Информация для педагогов

Вдовина Елена Юрьевна

Работа социального педагога в ДОУ подразумевает взаимодействие со всеми участниками образовательного процесса.

В этом разделе вы найдете методическую систему работы социального педагога в ДОУ, а также материалы, используемые мною в моей повседневной деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методическая система работы социального педагога

Цели социально-педагогической службы:

  1. Социально-педагогическое сопровождение учебно-воспитательного процесса в ДОУ.
  2. Создание благоприятного социально-педагогического климата, как основного условия развития, саморазвития и социализации личности воспитанников.

        Система работы социального педагога в дошкольном учреждении включает следующие направления:

№ п/п

Направления

Содержание работы социального  педагога

Формы и методы работы

1.

Социально-педагогическое исследование с целью выявления социальных и личностных проблем

Проведение социальной паспортизации групп детского сада, микрорайона; создание банка данных семей по категориям; изучение и анализ культурно-бытовых отношений в семьях воспитанников; социально-педагогическая диагностика.

Анкетирование родителей, индивидуальные беседы с родителями; наблюдение за деятельностью воспитанника в процессе непосредственной образовательной деятельности (далее – НОД), анализ документов.

2.

Социально-педагогическая защита прав ребенка

Выявление и поддержка воспитанников, нуждающихся в социальной защите, опеке и попечительстве, выявление и сопровождение семей, нуждаю-щихся в социальной поддержке, защита прав и интересов воспитанников в различных инстанциях (Совет профилактики, КДН, ПДН, суд и т.д.)

Экспертная оценка педагогов социального благополучия ребенка в семье, анкетирование воспитанников, их родителей, индивидуальная беседа с воспитанником, выборочное наблюдение за воспитанниками в процессе НОД, обследование условий жизни воспитанника, профилактические беседы с родителями и т.д.

3.

Обеспечение социально-педагогической поддержки семье в формировании личности воспитанника

Раннее выявление семей, находящихся в социально опасном положении (далее – СОП); пропаганда здорового образа жизни в семье, педагогическое просвещение родителей; содействие включению родителей в учебно-воспитательный процесс; Взаимодействие с социальными институтами города, организация и проведение мероприятий для детей и их родителей.

Анкетирование педагогов, родителей, воспитанников; индивидуальная беседа с воспитанником; выборочное наблюдение за воспитанником в процессе НОД, обследование условий жизни воспитанника, профилактические беседы с родителями, наглядно-педагогическая агитация, индивидуальные и групповые консультации для родителей.

4.

Социально-педагогическая профилактика, коррекция

Раннее выявление и предупреждение фактов отклоняющегося поведения воспитанников; обеспечение профилактической и коррек-ционной работы с семьями, состоящими на внутриведом-ственном учете; пропаганда здорового образа жизни.

Индивидуальные беседы с воспитанниками, индивидуальные занятия с детьми, имеющими отклонения в поведении; организация работы клуба для родителей «Берегиня»; посещение семей; анкетирование родителей, воспитанников и т.д.

5.

Правовое просвещение

Работа кружка «Имею право»;

правовое просвещение родителей,

мониторинг уровня правовой  воспитанности детей старшего дошкольного возраста.

Беседы с воспитанниками, интервью; создание проблемной ситуации; групповые игры; наглядно–педагогическая агитация; беседы с родителями; групповые консультации для родителей и т.д.

6.

Организационно-методическая деятельность социального педагога

Анализ и обобщение опыта социально-педагогической деятельности; деятельность в экспериментальной площадке; участие в заседаниях методических (профессиональ-ных) объединений; накопление банка данных по методикам работы на основе изучения методической литературы, а также результатов проведенных социально-педагогических исследований.

Доклад, сообщение;

презентация с использованием мультимедиа; деловая игра; организация и проведение семинаров для педагогов.

