Классное руководство

Фаррахутдинова Гузелия Саубановна

Предварительный просмотр:

РАБОТА С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ


СОДЕРЖАНИЕ, ФОРМЫ И МЕТОДЫ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ МЛАДШИМИ ШКОЛЬНИКАМИ

“Дети – прирождённые художники, учёные, изобретатели –
видят мир во всей его свежести и первозданности; каждый 
день они заново придумывают свою жизнь. Они любят 
экспериментировать, и смотрят на чудеса окружающего 
мира с удивлением и восторгом”. (П.Вайнцвайг)

1. Причины изучения одаренности.

В динамичном, быстро меняющемся мире, общество значительно чаще переосмысливает социальный заказ школе, корректирует или коренным образом изменяет цели и задачи школьного образования.

Главная цель сейчас видится в том, чтобы сделать акцент на воспитание личности активной, творческой, осознающей глобальные проблемы человечества, готовой посильно участвовать в их решении.

Сейчас необходимы люди, мыслящие не шаблонно, умеющие искать новые пути решения предложенных задач, находить выход из проблемной ситуации.

Ещё одной из актуальных задач является индивидуальный подход и помощь каждому ученику. Развитие индивидуальных способностей, для проявления личности каждого ученика.

Не так давно считалось, что все дети равны и в интеллектуальном плане, и в эмоциональном. Надо только научить их думать, сопереживать, решать сложные логические задачи.

Однако опыт современной школы показывает, что существуют различия  между учениками. Выделяются дети с более развитым интеллектом, чем у их сверстников, со способностями к творчеству, с умением классифицировать, обобщать, находить взаимосвязи. Они постоянно находятся в поиске ответа на интересующие их вопросы, любознательны, проявляют самостоятельность, активны.

2. Характеристика одарённых детей.

Начнем с того, что определимся с самим понятием:

Одаренность — это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности.

Одарённость определяется опережающим познавательным развитием, психосоциальной чувствительностью и физическими характеристиками.

Опережающее познавательное развитие:

- отличаясь широтой восприятия, одарённые дети остро чувствуют всё происходящее в окружающем их мире и чрезвычайно любопытны в отношении того, как устроен тот или иной предмет. Им интересно, отчего мир устроен так, а не иначе и что бы было, если бы внешние условия изменились. Они способны следить за несколькими процессами одновременно, и склонны активно исследовать всё окружающее.

- они обладают способностью воспринимать связи между явлениями и предметами и делать выводы; им нравится создавать альтернативные системы в своём воображении.

- отличная память в сочетании с ранним языковым развитием и способностью к классификации помогают такому ребёнку накапливать большой объём информации и интенсивно использовать её.

- одарённые дети обладают большим словарным запасом, позволяющим им свободно и чётко излагать свои мысли. Ради удовольствия они изобретают новые слова.

- наряду со способностью воспринимать смысловые неясности, сохранять высокий порог восприятия в течение длительного времени, с удовольствием заниматься сложными и даже не имеющими практического решения задачами одарённые дети не терпят, когда им навязывают готовый ответ.

- некоторые одарённые дети обладают повышенными математическими способностями в плане вычислений и логики, что может повлиять на их прогресс в чтении.

- они отличаются продолжительным периодом концентрации внимания и большим упорством в решении той или иной задачи.

- характерная для одарённого ребёнка увлечённость заданием в сочетании с отсутствием опыта часто приводит к тому, что он замахивается на то, что пока не по силам. Он нуждается в поддержке и помощи.

Психосоциальная чувствительность:

- одарённые дети обнаруживают обострённое чувство справедливости, нравственное развитие, опережающее восприятие и познание.

- они быстро реагируют на несправедливость, предъявляют высокие требования к себе и окружающим.

- живое воображение, включение в выполнение задач элементов игры, творчество, изобретательность и богатая фантазия (воображение) весьма характерны для одарённых детей.

- они обладают отличным чувством юмора, любят смешные несоответствия, игру слов, шутки.

- им недостаёт эмоционального баланса, в раннем возрасте одарённые дети нетерпеливы и порывисты.

- порой для них характерны преувеличенные страхи и повышенная уязвимость. Они чрезвычайно чувствительны к неречевым сигналам окружающих.

- эгоцентризм, как и у обычных детей.

- нередко у одарённых детей развивается негативное самовосприятие, возникают трудности общения со сверстниками.

Физические характеристики:

- одарённых детей отличает высокий энергетический уровень, причём спят они меньше обычного.

- их моторная координация и владение руками часто отстают от познавательных способностей. Им необходима практика. Разница в интеллектуальном и физическом развитии таких детей может обескураживать их и развивать несамостоятельность.

- зрение одарённых детей (в возрасте до 8 лет) часто нестабильно, им трудно менять фокус с близкого расстояния на дальнее (от парты к доске).

3. Специальные виды одарённости, проявляющиеся в отдельных областях деятельности.

Музыкальное дарование.

С раннего возраста у музыкально одарённого ребёнка отмечается повышенное любопытство в отношении любых звучащих объектов. К двум-трём годам такие дети различают все мелодии, которые слышат и точно их интонируют. Некоторые начинают петь раньше, чем говорить. В три-пять лет резко возрастает стремление к самостоятельным действиям по “извлечению” звуков. Первоначально – это подражание игре на музыкальных инструментах. В дальнейшем это приведёт к первым попыткам придумать что-то своё. Появление первых произведений знаменует переход на более высокий уровень развития одарённости.

Художественная одарённость.

Высокая избирательность в отношении зрительных образов и представлений появляется в раннем детстве в острой наблюдательности, сильной впечатлительности, способности всё вокруг видеть в красках, в цветовых контрастах, замечать необычное, красивое и запоминать надолго. Большую роль играет собственная активность ребёнка, его стремление к творческому поиску. Талант без творческого поиска немыслим.

Математическая и шахматная одарённость.

Появляется рано. В три-четыре года некоторые дети увлечённо играют с числами: отыскивают их на вывесках домов, страницах книг и журналов, позже пробуют составлять разные новые комбинации. Освоение простых арифметических действий происходит радостно и быстро. В четыре-пять лет одарённые дети с лёгкостью демонстрируют способность складывать и вычитать в уме двухзначные и трёхзначные числа, а в пять-шесть лет начинают проявлять большой интерес к учебникам математики, и не только для начальной школы.

Для других одарённых детей не составляет большого труда просчитывание в уме сложных шахматных комбинаций. Научившись в четыре-пять лет играть в шахматы, они потом большую часть времени проводят за шахматной доской, добиваясь поразительных результатов. Шахматная игра – постоянное экспериментирование, требующее внимательности, сосредоточенности, умения быстро и логично мыслить. Именно познавательная активность ребёнка обусловливает раскрытие его одарённости в этой области.

Литературное дарование.

Раскрывается позднее. Зависит от опыта и знаний ребёнка. Но в некоторых случаях признаки литературных способностей выявляются и на этапе дошкольного детства. Ребёнок настроен на музыку слов, его завораживает звучание рифм, он радуется возникновению новых слов и сочетаний. По сравнению с работами ровесников сочинения одарённых детей более оригинальны и выразительны.

Социальная одарённость.

Не заметить лидера в группе детей невозможно. Быстро обратит на себя внимание уверенный, инициативный ребёнок. У него хорошо развита речь, он не боится и не стесняется обратиться к другому ребёнку, к взрослому. У такого ребёнка обнаруживается свой деловой подход ко всему происходящему. Его отличительная особенность – такому ребёнку до всего есть дело.

Любой ребёнок обязательно имеет одарённость в одной из областей человеческой деятельности. Оценить правильность предположения о врождённых способностях ребёнка или помочь в этом важнейшем деле помогут  тесты-анкеты, разработанные специалистами в области детской психологии

3. Методы и формы работы с одарёнными детьми в начальной школе       

В начальную школу приходят дети, которых можно отнести к категории одарённых. Эти дети имеют более высокие по сравнению с большинством интеллектуальные способности, восприимчивость к учению, творческие возможности и проявления; доминирующую активную, ненасыщенную познавательную потребность; испытывают радость от добывания знаний, умственного труда. Исходя из этого, выявление одарённых детей, развитие степени их одарённости должно начинаться уже в начальной школе.

В учебной деятельности работа с одарёнными детьми основывается на дифференцированном подходе, что способствует расширению и углублению образовательного пространства предмета. Поэтому  работа с одарёнными детьми, должна  состоять как из урочной, так и из внеурочной деятельности

4. Урочная деятельность

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- проблемно-развивающее обучение,

- проектно-исследовательская деятельность,

- игровые технологии (деловые игры и путешествия),

- информационно-коммуникативные технологии для удовлетворения познавательной мотивации

  развития способностей (разноуровневые тесты, презентации, тренажёры),

- творческие и нестандартные задания.

