Взаимодействие с родителями

Жердина Наталья Николаевна

Предварительный просмотр:

Программа взаимодействия классного руководителя с родителями

Срок реализации:_____1__год

Автор-составитель: Жердина Н.Н.

классный руководитель 9 «а» класса,

учитель географии

Актуальность создания программы

В настоящее время в российском обществе отмечается повышенное внимание к семье со стороны всех социальных институтов. Преобразования, происходящие в нашей стране, требуют новых подходов к воспитанию детей и их родителей в социокультурной среде. Согласно концепции общественного воспитания, в настоящее время главные воспитательные функции должны принадлежать семье, т.е. семья выступает как воспитательная единица во взаимодействии семьи и школы в воспитании и обучении детей.

В свою очередь, социологи отмечают тенденцию самоустранения семьи от решения вопросов воспитания и личностного развития ребенка. Во многих семьях просматриваются характерные проблемы:

  • разрыв возрастных, а также интеллектуальных и других уровней функционирования семьи, разрушение семейных традиций;
  • дефицит мужского влияния в воспитании детей и в то же время высокая занятость женщин на производстве;
  • резкое сокращение межличностных внутрисемейных и межсемейных отношений; обедненный, чрезмерно низкий уровень организации и совместного проведения семьёй свободного времени;
  • дестабилизирующее влияние алкоголизма, цинизма, жестокости и других проявлений бездуховности на устойчивость семейно-брачных отношений;
  • психолого-педагогическая неграмотность родителей.

Родители, не владея, в достаточной мере знанием возрастных и индивидуальных особенностей детей порой, осуществляют воспитание вслепую, интуитивно. В условиях, когда большинство семей озабочено решением проблем экономического, а порой и физического выживания, усилилась тенденция самоустранения родителей от решения вопроса обучения и воспитания ребенка все это, как правило, не приносит позитивных результатов. В таких семьях нет прочных межличностных связей между родителями и детьми и, как следствие, "авторитетом" становится внешне, зачастую негативное окружение, что приводит к "выходу ребенка из-под влияния семьи". Проблемы не обходят и благополучные семьи, где не подготовленные к искушениям дети, не умеют противостоять соблазнам. Несомненно, школа не может решить все эти проблемы, для этого необходимо реально усилить политику государства в отношении семьи, заинтересованность общества в её жизнедеятельности.

В силу обозначенных проблем работа классного руководителя с родителями очень важна и нужна современной школе, современному обществу.

Основная идея программы

Предполагаемая программа предусматривает систему новых подходов в воспитании детей и их родителей. Она должна быть гуманизированной, комфортной и безопасной, способствовать самореализации личности, удовлетворению ее творческих интересов и склонностей.

Сотрудничество учителя с родителями является залогом успешной воспитательной деятельности с учащимися, так как семья оказывает значительное влияние на развитие личности ребёнка.

Проблемой для учителя являются организационные вопросы, связанные с включением родителей в жизнь школьного учреждения. Родители должны быть убеждены, что их участие в жизни школы важно не потому, что так хочет учитель, а потому, что это важно для развития их ребёнка.

Строить систему отношений с родителями надо до поступления ребенка в 1 класс. Для этого в школе были организованы встреча с родителями будущих первоклассников: “Давайте познакомимся”. Ознакомление родителей со школой, в которой будет учится их ребенок, с её традициями и программами обучения-все это даёт им возможность выбора и программы, и учителя. Кроме того, дети имеют возможность посещать подготовительные занятия с будущими первоклассниками, на которых учитель знакомится с будущими учениками, организует в игровой форме работу по обогащению словарного запаса, работает над развитием памяти, воображения, мышления. Но самое главное – ребёнок проходит адаптацию в новом коллективе и учреждении, а родителям даются советы, которые помогут успешнее начать обучение в первом классе. В свою очередь, педагог-психолог школы проводит психологическое тестирование с детьми, беседует с родителями , чтобы в дальнейшем эффективно планировать и реализовывать психолого-педагогическую деятельность

Цель программы

  1. Создание благоприятных условий для полноценного социального становления, воспитания и обучения детей  
  2. Создание реального сотрудничества между педагогическим коллективом и родителями в процессе воспитания школьников, организация взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.

Задачи

  1. научить родителей видеть и понимать изменения, происходящие с детьми.
  2. совместный психолого-педагогический поиск методов эффективного воздействия на ребенка в процессе приобретения им общественных и учебных навыков.
  3. обогащение семейной жизни эмоциональными впечатлениями, опытом культуры взаимодействия ребенка и родителей.

Направлениям и формы работы с родителями

  1. Изучение условий семейного воспитания

Посещение семей и знакомство с ней в естественной, неформальной обстановке. Беседы, анкетирование родителей, сочинения учащихся о семье, конкурс творческих работ учащихся «Моя семья», педагогические мастерские, деловые игры с родителями, формирование банка данных о семье и семейном воспитании.

