Эссе "Я - Учитель!"

Соловьева Юлия Евгеньевна

Эссе «Я - учитель!»

Всё в мире повторяется…

Бегут издалека тропинки, соединяются, и вновь исчезают вдали…

И у каждого свои пути-дороги.

Моя тропинка… Тропинка по стопам моих родных… Моя тропинка – это соединение прошлого и настоящего… Тропинка в Мир…

Жизнь часто сравнивают с дорогой: «Выйти в жизнь... Жизнь прожить-не поле перейти. Дорога Жизни, жизненный путь, идти своей дорогой, пойти по кривому пути…»

Дороги… Такие разные.  

Ровная, широкая дорога, стоишь в ее начале и видишь, как она  уходит за горизонт, красивая, влекущая.

Дорога с препятствиями, барьерами, как у спортсменов. Нужно сделать несколько серьезных усилий, рывков, чтобы достичь цели.

Бывает еле видная тропинка среди камней, валунов, мимо обрывов, и идти по ней нужно осторожно, внимательно, нащупывая каждый шаг.

А бывает как в лабиринте: идешь-идешь – и никуда не приходишь…

Я – школьный учитель. Какая дорога привела меня в эту удивительную профессию?

Вокруг меня люди, которые в большинстве своем  работают в школе много лет, по сути дела всю свою сознательную жизнь. Они выбрали свой Путь, посвятив жизнь этой профессии. Невозможно не поражаться мужеству и терпению этих удивительных людей, которые день за днем терпеливо и трепетно взращивают в своих учениках умение и желание учиться.

Их с  самого начала вела по жизни выбранная ими  красивая, широкая дорога.

Кто-то из моих нынешних коллег помнит, как учили мам и пап тех ребятишек, которые сейчас сидят за партами нашей школы.   Да что далеко ходить за примером!  Мой муж учился у тех учителей, которые сейчас учат наших с ним  детей.  Вот и закружилась дорожка спиралью, новый виток пути прирастает новыми тропками.

И моя извилистая тропинка тянется издалека, из другого поколения…

Мой дед был учителем физики и математики. В 42-ом году он ушел на фронт, а вернулся в 44-ом году после серьезного ранения  с наградами  и опять встал у школьной доски. В маленьком удмуртском селе Старые Зятцы есть музей, и в нем целый стенд, посвященный моему деду. Его прямому, но такому  нелегкому, тернистому  Пути…Я помню, как у меня дрожали руки и слезы наворачивались на глаза, когда я читала эти документы, газетные статьи, письма. Узнавала, что люди шли  к нему за советом, что ребятишки любили и уважали его, ведь он – Учитель…  И я смотрела уже немного по-другому на его фотографию, на его добрые, лучистые глаза. Глаза Учителя… Теперь у нас с ним общая дорога… Издалека протянулся ко мне его Путь. Я отражаюсь в нём, а он -  во мне…

Я стала школьным  учителем совсем недавно, успешно попробовав себя  в совершенно разных профессиях: от  заведующей отделом по воспитательной работе в ВУЗе до  индивидуального предпринимателя.  У  меня уже были сын и дочь, когда 5 лет назад  моя Подруга, школьный Учитель,  сказала мне удивительную фразу: «Приходи к нам! Мне кажется, у тебя получится!». На собеседовании у Директора Школы я поняла, что действительно хочу попробовать себя в этой новой роли (небольшая ремарка – разве не это  один из важнейших талантов  хорошего Директора Школы?).  Так побежала и моя тропинка…

Так я оказалась в Школе.

Боже, сколько времени уходило на подготовку к первым урокам!  Впервые я готовилась работать с маленькими  детьми. Это совсем не то, что в институте. Совсем другой язык, совсем другие требования, совсем другая подача материала, совсем другая реакция, совсем другие учебники, совсем другие ученики, совсем другое восприятие, совсем другое...  Да просто:  совсем другое! Столько дорог сливается в одну мою тропинку…

Многие истины я постигала впервые и заново. Оказывается, с тех пор как я училась в школе, изменилось  невероятно много! Уроки вести – по-другому, дети воспринимают – по-другому, программа – другая!