В процессе работы по данным направлениям мною была изучена следующая учебная и методическая литература:

  1. Атемаскина Ю.В., Богословец Л.Г. Современные педагогические технологии в ДОУ: учебно-методическое пособие. СПб.: ООО «Издательство «Детство-Пресс», 2012;
  2. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. – М.: ТЦ Сфера, 2011;
  3. Детство: Примерная образовательная программа дошкольного образования / Т.И. Бабаева, А.Г. Гогоберидзе, О.В. Солнцева и др. – СПб.: ООО «Издательство «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  4. Егорова М. Социальный педагог в дошкольном учреждении.// Дошкольное образование.-2009.-№16.-[электронный ресурс];
  5. Методика работы социального педагога / Под ред. Л.В. Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов. – М.: Школьная пресса, 2006.
  6. Модели взаимодействия с детьми группы риска: опыт работы социального педагога / авт. сост. А. Н. Свиридов, - Волгоград : Учитель, 2015;
  7. Педагогическое взаимодействие в детском саду. Метод.пособие / под ред. Н.В. Микляевой. – М.: ТЦ Сфера. 2013;
  8. Социальная защита семьи и детства в Российской Федерации: справочник социального педагога и социального работника / Т.Н. Поддубная. А.О. Поддубный. – Ростов н/Д : Феникс, 2015;
  9. Социальное партнерство детского сада с родителями: Сборник материалов / Сост. Т.В. Цветкова. – М.: ТЦ Сфера, 2013;
  10. Социальная педагогика. Защита семьи и детства: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003,
  11. Социально-педагогическая диагностика и сопровождение социализации несовершеннолетних: учебное пособие/ С.А. Беличева, А.Б. Белинская – Ростов н/Д: Феникс, 2013;
  12. Справочник социального педагога/ авт. сост. О.С. Гришанова. – Изд..2-е, перераб. – Волгоград: Учитель: ИП Гринин Л.Е., 2014;
  13. Толерантность и правовая культура дошкольников. Методические рекомендации – М.: ТЦ Сфера, 2008.



Предварительный просмотр:

Анкета для педагогов «Жестокое обращение с детьми в семье»

Цель: узнать мнение педагогов о правомерности применения физического наказания к детям в семье; выяснить, насколько компетентны педагоги в вопросах  профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

1. Как вы считаете, физическое наказание детей в нашей стране является:

а) традицией, которая имеет многовековые корни;

б) практика воспитания детей, основанная на низком педагогическом уровне современных родителей.

2. Как вы думаете, правомерно ли поступают родители, применяя к своим детям физические наказания? а) да, б) нет, в) не знаю.

3. Существует ли в нашей стране уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми в семье? а) да, б) нет, в) не знаю.

4. Как вы думаете, проблему насилия над детьми в семье должен решать:

а) исполнительный орган власти,

б) образовательное учреждение.

5. Как вы думаете, актуально ли в России введение ювенальных технологий?

а) да, б) нет, в) не знаю.

6. Является ли речевая агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) жестоким обращением с детьми? а) да, б) нет, в) не знаю.

7. Как вы думаете, психическое и эмоциональное насилие над детьми является преступлением? а) да, б) нет, в) не знаю.

8. Может ли привести психологическое насилие над ребенком к его полной или частичной асоциализации? а) да, б) нет, в) не знаю.

9. Может ли образовательная организация предотвратить жестокое обращение с детьми в семье? а) да, б) нет, в) не знаю.

10. Если Вы стали свидетелем (за пределами детского сада) жестокого обращения с Вашим воспитанником со стороны родителей, то:

а) вы сообщите в орган опеки о случившемся;

б) проведете беседу  с родителем о последствиях жестокого обращения с детьми.

11. Если Ваш воспитанник доверился Вам и рассказал о том, что его дома бьют. Ваши действия.__________________________________________________________

__________________________________________________________________

Анкета для педагогов «Жестокое обращение с детьми в семье»

Цель: узнать мнение педагогов о правомерности применения физического наказания к детям в семье; выяснить, насколько компетентны педагоги в вопросах  профилактики жестокого обращения с детьми в семье.

1. Как вы считаете, физическое наказание детей в нашей стране является:

а) традицией, которая имеет многовековые корни;

б) практика воспитания детей, основанная на низком педагогическом уровне современных родителей.

2. Как вы думаете, правомерно ли поступают родители, применяя к своим детям физические наказания? а) да, б) нет, в) не знаю.

3. Существует ли в нашей стране уголовная ответственность за жестокое обращение с детьми в семье? а) да, б) нет, в) не знаю.

4. Как вы думаете, проблему насилия над детьми в семье должен решать:

а) исполнительный орган власти,

б) образовательное учреждение.

5. Как вы думаете, актуально ли в России введение ювенальных технологий?

а) да, б) нет, в) не знаю.

