Рабочая программа по алгебре 7 класс

 

Рабочая программа по алгебре 7 класс

 

1.Пояснительная записка 

1.1  Правовая основа разработки и утверждения рабочих программ Федеральный уровень

1. Государственный образовательный стандарт общего образования (федеральный компонент).

 2. Закон РФ «Об образовании».

3. Типовые положения об образовательных учреждениях.

 4. Федеральный компонент государственного образовательного стандарта основного общего образования по математике.

5. Федеральный перечень учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе.

 6. Примерная программа основного общего образования по математике

7. Требования к оснащению образовательного процесса в соответствии с содержательным наполнением учебных предметов федерального компонента государственного образовательного стандарта.

 8. Гигиенические требования к условиям обучения в общеобразовательных учреждениях. Санитарно-эпидемиологические правила СанПиН.

Региональный уровень

 1. Закон «Об образовании».

 2.  Государственный образовательный стандарт общего образования.

3. Примерные (типовые) образовательные программы, рекомендованные к использованию Министерством общего и профессионального образования.

 Локальный уровень

1. Цели, задачи и специфика курса, представленного в Рабочей программе Общеучебные цели изучения курса: -овладение математическими знаниями, необходимыми для изучения физики, химии и для продолжения образования; -развитие интереса к алгебре , формирование любознательности; -развитие индивидуальных способностей, творческой активности, умения выбирать пути решения задач; -подведение к пониманию значимости математики в развитии общества. Задачи курса: -развитие и углубление вычислительных навыков и умений до уровня, позволяющего уверенно применять знания при решении задач математики, физики и химии:

2  -ввести понятие функции и научить правильно применять знания о функции в старших классах; -систематизировать и обобщить сведения о преобразовании выражений, решении линейных уравнений; -изучить формулы умножения и научить уверенно, применять эти формулы при преобразовании выражений и решении уравнений; -научить решать системы уравнений и текстовые задачи с помощью систем; -ввести понятие степени с натуральным показателем и научить  упрощать выражения со степенями, находить значения выражений со степенями.  Данная рабочая программа по алгебре для 7 класса общеобразовательной школы соответствует основной     стратегии развития школы:  - ориентации нового содержания образования на развитие личности;  - реализации деятельностного подхода к обучению; - обучению ключевым компетенциям (готовности учащихся использовать усвоенные знания, умения и способы деятельности в реальной жизни для решения практических задач) и привитие общих умений, навыков, способов деятельности как существенных  элементов культуры,  являющихся необходимым условием развития и социализации учащихся; - обеспечению пропедевтической работы, направленной на  раннюю профилизацию учащихся (в связи с выбранной стратегией развития 2-ух профильного обучения старшей школы – гуманитарного и естественнонаучного) с возможным переходом на ИУП. Программа рассчитана на 102 учебных часа. 

1.6 Содержание образования 

1.  Алгебраические выражения Числовые выражения. Алгебраические выражения» Формулы. Свойства арифметических действий. Правила раскрытия скобок. Повторяемые правила действий с рациональными числами являются основой как для изучения данной темы, так и всего курса алгебры.. Основная цель — систематизировать и обобщить сведения о числовых выражениях, полученные в курсе математики 5—6 классов; сформировать понятие алгебраического выражения, систематизировать сведения о преобразованиях алгебраических выражений, приобретенные учащимися при изучении курса математики 5—6 классов. 2.  Уравнения с одним неизвестным  Уравнение и его корни. Уравнения с одним неизвестным, сводящиеся к линейным. Решение задач с помощью уравнений.  Основная цель — систематизировать сведения с решении уравнений с одним неизвестным; сформировать умение решать уравнения, сводящиеся к линейным. 

 

