Статьи


Предварительный просмотр:

Информационно - коммуникативные технологии в школе

 

Я – учитель английского языка. Десять лет я учу детей иностранному языку и могу с уверенность сказать, что урок иностранного языка занимает особое место среди школьных предметов. Он открывает детям окно в мир других стран, стирая границы пространства и времени. В течение сорока пяти минут школьники могут побывать в разных уголках нашей огромной планеты, познакомиться с географией, историей, культурой, искусством, традициями и образом жизни людей стран изучаемого языка. Огромнейшим подспорьем при этом служит использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ), обеспечивающих доступ к Интернет-ресурсам, служащих своеобразным наглядным пособием на уроках.

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска – эти слова, к счастью, уже не являются для нас лишь пустым звуком. Активное применение этих технических средств на уроках не только расширяет кругозор школьников, развивает познавательный интерес к предмету, но и способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала. Намного интереснее, занимательнее и увлекательнее детям посмотреть учебный фильм о стране,  язык которой они изучают, самим увидеть то, о чем рассказывается в бесконечных текстах уже порядком поднадоевших учебников. Грамматический материал тоже не так скучен, если посмотреть о нем учебный видеоролик, а не слушать зачастую монотонное объяснение учителя.  С помощью электронной почты или веб-камеры дети могут общаться со сверстниками, живущими в других странах, совершенствуя при этом свои языковые знания и коммуникативные умения. Еще одним  плюсом  использования ИКТ на уроках является и то, что к мультимедийным учебным средствам и пособиям ребенку, при возникновении необходимости, можно самостоятельно и неоднократно вернуться, даже находясь дома, сидя в мягком удобном кресле в непринужденной обстановке с чашкой чая или молока.

Регулярное использование ИКТ на уроке повышает у школьников мотивацию к изучению того или иного предмета, что является в настоящий момент большой проблемой всего процесса обучения в целом. Если ребенку интересно на уроке, он с удовольствием приходит на очередную встречу с педагогом, старается выполнить различные нестандартные задания, что становится возможным  опять-таки с применением ИКТ-средств.  

Современным школьникам повезло в этом плане больше, чем нам, получавшим начальное, основное, среднее и высшее образование без использования Интернета, компьютеров. Долгое время у нас даже не было уроков информатики в школе. Правда, когда мы учились в 5 классе,  в наше образовательное учреждение завезли первые ЭВМ. Черно-белые, медленные, но мы были страшно довольны этим событием. Работать с ним было испытанием не для слабонервных! Младшие школьники по очереди ходили в компьютерный класс играть в первые компьютерные игры.

Наши учителя не применяли ИКТ в своей педагогической деятельности, уроки были самые обычные, но все же не менее интересные. Знания, полученные в школе, всем нам пригодились в будущем при поступлении в институт.  Мы готовили доклады и рефераты, сидя в библиотеке, перечитывая книги по разным темам, общались с друзьями в реальной обстановке, а не онлайн, мы ходили на прогулки, а не засиживались за компьютерами часами, как делают сейчас многие подростки.

Учась в начале 2000-х в университете, нам пришлось осваивать неведомые до той пор компьютерные программы: печатать, создавать, строить. Было не просто, но очень интересно и увлекательно.

Новые реалии жизни несут с собой новые требования. Информатизация общества оказывает огромное влияние на процесс обучения. Повсеместно идет компьютеризация школ и других образовательных организаций. ИКТ облегчают процесс обучения, делают его ярче, насыщеннее. Естественно,  ИКТ не могут полностью заменить традиционные формы и методы обучения. Однако, нам, педагогам, следует помнить, что наша основная задача – воспитание и обучение нового поколения страны, к тому же реформа системы образования диктует новые условия процесса обучения, а учить по-новому,  используя старые средства, мягко говоря, сложно!!!



Предварительный просмотр:

Домрачева Татьяна Владимировна

учитель английского языка МБОУ Воротынская средняя школа

 Нижегородской области

эссе

на тему

«Современный учитель – современные методы обучения!»

