Рабочие программы по русскому языку

Кузьменок Ольга Сергеевна

На этой странице размещены рабочие программы по русскому языку (ФГОС).

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г. СУРАЖА  БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

7 КЛАСС

                                                   

         

                                             Разработана   учителем высшей категории

                                             Кузьменок Ольгой Сергеевной

                                                 

2017-2018 учебный год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по русскому языку для 7  класса составлена  в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937),  на основе Примерной  программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой  к учебнику по русскому языку для общеобразоват. организаций Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.Г. Нарушевича, О.Ф. Вакуровой.

     Рабочая программа рассчитана  на 170 часов (из расчёта 5 уроков в неделю).

УМК:

  1. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. Программа по русскому языку к учебнику 5 класса общеобразовательной школы  Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Русский язык. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л.М. Рыбченкова, О.М. Александрова, О.В. Загоровская, А.Г. Нарушевич, О.Ф. Вакурова]. – М.: Просвещение, 2017.
  3. Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 7 класс: учебное пособие для учащихся. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2017.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 7 классе являются:

- представление о русском языке как языке русского народа;

- понимание определяющей роли языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности, при получении образования;

- овладение всеми видами речевой деятельности;

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

 - по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 7 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

 - по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 7 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 7 классе; правильно строить и произносить предложения с причастными и деепричастными оборотами, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Содержание учебного предмета

Введение 

Русский язык в современном мире. Речь. Речевое общение. Речевой этикет. Функциональные разновидности языка.

Текст, его основная и дополнительная информация.

Повторение изученного в 5-6 классах

Морфология 

Система частей речи в русском языке

Причастие 

Понятие о причастии. Признаки глагола и прилагательного в причастии. Причастный оборот. Действительные и страдательные причастия. Полные и краткие формы причастий. Причастия настоящего и прошедшего времени. Образование причастий. Морфологический разбор причастия. Правописание суффиксов причастий. Правописание Н и НН в суффиксах причастий. Правописание НЕ с причастиями. Правописание НЕ с причастиями.

Деепричастие 

Понятие о деепричастии. Способы образования деепричастий. Деепричастный оборот. Морфологический разбор деепричастия. НЕ с деепричастиями.

Наречие 

Наречие как часть речи. Разряды наречий по значению. Степени сравнения наречий. Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями. Морфологический разбор наречия. Одна и две буквы Н в наречиях на –о(е). Буквы о и е после шипящих на конце наречий. Буквы о и а на конце наречий. Дефис между частями слова в наречиях. Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных. Мягкий знак после шипящих на конце наречий.

Предлог 

Предлог как часть речи. Предлог как часть речи. Предлоги простые и составные. Правописание предлогов. Правописание предлогов. Морфологический разбор предлога. 

Союз 

Союз как часть речи. Разряды союзов. Сочинительные союзы. Подчинительные союзы. Правописание союзов. Союзы и союзные слова. Союзы в простых и сложных предложениях. Морфологический разбор союза.

Частица 

Частица как часть речи. Разряды частиц. Правописание частиц. Правописание частицы не. Разграничение частиц не и ни.

Междометие 

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах

        

Тематическое планирование

№ п/п

Тема

Количество часов

Дата поведения

По плану

По факту

Введение (10 часов)

1.

Русский язык в современном мире

1

2.

Речь. Речевое общение 

1

3.

Речь. Речевое общение. 

Р.р. Анализ текстов

1

4.

Речевой этикет 

1

5.

Сочинение-рассуждение

6-7.

Функциональные разновидности языка

Р.р. Анализ текстов

2

8.

Текст, его основная и дополнительная информация

2

9.

Тезисы 

10.

Контрольная работа по теме «Анализ текста»

1

Повторение изученного в 5-6 классах (4 часа)

11.

Повторение изученного в 5-6 классах. Морфемика, словообразование, орфография

1

12.

Повторение изученного в 5-6 классах. Морфология, орфография

1

13.

Повторение изученного в 5-6 классах.

Синтаксис, пунктуация

1

14.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Повторение изученного в 5-6 классах»

1

Морфология

15.

Система частей речи в русском языке

1

Причастие  (33  часа)

16.

Понятие о причастии

1

17.

Признаки глагола и прилагательного у причастия

1

18-19.