3.  Одночлены и многочлены  Степень с натуральным показателем и ее свойства. Одночлен. Многочлен. Сложение, вычитание и умножение многочленов. Деление одночлена и многочлена на одночлен.  Основная цель — выработать умение выполнять действия над степенями с натуральными показателями, действия сложения, вычитания и умножения многочленов.  В данной теме дается определение степени с натуральным показателем. Понятие стандартного вида числа большего 10 и запись чисел в виде суммы разрядных слагаемых используются для иллюстрации применения понятия степени с натуральным показателем.  4.  Разложение многочленов на множители  Вынесение общего множителя за скобки. Способ группировки. Формулы сокращенного умножения: (а + b) (а - b) = а2 - b2, (а ± b)2 = а2± 2аb + b2.  Основная цель — выработать умения выполнять разложение многочленов на множители различными способами и применять формулы сокращенного умножения для преобразований алгебраических выражений.  При изучении данной темы рассматриваются такие способы разложения на множители, как вынесение общего множителя за скобки, группировка, использование формул сокращенного умножения. Объектом пристального внимания рекомендуется сделать темы «Способ группировки» и «Применение нескольких способов разложения на множители» как традиционно трудные, но необходимые для подготовки к изучению темы «Алгебраические дроби».  5.  Алгебраические дроби   Алгебраическая дробь. Сокращение дробей. Сложение, вычитание, умножение и деление алгебраических дробей. Совместные действия над алгебраическими дробями.  Основная цель — выработать умение выполнять преобразования алгебраических дробей.  Изучение темы начинается с введения понятия алгебраической дроби, ее числового значения и допустимых значений букв. Здесь же принимается важное для изучения в основной школе условие: буквы, входящие в алгебраическую дробь, принимают лишь допустимые значения.  Регулярное повторение правил действий с обыкновенными дробями существенно облегчает трудности изучения темы. Поэтому важное место в теме отводится сопоставлению алгоритмов действий над обыкновенными и алгебраическими дробями.  6.  Линейная функция и ее график  Прямоугольная система координат на плоскости. Понятие функции. Способы задания функции. График функции. Функция у = кх и ее график. Линейная функция и ее график.  Основная цель — сформировать представление о числовой функции на примере линейной функции.  Данная тема является начальным этапом в обеспечении систематической функциональной подготовки учащихся. Здесь вводятся такие понятия, как «функция», «функциональная зависимость», «независимая переменная», «график функции». Функция

 

трактуется как зависимая переменная. Так как в 7 и 8 классах конкретные функции определены на множестве всех действительных чисел, то на данном этапе изучения функции вопрос об области ее определения в явном виде не ставится.  Рассматриваются способы задания функции. Начинается работа по формированию у учащихся умений находить значение функции, заданной формулой, графиком, по известному значению аргумента, по графику функции определять значение аргумента, если значение функции задано 7. Системы уравнений с двумя неизвестными.  Система уравнений с двумя неизвестными. Решение системы уравнений первой степени с двумя неизвестными способами подстановки и сложения, графическим способом. Решение задач методом составления систем уравнений.  Основная цель — научить решать системы линейных уравнений с двумя неизвестными различными способами и использовать полученные навыки при решении задач.  Изучение систем уравнений распределяется между курсами 7-8 классов. В 7 классе вводится понятие системы уравнений и рассматриваются системы линейных уравнений с двумя неизвестными. Основное внимание при обучении решению систем уравнений уделяется способам подстановки и сложения. Графический способ используется для иллюстрации наличия или отсутствия решений системы.     Требования к уровню подготовки учащихся  класса Учащиеся должны: Знать и понимать  - математический язык; - свойства степени с натуральным показателем; % - определение одночлена и многочлена, операции над одночленами и многочленами; формулы сокращенного умножения; способы разложения на множители; - определение алгебраической дроби, операции над алгебраическим дробями; - линейную функцию, её свойства и график; - определение уравнения с одним неизвестным, корня уравнения, свойства, с помощью которых решаются уравнения первой степени с одним неизвестным; - способы решения системы двух линейных уравнений с двумя переменными.  Уметь:  - составлять математическую модель при решении задач; - решать уравнения первой степени с одним неизвестным; - выполнять действия над степенями с натуральными показателями, показателем, не равным нулю, используя свойства степеней; - выполнять арифметические операции над одночленами и многочленами, раскладывать многочлены на множители, используя метод вынесения общего множителя за скобки, метод группировки, формулы сокращенного умножения; - выполнять арифметические действия с алгебраическими дробями; - строить графики линейной  функции; - решать системы двух линейных уравнений с двумя переменными       Владеть компетенциями: познавательной, коммуникативной, информационной и рефлексивной.   Формы контроля Текущий (математический диктант, тест, самостоятельная работа);

 

Промежуточный (тест, самостоятельная работа, практическая работа); Итоговый (контрольная работа).  

 Учебная литература для учащихся. 1. Алимов Щ.А., Колягин Ю.М. и др. Алгебра 7.- М.: Просвещение, 2007г. 2. Звавич Л.И., Кузнецова Л.В.и др. Дидактические материалы Алгебра 7 класс.- М.: Просвещение,2007г.  3. Алгебра. Рабочая тетрадь для 7 класса общеобразовательных учреждений. Авторы: Ю.М.Колягин, Ю.В.Сидоров, М.В.Ткачева и др.-М.: Просвещение, 2004г.  

