Мой лучший урок
1. Внеклассное чтение "Зимние посиделки" /нетрадиционная форма урока-праздника с участием родителей/
2. Технологическая карта урока русского языка
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 24.79 КБ |
![]() | 872.79 КБ |
Предварительный просмотр:
«Мой лучший урок» «Зимние посиделки»
«Зимние посиделки»
Оборудование и оформление:
- макет русской печи, ухваты, кухонная утварь, прялка, тканая дорожка, кровать в народном убранстве, народные платки с кистями, штора стол с самоваром, угощение;
- русские народные костюмы, расшитые рушники, салфетки, скатерть;
- музыкальный центр, ноутбук, мультимедиа;
- пословицы о доброте и гостеприимстве;
Подготовка праздника:
- изучение материалов о традиционных народных зимних праздниках;
- составление сценария, подбор музыкального сопровождения;
- сбор творческой группы, распределение ролей, обязанностей;
- репетиции;
- оформление зала.
Цель: приобщение детей к глубинному традиционному культурному и историческому наследию русского народа через практическое участие в праздничном действии
Задачи:
- учить правильному и выразительному чтению стихов, потешек, исполнению народных песен, обогащать словарный запас.
-способствовать формированию осознанного чувства патриотизма и гордости за историческое прошлое и настоящее своего народа через коллективное творчество;
- воспитывать уважение к традициям родной страны; развитие коммуникативной компетентности.
Ход урока.
Зал убран в русском народном стиле. В центре стоит русская печь, стол, накрытый скатертью, лавки, кровать в русском убранстве, прялка. На столе - самовар. Стены украшены платками с кистями, рушниками, вышитыми салфетками. Звучит народная музыка (наигрыши).
I. Оргмомент.
1-я ведущая: Добрый вечер,
Гости званые и желанные,
Люди в возрасте и молодые,
Женатые и холостые!
2-я ведущая:
Милости просим
На зимние посиделки!
Вместе:
Всех приглашаем!
Душевно встречаем!
1-я ведущая: Удобно ли вам, гости дорогие?
2-я ведущая: Всем ли видно?
1-я ведущая: Всем ли слышно?
2-я ведущая: Всем ли места хватило?
Хозяйка выносит каравай:
Дорогих гостей встречаем
Круглым пышным караваем.
Он на блюде расписном
С белоснежным рушником.
Каравай мы вам подносим,
Поклонясь отведать просим.
Каравай ставит на стол. Звучит фонограмма колокольного звона. Выходят ведущий учитель и ученик
Ведущий учитель:
Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.
Ученик:
Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.
- Актуализация знаний.
Ведущий учитель:
Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу. (слайд)
- Почему дети радуются снегу?
- Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?
- Какую работу выполняли женщины?
Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет. (слайды: занятия мужчин и женщин, детей в старину). Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.
В народном календаре зима — самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений.
- Какие же были развлечения? (слайды вечеринок) Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество.
- А знаете ли вы, какая из традиций сохранилась доныне? (дети исполняют колядки)
III.Ситуация интриги
Ведущий учитель: Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. А чем же они там занимались?! Давайте сейчас заглянем на огонек.
Зажигаются свечи Занавес открывается, девочка-хозяйка садится за прялку
IV. Вхождение в урок
Девочка-хозяйка:
Зимний вечер темен, долог,
Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.
Позову-ка я ребят на посиделки!
Эй, девчонки-девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!
Входят дети с угощением.
Дети.
В вашу избу светлую
Мы пришли с подарками.
Пирожки и калачи
Прямо только из печи. (подают ведущей)
Ведущий-учитель:
Проходите, гости дорогие, проходите. Милости просим. Проходите да усаживайтесь.
Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши. А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства.
- А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу — помогали все. (Раздается стук, шум за дверью)
Ведущий-учитель: Кто-то ещё к нам в гости пожаловал. Добрые гости всегда в пору!
Девочка выглядывает: Ах, тара, тара-ра-ра! Идут гости со двора!
Заходят родители, кланяются:
Родители: Здравствуйте хозяева, здравствуйте гости! Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!
Дети: Милости просим, гости дорогие! Усаживайтесь поудобнее, будьте как дома!
Ведущий-учитель: Молодцы, ребята, приятно видеть вас гостеприимными. А давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.
Дети и родители по очереди говорят пословицы
Ведущий-учитель: Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется». Почему так говорят? (Стук в дверь) Кажется, новые гости пожаловали.
Звучит русская народная музыка. Выходят скоморохи. Играют на ложках, бубнах.