Причастный оборот

2

20.

Действительные и страдательные причастия

1

21.

Р.р. Сжатое изложение

1

22.

Полные и краткие формы причастий

1

23.

Полные и краткие формы причастий.

Р.р. Анализ текста

1

24.

Причастия настоящего и прошедшего времени

1

25.

Образование действительных причастий настоящего времени

1

26.

Образование действительных причастий прошедшего времени

1

27.

Образование страдательных причастий настоящего времени

1

28.

Образование страдательных причастий прошедшего времени

1

29.

Роль причастия в тексте

1

30.

Р.р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

31.

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях

1

32.

Правописание гласных перед Н и НН в полных и кратких страдательных причастиях (практикум)

1

33.

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных

1

34.

Правописание Н и НН в полных страдательных причастиях и отглагольных прилагательных (практикум)

1

35.

Правописание Н и НН в кратких страдательных причастиях и кратких прилагательных

1

36.

Морфологический разбор причастий

1

37.

Употребление причастий

1

38.

Р.р. Комплексный анализ текста

1

39.

Правописание НЕ с причастиями

1

40.

Правописание НЕ с причастиями (практикум)

1

41-41.

Р.р. Подробное изложение по тексту

Е. Спасенберга (№139)

Р.р. Написание изложения

2

42.

Буквы Е и Ё после шипящих в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени

1

43.

Повторение изученного по теме «Причастие»

1

44.

Повторение изученного по теме «Причастие». Р.р. Анализ текста

1

45.

Тест по теме «Причастие»

1

46.

Контрольная работа по теме «Причастие»

1

47.

Анализ теста и контрольной работы

1

Деепричастие  (25 часов)

48.

Понятие о деепричастии

1

49.

Понятие о деепричастии.

Р.р. Анализ текста

1

50-51.

Деепричастный оборот

2

52-53.

Р.р. Тезисный план текста. Сочинение-рассуждение по тексту Ю. Дмитриева (№165)

Р.р. Написание сочинения-рассуждения

2

54.

Правописание НЕ с деепричастиями

1

55.

Правописание НЕ с деепричастиями.

Р.р. Анализ текста

1

56.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида

1

57.

Деепричастия совершенного и несовершенного вида. Употребление деепричастий

1

58-59.

Р.р. Сочинение-описание картины

Б. Кустодиева «Сирень»

Р.р. Написание сочинения

2

60.

Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-доказательство

1

61.

Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-объяснение

1

62.

Р.р. Рассуждение и его виды. Рассуждение-размышление

1

63.

Р.р. Сочинение-рассуждение

2

64.

Морфологический разбор деепричастия

1

65.

Морфологический разбор деепричастия

1

66.

Употребление деепричастий

1

67.

Повторение изученного по теме «Деепричастие»

1

68.

Повторение изученного по теме «Деепричастие». Р.р. Анализ текста

1

69.

Тест по теме «Деепричастие»

1

70.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Деепричастие»

1

71.

Анализ теста и контрольного диктанта

1

Наречие  (33 часа)

72.

Наречие как часть речи

1

73.

Слова категории состояния как часть речи

1

74.

Р.р. Рассказ по картине Н. Рачкова

«У калитки» (№ 203)

1

75-76.

Разряды наречий по значению

2

77.

Р.р. Сжатое изложение по тексту И. Петровой (№ 207)

1

78.

Степени сравнения наречий. Формы сравнительной степени

1

79.

Степени сравнения наречий. Формы превосходной степени

1

80.

Р.р. Комплексный анализ текста

1

81.

Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

82.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е)

1

83.

Слитное и раздельное написание НЕ с наречиями на –о (-е) (практикум)

1

84.

Морфологический разбор наречия

1

85.

Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е)

1

86.

Одна и две буквы Н в наречиях на –о(-е) (практикум)

1

87.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий

1

88.

Буквы о и е после шипящих на конце наречий (практикум)

1

89.

Буквы о и а на конце наречий

1

90.

Буквы о и а на конце наречий

Р.р. Анализ текста

1

91.

Дефис между частями слова в наречиях

1

92.

Дефис между частями слова в наречиях

(практикум)

1

93.

Дефис между частями слова в наречиях

Р.р. Анализ текста

1

94.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных

1

95.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных (практикум)

1

96.

