Инновационный опыт

Происходящие сегодня изменения в нашем обществе,  средствах коммуникации (использование новых информационных технологий), повышение интереса к России требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, т.е. способности осуществлять иноязычное  межкультурное и межличностное общение с носителями языка.

Скачать:


Предварительный просмотр:

     

             Характеристика инновационного педагогического опыта

     

  1. Наименование опыта

«Развитие коммуникативных  УУД на уроках английского языка

 и во внеурочной деятельности»

  1. Условия возникновения и становления опыта

Происходящие  сегодня

изменения в нашем обществе,  средствах коммуникации (использование новых

информационных  технологий),  повышение  интереса  к  России  требуют

повышения  коммуникативной  компетенции  школьников,  т.е.  способности 

осуществлять  иноязычное    межкультурное  и  межличностное  общение  с

носителями  языка.  Кроме  того,  изучение  иностранного  языка  должно

обеспечить  приобщение учащихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее

осознание  культуры  своей  собственной  страны,  умение  представить  её

средствами иностранного языка, включение школьников  в диалог культур

Происходящие  сегодня

изменения в нашем обществе,  средствах коммуникации (использование новых

информационных  технологий),  повышение  интереса  к  России  требуют

повышения  коммуникативной  компетенции  школьников,  т.е.  способности 

осуществлять  иноязычное    межкультурное  и  межличностное  общение  с

носителями  языка.  Кроме  того,  изучение  иностранного  языка  должно

обеспечить  приобщение учащихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее

осознание  культуры  своей  собственной  страны,  умение  представить  её

средствами иностранного языка, включение школьников  в диалог культур

 На  рубеже 21 века произошел новый виток развития человеческого общества. Новыми нормами становятся жизнь в постоянно изменяющихся условиях, что требует умения решать постоянно возникающие новые, нестандартные проблемы; жизнь в условиях поликультурного общества, выдвигающая повышенные требования к коммуникационному взаимодействию и сотрудничеству, толерантности. “Развивающемуся обществу, - подчеркивается в “Концепции модернизации Российского образования”, - нужны современно образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения… прогнозируя их возможные последствия, отличаются мобильностью … способны к сотрудничеству… обладают чувством ответственности за судьбы страны, её социально – экономическое процветание”.

Происходящие сегодня изменения в нашем обществе,  средствах коммуникации (использование новых информационных технологий), повышение интереса к России требуют повышения коммуникативной компетенции школьников, т.е. способности осуществлять иноязычное  межкультурное и межличностное общение с носителями языка. Кроме того, изучение иностранного языка должно обеспечить  приобщение учащихся к культуре стран изучаемого языка, лучшее осознание культуры своей собственной страны, умение представить её средствами иностранного языка, включение школьников  в диалог культур.

Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности универсальных учебных действий, обеспечивающих компетенцию «научить учиться», а не только освоение обучающимися конкретных предметных знаний и навыков в рамках отдельных дисциплин.

Коммуникативные универсальные учебные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнера по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Таким образом,  Формирование коммуникативной компетентности учащихся – является одной из основных в процессе обучения иностранному языку.

       

  1. Актуальность и перспективность опыта

      Формирование коммуникативных умений у школьников – чрезвычайно актуальная проблема, так как степень сформированности данных умений влияет не только на результативность обучения детей, но и на процесс их социализации и развития личности в целом.

 Актуальность  определяется, прежде всего, интересом к проблеме личности и обусловлена поставленной «Концепцией модернизации российского образования на период до 2010 года» задачей формирования целостной системы универсальных знаний, умений, навыков, опыта самостоятельной деятельности и личной ответственности обучающихся, т.е.. ключевых компетенций. Актуальность данной темы обусловлена также потребностью общества и системы образования в формировании коммуникативных УУД учащихся, являющихся одной из основных составляющих умения учиться, начиная с младшего школьного возраста, что является требованием ФГОС.

Важными целями становится готовность к взаимодействию, сотрудничеству, развитие умения выступать в роли активного субъекта взаимодействия.

