Мой лучший урок

Кошман Ольга Ивановна

1. Внеклассное чтение "Зимние посиделки" /нетрадиционная форма урока-праздника с участием родителей/

2. Технологическая карта урока русского языка

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_luchshiy_urok.docx24.79 КБ
Файл russkiy_yazyk.docx872.79 КБ

Предварительный просмотр:

«Мой лучший урок»   «Зимние посиделки»

  «Зимние посиделки»  

Оборудование и оформление:

- макет русской печи, ухваты, кухонная утварь, прялка, тканая дорожка, кровать в народном убранстве, народные платки с кистями, штора стол с самоваром, угощение;

- русские народные костюмы, расшитые рушники, салфетки, скатерть;

- музыкальный центр, ноутбук, мультимедиа;

-  пословицы о доброте и гостеприимстве;

Подготовка праздника:

- изучение материалов о традиционных  народных зимних праздниках;

- составление сценария, подбор музыкального сопровождения;

- сбор творческой группы, распределение ролей, обязанностей;

- репетиции;

- оформление зала.

Цель: приобщение детей к глубинному традиционному культурному и историческому наследию русского народа через практическое участие в праздничном действии   

Задачи:

 - учить правильному и выразительному чтению стихов, потешек, исполнению народных песен, обогащать словарный запас.

-способствовать формированию осознанного чувства патриотизма и гордости за  историческое прошлое и настоящее своего народа через коллективное творчество;

 - воспитывать   уважение к традициям родной страны; развитие коммуникативной компетентности.

Ход   урока.

    Зал убран в русском народном стиле. В центре стоит русская печь, стол, накрытый скатертью, лавки, кровать в русском убранстве, прялка.  На столе - самовар. Стены украшены  платками с кистями, рушниками, вышитыми салфетками. Звучит народная музыка (наигрыши).

I. Оргмомент.

 1-я ведущая:    Добрый вечер,

                   Гости званые и желанные,

                   Люди  в возрасте  и молодые,

                   Женатые и холостые!

2-я  ведущая:

Милости просим

На зимние посиделки!

 Вместе: 

Всех приглашаем!

Душевно встречаем!

 1-я ведущая: Удобно ли вам, гости дорогие?

2-я ведущая: Всем ли видно?

1-я ведущая: Всем ли слышно?

 2-я ведущая: Всем ли места хватило?

 Хозяйка  выносит каравай:

Дорогих гостей встречаем

Круглым пышным караваем.

Он на блюде расписном

С белоснежным рушником.

Каравай мы вам подносим,

Поклонясь отведать просим.

Каравай ставит на стол.    Звучит фонограмма колокольного звона. Выходят ведущий учитель и ученик
  Ведущий учитель:

Чем дальше в будущее смотрим,
Тем больше прошлым дорожим,
И в старом красоту находим,
Хоть новому принадлежим.

Ученик:

Россия-мать! Тебе хвала!
В веках ты видела немало,
Когда б ты говорить могла,
То многое бы рассказала.

  1. Актуализация знаний.

 Ведущий учитель:
Какие замечательные слова! Вот и мы с вами сейчас поговорим о том, как жили люди в старину, чем занимались. День становится все короче и короче, и вот, наконец, «сама идет волшебница-зима». Снег все больше укрывает землю, появляются первые сугробы. Дети очень рады снегу. (слайд)
- Почему дети радуются снегу?
- Какую работу выполняли зимой мужчины в деревне?
- Какую работу выполняли женщины?
Да, зимой торопиться некуда, погода не подгоняет.  (слайды: занятия мужчин и женщин, детей в старину).  Мужчины возили с поля сено, возили дрова из леса, кололи их, носили воду, кормили животных, расчищали дорожки от снега, плели лапти, подшивали валенки, столярничали. Женщины трепали лен, пряли, вязали, вышивали, занимались рукоделием, хозяйничали у печи.
В народном календаре зима — самое «богатое» праздниками время года. Когда урожай уже убран, наступает период развлечений.

- Какие же были развлечения?  (слайды вечеринок) Играли свадьбы, устраивали вечеринки, праздновали Новый год, Рождество.

- А знаете ли вы, какая из традиций сохранилась доныне? (дети исполняют колядки)

III.Ситуация интриги

 Ведущий учитель:  Вечерами в избах парни и девчата собирались на посиделки. А чем же они там занимались?! Давайте  сейчас заглянем на огонек.