Слитное и раздельное написание наречий, образованных от существительных и количественных числительных 

Р.р. Анализ текста

1

97.

Мягкий знак после шипящих на конце наречий

1

98-99.

Р.р. Сжатое изложение с творческим заданием по тексту В. Астафьева (№ 252)

Р.р. Написание изложение

2

100.

Повторение по теме «Наречие»

1

101.

Р.р. Комплексный анализ текста

1

102.

Тест по теме «Наречие»

1

103.

Контрольный диктант с грамматическим заданием  по теме «Наречие»

1

104.

Анализ теста и контрольного диктанта

1

Предлог (17 часов)

105.

Предлог как часть речи

1

106-107.

Предлоги производные и непроизводные

2

108-109.

Предлоги простые и составные

2

110.

Р.р. Деловые бумаги (заявление, объявление)

1

111-112.

Правописание предлогов

2

113.

Правописание предлогов (практикум)

1

114.

Самостоятельная работа по теме «Правописание предлогов»

1

115-116.

Употребление предлогов в речи (практикум)

2

117.

Морфологический разбор предлога

1

118.

Повторение по теме  «Предлог»

1

119.

Р.р. Комплексный анализ текста

1

120.

Контрольная работа по теме «Предлог»

1

121.

Анализ  контрольной работы

1

Союз (21 час)

122.

Союз как часть речи

1

123.

Разряды союзов. Сочинительные и подчинительные союзы

1

124.

Разряды союзов. Простые и составные союзы

1

125.

Сочинительные союзы

1

126.

Подчинительные союзы

1

127.

Сочинительные и подчинительные союзы (практикум)

1

128.

Правописание союзов

1

129.

Правописание союзов (практикум)

1

130.

Самостоятельная работа по теме «Правописание союзов»

1

131-132.

Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту А. Мигдала (№316)

Р.р. Написание сочинения-рассуждения

2

133.

Союзы и союзные слова

1

134.

Союзы и союзные слова (практикум)

1

135.

Союзы и союзные слова 

Р.р. Анализ текста

1

136-137.

Союзы в простых и сложных предложениях (практикум)

2

138.

Морфологический разбор союза

1

139.

Повторение по теме  «Союз»

1

140.

Р.р. Комплексный анализ текста

141.

Контрольная работа по теме «Союз»

1

142.

Анализ  контрольной работы

1

Частица (16 часов)

143.

Частица как часть речи

1

144.

Разряды частиц. Формообразующие частицы

1

145.

Разряды частиц. Смысловые частицы

1

146.

Правописание частиц

1

147.

Правописание частицы НЕ

1

148.

Правописание частицы НЕ с различными частями речи (практикум)

1

149.

Самостоятельная работа по теме «Правописание частицы НЕ». Р.р. Анализ текста

1

150.

Разграничение частиц не и ни

1

151.

Разграничение частиц не и ни (практикум)

1

152.

Самостоятельная работа по теме «Разграничение частиц не и ни»

1

153-154.

Р.р. Сочинение-рассуждение по тексту

Г. Андреева (№368)

Р.р. Написание сочинения-рассуждения

2

155.

Повторение  по теме «Частицы»

1

156.

Тест по теме «Частицы»

1

157.

Контрольный диктант по теме «Служебные части речи»

1

158.

Анализ теста и контрольного диктанта

1

Междометие (3 часа)

159.

Междометие как часть речи

1

160.

Морфологический разбор междометия

1

161.

Р.р. Междометия в художественной речи

1

Повторение и систематизация изученного в 5-7 классах (14 часов)

162.

Разделы науки о русском языке. Фонетика. Графика. Фонетический разбор слов

1

163.

Лексика и фразеология. Орфография

1

164.

Морфемика и словообразование. Орфография

1

165-166.

Морфология. Морфологический разбор слов

2

167.

Синтаксис. Синтаксический разбор словосочетаний и предложений

1

168.

Пунктуация. Пунктуационный разбор предложений

1

169.

Обобщающее повторение за курс 7 класса

1

170.

 Итоговый контрольный диктант с грамматическим заданием за  курс 7 класса

1

171.

Итоговое тестирование за курс 7 класса

1

172.