6. Является ли речевая агрессия (оскорбления, унижения, запугивания) жестоким обращением с детьми? а) да, б) нет, в) не знаю.

7. Как вы думаете, психическое и эмоциональное насилие над детьми является преступлением? а) да, б) нет, в) не знаю.

8. Может ли привести психологическое насилие над ребенком к его полной или частичной асоциализации? а) да, б) нет, в) не знаю.

9. Может ли образовательная организация предотвратить жестокое обращение с детьми в семье? а) да, б) нет, в) не знаю.

10. Если Вы стали свидетелем (за пределами детского сада) жестокого обращения с Вашим воспитанником со стороны родителей, то:

а) вы сообщите в орган опеки о случившемся;

б) проведете беседу  с родителем о последствиях жестокого обращения с детьми.

11. Если Ваш воспитанник доверился Вам и рассказал о том, что его дома бьют. Ваши действия.__________________________________________________________

__________________________________________________________________



Предварительный просмотр:

Дети, которые подвергаются жестокому обращению, находятся во власти более сильного человека, испытывают страх, недоверчивы, замыкаются в себе.

Признаки:

  • ребенок плохо развивается, его психическое и физическое развитие не соответствует возрасту;
  • ребенок не ухожен, неопрятен, плохо пахнет, он апатичен, часто плачет или, наоборот, агрессивен, вызывающе себя ведет;
  • ребенок часто переходит от спокойного поведения к внезапно возбужденному поведению и наоборот;
  • у ребенка проблемы с обучением в связи с усталостью, недостатка во сне, с плохой концентрацией внимания;
  • ребенок проявляет отрицательные отношения к собственному телу, вплоть до причинения себе телесных повреждений, ребенок отказывается раздеваться, стремится скрыть синяки, царапины, раны;
  • ребенок жалуется на недомогание: головную боль, боли в животе, внешние воспаления в области мочеполовых органов;
  • ребенок испытывает враждебность или чувство страха по отношению к знакомому мужчине (отцу, брату, соседу) или матери;
  • ребенок проявляет сильную реакцию испуга или отвращения в связи с физической близостью определенного взрослого;
  • ребенок судорожно реагирует на поднятую руку;
  • ребенок чрезмерно стремится к одобрению взрослых, ласке, уходит от конфликта и спора с другими людьми, гипертрофированно проявляет заботу обо всем и обо всех;
  • ребенок демонстрирует не соответствующее его возрасту, взрослое поведение, рационален, интересуется вопросами секса;
  • ребенок рассказывает о случаях насилия или сексуальных домогательств, которые якобы произошли с другими детьми;
  • у ребенка проблема со сном, боязнь темноты, энурез.

Проявляющиеся в том или ином сочетании данные признаки могут свидетельствовать о жестоком обращении или насилии над ребенком, в том числе и сексуальном, педагог при подозрении в жестоком обращении должен постараться завоевать доверие ребенка, понаблюдать за его поведением, обращая внимание на вышеуказанные признаки. Обратите внимание на поведение родителей или опекунов, в беседах с ними выразите свою озабоченность поведением. Если ребенок сам рассказал о жестоком обращении или сексуальном насилии, воспитателю необходимо:

похвалить ребенка за то, что он доверил вам тайну, чтобы он понял, что ему верят и серьезно относятся к его проблеме;

проявить понимание к чувствам вины и стыда ребенка, но не укреплять эти чувства в нем;

объяснить ему, что существует возможность прекратить насилие и жестокость, и что это нужно сделать в его интересах;

держать обещание сохранения тайны до тех пор, пока не станет очевидным, что ребенку нельзя оставаться в таком положении, нужно поставить ребенка в известность, что вы хотите предпринять некоторые меры.

Нельзя:

— показывать ребенку свои чувства (гнев, испуг, смятение, отвращение);
— обвинять человека, совершившего проступок, потому что ребенок часто эмоционально к нему привязан и продолжает его любить;
— просить ребенка сохранить в тайне ваш разговор, но нужно учесть просьбу ребенка сохранить его сообщение в тайне.

Если Вы не в состоянии решить проблему сами, Вам необходимо обратиться за помощью к руководителю образовательной организации, медику, психологу, социальному педагогу.

Если ребенок рассказал о тайне другим детям, а не педагогу, то тогда нужно:

  • реагировать нейтрально (не проявлять чувства, не давать оценок);
  • оградить ребенка от реакции других детей;
  • уделить ребенку максимум внимания;

дать понять, что проблему можно решить.