Зажигаются свечи Занавес открывается,  девочка-хозяйка  садится за прялку  
IV. Вхождение в урок
Девочка-хозяйка:
 
Зимний вечер темен, долог,
Насчитаю сорок елок,
То носочек повяжу,
То немного попряду.
Позову-ка я ребят на посиделки!
Эй, девчонки-девчушки,
Веселушки, хохотушки!
Эй, мальчишки-молодцы,
Озорные удальцы,
Приходите поплясать,
Зимний вечер скоротать!

Входят дети с угощением.

Дети.

В вашу избу светлую

Мы пришли с подарками.

Пирожки и калачи

Прямо только из печи. (подают ведущей)

  Ведущий-учитель: 
Проходите, гости дорогие, проходите. Милости просим. Проходите да усаживайтесь.
 Ой, ребята, молодцы, как подарки хороши.  А сейчас сядем рядком да поговорим ладком. Раньше очень любили принимать гостей. И был такой старинный обычай, обычай гостеприимства.

- А скажите мне, детушки, что это за обычай, как принимали гостей? Если заходил запоздалый путник, его встречали с поклоном: «Милости просим!», усаживали к столу, угощали всем, что было в доме из еды. Если гость заходил во время ужина, то он, помолясь, говорил: «Хлеб, соль», а хозяин отвечал: «Добро пожаловать, хлеба-соли откушать». А еще, детушки, был добрый обычай, когда люди помогали друг другу. Если в дом приходила беда, люди не ждали, когда их попросят о помощи, они оказывались рядом в трудную минуту. Если кто-то строил избу — помогали все. (Раздается стук, шум за дверью)
   Ведущий-учитель:  Кто-то ещё к нам в гости пожаловал.  Добрые гости всегда в пору!

Девочка выглядывает: Ах, тара, тара-ра-ра! Идут  гости со двора!

Заходят родители, кланяются:

Родители: Здравствуйте хозяева, здравствуйте гости! Пришли мы песни петь, да плясать, да себя показать. Мир вашему дому!
 Дети:  Милости просим, гости дорогие! Усаживайтесь поудобнее, будьте как дома!
Ведущий-учитель:   Молодцы, ребята, приятно видеть вас гостеприимными. А  давайте вспомним пословицы о гостеприимстве хозяина и доброте.

Дети и родители по очереди говорят пословицы

 Ведущий-учитель: Запомните, дети, эти мудрые народные пословицы. Старайтесь быть такими же добрыми и гостеприимными. Ведь недаром пословица молвится: «Как аукнется, так и откликнется». Почему так говорят? (Стук в дверь)  Кажется, новые гости пожаловали.

Звучит русская народная музыка. Выходят скоморохи. Играют на ложках, бубнах.

Скоморохи:
Здравствуйте, ребята! Здравствуйте гости!

Дети:   Милости просим! (кланяются)

Скоморохи:  Мы развеселые потешники! У нас есть гусли, гудки и дудки, загадки и прибаутки, песни и пляски, игры и сказки!
1-й скоморох:
Зима бела нам с собой принесла:
Морозы трескучие, снега сыпучие,
Ветры завьюжные, метели дружные,
Масленку, колядку, день с куриную пятку!
2-й скоморох:
Заводи, честной народ,
Развеселый хоровод!   (
Хоровод «Мак-маковистый», русская народная  песня).

- А ещё я предлагаю вам игру «Селезень и уточка»  

 Ведущий-учитель: Ах, гости дорогие, славно исхороводили, хозяюшку потешили. Хозяюшку потешили, а теперь и зимушку потешим. Потешим-похвалим. После Николиного дня зимушку нахваливают. Чтоб денек был ясный да морозный. Чтобы снега пушистого зимушка не жалела. Чтобы кутала-берегла землицу-матушку к будущему урожаю.

Скоморох: А ну-ка, гости дорогие, ребятки удалые, помогите нам зимушку нахваливать. Кто знает пословицы, поговорки, загадки, потешки, стихи про зиму?   

Проводится игра «Ведьмина метелка».  Все присутствующие становятся в круг и передают веник, украшенный бантом, пока играет музыка. У кого после окончания музыки веник остался в руках, тому загадку про зиму загадывать.
 Ведущий-учитель:  Сколько загадок загадали и разгадали мы с вами! Ай да гости, ай да затейники!

Девочка:
Эй, девчонки-хохотушки,
Запевайте-ка частушки.
Запевайте поскорей,
Чтоб порадовать гостей.    
Девочки поют частушки.
 Скоморох:
А  ну, мальчишки,
В круг   вставайте
Да от девчонок не отставайте.

