Летний оздоровительный лагерь дневного пребывания "Карусель"

Кошман Ольга Ивановна

1. Программа летнего оздоровительного лагеря "Карусель"

2. Методические разработки

Скачать:


Предварительный просмотр:

Управление образования Здвинского района Новосибирской области

муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Цветниковская средняя общеобразовательная школа  

Утверждаю_________

директор МКОУ Цветниковской

 СОШ Ю.В.Фалина

____________________________

ПРОГРАММА

летнего оздоровительного лагеря

дневного пребывания

«Карусель»

                                                                                                                   

                                                                                          

Автор:  Кошман Ольга Ивановна,

руководитель МО

учителей начальных классов.

                                                                         

2018г.

  Оглавление

№ п/п

Название раздела

Стр.

1.

Паспорт программы

2

2.

Пояснительная записка

3.

Содержание программы

4.

Этапы реализации программы

5.

Социальное партнёрство

6.

Направления и виды деятельности

7.

Режим дня

8.

Структура управления

9.

Самоуправление лагеря

10.

Механизм реализации программы

11.

Условия реализации программы

12.

Методическое обеспечение

13.

Педагогические условия

14.

Кадры программы

15.

Материально-техническое обеспечение

16.

Мероприятия по реализации программы

17.

Система контроля за реализацией программы

18.

Ожидаемые результаты программы

19.

Список литературы

20.

План-сетка программы «Карусель»

20.

Приложения  

 

Паспорт программы летнего лагеря «Карусель»

Название программы                    

«Карусель»

Тип лагеря                                          

лагерь дневного пребывания

Автор- составитель программы        

Кошман Ольга Ивановна

Название  организации                  

МКОУ Цветниковская СОШ

Адрес организации                      

с.Цветники, ул.Школьная, 2

Телефон        

  8(383-63) 31-181

Форма проведения        

Работа школьного лагеря с дневным пребыванием детей

Сроки реализации программы                          

Лето 2018 г.

Количество участников                                        

  55

Условия участия программы

Заявления родителей обучающихся

 

Цель программы

  Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга школьников во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала детей, их индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом их интересов, наклонностей и возможностей.

Исполнители основных мероприятий программы                

Педагоги МКОУ  Цветниковской СОШ, работники СДК, библиотекарь СДК

Краткое содержание программы

В реализации программы «Карусель», ребята, возрастной состав которых 6-14 лет,  станут участниками развлекательно-познавательных мероприятий, будут совершать добрые дела, оказывая посильную помощь старшим, сверстникам, младшим и узнавать много полезного. Данная программа будет способствовать развитию межличностных отношений, лидерских качеств детей и подростков, а также построению дружеских толерантных отношений.

Источники финансирования

  • спонсорская помощь
  • местный бюджет
  • областной бюджет

 

Механизм реализации программы

Последовательное отслеживание эффективности педагогических воздействий на ежедневных планерках, вводная, пошаговая и итоговая диагностика, анализ результатов деятельности лагеря

Ожидаемые результаты

  •  полноценный отдых и оздоровление участников лагеря
  •  формирование потребности вести здоровый образ жизни, использовать полученные знания в повседневной жизни
  • расширение кругозора детей, развитие их организаторских и творческих способностей.
  • личный рост участников программы

Пояснительная записка

          «Дети должны всегда иметь право на счастливое детство. Их время должно быть временем радости, временем мира, игр, учебы и роста» Конвенция о правах ребенка.

Значительную часть объема свободного времени детей составляют каникулы. Это разрядка накопившейся за время обучения в школе напряженности, восполнение израсходованных сил, восстановление здоровья, развитие творческого потенциала, совершенствование межличностных возможностей, приобщение к социокультурным ценностям, удовлетворение индивидуальных интересов.

  Сделать отдых безопасным и интересным – задача педагогов.  Педагоги и родители понимают, что во время отдыха обучение не заканчивается, начинается активная пора социализации, продолжение образования. Для педагогов это время связано с особой ответственностью. Им необходимо решить непростой вопрос: как организовать каникулярное время так, чтобы дети хорошо отдохнули, поправили здоровье, набрались сил, пополнили свои знания, научились чему-то новому, приобрели новых друзей и при этом находились под ненавязчивым, осторожным контролем взрослых.

С целью организации летнего отдыха и летней занятости учащихся на базе МКОУ  Цветниковской СОШ организуется лагерь с дневным пребыванием детей «Карусель».
Летний лагерь с дневным пребыванием является как формой организации свободного времени детей, так и пространством для привития художественно-эстетической культуры, сохранения и укрепления здоровья, повышения творческой активности.

 
 Актуальность программы.
   Не все дети имеют возможность поехать в загородные лагеря, выехать из города к родственникам. Большой процент детей остается дома. Предоставленные сами себе, дети подвержены влиянию улицы, дорожно-транспортным происшествиям, несчастным случаям, они невольно попадают в группы риска. На основе социального заказа муниципального образования и создан оздоровительный лагерь с дневным пребыванием детей.
Актуальность программы обусловлена следующими факторами:
- устойчивым спросом родителей на организованный отдых учащихся;
- работой по укреплению здоровья детей и формированию у них потребности здорового образа жизни;
- необходимостью использования богатого творческого потенциала педагогов в реализации цели и задач программы.
При составлении программы учитывались традиции и возможности ОУ, уровень подготовки педагогического коллектива, пожелания и интересы детей и родителей, опыт прошлых лет по организации летнего отдыха. Данная программа по своей направленности является комплексной, включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления оздоровления, отдыха и воспитания детей в условиях лагеря с учетом особенностей местонахождения ОУ.

Лагерная жизнь наполнена разнообразными видами деятельности, которые увлекают ребёнка, помогают ему реализовать себя, дисциплинируют, дают возможность увидеть конкретный результат от своих действий.

Обязательным для лагеря является вовлечение в его работу ребят из многодетных и малообеспеченных семей, трудных подростков.

Анализ работы оздоровительного летнего лагеря прошедших лет показал, что очень эффективной является организация деятельности, построенная в форме игры, соревнований и т.д. Поэтому жизнь школьной лагерной смены будет проходить в форме краткосрочной игры «Карусель».  Программа предполагает различные испытания, игры, конкурсы, состязания,  всевозможные исследования и путешествия  через всю «карусель» лагерных событий.

Программа рассчитана на период лагерной смены 18 рабочих дней. Структурные элементы программы подобраны с учетом особенностей детского и педагогического коллективов лагеря, а также условий его функционирования.


 Цели и задачи программы
Цель программы:
Создание благоприятных условий для укрепления здоровья и организации досуга школьников во время летних каникул, развитие творческого и интеллектуального потенциала детей, их индивидуальных способностей и дарований, творческой активности с учётом их интересов, наклонностей и возможностей.