Куда бежать, какую дорожку выбрать, какая приведет к результату, как не заплутать в незнакомом лабиринте?

И вывели меня из панической неразберихи не только люди, которые оказались рядом со мной, - мои новые коллеги, друзья, - но еще одна тропинка из прошлого. Все чаще в моей памяти, в моем сердце пример моего учителя математики Золотухиной Лилии Леонидовны. Оказывается, она, как многие талантливые учителя, опережала свое время! Шагнула через годы, десятилетия. Протянула мне, начинающему учителю, ментальные «дорожные знаки», указатели.

Вновь соединились прошлое и настоящее. Как много она делала по-современному! Дифференцированное обучение – пожалуйста! Огромное количество карточек, с разными заданиями, на «тройку», «четверку», «пятерку». Часть класса работает самостоятельно, часть – парами, а кто-то с  объяснениями учителя. Нужно развивать коммуникативные навыки – прекрасно! Работа в группах, да еще у каждого своя роль! Регулятивные навыки – обязательно! Ведь ученики сами создавали план решения  задачи и по нему выполняли задание. Умение выступать на публике  оттачивалось защитой своего плана. Применение знаний на практике?.. -  А докажите мне эту геометрическую теорему  разными способами! И не менее трех способов надо найти!

Самооценка? Тоже да! Прошли тему – сдаем зачет. Устный! По критериям. Вначале друг другу, потом одноклассникам-консультантам.

Так может быть, тут берёт начало моя тропинка?

Этот бесценный опыт, полученный мною в школе, сейчас я оцениваю гораздо глубже. Нам, когда мы были учениками,  повезло встретить учителя, который действительно научил нас учиться, который привил нам любовь к познанию, который показал нам, что мы  действительно «существа разумные», которые могут и должны анализировать, уметь делать выводы, сравнивать, разъединять и собирать по-новому. Мы действительно испытывали радость от познания, удовольствие от того, что смогли сами придумать доказательство, правильно составить алгоритм решения.   

Вот к этому мне и хочется прийти в моей работе. Чтобы мои ученики приходили ко мне на урок с предвкушением радости познания, а уходили  с удовольствием от проделанной работы.

Вот вроде бы и дорога определилась, и направление, и цель…

Но не всегда и не во всем так получается. Вот они, те барьеры, которые надо преодолеть, собравшись с силами, сосредоточившись, приложив усилия.

Например, с уроками открытия нового знания получается  лучше, а вот с контрольными работами…

Конечно, предстоящую контрольную работу дети часто воспринимают как стресс, проблему. Обычно ученик просто стремится получить в журнал нужную цифру – отметку — и забыть все как страшный сон.  Реже встречается «здоровый ученический азарт», когда ребенок воспринимает контрольную работу как возможность получить хороший  и даже высокий результат благодаря своим знаниям, своей работе на уроках, своей подготовке.

Я часто думаю, как же убрать излишнюю нервозность и неприятие контрольных работ, которые иногда мешают ребенку раскрыться.

Как трудно собрать эти дорожки вместе, держать их и сохранять, укреплять, расширять…

Очень многое тут зависит и от учителя – как он воспринимает контрольную работу. По моему мнению, контрольная работа ни в коем случае не должна быть просто способом выставления отметки. Когда не только учитель, но и ученик  будут воспринимать ее еще и как помощницу, способ оценивания реального положения дел, возможность увидеть уровень усвоения материала, «западающие» темы, - тогда контрольная работа перестанет быть злейшим врагом ребенка. Очень важно качественно провести анализ контрольной работы, найти возможность проработать «трудные» темы, дать возможность ребенку восстановить пробелы, если они есть. И потом показать прогресс, акцентировать внимание ребенка на том, что благодаря своей работе над ошибками он достиг лучшего результата!

Но ни в коем случае нельзя забывать и о тех, кто получил высокий результат. Как? Я пользуюсь приемами  Лилии Леонидовны. Она обязательно хвалила ребят после каждой контрольной работы: кого-то - за идеальное оформление, кого-то - за безошибочные вычисления, кого-то – за интересные решения, обязательно приглашая автора к доске, чтобы он продемонстрировал их. Я тоже стараюсь так делать… Я вновь попадаю на её дорожку… Она уже и моя…

И я вижу, что и сейчас это работает! Да, дети сейчас действительно другие:  по-другому смотрят на мир, по-другому воспринимают информацию, -  но, к счастью, есть  вещи неизменные – это  мечта об успешности. Учитель может и должен разбудить в ребенке желание успеха и стремление к нему.