Мальчики  поют частушки.  Родители выходят на поддержку, исполняют частушки.

 Ведущий-учитель:  Ой, да молодцы, ребятушки, развеселили нас.

Девочка: А мы не только частушки знаем, но и шутки-прибаутки.

Мальчик: Эй, девчоночки - беляночки, где вы набелилися?
Девочки: Мы вчера коров доили, молоком умылися.

Девочка:  – Это ещё что! Иду… Около меня свистит. Я туда – свистит, я сюда — свистит. Беда думаю… Влезла  на берёзу. Сижу… Опять свистит! Ан это у меня в носу свистит!

Звучит народная музыка.  Разыгрывается сценка «Уля и Филя».  
Пляска «Ой, вы сени»

 Ведущая проводит игру со зрителями «С кем приехал паровоз?»

2 скоморох:  А теперь….
                        Отгадайте-ка, ребятки, мою трудную загадку!
                       Тетушка крутая,
                        Белая да седая,
                        В мешке стужу везет,
                       На землю холод трясет!
                      Сугробы наметает,
                       Ковром землю устилает. Когда такое бывает?

 Ведущий-учитель:  А мы вам песенку споем, вот и отгадка!   Исполняется песня «Вдоль по улице метелица метёт» с танцем

 Скоморох: 
У кого там хмурый вид,
Снова музыка звучит.
Собирайся, детвора,
Ждет вас русская игра.

Игра «Растяпа»    Вместе с родителями, гостями 

V. Итог урока

Ведущий-учитель:  Молодцы, детушки. Вы славно потрудились.  А вы знаете, что в старину очень любили чаевничать.
 Вот и мы с вами сейчас пригласим наших гостей к столу. Вспомните, дети, как гостеприимные хозяева приглашают ?  
Приглашает всех присутствующих к столу.  

 Родители: Ну, что ж, друзья, пора прощаться,

Пора нам  и домой сбираться.

Спасибо за хлеб, за соль.

За добрые посиделки.

VI.Рефлексия

Ведущий-учитель:

  Не спешите расходиться

 Нашим шуткам, прибауткам конец,

А конец – всему делу венец!

Коль понравилось у нас – хлопайте в ладоши,

Заскучал вдруг кто из вас – топните построже

 



Предварительный просмотр:

Русский язык

Технологическая карта

Учитель

 Кошман О.И.

Учебный предмет

Русский язык

Автор учебника

учебник Канакиной В.П., Горецкого В.Г. УМК «Школа России»

Класс

2 класс

Тема урока

Правописание слов с безударным гласным звуком в корне

Кол-во учебных часов

 6

Планируемые результаты

Предметные результаты

Личностные и метапредметные результаты

 

- организация деятельности по упражнению в выборе проверочных слов;

- развитие навыков самоанализа, контроля и самооценки.

Личностные УУД:

- внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к занятиям русским языком в школе;

- ориентация на понимание предложений и оценок учителя и товарищей.

Метапредметные:

а) регулятивные: умение определять и сохранять цель; принимать установленные правила в планировании и контроле; в сотрудничестве с учителем, классом находить разные способы решения учебной задачи.

б) познавательные: освоение способов работы с учебной книгой, словарём; умение сравнивать, делать выводы;

в) коммуникативные: умение работать в парах, группах, вести диалог.

Основной тезаурус уроков

Однокоренные слова, корень, ударение, безударная гласная

Межпредметные связи

Формы работы

Ресурсы

Литературное чтение, окружающий мир

фронтальная работа; работа в группах; работа в парах; индивидуальная работа.

Учебник В.П.Канакиной, В.Г.Горецкого «Русский язык» 2 класс, часть 1, М., - «Просвещение», 2016,. раздаточный материал (карточки), Смайлики, Незнайка, Мальвина, проектор, компьютер

I этап. Мотивация к деятельности: создание ситуации успеха

Цель: создать позитивное настроение, эмоциональный настрой.

 1. Приветствие и психологический настрой. Игровой момент «Поделись позитивом»:

 -Каждый из вас сможет проявить смекалку, знания и, если будет необходимо, оказать помощь своим товарищам. Улыбнитесь друг другу и пожелайте добра и успехов.

II этап. Учебно-познавательная деятельность. Постановка и решение учебной-практической задачи

Последовательность изучения

Обучающие и развивающие задания

Диагностические        задания,        результаты деятельности учеников

1. Актуализация знаний учащихся

Цель: создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач

1.М/ч :  Начнём, как обычно, с чистописания. Отгадайте, какую букву будем писать: Рак - речной усатый рак.
Учится он кое-как.
Не бери с него пример,
А запомни букву...