Задачи программы:

  1. Обеспечить общественно-значимый для детей досуг и отдых.
  2. Помочь каждому ребёнку найти своё место в коллективе и раскрыть свой потенциал. Воспитать уважение к нормам коллективной жизни.
  3. Формировать культуру общения.
  4. Воспитывать у школьников патриотизм, бережное отношение к природному и культурному наследию родного края.
  5. Пропагандировать здоровый образ жизни.
  6. Развивать и укреплять связи школы, семьи, учреждений дополнительного образования,  культуры и др.

Участники:

  • Дети и подростки школы   (от 6 до 14 лет)
  • Педагоги школы  
  • Медицинский работник
  • Преимущество при зачислении имеют дети из малообеспеченных и многодетных семей
  • Дети и подростки зачисляются в школьный лагерь на основании заявления родителей или лиц их заменяющих

Принципы, используемые при планировании и проведении

лагерной смены

  Безусловная безопасность всех мероприятий

  Учет особенностей каждой личности

 Возможность проявления способностей во всех областях досуговой и творческой деятельности всеми участниками лагеря

 Достаточное количество оборудования и материалов для организации всей деятельности лагеря

 Распределение эмоциональной и физической нагрузки в течение каждого дня.

 Четкое распределение обязанностей и времени между всеми участниками лагеря

 Моделирование и создание ситуации успеха при общении разных категорий детей и взрослых

 Ежедневная рефлексия с возможностью для каждого участника лагеря высказать свое мнение о прошедшем дне.

 

Содержание программы.

       Программа «Карусель» является комплексной, т.е включает в себя разноплановую деятельность, объединяет различные направления работы: оздоровление, приобщение к общественно-значимому для детей досугу и отдыху, формирование культуры общения, воспитание у школьников патриотизма, бережного отношения к природному и культурному наследию родного края в условиях лагеря дневного пребывания детей и подростков. Направления представлены в виде различных «фестивалей», на которых придётся побывать нашим участникам. Все участники смены делятся на отряды. Каждый отряд (делегация, прибывшая в лагерь для участия в разных фестивалях) планирует свою работу с учетом общего лагерного плана. Центром, вокруг чего разворачивается вся деятельность, является Карусель фестивалей,
 где через три дня проходит какой-нибудь фестиваль (например, Фестиваль искусств или Фестиваль  Добрых дел). Почему выбрана такая форма КАРУСЕЛЬ? Потому что этот аттракцион очень любят дети. Но давайте обратимся к толковому словарю, например, Т.Ф. Ефремова: Что такое “карусель”в словаре Т.Ф. Ефремова?

1)а) Вращающееся устройство с сидениями в виде лошадок, лодок и т.п. для катания по кругу.

б) устар. 
Место гулянья, где устанавливалось такое устройство.

2) перен. Люди, предметы и т.п.,
движущиеся по кругу, друг за другом.

3) а) Стремительное
движение по кругу.

б) перен. 
Быстрая и непрерывная смена чего-л.; круговорот.

4) Конные состязания, обычно сопровождавшиеся
театрализованными представлениями, аллегорическими танцами и т.п., заменившие средневековый рыцарский турнир (в XVII-XVIII вв.).

Если вспомнить историю, то факт в следующем:

В Россию карусель как развлечение пришло из Германии и Франции. Это было широкомасштабное костюмированное действие, которое и было проведено в 1766 году.
Но красочные придворные «рыцарские» карусели ушли в прошлое. Сегодня  аттракционы-карусели остались лишь в парках, где они служат развлечением не рыцарям и придворным, а детям. Движение по кругу на карусели считается одним из лучших видов детского отдыха. Парки аттракционов — сосредоточие хорошего настроения, смеха, острых ощущений.

Катая детей на карусели — давно привычном для нас аттракционе, мы вспоминаем, что когда-то так называлось красочное соревнование, на котором праздное российское дворянство могло продемонстрировать свою удаль.

Сейчас свою удаль, умение, трудолюбие проявят дети, участвуя в Карусели фестивалей.

В течение всей смены пройдёт 6 фестивалей:

  • Фестиваль «Здравствуй, лето!»
    Фестиваль  Профессий
  • Фестиваль    Здоровья и Безопасности
  • Фестиваль  «Россия – Родина моя»
  • Фестиваль  Экологический
  • Фестиваль    Добрых дел
  • Фестиваль Дружбы (знакомство с народными играми, песнями, танцами, промыслами, праздниками и т.д. )

При подготовке к Фестивалю в течение трёх дней ребята принимают участие в различных конкурсах, играх, специальных занятиях по теме фестиваля. На фестивале победители получают Флаг фестиваля (каждый фестиваль имеет свой цвет:  разноцветный – Фестиваль «Здравствуй, лето!», зелёный – Фестиваля экологического ; жёлтый – Фестиваля искусств; голубой – Фестиваля Здоровья и Безопасности; красный – Фестиваля  Добрых дел; синий – Фестиваля Дружбы). При подготовке к фестивалю за выполненные задания дети тоже получают маленькие флажки (жетоны), которые дают возможность выбрать лучшую делегацию (по количеству собранных флажков). Итоги каждого фестиваля будут подводиться через три дня, результаты отразятся на информационном стенде «Карусель фестивалей».

Этапы реализации программы

Вся смена лагеря делится на три этапа:

         1   Организационный этап (или как его в последнее время называют адаптационный)  характеризуется запуском игрового момента, знакомство ребят друг с другом, с предполагаемой игровой деятельностью, знакомство с традициями, законами лагеря, педагогическим коллективом, проводятся огоньки знакомств. Так же проводится первичная диагностика делегаций. Происходит знакомство с идеей игры, основными этапами игры, проходит презентация команд.

2  Основной этап смены - это самый большой по времени период смены. Именно на этом этапе реализуются  все поставленные индивидуально-личностные и коллективные цели развития. Здесь развивается сюжет игры. Основным механизмом реализации общелагерной деятельности являются тематические дни. Каждый день проходит ряд мероприятий в рамках тематики смены и дня.

 На протяжении всей смены участники и организаторы программы действуют согласно своим ролям.

Для успешного решения задач этого  периода деятельность детей и вожатых должна иметь разносторонний творческий характер, быть насыщенной,      эмоциональной, а само настроение – романтическим,  приподнятым.

3  Заключительный (или итоговый) этап – характеризуется  подведением итогов всей игры. Анализируется участие в игре каждого участника.  Подводится итог совместной деятельности, оценивается работа каждого.

 Социальное партнерство.

В ходе работы смены лагерь сотрудничает с такими социальными партнёрами, как:

  • Сельский Дом культуры
  • Сельская библиотека
  • Администрация сельсовета

 Направления и виды деятельности.

При составлении плана работы учитываются возможности разновозрастных отрядов, интересов детей, педагогов, родителей и пути реализации.

Программа включает виды деятельности:

Познавательная деятельность, расширяющая кругозор, любознательность ребят.