Проблемно-развивающее обучение

Большинство учителей, работающие с одарёнными детьми, успешно реализуют технологию проблемного обучения. Учителя создают на занятиях ситуацию познавательного затруднения, при которой младшие школьники поставлены перед необходимостью самостоятельно воспользоваться для изучения новой темы одной или несколькими мыслительными операциями: анализом, синтезом, сравнением, аналогией, обобщением и др. Это позволяет организовать активную самостоятельную деятельность учащихся, в результате чего происходит творческое овладение знаниями, навыками, умениями и развитие мыслительных способностей.

Проектно-исследовательская деятельность

Одной из новых форм работы с одарёнными детьми в школе является проектирование. Проектный метод представляет такой способ обучения, который, можно охарактеризовать как «обучение через делание», когда учащийся самым непосредственным образом включён в активный познавательный процесс, самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует возможные варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя «по кирпичикам» новые знания и приобретая новый учебный жизненный опыт

5. Внеурочная деятельность.

К ней  относятся следующие виды деятельности:

- факультативы,

- предметные недели,

- театрализованные праздники,

- олимпиады и конкурсы по предметам.

Факультативы.

Одна из форм работы с одарёнными детьми – использование факультативов. Здесь, работая в малых группах, педагоги максимально реализуют дифференциацию обучения, индивидуальный подход, применяя разные методы работы: наблюдение, эксперимент, исследование, работа с научной литературой. Использование разных факультативов позволяет учесть различные потребности и возможности одарённых детей.

Предметные недели.

Одной из форм организации внеклассной работы, направленной, в частности, на раскрытие творческого потенциала учащихся, являются предметные недели. При проведении недели начальных классов у детей появляется возможность использовать свой творческий потенциал в полной мере.

Театрализованные праздники.

Театрализованные праздники - особая форма работы с одаренными детьми, поскольку в них дети имеют возможность не только реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, но и проявить творческие навыки, разрабатывая сценарии постановок, развить склонность к художественному чтению и литературному творчеству, проявить эрудицию и исследовательские навыки в викторинах и литературных рингах. Такая работа способствует повышению мотивации одаренных детей к сотрудничеству с педагогами и кропотливой работе по самосовершенствованию.

Олимпиады и конкурсы по предметам.

 Для поиска одарённых детей серьёзное значение имеет проведение школьных олимпиад. В школе нужно создавать и постоянно пополнять банк заданий олимпиад по различным образовательным областям.

6. Система работы.

Работу с одарённым ребёнком нужно начинать с выявления этого ребёнка в детском коллективе. Основной формой диагностики в начальных классах является наблюдение. После того как заметили яркие способности ученика, необходимо выявить уровень одарённости. Для этого можно  использовать различные формы: анкеты для родителей, опросники, методику «Карта одарённости», методику оценки общей одарённости и др.

После выявления  обязательно согласуйте свои дальнейшие действия с родителями ученика, администрацией. После этого составляется план работы с одарённым ребёнком. Он включает в себя не только темы, которые необходимо изучить в ходе работы, но и предусматривает сотрудничество с педагогическим коллективом.  Психолог проводит диагностику, тестирование, выявление, помогает составить план работы с учётом психологических особенностей ученика. Учителя начальных классов оказывают помощь друг другу в организации совместных мероприятий, предметных олимпиад, выборе наиболее результативных форм и методов работы, делятся опытом, который принёс результат. Администрация руководит, согласует, анализирует деятельность учителей и учеников. Детский коллектив может и должен в некоторой степени влиять на развитие высокомотивированных учеников через дружеское соперничество на уроках, при проведении игр клуба знатоков, на внеклассных мероприятиях.

Ежегодно подводятся итоги работы, и в план работы  вносятся соответствующие коррективы.

При выборе форм и методов руководствуемся несколькими аспектами:

- видом одарённости;

- возрастом ребёнка;

- социальным статусом семьи ребёнка;

- уровнем одарённости;

- активностью самого ребёнка;

- профессиональной подготовкой педагога;

В работе с одарёнными учащимися обращаем внимание на их достижения, так как оценки взрослых для них – одновременно и награда, и мерило их самовосприятия и самооценки. Создаём у них мотивацию к достижению, готовность идти на творческий риск, поощряем самостоятельное мышление.

Таким образом, одарённый ребёнок с самого детства может отличаться своеобразными способами деятельности. Уровень его способностей значительно выше среднего. Оценка одарённости не должна основываться только на тестировании: её степень и своеобразие обнаруживаются в ходе обучения и воспитания при выполнении содержательной деятельности. Одарённость на ранних возрастных этапах следует рассматривать и развивать как некую общую, универсальную способность, которая с возрастом приобретает специфические черты и определённую предметную направленность.

Поэтому главная педагогическая задача должна смещаться с развития общих способностей к поиску адекватного способа реализации личности в определённых видах деятельности. Если взрослые смогли разглядеть талант, то их главная задача – формировать у ребёнка высокую мотивацию. 

 

Для успешной работы с одаренным ребенком педагоги пытаются  найти его сильную сторону и дать ему возможность  проявить ее, почувствовать вкус успеха и поверить в свои возможности. Проявить сильную сторону означает возможность отступать от школьной программы, не ограничиваться ее рамками. Следование данному принципу  выявило проблему: часто точка роста лежит вне школьной программы. 

ВЫЯВЛЕНИЕ ИНДИВИДУАЛЬНЫХ ОСОБЕННОСТЕЙ

Одаренность не лежит на поверхности. Учителя должны хорошо овладеть методикой ее определения. Большинство педагогов чрезмерно доверяют тестированию, имеют недостаточно сведений об учащихся. Считается, что ребенок с высоким интеллектом должен превосходить остальных по всем школьным предметам. Следовательно, учителя ждут от него наибольшей эмоциональной и социальной зрелости и убеждены, что ему не нужна специальная помощь. 

ВОСПИТАНИЕ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ

Творческая личность характеризуется умением самостоятельно выбирать сферу деятельности и двигаться вперед. В учебном учреждении этому способствует продуманная методика обучения, предназначенная не только для передачи знаний, но и  для выработки «умения мыслить».

  В своей работе на уроке учитель может использовать:

  • Метод вживания. Позволяет учащимся посредством чувственно- образных и мыслительных представлений  «переселиться» в изучаемый объект, почувствовать и познать его изнутри.
  • Метод эвристических вопросов.  Ответы на семь ключевых вопросов:     Кто? Что? Зачем? Где? Чем? Когда? Как? и их всевозможные сочетания порождают необычные идеи и решения относительно исследуемого объекта.
  • Метод сравнения.  Дает возможность сопоставить версии разных учащихся, а также их версии с культурно – историческими аналогами, сформированными великими учеными,  философами и т. д.
  • Метод конструирования понятий. Способствует созданию коллективного творческого продукта - совместно сформулированного определения понятия.
  • Метод путешествия в будущее.  Эффективен в любой  общеобразовательной области как способ развития навыков предвидения, прогнозирования.
  • Метод ошибок. Предполагает изменение устоявшегося негативного отношения к ошибкам, замену его на конструктивное использование ошибок для углубления образовательных процессов. Отыскивание взаимосвязей ошибки с «правильностью» стимулирует эвристическую деятельность учащихся, приводит их к пониманию относительности любых знаний.
  • Метод придумывания. Позволяет создать не известный ранее ученикам продукт  в результате определенных творческих действий.
  • Метод «если бы…». Помогает детям нарисовать  картину или составить  описание того, что произойдет, если в мире что-либо изменится. Выполнение подобных заданий не только развивает воображение, но и позволяет лучше понять устройство реального мира.
  • «Мозговой штурм» (А. Ф. Осборн). Позволяет собрать большое число идей в результате освобождения участников обсуждения от инерции мышления и стереотипов.
  • Метод инверсии, или метод обращения. Способствует применению принципиально противоположной альтернативы  решения. Например, объект исследуется с внешней стороны, а решение проблемы происходит при рассмотрении его изнутри.   

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ РАЗВИВАЮЩИХ ИГР

ПРИ ОРГАНИЗАЦИИ ВНЕУРОЧНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Все занятия, рассчитанные на повышение креативности, основываются на следующих принципах: научить человеческий мозг, во-первых, задавать необычные вопросы, во-вторых, искать неожиданные ответы и экспериментировать с образами и идеями.

Пять самых знаменитых упражнений, которые необходимо регулярно выполнять, а в идеале – ежедневно.