- Подчеркните три самых красивых и правильно написанных буквы, оцените на полях

-Охарактеризуйте звук – р

2. Побуждающий от проблемной ситуации диалог: логическая игра «Лишнее слово» (словарная работа)

- Мальвина и Незнайка выполняли одно задание, прочтите: Мальвина:  «Родина, рисунок, осина, берёза, лесник»

Незнайка: «Родина, рисунок, осина, берёза, лисник»

- Что заметили? Что вас удивило? А почему?

- Какое слово лишнее? Докажите. Запишите только словарные слова по памяти

-Какое правило не знает Незнайка?

- Предположите тему урока.

Подводящий диалог к цели урока:

- Что надо знать Незнайке, чтобы грамотно писать?

-Какие цели поставим перед собой?

Обобщение: В течение урока мы ответим на вопросы :                    Что надо проверять?  Ваши предположения.                                                                           Где надо проверять?  Как надо проверять? Чем надо проверять? 

 Отгадывают букву «Р», прописывают в тетрадях после показа учителя

Оценивают: !, +, -

Замечают разное написание

Отмечают, что все словарные слова, а одно с проверяемой гласной. Взаимопроверка слов в парах.

Незнайка не знает правописание б/г

Называют тему.

Дают ответы на вопросы

(гласные а, о, и, е, я – в слабой позиции) (Надо проверять в корне слова.)

(Надо подобрать однокоренные проверочные слова.) (Безударная гласная проверяется ударением.)

III этап. Организация и самоорганизация познавательной деятельности обучающихся

Урочная деятельность

Цель: формирование умения видеть и проверять безударные гласные звуки в корне слова;

3. Работа в группах:  Восстановите рассыпанный алгоритм проверки б/г

 - Каким способом можно проверить б/г

4.Фронтальная работа                                                                                   -Помогите Незнайке проверить слово, в написании которого он допустил ошибку. Составьте предложение с этим словом и подчеркните грамматическую основу.

5. Физминутка

-Появились ещё слова на слайде (гр.бы, с.сна, з.ма, сн.жинка). А можете вы их проверить?

6. Работа в парах. Алгоритм поможет вам выполнить следующее задание.                                                                                                       - Выберите ту карточку, задание которой вам по силе:1) найти и выписать из текста слова с б/г                                                                2) Вставь буквы, соедини с проверочным словом.  Проверка по слайду. Оцени себя

(проверка слайд) Алгоритм:                Прочитай слово.                                      Поставь ударение.                                    Выдели корень.                                           Определи безударную гласную.                     Подбери проверочное слово.

( проверяют по слайду)

Изменить форму слова, подобрать однокоренные слова

(один у доски, все в тетради, объясняя по алгоритму)

  Записывают с доской

У кого затруднения с доской, остальные –самостоятельно

(организуются случайные пары по выбранным карточкам)

Самостоятельная работа, проверка по слайду и оценивание на полях

Внеурочная деятельность

Цель: принимать и осваивать предложенные социальные роли; умение действовать по плану и планировать свою деятельность;

7. Применение знаний в новой ситуации. Игра «Почта»

- Вы – почтальоны. Ваша задача: безошибочно доставить «письма (слова на полосках с пропущенной б/г) по адресу (в кармашек с гласной, которую нужно вставить в слово)

Работают на индивидуальных карточках

IV этап. Этап рефлексии. Оценка результатов деятельности

Цель: выявление качества и уровня овладения знаниями

8. Подведение итога. Рефлексия                                                               -Вернемся к  цели  нашего урока. Как вы думаете, научился Незнайка проверять б/г? А вы?                                                             Приём «Волшебный микрофон»                                                                -Оцените итоги работы на уроке, дополняя предложения на слайде:

  • Мне удалось …
  •  Я могу похвалить себя за ...
  •  Я порадовался за …                                                                    
  • Свою работу оценю на …., т.к. ещё нужно…..

- Что посоветуете Незнайке?

-А понравилось ли гостям на уроке? А вам? Если вам все понятно и понравилось на уроке, то подарите Мальвине и Незнайке весёлого смайлика, если испытываете затруднения –грустного.

Спасибо за работу. Оценки с комментированием + проверка игры «Почта»

Высказывают свои мнения

Вывод: Чтобы грамотно писать, надо знать, как проверяется безударная гласная в корне слова (алгоритм.)