Гражданско-патриотическая деятельность, развивающая интерес   к прошлому наследию нашей страны (викторины, конкурсы )

Творческая деятельность, развивающая активность, самостоятельность, ответственность, творческие способности ребят, сценическую культуру и поведение в зале.

Спортивная деятельность, способствующая здоровому образу жизни безопасности.

Художественная деятельность, развивающая эстетическое мироощущение, потребность в прекрасном.

Трудовая деятельность в виде самообслуживающего и общественно полезного труда.

Досуговая деятельность в виде развлекательных конкурсов, игровых  программ, танцевальных часов, просмотр видео и т.д.)

Кружковая деятельность, объединяющая детей по интересам в малые группы. Организация кружковой деятельности лагеря носит вариативный характер, то есть в период каждой смены работают постоянные кружки, для функционирования которых имеется обеспеченность педагогическими кадрами.

Лагерная смена живёт по единому режиму дня.
  
Режим дня:
8:30 – 9:00 Встреча делегаций
9:00 – 9:15 Зарядка
9:15 – 9:25  - Линейка «Сегодня на  «Карусели»» (знакомство с планом дня)
9:25 – 10:00 отрядное дело (обсуждение плана на день и подготовка к мероприятию)

10:00 – 10.30 Завтрак
10:30 – 11:10  – Работа мастерских (кружки), отрядные дела (подготовка к   фестивалю), игры по интересам

11:10 – 12:00 - Мероприятие на Фестивальной площади  (организация досуга (праздники, походы, экскурсии, соревнования)
12:00 – 13:00 –Физическая подготовка (спортивный час)
13:30 – 14:20 -  Обед
14:20  - 14:30 – «Огонёк»  ( итоги дня).

Структура управления.

Делегация - отряд

Главный мастер фестиваля – начальник лагерной смены.

Наставники- воспитатели.

Мастера- вожатые,

Дрим – Тим – старшая вожатая.

Делегаты (участники игр) – дети.

Задача главного мастера фестиваля и наставников– организация плановой работы лагерной смены. Каждый день на планерке анализируется прошедшая работа и планируется следующее дело.

С
тратегию участия в деле ребят – участников игр организуют Наставники и Мастера.
Вся информация об условиях участия в том или ином деле представлена на информационном стенде. Стенд выполнен в виде большой площади, на которой находится
Карусель, которая является показателем достижений ребят. От каждой делегации к Карусели   протянута ленточка-дорожка ,  на которой в процессе участия в фестивалях появляются разные флажки, показатель выполненных ребятами различных заданий. В конце смены флажки каждой делегации складываются, и определяется победитель Фестиваля.

Команда (отряд, делегация), набравшая большее количество флажков считается победителем и получает призы и дипломы.

Рядом с Каруселью   планируется расположить информационные листы, на которых будут представлены маршрутные листы с заданиями для делегаций, режим работы лагеря, план на день, списки, а так же доска

 « Доброй славы » где будут сфотографированы лучшие участники Фестиваля.

 Самоуправление лагеря

   Для организации самоуправления  в начале  смены проходит деловая игра, в результате которой избирается высший орган власти в лагере «Карусель».  Собрание – совет лагеря. Он координирует и контролирует работу всех отрядов, решает текущие вопросы.

На заседании проводится подведение итогов за день, в случае необходимости заслушивается отчет о жизнедеятельности отрядов, проходит подсчет заработанных баллов по следующей схеме:

        Начисление баллов:

-трудовой десант – 10 баллов максимально;

-подготовка и участие в мероприятии - 10 баллов максимально;

-1 место в любом мероприятии – 15 баллов;

-2 место – 10 баллов;

-3 место – 5 баллов.

Снятие баллов:

-опоздание на мероприятие – 5 баллов;

-оскорбление друг друга – 3 балла;

-опоздание – 1 балл;

Пресс-центр

Дежурные командиры

Группа «Физруки-здоровяки»

(физорги)

Группа «Айболит»

(санитары)

Бюро добрых услуг (трудовой сектор)

Творческая группа «Непоседы»      (досуг)

 Собрание

/совет лагеря/

Законы жителей:

  • Закон точного времени – закон «ноль - ноль».
  • Закон территории.
  • Закон доброго отношения.
  • Закон поднятой руки.
  • Закон дружбы и уважения.
  • Закон свободы слова.
  • Закон здорового образа жизни.
  • Закон взаимовыручки – закон рука об руку.


Заповеди жителей:

  • Делегация – одна семья.
  • Один за всех и все за одного.
  • Порядок, прежде всего.
  • Каждое дело вместе.
  • Все делай творчески, а иначе зачем?
  • Даже если трудно, доведи дело до конца.
  • Чистота – залог здоровья.

Выполнение всех Законов и Заповедей предполагает сделать жизнь в лагере интересной и насыщенной, приносящей радость себе и другим.

Отрядный «Огонёк»

Огонёк – особая форма общения, позволяющая каждому участнику высказаться, понять других, проанализировать ситуацию, раскрыть себя с необычной стороны, научиться понимать других людей, слушать и слышать.

Задача огонька – воспитывать у детей потребность в общении друг с другом,

поддержать, заинтересовать делами в отряде, привлечь к совместной деятельности.

Условия, необходимые для проведения огонька:

- участники удобно устроены в кругу;

- по - возможности – наличие живого огня (обычно в центре круга);

- важно создать необходимый эмоциональный настрой;

- поддержание доброй атмосферы;

В течение смены проводится диагностика, которая направлена на выявление степени удовлетворённости детьми от пребывания в лагере и изучение удовлетворённости педагогов собственной деятельностью в летнем лагере.

Механизм реализации программы

Подготовительный этап:
• родительские собрания по классам
• подбор кадров;
• разработка документации;
• комплектование отрядов;
• подготовка материально-технической базы ОУ;

Организационный этап:
• формирование и сплочение отрядов;
• подготовка к совместной деятельности.

Основной этап:
• реализация основных положений программы;
вовлечение детей в различные виды коллективно- творческих дел: совместная деятельность организаторов   и детей: дети реализуют свои творческие способности, помогают в проведении мероприятий;
• укрепление здоровья.

Заключительный этап:
• педагогический анализ результатов летнего отдыха;
• анкетирование детей, родителей;
• сбор информации.

Условия реализации программы.

Для успешной реализации программы необходимо выполнение ряда условий:

  1. Четкое представление целей и постановка задач.
  2. Конкретное планирование деятельности.
  3. Кадровое обеспечение программы.
  4. Методическое обеспечение программы.
  5. Педагогические условия.
  6. Выполнение принципов программы:
  • педагогического профессионализма
  • уважения личности ребенка
  • сотрудничества, сотворчества, содружества
  • поддержки детских инициатив и творчества
  • самоуправления детского коллектива
  • индивидуального подхода и коллективного творчества
  • позитивного решения конфликтных ситуаций
  1. Должностные инструкции всех участников процесса
  2. Материально – техническое обеспечение программы.