  1. Информирование родителей о содержании учебно-воспитательного процесса в классе

Родительские собрания (знакомство с целью, задачами и программой деятельности, обсуждение возможных путей реализации; знакомство родителей со специфической задачей – проблема начальной профориентации). Информация об уровне сплоченности и организованности класса, его успехах и неудачах. Приглашение на уроки и внеурочные мероприятия.

  1. Психолого-педагогическое просвещение родителей
  2. Взаимодействие с родительским комитетом. Помощь в планировании и организации различных видов деятельности, в работе с социально неблагоприятными семьями, с учреждениями доп. образования.
  3. Совместная деятельность родителей и учащихся. Формы: индивидуальные, групповые, коллективные.
  4. Информирование родителей о ходе и результатах воспитания, обучения детей  на родительских собраниях, четкие и лаконичные записи в дневниках, записки извещения.
  5. Взаимодействие с родителями, входящими в общественные организации

Предполагаемые результаты

Данная программа поможет:

  1. педагогам, учащимся и родителям лучше узнать друг друга.
  2. выявить возможности  семей  по воспитанию  детей.
  3. сформировать педагогическую позицию родителей;
  4. организовать педагогическое просвещение родителей.
  5. привлечь родителей учащихся к участию в учебно-воспитательном процессе;
  6.  привлечь родителей, учащихся к работе в органах школьного самоуправления.
  7. сформировать единую позицию педагогов и родителей в обеспечение качественного образования учащихся, развитии профессиональных интересов и подготовки детей к сознательному выбору профессии, в воспитании нравственности и культуры поведения, потребности в здоровом образе жизни, в  подготовке школьников к семейной жизни;
  8. создать реальное сотрудничество педагогов  и родителей в процессе воспитания учащихся, в организации взаимодействия семьи и школы на основе единой педагогической позиции.

Мониторинг реализации программы

Мониторинг реализации программы включает в себя: выявление общего уровня самоактуализации участников образовательного взаимодействия с помощью анализа личностных достижений уч-ся, методики Андреева А.А. «Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью» и т.д.

Сроки

Мероприятия

сентябрь

  1. Организационное собрание. Выборы родительского комитета. Обсуждение вопроса организации питания учащихся. Знакомство с положением о внешнем виде учащихся. Знакомство с планом воспитательной работы на учебный год.
  2.  Анкетирование «Каким я вижу своего ребенка сейчас, чего жду от школы в последующий год».

октябрь

  1. Посещение семей учащихся (по мере необходимости).
  2. Участие в работе расширенного заседания Управляющего совета школы.
  3. Родительское собрание «Психологические особенности подростка»
  4.  Консультация психолога всем нуждающимся родителям.
  5. Подготовка к праздничному мероприятию «День матери».

ноябрь

  1. Беседа с родителями одаренных детей
  2. Индивидуальные консультации учителей предметников для родителей.

декабрь

  1. Работа с родительским комитетом.
  2. «Правила пожарной безопасности» (беседа с родителями, проведение анкетирования).
  3. Посещение семей и индивидуальные беседы с родителями (по мере необходимости)
  4. КТД «Новый год». Оформление подарков для учащихся.

январь

  1. Родительское собрание «Анализ результатов учебы за I полугодие»
  2. Индивидуальные беседы классного руководителя с родителями (по мере необходимости

февраль

  1. Работа с родительским комитетом
  2. Индивидуальные консультации учителей предметников для родителей
  3. Привлечение родителей к организации экскурсий на предприятия города.

март

  1. Беседа с родителями одаренных детей
  2. Привлечение родителей к подготовке и проведению внеклассного мероприятия, посвященного Международному женскому дню 8 Марта
  3. Индивидуальные встречи классного руководителя с родителями (по мере необходимости).
  4. Родительское собрание «Ответственность, самооценка и самоконтроль. Как их в себе развивать»

апрель

  1. Привлечение родителей к творческой поисковой работе «След войны в моем доме» (помощь в поиске семейных фотографий, писем военного времени)
  2. Индивидуальные консультации учителей предметников для родителей
  3. Привлечение родителей к организации экскурсий на предприятия города

май

  1. Индивидуальные беседы с родителями «Как правильно распределить силы ребенка. Окончание учебного года»
  2. Отчет родительского комитета
  3. Проведение мониторинга «Изучение удовлетворенности родителей школьной жизнью»
  4. Родительское собрание «Итоги учебного года»

Список используемых источников: 

1.Маленкова Л.И. Основы родительской педагогики: Учебно-методическое пособие. М.: Издательство УЦ «Перспектива», 2017

2. Хоменко, И. Школа и родители: этапы развития социального партнерства. – Директор школы. – 2017. – № 4

3.Лаптева И. Взаимодействие родителей и педагогов в современной школе. //Педагогика, № 4, 2016.