Как оказалось, когда ты становишься учителем, ты автоматически берешь на себя обязательства. Долговременные, между прочим! Перед,  казалось бы, совсем чужими для тебя людьми – перед  своими учениками. Детьми. Но именно эти, еще пока маленькие или  уже начинающие взрослеть, люди, заставляют тебя готовиться к урокам все лучше и лучше. Узнавать новые приемы и технологии. Заканчивать все новые и новые курсы, участвовать в педагогических чтениях, выступать на образовательных форумах, ходить с ними в кино и кататься на плюшках, вытирать слезы, говорить «все будет хорошо, а если вдруг не очень - ты звони!»,  по сто раз переделывать КТП, придумывать разные задания для Стеши и Сережи, принимать участие в олимпиадах и конкурсах, звонить еще более посторонним людям - родителям этих детей. Уезжать от своих родных детей  в другой город на 2-3 дня, неделю, две – ведь курсы! Курсы! И вдруг оказывается: да ведь никакие они не посторонние! Это же мои дети! И мои родители! И мне важно, чтобы они учились, знали, общались, интересовались, участвовали, хотели, могли, умели, достигали… Выбрали свой Путь и шли по нему к своей мечте, своей цели…

Да, у каждого из них – свое направление, свой путь, свои особенности. Но ведь все они будут достигать своих вершин. Но пусть это будут вершины желанные, и пусть моим детям будет очень комфортно на этих вершинах… Пусть к вершинам его ведет своя дорога… И может быть, на ней он увидит и мои указатели, а где- то пройдет и моей тропинкой. Тропинкой в мир… Тропинкой Радости, Счастья, Удачи, Труда…Его дорожка… Это и я… Это и моя тропинка…

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Эссе Я-Учитель23.27 КБ

Предварительный просмотр:

Эссе «Я - учитель»

Всё в мире повторяется…

Бегут издалека тропинки, соединяются, и вновь исчезают вдали…

И у каждого свои пути-дороги.

Моя тропинка… Тропинка по стопам моих родных… Моя тропинка – это соединение прошлого и настоящего… Тропинка в Мир…

Жизнь часто сравнивают с дорогой: «Выйти в жизнь... Жизнь прожить-не поле перейти. Дорога Жизни, жизненный путь, идти своей дорогой, пойти по кривому пути…»

Дороги… Такие разные.  

Ровная, широкая дорога, стоишь в ее начале и видишь, как она  уходит за горизонт, красивая, влекущая.

Дорога с препятствиями, барьерами, как у спортсменов. Нужно сделать несколько серьезных усилий, рывков, чтобы достичь цели.

Бывает еле видная тропинка среди камней, валунов, мимо обрывов, и идти по ней нужно осторожно, внимательно, нащупывая каждый шаг.

А бывает как в лабиринте: идешь-идешь – и никуда не приходишь…

Я – школьный учитель. Какая дорога привела меня в эту удивительную профессию?

Вокруг меня люди, которые в большинстве своем  работают в школе много лет, по сути дела всю свою сознательную жизнь. Они выбрали свой Путь, посвятив жизнь этой профессии. Невозможно не поражаться мужеству и терпению этих удивительных людей, которые день за днем терпеливо и трепетно взращивают в своих учениках умение и желание учиться.

Их с  самого начала вела по жизни выбранная ими  красивая, широкая дорога.

Кто-то из моих нынешних коллег помнит, как учили мам и пап тех ребятишек, которые сейчас сидят за партами нашей школы.   Да что далеко ходить за примером!  Мой муж учился у тех учителей, которые сейчас учат наших с ним  детей.  Вот и закружилась дорожка спиралью, новый виток пути прирастает новыми тропками.