Анализ теста и контрольного диктанта

1

173-175.

Р.р. Комплексный анализ текста

(резерв)

3



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №3

Г. СУРАЖА  БРЯНСКОЙ  ОБЛАСТИ

        

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ

6 КЛАСС

                                                             

                                             Разработана   учителем высшей категории

                                             Кузьменок Ольгой Сергеевной

                                                 

2016-2017 учебный год

Пояснительная записка

      Рабочая программа по русскому языку для 6  класса составлена  в соответствии с положениями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения, Приказа Министерства образования и науки Российской Федерации от 31.12.2015 № 1577 «О внесении изменений в федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 декабря 2010 г. № 1897» (Зарегистрирован в Минюсте России 02.02.2016 № 40937),  на основе Примерной  программы основного общего образования по русскому языку и авторской программы по русскому языку Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой  к учебнику по русскому языку для общеобразоват. организаций Л. М. Рыбченковой, О. М. Александровой, О. В. Загоровской, А. Г. Нарушевича.

     Рабочая программа рассчитана  на 170 часов (из расчёта 5 уроков в неделю). Из них 35 на развитие речи.

УМК:

  1. Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова. Программа по русскому языку к учебнику 5 класса общеобразовательной школы  Л.М. Рыбченковой, О.М. Александровой, О.В. Загоровской, А.В. Глазкова, А.Г. Лисицына. – М.: Просвещение, 2012.
  2. Русский язык. 6 класс: учеб. для общеобразоват. организаций. В 2 ч. / [Л. М. Рыбченкова, О. М. Александрова, О. В. Загоровская, А. Г. Нарушевич]. – М.: Просвещение, 2016.
  3. Л.М. Рыбченкова, Т.Н. Роговик.  Русский язык. Рабочая тетрадь. 6 класс: учебное пособие для учащихся. В 2-х ч. - М.: Просвещение, 2016.

Планируемые результаты освоения предмета

Личностными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- понимание русского языка как одной из национально-культурных ценностей русского  народа;

- понимание определяющей роли родного языка в развитии интеллектуальных, творческих способностей и моральных качеств личности, его значения в процессе получения школьного образования;

- осознание эстетической ценности русского языка;

- уважительное отношение  к родному языку;

- потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры;

- стремление к речевому самосовершествованию;

- формирование достаточного объема словарного запаса и усвоенных грамматических средств для выражения мыслей и чувств в процессе речевого общения;

- формирование способности самооценки на основе наблюдения за собственной речью.

Метапредметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- овладение всеми видами речевой деятельности (адекватное понимание информации  устного и письменного сообщения; овладение разными видами чтения; формирование способности извлекать информацию из различных источников; овладение приемами отбора и систематизации материала на определенную тему; формирование умения вести самостоятельный поиск информации);

- применение приобретенных знаний, умений и навыков в повседневной жизни;

- способность использовать родной язык и как средство получения знаний по другим предметам;

- коммуникативно-целесообразное взаимодействие с окружающими людьми в процессе речевого общения;

- знакомство с национально-культурными нормами  речевого этикета.

Предметными результатами освоения программы по русскому языку в 6 классе являются:

- по орфоэпии: правильно произносить употребительные сложносокращенные слова; употребительные слова изученных частей речи; свободно пользоваться орфоэпическим словарем;

- по лексике и фразеологии: употреблять слова (термины, профессиональные, заимствованные и др.) в соответствии с их лексическим значением, с учетом условий и задач общения; избегать засорения речи иноязычными словами; толковать лексическое значение общеупотребительных слов и фразеологизмов; пользоваться различными видами словарей (синонимов, антонимов, иностранных слов, фразеологизмов);

- по морфемике и словообразованию: выделять морфемы на основе словообразовательного анализа (в словах сложной структуры); составлять словообразовательную цепочку слов, включающую 3—5 звеньев; различать морфологические способы образования изученных частей речи;

 - по морфологии: квалифицировать слово как часть речи; образовывать и употреблять формы изученных в 6 классе частей речи в соответствии с нормами литературного языка; определять грамматические признаки изученных частей речи (например, при решении орфографических задач);

 - по орфографии: характеризовать изученные орфограммы и объяснять написание слов; правильно писать слова, написание которых подчиняется правилам, изученным в 6 классе, а также слова с непроверяемыми орфограммами, написание которых отрабатывается в словарном порядке, свободно пользоваться орфографическим словарем;

- по синтаксису: определять синтаксическую роль частей речи, изученных в 6 классе; правильно строить и произносить предложения с однородными членами предложения, с обращениями, стилистически оправданно употреблять их в речи.