Методическое обеспечение.

  1. Наличие программы лагеря, планов работы отрядов, плана – сетки.
  2. Проведение совещания - круглого стола для всех работающих в течение лагерной смены для ознакомления с содержанием программы.
  3. Подбор методических разработок в соответствии с планом работы.
  4. Проведение ежедневных планерок.
  5. Разработка системы отслеживания результатов и подведения итогов.
  6. Должностные инструкции всех участников процесса.


Педагогические условия.

  1. Отбор педагогических средств с учетом возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих успешной самореализации детей.
  2. Организация различных видов деятельности.
  3. Добровольность включения детей в организацию жизни лагеря.
  4. Создания ситуации успеха.
  5. Систематическое информирование о результатах прожитого дня.
  6. Организация различных видов стимулирования.


Кадры программы.

В соответствии со штатным расписанием в реализации программы участвуют:


1.Начальник лагеря

2.Старший вожатый

3.Воспитатели

4.Медицинский работник

5.Преподаватели физической культуры и тренер

6..Работники пищеблока

7.  Обслуживающий персонал

Подбор начальника лагеря, воспитателей, старшего вожатого проводит администрация школы.

ФИО

Должность

Кошман О.И.

начальник лагеря

Баталова А.В.

фельдшер

Бондарь Л.В.

воспитатель

Галкин А.М.

руководитель ФК  

Голубенко И.В.

воспитатель

Вострикова Н.В.

воспитатель

Бражникова Ю.В.

воспитатель

 Колупаева К.С.

воспитатель

Соловьёва Т.М.

воспитатель


Начальник  лагеря определяет функциональные обязанности персонала, руководит всей работой лагеря и несёт ответственность за состояние воспитательной, хозяйственной и финансовой работы, соблюдение распорядка дня, трудового законодательства, обеспечение здоровья и жизни воспитанников, планирует, организует и контролирует все направления деятельности лагеря, отвечает за качество и эффективность.

Старший вожатый проводит воспитательную работу согласно программе лагеря и плана работы, организует активный отдых детей, несёт ответственность за жизнь и здоровье воспитанников, следит за выполнением программы лагерной смены.

Воспитатели организуют воспитательную деятельность согласно плану работы лагеря,  создают условия отвечают за жизнь и безопасность детей.

Преподаватели физической культуры и тренеры организуют проведение спортивно-массовых мероприятий в лагере, отвечают за жизнь и безопасность детей.

Медицинский работник осуществляет периодический контроль за санитарным состоянием лагеря, оказывает помощь в проведении спортивных мероприятий, проводит мониторинг здоровья детей.

Обязанности малого обслуживающего персонала определяются начальником лагеря.

Начальник и педагогический коллектив отвечают за соблюдение правил техники безопасности, выполнение мероприятий по охране жизни и здоровья воспитанников во время организации всей лагерной смены.

Материально- техническое обеспечение программы.

  • Кабинеты - классные кабинеты, оборудованные столами и стульями;
  • Спортивный зал - для занятий спортом, спортивных мероприятий, проведение линеек (на случай плохой погоды), наличие спортивного инвентаря;
  • Государственная символика Российской Федерации: герб, гимн, флаг. Символика потребуется для визуального ознакомления;
  • Холл  – для проведения праздничных мероприятий и концертов, постановка спектаклей, работа детской творческой мастерской, наличие бутафории и реквизита для театральных игровых программ, фонограммы и тексты песен:
    Киностудия - мультимедийный проектор с проекционным экраном, видео и музыкальная аппаратура, художественные и мультипликационные фильмы различной тематики;
  •  Библиотека- литература для педагогов и детей лагеря, тематические стенды;
  • Спортивная площадка-проведение зарядки, линеек, общелагерных  игр на воздухе, спартакиад, спортивных состязаний;
  • Школьная столовая- завтрак, обед
  • Школьный двор - отрядные дела, игры-путешествия
  • Комнаты гигиены- туалеты, гардероб
  • Комната организаторов досуга - творческая мастерская вожатых, воспитателей

Мероприятия по реализации программы лагеря «Карусель»

№ п/п

Мероприятие

Сроки

Ответственные

1.

Обсуждение проблем занятости детей и подростков в каникулярное время:

  1. совещание при директоре школы
  2. собрание методических объединений классных руководителей.
  3. совещание ответственных за организацию занятости учащихся в каникулярное время

Апрель

Директор, педагог - организатор

2.

Определение направлений и форм организации каникулярного времени.

Апрель

Директор, педагог - организатор

3.

Диагностика.

Учет мнений и запросов родителей.

Учет пожеланий учащихся по организации каникулярного времени.

Составление карты занятости учащихся в каникулярное время.

Определение уровня адаптации детей к условиям жизнедеятельности лагеря.

 

Апрель

апрель

апрель

Май

 

 

Начальник лагеря

Начальник лагеря

Начальник лагеря

Начальник лагеря

4.

Кадровое обеспечение.

Подбор кадров для организации каникулярного времени школьников.

Консультации, индивидуальная работа с педагогическим коллективом по вопросам содержания программы и деятельности лагеря.

 

Проведение производственных совещаний по видам инструктажа.

Апрель

апрель

май

Директор  школы

Начальник лагеря

Начальник лагеря

 

5.

Организация оздоровительного лагеря.

Комплектование отрядов

 

Оформление лагерной смены.

Подготовка к сдаче приемной комиссии.

Организация питания в   оздоровительном лагере.

Май

Начальник лагеря

воспитатели

6.

Проведение  смены

Июнь

Начальник лагеря, педагогический коллектив лагеря

Система контроля за реализацией программы

№ п/п

Мероприятие

Срок проведения

Ответственные

1.

Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря.

Апрель

Начальник лагеря

2.

Анкетирование детей в организационный период с целью выявлениях их интересов, мотивов пребывания в лагере.

1 день смены

 Отрядные воспитатели

3.

Ежедневное отслеживание настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями.

В течение смены

Начальник лагеря,  отрядные воспитатели

4.

Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий.

Последний день смены

Отрядные воспитатели

Ожидаемые  результаты  программы.

При активном участии детей и взрослых в ходе реализации программы предполагается:

  • Успешность детей в различных мероприятиях повысит социальную активность. Даст уверенность в своих силах и талантах.
  • При хорошей организации питания, медицинского наблюдения и правильно организованным спортивным мероприятиям предполагается оздоровить детей и своевременно обратить внимание на проблемы со здоровьем, если они существуют.
  • Осуществление экскурсий, походов,  помогут детям в обретении новых знаний о родном крае и научат их бережно и с любовью относиться к своей малой Родине и культурному её наследию.
  • Формирование толерантного отношения друг к другу, укрепление дружбы между детьми разных возрастов и национальностей
  • Оформление наглядных стендов об итогах участия детей в игре «Карусель».
  • Оформление почётной доски «Доброй славы» по результатам побед на фестивалях
  • Информирование  о мероприятиях  через газету «Сельский труженик»  и  школьный сайт.


