  1. В игровой форме проверить, укрепить и углубить знания  о Великой Отечественной войне.
  2. Дать возможность учащимся проявить находчивость, творческую активность.
  3. Заинтересовать школьников в изучении дополнительных источников и литературы, посвященных данной теме.
  4. Воспитывать уважение к героическому прошлому нашей страны.
  5. Формировать чувства ответственности и национальной гордости, гражданственности и патриотизма.

Структура мероприятия

  1. Вступительная часть.

 Ведущий разъясняет цели, последовательность и формы проведения конкурса, представляет команды, жюри.

  1. Основная часть.

Участники и болельщики выполняют различные задания, а жюри оценивают это.

  1. Заключительная часть.

Подведение итогов, награждение команд, игроков.

Цели:

  • развитие интереса к историческому прошлому нашей страны через изучение событий Великой Отечественной войны;
  • воспитание чувства патриотизма и гражданственности;
  • воспитание чувства гражданского долга и чувства благодарности к погибшим в годы Великой Отечественной войны и выжившим ветеранам и людям старшего поколения.

Конкурс «Историческое лото»

Оборудование: 

  • мешочек с бочонками (1,2,3,4,5,6);
  • комплекты, состоящие из игрового поля(2 шт) и карточек (6шт.  на каждое поле);

Правила проведения лото: Командам раздаются карточки и игровое поле, на котором  нужно разложить правильно карточки. За определённое время задание выполняется учениками. Правильность выполнения задания проверяется учителем.

Игровое поле №1

  1. Орден Отечественной войны 1 степени.

Учрежден в 1942г.

  1. Имя бесстрашного летчика, первым совершившего

ночной таран в небе над Москвой

 7 августа 1941г.

  1. Орден славы 1,2,3,степени. Учрежден

 в 1943   г.

  1. План гитлеровцев по захвату советской столицы .
  2. Город,  в котором находится этот памятник – ансамбль.
  3. Город, который был выбран советским руководством в качестве столицы в случае сдачи Москвы немцам.

Игровое поле№2

  1. Сражение.

2. В  каком году, был открыт памятник – ансамбль героям Сталинградской битвы на Мамаевом кургане?

  1. Сражение.

4. Название населенного пункта, где 12 июля 1943г. произошло самое крупное танковое сражение.

5. Сражение.

6. Город, ставший непреодолимой преградой на пути фашистов, который называли «самоварной столицей России».

Карточки:

Виктор Талалихин                                Прохоровка

«Тайфун»                                           Курская битва

Волгоград                                        Сталинградская битва

Куйбышев (Самара)                Битва под Москвой

1967год                                                Тула

Конкурс «Историческое домино»

Оборудование: карточки

Правила конкурса: команда получает карточки – таблички, на обоих концах которых написаны даты или понятия, относящиеся к теме. Членам команды поровну раздают карточки и право ответа тому, кто должен положить следующую карточку, игрок должен полный комментарий.

Начало Великой                        8 мая 1945г                

Отечественной

войны  

Капитуляция Германии                19 ноября 1942 г

Контрнаступление        Начало Курской

под Сталинградом                                битвы

5 июля 1943г               Завершение

                                           Сталинградской

        Битвы

2 февраля 1943г           Конец блокады

                                          Ленинграда

 27 января 1943г            Завершение

                                          Курской битвы

23 августа 1943г             Первый салют

5 августа 1943г               Начало битвы

                                     под Сталинградом

17 июля 1942г               Приказ№227

28 июля 1942г                 Парад Победы

24 июня 1945г        22 июня 1941г

Историко-литературный конкурс.

Большой вклад в общую победу над врагом внесли деятели литературы. Многие из них сами участвовали в  сражениях в качестве журналистов и репортеров, бойцов. Они во всех подробностях описали войну в своих произведениях, воплотили свои впечатления в выразительные стихи. Сами участники тоже оставили литературные заметки и мемуары. Эти исторические материалы могут быть использованы в качестве исторических источников. Им посвящен наш следующий конкурс. Основными действующими лицами в нем будут капитаны команд.

Я только раз видала рукопашный.

Раз -  наяву. И тысячу – во сне,

Кто говорит, что на войне не страшно,

Тот ничего не знает о войне.

                                Ю.Друнина

Вопросы

Ответы

  1. В стихотворении А,Головкова есть такие слова:

В 43-ем под Понырями,

Враг пытался в смертельном бою

Бронированными кулаками

Выбить русскую душу мою.

О каком этапе курской битвы идет речь?

Осуществление операции «Цитадель», или курская оборонительная операция

  1. В стихотворении «Огонь»А.Т.Твардовский писал:

Он мощь свою в борьбе обрел,

Жестокой и кровавой,

Солдат – народ. И вот Орел –

Начало новой славы.

Какое название имела операция советских войск, о которой говорится в последних двух строках?