4. Байбородова Л.В., Паладьев С.Л., Степанов Е.Н. Изучение эффективности воспитательной системы школы. Псков, 1994. (адаптировано И. А. Хоменко,  2016.)

Электронные источники: www.zarobr.ru http://www.uroki.net/docnach/docnach18.htm www. in-exp.ru www. webkonspec



Предварительный просмотр:

Работа с родителями на 1 полугодие 2021-2022 учебного года

Месяц

Мероприятие

Сентябрь

Анкетирование родителей: образование, место работы, специальность, доход семьи, состав семьи…

Октябрь

Родительское собрание «Роль семьи в определении жизненного пути школьников»

Ноябрь

Информация родителям об итогах успеваемости 1 четверти.

Декабрь

Родительское собрание «Проблемы подросткового возраста».

Информация родителям о деятельности детей в течение 1 полугодия.

Приглашение родителей на малый педсовет по вопросу о пропусках учебных занятий учащимся.

Ежемесячно

Еженедельное информирование родителей о результатах обучения учащихся через дневник, лист успеваемости.

Посещение семей учащихся, пропускающих учебные занятия. Своевременное информирование родителей о пропусках занятий учащимися. Индивидуальные беседы с родителями учащихся, пропускающих учебные занятия, нарушающих дисциплину на уроках

Работа с родителями на 2 полугодие 2021-2022 учебного года

Месяц

Мероприятие

Январь

Общешкольная родительская конференция «Воспитание чувства ответственности за свою безопасность»

Февраль

Родительское собрание «Компьютер в жизни школьника».

Март

Общешкольная родительская конференция «Влияние семейных установок на социально-нравственное и психическое здоровье школьника»

Апрель

Родительское собрание «Результативность школьного урока: от чего она зависит?»

Май

Анкетирование родителей «Индивидуальная образовательная траектория уч-ся на следующий учебный год».

Июнь

Привлечение членов классного родительского комитета к организации ремонтных работ в кабинете.

Благодарственные письма родителям.



Предварительный просмотр:

Анкетирование родительского коллектива

«Удовлетворенность родителей школьной жизнью»

1. Как вы можете оценить свое отношение со школой, в которой учится ваш ребенок?
а) хорошие
б) нормальные
в) посредственные
г) плохие
2. Как часто вы бывали в школе в этом учебном году?
а) каждую неделю
б) один раз в месяц
в) один раз в четверть
г) два раза в год
д) значительно чаще
3. С какой целью вы приходите в школу?
а) на родительские собрания
б) на встречу с классным руководителем, чтобы быть в курсе всех дел класса своего ребенка
в) для участия в воспитательных мероприятиях в классе, в котором учится ребенок
г) для оказания помощи классному руководителю и педагогам
д) по вызову педагогов и администрации школы
4. Какие чувства вы испытываете после посещения школы и бесед с педагогом?
а) удовлетворение
б) радость
в) надежду
г) тревогу
д) разочарование
е) растерянность
ж) грусть
5. С какой проблемой в обучении и воспитании ребенка вы столкнулись в школе?
6. Что бы вы хотели изменить в общении вашего ребенка и школы,
 классного руководителя?



Предварительный просмотр:

Наш класс

Фамилия, имя _________________________________________________________

Отметь в каждой таблице одно высказывание, которое наиболее точно характеризуют наш класс.

Дружба и сплочённость

№ п/п

Вопрос

Выбор

1.

Наш класс очень дружный и сплочённый.

2.

Наш класс дружный.

3.

В классе нет ссор, но каждый существует сам по себе.

4.

В классе бывают ссоры, но конфликтным его не назовёшь.

5.

Наш класс недружный, мы часто ссоримся.

6.

Наш класс недружный, в нём трудно учиться.

Поступки и ответственность за них

№ п/п

Вопрос

Выбор

1.

В классе принято нести ответственность друг за друга.

2.

В классе плохие поступки волнуют всех.

3.

В классе нарушения дисциплины осуждаются только активными учащимися.

4.

В классе за нарушение дисциплины отвечают только перед учителем.

5.

Мы стараемся, чтобы о наших поступках учитель узнал как можно меньше.

6.

Мы не обращаем внимания друг на друга и учителей.

Взаимопомощь

№ п/п

Вопрос

Выбор

1.

В нашем классе принято помогать друг другу.

2.

В нашем классе помощь оказывается только своим друзьям.

3.

В нашем классе помогают только тогда, когда просит сам ученик.

4.

В нашем классе помощь оказывается только по просьбе учителя.

5.

В нашем классе не принято помогать друг другу.

6.

В нашем классе отказываются помогать друг другу.


Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр:

Предварительный просмотр: