Классное руководство

План воспитательной работы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная программа развития

воспитательной системы класса

«Я расту!!!»

на 2018-2020 учебные годы

Классный руководитель 5г класса

Домрачева Татьяна Владимировна

Г. Нижний Новгород

2018 г.

Оглавление

  1. Цели программы, актуальность воспитательной работы в общеобразовательной школе на современном этапе развития общества
  2. Концептуальные основы
  3. Ресурсное обеспечение программы
  4. Цели и задачи воспитательной работы в классе на 2018-2020  учебные годы
  5. Механизм реализации программы
  6. Ожидаемый результат
  7. Исследование эффективности программы
  8. Список литературы
  9. Приложения:

10.1. План воспитательной работы с классом на 2018-19 уч. г.

10.2. План воспитательной работы с классом на 2019-20 уч. г.

 


I. Цели  создания программы, актуальность воспитательной работы в общеобразовательной школе на современном этапе развития общества.

I.1. Программа создания и развития воспитательной системы  5-г класса  базируется на Программе развития МБОУ «Школы № 91» «Школа гражданского сообщества», Концепции воспитательной системы школы, Программы духовно-нравственного воспитания и развития учащихся; Программы воспитания и социализации учащихся; целью которых является построение образовательной организации, ориентированной на процесс социального развития ученика и учителя, становление Человека-гражданина как лидера, обладающего социальной рефлексией и социальным интеллектом.

Таким образом, вся образовательная деятельность школы  направлена  на реализацию стратегической цели – «создание условий для активного включения детей и молодежи в социально-экономическую, политическую и культурную жизнь общества».

 

I.2. Цель программы создания и развития воспитательной системы  5-г класса:

-  обеспечение процесса создания и  стабильного функционирования системы как главного  условия  повышения  потенциала  воспитательных воздействий на  учащихся класса

- обеспечение условий формирования коллектива класса, как  важнейшего инструмента  в процессе функционирования  ВС

 - расширение социального партнерства семьи и школы  для организации воспитательной деятельности с учащимися

-  создание условий для управления личностным ростом ребенка с учетом его возрастных особенностей через разработку и организацию воспитательных мероприятий  с  классом

-  внедрение современных форм и методов воспитательной деятельности

- обеспечение включения классного коллектива и отдельных учащихся в жизнь школьного сообщества; превращение общественной  жизни класса в предмет совместного творчества всех её участников.

- оказание  помощи учащимся класса в реализации их творческих наклонностей через участие в дополнительном образовании; осуществление координации и взаимодействия различных сторон школьной жизни для достижения учащимися максимального творческого успеха

I.3. Актуальность воспитания в современном обществе, создания  воспитательной программы.

           Каждое новое время ставит новые задачи перед педагогами. Современное воспитание школьников осложнено многими негативными процессами, которые происходят в нашем обществе: социальная напряженность; экономическая нестабильность; криминализация жизни; ухудшение экологической обстановки; падение нравственности. Ситуация, в которой оказалось наше общество, объективно порождает формы социального поведения, адекватные ей: агрессию, жестокость, борьбу, конкуренцию. Все это приводит к снижению ценности человеческой жизни. Перестала выполнять свои воспитательные функции семья – основной социальный институт. Некоторые семьи оказались за чертой бедности. Во многих  недостает элементарной духовной близости между родителями и детьми.

Изменившиеся социально-экономические отношения в стране требуют от ребёнка, подростка, юного человека быстрой адаптации к новым условиям существования. Встает проблема: как в условиях жестокой рыночной конкуренции, смещения ценностного вектора  от высоких идеалов к идеалам достатка и наживы  сохранить лучшие нравственные качества подрастающего человека.

 В связи с этим сегодня увеличивается роль школы в воспитании подрастающего поколения. Сегодня именно педагоги должны найти нравственные силы, знания, мудрость, ту педагогическую теорию, которые помогут осуществить задачу нравственного воспитания детей и молодёжи, развития духовных качеств, нравственных чувств, формирования навыков борьбы со злом, умения сделать правильный выбор.  Сегодня задача школы – не просто выпустить ученика из школы, а выпустить с определенными результатами личностного развития, соответствующего современному обществу, базовыми ключевыми компетенциями,  осознанием своей ответственности  за будущее государства. Вот основные категории, которые являются главными в работе с детьми, та стратегическая планка основных образовательных и прежде всего воспитательных идей.

Сегодня  в основных документах, определяющих цели и задачи образования в РФ: Национальной образовательной инициативе «Наша новая школа», ежегодном послании Президента РФ Федеральному Собранию, Федеральном государственном образовательном стандарте, Стратегии развития воспитания в Российской Федерации на период до 2025 года, и, наконец,  в Федеральном Законе «Об образовании в Российской Федерации», совершенно четко сформулированы стандарты всей образовательной деятельности и выстроена модель выпускника   образовательной школы.  

Таким образом, получен социальный заказ государства на воспитание человека – современного, образованного, нравственного, готового самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способного к сотрудничеству и межкультурному взаимодействию, обладающего чувством гражданской ответственности.

         

         Указанные документы, являюшиеся базисными для нормативных документов школы № 91,  легли в основу программы создания и развития воспитательной системы  5-г класса, которая направлена на обновление содержания и повышение роли воспитательной деятельности с учащимися.