 Список литературы

1. Афанасьев С.П., Коморин С.В. Сто отрядных дел. – Кострома: МЦ «Вариант», 2000.

2. Гурбина Е.А. Летний оздоровительный лагерь. Нормативно-правовая база». – Волгоград, 2006.

3. Елисов А.В. Притчи на каждый урок (Дорогами мудрости). – Нижний Новгород: Поволжье, 2009.

4. Кулаченко М.П. Учебник для  вожатого.– Ростов на Дону: Феникс, 2008.

5. Леонидова Б.Л. Всё начинается с игры. – М.: ЦРСДОД, 2002.

6. Лобачева С.И. Организация досуговых, творческих и игровых мероприятий в летнем лагере. – Москва: ВАКО, 2007.

7. Маслов А.А. Педагогика каникул. // Обучение жизненно важным навыкам в школе / Под редакцией Н.П. Майоровой. – Омск, 2006.

8. Маслов А.А. Школа подготовки вожатых. – Омск, 2006.

9. Позывные лета: Калейдоскоп летнего отдыха детей. /Под ред. Макаренко И.В./ - М.: Илекса, Ставрополь: Сервисшкола, 2000.

10. Титов С.В. Ура, каникулы. – М., 2001.

Нормативно-правовая база:

1. Конвенция ООН «О правах ребенка».

2. Конституция РФ.

3. Закон РФ «Об образовании».

4. Трудовой кодекс РФ.

5. Гражданский кодекс РФ.

6. Закон РФ «О защите прав ребенка».

7. Порядок и условия привлечения педагогических и других работников для работы в лагере.

8. Положение «О пришкольном лагере с дневным пребыванием детей».

9. Правила внутреннего распорядка.

10. Распорядок дня.

10. Номенклатура дел лагеря.

11. СанПиН 2.4.4.25.99-10 «Гигиенические требования к устройству, содержанию и организации режима в оздоровительных учреждениях стационарного типа (во время каникул)».

12. Требования к содержанию и оформлению образовательных программ дополнительного образования детей.

План работы

План – сетка пришкольного лагеря с дневным пребыванием детей «Карусель» 

Дата

Содержание

Место проведения

ответственный

1 день: Пт.

01.06

Организационный этап

Фестиваль «Здравствуй, лето!»

1.Орг. мероприятия по приёму и распределению детей по отрядам. Выборы в органы детского самоуправления.  Разучивание девиза, песен, знакомство с режимом.

2. Инструктаж по ТБ (противопожарная безопасность, поведение в лагере, безопасное пребывание в лагере, режим дня, санитарно-гигиенические требования, поведение в столовой, питьевой режим.)

 3. Оформление отрядных уголков

4. Открытие лагерной смены.

Игровая программа «Здравствуй, лето!», посвящённая Дню защиты детей.

5. Спортивный час. Игры на свежем воздухе.

Зал

ДК

Бондарь Л.В.

 Голубенко И.В.

ШевченкоИ.Н.

Рожкова А.И

Галкин А.М.

 

2 день: Сб.

02.06

Инструктаж по ТБ при проведении массовых мероприятий.

Коммуникативные игры на знакомство: «Снежный ком», «Назовись».

День сюрпризов «Вот потеха!»

Кружок «Сказка»

Бондарь Л.В.

Голубенко И.В.

Кошман О.И.

3 день: Пн.

04.06

Минутка здоровья «Солнце, Воздух и вода — наши верные друзья»

Праздник открытия летнего чтения «Трое из Простаквашино»

Участие в конкурсе «Стань звездой!»

Кружок «Петелька за петелькой»

Бондарь Л.В.

Голубенко И.В.

Яценко Т.А.

Яценко Т.А.

4 день: Вт.

05.06

Инструктаж по ТБ на игровой площадке при проведении спортивных мероприятий.

Игровая программа «Газетный бум»

Кружок «Весёлые нотки», фольклор

СДК

Бондарь Л.В.

Кошман О.И.

Шевченко И.Н.

Лушпа Ю.П.

Рожкова А.И.

5 день: Ср.

06.06

Минутка здоровья «Как ухаживать за зубами» Советы доктора Айболита

Игровая программа по сказкам А.С.Пушкина «В гостях у сказки»

Конкурс рисунков по сказкам А.С.Пушкина. Просмотр фильма-сказки

Кружок «Тестопластика»

Песни «Под баян»

Бондарь Л.В.

Голубенко И.В.

Яценко Т.А.

Мурзина Л.В.

Харченко Н.И.

6 день: Чт.

07.06

Инструктаж «У дорожных правил нет каникул»  (c приглашением инспектора Шкребнева О.Б.)

  Малая олимпиада. Первенство лагеря по различным видам спорта (чемпионы скакалки  …

 Фестиваль  Профессий 

Кружок «Учусь танцевать»,  корреспондент

 

Бондарь Л.В.

Кошман О.И.

Галкин А.М.

Шевченко И.Н.,  

7 день: Пт

08.06

Минутка здоровья « Закаливание»  

Град Чудес

Участие в шахматном турнире.

 

 

СДК

Бражникова Ю.В

Вострикова Н.В.

Шевченко И.Н.

 Галкин А.М.

.

 

8 день: Сб.

09.06

Фестиваль   Здоровья и безопасности

Профилактика употребления ПАВ, формирование культуры здоровья, знаний в области ЗОЖ. Показ презентации  «Нет вредным привычкам»

Спортивно-развлекательная программа «Бодрячки-здоровячки»

Конкурс рисунков на тему ПДД.

Кружок «Сказка»

Бражникова Ю.В

Вострикова Н.В.

Кошман О.И.

9  день: Пн.

11.06

Минутка здоровья «Солнечный ожог. Первая помощь при ожоге»  

Фестиваль «Россия –Родина моя»  

Участие в конкурсе стихов и песен о России (коллективное, групповое, индивидуальное).

Конкурс рисунков на асфальте.

Просмотр мультфильмов в ДК

Кружок «Петелька за петелькой»

Бражникова Ю.В

Вострикова Н.В.

Яценко Т.А.

10  день: Ср.

13.06

 Инструктаж « Подозрительные люди и предметы…» 

Игровая программа «Летние забавы и весёлая чехарда» (праздник воздушного шарика)

Кружок «Тестопластика»

Песни «Под баян»

СДК

Бражникова Ю.В

Вострикова Н.В.

Яценко Т.А.

Шевченко И.Н.

Мурзина Л.В.

Харченко Н.И.

11  день: Чт.

14.06

 Беседа «Осторожно, опасные растения!»

Конкурсная программа ««В гостях у гнома Этикета»

Конкурс «Ох,уж эта мода!»