 

      

Тематическое планирование по алгебре 7 класс

три  часа в неделю. Всего 102 часа

 

№ урока

Пункт

Название темы

Кол-во

Основные понятия

Домашнее задание

Подготовка к ГИА. (КЕС)

по программе

фактически

Глава 1. Алгебраические выражения (10 часов)

 

1

1

Числовые выражения

1

 

Числовые выражения, значение числового выражения, верное числовое равенство

П1, №3,5,7

1.3.6

2

2

Алгебраические выражения

1

 

Алгебраические выражения, значение алгебраического выражения

П2, №12,14, 16,22

2.1

3

3

Алгебраические равенства. формулы

1

 

формулы

П3, №20,22

2.1

4

3

Алгебраические равенства. формулы

1

 

формулы

П3, №23,55

2.1

5

4

Свойства арифметических действий

1

 

Свойства арифметических действий

П4, №32-34

2.1

6

4

Свойства арифметических действий

1

 

Свойства арифметических действий

П4, №35-37, 39

2.1

7

5

Правила раскрытия скобок

1

 

Правила раскрытия скобок

П5,№44-46

2.1

8

5

Правила раскрытия скобок

1

 

Правила раскрытия скобок

П5,№47-49

2.1

9

 

Обобщающий урок по теме «Алгебраические выражения»

1

 

 

Стр.24, «Проверь себя»

2.1

1.3.6

10

 

Контрольная работа №1 по теме «Алгебраические выражения»

1

 

 

 

2.1

1.3.6

Глава    Уравнения с одним неизвестным (8 часов)

 

11

6

Уравнение и его корни

1

 

Уравнение, корень уравнения,что значит решить уравнение

П6, №77-82

3.1.1

3.1.2

12

7

Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным

1

 

Основные свойства уравнений,алгоритм решения уравнений

П7, №86-90

3.1.1

3.1.2

13

7

Решение уравнений с одним неизвестным, сводящихся к линейным

1

 

Основные свойства уравнений,алгоритм решения уравнений

П7, №91-96

3.1.1

3.1.2

14

8

Решение задач с помощью уравнений

1

 

Алгоритм решения задач с помощью уравнения

П8, 102,105

3.1.1

3.1.2

15

8

Решение задач с помощью уравнений

1

 

Алгоритм решения задач с помощью уравнения

П8, 106,116

3.1.1

3.1.2

16

8

Решение задач с помощью уравнений

1

 

Алгоритм решения задач с помощью уравнения

П8, 113,114,120

3.1.1

3.1.2

17

 

Обобщающий урок по теме «Уравнения с одним неизвестным»

1

 

 

Стр.

«Проверь себя»

3.1.1

3.1.2

18

 

Контрольная работа №2 по теме «Уравнения с одним неизвестным»

1

 

 

 

3.1.1

3.1.2

Глава    Одночлены и многочлены (17 часов)

 

19-20

9

Степень с натуральным показателем

2

 

Степень с натуральным показателем, основание, показатель

п.9, №137-139,144,146,156,158

1.1.3

21-22

10

Свойства степени с натуральным показателем

2

 

Свойства степени с натуральным показателем

п.10, №162-166,169-174,180-181,196,200-201

1.1.3

23

11

Одночлен. Стандартный вид одночлена

1

 

Понятие одночлена. Стандартный вид одночлена

п.11, №210-211,294

2.3.1

24-25

12

Умножение одночленов

2

 

Умножение одночленов. Возведение одночленов в степень

п.12,214-215,220-224,225

2.3.1

26

13

многочлены

1

 

Понятие многочлена. Стандартный вид многочлена

п.13,228-230,234

2.3.1

27

14

Приведение подобных членов

1

 

Подобные члены многочлена. Приведение подобных членов

п.14,235-243

2.3.1

28

15

Сложение и вычитание многочленов

1

 

Сумма, разность многочлена

п.15,244-254

2.3.1

29

16

Умножение многочлена на одночлен

1

 

Алгоритм умножения многочлена на одночлен

п.16,255-263

2.3.1

30-31

17

Умножение многочлена на многочлен

2

 

Алгоритм умножения многочлена на многочлен

п. 17,264-277

2.3.1

32-33

18

Деление многочлена и одночлена на одночлен

2

 