  1. Теоретическая основа опыта

       Теоретической основой является: концепция личностно-ориентированного образования (Е.В. Бондаревская), теоретические подходы к индивидуализации образовательного процесса (А.Н. Алексеев, Е.В. Бондаревская, В.И. Новиков, В.В Сериков, И.С. Якиманская), теория учебной деятельности (В.В. Давыдов, В.В. Репкин, Д.Б. Эльконин), исследования рефлексии в учебной деятельности учащихся (А.Б.Воронцов, В.В.Давыдов, А.К.Дусавицкий, Г.А.Цукерман), теоретические основы педагогики сотрудничества (Ш.А.Амонашвили, В.К.Дьяченко, Г.А.Цукерман), психологическая теория Л.С. Выготского о культурно-историческом развитии высших психических функций, деятельностный подход к исследованию психики (А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн), концепция поуровневого социального развития личности и теория социально одобряемой деятельности (Д.И. Фельдштейна), основные положения педагогической и возростной психологии (Д.Б. Эльконин, Л.И. Божович, Л.С. Выготский, В.С. Мухина), положение о сущности человека, его личностном развитии, духовном становлении в общении в культурно-ценностном пространстве (К.А. Абульханова-Славская, Б.Г. Ананьев, С.Л. Рубинштейн, В.И. Слободчиков, А.А. Ухтомский), концепция социализации учащихся через включение ребенка в систему социальных отношений (И.С. Кон, А.В. Мудрик).

                                   Коммуникативный подход в обучении

Формирование способности и готовности учащихся реализовывать универсальные учебные действия позволит повысить эффективность образовательно-воспитательного процесса в начальной школе. В результате изучения у выпускников сформированы личностные, регулятивные, познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия как основа умения учиться.

Коммуникативные УУД способствуют продуктивному взаимодействию и сотрудничеству со сверстниками и взрослыми. Учащиеся должны уметь слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга и уметь договариваться (работа в парах, группах). Для успешного решения коммуникативных задач учителю необходимо создавать на уроке благоприятный психологический  климат. Чем благоприятнее атмосфера на уроке, тем быстрее происходит формирование коммуникативных действий. Коммуникативные  УУД  формируются во всех видах речевой деятельности: говорение, аудирование,  письмо, чтение.

Поэтому каждый из нас должен осмыслить вопрос «как учить» и «с помощью чего учить» и ответить на него по-новому.

Коммуникативные действия в курсе изучения английского языка развиваются в ходе взаимодействия школьников с одноклассниками и с учителем для выполнения учебных задач, знакомством с правилами вежливого общения. Готовить учащегося к участию в процессе иноязычного общения нужно в условиях иноязычного общения, созданных в классе.

Важными технологиями при обучении коммуникативным УУД в школе являются:

  • технология интерактивного обучения;
  • информационно - коммуникационная технология обучения;
  • технология проблемного обучения;
  • метод проектов;
  • игровая технология

Коммуникативная направленность в обучении иностранному языку: упражнение на логическое заполнение пропусков; составление сюжетных рассказов по предложенной серии картинок; поиск ошибок в предложениях и текстах; составление текстов из предложенного набора предложений; выстраивание логических смысловых цепочек; игровые ситуации; заполнение анкет

Использование интерактивных технологий в работе учителя способствует повышению мотивации учащихся к обучению. На уроках используются интерактивные презентации по лексическим и грамматическим темам.

Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы. Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы не традиционным текстовым описанием, а с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных  средств. Применяются видео программы для учащихся. Этот материал используется на уроке при введении новой лексики. Отмечая все положительные стороны компьютеров, следует отметить, что никакие новейшие технологии не заменят живое слово учителя. Радость общения и творчества, радость учить и учиться – это могут дать друг другу только учитель и ученик.

Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, способствуя развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков.