Я – учитель английского языка. Десять лет я учу детей иностранному языку и могу с уверенность сказать, что урок иностранного языка занимает особое место среди школьных предметов, а статус учителя становится каким-то особенным,  открывая детям окно в мир других стран, стирая границы пространства и времени. Под чутким и грамотным руководством учителя в течение сорока пяти минут школьники могут побывать в разных уголках нашей огромной планеты, познакомиться с географией, историей, культурой, искусством, традициями и образом жизни людей стран изучаемого языка. Огромнейшим подспорьем при этом служит использование на уроках информационно-коммуникативных технологий (далее – ИКТ), обеспечивающих доступ к Интернет-ресурсам, служащих своеобразным наглядным пособием на уроках. При этом весьма не маловажную роль играет то, на сколько хорошо и уверенно учитель владеет персональным компьютером и ориентируется в информационном пространстве.

Компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска – эти слова, к счастью, для большинства российских учителей уже не являются лишь пустым звуком. Активное применение этих технических средств на уроках не только расширяет кругозор школьников, развивает познавательный интерес к предмету, но и способствует более глубокому и прочному усвоению изучаемого материала. Намного интереснее, занимательнее и увлекательнее детям посмотреть учебный фильм о стране,  язык которой они изучают, самим увидеть то, о чем рассказывается в бесконечных текстах уже порядком поднадоевших учебников. Грамматический материал тоже не так скучно преподавать, если вместе с детьми посмотреть о нем учебный видеоролик, а не ограничиваться зачастую монотонным объяснением учителя.  С помощью электронной почты или веб-камеры дети могут общаться с учителями и со сверстниками, живущими в других странах, совершенствуя при этом свои языковые знания и коммуникативные умения. Еще одним  плюсом  использования ИКТ учителем на уроках является и то, что к мультимедийным учебным средствам и пособиям ребенку, при возникновении необходимости, можно самостоятельно и неоднократно вернуться, даже находясь дома, сидя в мягком удобном кресле в непринужденной обстановке с чашкой чая или молока.

Регулярное использование ИКТ на уроке поднимает авторитет учителя, развивает познавательный интерес и повышает у школьников мотивацию к изучению того или иного предмета, что является в настоящий момент большой проблемой всего процесса обучения в целом. Если ребенку интересно на уроке, он с удовольствием приходит на очередную встречу с педагогом, старается выполнить различные нестандартные задания, что становится возможным  опять-таки с применением ИКТ-средств.  

Современным школьникам повезло в этом плане больше, чем нам, получавшим начальное, основное, среднее и высшее образование без использования Интернета, компьютеров. Долгое время у нас даже не было уроков информатики в школе. Правда, когда мы учились в 5 классе,  в наше образовательное учреждение завезли первые ЭВМ. Черно-белые, медленные, но мы были страшно довольны этим событием. Работать с ним было испытанием не для слабонервных! Младшие школьники по очереди ходили в компьютерный класс играть в первые компьютерные игры.

Наши учителя не применяли ИКТ в своей педагогической деятельности, уроки были самые обычные, но все же не менее интересные. Знания, полученные в школе, всем нам пригодились в будущем при поступлении в институт.  Мы готовили доклады и рефераты, сидя в библиотеке, перечитывая книги по разным темам, общались с друзьями в реальной обстановке, а не онлайн, мы ходили на прогулки, а не засиживались за компьютерами часами, как делают сейчас многие подростки.

Учась в начале 2000-х в университете, нам пришлось осваивать неведомые до той пор компьютерные программы: печатать, создавать, строить. Было не просто, но очень интересно и увлекательно.