Кружок «Учусь танцевать»

Бражникова Ю.В

Вострикова Н.В.

Шевченко И.Н.

12  день: Пт.

15.06

Минутка здоровья «Твой режим дня в каникулы»

Час шуток, потешек, веселья «Ералаш»

 

Кружок «Весёлые нотки», фольклор, корреспондент

Бражникова Ю.В

Вострикова Н.В.

Шевченко И.Н.

Яценко Т.А.

 Лушпа Ю.П., Рожкова А.И., Вострикова Н.В.

13  день: Сб.

16.06

 Фестиваль  Экологический 

Минутка здоровья «Свойства некоторых продуктов, овощей и фруктов».

  Бой Королю Мусора и Принцессе Замарашке (экологическая акция-митинг)

Игра-путешествие «Экологический калейдоскоп»

Кружок «Сказка»

Соловьёва Т.М.

Колупаева К.С.

Кошман О.И.

Кошман О.И.

14 день: Пн.

18.06

«Зеленая аптечка» первая помощь при укусах насекомых.

Фестиваль Добрых дел

«Приключение в стране доброты» игровая программа

Труд.десант «ЛиК»(лидер и его команда)

Представление сказки детям д/с «Берёзка» 

Кружок «Петелька за петелькой

Соловьёва Т.М.

Колупаева К.С.

Яценко Т.А.

15 день: Вт.

19.06

«Друзья Мойдодыра и наше здоровье»  

Спортивно-развлекательная программа «Позабавимся!»+ комический футбол

Кружок «Весёлые нотки», фольклор

Соловьёва Т.М.

Колупаева К.С.

Лушпа Ю.П., Рожкова А.И.

16 день: Ср.

20.06

Минутка здоровья «Путешествие в страну витаминию»  

«Самовар – душа России»

 

Кружок «Тестопластика»

Песни «Под баян»

СДК

Рожкова А.И.

Мурзина Л.В.

Харченко Н.И

17 день: Чт.

21.06

Беседа «Осторожно, водоем!»

Фестиваль Дружбы

Кружок «Учусь танцевать»

Соловьёва Т.М.

Колупаева К.С.

Кошман О.И.

совместно с СДК

18 день: Пт

22.06

  Беседа: «Огонь-друг или враг человеку?»  

Митинг «Мы помнить должны»

 Конкурс рисунков на асфальте «Пусть всегда будет солнце»

Торжественное закрытие лагеря

Кружок корреспондент

Соловьёва Т.М.

Колупаева К.С.

Кошман О.И.

Вострикова Н.В.

Анкета на начало смены

Мы снова вместе! Для того чтобы сделать жизнь в нашем лагере более интересной, мы просим тебя ответить на некоторые вопросы

Твои первые впечатления от лагеря?

Что ты ждешь от лагеря?

Есть ли у тебя идеи, как сделать жизнь в нашем лагере интересной и радостной для всех?

В каких делах ты хочешь участвовать?

Что тебе нравиться делать?

Хочешь ли ты чему-нибудь научиться или научить других?

Кто твои друзья в лагере? .................................................................................

Пожалуйста, закончи предложения (фразы):

Я пришел в лагерь, потому, что………………………………………………………….

Я не хочу, чтобы…………………………………………………………………….

Я хочу, чтобы………………………………………………………………………..

Я боюсь, что…………………………………………………………………………….

Пожалуйста, напиши также:

Имя…………………….. Фамилия………………………………


Близится к концу время нашей встречи. Подводя ее итоги, мы хотим задать тебе некоторые вопросы. Надеемся на помощь.

  1. Что ты ожидал (а) от лагеря?
  2. Что тебе понравилось в лагере?
  3. Что тебе не понравилось?
  4. Изменился (ась) ли ты как личность за время пребывания в лагере?
  5. Кто из ребят, с твоей точки зрения, изменился больше всего?
  6. Какие из мероприятий лагеря оказали наибольшее влияние на тебя? На всех?
  7. Было ли скучно в лагере?
  8. Было ли тебе страшно?
  9. Жалеешь ли ты о чем-то, что произошло за время пребывания в лагере? О чем?
  10. Что из того, что ты получи (а) в лагере, ты можешь использовать в своей повседневной жизни уже сейчас?
  11. Что бы ты хотел (а) пожелать себе?
  12. Что бы ты хотел (а) пожелать другим ребятам?
  13. Что бы ты хотел (а) пожелать педагогам?
  14. Самое важное событие в лагере? Было ли оно?
  15. Закончи предложения:

Я рад, что …………………………………………………………..

Мне жаль, что……………………………………………………...

Я надеюсь, что……………………………………………………...

Твоё имя, фамилия и автограф на память _______________

(промежуточное тестирование – в середине смены)

Детям предлагается прослушать утверждение и оценить степень согласия с их содержанием по следующей шкале:

4 – совершенно согласен

3 – согласен

2 – трудно сказать

1 – не согласен

0 – совершенно не согласен

1. Я жду наступления нового дня в лагере с радостью.

2. В детском лагере у меня обычно хорошее настроение.

3. У нас хорошие вожатые/воспитатели.

4. Ко всем взрослым в нашем лагере можно обратиться за советом и помощью в любое время.

5. У меня есть взрослый в нашем лагере, которому я особенно доверяю.

6. В отряде я всегда могу свободно высказывать своё мнение.

7. У меня есть любимые занятия в нашем лагере.

8. Когда смена закончится, я буду скучать по нашему лагерю.

Обработка полученных данных.

Показателем удовлетворённости детей (У) является частное от деления общей суммы баллов всех ответов на общее количество ответов.

У = общая сумма баллов / общее количество ответов

Если У больше 3, то можно констатировать высокую степень удовлетворённости, если же У больше 2, но меньше 3, то это свидетельствует о средней и низкой степени удовлетворённости детей жизнью в лагере.




 
Для эффективной работы в лагере активно используются:
1. Методика КТД.
Для воспитания детского коллектива на протяжении многих лет занимают особое место коллективно - трудовая деятельность и коллективно-творческие дела. Эта методика, технология, учитывающая психологию детей младшего школьного и подросткового возраста, дает каждому возможность сделать свой вклад в общее дело, приобрести навыки общения, научиться совместно выполнять задуманное, делить успех и ответственность с другими, узнать друг о друге много нового. Таким образом, идут два важных процесса одновременно: формирование и сплочение коллектива и формирование личности. У каждого, кто участвует в КТД, пробуждается творческий потенциал, возникают самые добрые чувства к своим товарищам.
Дело – это событие, любые действия, выполнение которых требует от ребенка заботу об окружающих людях, о коллективе, друг о друге.
Коллективное дело – событие (набор действий), осуществляемых посредством совместных усилий всех членов коллектива – воспитанников и воспитателей.
Коллективно-творческое дело (КТД) - событие, либо набор действий, предполагающий непрерывный поиск лучших решений, жизненно-важных задач и задумывается, планируется и реализуется, и оценивается сообща.
Виды КТД:
• Организаторские дела (метод взаимодействия)
• Общественно-политические дела (беседы, лекции)
• Познавательные дела (познавательные игры: ребёнок должен узнать, как можно больше об окружающем мире)
• Трудовые дела (способствуют развитию трудовых навыков)
• Художественные дела (творчество: рисование, оформление, создание спектакля)
• Спортивные дела (зарядки, веселые старты, эстафеты.)