         Стандартизация требует системно-деятельностного подхода к образованию,  конструирования  воспитательных систем, способных осуществить поставленные задачи,   при этом  с опережением  запросов общества.            

          Функционирование воспитательной системы класса  должно стать основным  условием для саморазвития личности каждого учащегося и воспитания индивидуальности, создания демократических, личностно ориентированных отношений между детьми и педагогами,  воспитания качеств личности, способной в будущем быть  конкурентно способной на рынке  образования. 

          При этом приоритетным направлением воспитательной работы с подростками  является их гражданское воспитание, их  социализация, социальное развитие, а это, в свою очередь,  требует постоянного изучения запросов социума и поиска новых современных подходов в обучении и  воспитании.

           Данная программа, рассчитанная на два  года,  должна обеспечить системный подход в организации  воспитания, сохраняя при этом традиции и положительный педагогический  опыт всей школы.  

II. Концептуальные основы:

II.1. Основные концептуальные идеи

              Основными идеями, которые легли в основу программы воспитательной системы класса,  являются идеи  педагогики гуманизма, сотрудничества, общей заботы, формирования единого воспитательного, развивающего пространства, гуманизации пространства детства, идея «школы – семьи»,  демократического, толерантного  уклада  школьной жизни. Научным основанием  программы стали идеи и педагогические системы В.А. Сухомлинского, К.Д. Ушинского, И.П. Иванова, Л.И. Новиковой, В.А. Караковского,  И.А. Ямбурга, Н.Е. Щурковой,

Н. Л. Селивановой, И.Д. Демаковой, А.Н. Лутошкина.

II.2. Место воспитательной системы 5-г класса в школьной воспитательной системе

         Главным фактором эффективности процесса воспитания  является его системность, поэтому реализация Концепции развития школьной воспитательной системы разделена  на возрастные этапы, работа в которых  представляет процесс, основанный на принципах преемственности и последовательности:

1-4 классы,

5-6 классы,

7-9 классы,

10-11 классы

          Таким образом, программа развития воспитательной системы 5-г класса является составной частью  программы развития параллелей 5-6-х классов и программы развития  всей  школьной воспитательной системы;  той частью ступени развития учащихся (5-9 классы), которая  называется  Школой самоутверждения (программа развития школы «Школа гражданского сообщества»).

II.3. Цели и задачи функционирования   школьной воспитательной системы, воспитательной системы  5-г  класса

Цели ШВС: Воспитание и развитие свободной, талантливой, физически здоровой  личности, обогащённой научными знаниями, готовой к созидательной трудовой деятельности и нравственному поведению; ориентированной на творчество, на самопознание и самовоспитание, с чувством гражданина, политической культурой, с духом свободы и демократии, личным достоинством. 

Воспитание лидера, способного к самореализации в любой области деятельности и межличностного общения.

Задачи ШВС: На основе изучения личности учащихся, их интересов, стремлений и желаний создать максимум условий для мягкого  управления  физическим, интеллектуальным, нравственным и духовным развитием и саморазвитием  учащихся. При этом приоритетными условиями считать создание демократического школьного детско-взрослого сообщества, в котором каждый его представитель может самоопределиться, найти себя в деле, почувствовать и прожить «ситуацию успеха» в решении образовательных проблем.

Цель Школы самоутверждения (5-9 классы) - подготовка учащихся к самообразованию, развитие общеучебных и интеллектуальных умений и навыков, творческих способностей учащихся, готовности к решению стандартных задач в различных сферах жизнедеятельности, формирование умения определять и реализовывать свои жизненные цели и задачи.

Цели и задачи функционирования воспитательной системы школы детализированы на каждый возрастной блок, в том числе:

5-6 классы - Совершенствование  максимально благоприятных условий для  раскрытия и развития способностей каждой отдельной личности ребенка в процессе стабилизации учащихся  на  уровне основного общего образования  и подготовки к переходу на обучение в классах с углубленным изучением отдельных предметов

II.4. Принципы построения воспитательной системы 5-г класса

          Воспитательная  система параллели как часть гуманистической  воспитательной системы  школы,  строится на принципах:

  • Ориентация на общечеловеческие ценности (человек, добро, красота, отечество, семья, культура, знания, труд, мир),  как основу здоровой жизни;
  • Ориентация на социально-ценностные отношения (способность обнаружить за событиями, действиями, словами, поступками, предметами человеческие отношения);
  • Субъективности (содействие педагога развитию способности ребёнка быть субъектом собственного поведения, а в итоге и жизни);
  • Принятие  ребёнка как данности (т.е. признание права ребёнка на данное поведение и производимый им выбор).

II.5. Интеллектуальное и психическое развитие детей подросткового  возраста

В каждом возрастном блоке цели и задачи воспитания и обучения детализированы с учетом возрастных и психологических особенностей.

5 класс

Для учащихся является довольно сложным периодом, так как они переходят к новым условиям обучения в среднем звене, требующим от них некоторой адаптации.

