Выступление на педагогическом совете «Виды театра в ДОУ»

Сотникова Елена Сергеевна

Выступление на педагогическом совете «Виды театра в ДОУ»

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад № 89 «Дельфиненок»  общеразвивающего вида»

Выступление на педагогическом совете

на тему

 «Виды театра в ДОУ»

Подготовила: воспитатель Сотникова Е.С.

Обухово 2019 г

«Театр – это волшебный мир. Он даёт уроки красоты, морали и нравственности.

А чем они богаче, тем успешнее идёт развитие духовного мира детей…" (Б. М. Теплов)

Театрализованная деятельность – это один из самых эффективных способов воздействия на детей в котором наиболее полно и ярко проявляется принцип обучения по ФГОС ДО: учить играя.

Психологами доказано, что игровая деятельность является неотъемлемым компонентом гармоничного всестороннего развития детей дошкольного возраста. Это связано с возрастными особенностями развития психических процессов малышей. С помощью такого вида деятельности дошкольники познают окружающий их мир, учатся коммуникации и взаимодействию со сверстниками, адаптируются в социуме. Одним из эффективных видов игровой активности в детском саду является кукольный театр. В такой деятельности дошкольники проявляют творческую активность, реализовывают свой потенциал, развивают способности. Поэтому так важно проводить театрализованные игры в ДОУ. Такая деятельность организовывается в дошкольном учреждении в самых разных формах.

Влияние театрализованной игры на развитие дошкольника

Переоценить благоприятное воздействие театрализованных игр на развитие детей дошкольного возраста невозможно. Такая деятельность способствует:

• усвоению и закреплению детьми учебного материала;

• развитию речи и мелкой моторики;

• формированию коммуникативных навыков;

• развитию творческих способностей, выявлению талантов малышей;

• формированию умения взаимодействовать с окружающими;

• становлению чувствительно-эмоциональной сферы;

• появлению устойчивого интереса к художественной литературе, книге;

• воспитанию эстетического вкуса;

• развитию таких личностных качеств, как целеустремленность, воля, инициативность и  другие.

Театрализованная деятельность в детском саду организационно может пронизывать все режимные моменты, она способствует тому, чтобы сделать жизнь детей в группе увлекательнее и разнообразнее.

В наше время множество различных классификаций театров, но я взяла классификацию Л. В. Куцаковой и С. И. Мерзляковой. Они выделяют следующие виды  театра:

- стендовый театр: на фланелеграфе, магнитный стендовый, теневой, стенд-книжка;

- настольный театр: плоскостной, магнитный настольный, из природного материала, театр      игрушки (готовый, самодельный: конусный, на стаканчиках и т.д.);

театр на руке: пальчиковый, варежковый, перчаточный, теней;

- верховой: на ложках, бибабо, тростевые куклы;

- напольный: марионетки;

театр живой куклы и театр актера: театр масок, платочные куклы, люди-куклы, театр тантамаресок.

Виды театра и атрибуты для театрализованных игр дошкольников

Вид

Атрибуты

Изготовление кукол

1

Стендовый (представляет собой какую-либо поверхность, на которую крепятся фигурки-персонажи и декорации)

На фланелеграфе:

плоские игрушки.

фланелеграф( кусок ковралина)

Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются. С обратной стороны картона приклеивается небольшой кусочек липучки.

2

Магнитный:

магнитная доска,

плоские игрушки

Так же , вместо липучки кусочки магнитной ленты

3

Теневой:

плоские игрушки,

экран,

проектор (фонарик)

Персонажи нарисованы в виде силуэта черного цвета (тени), вырезаны и наклеены на картон.

Крепятся на трубочку или палочку с обратной стороны силуэта.

4.

Настольный

(игровая деятельность проводится на столе)

Плоскостной:

плоские игрушки, декорации

Персонажи рисуются на тонком картоне, вырезаются, изображение кладется на картон, обводится и вырезается вторая часть. Склеить обе части. Устанавливаются фигурки  на пластмассовые пробки. 
Можно вырезать нарисованную фигурку, оставив снизу небольшую часть картона на обеих половинках изображения, чтобы, отогнув эти части и намазав их клеем, приклеить к картонному кружочку-подставке.
Подставки могут быть деревянные, картонные, но можно обойтись и без них — фигурку в каком-либо месте сгибают под прямым углом.

5

Театр игрушки

(готовый, самодельный):

объемные игрушки сделанные из бумаги, картона,

декорации

Для основы берется конус или цилиндр, который можно сложить по типу оригами или склеить. На верх цилиндра надевается голова, сделанная из теннисных шариков, слепленная из теста или папье-маше

6

Магнитный:

легкие игрушки из бумаги, поролона, картона,

декорации

Игрушки, сделанные из бумажных конусов, цилиндров, поролона, могут быть приспособлены и для магнитного театра. Полосками бумаги к нижним частям конусов и цилиндров прикрепляются кусочки металла. Можно поместить металлические кусочки в отверстия катушек. Затем делается подставка. К тонкой фанере приклеивается кусок ткани для передвижения магнита под подставкой, установленной на края двух поставленных рядом столов.