Новые реалии жизни несут с собой новые требования. Информатизация общества оказывает огромное влияние на процесс обучения. Повсеместно идет компьютеризация школ и других образовательных организаций. ИКТ облегчают процесс обучения, делают его ярче, насыщеннее. Естественно,  ИКТ не могут полностью заменить традиционные формы и методы обучения. Однако, нам, педагогам, следует помнить, что наша основная задача – воспитание и обучение нового поколения страны, к тому же реформа системы образования диктует новые условия процесса обучения, а учить по-новому,  используя старые средства, мягко говоря, сложно!!!



Предварительный просмотр:

Название работы: Применение метода проектов в процессе обучения

Автор: Домрачева Татьяна Владимировна, учитель английского языка, русского языка и литературы МБОУ Воротынская СОШ р.п. Воротынец. Нижегородской области

Описание работы: данный материал будет полезен  для учителей и родителей. Статья  содержит описание возможностей использования метода проектов в современной школе.

Изменения, произошедшие в последние годы в экономической, политической и культурной жизни как внутри страны, так и в области международных отношений, существенно расширили функции иностранного языка. Включение России в мировой рынок, расширение сотрудничества с зарубежными странами, интернационализация научного общения значительно увеличили возможность контактов для различных социальных и возрастных групп. Появились реальные условия для получения образования и работы за рубежом, для продвижения российских товаров и услуг на мировой рынок, для обмена студентами и школьниками, специалистами. Вследствие этого наблюдается тенденция к возрастающей роли иностранного языка во всех сферах жизнедеятельности человека в современном обществе, которая диктует новый подход к обучению иностранным языкам.

В последнее десятилетие в системе образования наметилась опасная тенденция снижения мотивации у учащихся. Действия человека исходят из определенных мотивов и направлены на определенные цели. Мотив - это то, что побуждает человека к действию. Не зная мотивов, нельзя понять, почему человек стремится к одной, а не другой цели, нельзя понять подлинный смысл его действий.

Активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы: урок – спектакль, урок – праздник, урок – экскурсия, видеоурок и т.д. Опыт школьных преподавателей и исследования педагогов-новаторов показали, что нетрадиционные формы проведения уроков поддерживают интерес учащихся к предмету и повышают мотивацию учения. Интерес к предмету, желание овладеть им зависят в большей  степени от того, какая технология обучения используется, как учит учитель, и как учатся у него школьники. Тщательная подготовка к уроку – это другая возможность повысить его действенность. Современный урок – это сложное образование. Подготовка и проведение его требуют от учителя большой затраты творческих сил.

 Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Формирование положительной мотивации должно рассматриваться учителем как специальная задача. Как правило, мотивы связаны с познавательными интересами учащихся, потребностью в овладении новыми  знаниями, навыками, умениями.

Нетрадиционные формы проведения уроков дают возможность не только поднять интерес учащихся к изучаемому предмету, но и развивать их творческую самостоятельность, обучать работе с различными источниками знаний. Такие формы проведения занятий "снимают" традиционность урока, оживляют мысль. Однако слишком частое обращение к подобным формам организации учебного процесса нецелесообразно, так как нетрадиционное может быстро стать традиционным, что приведет к падению у учащихся интереса к предмету.  

    Как решить проблему активизации учебной деятельности ребят в большой степени способствует использование в обучении нестандартных или нетрадиционных форм работы. Метод проектов приобретает в последнее время все больше сторонников. Он направлен на то, что бы развить активное самостоятельное мышление ребенка и научить его не просто запоминать и воспроизводить знания, которые дает ему школа, а уметь применять их на практике.

Современный этап развития образования в России можно назвать переходным от традиционного, авторитарного обучения к личностно-ориентированному подходу. Основной акцент в системе образования делается на интеллектуальное и нравственное развитие личности, что предполагает необходимость формирования критического мышления, умение работать с информацией. Поворот к новому подходу в обучении связан с новыми общественно-экономическими условиями и с новыми задачами в системе образования: современные условия развития общества требуют переориентации обучения с усвоения готовых знаний, умений и навыков на развитие личности ребенка, его творческих способностей, самостоятельности мышления и чувства личной ответственности.