В начальной школе дети привыкают исполнять требования в основном одного учителя, находиться в сфере его постоянного внимания и контроля. Поэтому в средней школе можно ожидать, что у части учащихся возникнут трудности при необходимости следовать требованиям разных учителей. Некоторые им будут казаться слишком строгими, а некоторые — мягкими, которых можно не слушаться. Ученикам может быть трудно самостоятельно без строгого контроля организовать свое рабочее место, провести перемену «без ущерба для своего здоровья», дойти до столовой и обратно. Необходимо обратить особое внимание на обучение пятиклассников пользованию своими новыми свободами. Иначе можно ожидать резкого возрастания количества драк на переменах и соответственно жалоб от родителей.

В учебной деятельности можно ожидать, что у некоторых учащихся произойдет временное снижение успеваемости за счет того, что им придется привыкать к формам и методам обучения, принятым в средней школе. Особые трудности могут возникнуть в случае, если педагоги приходят к пятиклассникам, выпустив 11-й класс, поскольку и самим учителям сложно менять методы работы. Однако высокий познавательный интерес, присущий детям в этом возрасте, стремление хорошо учиться помогут им восстановить привычную успеваемость к концу второй четверти.

Следует помнить, что с этого времени активизируются процессы взросления, начинает понемногу возрастать агрессивность. Учащиеся будут стремиться доказать окружающим и себе свою взрослость, иногда социально неприемлемыми способами. Это может проявляться в демонстративном употреблении ненормативной лексики (особенно в присутствии девочек или взрослых). Или в столь же демонстративном противостоянии требованиям взрослых (находясь при этом в очевидно детской позиции: «не хочу, не буду»). В классе может появиться негативный лидер. Имеется в виду, что кто-то из учащихся будет стремиться возглавить остальных в их борьбе против требований взрослых.

Следует ожидать существенных изменений в межличностных отношениях внутри класса: перераспределения дружеских компаний, появления некоторого антагонизма между мальчиками и девочками при возрастании интереса друг к другу. Это понятно, поскольку взаимоотношения становятся более осознанными,  и на них начинает влиять начавшееся подростковое сексуальное созревание. Могут появиться изгои, то есть учащиеся, на которых будут направляться агрессивные выпады со стороны почти всех учащихся. Интересно, что если при помощи взрослого ребенок выходит из позиции изгоя, класс достаточно быстро «выбирает» следующего. Можно заключить, что изгои необходимы для канализации агрессии классам с низким уровнем развития коллектива.

Начало процесса взросления учащихся обычно с неудовольствием воспринимается родителями, которые относят новые проявления в поведении своих детей к их недостаткам. Поэтому некоторые учащиеся к концу пятого класса начинают считать, что они стали «хуже, непослушнее», что может привести к снижению их самооценки. Полезно во второй половине учебного года особое внимание обратить на осознание учащимися начала своих изменений, подвести их к пониманию обязательности и позитивности изменений.

В отношении родителей многие подростки занимают противоречивую позицию. С одной стороны, они активно отстаивают самостоятельность. С другой — требуют любви и внимания, тоскуют по детской позиции. У некоторых может появиться страх взросления, внешне не всегда проявляемый.

В это время дети активно начинают осваивать внутренний мир. Но они сами еще плохо в нем ориентируются, не уверены в его устойчивости. Поэтому любые предъявления подростками своих взглядов, представлений, мнении необходимо принимать очень бережно, безоценочно, с уважением. Полезно стимулировать любые процессы по исследованию подростками самих себя.

6 класс.

В этом возрасте борьба за самостоятельность в мыслях и поступках приобретает для подростков особое значение. Для них очень важно, чтобы окружающие с уважением выслушивали их точку зрения, поэтому им обычно нравятся различного рода дискуссии.

Основной формой проявления самостоятельности становятся различного рода агрессивные действия, которые у взрослых, как правило, вызывают ответную агрессию, что приводит к нарастанию конфликтов между шестиклассниками и их родителями, педагогами. Поэтому полезно предоставлять подросткам возможность осознавать собственные индивидуальные особенности, свои агрессивные действия, учить их контролировать проявления агрессии.

Достаточно остро этот период проходит у шестиклассников, воспитывающихся в так называемых благополучных семьях, взрослые члены которых не могут быстро перестроиться и продолжают чрезмерно опекать подростков. Важно показать подросткам, что их ситуация не уникальна и что истинные мотивы опеки родителей — любовь к ребенку и тревога за него. А родителям предложить расширить сферу самостоятельных выборов ребят.

Большинство подростков в этом возрасте проявляют живой интерес к самопознанию, поэтому они с радостью принимают любые игры, задания, позволяющие им посмотреть на самих себя.

В сферу самопознания входит и изучение своей сексуальной привлекательности, а также получение опыта межполового общения. Девочки и мальчики пытаются нравиться друг другу, экспериментируют с формами ухаживания, поскольку с ними еще не знакомы. Подростки, имеющие успех у представителей противоположного пола, приобретают высокий статус в классе.

Важно помнить, что у многих шестиклассников снижается самооценка из-за первых телесных, сексуальных изменений, неуверенности в своей взрослости. Поэтому полезно в свободном общении на уроках и/или психологических занятиях включать те или иные воздействия, направленные на подчеркивание ценности, уникальности каждого, повышение самоуважения учащихся.