Скоморохи:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости!
Дети: Милости просим! (кланяются)
Скоморохи: Мы развеселые потешники! У нас есть гусли, гудки и дудки, загадки и прибаутки, песни и пляски, игры и сказки!
1-й скоморох:
Зима бела нам с собой принесла:
Морозы трескучие, снега сыпучие,
Ветры завьюжные, метели дружные,
Масленку, колядку, день с куриную пятку!
2-й скоморох:
Заводи, честной народ,
Развеселый хоровод! (Хоровод «Мак-маковистый», русская народная песня).
- А ещё я предлагаю вам игру «Селезень и уточка»
Ведущий-учитель: Ах, гости дорогие, славно исхороводили, хозяюшку потешили. Хозяюшку потешили, а теперь и зимушку потешим. Потешим-похвалим. После Николиного дня зимушку нахваливают. Чтоб денек был ясный да морозный. Чтобы снега пушистого зимушка не жалела. Чтобы кутала-берегла землицу-матушку к будущему урожаю.
Скоморох: А ну-ка, гости дорогие, ребятки удалые, помогите нам зимушку нахваливать. Кто знает пословицы, поговорки, загадки, потешки, стихи про зиму?
Проводится игра «Ведьмина метелка». Все присутствующие становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
Ведущий-учитель: Сколько загадок загадали и разгадали мы с вами! Ай да гости, ай да затейники!
Девочка:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей. Девочки поют частушки.
Скоморох:
А ну, мальчишки,
В круг вставайте
Да от девчонок не отставайте.
Мальчики поют частушки. Родители выходят на поддержку, исполняют частушки.
Ведущий-учитель: Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.
Девочка: А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.
Мальчик: Эй, девчоночки - беляночки, где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили, молоком умылися.
Девочка: – Это ещё что! Иду… Около меня свистит. Я туда – свистит, я сюда — свистит. Беда думаю… Влезла на берёзу. Сижу… Опять свистит! Ан это у меня в носу свистит!
Звучит народная музыка. Разыгрывается сценка «Уля и Филя».
Пляска «Ой, вы сени»
Ведущая проводит игру со зрителями «С кем приехал паровоз?»
2 скоморох: А теперь….
Отгадайте-ка, ребятки, мою трудную загадку!
Тетушка крутая,
Белая да седая,
В мешке стужу везет,
На землю холод трясет!
Сугробы наметает,
Ковром землю устилает. Когда такое бывает?
Ведущий-учитель: А мы вам песенку споем, вот и отгадка! Исполняется песня «Вдоль по улице метелица метёт» с танцем
Скоморох:
У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.
Игра «Растяпа» Вместе с родителями, гостями
V. Итог урока
Ведущий-учитель: Молодцы, детушки. Вы славно потрудились. А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.
Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают ? Приглашает всех присутствующих к столу.
Родители: Ну, что ж, друзья, пора прощаться,
Пора нам и домой сбираться.
Спасибо за хлеб, за соль.
За добрые посиделки.
VI.Рефлексия
Ведущий-учитель:
Не спешите расходиться
Нашим шуткам, прибауткам конец,
А конец – всему делу венец!