                   «Кутузов»

  1. Поэт Н.Ушаков так описал этот день в своем произведении:

Харьков слышит гул родных орудий,

Гул все громче.

Звук разрыва сух.

Превратились в слух

Дома и люди

И деревья

Превратились в слух…

За противотанковыми рвами,

За скрещением дорог

Вдали

Харьков вырастает перед нами.

Мы идем,

Мы входим,

Мы вошли.

Какое название имел план операции, последний день который описан в этом ст-ии?

«Полководец Румянцев»

  1. В стихотворении Твардовского, посвященного героям войны, есть такие строки:

И голос праздничный орудий

В сердцах взволнованных людей

Был отголоском наших буден,

Был громче наших батарей.

И каждый дом и переулок,

И каждым камнем вся Москва

Распознавала в этом гуле

Орел и Белгород – слова.

Какое конкретное событие описано в этих словах?

Первый салют в Москве в честь освобождения Орла и Белгорода

5.Белорусский поэт П.Панченко в 1943 году написал такие строки в стихотворении «Герой»:

ОН крикнул гневно: «Вставай, пехота,

Мы не на пляже, а на войне!»

И лег на колючку, обвившую доты,

И сотни солдатских сапог – полроты-

Прошли по его спине.

Что означало слово «доты»?

Аббревиатура – долговременная огневая точка

Конкурс «Оружие Победы»

Чтобы разбить врага, нужны не только храбрость и воинское умение, третье слагаемое победы – оружие.

Командам предлагается в ходе конкурса ответить на вопросы о вооружении армий, которое применялось в войне.

Вопросы

Ответы

1.Это оружие  немецкие солдаты называли «адская мясорубка» . А как его называли советские воины?

«Катюша»

2. Этот шедевр военной техники конструкторов М.И.Кошкина, А.А.Морозова, Н.А.Кучеренко сыграл выдающуюся роль в великой Отечественной войне? Что это было?

Танк Т-34

3.Во время войны применялся самолет У-2, который с 1944 г после смерти его изобретателя стали называть ПО-2. А как его называли советские солдаты?

«Кукурузник»

«Небесный тихоход»

4.В Курской битве сражались не только люди, но и танки со звериными названиями – «тигры» и «пантеры». А какая техника получила название «слон?»

Немецкая самоходная артиллерийская установка «элефант»

5.В летних боях 1943 года неплохо проявил себя немецкий тяжелый танк «тигр». Советские конструкторы танков приняли «вызов»и чуть позднее создали свой навый тяжелый танк. Как он назывался?

ИС (Иосиф Сталин)

6.В боях немцы применяли 6-ствольный миномет. Звук при выстреле мины из него напоминал вопль осла. Какое прозвище дали ему советские бойцы?

«Ишак»

Конкурс  «Историческая паутина»

Задание.   Используя карточки- подсказки участники конкурса должны назвать известные фамилии, используя подсказки.

  1. Прочитайте фамилию скульптора, автора памятника – ансамбля героям Сталинградской битвы. (Вучетич)
  2.  (1924-1943), Герой Советского Союза (1943, посмертно), рядовой гвардейского стрелкового полка. 23.2.1943 в бою за д. Чернушки (Псковская обл.) закрыл телом амбразуру пулеметного дзота гитлеровцев, препятствовавшего продвижению подразделения. (А.Матросов)
  3.  Маршал Советского Союза, заместитель Главнокомандующего. (Жуков)
  4.  Заслуги этого человека были отмечены двумя званиями Героя Социалистического Труда (1958 и 1976), орденами “Андрея Первозванного” (1999), “За заслуги перед Отечеством” и многими другими орденами и медалями. На родине ему был сооружен бронзовый бюст. Оружия созданные этим человеком пользуется широкой известностью во всем мире, изображение его автомата включено в государственный герб африканского государства Мозамбик.
  5. Название здания, руины которого сохранены со времен войны, как памятник истории под открытым небом.

Конкурс «Крестики – Нолики»

Команды в качестве своего хода объясняют тот термин или событие, которое  расположено на карточке по правилам детской всем известной игры.

Карточка№1

«Барбаросса»

«Румянцев»

«Кутузов»

«Кольцо»

«Цитадель»

«Уран»

«Малый сатурн »

блицкриг

«Тайфун»

Карточка№2

Матвей Путилов

Рубен Ибаррури

Паникаха

Зоя Космодемьянская

Рихард Зорге

Кантария

Василий Зайцев

Олег Кошевой

Николай кузнецов

Слово учителя.

 Салют И слава годовщине

Навеки памятного дня.

Салют победе, что в Берлине

Огнем попрала мощь огня.

Салют ее большим и малым

Творцам, что шли путем одним,

Ее бойцам и генералам,

Героям, павшим и живым.

Подведение итогов, награждение победителей.