Содержание учебного предмета

        Содержание курса полностью соответствует Примерной программе основного общего образования по русскому языку. Выделяются три сквозные содержательные линии:

- содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции;

- содержание, обеспечивающее формирование культуроведческой компетенции.

        Названные содержательные линии неразрывно взаимосвязаны и интегрированы, что находит отражение в  тематическом планировании.

Содержание, обеспечивающее формирование коммуникативной компетенции

        Речь и речевое общение

  1. Речь и речевое общение.  Речевая  ситуация. Речь устная и письменная. Речь диалогическая и монологическая.
  2. Осознание основных особенностей устной и письменной речи; анализ образцов устной и письменной речи. Понимание коммуникативных целей и мотивов говорящего в разных ситуациях общения. Овладение нормами речевого поведения в ситуациях формального и неформального межличностного общения.

Речевая деятельность

  1. Виды речевой деятельности: чтение, аудирование (слушание), говорение, письмо.
  2. Овладение основными видами речевой деятельности. Адекватное понимание основной информации текста, воспринимаемого зрительно и на слух. Передача содержания прочитанного или прослушанного текста в сжатом или развернутом виде в соответствии с ситуацией общения. Овладение практическими умениями поискового, ознакомительного, изучающего чтения. Овладение различными видами аудирования. Изложение содержания прослушанного или прочитанного текста. Создание устных и письменных высказываний разной коммуникативной направленности с учетом целей и ситуации общения. Отбор и систематизация материла на определенную тему.

Текст

1.  Понятие текста, основные признаки текста. Тема, основная мысль текста. Микротема текста. Абзац как средство композиционно-стилистического членения текста. План текста как вид  переработки текста.

2.   Анализ текста с точки зрения его темы, основной мысли, структуры. Деление текста на смысловые части. Составление плана текста. Анализ языковых особенностей текста. Создание текстов различного типа. Соблюдение норм.

Содержание, обеспечивающее формирование языковой и лингвистической компетенции

Общие сведения о языке

  1. Язык. Языкознание. Представление о языке как знаковой системе, о лингвистике как науке.
  2. Осознание  роли языка в жизни человека, важности умения общаться..

        Фонетика и орфоэпия

  1. Фонетика как раздел лингвистики.

Звук как единица языка. Система гласных звуков. Система   согласных звуков. Изменение звуков в речевом потоке. Элементы фонетической транскрипции. Слог. Ударение.

Орфоэпия как раздел лингвистики. Основные правила нормативного произношения и ударения. Орфоэпический словарь.

  1. Совершенствование навыков различение ударных и безударных гласных, звонких и глухих, твердых и мягких согласных. Объяснение с помощью элементов транскрипции особенностей произношения и написания слов. Проведение фонетического разбора слова.

Нормативное произношение слов. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения орфоэпической правильности.

Применение фонетико-орфоэпических знаний и умений в собственной речевой практике. Использование орфоэпического словаря для овладения произносительной культурой.


Графика

  1. Графика как раздел лингвистики. Соотношение звука и буквы. Обозначение на письме твердости и мягкости согласного.  Способы обозначения [  j ].
  2. Совершенствование навыков сопоставления звукового и буквенного состава слова. Использование знания алфавита при поиске информации в словарях, справочниках, энциклопедиях, СМС-сообщениях.

Морфемика и словообразование

  1. Морфемика как раздел лингвистики. Морфема как минимальная значимая единица языка.

Словообразующие и формообразующие морфемы. Окончание как формообразующая морфема. Приставка, корень, суффикс как словообразующие морфемы.

Корень. Однокоренные слова. Чередование гласных и согласных в корнях слова.

Возможность исторических изменений в структуре слова.

Понятие об этимологии. Этимологический словарь.

Словообразование как раздел лингвистики.

Морфемный словарь

  1. Осмысление морфемы как значимой единицы языка. Осознание роли морфем в процессах формо- и словообразования.