1.  «И все-таки у них много общего».  Задание: Возьмите наугад два существительных, которые принадлежат к совершенно разным сферам лексики. Для простоты можно воспользоваться словарем, открыв его наугад и ткнув пальцем в первое попавшееся слово. Выбрав два понятия, которые, казалось бы, не имеют между собой ничего общего, попытайтесь  «нащупать» между ними какую–нибудь связь. Любым способом.  Даже если понадобится придумать совершенно невероятную историю, сюжет которой свяжет эти два слова между собой. Это упражнение тренирует  мозг на сознание непривычных комбинаций и учит пользоваться  «ингредиентами», находящимися в  разных его секторах.   Например:

«Что общего между глазом и водопроводным краном»?

  • Оба слова - из четырех букв;
  • В обоих случаях буква «А» - третья по счету;
  • При помощи глаза кран можно увидеть, при помощи крана – глаз помыть;
  • И то и другое может блестеть;
  • Из них иногда льется вода;
  • Когда они портятся, из них подтекает.

Вывод: ремонт глаза в тысячу раз дороже, чем ремонт крана.

2.  «Безумный генетик». Для этого упражнения понадобится листок бумаги и ручка (карандаш). Внимание! Здесь важен процесс, а не результат.

Задание: нарисуйте фантастическое животное, которое  будет содержать как можно больше признаков разных реальных животных.

Работая над этим художественным произведением, вы убедитесь, что богатая фантазия может иметь вполне механическое происхождение. Главное - «задушить» логику и здравый смысл, которые  будут мешать в работе.

3.  «Сумасшедший архитектор». Задание:  необходимо нарисовать дом. Для этого вам  понадобится, прежде всего, произвольно выбрать любых 10 слов (можно из словаря, можно наугад назвать). Задача такая: вы архитектор, к вам обратился заказчик, который готов заплатить большие деньги за эскиз своего жилья. Его условие: в эскизе должны быть представлены… (далее следует 10 выбранных слов). Рисуйте дом прозрачным, чтобы внутри можно было разместить мебель.

 Например: «Кастрюля» - отлично, дом будет иметь   форму кастрюли. «Ворона»… пусть крыльцо будет черным, как ворона.  «Кресс – салат»? Отведем комнату под зимний сад и посадим там полезное растение.

Рисуя, пусть схематично, старайтесь одновременно представлять, как это могло бы быть в действительности.

4.   «Десять плюс десять». Возьмите любое существительное и напишите в столбик 10 прилагательных, которые к нему подходят.

Например, «шляпа – большая, зеленая,  теплая, модная, красивая  и т. д.». Это легко.  А вот теперь попробуйте написать в другой столбик десять прилагательных, которые этому существительному не подходят. Это не так просто, как может показаться на первый взгляд. Та же шляпа не может быть, скажем, кислой. … Старайтесь подбирать прилагательные из разных сфер восприятия (например, если вы написали «желтый», можете считать, что с цветовой гаммой покончено).

5.  « И это называется…» Упражнение можно повторять несколько раз в день. Каждый раз, когда ваше внимание привлекает что-либо, вообразите, будто видите это на картине. А теперь придумайте картине подходящее название. Можно короткое, можно развернутое. Главное, чтобы оно понравилось вам самим.

Например, «Вид из окна, когда у меня плохое настроение» и т.д.                                          

Упражнения для развития творческого восприятия

Помогают ученику раскрыть свои возможности и найти личный путь творческого развития.

  1. Упражнение «На одну букву». Учитель считает до тридцати, дети в это время находят и запоминают все предметы в классе, название которых начинается, например, с буквы «С».
  2. Упражнение «На несколько букв». Необходимо определить характеристики представленного предмета, начинающиеся на три выбранные буквы.
  3. Упражнение «Переключение внимания». Ученики  рассматривают предмет в руке,  по команде  переводят взгляд на стену. Затем опять – на предмет в руке, стараясь продолжать ход своих мыслей с того же места, где остановились, а не сначала. Промежутки между командами постепенно сокращаются от минуты до нескольких секунд.
  4. «Что нового?» Проверяя степень  развития наблюдательности и одновременно снимая  напряжение, учитель спрашивает у учеников в начале урока: «Что нового вы заметили сегодня в нашем классе?».
  5.  «Метафоры». Учитель спрашивает, что видят ученики при слове «гаснуть».  Это упражнение можно выполнять письменно.
  6. «Наполнение слов». Ученики пытаются понять, на что похоже то или иное слово, что оно им напоминает, какое оно. Раскрывая образный смысл слов, добиваются того, что слово становится наполненным, оживает  в воображении.
  7. «Цепочка ассоциаций». Оттолкнувшись  от какого – либо слова, отыскиваем ассоциации, которое оно вызывает, потом ассоциации, которые вызывает одно из возникших слов.
  8. «Рассказ по картинкам».  Предложите ребенку придумать рассказ, используя ряд картинок. Пусть он предложит продолжение рассказа. Усложните это задание, добавив ряд иллюстраций, на первый взгляд, не связанных между собой.
  9. «Составь комикс». Попросите ребенка составить  комикс. Для этого можно использовать готовые картинки или придумать самим и нарисовать их.
  10. «Музыка». Ребенку предлагается прослушать музыку. Затем ему дают четыре краски: красную, зеленую, синюю, желтую. Используя эти краски, ребенок  должен изобразить услышанную музыку и озаглавить рисунок.
  11. «Неоконченный рисунок». Ребенку предлагается ряд кружочков (линий, квадратиков, крестиков и т. д.). Его задача – каждому кружочку придумать, используя различные элементы, какой – либо образ. Повторяться нельзя.
  12. «Придумай название». Необходимо придумать как можно больше названий для рассказа, сказки или рисунка. Можно использовать для названий пословицы, поговорки, крылатые фразы.
  13. «Рифмоплет». Сначала предложите ребенку придумать слова, окончания которых звучали бы одинаково (палка – галка); затем -   сочинить двустишия на заданные рифмы; потом подобрать рифму и закончить заданные  двустишья. В завершение игры можно попросить ребенка сочинить стихотворение неограниченной длины, используя как можно больше необработанных рифм.
  14. «Архимед». Предложите ребенку для решения ряд проблем, его задача – найти как можно больше решений. Проблемы могут быть такими: «Как  вырастить пальму возле дома? Как развести сад на луне? Как  сосчитать все звезды? Как приготовить машину для приготовления уроков?». 



Предварительный просмотр:

Конспект классного часа о правилах поведения для младших школьников

Беседа-рассуждение «Азбука поведения» или «Разговор о воспитанности»

Ход классного часа

I. Вступительное слово.

Учитель. Представьте себе каждый такую картину: ты примчался из школы голодный, как сто волков, и, не раздеваясь, не вымыв руки, несешься на кухню, хватаешь ложку и прямо из кастрюли проглатываешь все, что тебе оставлено. «Уф, наелся», - говоришь ты, вытирая рот рукавом. Как после этого ты будешь чувствовать себя за столом на именинах у друга? А вот как: нож и вилка будут прыгать у тебя в руках, картофелины на тарелке забегают, как живые, а рука само собой согнется в локте, чтобы вытереть рог рукавом. Что и говорить - есть из кастрюли куда проще! А если бы ты дома каждый день ел, как полагается, за столом, пользуясь ножом и вилкой, каким легким и удобным тебе бы это показалось! Тем ребятам, кто склонен играть двойную роль — одну у себя дома, другую - напоказ, мы предлагаем такую игру.

У каждого из вас есть знакомые, друзья, мнением которых вы дорожите или хотите произвести хорошее впечатление. А теперь представьте себе, что этот друг всегда находится недалеко от вас и наблюдает за вами. Это изменит вас до неузнаваемости. Ты уже не сможешь дернуть за ухо младшего брата или обругать товарища. Под взглядом этого человека тебе и в голову не придет, возвратившись из школы, швырнуть в угол пальто, облизать тарелку или пробурчать какую-нибудь грубость маме. Так воображение поможет тебе прилично вести себя дома, нормально есть, быть вежливым с окружающими. А через некоторое время (попробуй, и ты сам в этом убедишься) кусок хлеба в грязной руке уже не покажется таким вкусным, невоспитанность товарищей будет тебя возмущать, а беспорядок в квартире раздражать. Пройдет еще какое-то время, и ты почувствуешь, что хорошие манеры стали уже привычкой и внутренней потребностью. А теперь назовем черты поведения, которые мешают стать по-настоящему воспитанным, вежливым и культурным человеком. Это неумение держать слово, безответственность, нескромность, неумение хранить чужую тайну. Но такие черты, как доброжелательность и уважение к людям, плюс знание этикета составят культуру поведения. Только овладев правилами поведения, можно смело отправляться в путешествие по жизни. Человек в отличие от животного учитывает последствия своих действий, руководствуясь при этом нормами поведения. Человек, испытывая голод, может временно отказаться от пищи, если это вызывается необходимостью. Человек может преодолеть страх и идти навстречу опасности, сознавая свой долг. Обдумывать, обсуждать, раскидывать умом. Вдумчивым мы называем того человека, который в своих суждениях избегает вредной торопливости, вдумывается во все.