В связи с этим нужно понимать, что у подростков появляются свои пристрастия в музыке, спорте. Неодобрительное высказывание о них воспринимается как глубокое оскорбление. И наоборот, взрослый, подчеркивающий право подростка на свое, отличное от его собственного, мнение, быстро приобретет его уважение.

II.6. Основные направления  воспитания и социализации учащихся

        В качестве основных направлений  воспитательной работы определены:

  • Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека;
  • Воспитание социальной ответственности и компетентности;
  • Воспитание нравственных чувств, убеждений, этического сознания;
  • Воспитание экологической культуры, культуры здорового и безопасного образа жизни;
  • Воспитание трудолюбия, сознательного, творческого отношения к образованию, труду и жизни, подготовка к сознательному выбору профессии;
  • Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование основ эстетической культуры (эстетическое воспитание);
  • Развитие ученического самоуправления;
  • Развитие Коллективной Творческой Деятельности;
  • Организация работы по предупреждению и профилактике асоциального поведения учащихся;
  • Организация содержательной внеурочной деятельности в соответствии с интересами учащихся  
  • Создание интегрированной предметной среды и организация проектной деятельности для развития социальных и коммуникативных умений, способностей учащихся к самостоятельному поиску, для приобретения навыков решения жизненных задач.

III. Ресурсное обеспечение программы

III.1. Нормативно-правовое обеспечение

                     

                       -  Конституция  РФ

                    - Конвенция ООН о правах ребенка

                    - Международные правовые акты и декларации

- Закон  «Об образовании в Российской Федерации»

- Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»

- Указ президента РФ «Об основных направлениях государственной семейной политики»;

- Указ президента «О президентской программе «Дети России»

- Национальная доктрина образования в РФ до 2025

                    - Концепция «Российское образование  - 2020»

          - Стратегия развития воспитания в Российской Федерации

            на период до 2025 года.

- Государственная программа «Патриотическое

  воспитание    граждан Российской Федерации» на

  2016-2020 годы

- Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО)

- Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (ФГОС ООО)

                    - Районные межведомственные программы по

                      вопросам  воспитания

- Устав МБОУ «Школы  № 91 с углубленным изучением отдельных предметов»

- Программа развития МБОУ «Школы № 91» «Школа гражданского сообщества»

III.2.Кадровое обеспечение:

        -              классный руководитель

  • педагогический коллектив учителей-предметников;
  • педагоги дополнительного образования;
  • заместитель директора школы, курирующий  воспитательную работу;
  • социальный педагог;
  • педагог-психолог;
  • инструктора  дружины общественной организации «Русский Союз Скаутов»
  • педагоги-организаторы параллелей классов

                           

III.3. Материально-техническое обеспечение:

  • материально-техническая база школы;
  • д. Афанасиха Краснобаковского района, скаутский дом
  • с. Благовещенское Воскресенского района, скаутский дом

III.4. Социокультурная среда:

             -              культурно-зрелищные учреждения города (музеи,

                            театры, выставочные комплексы, ТРЦентры и др.)

  • загородные базы (ДБО) для проведения выездных лагерей и т.п.;

             -              планетарий

             -              Нижегородская филармония

             -              библиотеки: им. С.Маршака, им. А. Блока,

                            Центральная детская библиотека

             -              спортивно-оздоровительные учреждения города

             -              Нижегородский цирк

             -              кинотеатры города

             -              туристические фирмы города

 III.5. Формы организации воспитания и социализации учащихся

  • Включение в  Коллективную Творческую Деятельность
  • Занятия в детской и молодежной организации «Русский Союз скаутов»
  • Включение в дополнительное образование через  занятия в объединениях ДО школы,  НОУ школы, в других центрах дополнительного образования
  • Включение  в систему  школьного самоуправления
  • Психологическое обеспечение процесса воспитания, отслеживание результатов
  • Работа с родителями и  общественностью
  • Воспитание в процессе обучения

III.6. Система самоуправления

               Вся система воспитания и социализации учащихся построена по технологии Коллективной творческой деятельности и системе ключевых комплексных дел, которые подразумевают организацию  деятельности учащихся через работу Советов Дела, каждый из которых создается на период подготовки и проведения конкретного дела.

              Как правило, в состав Совета дела входит от 3 до 8 человек, возглавляет Совет Командир совета дела. Таким образом, через активную общественно полезную деятельность в течение года проходят все  учащиеся класса.

              Ежегодно внутри класса выбирается актив  сроком на один год для организации жизнедеятельности класса: староста, ответственные за организацию классных «огоньков», ответственные за спортивно-оздоровительную работу, пресс-центр класса и т.п. Также планируется включение учащихся класса в органы самоуправления параллели и школы

             В зависимости от особенностей развития класса  общественные поручения могут меняться.

IV. Механизм реализации программы.

                Механизмом реализации программы является ежегодный план работы с классом по воспитанию и социализации учащихся, который составлен в соответствии с общешкольным планом воспитательной работы, в основу которого положен  принцип блокового построения (по В.А. Караковскому).

             В соответствии с  традициями коммунарских школьных воспитательных систем  основная педагогическая технология – коллективная творческая деятельность, системообразующая деятельность – деятельность социального творчества, подходы – гуманистический, системно-деятельностный,  культуросообразности, природосообразности, личностно и  индивидуальностно-ориентированный.