      Переход на новый метод обучения в современной школе обуславливается необходимостью применения новых технологий обучения. Поскольку проект легко вписывается в учебный процесс, не затрагивая содержания обучения, определенного Государственным Образовательным Стандартом, использование проекта позволяет расширить профессиональный инструментарий современного учителя продуктивным методом обучения.

В последние годы многие учителя все чаще применяют в своей практике методику обучения в сотрудничестве, частью которой является метод проектов. В основе проекта лежит какая-либо проблема, задача, требующая исследовательского поиска для её решения, самостоятельной деятельности учащихся на уроке и во внеурочное время. Особый интерес представляют международные телекоммуникационные проекты. Это совместная учебно-познавательная творческая деятельность учащихся - партнёров, организованная на основе компьютерных телекоммуникаций, имеющих общую проблему, цель, согласованные методы, способы деятельности, направленные на достижение общего результата совместной деятельности. Главное - сформулировать проблему, над которой учащиеся будут трудиться в процессе работы над темой программы.  

Главными целями введения в школьную практику метода проектов являются: 

  1. Показать умения отдельного ученика или группы учеников использовать приобретенный в школе исследовательский опыт.
  2. Реализовать свой интерес к предмету исследования, приумножить знания о нем.
  3. Продемонстрировать уровень обученности по предмету.
  4. Подняться на более высокую ступень образованности, развития, социальной зрелости.

Отличительная черта проектной методики - особая форма организации.

Метод проектов – это комплексный обучающий метод, который позволяет индивидуализировать учебный процесс, дает возможность учащемуся проявлять самостоятельность в планировании, организации и контроле своей деятельности, выборе темы, источников информации, способе ее изложения и презентации. Проектная методика позволяет вести индивидуальную работу над темой, которая вызывает наибольший интерес у каждого участника проекта, что, несомненно, влечет за собой повышенную мотивированную активность учащегося. Он сам выбирает объект исследования, сам для себя решает: ограничиться учебником по предмету, просто выполнив очередное упражнение; либо обратиться к дополнительным источникам информации (к специальной литературе, энциклопедиям), проанализировать, сравнить, оставив самое важное и занимательное.

Задача учителя активизировать деятельность каждого учащегося, создать ситуации для их творческой активности в процессе обучения. Использование новых информационных технологий не только оживляет и разнообразит учебный процесс, но и  открывает большие возможности для расширения образовательных рамок, несомненно, несет в себе огромный мотивационный потенциал и способствует принципам индивидуализации обучения. Проектная деятельность позволяет учащимся выступать в роли авторов, созидателей, повышает творческий потенциал, расширяет не только  общий кругозор, но и способствует расширению знаний.

Проектная методика – актуальное направление в теории обучения в современной школе, проект - одна из современных технологий обучения, позволяющая оптимизировать учебно-воспитательную работу, повысить уровень усвоения учебного материала и качество знаний, более эффективно развивать у учащихся познавательные процессы.

  Год от года улучшается техническая оснащенность школ. Компьютерные технологии позволяют педагогу пополнить копилку методов работы, сделать процесс обучения более привлекательным для детей, благоприятным для усвоения учебного материала и повышения качества знаний. Но жёсткие рамки школьной программы, требующие обязательного её прохождения, не дают возможности использовать метод проектов так часто, как этого бы хотелось. Следовательно, готовясь к инновационному уроку, который вызывает у детей множество положительных эмоций, учитель сталкивается с некоторыми трудностями, т.к. урок с применением метода проектов требует долгой, тщательной   подготовки.

Я считаю, метод проектов – это уже недалёкое будущее системы образования. Метод проектов имеет много положительных характеристик: в процессе проектной деятельности происходит всестороннее развитие школьников, они готовятся к дальнейшей учёбе, учатся работать самостоятельно, лучше усваивают материал, который представляется в различных аспектах его изучения. Однако, наша привычка к консерватизму, традиционным методам обучения, частая непредусмотренность программой, тормозят применение новых технологий на уроках.