И моя извилистая тропинка тянется издалека, из другого поколения…

Мой дед был учителем физики и математики. В 42-ом году он ушел на фронт, а вернулся в 44-ом году после серьезного ранения  с наградами  и опять встал у школьной доски. В маленьком удмуртском селе Старые Зятцы есть музей, и в нем целый стенд, посвященный моему деду. Его прямому, но такому  нелегкому, тернистому  Пути…Я помню, как у меня дрожали руки и слезы наворачивались на глаза, когда я читала эти документы, газетные статьи, письма. Узнавала, что люди шли  к нему за советом, что ребятишки любили и уважали его, ведь он – Учитель…  И я смотрела уже немного по-другому на его фотографию, на его добрые, лучистые глаза. Глаза Учителя… Теперь у нас с ним общая дорога… Издалека протянулся ко мне его Путь. Я отражаюсь в нём, а он -  во мне…

Я стала школьным  учителем совсем недавно, успешно попробовав себя  в совершенно разных профессиях: от  заведующей отделом по воспитательной работе в ВУЗе до  индивидуального предпринимателя.  У  меня уже были сын и дочь, когда 5 лет назад  моя Подруга, школьный Учитель,  сказала мне удивительную фразу: «Приходи к нам! Мне кажется, у тебя получится!». На собеседовании у Директора Школы я поняла, что действительно хочу попробовать себя в этой новой роли (небольшая ремарка – разве не это  один из важнейших талантов  хорошего Директора Школы?).  Так побежала и моя тропинка…

Так я оказалась в Школе.

Боже, сколько времени уходило на подготовку к первым урокам!  Впервые я готовилась работать с маленькими  детьми. Это совсем не то, что в институте. Совсем другой язык, совсем другие требования, совсем другая подача материала, совсем другая реакция, совсем другие учебники, совсем другие ученики, совсем другое восприятие, совсем другое...  Да просто:  совсем другое! Столько дорог сливается в одну мою тропинку…

Многие истины я постигала впервые и заново. Оказывается, с тех пор как я училась в школе, изменилось  невероятно много! Уроки вести – по-другому, дети воспринимают – по-другому, программа – другая!

Куда бежать, какую дорожку выбрать, какая приведет к результату, как не заплутать в незнакомом лабиринте?

И вывели меня из панической неразберихи не только люди, которые оказались рядом со мной, - мои новые коллеги, друзья, − но еще одна тропинка из прошлого. Все чаще в моей памяти, в моем сердце пример моего учителя математики Золотухиной Лилии Леонидовны. Оказывается, она, как многие талантливые учителя, опережала свое время! Шагнула через годы, десятилетия. Протянула мне, начинающему учителю, ментальные «дорожные знаки», указатели.

Вновь соединились прошлое и настоящее. Как много она делала по-современному! Дифференцированное обучение – пожалуйста! Огромное количество карточек, с разными заданиями, на «тройку», «четверку», «пятерку». Часть класса работает самостоятельно, часть – парами, а кто-то -  с  объяснениями учителя. Нужно развивать коммуникативные навыки – прекрасно! Работа в группах, да еще у каждого своя роль! Регулятивные навыки – обязательно! Ведь ученики сами создавали план решения  задачи и по нему выполняли задание. Умение выступать на публике  оттачивалось защитой своего плана. Применение знаний на практике?.. -  А докажите мне эту геометрическую теорему  разными способами! И не менее трех способов надо найти!

Самооценка? Тоже да! Прошли тему – сдаем зачет. Устный! По критериям. Вначале друг другу, потом одноклассникам-консультантам.

Так может быть, тут берёт начало моя тропинка?

Этот бесценный опыт, полученный мною в школе, сейчас я оцениваю гораздо глубже. Нам, когда мы были учениками,  повезло встретить учителя, который действительно научил нас учиться, который привил нам любовь к познанию, который показал нам, что мы  действительно «существа разумные», которые могут и должны анализировать, уметь делать выводы, сравнивать, разъединять и собирать по-новому. Мы действительно испытывали радость от познания, удовольствие от того, что смогли сами придумать доказательство, правильно составить алгоритм решения.  

Вот к этому мне и хочется прийти в моей работе. Чтобы мои ученики приходили ко мне на урок с предвкушением радости познания, а уходили  с удовольствием от проделанной работы.