I блок  «Золотая осень»  (1 четверть и осенние  каникулы)

Задачи:

  • Обеспечение начала нового учебного года;
  • Утверждение плана работы на новый уч. год;
  • Вовлечение детей в активное творчество, дополнительное образование;
  • Правовое воспитание учащихся, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Воспитание социальной активности;
  • Вовлечение учащихся в общественную детскую и молодежную организацию «Русский Союз Скаутов».

Участие в общешкольных делах:  

  • День Знаний
  • Открытие занятий в объединениях дополнительного образования школы
  • Месячник правовых знаний
  • День Здоровья
  • День Учителя
  • День Семьи - ключевое комплексное дело
  • Выездной каникулярный лагерь «Осинка»

Дела в классе:

классные часы

Экскурсионная поездка (с.Большое Болдино)

выход в театр Драмы

II блок «Новый год» (2 четверть и зимние каникулы)

Задачи:

  • Эстетическое воспитание учащихся
  • Нравственное воспитание, воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Развитие  между учащимися класса системы психологически здоровых неформальных отношений, обеспечение создание здоровых межличностных отношений учащихся класса с другими  классами школьного сообщества

Участие в общешкольных делах:  

  • Международный день борьбы против СПИДа
  • Новогодние представления  - ключевое комплексное дело
  • Зимний лагерь «Рождественские забавы»

Дела в классе:

классные часы

выход в театр Комедии

Ill блок «За страницами учебника» (3 четверть и весенние каникулы) Задачи:

  • Развитие познавательных интересов
  • Патриотическое воспитание учащихся
  • Эстетическое воспитание учащихся

Участие в общешкольных делах:  

  • Предметные недели
  • Выборы органов ученического самоуправления
  • День Защитников Отечества – ключевое комплексное дело
  • 8 Марта
  • конкурс эстрадного пения и танца  «Утренняя Звезда»
  • интеллектуальные игры «Брейн – Ринг», «Что? Где? Когда?»
  • каникулярный лагерь «Веснянка»

Дела в классе:

классные часы

Экскурсионная поездка

IV блок «Праздник творчества» (4 четверть)

Задачи:

  • Патриотическое воспитание учащихся
  • Подведение итогов воспитательной работы в классе и участия учащихся в системе дополнительного образования школы  за учебный год

Участие в общешкольных делах:  

  • Неделя Вахты памяти, посвященная  Дню Победы
  • Праздник Творчества (итоги  внеурочной деятельности учащихся)
  • Праздник «Последнего  Звонка» - ключевое комплексное дело
  • Выпускной бал в начальной школе - ключевое комплексное дело

Дела в классе:

классные часы

V блок «Лето» (летние каникулы)

Задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • физическое воспитание учащихся
  • трудовое воспитание учащихся

Участие в общешкольных делах:  

  • Трудовые объединения (трудовой лагерь «Авангард», ремонтно-строительные бригады)
  • Детский пришкольный  оздоровительный лагерь «Сказка»
  • Детский пришкольный профильный лагерь «Радуга» (спортивной направленности)
  • Загородный палаточный лагерь «Ветлуга» (совместно с МОДиМО «Русский союз скаутов»)

Дела в классе:

Выезд на пикник

V.  Ожидаемый результат:

Завершить первый этап функционирования Воспитательной Системы  класса.

Завершить развитие коллектива класса на ступени «Мягкая глина», осуществить переход на ступень «Мерцающий маяк» (по А.Н. Лутошкину)

На выпуске из  6 класса  получить личность, которая адаптирована  к обучению на новом возрастном уровне образования (11-13 лет); личность, ориентированную  на приобретение  духовных и  на усвоение нравственных ценностей,  на  здоровый образ жизни, на  «общую заботу» об окружающем мире, на творчество и саморазвитие, ответственность и инициативу; личность,  обладающую прочными  базовыми знаниями и УУД за курс 6 класса  школы, с положительной учебной мотивацией, интересом к  области наук, определяющей  выбор учащимися класса   предметов для их  дальнейшего  углубленного изучения.  

VI. Исследование эффективности программы:

1. Психолого-педагогическое тестирование

  • Методика Д. Филлиппса. Исследование уровня школьной тревожности  (5 кл., сентябрь).
  • Методика Н.Г. Лускановой.  Выявление детей со школьной дезадаптацией ( 5 кл., сентябрь, декабрь).
  • Методика «Круг».  Мониторинг личностной сферы учащихся (направленности личности на определенные ценности, качества), (6 кл., январь).
  • Методика Т.В. Дембо – С.Я.Рубинштейна.  Мониторинг личностной сферы учащихся, (самооценка), (6 кл., февраль).
  • Социометрия (Дж. Морено).  Обследование социально-психологического климата детских коллективов (5,6, кл., март).
  • Методика  А.А. Андреева. Мониторинг удовлетворённости  школьной жизнью (5,6, кл. апрель).
  • Методика Е.Н. Степанова. Мониторинг удовлетворённости функционированием ОУ.  (родители, 5,6, кл. апрель).