Применение знаний по морфемике в практике правописания.
          Использование морфемного словаря при решении разнообразных учебных задач.

Лексикология и фразеология

  1. Лексикология как раздел лингвистики. Слово как единица языка. Лексическое значение слова.

Однозначные и  многозначные слова; прямое и переносное значения слова. Переносное значение слов как основа тропов.

Тематические группы слов. Толковые словари русского языка.

Синонимы. Антонимы. Омонимы. Паронимы. Словари русского языка.

Лексика русского языка с точки зрения сферы ее употребления. Общеупотребительные слова (нейтральная лексика).

Стилевые пласты лексики. Разные виды лексических словарей русского языка и их роль в овладении словарным богатством родного языка.

  1. Дифференциация лексики по типам лексического значения с точки зрения  экспрессивной окраски  и стилевой принадлежности.

Употребление лексических средств в соответствии со значением и ситуацией общения. Оценка своей и чужой речи с точки зрения точного, уместного и выразительного словоупотребления.

Проведение лексического разбора слов.

        Морфология

  1. Морфология как раздел грамматики.

Части речи как лексико-грамматические разряды слов. Система частей речи в русском языке.

Самостоятельные  части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические  признаки имени существительного, имени прилагательного, имени  числительного, местоимения, глагола, наречия.

Служебные  части речи. Общее грамматическое значение, морфологические и синтаксические  признаки предлогов и союзов.

  1. Распознавание частей речи по грамматическому значению, морфологическим признакам и синтаксической роли. Проведение морфологического разбора слов разных частей речи. Нормативное употребление форм слов различных частей речи.

Применение  морфологических знаний и умений в практике правописания.

        Синтаксис

  1. Синтаксис как раздел грамматики. Словосочетание и предложение как единицы синтаксиса.

Словосочетание  как синтаксическая единица.

Виды предложений по цели высказывания и эмоциональной окраске.  Грамматическая основа предложения, главные и второстепенные члены, способы их выражения.

Предложения осложненной структуры. Однородные члены предложения. Обращения.

Сложное предложение.

Способы передачи чужой речи.

  1. Проведение синтаксического разбора словосочетаний и предложений. Анализ разнообразных синтаксических конструкций и правильное употребление их в речи. Оценка собственной и чужой речи с точки зрения правильности, уместности и выразительности употребления синтаксических конструкций.

Применение синтаксических знаний  и умений в практике правописания.

        Правописание: орфография и пунктуация.

  1. Орфография как система правил правописания. Понятие орфограммы.

Правописание гласных и согласных в составе морфем. Правописание ъ и ь.

Слитные, раздельные и дефисные написания.

Употребление прописной и строчной буквы.

Перенос слов.

Орфографические словари и справочники.

Пунктуация как система правил правописания.

Знаки препинания и их функции.

Знаки препинания в конце предложения. Знаки препинания в простом неосложненном предложении.  Знаки препинания в простом осложненном предложении (при однородных членах предложения, при обращении). Знаки препинания при прямой речи.

  1. Формирование  орфографической и пунктуационной зоркости. Соблюдение орфографических и пунктуационных норм в письменной речи. Опора на фонетический, морфемный и морфологический анализ при выборе правильного написания. Опора на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении.

Использование орфографических словарей и справочников по правописанию для решения орфографических и пунктуационных проблем.

Тематическое планирование

Тема урока

Коли-чество часов

Дата по плану

Дата факт.

1.

Введение. Русский язык – государственный язык РФ и язык межнационального общения

(7)

1

2.

Понятие о функциональных разновидностях языка

1

3.

Р. р. Текст и его признаки

1

4.

Р. р. Текст и его признаки. Анализ текста

1

5-6.

Орфоэпические нормы

2

7.

Контрольный диктант за курс 5 класса

1

Морфемика, словообразование, орфография

(19)

8-9.

Состав слова

2

10-11.

Основные способы образования слов в русском языке

2

12-13.

Сложные и сложносокращённые слова

2

14.

Понятие об этимологии

1

15.

Морфемный и словообразовательный разборы

1

16.

Буквы о и а в корнях –гор-/-гар-

1

17.

Буквы о и а в корнях –зор-/-зар-

1

18.

Буквы о и а в корнях –раст-/-рос-

1

19-20.