2. Методика самоуправления
Развитие самоуправления в коллективе детей играет важную роль. С одной стороны, этот процесс обеспечивает их включенность в решение разных проблем, с другой, - формирует социальную активность, способствует развитию лидерства.
Детское самоуправление – форма организации функционирования коллектива, обеспечивающая развитие у детей самостоятельности в принятии и реализации решения для достижения поставленных целей.
Самоуправление развивается тогда, когда дети оказываются в ситуации выбора решения поставленной проблемы. Именно принятие решения является ключевым для формирования мотива группового действия. Самоуправление в лагере развивается практически во всех видах деятельности временного детского коллектива.

Мотивационное обеспечение программы
• Добровольность включения детей в разработку, подготовку общих дел, организацию жизни лагеря
• Сочетание индивидуального и коллективного включения детей в творческие, развивающие, интеллектуальные виды деятельности
• Информирование о результатах конкурсов, об условиях участия в том или ином деле
• Организация различных видов стимулирования детей, многообразие предлагаемых видов деятельности
• Учет возрастных и индивидуальных особенностей, способствующих обеспечению успешной самореализации ребенка
• Создание ситуации успеха в избранных ребенком видах деятельности, индивидуальное и публичное поощрение достигнутого

Психолого-педагогическое сопровождение.
Это процесс оказания своевременной педагогической и психологической помощи нуждающимся в ней детям, и система корректирующих воздействий на основе отслеживания изменений в процессе развития личности ребенка.

Функции психолого-педагогического сопровождения ребенка в условиях лагеря:
• Воспитательная – восстановление положительных качеств, позволяющих ребенку комфортно чувствовать себя в окружающее среде;
• Компенсаторная – формирование у ребенка стремления компенсировать имеющиеся недостатки усилением приложения сил в том виде деятельности, который он любит и в котором он может добиться успеха, реализовать свои возможности, способности в самоутверждении.
• Стимулирующая – направлена на активизацию положительной социально-полезной, предметно-практической деятельности ребенка;
• Корректирующая – связана с исправлением отрицательных качеств в личности и предполагает применение разнообразных методов и методик,
• Направленных на корректировку мотивационно-ценностных ориентаций и установок в общении и поведении.

Система контроля за реализацией программы
1. Опрос родителей на выявление пожеланий по организации деятельности детского лагеря. (май)
2. Анкетирование детей в организационный период с целью выявления их интересов, мотивов пребывания в лагере. (1 день смены)
3. Опрос с целью ежедневного отслеживания настроения детей, удовлетворенности проведенными мероприятиями. (В течение смены)
4. Анкетирование детей в конце смены, позволяющее выявить оправдание ожиданий. (Последний день смены)
5. Мониторинг адаптации детей к условиям отдыха в лагере.

В течение смены ведется ежедневная самооценка участников смены относительно эмоционального личного состояния, уровня развития коллектива.

Ожидаемые результаты
• Физическое и психологическое оздоровление детей.
• Приобретение детьми положительного опыта общения со сверстниками.
• Самореализация в творческой и познавательной деятельности.
• Развитие лидерских качеств и умений.
• Создание мотивации на познавательную деятельность.
• Расширение представлений детей о разнообразии направлений в искусства.

Каждый день ребята заполняют экран настроения, что позволяет организовать индивидуальную работу с детьми. Разработан механизм обратной связи.



Предварительный просмотр:

Ключ от лета

(сценарий открытия летнего пришкольного оздоровительного лагеря)

1.вожатая: Доброе утро, дорогие ребята и взрослые! Вот и настало долгожданное тёплое разноцветное лето. Ровно год прошёл с нашей последней встречи. Вы подросли, повзрослели!

2.вожатая: Как много прекрасных улыбок

                    Мы видим на лицах сейчас.

                    И нет здесь печальных ошибок –

                    Просто лето приглашает всех нас!

  1. Мы лагерь открываем

Для самых лучших благ.

И дружно поднимаем

Нашего «Солнечного круга» флаг.

Право поднять флаг пришкольного оздоровительного лагеря «Солнечный круг» предоставляется самым маленьким ребяткам, которые ещё только пойдут в 1 класс: Бондарь Л., Бережнову В., Недайводе Р., Парфёновой Н., Сафоновой К., Куликову С.

(Под гимн лагеря поднимают флаг)

(Звучит гимн России)

2.Слово предоставляется начальнику пришкольного оздоровительного лагеря……………….

1. Мы долго и трудно

Дорогу искали,

Но кто нам подскажет,

Куда мы попали?

  1. Быть может, в Австралию?
  1. В Африку, может?
  2. Наверно, неправильно шли. Кто нам поможет?

( Входит Красная шапочка и исполняет песню на мелодию «Песенка Красной шапочки»)

Если долго, долго, долго,

Если долго по дорожкам,

Если долго по тропинкам

Прыгать, ехать и бежать,

То, конечно, то, конечно,

То, наверно, верно, верно,

То, возможно, можно, можно,

Можно в лагерь к нам попасть!

       Припев: А-а-а в лагере деревья вот такой вышины!

                     А-а-а, в лагере площадки вот такой ширины!

                     А-а-а, вожатые и дети!

                     А-а-а, веселье, смех и ветер!

                     И-и-и все мои друзья!

                      Здесь все мои друзья!

Но если ты такой пугливый,

Если ты такой ленивый

И не хочешь веселиться,

В лагерь к нам не приходи!

Здесь ведь нужно быть весёлым,

Жизнерадостным, смышлёным,

Заводным, неугомонным,

Веселиться от души!

       Припев:

  1. Встанем все мы в тесный круг,

Не разнимем дружных рук.

Нам без дружбы жить нельзя,

Потому что мы – друзья!

  1. Ребята, я думаю, нас ждет много интересного. Ведь целых 18 дней мы будем все вместе.
  2. Что же мы будем делать?
  1. Во-первых, я зачитаю отряды. Их у нас получилось пять (зачитываю, кто в каком отряде)
  2. Во-вторых, я ознакомлю вас с режимом дня(зачитывается)

1. В-третьих, план мероприятий на неделю (зачитывается)

 Здесь открылся лагерь «Солнечный круг».

Нас встречает детский смех.

Подружиться всем нам нужно,

Чтобы был успех.

Пусть сияет солнцем лето,

Праздник будет у ребят.