Коль понравилось у нас – хлопайте в ладоши,
Заскучал вдруг кто из вас – топните построже
Предварительный просмотр:
Русский язык
Технологическая карта
Учитель | Кошман О.И. | ||||||||
Учебный предмет | Русский язык | ||||||||
Автор учебника | учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. УМК «Школа России» | ||||||||
Класс | 2 класс | ||||||||
Тема урока | Правописание слов с безударным гласным звуком в корне | ||||||||
Кол-во учебных часов | 6 | ||||||||
Планируемые результаты | Предметные результаты | Личностные и метапредметные результаты | |||||||
- организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов; - развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки. | Личностные УУД: - внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком в школе; - ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей. Метапредметные: а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи. б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой, словарём; умение сравнивать, делать выводы; в) коммуникативные: умение работать в парах, группах, вести диалог. | ||||||||
Основной тезаурус уроков | Однокоренные слова, корень, ударение, безударная гласная | ||||||||
Межпредметные связи | Формы работы | Ресурсы | |||||||
Литературное чтение, окружающий мир | фронтальная работа; работа в группах; работа в парах; индивидуальная работа. | Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2016,. раздаточный материал (карточки), Смайлики, Незнайка, Мальвина, проектор, компьютер | |||||||
I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха | |||||||||
Цель: создать позитивное настроение, эмоциональный настрой. | 1. Приветствие и психологический настрой. Игровой момент «Поделись позитивом»: -Каждый из вас сможет проявить смекалку, знания и, если будет необходимо, оказать помощь своим товарищам. Улыбнитесь друг другу и пожелайте добра и успехов. | ||||||||
II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи | |||||||||
Последовательность изучения | Обучающие и развивающие задания | Диагностические задания, результаты деятельности учеников | |||||||
1. Актуализация знаний учащихся | |||||||||
Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач | 1.М/ч : Начнём, как обычно, с чистописания. Отгадайте, какую букву будем писать: Рак - речной усатый рак. - Подчеркните три самых красивых и правильно написанных буквы, оцените на полях -Охарактеризуйте звук – р 2. Побуждающий от проблемной ситуации диалог: логическая игра «Лишнее слово» (словарная работа) - Мальвина и Незнайка выполняли одно задание, прочтите: Мальвина: «Родина, рисунок, осина, берёза, лесник» Незнайка: «Родина, рисунок, осина, берёза, лисник» - Что заметили? Что вас удивило? А почему? - Какое слово лишнее? Докажите. Запишите только словарные слова по памяти -Какое правило не знает Незнайка? - Предположите тему урока. Подводящий диалог к цели урока: - Что надо знать Незнайке, чтобы грамотно писать? -Какие цели поставим перед собой? Обобщение: В течение урока мы ответим на вопросы : Что надо проверять? Ваши предположения. Где надо проверять? Как надо проверять? Чем надо проверять? | Отгадывают букву «Р», прописывают в тетрадях после показа учителя Оценивают: !, +, - Замечают разное написание Отмечают, что все словарные слова, а одно с проверяемой гласной. Взаимопроверка слов в парах. Незнайка не знает правописание б/г Называют тему. Дают ответы на вопросы (гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции) (Надо проверять в корне слова.) (Надо подобрать однокоренные проверочные слова.) (Безударная гласная проверяется ударением.) | |||||||
III этап. Организация и самоорганизация познавательной деятельности обучающихся | |||||||||
Урочная деятельность | |||||||||
Цель: формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова; | 3. Работа в группах: Восстановите рассыпанный алгоритм проверки б/г - Каким способом можно проверить б/г 4.Фронтальная работа -Помогите Незнайке проверить слово, в написании которого он допустил ошибку. Составьте предложение с этим словом и подчеркните грамматическую основу. 5. Физминутка -Появились ещё слова на слайде (гр.бы, с.сна, з.ма, сн.жинка). А можете вы их проверить? 6. Работа в парах. Алгоритм поможет вам выполнить следующее задание. - Выберите ту карточку, задание которой вам по силе:1) найти и выписать из текста слова с б/г 2) Вставь буквы, соедини с проверочным словом. Проверка по слайду. Оцени себя | (проверка слайд) Алгоритм: Прочитай слово. Поставь ударение. Выдели корень. Определи безударную гласную. Подбери проверочное слово. ( проверяют по слайду) Изменить форму слова, подобрать однокоренные слова (один у доски, все в тетради, объясняя по алгоритму) Записывают с доской У кого затруднения с доской, остальные –самостоятельно (организуются случайные пары по выбранным карточкам) Самостоятельная работа, проверка по слайду и оценивание на полях | |||||||
Внеурочная деятельность | |||||||||
Цель: принимать и осваивать предложенные социальные роли; умение действовать по плану и планировать свою деятельность; | 7. Применение знаний в новой ситуации. Игра «Почта» - Вы – почтальоны. Ваша задача: безошибочно доставить «письма (слова на полосках с пропущенной б/г) по адресу (в кармашек с гласной, которую нужно вставить в слово) | Работают на индивидуальных карточках | |||||||
IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности | |||||||||
Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями | 8. Подведение итога. Рефлексия -Вернемся к цели нашего урока. Как вы думаете, научился Незнайка проверять б/г? А вы? Приём «Волшебный микрофон» -Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения на слайде:
- Что посоветуете Незнайке? -А понравилось ли гостям на уроке? А вам? Если вам все понятно и понравилось на уроке, то подарите Мальвине и Незнайке весёлого смайлика, если испытываете затруднения –грустного. Спасибо за работу. Оценки с комментированием + проверка игры «Почта» | Высказывают свои мнения Вывод: Чтобы грамотно писать, надо знать, как проверяется безударная гласная в корне слова (алгоритм.) |