Метод проектов способствует  повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии. Указанное становится возможным: через проживание «ситуации успеха» не на словах, а в деле почувствовать себя значимым, нужным, успешным, способным преодолевать различные проблемные ситуации. На уроках учащимся предлагается выполнить такие проекты, как закладка в виде руки, где они описывают своего любимого питомца; книга-алфавит, учащиеся самостоятельно подбирают слова, которые начинаются с определенной буквы; одень школьника, учащиеся 4 класса придумывают школьную форму для мальчиков и для девочек; напиши письмо зарубежному другу;  новогодняя открытка; иллюстрация к сказке и др.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть и мотив, и цель и результат. Включение учащихся в игровую  деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке, не вызывает скуки и утомления. Следует применяют  лексические, грамматические, фонетические игры. Можно выбрать формой  урока   - игра-путешествие. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся,  во-вторых, способствует  актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Использование различных видов наглядности - неотъемлемая составляющая уроков: игрушки, тематические картинки, плакаты, открытки, книжки, рисунки детей - вот, что затрагивает эмоции. Используется следующий прием введения лексики - ученик слово видит, слышит, произносит, читает, имитирует действие. Этот прием задействован при введении слов части тела, глаголы движения.

Во многих УМК представлен широкий спектр заданий, направленных на формирование коммуникативных УУД. В устной форме формирование коммуникативных УУД осуществляется в виде монолога и диалога посредством создания ситуаций для общения в пределах изучаемой тематики, важно создать на уроке коммуникативную потребность в использовании и выборе лексических единиц и речевых клише. Вот некоторые примеры: расскажи о любимом животном, о семье; познакомься с зарубежным другом, расскажи о себе; прослушай аудиозапись и ответь на вопросы; прочитай текст и закончи предложения по смыслу, сделай пересказ текста, ответь на вопросы по тексту. На уроках ребята учатся запрашивать и сообщать информацию. При изучении темы «Я и моя семья» ребята приносят фотографии членов своей семьи, рассказывают о себе и своей семье и задают друг другу вопросы.

        Так же особое внимание уделяется  тематике, связанной с нашей страной. Необходимо прививать любовь к своей стране посредством английского языка. Важно привитие любви к Родине - большой и малой - через иностранный язык, привлекать внимание детей на богатство нашей страны, известных людей России. Знакомство с реалиями англоговорящих стран начинается с первого урока. При этом не следует забывать о родной культуре, привлекая  ее элементы для  сравнения.

  1. Ведущая идея

          Главной  идеей коммуникативного подхода является коммуникативная направленность обучения. Язык в первую очередь служит средством общения. Поэтому изучение устаревших конструкций, сложных, редко используемых грамматических тем, специфической лексики отходит на второй план. Если ученик в процессе обучения постоянно вовлечён в реальные коммуникативные ситуации, он легко сможет применить свои знания на практике, руководствуясь внешними и внутренними побуждениями (покупка билетов на самолёт, заказ еды в ресторане, желание познакомиться).

Стоит отметить также исключительную роль преподавателя в процессе коммуникативного обучения. В отличие от традиционной школы, где весь урок строится на личности учителя, здесь главными участниками образовательного процесса являются ученики. Учитель лишь направляет, грамотно ставит задачи и контролирует процесс обучения. Многие дети в школах теряют уверенность в себе, потому что их постоянно исправляют, у них вырабатывается комплекс, и они начинают бояться говорить, особенно это касается учеников начальных классов. В случае с коммуникативным подходом резкое и постоянное прерывание высказывания ученика является неприемлемым. Но это не значит, что ошибки допускаются. Они обсуждаются после или в процессе высказывания, но так, чтобы не нарушать его целостности.

  1. Технология опыта

Формирование коммуникативных УУД является приоритетной целью в обучении английскому языку. Коммуникативные УУД - это социальная компетентность, коммуникативное взаимодействие, что наиболее эффективно развивается именно в рамках данного предмета. Формы работы по формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка:

1. Планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками - определение цели, функций участников, способов взаимодействия.

2. Постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации.

3. Разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация.

4. Управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка действий партнера. Формированию коммуникативных УУД на уроках английского языка способствует работа в группах и в парах. Она развивает общекультурные, нравственные, социальные компетенции учащихся. Дети обучаются этике дискуссионного общения на иностранном языке, умению оценивать действия, вносить дополнения, давать рекомендации и исправлять ошибки в работе других учащихся. На занятиях важно создавать условия, когда школьники поощряются высказывать свою точку зрения; у них воспитывается умение слушать собеседника и терпимо относиться к его точке зрения.

5.Умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка.