2. Метод педагогического наблюдения

  • на уроках (в течение года, постоянно)
  • на внеклассных программах в объединениях дополнительного образования (в течение года, постоянно)

3. Анкетирование

Учащихся:

  • занятость в воспитательных центрах,  объединениях дополнительного образования школы и вне её (сентябрь, февраль - ежегодно
  • о взаимоотношениях в семье (ноябрь, 1 раз в год)
  • предложения по планированию досуговых программ, оценка проведенных дел (в течение года, постоянно)

-   определение направленности личности (ориентационная анкета)

    (октябрь)

Родителей:

  • условия жизни ребёнка в семье (быт, взаимоотношения, семейный досуг)
  • предложения по организации учебно-воспитательного процесса в школе (ноябрь, ежегодно)

4. Индивидуальные беседы (в течение года, постоянно, по мере необходимости)

5. Профилактические медицинские  осмотры (в течение года, по плану медицинских учреждений)

6. Ежегодное обновление банка данных на учащихся на основе изучения личности ребёнка, его условий жизни:

  • состав семей (неблагополучные, многодетные, неполные, малообеспеченные, образовательный уровень)
  • движение интересов и склонностей учащихся
  • наличие лидерских организаторских качеств у учащихся, их развитие
  • успешность овладения программами дополнительного образования
  • наличие асоциального поведения  учащихся (употребление алкоголя, табака, токсических веществ, наркотиков, уход из дома, пропуски уроков без уважительных причин, совершение правонарушений)

-   участие в воспитательных программах школы и вне её, поощрения

VII. Список литературы

1..Макаренко А.С. «Воспитание гражданина», Москва, «Просвещение»1989г.

2. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека», Москва, «Просвещение»1989г.

3. Иванов И.П. «Методика коммунарского воспитания» Москва, «Просвещение» 1990г.

4. Ямбург Е.А. «Школа для всех: адаптивная модель. (Теоретические основы и практическая реализация)» Москва, «Новая школа», 1996 г.

5. Караковский В.А., Новикова Л.И., Селиванова Н.Л. «Воспитание? Воспитание… Воспитание! (Теория и практика школьных воспитательных систем)» Москва, «Новая школа», 1996 г.

6. Гольдберг В.А. «Гуманистическая воспитательная система школы:  становление и развитие», Москва, «Новая школа», 2001 г.

7.Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы воспитания и развития личности. Книга I. – М.: Амрита, 2010

8. Амонашвили Ш.А. Как любить детей (опыт самоанализа) – Донецк:

      Издательство «Ноулидж», 2010

9. Амонашвили Ш.А. Гуманная педагогика. Актуальные вопросы обучения

    родному языку и развития личности. Книга II. – М.: Амрита, 2011

10.Амонашвили Ш.А. «Искусство семейного воспитания. Педагогическое эссе  – М.: Амрита, 2011

11. Степанов Е.Н. «Воспитание индивидуальности», Москва, ТЦ «Сфера», 2006 г.

12.  Григорьев Д.В., Степанов П.В. Внеурочная деятельность школьников.

      Методический конструктор. – М.: Просвещение, 2010 (Стандарты второго

      поколения)

13. Селевко Г.К. «Сделай себя сам» (серия «Самосовершенствование личности», Москва, Народное образование, 2006 г.

14. Черных В.Е. «Твой скаутский путь», Москва, редакция журнала «Вокруг света», 1996 г.

ПРИЛОЖЕНИЕ

ПЛАН

работы по воспитанию и социализации

учащихся 5г класса на 2018-2019 уч. год

I.         Степень вовлеченности ребят во внеурочную деятельность в форме аудиторных занятий

         На данный момент 100% учащихся заняты в  дополнительном образовании. Учащиеся принимают участие во всех направлениях внеурочной деятельности:  духовно-нравственное и социальное (классные часы, участие в общественной организации «Русский союз скаутов»); общеинтеллектуальное (занятия в НОУ и на факультативах); спортивно-оздоровительное (баскетбол, волейбол, теннис, плавание) общекультурное (танцы: студия-балет, классический танец, направление hip-hop; театральный кружок, художественный труд, музыкальная школа (игра на инструменте, вокал).

В текущем году заявили о своем участии  в  школьном НОУ 20 человек. Учащимися для исследовательской деятельности выбраны такие дисциплины, как математика, русский язык и литература, биология, история, информатика. Таким образом, несмотря на экономический профиль класса, дети исследуют различные предметы.

          Социальная  ситуация: взаимоотношения детей между собой ровные, дружелюбные.

2. Цели и задачи воспитательной работы в 5-г классе на 2018-2019 уч. год:

  • Создание и организация в течение года начального этапа функционирования воспитательной системы класса  как основного  условия для адаптации учащихся  на уровне  основного общего образования, развитие  психологически комфортных взаимоотношений между детьми
  • Создание коллектива класса
  • Поддержка высокой учебной мотивации или помощь в создании её.
  • Изучение творческих  и  интеллектуальных способностей детей; создание условий для их дальнейшего развития. Оказание помощи в расширении круга интересов, направлений внеурочной деятельности учащихся класса
  • Воспитание потребности в здоровом образе жизни, расширение возможностей для поддержания стабильного здоровья учащихся
  • Воспитание самостоятельности учащихся, ответственности за конечные результаты любой деятельности
  • Формирование у учащихся нравственных смыслов и духовных

ориентиров

  1. Работа с коллективом учащихся по вовлечению в коллективную творческую деятельность

I блок  «Золотая осень»  (1 четверть и осенние  каникулы)

Задачи:

  • Обеспечение начала нового учебного года;
  • Утверждение плана работы на новый уч. год;
  • Вовлечение детей в активное творчество, дополнительное образование, внеурочную деятельность;
  • Правовое воспитание учащихся, воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • Воспитание социальной активности;
  • Вовлечение учащихся в общественную детскую и молодежную организацию Русский Союз Скаутов.