К. Д. Ушинский составил для себя правила поведения, они целиком были основаны на обдуманности совершенствии действий и поступков. Вот они.

Правила поведения

1. Спокойствие совершенное, по крайней мере внешнее.

2. Прямота в словах и поступках.

3. Обдуманность действий.

4. Решительность.

5. Не говори о себе без нужды ни одного слова.

6. Не проводить времени бессознательно, делать то, что хочешь, а не то, что получится.

7. Каждый вечер делать отчет в своих поступках.

8. Ни разу не хвастать ни тем, что было, ни тем, что есть, ни тем, что будет.

II. Работа с пословицами о правилах поведении.

Учитель. Вспомните, пожалуйста, пословицы, в которых народная мудрость призывает нас соблюдать правила нормированной жизни. Какие это пословицы? (Дети называют.)

Не продумавши, ничего не начинай.

Сперва подумай, а там и нам скажи.

Семь раз отмерь, один раз отрежь.

- О каких правилах поведения напомнили вам эти пословицы?

III. Чтение и обсуждение сказки.

ПРО ТОРОПЛИВУЮ КУНИЦУ И ТЕРПЕЛИВУЮ СИНИЦУ

Стала торопливая Куница шелковый сарафан к лету кроить. Тяп-ляп! Всю ткань искромсала-изрезала в лоскутки. И не то, что сарафан - платка из этих лоскутков нельзя сшить.

Стала терпеливая Синица из холстины фартук кроить. Тут прикинет, там смекнет, сюда подвинет, туда подвернет. Все она сообразила, все высчитала, все вычертила, потом за ножницы взялась. Хороший фартук получился. Ни одного лоскутка даром не пропало. Диву далась Куница. На фартук глядит - завидует:

- Где ты кройке-шитью училась, Синица? У кого?

- Бабушка меня шитью выучила.

- А как она учила тебя?

- Да очень просто. Пять волшебных слов велела запомнить.

- Каких?

- «Семь раз отмерь - один отрежь».

Е. Пермяк. Рассказы и сказки

- Как вы думаете, ребята, что самое главное в воспитании человека?

В ы вод: Самое главное в воспитании в том, чтобы человек сам стал думать о самом себе, чтобы он посмотрел на самого себя, задумался над собственной судьбой. (В. Сухомлинский.)

IV. Слушание и обсуждение рассказа.

За лето нашу школу отремонтировали. Стены в классе заново побелили, и они были такие чистенькие, свежие, без единого пятнышка, просто любо посмотреть. Все было как новенькое. Приятно все-таки заниматься в таком классе!

И светлей кажется, и привольней, и даже, как бы это сказать, на душе веселей.

И вот на следующий день, когда я пришел в класс, то увидел, что на стене рядом с доской нарисован углем морячок. Он был в полосатой тельняшке, брюки клеш развевались по ветру, на голове - бескозырка, во рту - трубка, и дым из нее кольцами поднимался кверху, как из пароходной грубы. У морячка был такой залихватский вид, что на него нельзя было смотреть без смеха.

- Это Игорь Грачев нарисовал,- сообщил мне Вася Ерохин.

- Только, чур, не выдавать!

- Зачем же мне выдавать? - говорю я.

Ребята сидели за партами, любовались морячком, посмеивались, шутили:

- Морячок с нами будет учиться! Вот здорово!

Перед самым звонком прибежал в класс Шишкин.

- Видел морячка? - говорю я и показываю на стену.

Он взглянул на него.

- Это Игорь Грачев нарисовал, - сказал я.

- Только не выдавать.

- Ну, ладно, сам знаю! Ты по русскому упражнение сделал?

- Конечно, сделал, - ответил я. — Что же, я с несделанными уроками буду в класс приходить?..

Я хотел рассказать ему, что такое корень, приставка и окончание, но тут прозвенел звонок, и в класс вошла Ольга Николаевна. Она сразу увидела на стене морячка, и лицо у нее сделалось строгое.

Это что еще за художества? - спросила она и обвела весь класс взглядом. - Кто это нарисовал?

Все ребята молчали.

- Тот, кто испортил стену, должен встать и признаться, - сказала Ольга Николаевна.

Все сидели молча. Никто не встал и не признался. Брови у Ольги Николаевны нахмурились.

- Разве вы не знаете, что класс надо в чистоте держать? Что будет, если каждый станет рисовать на стенах? Самим неприятно будет сидеть в грязи. Или вам, может, приятно?

- Нет, нет! - раздалось несколько нерешительных голосов.

- Кто же это сделал?

Все молчали.

На последнем уроке к нам в класс пришел директор школы Игорь Александрович.

Я думал, что он раскричится на нас, но он спокойно рассказал нам, сколько тратится денег на обучение каждого ученика, как важно хорошо учиться и беречь школьное имущество. Под конец он сказал:

- Тот, кто нарисовал на стене, наверно, не хотел нанести ущерб школе. Если он чистосердечно признается, то докажет, что он человек честный и сделал это не подумав.

На меня очень подействовало, что сказал директор, и я подумал: Игорь Грачев тут же встанет и признается, что это он сделал, но Игорю, видно было, не хотелось доказывать, что он честный человек, и он молча сидел за своей партой. Тогда Игорь Александрович сказал, что тому, кто разрисовал стену, наверно, стыдно признаться сейчас, но пусть он подумает над своим поведением, а потом наберется смелости и придет к нему в кабинет. После уроков наш староста Толя подошел к Грачеву и сказал:

- Эх, ты! Кто тебя просил стену портить? Видишь, что вышло?

Игорь развел руками:

- Да я что? Я разве хотел?

- Зачем же нарисовал?

- Сам не знаю. Взял и нарисовал, не подумавши.

- «Не подумавши»! Из-за тебя пятно на всем классе.

- Почему на всем классе?

- Потому что на каждого могут подумать.

- А может, это кто-нибудь из другого класса забежал и нарисовал?

- Смотри, чтоб этого больше не было, - сказал Толя.

- Ладно, ребята, я больше не буду, я ведь так только — хотел попробовать, — оправдывался Игорь.

Он взял тряпку и принялся стирать морячка со стены, но от этого получилось только хуже. Морячок все-таки был виден, а вокруг него образовалось большущее грязное пятно. Тогда ребята отняли у Игоря тряпку и не позволили больше размазывать грязь по стене...

Прошло три дня или четыре, и вот один раз на уроке наш редактор Сережа сказал:

- Ольга Николаевна, у нас в редколлегии никто не умеет хорошо рисовать. В прошлом году всегда рисовал Федя, а теперь совсем некому, и стенгазета получается неинтересная. Надо нам выбрать художника.

- Художником надо выбирать того, кто умеет хорошо рисовать, - сказала Ольга Николаевна.

- Давайте сделаем так: пусть каждый принесет свои рисунки. Вот мы и выберем, кто лучше рисует.

- А у кого нет рисунков? - спросили ребята.

- Ну, нарисуйте сегодня, приготовьте хоть по рисунку. Это ведь не трудно.

- Конечно, - согласились мы все.

На другой день все принесли рисунки. Кто принес старые, кто нарисовал новые, у некоторых были целые пачки рисунков, а Игорь Грачев принес целый альбом. Я тоже принес несколько рисунков. И вот мы разложили свои рисунки на партах, а Ольга Николаевна подходила ко всем и рассматривала рисунки. Наконец она подошла к Игорю и стала смотреть его альбом. У него там были нарисованы моря, корабли, пароходы, подводные лодки.

- Игорь Грачев лучше всех рисует, - сказала она.

- Вот ты и будешь художником.

Игорь улыбнулся от радости. Ольга Николаевна перевернула страничку и увидела, что там у него нарисован моряк в тельняшке, с трубкой во рту точь-в-точь такой же, как на стене был. Она нахмурилась и пристально поглядела на Игоря. Он заволновался, покраснел и тут же сказал:

- Это я нарисовал морячка на стенке.

- Ну вот, а когда спрашивали, так ты не признался! Нехорошо, Игорь, нечестно! Зачем ты это сделал?

- Сам не знаю, Ольга Николаевна. Как-то так, нечаянно. Я не подумал.

- Ну, хорошо, что хоть теперь признался. После уроков пойди к директору и попроси прощения.

После уроков Игорь пошел к директору и стал просить у пего прощения. Игорь Александрович сказал:

- Хорошо. Второй раз ремонтировать некому. Иди домой, пообедаешь и придешь.

После обеда Игорь пришел в школу, ему дали ведро с краской и кисточку, и он побелил стену так, что моряка не стало видно.

Н. Носов. Из книги «Витя Малеев в школе и дома»

Обсуждение рассказа.

Вопросы.

- Почему ребята не сказали, кто нарисовал на стене?

- Почему сам Игорь промолчал?

- Почему даже после выступления директора школы Игорь не сознался в своем поступке?

- Как в классе и Ольга Николаевна узнали о том, кто нарисовал на стене?

- Почему Игорь сознался в своем поступке?

- Как поступил директор школы по отношению к Игорю?

- А как бы вы поступили на месте Игоря? На месте друзей Игоря, которые знали, что это сделал Игорь?

Выводы учащиеся делают сами.

V. Разговор о дружбе и друзьях.

Подготовленный ученик читает стихотворение.

Мы с соседом Петькой —

Верные друзья.

Он получит двойку —

Получаю я.

Вместе мяч гоняем,

Вместе лед сосем,

На уроке пения

Громче всех поем.

Он залез в малину -

Я малину рву.

Он порвет штанину -

Я свою порву.

Мы всегда веселые,

Мы навек друзья.

Потеряй он голову -

Потеряю я.

Учитель. Правильно ли друзья понимают дружбу? (Ответы детей.)

Послушайте рассуждение Ю. Азарова, возможно, оно поможет вам сделать правильный вывод о понятиях «дружба», «товарищество», «коллективизм».

ОДИН ЗА ВСЕХ - ВСЕ ЗА ОДНОГО

В одном классе была такая история. В течение ряда лет Коля Зайцев прямо-таки измывался над ребятами. Станет в дверях, выставит руку: и каждый должен проходить, согнувшись в три погибели. И особенно он изводил самого маленького, Толю Гришина. Проходу ему не давал: заставлял портфель носить, деньги отбирал. Три года мальчишки ходили «под Зайцевым». Разговорился я с ними. А они в оправдание: «Да у него брат... Да у него...» Такими мне жалкими показались. И все-таки их что-то задело. Стали они однажды стеной против Зайцева, сказали ему: «Вот попробуй только тронь Толика...» Стал заверять ребят, что никогда никого не обидит. Вот когда сработал принцип: «все за одного...». А теперь сделаем очень важный и серьезный вывод, который вы постараетесь использовать в своей жизни. Все конфликты будут решены, если вы в классе готовы по-настоящему вникнуть в судьбу каждого товарища, независимо от того, является он второгодником или нет, отличник или нет. Проявите коллективную силу за защищенность каждого в вашем классном коллективе.

Ю. Азаров

Подготовленный ученик читает стихотворение.

ОДНА РИФМА

Шел трамвай десятый номер

По бульварному кольцу.

В нем сидело и стояло

Сто пятнадцать человек.

Люди входят и выходят,

Продвигаются вперед.

Ученику Николаю

Ехать очень далеко.

Он сидит на лучшем месте

Возле самого окна.

У него коньки под мышкой:

Он собрался на каток.

Вдруг на пятой остановке,

Опираясь на клюку,

Бабка дряхлая влезает

В переполненный вагон...

На свободное местечко

Захотелось бабке сесть,

Оглянуться не успела –

Место занято другим.

Школьнику Валентину

Ехать очень хорошо,

Он сидит на лучшем месте,

Возвращается с катка.

Люди входят и выходят.

Продвигаются вперед.

Валентин сидит, скучает,

Бабка рядышком стоит.

Этот случай про старушку

Можно дальше продолжать.

Но давайте скажем в рифму:

— Старость надо уважать!

Автор: С. Михаилов

Обсуждение стихотворения.

Вопросы:

- Что вам показалось неправильным в поведении ребят, о которых рассказывает С. Михалков?

- Поразмышляйте над последним призывом автора к читателям: «Старость надо уважать!» Что, по-вашему, это значит?

Вывод делают дети.

VI. Чтение и обсуждение рассказа «Навестила» В. Осеевой.

Валя не пришла в класс. Подруги послали к ней Мусю.

- Пойди и узнай, что с ней. Может, она больна, может, ей что - нибудь нужно?

Муся. застала Валю в постели, она лежала с завязанной щекой.

- Ох, Валечка! - сказала Муся, присаживаясь на стул. - У тебя, наверно, флюс! Ах, какой флюс был у меня летом! Целый нарыв, и знаешь, бабушка как раз уехала, мама на работе...

- Моя мама тоже на работе, - сказала Валя. - А мне надо полоскание. ..

- Ох, Валечка, мне тоже давали полосканье, и мне стало лучше, как пополощу, так и лучше! А мне еще помогала грелка горячая-горячая.. .

Валя оживилась и закивала головой.

- Да, да, грелка... Муся, у нас на кухне стоит чайник...

- Это не он шумит? Нет, это, верно, дождик! - Муся вскочила и побежала к окну.

- Так и есть, дождик! Хорошо, что я в галошах пришла! А то можно простудиться!

Она побежала в переднюю, долго стучала ногами, надевая галоши. Потом, просунув голову в дверь, крикнула:

- Выздоравливай, Валечка! Я еще приду к тебе, обязательно приду! Не беспокойся!

Валя вздохнула, потрогала холодную грелку и стала ждать маму,

- Ну, что? Что она говорила? Что ей нужно? - спрашивали Му- сю девочки.

- Да у нее такой же флюс, как был у меня! - радостно сообщила Муся. - И она ничего не говорила. А помогают ей только грелка и полоскание!

В. Осеева

Обсуждение рассказа.

Вопросы:

- Какую помощь оказала Муся подруге Вале?

- Почему она подругам не сказала правду?

-А как бы вы поступили?

Вывод учащиеся делают сами, учитель дополняет.

Учитель. Если в разговоре тебя перебьют, не пытайся заглушить перебившего, а замолчи и выслушай его возражение. Ведь, если вы оба будете говорить одновременно, все равно ни он тебя не услышит, ни ты его. Учись внимательно слушать собеседника. Не перебивай его, пока он не кончит свой рассказ. Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уже возражай, если не согласен. Чем внимательнее ты будешь слушать, тем приятнее будет людям с тобой разговаривать. (А. Дорохов. Это стоит запомнить.)

VII. Чтение и обсуждение рассказа «Мы ее не били» А. Пастухова.

В 6 «В» - «чрезвычайное происшествие». Валя пришла в школу в очках! Первым это увидел Коля и подбежал к своему дружку Вите Чужакову. Через несколько минут весь класс уже был в курсе дела, и, когда вошла Валя, второгодник Малышев подошел к ней с проволочными очками на кончике носа:

- Ну что? Может, поменяемся? Мои заграничные!

По классу прошла волна смеха.

Валя покраснела и села на свое место. На уроке географии Вале передали записку: «Убедительно прошу отдать мне очки. Не отдашь будет хуже! Малышев». Внизу был нарисован кулак. Валя разорвала записку и посмотрела на ребят. Многие приятели ехидно улыбались. Тихонько хихикала и подруга Вали - Катя. Прозвенел звонок. В коридоре Валя услышала:

- Смотри! Вон та, очкастая.

- Эй, ты! Четырехглазая!

Валя зашла в темный угол и всю перемену простояла там. А когда вошла в класс, вздрогнула. На доске была нарисована девочка с огромными, как велосипедные колеса, очками на носу. Очки были нарисованы и на обложке Валиной «Физики», и в каждой ее тетради.

Валя растерянно посмотрела на ребят. Мальчики строили ей рожи, а девочки фыркали в кулачки. Валя выбежала из класса.

- Эй! Смотри не потеряй бинокли! - услышала она.

После уроков в классе шел диспут на тему «Кем я хочу быть?». Многие говорили, что станут космонавтами, летчиками- испытателями, учителями... В классе было шумно. Я долго смотрела на ребят. Мне казалось, что чепуху они говорят. Не быть никому из них ни космонавтами, ни учителем. Наконец, я встал и спросил:

- За что вы обидели сегодня Валю? В классе стало тихо.

- А что? Посмеяться нельзя? - донесся до меня голос Малышева.

- Мы ее не били, - добавил Коля.

А. Пастухов

Обсуждение рассказа.

Вопросы:

- Почему случай в 6б классе назван «чрезвычайным происшествием»?