Правописание приставок пре- и при-

2

21.

Р. р. Сочинение-рассуждение на лингвистическую тему

1

22.

Р. р. Написание сочинения

1

23.

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография»

1

24.

Повторение по теме «Морфемика, словообразование, орфография».

Р. р. Анализ текста

1

25.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме  «Морфемика, словообразование, орфография»

1

26.

Работа над ошибками диктанта

1

Лексикология, орфография. Культура речи

(30)

27.

Повторение изученного по теме «Лексикология» в 5 классе

1

28.

Р. р. Устный рассказ о народном промысле

1

29.

Метафора

1

30.

Лексические выразительные средства

1

31.

Лексические выразительные средства (практическая работа)

1

32.

Р. р. Подготовка материалов для сочинения-описания

1

33.

Р. р. Написание сочинений

1

34.

Чередование гласных в корнях –скак-/-скоч-

1

35.

Чередование гласных в корнях –равн-/-ровн-

1

36.

Чередование гласных в корнях –твар-/-твор-

1

37.

Исконно русские слова

1

38.

Исконно русские слова. Р. р. Анализ текста

1

39.

Заимствованные слова

1

40.

Слова с полногласными и неполногласными сочетаниями

1

41.

Лексика русского языка с точки зрения её активного употребления. Архаизмы, историзмы

1

42.

Лексика русского языка с точки зрения её активного употребления. Неологизмы

1

43.

Общеупотребительные слова. Диалектизмы

1

44.

Р. р. Сжатое изложение

1

45.

Р. р. Написание изложения

1

46.

Профессионализмы

1

47.

Жаргонизмы

1

48.

Стилистически нейтральная и книжная лексика

1

49.

Стилистические пласты лексики. Разговорная лексика

1

50-51.

Фразеологизмы. Источники фразеологизмов

2

52.

Фразеологизмы нейтральные и стилистически окрашенные

1

53.

Повторение по теме «Лексикология»

1

54.

Контрольная работа по теме «Лексикология»

1

55.

Защита проектов по теме «Моё любимое слово»

1

56.

Работа над ошибками

1

Грамматика

Морфология, орфография. Культура речи

(101)

57.

Части речи в русском языке

1

58-59.

Имя существительное как часть речи.

Р. р. Анализ текста. Стиль текста

2

60.

Разносклоняемые имена существительные

1

61.

Несклоняемые имена существительные

1

62.

Имена существительные общего рода

1

63.

Морфологический разбор имени существительного

1

64.

Словообразование имён существительных

1

65.

Сложносокращённые имена существительные

1

66.

Р. р. Сжатое изложение (по упр. 264)

1

67.

Правописание гласных в суффиксах имён существительных

1

68.

Повторение по теме «Имя существительное»

1

69.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя существительное»

1

70.

Тест по теме «Имя существительное». Работа над ошибками

1

71.

Имя прилагательное как часть речи

1

72.

Р. р. Особенности строения текста-описания (по упр. 286)

1

73.

Р. р. Описание картины Н. Е. Рачкова «Девочка с ягодами»

1

74-75.

Степени сравнения имён прилагательных. Сравнительная степень. Р. р. Анализ текста

2

76.

Степени сравнения имён прилагательных. Превосходная степень.

1

77.

Практическая работа по теме «Степени сравнения имён прилагательных»

1

78.

Р. р. Сжатое изложение (по упр. 304)

1

79.

Р. р. Написание изложения

1

80.

Разряды имён прилагательных по значению. Качественные прилагательные

1

81.

Относительные прилагательные

1

82.

Притяжательные прилагательные

1

83.

Р. р. Анализ текстов разных стилей (упр. 326)

1

84.

Проверочная работа по теме «Разряды имён прилагательных по значению».

1

85.

Морфологический разбор имени прилагательного

1

86.

Словообразование имён прилагательных. Буквы о и е после шипящих и ц в суффиксах прилагательных

1

87-88.

Одна и две буквы н в суффиксах имён прилагательных

2

89.

Р. р. Анализ текста (упр. 343)

1

90.

Правописание имён прилагательных с суффиксами  –к- и –ск-

1

91.

Словообразование имён прилагательных. Правописание сложных имён прилагательных

1

92.