Правило деления многочлена и одночлена на одночлен

п.18,278-293

2.3.1

34

 

Обобщающий урок по теме «Одночлены и многочлены»

1

 

 

«Проверь себя»

1.1.3

2.3.1

35

 

Контрольная работа №3 по теме «Одночлены и многочлены»

1

 

 

 

1.1.3

2.3.1

Глава   «Разложение многочлена на множители» (17 часов)

 

36-38

19

Вынесение общего множителя за скобки

3

 

Понятие разложения на множители,Вынесение общего множителя за скобки

п.19,318-338

2.3.3

39-41

20

Способ группировки

3

 

Алгоритм разложения способом группировки

п.20,339-350

2.3.3

42-44

21

Формула разности квадратов

3

 

Формула разности квадратов

п.21,351-369

2.3.2

45-48

22

Квадрат суммы. Квадрат разности

4

 

Формула квадрата суммы и квадрата разности

п.22,370-391

2.3.2

49-51

23

Применение нескольких способов разложения на множители

3

 

Алгоритм поиска разложения многочлена на множители

п. 23,392-407

 

2.3.2

2.3.3

52

 

Контрольная работа №4 «Разложение многочлена на множители»

1

 

 

 

2.3.2

2.3.3

Глава   Алгебраические дроби (20 часов)

 

53-55

24

Алгебраическая дробь. Сокращение дробей

3

 

Понятие алгебраической дроби, основное свойство, сокращение дробей

п.24.427-450

2.4.1

56-57

25

Приведение дробей к общему знаменателю

2

 

Алгоритм нахождения общего знаменателя

п.25,451-461

2.4.2

58-62

26

Сложение и вычитание алгебраических дробей

5

 

Алгоритм сложения и вычитания алгебраических дробей

п. 26, 462-479

2.4.2

63-66

27

Умножение и деление алгебраических дробей

4

 

Правила умножения и деления алгебраических дробей

п.27, 480-494

2.4.2

67-71

28

Совместные действия над алгебраическими дробями

5

 

 

п.28, 495-505

2.4.2

72

 

Контрольная работа №5 «Алгебраические дроби»

1

 

 

 

2.4.1

2.4.2

Глава   «Линейная функция и ее график» (10 часов)

 

73

29

Прямоугольная система координат на плоскости

1

 

Прямоугольная система координат на плоскости, координатные оси, координаты точки

п.29, 523-535

5.1.1

74-75

30

функции

2

 

Понятие функции, способы задания функции, график функции

п. 30, 536-555

5.1.1

5.1.2

76-78

31

Функция у=kx ее график

3

 

Определение функции, ее график, способы построения

п. 31,556-578

5.1.5

5.1.2

79-81

32

Линейная функция

3

 

Определение линейной функции

п. 32, 579-599

5.1.5

82

 

Контрольная работа №6 «Линейная функция и ее график»

1

 

 

 

5.1.5

5.1.2

5.1.1

Глава  «Системы двух уравнений с двумя неизвестными» (11 часов)

 

83

33

Системы уравнений

1

 

Понятие линейного уравнения с двумя неизвестными, системы уравнений, решение системы

п.33 615-625

3.1.7

84-85

34

Способ подстановки

2

 

Алгоритм решения системы линейных уравнений способом подстановки

п.34  626-632

3.1.8

86-88

35

Способ сложения

3

 

Алгоритм решения системы линейных уравнений способом сложения

п. 35,  633-640

3.1.8

89

36

Графический способ решения систем уравнений

1

 

Понятие графика уравнения. Графический способ решения систем уравнений

п. 36, 641-652

3.1.8

90-92

37

Решение задач с помощью систем уравнений

3

 

Алгоритм составления системы линейных уравнений по условию задачи

п. 37, 653-670

3.1.8

93

 

Контрольная работа №7 «Системы двух уравнений с двумя неизвестными»

1

 

 

 

3.1.8

Глава   «Введение в комбинаторику» (7 часов)

 

94

1

Исторические комбинаторные задачи

1

 

 

 

8.3.1

95-96

2

Различные комбинации из трех элементов

2

 

 

 

8.3.1

97-98

3

Таблица вариантов и правило произведения

2

 

 

 

8.3.1

99

4

Подсчет вариантов с помощью графов

1

 

 

 

8.3.1

100

 

Решение задач

1

 

 

 

8.3.1

Повторение (2 часа)