3.4. Участие в инновационной деятельности, в работе стажировочных и пилотных площадок
ПОЛНОЕ ОПИСАНИЕ ПРАКТИКИ
- Наименование практики. Программа духовно-нравственного воспитания и развития «Дорогою добра».
- Место реализации практики и целевая аудитория. Муниципальное автономное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 2», Ханты –Мансийский автономный округ, город Покачи, ул.Мира,9/1, Лаврентьева Людмила Дмитриевна, учитель начальных классов, lyuda_lavrenteva1975@mail.ru Реализация программы направлена на учащихся 7-10 лет.
- Актуальность практики. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека.
- Инновационный характер практики. Социальная значимость реализации программы состоит в том, что ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
В современном российском обществе происходят изменения, которые резко актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания учащихся:
- разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
- возникновение феномена бездуховности, агрессивного невежества;
- появление новой системы требований общества к личности;
- активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем;
- переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений.
Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора.
Большое внимание в данной программе уделяется воспитанию в учащихся милосердия и терпимости, которые понимаются как способность не проявлять отрицательных реакций (отталкивания, презрения, ненависти) в общении с людьми, имеющими национальные, этнические, конфессиональные, мировоззренческие и другие отличия, то есть по-другому называем это толерантностью (терпимостью).
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Новизна программы заключается в создании взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.
- Цель и задачи в рамках реализации практики. Стратегическая цель: социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России.
Задачи:
- формирование способности к духовному развитию, реализации творческого потенциала в учебно-игровой, предметно-продуктивной, социально ориентированной деятельности на основе нравственных установок и моральных норм, непрерывного образования, самовоспитания и универсальной духовно-нравственной компетенции – «становиться лучше»;
- укрепление нравственности, основанной на свободе воли и духовных отечественных традициях, внутренней установке личности школьника поступать согласно своей совести;
- развитие принятия учащимися базовых национальных ценностей, национальных и этнических духовных традиций.
Ожидаемые конечные результаты:
- Приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- Получение учащимися опыта:
- – переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
- – самостоятельного общественного действия.
- Содержание практики. Сроки и этапы реализации программы:1 этап – информационно-аналитический (2019 – 2020 гг.), анализ условий, необходимых для реализации проекта;
2 этап – деятельностный (2020 – 2022 гг.), осуществление инновационной деятельности по моделированию образовательно-воспитательного пространства для младших школьников, разработка ориентиров-заданий по программе самовоспитания «Успех» для младших школьников;
3 этап – обобщающий (2023 – 2024 гг.), мониторинг реализации проекта, экспертная оценка результатов соотношения заявленных результатов с достигнутыми; определение перспектив и путей дальнейшего развития духовности и нравственности младших школьников.
Виды деятельности и формы занятий с учащимися в реализации содержания воспитательной работы:
Воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам и обязанностям человека:
- ценностное отношение к России, своему народу, своему краю, отечественному культурно-историческому наследию, государственной символике, законам Российской Федерации, русскому и родному языку, народным традициям, старшему поколению;
– элементарные представления: об институтах гражданского общества, государственном устройстве и социальной структуре российского общества, о наиболее значимых страницах истории страны, об этнических традициях и культурном достоянии своего края; о примерах исполнения гражданского и патриотического долга;
– первоначальный опыт постижения ценностей гражданского общества, национальной истории и культуры;
– опыт ролевого взаимодействия и реализации гражданской, патриотической позиции; – опыт социальной и межкультурной коммуникации;
– начальные представления о правах и обязанностях человека, гражданина, семьянина, товарища.
Воспитание нравственных чувств и этического сознания:
– начальные представления о моральных нормах и правилах нравственного поведения, в том числе об этических нормах взаимоотношений в семье, между поколениями, этносами, носителями разных убеждений, представителями различных социальных групп;
– нравственно-этический опыт взаимодействия со сверстниками, старшими и младшими детьми, взрослыми в соответствии с общепринятыми нравственными нормами;
– уважительное отношение к традиционным религиям;
– неравнодушие к жизненным проблемам других людей, сочувствие к человеку, находящемуся в трудной ситуации;
– способность эмоционально реагировать на негативные проявления в детском обществе и обществе в целом, анализировать нравственную сторону своих поступков и поступков других людей;
– уважительное отношение к родителям (законным представителям), к старшим, заботливое отношение к младшим;
– знание традиций своей семьи и образовательного учреждения, бережное отношение к ним.
Воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни:
- ценностное отношение к труду и творчеству, человеку труда, трудовым достижениям России и человечества, трудолюбие;
– ценностное и творческое отношение к учебному труду;
– элементарные представления о различных профессиях;
– первоначальные навыки трудового творческого сотрудничества со сверстниками, старшими детьми и взрослыми;
– осознание приоритета нравственных основ труда, творчества, создания нового;
– первоначальный опыт участия в различных видах общественно полезной и личностно значимой деятельности;
– потребности и начальные умения выражать себя в различных доступных и наиболее привлекательных для ребёнка видах творческой деятельности;
– мотивация к самореализации в социальном творчестве, познавательной и практической, общественно полезной деятельности.
Формирование ценностного отношения к здоровью и здоровому образу жизни:
– ценностное отношение к своему здоровью, здоровью близких и окружающих людей;
– элементарные представления о взаимной обусловленности физического, нравственного, психологического, психического и социально-психологического здоровья человека, о важности морали и нравственности в сохранении здоровья человека;
– первоначальный личный опыт здоровьесберегающей деятельности;
– первоначальные представления о роли физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества;
– знания о возможном негативном влиянии компьютерных игр, телевидения, рекламы на здоровье человека.
Воспитание ценностного отношения к природе, окружающей среде (экологическое воспитание):
- ценностное отношение к природе;
– первоначальный опыт эстетического, эмоционально-нравственного отношения к природе;
– элементарные знания о традициях нравственно-этического отношения к природе в культуре народов России, нормах экологической этики;
– первоначальный опыт участия в природоохранной деятельности в школе, на пришкольном участке, по месту жительства;
– личный опыт участия в экологических инициативах, проектах.
Воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание):
– первоначальные умения видеть красоту в окружающем мире;
– первоначальные умения видеть красоту в поведении, поступках людей;
– элементарные представления об эстетических и художественных ценностях отечественной культуры;
– первоначальный опыт эмоционального постижения народного творчества, этнокультурных традиций, фольклора народов России;
– первоначальный опыт эстетических переживаний, наблюдений эстетических объектов в природе и социуме, эстетического отношения к окружающему миру и самому себе;
– первоначальный опыт самореализации в различных видах творческой деятельности, формирование потребности и умения выражать себя в доступных видах творчества;
– мотивация к реализации эстетических ценностей в пространстве образовательного учреждения и семьи.
- Средства и способы реализации практики.
Основания для разработки программы:
- Конституция РФ;
- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29 декабря 2012 года № 273;
- Концепция государственной семейной политики в Российской Федерации на период до 2025 года, утверждённая распоряжением Правительства Российской Федерации от 25.08.2014 № 1618-р;
- Приоритетный национальный проект «Образование»;
- Программа развития МАОУ СОШ № 2 на 2016 – 2020гг.
Социально – значимые партнеры:
- МАУ «Городская библиотека им.А.А.Филатова»,
- МАУ «Краеведческий музей»,
- Храм в честь Покрова божией Матери г.Покачи, Ханты – Мансийская епархия.
- Данные о результативности. Данный опыт был представлен:
- рецензия настоятеля храма Покрова Божией Матери г.Покачи иерея Сысоева А.,
- выступление на городском методическом объединении учителей начальных классов,
- городской родительский форум «Духовно-нравственные ценности в системе образования»,
- публикация в сборнике «Педагогическая теория и практика: актуальные идеи и успешный опыт в условиях модернизации российского образования.
Так как данная программа находится в процессе реализации, еще рано судить о результативности, но ожидаем таких конечных результатов:
- Приобретение учащимися социальных знаний, первичного понимания социальной реальности и повседневной жизни;
- Получение учащимися опыта:
– переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом;
– самостоятельного общественного действия.
За активное участие при реализации программы с социальными партнерами награждена грамотами:
https://nsportal.ru/media-gallery/lightbox/4636213/21231077
- МАУ «Городская библиотека имени А.А.Филатова»,
https://nsportal.ru/media-gallery/lightbox/4636213/21231064
- МАУ «Краеведческий музей»,
https://nsportal.ru/media-gallery/lightbox/4636213/21231035
- 96 ПСЧ ФГКУ «10 ОФПС по ХМАО – Югре»
- Возможность использования представленного материала в опыте работы образовательных организаций системы дополнительного образования.