Организация участия учащихся класса в общешкольных и классных коллективных творческих делах:

№№

дела

Время и место проведения

Ответственные и участники

Отметка о выполнении

1

День знаний

1 сентября

2

День Здоровья (выезд в загородную зону)

13 сентября

3

День учителя - поздравление учителей, работающих в 5 Ф классе

2 октября

4

День Семьи «Год литературы в России» (сбор материала для стендовой защиты, подготовка костюма, блюда литературной кухни, визитки литературного произведения/автора)

31 октября

Дела в каникулы

II блок «Новый год» (2 четверть и зимние каникулы)

Задачи:

  • Эстетическое воспитание учащихся
  • Нравственное воспитание, воспитание потребности в здоровом образе жизни
  • Развитие  между учащимися класса системы психологически здоровых неформальных отношений, обеспечение создание здоровых межличностных отношений учащихся класса с другими  классами школьного сообщества

Организация участия учащихся класса в общешкольных и классных коллективных творческих делах:

№№

дела

Время и место проведения

Ответственные и участники

Отметка о выполнении

1

Международный день борьбы против СПИДа - участие в едином классном часе

1 декабря

2

Международный день борьбы против СПИДа - участие в соревнованиях по черлидингу

1 декабря

3

Международный День Матери - участие в конкурсах сочинений, фотографий и рисунков

28 ноября

4

Новогодние представления - ключевое комплексное дело - участие каждого учащегося класса в параллельном новогоднем празднике 

26 декабря

5

Выход в театр

6

Дело в каникулы

Ill блок «За страницами учебника» (3 четверть и весенние каникулы) Задачи:

  • Развитие познавательных интересов
  • Патриотическое воспитание учащихся
  • Эстетическое воспитание учащихся

Организация участия учащихся класса в общешкольных и классных коллективных творческих делах:

№№

дела

Время и место проведения

Ответственные и участники

Отметка о выполнении

1

Предметные недели - участие в  конференции НОУ, предметной неделе

январь

2

День Защитников Отечества (23 февраля) - ключевое комплексное дело - участие в военно-прикладной эстафете (формирование команд от класса, участие в конкурсе болельщиков)

февраль

3

Праздник 8 Марта - участие в поздравлении учителей-женщин (конкурс поздравлений)

март

4

Праздники, посвященные Дню 8 Марта и 23 февраля

марь

5

Интеллектуальные игры «Брейн-Ринг» - формирование команд участников

6

Выход в театр

7

Дела в каникулы

IV блок «Праздник творчества» (4 четверть)

Задачи:

  • Патриотическое воспитание учащихся
  • Подведение итогов воспитательной работы в классе и участия учащихся в системе внеурочной деятельности, дополнительного образования за год

Организация участия учащихся класса в общешкольных и классных коллективных творческих делах:

№№

дела

Время и место проведения

Ответственные и участники

Отметка о выполнении

1

Неделя Вахты памяти, посвященная Дню Победы - участие в конкурсе газет, листовок и поздравительных открыток для жителей микрорайона, праздничном концерте для ветеранов

май

2

Праздник «Последнего

звонка» - ключевое комплексное дело - участие в  поздравлении выпускников.

май

3

Праздник подведения итогов в конце года - награждение учащихся за успехи в учебе, дополнительном образовании, внеурочной деятельности,  общественной жизни класса и  школы

апрель

V блок «Лето» (летние каникулы)

Задачи:

  • воспитание потребности в здоровом образе жизни;
  • физическое воспитание учащихся
  • трудовое воспитание учащихся

Организация участия учащихся класса в общешкольных и классных коллективных творческих делах:

•        летние объединения:

  • пришкольный трудовой  лагерь (июнь) - участие в работе лагеря

•        экскурсионные поездки

4. Текущая работа с классом:

  • Организация участия учащихся в творческих конкурсах, олимпиадах  по предметам («Кенгуру», «Русский Медвежонок», «Золотое Руно» и др.)
  • Организация участия учащихся в спортивных соревнованиях и праздниках в школе и районе (каких???)
  • Привлечение к организации воспитательной работы с учащимися класса педагогов школы, других специалистов (инспектор ГИБДД, ОДН, подростковый нарколог, родители, выпускники школы - представители различных профессий) с целью расширения кругозора учащихся, их знаний,  интересов и повышения  их  социальной активности
  • Организация участия  класса в субботниках и других трудовых делах по благоустройству школы, пришкольного участка, микрорайона, района
  • Ежедневный контроль посещения учащимися  уроков, факультативов и объединений дополнительного образования. Оформление журнала класса и дневников учащихся
  • Контроль (не реже 1 раза в четверть) участия учащихся класса во внеурочной деятельности
  • Организация генеральных уборок в конце каждого месяца и каждой четверти. Организация дежурства  по кабинету