- Как вы оцениваете поступок одноклассников по отношению к Вале?

Вывод учащиеся делают сами



Предварительный просмотр:

http://minenergo.gov.ru/node/3560

https://opros.ok.ru



Предварительный просмотр:

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет и где ты живёшь?__________________________

2. Какой предмет в школе самый любимый?  Почему?

_______________________________________________________

3. Твой любимый кинофильм или мультфильм? ______________________________________________________

4. Любимое время года? Почему?

____________________________________________________

5.  Какое блюдо ты готов есть всегда? _____________________________________________________

6. Твой любимый цвет?

_____________________________________________________

7. С кем ты дружишь?

_____________________________________________________

8. Какую одежду ты предпочитаешь?

____________________________________________________

9. Любимая игра (не электронная!!!)?

____________________________________________________

10. Чем ты можешь быть интересен для других?

_______________________________________________________

11. Какую книгу ты сейчас читаешь? Кто автор?

_________________________________________________________

12. Твой любимый герой книг, кинофильма?

________________________________________________________

13. Любимый вид спорта___________________

14. Думал ли ты, кем хочешь стать, когда вырастешь? Почему?

________________________________________________________

15. Какую музыку ты любишь? Есть ли любимый исполнитель или группа?________________________________________________

16. Что тебе НЕ нравится в твоем характере?_________________________

17. За что ты уважаешь других людей?______________________________

18. Чего ты боишься больше всего?_________________________________

19. Когда ты бываешь счастлив?________________________________ _____________________________________________________

1. Как тебя зовут? Сколько тебе лет и где ты живёшь?__________________________

2. Какой предмет в школе самый любимый?  Почему?

_______________________________________________________

3. Твой любимый кинофильм или мультфильм? ______________________________________________________

4. Любимое время года? Почему?

____________________________________________________

5.  Какое блюдо ты готов есть всегда? _____________________________________________________

6. Твой любимый цвет?

_____________________________________________________

7. С кем ты дружишь?

_____________________________________________________

8. Какую одежду ты предпочитаешь?

____________________________________________________

9. Любимая игра (не электронная!!!)?

____________________________________________________

10. Чем ты можешь быть интересен для других?

_______________________________________________________

11. Какую книгу ты сейчас читаешь? Кто автор?

_________________________________________________________

12. Твой любимый герой книг, кинофильма?

________________________________________________________

13. Любимый вид спорта___________________

14. Думал ли ты, кем хочешь стать, когда вырастешь? Почему?

________________________________________________________

15. Какую музыку ты любишь? Есть ли любимый исполнитель или группа?________________________________________________

16. Что тебе НЕ нравится в твоем характере?_________________________

17. За что ты уважаешь других людей?______________________________

18. Чего ты боишься больше всего?_________________________________

19. Когда ты бываешь счастлив?________________________________ _____________________________________________________



Предварительный просмотр:

Классный час на тему «Здоровый образ жизни», 3 класс

Классный час в 3 классе

Задачи

1. Способствовать воспитанию здорового образа жизни, бережного и вдумчивого отношения к своему здоровью.

2. Обучить несложным упражнениям, тренирующим зрение.

Оборудование: плакат с режимом дня; карточки с режимом дня и словами: режим, организованный, питание, волевой, культурный, добрый; на доске пословицы о здоровье; индивидуальные карточки; словарь С.И. Ожегова.

Ход классного часа

Актуализация знаний

Учитель. Продолжите пословицы о здоровье человека.

• В здоровом теле... (здоровый дух).

• Здоровье дороже... (золота).

• Ум да здоровье ... (всего дороже).

• Солнце, воздух и вода... (наши лучшие друзья).

- Давайте попробуем выяснить, от чего зависит наше здоровье. Порассуждаем. (Дети высказывают свои предположения, учитель записывает на доске.)

• От здоровья родителей, бабушек и дедушек.

• От того, как часто нас осматривает врач.

• От того, каким воздухом дышим.

• От того, какую воду пьем.

• От того, что употребляем в пищу.

• От себя самого.

- Давайте из этого перечня попробуем выделить самое главное. (От себя самого.)

Прочитаем и выучим следующее четверостишие:

Я умею думать,

Я умею рассуждать.

Что полезно для здоровья,

То и буду выбирать!

(Дети повторяют хором, заучивают.)

Работа со словарем С.И. Ожегова

Давайте прочитаем в словаре С.И. Ожегова определение слова здоровье. Запишем на доске и в тетради.

Здоровье - правильная, нормальная деятельность организма, его полное физическое и психическое благополучие. (Учитель объясняет данное определение.)

Дыхательная гимнастика

Учитель. Для чего нужно выполнять дыхательную гимнастику? Легкие расширяются, больше воздуха попадает в кровь, кислород поступает в головной мозг, следовательно, лучше работает наша память, повышается мыслительная активность. Итак, начнем! Глубокий вдох - выдох (3 раза). Глубокий вдох - на звук м-м-м, выдох на звук ш-ш-ш.

Глубокий вдох - выдох порциями, с остановками. Голову поднимем выше И легко-легко подышим. У нас хорошее настроение. Улыбнулись, мы настроены на работу.

- Вспомним способы укрепления здоровья. (Правильное питание, закаливание, режим дня, спорт, хорошее настроение.)

Тема классного часа

Учитель. Составим характеристику здорового человека. Для этого вспомним слово, которое просится в данное стихотворение. (Стихотворение записано на доске.)

Помни твердо, что... (режим)

В жизни всем необходим.

- Для чего человеку необходимо соблюдать режим дня? (Дети отвечают.)

Работа в группах

Учитель. Вспомним распорядок дня. (Дети работают с разрезными карточками, выкладывая по порядку пункты режима дня. Проверка по плакату с режимом дня.)

- Кто из вас выполняет режим дня? А у кого это получается не всегда? А есть ребята, которые режим вообще не соблюдают? Как можно назвать человека, который выполняет режим? (Организованный. Листок со словом вывешивается на доску.)

- Вставьте следующее слово в предложение.

(Питание) - одно из необходимых условий для жизни человека. Не все продукты, которыми питается человек, полезны для здоровья. Правильное питание - условие сохранения здоровья, неправильное приводит к болезням. Посмотрим сценку, которую приготовили нам ребята.

Ученик.

Человеку нужно есть,

Чтобы встать и чтобы сесть,

Чтобы прыгать, кувыркаться,

Песни петь, дружить, смеяться.

Чтоб расти и развиваться

И при этом не болеть,

Нужно правильно питаться

С самых юных лет уметь.

Витамины - просто чудо! –

Столько радости несут:

Все болезни и простуды

Перед ними упадут.

Вот поэтому всегда

Для нашего здоровья

Полноценная еда –

Важнейшее условие!

Учитель. Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов. А витамины очень нужны нашему организму. (Выходят дети с шапочками на головах.)

Витамин А.

Помни истину простую:

Лучше видит только тот,

Кто жует морковь сырую

Или сок морковный пьет.

Витамин А - это витамин роста, помогает нашим глазам сохранить зрение. Найти его можно в молоке, моркови, зеленом луке.

Витамин В.

Очень важно спозаранку

Съесть за завтраком овсянку.

Витамин В делает человека бодрым, сильным, укрепляет сердце и нервную систему. Он есть в черном хлебе и в грецких орехах.

Витамин D.

Рыбий жир всего полезней,

Хоть противный - надо пить,

Он спасает от болезней,

Без болезней лучше жить!

Витамин D делает наши ноги и руки крепкими, сохраняет наши зубы. Есть в яйце, сыре, молоке, рыбе.

Витамин С.

От простуды и ангины

Помогают апельсины,

Ну а лучше съесть лимон,

Хоть и очень кислый он.

Витамин С помогает бороться с болезнями. Есть в картофеле, чесноке, капусте, во всех ягодах и фруктах.

Хором.

Всю азбуку здоровья нужно крепко знать

И в жизни эти знания повсюду применять!

Учитель. Чтобы быть здоровым, человек должен все это знать. Здоровый человек потому и здоров, что соблюдает культуру питания, т. е. он... (культурный человек. Листок со словом «культурный» вывешивается на доску.)

Физкультминутка

(Шагая на месте.)

С гимнастикой дружи, всегда веселым будь

И проживешь сто лет, а может быть, и боле.

Микстуры, порошки - к здоровью ложный путь,

Природою лечись - в саду и в чистом поле.

Учитель. О чем это стихотворение? (Дети объясняют.)

Продолжение темы

- Каким должен быть человек, чтобы выполнять режим дня, правильно питаться, каждый день делать зарядку и не лениться? (Волевым. Листок со словом «волевой» вывешивается на доску.)