Программа проходит апробацию, но есть возможность использовать ее в данный момент в системе дополнительного образования и рамках внеурочной деятельности по духовно-нравственному воспитанию подрастающего поколения.
- Примеры тиражирования практики в других регионах, компаниях, организациях (при наличии). Данную программу активно используют коллеги городского методического объединения г.Покачи, так как она адаптирована под категорию учащихся начальной школы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Программа духовно-нравственного воспитания и развития "Дорогою добра" | 127.28 КБ |
Предварительный просмотр:
Духовно-нравственное воспитание
направлено на «возвышение сердца»
ребенка как центра духовной жизни
(И.-Г.Песталоцци)
Программа духовно-нравственного воспитания и развития «Дорогою добра»
Руководитель и основной разработчик программы | Лаврентьева Людмила Дмитриевна, учитель начальных классов МАОУ СОШ № 2 г.Покачи. |
Основания для разработки программы |
|
Стратегическая цель программы | Социально-педагогическая поддержка становления и развития высоконравственного, творческого, компетентного гражданина России. |
Социально – значимые партнеры |
|
Задачи |
|
Сроки и этапы реализации программы | 1 этап – информационно-аналитический (2019 – 2020 гг.), анализ условий, необходимых для реализации проекта; 2 этап – деятельностный (2020 – 2022 гг.), осуществление инновационной деятельности по моделированию образовательно-воспитательного пространства для младших школьников, разработка ориентиров-заданий по программе самовоспитания «Успех» для младших школьников; 3 этап – обобщающий (2023 – 2024 гг.), мониторинг реализации проекта, экспертная оценка результатов соотношения заявленных результатов с достигнутыми; определение перспектив и путей дальнейшего развития духовности и нравственности младших школьников. |
Ожидаемые конечные результаты |
– переживания и позитивного отношения к базовым ценностям общества, ценностного отношения к социальной реальности в целом; – самостоятельного общественного действия. |
При образовании чрезвычайно
вредно развивать только рассудок и ум,
оставляя без внимания сердце…
Св. Прав. Иоанн Кронштадтский
В начале третьего тысячелетия в истории России наступает новая эпоха – эпоха духовно-нравственных ориентиров в политике государства, эпоха формирования нового человека. И возрождение России связано не только с решением политических, экономических, социальных проблем, но, прежде всего, с воспитанием и просвещением человека, формированием у него духовно-нравственных качеств, соответствующих исконной русской ментальности. Вопрос духовно-нравственного воспитания детей является одной из актуальных проблем, стоящих перед каждым родителем, обществом и государством в целом. Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора морально-стабилизирующих и культурных влияний на личность подрастающего человека.
Социальная значимость реализации программы, на мой взгляд, состоит в том, что ориентация на семейные ценности является важной частью духовно-нравственного развития и воспитания личности учащихся. Семья является непреходящей ценностью для развития каждого человека, играет важную роль в жизни государства, в воспитании новых поколений, обеспечении общественной стабильности и прогресса.
В современном российском обществе происходят изменения, которые резко актуализируют проблему духовно-нравственного воспитания учащихся:
- разрушение системы традиционных ценностей и традиционного механизма социализации поколений;
- возникновение феномена бездуховности, агрессивного невежества;
- появление новой системы требований общества к личности;
- активное навязывание российскому обществу западных ценностей, означающее попытку духовного покорения России «мирным» путем;
- переоценка роли образования и недооценка роли воспитания в становлении новых поколений.
Духовно-нравственное образование должно выступать в роли основного фактора. Стратегической целью данного проекта является обеспечение целостного подхода к формированию личности, основам гражданского воспитания, освоению ценностей общечеловеческой и национальной культуры.
Большое внимание в данной программе уделяется воспитанию в учащихся милосердия и терпимости, которые понимаются как способность не проявлять отрицательных реакций (отталкивания, презрения, ненависти) в общении с людьми, имеющими национальные, этнические, конфессиональные, мировоззренческие и другие отличия, то есть по-другому называем это толерантностью (терпимостью).
Нормативно-правовой и методологической основой программы духовно-нравственного развития и воспитания учащихся на ступени начального общего образования являются Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации», федеральные государственные образовательные стандарты, Концепция духовно-нравственного развития и воспитания гражданина России.
Новизна программы заключается в создании взаимодействия всех поколений семьи в вопросах сохранения и передачи семейных ценностей и традиций.