Современная система обучения требует личностно-ориентированного подхода. Современный ученик - это личность, которой всё интересно, он стремится быть всесторонне развитым, а,  следовательно, вполне естественно его желание расширить свой кругозор. Метод проектов активизирует все стороны личности школьника и является сутью развивающего, личностно ориентированного характера обучения. На мой взгляд, проектная методика весьма актуальна в настоящее время и в дальнейшем будет высоко оценена коллегами, заняв особое место в процессе обучения. Как каждый человек стремиться к самосовершенствованию, так каждый учитель должен овладеть наибольшим количеством методов обучения. На современном этапе развития системы образования одним из новых методов является метод проектов, развивающий индивидуальные способности детей, активизирующий их творческую деятельность, давая возможность самореализации, представляя работу на различных конкурсах и конференциях. Исследовательские проекты формируют навыки исследовательской работы, которая имеет большое значение для развития личности учащегося. По моему мнению, проекты должны выполняться индивидуально, в классе метод проектов использовать сложнее из-за больших временных затрат, а проект группы трудно оценивать, к тому же, ещё не все учащиеся владеют знаниями использования компьютера, а при изучении некоторых тем метод проектов просто неуместен.

Безусловно, метод проектов расширяет ассортимент методов работы учителя, вносит в работу разнообразие, но всё же он не должен быть единственно применяемым на уроках.

 



Предварительный просмотр:

Новый год два раза в год???!!!

Автор: Шелаумова Татьяна Владимировна, учитель английского языка МБОУ Воротынская СОШ Нижегородской области

Поздравление «С Новым годом», полученное первого сентября, воспринимается многими людьми, как минимум, странно. Поздравляя своих близких в первый день осени с Новым годом, мы приводим их, по меньшей мере, в недоумение, но, когда в ответ на шокированное выражение лица, уточняя, человек вновь произносит «С Новым учебным годом», то тогда всё становится ясно. Наверное, только люди такой нелегкой профессии, как учитель,  адекватно реагируют на подобное поздравление: можно сказать, что у учителей Новый год два раза в год.

Выходя после длительного отпуска на работу, мы встречаемся, прежде всего, со своими коллегами, с которыми работаем над общим делом – воспитываем и обучаем детей. Как приятно снова видеть знакомые лица! Отдохнувшие, загорелые под нашим ласковым поволжским солнцем, они кажутся более красивыми и помолодевшими. Говорят, учителя не стареют, ну, или стареют медленнее других. Может  быть, нас питают могущественные силы и неистребимая энергия поколений молодых людей, меняющихся непрерывно друг за другом, с которыми нам и приходится работать?

Что такое Новый год? Согласно проведенным опросам, это любимейший праздник как взрослых, так и детей. Новый год дарит нам новую жизнь, новые возможности, новые перспективы, а вместе с этим и новые впечатления.

Новый год первого сентября мы, учителя, отмечаем в необычном месте и в необычной компании. По уже сложившейся традиции  учитель встречает детей у  парадного крыльца школы, все поздравляют друг друга с новым учебным годом, делятся мнениями о проведенных летних каникулах, планируют работу в начинающемся году, вот только вместо президента напутственное слово дает директор и вместо кремлевских курантов звенит школьный звонок, а подарки и фейерверки заменяют охапки цветов, новогодняя мишура в сентябре предстает в виде белых бантов у шольниц.

 По окончании праздника начинается нелегкая, но интересная девятимесячная «эпопея». Девять месяцев – срок, за который формируется ребенок в утробе матери. Скорее всего, в образовательном процессе мать – это школа и учителя, а вот появление какого ребенка мы ждем? Конечно, умного, уважающего себя и окружающих, умеющего размышлять, творить, способного ценить прекрасное. Вырастить такого человека – вот наша первоочередная задача учителя в каждом новом году, в каждом новом учебном году!