Р. р. Описание признаков предметов и явлений окружающего мира

1

93.

Р. р. Сочинение-описание

1

94.

Повторение по теме «Имя прилагательное»

1

95.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Имя прилагательное»

1

96.

Тест по теме «Имя прилагательное». Работа над ошибками

1

97.

Имя числительное как часть речи

1

98.

Простые, сложные и составные числительные

1

99.

Количественные и порядковые числительные

1

100.

Р. р. Роль числительных в тексте (упр. 385) Рассказ о какой-либо знаменательной дате

1

101.

Склонение количественных числительных

1

102.

Склонение порядковых числительных

1

103.

Практическая работа по теме «Склонение числительных»

1

104.

Разряды количественных числительных.  Числительные, обозначающие целые числа

1

105.

Дробные числительные

1

106.

Собирательные числительные

1

107.

Р.р. Изложение с элементами сочинения на лингвистическую тему (упр.417)

1

108.

Синтаксическая роль числительных в предложении

1

109.

Морфологический разбор числительного

1

110.

Повторение по теме «Имя числительное»

1

111.

Контрольная работа по теме «Имя числительное»

1

112.

Работа над ошибками

1

113.

Местоимение как часть речи. Разряды местоимений

1

114.

Личные местоимения

1

115.

Р. р. Приёмы сжатия текста (упр. 437)

1

116.

Р. р. Сжатое изложение с творческим заданием (упр. 438)

1

117.

Возвратное местоимение себя

1

118.

Притяжательные местоимения

1

119.

Р. р. Описание картины Н. П. Богданова-Бельского «Виртуоз»

1

120.

Р. р. Написание сочинения по картине

1

121.

Указательные местоимения

1

122.

Определительные местоимения

1

123.

Р. р. Анализ текста. Логика текста

1

124-125.

Вопросительно-относительные местоимения

2

126-127.

Неопределённые местоимения

2

128.

Отрицательные местоимения

1

129.

Отрицательные местоимения. Р. р. Анализ текста

1

130.

Морфологический разбор местоимения

1

131.

Р. р. Описание картины А. Пластова «Жатва»

1

132.

Повторение по теме «Местоимения»

1

133.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Местоимение»

1

134.

Тест по теме «Местоимение». Работа над ошибками

1

135.

Глагол как часть речи. Повторение изученного в 5 классе

1

136.

Совершенный и несовершенный вид глагола

1

137.

Р. р. Анализ текста.

1

138.

Разноспрягаемые глаголы

1

139.

Переходные и непереходные глаголы

1

140.

Возвратные глаголы

1

141.

Наклонение глагола. Изъявительное наклонение

1

142.

Изъявительное наклонение.

 Р. р. Мини-сочинение на тему «Мой город»

1

143.

Условное наклонение

1

144.

Р. р. Сочинение-рассуждение на нравственную тему

1

145-146.

Повелительное наклонение

2

147.

Р. р. Создание текста-инструкции

1

148.

Употребление наклонений

1

149.

Безличные глаголы

1

150.

Безличные глаголы. Р. р. Анализ текста

1

151.

Морфологический разбор глагола

1

152.

Правописание гласных в суффиксах глагола

1

153.

Р. р. Рассказ о событии

1

154.

Р. р. Изложение с продолжением (упр. 575)

1

155.

Повторение по теме «Глагол»

1

156.

Контрольный диктант с грамматическим заданием по теме «Глагол»

1

157.

Тест по теме «Глагол». Работа над ошибками

1

Синтаксис, пунктуация, культура речи

(10)

158.

Основные единицы синтаксиса

1

159.

Простое предложение

1

160.

Р. р. Описание картины А. Куинджи «Берёзовая роща»

1

161.

Порядок слов в предложении

1

162.

Простое осложнённое предложение

1

163.

Р. р. Рассуждение

1

164.

Сложное предложение

1

165.

Синтаксический разбор простого и сложного предложения

1

166.

Повторение по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

1

167.

Контрольная работа по теме «Синтаксис, пунктуация, культура речи»

1

Обобщающее повторение за курс 6 класса

(3)

168.

Обобщающее повторение за курс 6 класса

1

169.

Итоговый контрольный диктант за курс 6 класса

1

170.

Работа над ошибками

1