Все мы дружбою согреты.

Походы, игры нас манят.

Только здесь ты с друзьями

Будешь весел и красив.

Песни пойте вместе с нами

На сказочный мотив.

Красная шапочка:

Вместе крикнули «Ура!»,

Чтоб запомнился вам лагерь,

Наша детвора!

       Лето я люблю, детей!

Вот специально принесла на праздник серебряный ключ от тёплого лета.

    2.Как здорово, что кто-то, когда-то

Решил детишкам радость подарить.

Для этого всего лишь надо

При школе летний лагерь открыть!

  1. Всем кажется, что так и надо!

Какой восторг, какой успех!

Приносит детям летний лагерь

Здоровье, радость, силы, смех!



Предварительный просмотр:

Сказочный марафон

Цели: активизация познавательного интереса; развитие внимания, памяти, мышления; создание условий для творческого самовыражения; развитие коммуникабельности

Оборудование: иллюстрации к сказкам, сказки для чтения, листы, ручки.

Ход мероприятия.

I тур «Вопросы с подвохом»

Каждым командам по-очереди задаются вопросы. За минуту должны дать ответ.

  1. Маша приговаривала: «Высоко сижу, далеко гляжу…»Куда она залезла?(Она сидела в коробе за спиной медведя)
  2. Чью дочку Морозко одарил приданым-старикову или старухину?(Старикову)
  3. Сколько козлят съел Волк в сказке «Волк и семеро козлят»?(Шесть. Седьмой спрятался )
  4. Сколько человек тянули репку?(Трое. Остальные животные)
  5. Золушкин башмачок простой или золотой?( Хрустальный)
  6. Что украл мальчик у Водяной?(Золотой гребень)
  7. Мальвина брюнетка или блондинка?(У нее голубые волосы)
  8. Что просил старик у Золотой рыбки , когда выловил в первый раз?(Ничего)

II тур «Узнай героя и сказку»

Ведущий читает слова сказочных героев. Команды должны узнать о каком герое идет речь и из какой сказки.

  1. «Я готова была выполнить любое желание .Ведь ее муж спас мне жизнь. Но я поняла: чем больше человеку даешь, тем больше ему хочется. Вот и остаются они потом у разбитого корыта…»
  2. «Я думал, что Былтыра тоже обману, убью щекотав. Не так-то было. Оказался, что он умный, находчивый, мудрый парен. Сейчас ничего не сделаешь, пальцы прищемлены…»
  3. «Всю жизнь боялась кошек. Сейчас она пришла: просит помощи, мурлычет. Я маленькая Мышка .Как я ей могу помочь? Но вижу, нужна моя помощь, не обманывает. Вышли в огород, действительно , все ждут меня…»
  4. «Выростила мама трех дочерей. Трудилась для них. Выросли, разъехались. Вот тогда я поняла, какими они выросли. Прибежала к старшей дочке, к средней – не спешат на помощь. Вот наказала и превратила их в паука и в лягушку. А младшая сразу прибежала, доброе у нее сердце. Вот и наградила ее…»
  5. «Мне приятно было на голове этой девочки. Она за мной ухаживает. Мне нравится вместе с ней путешествовать по лесу, ходить в гости к бабушке. Но вот беда: моя хозяйка очень доверчива. И из-за этого случаются неприятности…»
  6. «Кто просил этой Мышке выбегать в самый не подходящий момент. Да и хвост у нее! Не сравниться он ни с кулаком Деда, ни с кулаком Бабы. Лежало бы я сейчас на видном месте, все бы любовались…»
  7. «Моя беда- я всем говорю правду. Вы думаете, мне приятно жить с такой хозяйкой? То накричит, то бросит, то пригрозит, то поглаживает мою ручку. Ей приятно, когда я ее хвалю…»
  8. «Я думал в этом мире все добрые, как мои Дедушка и Бабушка. Когда убежал путешествовать, узнал, что в этом мире живут и злые, и хитрые, и жестокие..»

Ответы: 1.Золотая рыбка («Сказка о рыбаке и рыбке») 2.Шурале 3.Мышка («Репка») 4.Белка («Три дочери») 5.Красная Шапочка 6.Яйцо («Курочка Ряба») 7.Зеркальце («Сказка о мертвой царевне и семи богатырях») 8.Колобок.

III тур «Заморочки из бочки»

Играют капитаны. Каждому капитану быстро задаются вопросы. Время на обдумывание - 1-2 секунды. Кто больше даст ответов, тот победитель.

  1. Сестрица Иванушки.(Аленушка)
  2. Кто посадил репку.(Дед)
  3. Фрукт, которым отравили царевну.(Яблоко)
  4. Кто обманул Шурале?(Былтыр)
  5. В каком городе жил Незнайка.(В Цветочном)
  6. Любимая книга Буратино.(Азбука)
  7. Как звали невесту Пьеро.(Мальвина)
  8. Какое лакомство предпочитал Карлсон.(Варенье)
  9. Кто выгнал Лису из Заячьей избушки.(Петух)
  10. Способ передвижения Бабы-Яги.(Ступа)
  11. Гордость Марьи-красы.(Коса)
  12. Кто из обитателей болота стала женой царевича.(Лягушка)
  13. Сколько золотых яиц снесла Курочка Ряба.(Одно)
  14. Сколько друзей-гномов было у Белоснежки.(Семь)
  15. Куда летал Незнайка.(На Луну)
  16. Кто из героев русской народной сказки был хлебобулочным изделием.(Колобок)
  17. Как звали парня из сказки «Шурале».(Былтыр-Прошлый Год)
  18. У кого смерть была на конце иглы.(У Кощея)
  19. Сколько волчьих голов нашли Коза и Баран.(Две)
  20. Кто забыла на мостике золотую гребень.(Водяная)

IV тур «Путешествия»

Ведущий читает вопрос и на определенное время команда должна дать ответ: «На каком транспорте путешествовали?»

  1. Дядя Федор и его друзья в деревню Простоквашино из книги Э.Успенского «Дядя Федор, пес и кот»(На тракторе)
  2. Из деревни Кырлай в лес джигит Былтыр из сказки Г.Тукая «Шурале»(На телеге)
  3. В Африку Доктор Айболит и его друзья из книги К.Чуковского «Доктор Айболит»(На корабле)
  4. Из норы Крота в теплые края Дюймовочка из сказки Ганс-Хрестиан Андерсена «Дюймовочка»(На ласточке)
  5. Вокруг света капитан Врунгель,Лом и Фукс из мультфильма «Приключения капитана Врунгеля»(На яхте)
  6. За медом Винни-Пух из сказки А.Милна «Винни Пух и все…»(На воздушном шарике)

V тур «Сказочник»

Командам раздают листы и ручки. Одна команда придумает сказку с героями подводного мира, а вторая с героями лесного царства.

Жюри считает баллы. Команда набравшая больше всего баллов, считается победителем.