Важными технологиями при обучении коммуникативным УУД в школе являются: технология интерактивного обучения; информационно - коммуникационная технология обучения; технология проблемного обучения; метод проектов; игровая технология.

 Интерактивное обучение — это специальная форма организации познавательной деятельности, когда учебный процесс протекает таким образом, что практически все учащиеся оказываются вовлеченными в процесс познания, они имеют возможность понимать и рефлектировать по поводу того, что они знают и думают. Совместная деятельность учащихся в процессе познания, освоения учебного материала означает, что каждый вносит свой индивидуальный вклад, идет обмен знаниями, идеями, способами деятельности. Происходит это в атмосфере доброжелательности и взаимной поддержки, что позволяет учащимся не только получать новые знания, но и развивать свои коммуникативные умения: умение выслушивать мнение другого, взвешивать и оценивать различные точки зрения, участвовать в дискуссии, вырабатывать совместное решение.

Активное и эффективное внедрение ИКТ в процесс обучения позволяет учителю успешнее работать над развитием и совершенствованием навыков иноязычной устной и письменной речи у учащихся, повысить мотивацию и познавательную активность за счет разнообразия форм работы. Уроки с применением ИКТ ярче, эмоциональнее, интереснее, привлекательнее для детей. Презентация позволяет реализовать принцип наглядности в полной мере, представить объекты и процессы с помощью фото, видео, графики, анимации, звука. Сейчас имеется большое разнообразие мультимедийных средств, видео программы для учащихся. Этот материал можно широко использовать на уроке. Проблемное обучение представляет собой организацию под руководством учителя самостоятельной поисковой деятельности учащихся по решению проблемных ситуаций, способствуя развитию коммуникативных УУД, стимулирует интерес, поддерживает высокую мотивацию к изучению иностранных языков, способствует формированию коммуникативных УУД. Совместная творческая деятельность учащихся при работе над проектами в группе и необходимый завершающий этап работы над любым проектом – презентация (защита) проекта – способствуют формированию метапредметных коммуникативных умений: организовывать взаимодействие в группе (распределять роли, договариваться друг с другом и т.д.); предвидеть (прогнозировать) последствия коллективных решений; оформлять свои мысли в устной и письменной речи с учѐтом своих учебных и жизненных речевых ситуаций, в том числе с применением средств ИКТ, при необходимости отстаивать свою точку зрения, аргументируя ее, учиться подтверждать аргументы фактами. В ходе работы над проектом учащиеся работают с разнообразными печатными источниками, учатся осуществлять поиск информации в сети Интернет, отбирать информацию, выделять главное, проводят исследование в соответствии с планом работы своей группы, создают презентации или буклет. Итоговым завершением проекта является представление учащимися продуктов исследовательской деятельности на внеклассном мероприятии по данной теме в рамках недели иностранного языка. Группы производят взаимооценивание, используя критерии оценивания презентации и публикации. И как завершающий этап происходит осмысление и оценка проекта, подведение итогов и самоанализ. Метод проектов способствует повышению личной уверенности у каждого участника проектного обучения, его самореализации и рефлексии.

Обучение иностранному языку на раннем этапе должно строиться на основе игры. Игра на занятиях по иностранному языку - это не просто коллективное развлечение, а основной способ достижения определенных задач обучения на данном этапе. У игры должен быть и мотив, и цель и результат. Включение учащихся в игровую деятельность приводит к естественному желанию говорить на языке. Игры могут быть лексические, грамматические, фонетические. Именно она обеспечивает, во-первых, эмоциональное воздействие на учащихся, во-вторых, способствует актуализации опорных знаний, в-третьих, облегчает овладение речевыми навыками. Ролевая игра – это речевая, игровая и учебная деятельности одновременно. С точки зрения учащихся, ролевая игра – это игровая деятельность, в процессе которой они выступают в определѐнных ролях. Учебный характер игры ими часто не осознаѐтся. С позиции учителя, ролевую игру можно рассматривать как форму обучения диалогическому общению. В устной форме формирование коммуникативных УУД осуществляется в виде монолога и диалога посредством создания ситуаций для общения в пределах изучаемой тематики.