В случае насилия над ребенком со стороны незнакомых взрослых не только ребенок, но и его родители нуждаются в помощи. Если это еще и сексуальное насилие, то оказание помощи требует специальной подготовки и медицинской экспертизы. Родители пережили шок и, как правило, хотят сохранить все в секрете от родственников, соседей и других детей. Если ребенок стал жертвой со стороны незнакомого человека, и в случае тщательно скрываемого жестокого обращения с ним родителей, педагог должен обратиться за помощью и советом к профессионалам из специальных служб и центров (психолог, детский адвокат, служба здравоохранения, служба защиты от насилия, телефон доверия).

МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Десногорска

Действия

воспитателя в случае жестокого обращения с ребенком

(памятка)

Десногорск

2015



Предварительный просмотр:

Телефоны доверия

Телефон доверия

по Смоленской области  

(+74812) 65-28-85

(+74812) 38-00-81

Уполномоченный

по правам ребенка

по Смоленской области

(+74812) 65-28-85

Телефон доверия

г. Десногорск

(+748153)7-09-30

Телефон доверия

Центра социальной помощи семье и детям «Солнышко»

(+748153)3-15-33

(+748153)7-14-03

 

Правовые документы, защищающие права ребёнка от жестокого обращения.

Конвенция ООН определяет меры защиты,  а также устанавливает:

  • обеспечение в максимально возможной степени здорового развития ребёнка (ст. 6);
  • защиту от произвольного или незаконного вмешательства в личную жизнь ребёнка, от посягательств на его личную честь и репутацию (ст. 16);
  • обеспечение мер по борьбе с болезнями и недоеданием (ст. 24);
  • признание права   каждого ребёнка  на уровень жизни, необходимый для физического, умственного, духовного, нравственного и социального развития (ст. 27);
  • защиту ребёнка от сексуального посягательства (ст. 34);
  • защиту ребёнка от других форм жестокого обращения (ст. 37);
  • меры помощи ребёнку, явившемуся жертвой жестокого обращения

         (ст. 39).

Уголовный Кодекс РФ предусматривает ответственность:

  • за совершение физического и сексуального насилия, в том числе и в отношении несовершеннолетних;
  • за преступления против семьи и несовершеннолетних (ст. 106-136).

МБДОУ «Детский сад «Чебурашка»

г. Десногорска

ПАМЯТКА РОДИТЕЛЯМ

ПРАВА ДЕТЕЙ

2015

   В дошкольном детстве ребенок приобретает основы личной культуры, соизмеримой с общечеловеческимиценностями. Поэтому особое значение имеет формирование у детей основ правового сознания и таких качеств, как ЛЮБОВЬ к родным и близким, ДОБРОЖЕЛАТЕЛЬНОСТЬ к окружающим, СПОСОБНОСТЬ К СОПЕРЕ-ЖИВАНИЮ. И эту работу нужно проводить с деть-ми уже в раннем возрасте.

МЫ -  ПРОТИВ!

- физического, сексуального, психологического насилия в отношении детей,

-  жестокого обращения с детьми,

- пренебрежительного отношения к детям;

- лишения детей любви и ласки.

C:\Вдовина\работа с родителями\2014-2015\памятки 2015\642350.jpg

МЫ – ЗА!

- любовь к детям,

- заботу о детях,

- защиту детей от жестокого обращения

 - качественное питание для детей,

- доступное бесплатное образование для детей,

- комфортное жилье,

- бесплатное медицинское обслуживание,

- за сохранение индивидуальности каждого ребенка.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Уважаемые родители! В МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» работает СОЦИАЛЬНЫЙ ПЕДАГОГ, к которому Вы можете обращаться в случаях, когда в отношении детей – воспитанников детского сада «Чебурашка» необходимо: должным образом, в соответствии с законодательством РФ , обеспечить права и законные интересы несовершеннолетних детей (право жить и воспитываться в семье. Право общаться с родителями и родственниками, право на защиту интересов, в т.ч. имущественных и другие); активно препятствовать любым проявлениям жестокого обращения с несовершеннолетними детьми (физическое или психическое насилие, покушение на их половую неприкосновенность и т.п.); обеспечить соблюдение мер, направленных на создание безопасности жизни и здоровью несовершеннолетних детей, при лишении или ограничении родительских прав.