- Можно ли назвать человека здоровым, если у него ничего не болит, но он обижает людей и животных? Мешают ли плохие мысли здоровью человека? Значит, здоровый человек каким еще должен быть? (Добрым. Листок со словом «добрый» вывешивается на доску.)

Закрепление

Учитель. А теперь выберем признаки, характеризующие здорового человека. На карточке подчеркните эти слова. (Выдается карточка, на которой написано:

«Здоровый человек - это... человек.

Сутулый, бледный, румяный, стройный, крепкий, неуклюжий, веселый, грустный, грубый, ленивый, активный».)

Допишите на этом листочке остальные признаки здорового человека. (Дети записывают, а учитель на доске пишет новые характеристики.)

Творческая работа

Учитель. А раз получилась характеристика здорового человека, то рядом нарисуем портрет этого человека. Конечно, ваши портреты будут разными, но у всех должно быть что-то общее.

- Подумайте, чем ваши портреты будут похожи. (Улыбка, спина прямая, добрые глаза, опрятный, румяный.)

(Дети рисуют под музыку. По окончании организуется выставка работ.)

Подведение итогов

Учитель. Для чего нужно иметь хорошее здоровье? Что может позволить себе здоровый человек, а больной не может? (Дети отвечают.)

- Закончите предложение: «Здоровье - это...» (Дети перечисляют по цепочке.)

Дополнительный материал

По мнению врачей-исследователей, если принять уровень здоровья за 100%, то 20% зависят от наследственных факторов, 20% - от факторов внешней среды, 10%-от деятельности системы здравоохранения, а остальные 50% - от самого человека и того образа жизни, который он ведет.

Почему режим дня так важен для здоровья ребенка?

Чередование различных видов деятельности (уроки в школе, подготовка домашних заданий, внешкольные занятия, труд) с активным отдыхом, удовлетворением естественной суточной потребности в движении и полноценным сном помогает ребенку восстановить силы, сохранить высокий уровень работоспособности. Все режимные моменты важно выполнять регулярно, ежедневно в одни и те же часы. При нарушении режима ребенок быстро устает, становится рассеянным, ничего не успевает делать, появляются головные боли, ухудшается настроение, исчезает желание учиться.

Упражнения для тренировки зрения

Движение глазами вправо и влево. Выполнять движение влево и вправо до предела без чрезмерного напряжения, максимально медленно. Повторить по 4-6 раз. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Движение глазами вверх и вниз. Выполнять медленно, с максимальной амплитудой. Голову при этом не наклонять. Повторить по 4-6 раз. Закрыть глаза, расслабить мышцы на 30-40 секунд.

Фиксация взгляда на кончике носа. Выполнять в течение 10-20 с, максимально расслабив мышцы, дыхание спокойное, ровное. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабиться на 30-40 секунд. Если чувствуется усталость, время отдыха увеличить.

Вращение глазами. Движение осуществлять по кругу - сначала по часовой стрелке, а затем против часовой стрелки. Выполнять по три вращения в каждую сторону, плавно, без рывков. Голова при этом должна оставаться неподвижной. Закончив упражнение, закрыть глаза и расслабить мышцы тела на 30-40 секунд.

Моргание. Быстро сжимать и разжимать веки (моргать) в течение 15-20 секунд. После этого закрыть глаза, расслабиться на 30-40 секунд. Моргание полезно выполнять после длительного чтения, а также после каждого упражнения для зрения.



Предварительный просмотр:

Классный час в 3 классе на тему: Этикет

Классный час по этикету – 3 класс

Классный час по Этикету в начальной школе

Классный час на тему «Правила этикета: знакомство»

Задачи

1. Способствовать формированию у детей навыков культурного поведения.

2. Научить детей правильно знакомиться. Оборудование: памятки для детей.

Ход классного часа

Вступительное слово учителя

Поведение для человека - главная наука. Лучше уже с детства знать, как правильно разговаривать по телефону, как вести себя за столом, в гостях. Оказывается, и знакомство - тоже целая наука.

- Для чего мы знакомимся? (Дети отвечают.)

Разыгрывание ролевой ситуации «Знакомство»

Учитель. Представьте себе, что вы впервые видите друг друга и вам обязательно надо познакомиться.

(Двое детей разыгрывают ролевую ситуацию «Знакомство с новым другом».)

- Как правильно поступить в данной ситуации? (Дети отвечают.)

Ролевые ситуации

Учитель. Представим, что вы хотите познакомиться со мной. Разыграем сценку. Слова «очень приятно, я рада с вами познакомиться» могу говорить я, так как вас мне представляют, и решать, приятно это знакомство или нет, мне.

(Разыгрывание ритуала вставания при знакомстве.

1. Мальчик с девочкой - мальчик при этом встает.

2. Младший со старшим - младший должен встать.)

- Назовите вежливые слова, которые должны звучать при знакомстве. (Разрешите познакомиться. Знакомьтесь, пожалуйста. Очень приятно. Я рад знакомству.)

Вывод

Учитель. Запомните простые правила.

• Первым должен называть свое имя тот, кого представляют.

•. Вы с другом встретили своего знакомого. Познакомьте их, произнесите: «Знакомьтесь, пожалуйста» - и назовите имя

человека. Но нельзя указывать: «Это мой друг». Этим вы поставите другого человека в неловкое положение.

• Если представленный человек вам неприятен, этого нельзя показывать, необходимо держаться вежливо.

• Если вы привели друга домой, то представляете его родителям, т. е. младших по возрасту представляют старшим.

• Если вы пришли на день рождения, хозяин представляет каждого.

Памятка

Правила хорошего тона при знакомстве

1. Младшего представляют старшему, мужчину - женщине, сотрудника - руководителю.

2. Знакомя ровесников, первым представляют более близкого себе человека. Но всех знакомых представляют родителям, а не наоборот.

3. Отдельного человека представляют группе.

4. На многолюдных приемах гости знакомятся между собой сами.

5. Не обязательно представлять своего спутника при непредвиденной встрече.

6. Не обязательно представляться своим спутникам в пути, соседям за общим столом, на собрании. Можно ограничиться общим приветствием.

7. Как правило, при знакомстве первым руку подает тот, кому представили другого: т. е. женщина подает руку мужчине, старший - младшему, руководитель - подчиненному.

8. Хозяйка всегда встает навстречу гостям.

9. Принято здороваться со всеми, с кем вы встречаетесь.

10. Первым принято здороваться младшему.

11. Не принято подавать руку через стол или через порог.

12. Не пожать протянутой руки - оскорбление.

Физкультминутка

(Учитель читает стихотворение, дети жестами показывают то, что услышали.)

Солнышко ясное встало.

- Доброе утро! - сказало.

- Доброе утро! –

Кричу я прохожим,

Веселым прохожим,

На утро похожим...

Но если проснешься,

А дождик в окно

Стучит да стучит

И без солнца темно?

Доброе утро,

Друзья, все равно.

Придумано мудро:

- Доброе утро!

В. Коркин

Беседа о словах-приветствиях

Учитель. Различают три уровня приветствия.

1. «Королевский» уровень. Разрешите вас приветствовать! Рад вас приветствовать! Я приветствую вас!

2. «Наш» уровень. Доброе утро! Добрый день! Добрый вечер! Здравствуйте!

3. «Дружеский» уровень. Привет! Здорово!

Если мы торопимся, то обменяемся приветствиями, улыбнемся друг другу и пойдем по своим делам. Но если мы хотим немного поговорить со знакомым, то после приветствия можно сказать еще какие-нибудь слова, задать какой-нибудь вопрос.

- Как вы думаете, какие это слова? Какие вопросы? (Дети отвечают.)

Какой же это уровень? Правильно, «наш» и «дружеский». Давайте запишем эти выражения.

«Наш» уровень. Очень рад (рада) вас видеть! Как ваши дела? Как ваше здоровье? Как вы себя чувствуете сегодня?

«Дружеский» уровень. Ну, как живешь? Как жизнь? Как дела? Что новенького? Как успехи?

А если нам задают вопрос, то на него надо ответить (обращаясь к конкретному ребенку):

- Здравствуй, Катя! Я рада тебя видеть! Как твои дела? (Катя отвечает.)

- На каком уровне мы разговаривали с Катей? (На «нашем».)

- А что сказала бы Катя, если бы вместо меня была Аня? (Дети отвечают.)

Давайте запишем наши ответы.

«Наш» уровень. Спасибо, хорошо. Прекрасно, все в порядке. Неплохо. Ничего. Ни хорошо ни плохо. Как вам сказать... Ничего нового. Плохо. Неважно. Хуже некуда.