Внеклассная работа по английскому языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Проведение внеклассных мероприятий в оригинальной, познавательно-развлекательной форме не только способствует развитию основных видов речевой деятельности, памяти, ассоциативного мышления, но и формирует навыки общения в коллективе и творческую инициативу. В рамках внеклассной работы по предмету исследовательская деятельность направлена на обогащение содержания образования и возможность реализации способностей, потребностей и интересов учащихся.

Исследовательская деятельность – необходимое условие компетентностного подхода и действенное средство формирования универсальных учебных действий. Специальные умения, формируемые в процессе исследовательской деятельности, являются метапредметными, универсальными. Исследование с точки зрения обучающегося — это возможность максимального раскрытия своего творческого потенциала. Это деятельность, которая позволит проявить себя индивидуально или в группе, попробовать свои силы, приложить свои знания, принести пользу, показать публично достигнутый результат. Это деятельность, направленная на решение интересной проблемы, сформулированной зачастую самими учащимися, когда результат этой деятельности носит практический характер и имеет важное прикладное значение. Неоценимым вкладом исследовательской деятельности является интеллектуальный продукт, появляющийся в результате исследования. Наряду с личностными, регулятивными и познавательными УУД, исследовательская деятельность способствует формированию коммуникативных универсальных учебных действий. Таким образом, исследовательская деятельность является перспективной формой работы в данном направлении.

 Одним из наиболее эффективных способов воздействия на чувства и эмоции школьников является музыка, представляющая собой сильнейший психологический побудитель, проникающий в подспудные глубины сознания. Я.А. Коменский писал, что тот, кто не знает музыки, уподобляется человеку, не знающему грамоты. Музыка и пение оказывают неоценимую помощь в изучении английского языка.

Часто считается, что процесс школьного обучения — это череда искусственно созданных учителем задач той или иной степени сложности, препятствий, которые хороший ученик должен успешно преодолевать. Но можно действовать и другим способом — облегчая, а не усложняя учебные процессы, и такой подход особенно эффективно действует при обучении иноязычному общению, формируя коммуникативные УУД на уроках английского языка и во внеурочной деятельности по предмету, начиная уже с начальных классов. Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнера по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Работа по развитию коммуникативных УУД помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни, предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор, повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией, формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них, позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

  1. Результативность

Для диагностики коммуникативных УУД используются рекомендации заведующего лабораторией экспертизы качества образовательного процесса Московского центра качества образования, кандидата психологических наук Д.А.Иванова. Таком образом можно выделить три уровня овладения коммуникативными универсальными учебными действиями. Обучающийся умеет:

На низком уровне

- слушать и воспринимать речь

-отвечать на вопросы

- не проявляет инициативу в коммуникации

На среднем уровне

- формулировать собственное мнение и позицию без аргументации

- анализировать источники знаний

- владеть диалогической формой речи

- договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов

- задавать вопросы, необходимые для организации собственной деятельности и сотрудничества с партнёром;

- с учётом целей коммуникации достаточно точно, последовательно и полно передавать партнёру необходимую информацию как ориентир для построения действия.

На высоком уровне

- допускать возможность существования у людей различных точек зрения, в том числе несовпадающих с его собственной, и ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии;

- строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет;

- использовать речь для регуляции своего действия;

- учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию;

- адекватно использовать речевые средства для эффективного решения разнообразных коммуникативных задач

- осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь;

- руководить, например, распределять обязанности между членами группы;

- занимать управляющую позицию, проявляя самостоятельность и ответственность;

- подводить итог

- определять проблемы, искать пути их решения и аргументировано представлять результаты работы;

Используя данную шкалу, я фиксирую уровни формирования коммуникативных умений каждого учащегося три раза в год: в сентябре (начало учебного года), январе (после окончания первого полугодия) и в мае (в конце учебного года). Фиксируется  не только уровень, но и индивидуальные особенности ученика, например: степень владения монологической речью, умение работать в группе, роль обучающегося при групповых заданиях. Помимо индивидуальной карты обучающегося ведется мониторинг развития универсальных учебных действий целого класса.