7

Из природного материала:

объемные игрушки

декорации

Используются шишки, желуди, каштаны, кора, семена, косточки и др., которые не скрепляются пластилином, нужен клей ПВА, казеиновый или столярный.
Природные материалы лучше покрывать бесцветным лаком. Нельзя пользоваться материалом, который может повредить здоровью детей (репейник, колючки, ядовитые растения, плоды и семена и др.).
Театр игрушек из природных материалов удобнее показывать на песке. Для этого к крышке стола со всех сторон прибивают дощечки высотой 10 см, насыпают песок, оформляется декорация с помощью корней, коры, камушков, веточек растений.

8

Театр на руке

(Атрибуты одеваются на руку, пальцы)

Пальчиковый:

пальчиковые куклы,

небольшая ширма,

декорации

Персонажи создаются из бумаги, маленьких коробочек, в которых делаются отверстия для пальцев. Это миниатюрные фигурки из конусов и цилиндров, надевающиеся на пальцы. Рисуются фигурки или только головки, приклеиваются к картонным колечкам и надеваются на пальцы.
Персонажи для пальчикового театра могут быть сделаны из различных видов тканей.

Пальчиковый театр из бумажной массы.

Пальчиковый театр из теннисных шариков, на которых рисуются лица.

Вязанные фигурки.

9

Перчаточный:

куклы на руку,

ширма,

декорации на ширму 

Персонажей можно сделать из старых перчаток.

Из носка. Она может изгибаться благодаря движению руки и кисти, раскрывать рот и разговаривать.

Из варежек , пришив к ним головки от ненужных мягких игрушек.

 Варежка может изображать голову куклы, при этом большой палец варежки служит персонажу носом. Варежку можно превратить в целую зверушку, тогда большой палец варежки будет хвостиком, а сама варежка — туловищем, к нему пришиваются голова и другие детали. У такой куклы активно действует хвостик (большой палец руки).

10

Живых теней:

стена,

прожектор (солнечный луч)

«Живые» тени можно создавать с помощью своих рук — театр ручных теней.  Движения при этом должны быть выразительными и четкими, исполнители не заслоняют друг друга.

11

Верховой театр (куклы находятся выше роста человека, который ими управляет)

На ложках:

ширма,

куклы,

декорации

Игрушка делается из деревянной ложки. На выпуклой части рисуется лицо или мордочка. К ручке крепиться ткань. Ребенок держит куклу за ручку, под тканью.

12

Театр  Би-ба-бо:

ширма большая по росту ребенка ,

куклы,

декорации

Способ их действия заключается в том, что они надеваются на руку. На указательный палец — головка куклы, а большой палец и средний служат руками. Для них шьются платья, украшенные деталями (кармашек, фартучек, поясок). Головки можно изготовить из поролона, бумажной массы, ткани, папье-маше.

12

Тростевые куклы:

ширма большая по росту ребенка,

куклы,

декорации

Голова прикрепляется к палке, руки действуют с помощью тростей (толстой проволоки, палочек). Головы делаются из папье-маше, ткани. Платья украшаются тесьмой, кружевом, лентами, которые приклеиваются или пришиваются.
Плоские тростевые куклы выполняются из картона. Принцип изготовления такой же, как и для кукол теневого театра, только делаются они крупных размеров, расписываются красками, оформляются аппликацией.

13

Напольный театр

Марионетки:

куклы,

декорации

Персонажи театра марионеток тоже делаются из разных материалов. Детали можно сшить по принципу изготовления мягкой игрушки, также можно использовать коробки , шары, мячи разной формы, ткань.

Принцип действия такими игрушками — благодаря леске, привязанной к крестовине.

14

Театр  живой

 куклы

Театр масок:

декорации,

маски

Изготавливаются маски-шапочки или маски-капюшоны по размерам головы исполнителя, к которым пришиваются соответствующие детали.

Также маски могут быть из картона и бумаги.

15

Большая кукла:

декорации,

атрибуты

Большие куклы (по высоте ребенка) бывают плоскими и объемными, лучше из поролона. Ребенок завязывает у себя на шее сзади ленточки, которые прикреплены к голове куклы, ленточки на поясе за спиной (как фартук) — у пояса куклы. Ноги куклы и руки ребенок прикрепляет к запястьям и щиколоткам, надев резиночки, пришитые к рукам и ногам куклы.

Классификация театрализованных игр по возрастам

1 младшая группа

Настольный театр игрушки;

Настольный плоскостной театр;

Плоскостной театр на фланелеграфе;

Пальчиковый театр.

2 младшая группа

Настольный плоскостной театр;

Плоскостной театр на фланелеграфе;

Пальчиковый театр;

Театр кукол на столе (театр дисков, цилиндров, конусов,

коробочек, оригами, на палочке, магнитный).

Средняя группа

- Пальчиковый театр;

- Настольный плоскостной;

-Настольный театр игрушки (разнообразный);

-Ложковый;

-Рукавичковый (без большого пальца);

-Театр верховых кукол (без ширмы, а к концу учебного года – и с ширмой) и т.д.

Старшая и подготовительная группы

-Театр ростовой куклы;

-Театр живой куклы;

-Тростевый театр;

-Театр марионеток;

-Театр люди-куклы.

Таким образом, можно организовать разные виды кукольного театра в детском саду. При планировании такой деятельности педагогу важно учитывать возрастные и индивидуальные интересы. Кроме того, необходимо не только правильно провести театрализованную игру, но и методически верно продумать подготовительный и заключительный этапы работы с детьми. эффективность педагогической работы с дошкольниками в целом.