5.  Классные часы:

  1. Организационные (не реже двух раз в месяц)
  2. Тематические:  

тема

время

Отметка о выполнении

Какое весёлое лето

Мои права и обязанности (школьникам о Законе)

 Сентябрь

Вот моя улица …. (правила дорожного движения)

Не открывай дверь незнакомцу (обеспечение собственной безопасности)

Октябрь

Я и вся моя семья (проблемы семейного воспитания подростка)

Мой самый счастливый день /Мир моих увлечений

Ноябрь

1 декабря – Международный день борьбы против СПИДа

Ура! Каникулы! Мой любимый вид отдыха

Декабрь

Учись учиться (НОТ школьника)

Январь

Лучше папы друга нет

Февраль

Конкурс на самые интересные мамины нотации и поучения

Март

Географическая карта моей семьи

Апрель

Мой дед (прадед) ветеран ВОВ

Вперед! За приключениями! (как лучше провести летние каникулы)

Май

           

6. Индивидуальная работа с учащимися:

  1. Осуществление систематического индивидуального  контроля  за учебной деятельностью, особенно  слабоуспевающих учеников, учеников с возможно  девиантным поведением с целью оказания им своевременной педагогической помощи
  2. Индивидуальные беседы с учащимися класса об их учёбе, внешнем виде, поведении, участии в общественной жизни, дополнительном образовании, здоровье
  3. Составление Портфолио на учащихся класса (сопровождение и отслеживание процесса саморазвития  учащихся)

7.  Работа с родителями:

  1. Индивидуальные беседы с родителями учащихся о ходе развития и саморазвития  их детей
  2. Привлечение родителей учащихся к делам  внутри класса  и  параллели  
  3. Дни общения с родителями - «родительская суббота»
  4. Семейные праздники и экскурсионные поездки
  5. Родительские собрания:
  • Организационные (1 раз в месяц)
  • Тематические (1 раз в четверть) :  

Тема собрания

время

Отметка о выполнении

Вот и стали мы на год взрослее… (об особенностях обучения детей в новом учебном году) – с приглашением учителей-предметников, заместителя директора школы  

 Сентябрь

 Особенности подросткового возраста (психолог школы, инспектор ОДН)

Ноябрь

Умеет ли Ваш ребенок дружить? (проблемы воспитания подростка внутри детского коллектива)

Январь

Гендерное воспитание (в семье растет мальчик/девочка) – с приглашением школьного врача, психолога)

Март

Как помочь ребенку стать успешным (некоторые итоги развития и саморазвития детей).  

Май

8. Работа с коллективом педагогов, работающих  в классе

Осуществление постоянного контакта с учителями - предметниками, педагогами дополнительного образования, скаутскими инструкторами, социальным педагогом, психологом, педагогами – организаторами параллелей классов с целью систематического контроля за развитием и саморазвитием  учащихся класса и обеспечения педагогической помощи и поддержки ребенку и семье в случае необходимости. Организация мониторинга развития УУД учащихся, составление карт развития учащихся.

9. Исследование эффективности программы:

1. Психолого-педагогическое тестирование

  • Методика Д. Филлиппса. Исследование уровня школьной тревожности  (сентябрь).
  • Методика Н.Г. Лускановой.  Выявление детей со школьной дезадаптацией (сентябрь, декабрь).
  • Социометрия (Дж. Морено).  Обследование социально-психологического климата детских коллективов (март).
  • Методика  А.А. Андреева. Мониторинг удовлетворённости  школьной жизнью (апрель).
  • Методика Е.Н. Степанова. Мониторинг удовлетворённости функционированием ОУ.  (родители, апрель).

2. Метод педагогического наблюдения

  • на уроках (в течение года, постоянно)
  • на внеклассных программах в объединениях дополнительного образования (в течение года, постоянно)

3. Анкетирование

Учащихся:

  • занятость в воспитательных центрах,  объединениях дополнительного образования школы и вне её (сентябрь, февраль - ежегодно
  • о взаимоотношениях в семье (ноябрь, 1 раз в год)
  • предложения по планированию досуговых программ, оценка проведенных дел (в течение года, постоянно)

-   определение направленности личности (ориентационная анкета)

    (октябрь)

Родителей:

  • условия жизни ребёнка в семье (быт, взаимоотношения, семейный досуг)
  • предложения по организации учебно-воспитательного процесса в школе (ноябрь, ежегодно)

4. Индивидуальные беседы (в течение года, постоянно, по мере необходимости)

5. Профилактические медицинские  осмотры (в течение года, по плану медицинских учреждений)

6. Ежегодное обновление банка данных на учащихся на основе изучения личности ребёнка, его условий жизни:

  • состав семей (неблагополучные, многодетные, неполные, малообеспеченные, образовательный уровень)
  • движение интересов и склонностей учащихся
  • наличие лидерских организаторских качеств у учащихся, их развитие
  • успешность овладения программами дополнительного образования
  • наличие асоциального поведения  учащихся (употребление алкоголя, табака, токсических веществ, наркотиков, уход из дома, пропуски уроков без уважительных причин, совершение правонарушений)

-   участие во внеурочной деятельности в  школе и вне её, поощрения