Вот вроде бы и дорога определилась, и направление, и цель…

Но не всегда и не во всем так получается. Вот они, те барьеры, которые надо преодолеть, собравшись с силами, сосредоточившись, приложив усилия.

Например, с уроками открытия нового знания получается  лучше, а вот с контрольными работами…

Конечно, предстоящую контрольную работу дети часто воспринимают как стресс, проблему. Обычно ученик просто стремится получить в журнал нужную цифру – отметку -  забыть все как страшный сон.  Реже встречается «здоровый ученический азарт», когда ребенок воспринимает контрольную работу как возможность получить хороший  и даже высокий результат благодаря своим знаниям, своей работе на уроках, своей подготовке.

Я часто думаю, как же убрать излишнюю нервозность и неприятие контрольных работ, которые иногда мешают ребенку раскрыться.

Как трудно собрать эти дорожки вместе, держать их и сохранять, укреплять, расширять…

Очень многое тут зависит и от учителя – как он воспринимает контрольную работу. По моему мнению, контрольная работа ни в коем случае не должна быть просто способом выставления отметки. Когда не только учитель, но и ученик  будут воспринимать ее еще и как помощницу, способ оценивания реального положения дел, возможность увидеть уровень усвоения материала, «западающие» темы, − тогда контрольная работа перестанет быть злейшим врагом ребенка. Очень важно качественно провести анализ контрольной работы, найти возможность проработать «трудные» темы, дать возможность ребенку восстановить пробелы, если они есть. И потом показать прогресс, акцентировать внимание ребенка на том, что благодаря своей работе над ошибками он достиг лучшего результата!

Но ни в коем случае нельзя забывать и о тех, кто получил высокий результат. Как? Я пользуюсь приемами  Лилии Леонидовны. Она обязательно хвалила ребят после каждой контрольной работы: кого-то − за идеальное оформление, кого-то − за безошибочные вычисления, кого-то – за интересные решения, обязательно приглашая автора к доске, чтобы он продемонстрировал их. Я тоже стараюсь так делать… Я вновь попадаю на её дорожку… Она уже и моя…

И я вижу, что и сейчас это работает! Да, дети сейчас действительно другие:  по-другому смотрят на мир, по-другому воспринимают информацию, -  но, к счастью, есть  вещи неизменные – это  мечта об успешности. Учитель может и должен разбудить в ребенке желание успеха и стремление к нему.

Как оказалось, когда ты становишься учителем, ты автоматически берешь на себя обязательства. Долговременные, между прочим! Перед,  казалось бы, совсем чужими для тебя людьми – перед  своими учениками. Детьми. Но именно эти, еще пока маленькие или  уже начинающие взрослеть, люди, заставляют тебя готовиться к урокам все лучше и лучше. Узнавать новые приемы и технологии. Заканчивать все новые и новые курсы, участвовать в педагогических чтениях, выступать на образовательных форумах, ходить с ними в кино и кататься на плюшках, вытирать слезы, говорить «все будет хорошо, а если вдруг не очень - ты звони!»,  по сто раз переделывать КТП, придумывать разные задания для Стеши и Сережи, принимать участие в олимпиадах и конкурсах, звонить еще более посторонним людям − родителям этих детей. Уезжать от своих родных детей  в другой город на 2-3 дня, неделю, две – ведь курсы! Курсы! И вдруг оказывается: да ведь никакие они не посторонние! Это же мои дети! И мои родители! И мне важно, чтобы они учились, знали, общались, интересовались, участвовали, хотели, могли, умели, достигали… Выбрали свой Путь и шли по нему к своей мечте, своей цели…

Да, у каждого из них – свое направление, свой путь, свои особенности. Но ведь все они будут достигать своих вершин. Но пусть это будут вершины желанные, и пусть моим детям будет очень комфортно на этих вершинах… Пусть к вершинам его ведет своя дорога… И может быть, на ней он увидит и мои указатели, а где- то пройдет и моей тропинкой. Тропинкой в мир… Тропинкой Радости, Счастья, Удачи, Труда…Его дорожка… Это и я… Это и моя тропинка…