        Результаты диагностических исследований показывают рост качества устной речи, письменной компетентности и публичного выступления.  Сравнительные данные диагностических исследований подтверждают положительную динамику развития необходимых составляющих речевого поведения и коммуникативных способностей, а вместе с ними высокой мотивации, интереса, эмоциональной включенности, указывающие на наличие поисковой активности; развитие дивергентного мышления (продуктивность, оригинальность).  

Устная речь

Письменная компетентность

Публичное выступление

  1. Новизна опыта

           В педагогической литературе недостаточно уделяется внимания формированию  коммуникативных умений школьников, поэтому моей задачей было изучить литературу по данному вопросу и собрать имеющийся материал, систематизировав его. Необходимо было разработать систему упражнений и заданий для формирования таких умений, как: давать определения понятиям, задавать вопросы, классифицировать, делать выводы и умозаключения.

  1. Адресная направленность

          Представленный педагогический опыт имеет следующие компоненты  адресной направленности:

  1. Учащиеся начальной школы.
  2. Учащиеся основной школы.
  3. Педагоги-психологи, заместители директора начальной школы, учителя основной школы.
  4. Учителя начальных классов.
  5. Учителя английского языка.
  1. Трудоемкость

          Проблема коммуникации является актуальной для современной школы. Проанализировав существующую литературу, опыт работы учителей, свой собственный опыт по проблеме исследования, мы пришли к следующим выводам.

        Современный уровень развития науки и общества обуславливает необходимость формирования коммуникативный  УУД школьников.

        Работа по  развитию  коммуникативных  УУД

  •   Помогает человеку определить собственные приоритеты в личной и профессиональной жизни.
  •   Предполагает принятие индивидуальной ответственности за сделанный выбор.
  •   Повышает уровень индивидуальной культуры работы с информацией.
  •   Формирует умение анализировать и делать самостоятельные выводы, прогнозировать последствия своих решений и отвечать за них.
  •   Позволяет развивать культуру диалога в совместной деятельности.

В рамках обмена опытом с коллегами, я показывала мастер-класс для методического объединения учителей английского языка, открытые уроки, семинары для учителей. Готовится к публикации в сети Интернет статья «Формирование коммуникативных умений  учащихся на уроках английского языка и во внеурочной деятельности».                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                                             

                                                     

Литература

  1. Асмолов А. Г. Формирование универсальных учебных действий в основной школе: от действия к мысли. Система заданий: пособие для учителя / А. Г. Асмолов, Г. В. Бурменская, И. А. Володарская и др. — М.: Просвещение, 2011
  2. Баранова С.П. История педагогики. – М.: «Просвещение», 1975.
  3. Дружинина В.Н. Психология общих способностей. – М., 1997.
  4. Зверева М.В. Изучение развития учащихся учителем. – Самара, 1992.
  5. Князева Т.Н. Я учусь учиться. – М., 2004, с. 52-56.
  6. Ковылева Р.Э. Роль деятельностного подхода при организации групповой работы старшеклассников//Муниципальное образование: инновации и эксперимент. – 2008. –№3.
  7. Лейтес Н.С. Об умственной одаренности. – М.: «Просвещение», 1960.
  8. Мельникова Е.Л. Проблемный урок, или Как открывать знания с учениками:  

     Пособие для учителя. – М., 2006.

  1. Ожегов С.И. Словарь русского языка /Под редакцией Н.Ю. Шведовой – М.:  

    «Русский язык», 1990.

  1.  Параллельные и альтернативные учебные программы и учебники для

      начальной школы. – Нижний Новгород, Нижегородский гуманитарный

      центр, 1996.

  1.  Пошаговая работа с текстом. Интернет – журнал «Эйдос» №3/2011
  2.  Савенков А.И. Путь к одаренности. – СПб, 2004.
  3.  Саркисова И.И. Приемы педагогической техники для развития УУД// Справочник заместителя директора школы. – 2012.– №3.
  4.  Тихомирова Л.Ф., Басов А.В. Развитие логического мышления детей. – Ярославль: ТОО «Гринго», 1995.
  5.  Формирование УУД в основной школе. - М., Просвещение, 2011
  6. Якиманская И.С. Развивающее обучение. – М., 1979.