«Дружеский» уровень. Нормально! Так себе. Не ахти как. Плохи дела.

Размышления

Учитель. Теперь давайте подумаем вот о чем... Встретились два человека, поздоровались, один спросил другого, как дела, тот ответил, что все хорошо. Можно заканчивать разговор? Да, можно.

А если в ответ прозвучало, что дела плохи? Можно закончить разговор? Конечно нет. Если человеку плохо и он жалуется на свои дела, вы должны продолжить разговор, спросить, что случилось.

А теперь я нарисую вот такую рожицу. Кто это? Колобок? Нет. Это смайлик. Он не русский. Он родился в Америке. И его имя образовано от английского глагола «смайл» - улыбаться. Иногда я вижу его нарисованным на плакатах, на значках, на майках. Он напоминает нам об одном важном правиле международного этикета: «Не жалуйся на жизнь часто. Не жалуйся особенно тогда, когда здороваешься. Не нужно сразу говорить о своих неприятностях и бедах. Сейчас улыбнись. А если твои дела идут не очень хорошо, найди другое время поговорить об этом».

Вот почему на вопрос «Как дела?» мы чаще всего отвечаем: «Спасибо, хорошо!»

И еще я хотела сказать вам: если встреча неожиданная, то, поздоровавшись, можно сказать: «Какая приятная неожиданность!», «Какая приятная встреча!», «Сто лет тебя не видел(а)!», «Сколько лет, сколько зим!»

Ролевая игра

Учитель. Давайте поиграем. Разделимся на пары. Один из вас будет играть свою роль - роль ученика 3 класса. А второй превратится в директора школы. И вот Маша Моисеева уже не Маша, а Мария Владимировна. Утром у школы она встречает Кристину. Кристина, конечно, здоровается; Мария Владимировна отвечает и спрашивает: «Как дела?» Теперь отвечает Кристина. Давайте попробуем!

(Дети работают в парах.)

- Ну как, ребята, получилось? А на каком уровне вы разговаривали? (На «нашем» уровне.)

- А теперь встречаются ученик 3 класса и чей-нибудь папа. Как имя и отчество папы? Разыграйте эту ситуацию.

(Дети работают в парах.)

Подведение итогов

Учитель. Привычка запоминать и правильно называть имена своих собеседников, друзей - один из секретов доброжелательных отношений. Некоторые люди не хотят тратить время на запоминание имен. А ведь это один из простых способов завоевать расположение окружающих. Как это сделать? Услышав чье-то имя, надо произнести его про себя. Затем в беседе повторить его еще раз. Дома можно занести имя в записную книжку. Ведь кто-то обладает зрительной памятью, а у кого-то она слуховая.

Домашнее задание

Учитель. Поздоровайтесь с кем-нибудь из взрослых, чье имя и отчество вы знаете. Если это хороший знакомый (например, мама вашей подруги), спросите, как дела. Вежливо выслушайте ответ. Пусть ваша мама поставит вам оценку.

Дополнительный материал

Испокон веков на нашей планете звучали слова приветствий. На Руси, например, желая выказать наибольшую степень почтения, опускались на колени и клали земной поклон - били челом. При этом, как писал очевидец, можно было явственно слышать звук удара. Когда же встречались равные по положению, то просто кланялись друг другу, однако стараясь при этом заметить, чтобы другой не поклонился ниже. А так как никто не хотел оказаться менее вежливым, то кланялись три-четыре раза, «состязаясь в оказании взаимного почета».

Ивана Грозного всю жизнь преследовало одно мучительное воспоминание детства. Государь всея Руси, один из могущественных монархов, на самой вершине своей власти не мог забыть минут унижения, пережитых им в детстве. В письме к А. Курбскому он пишет о времени, когда всесильный боярин Шуйский помыкал им, малолетним царем Иваном. Как? Оказывается, Шуйский не считал нужным приветствовать наследника, здороваясь с ним: «И нам же не преклонялся». Эту обиду маленький мальчик запомнил на всю жизнь. «Таков те гордыни, кто может понести!» - с горечью пишет он А. Курбскому.

У человека, отказывающегося приветствовать другого, для этого должны быть веские причины. Такие причины морального порядка были, например, у Каллисфена, который отказался пасть в ноги Александру Македонскому. Вот эта история.

С обычаем приветствовать царя, падая ему в ноги, греки познакомились во время войны с Персией. Этот восточный обычай настолько понравился Александру Македонскому, что он решил ввести его среди своих подданных. Когда же Александр, облаченный в царские одежды и отмеченный всеми знаками царского достоинства, появился перед толпой и все, блюдя новый закон, покорно пали перед ним ниц, стоять остался только один человек. Это был Каллисфен. Он не только не пал в ноги, как этого требовал новый царский указ, но и стал тут же при всех стыдить Александра за то, что он требует себе почестей, равных божественным.

Александр внял голосу своего мужественного подданного. Тем самым Каллисфен, как пишет Плутарх, «спас греков от унижения, а Александра - от еще большего». Нередко тот, кто отказывался поклониться правителю или даже его изображению, платил за это жизнью.

У некоторых индейских племен при виде незнакомого человека принято до тех пор сидеть на корточках, пока он не приблизится и не заметит этой миролюбивой позы. Иногда они для приветствия снимают обувь.

В XVII-XVIII веках важные графы и графини, герцоги и герцогини, дамы и кавалеры долго раскланивались при встрече, используя при этом самые разнообразные движения.

Тибетцы, здороваясь, снимают головной убор правой рукой, левую руку они закладывают за ухо, а еще высовывают язык.

У японцев для приветствия применяются три вида поклонов - самый низкий (сай-кэйрэй), средний - с углом тридцать градусов и легкий - с углом пятнадцать градусов.

Русские, англичане и американцы в качестве приветственного жеста пожимают друг другу руки.

Китаец в прежние времена, встречая друга, пожимал руку самому себе.

Лапландцы трутся носами.

Молодой американец приветствует приятеля, хлопая его по спине.

Латиноамериканцы обнимаются.

Французы целуют друг друга в щеку.

Самоанцы обнюхивают друг друга.

В Индии скрещивают руки на груди и склоняют голову, как это делал Будда.

На острове Тонго останавливаются на расстоянии, покачивают головой, топают ногами и пощелкивают пальцами.

С давних времен принято, здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Когда люди враждовали, рыцарь, снимая при приветствии с руки перчатку или рукавицу, показывал, что в его ладони не спрятано оружие.

Приветствие может сопровождаться и снятием головного убора. Этот обычай уходит корнями в XIV-XV века. В те времена жизнь была намного опаснее: по дорогам в поисках добычи скитались бездомные бродяги. В лесах укрывались шайки разбойников. Люди постоянно ходили вооруженными. А отправляясь в далекий путь, надевали на себя кольчугу, тяжелые латы, голову прятали под железный шлем. Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь снимал свой шлем и держал его в руке. «Я тебя не опасаюсь, - говорил он этим жестом хозяину. - Видишь, голова моя открыта, я тебе доверяю».

Эти суровые времена прошли, но обычай, входя в комнату, снимать головной убор остался. Этот жест говорит об уважении к дому, в который вы пришли, и к живущим в нем людям.

А вот еще истории, связанные с правилами поведения.

На улице мужчина обычно идет слева от своей спутницы. Как и всякий обычай, этот тоже имеет свою историю. 200-300 лет назад мужчины не выходили из дома без оружия. У каждого на левом боку висела шпага, или кинжал, или рапира. А все чиновники до конца XIX века были обязаны при мундире носить шпагу. Для того чтобы болтающееся при ходьбе оружие не ударяло по ногам спутницы, кавалер старался идти слева от дамы. Постепенно это стало обычаем.

А эта история - яркая иллюстрация того, как вести себя за столом нельзя. После удачного набега на соседей нормандские викинги пировали в своем замке. Тогда, тысячу лет назад, люди еще не знали ни тарелок, ни вилок. Слуги вносили на огромных деревянных блюдах зажаренных на железных вертелах кабанов и оленей. Вытащив из ножен острые охотничьи ножи и кинжалы, гости отхватывали от туш жирные куски мяса и жадно их поедали. Громко чавкая и сопя, они с треском разгрызали и высасывали мозговые кости, выплевывая осколки прямо на пол. Измазанные жиром бороды викинги обтирали рукавами, а засаленные руки вытирали о свои кожаные камзолы. Над залитыми подливой и пивом столами носились рои мух. Слышалось хриплое рычание охотничьих псов, дравшихся из-за падавших со стола объедков. Зрелище было отвратительным. Но в те времена это считалось нормой.