Правовое воспитание дошкольников

Вдовина Елена Юрьевна

Правовое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества.  Раннее правовое воспитание способствует социально-коммуникативному развитию ребенка, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности

Правовое воспитание в детском саду осуществляется посредством совместных действий детей и социального педагога через деятельность кружка по правовому воспитанию дошкольников старшего дошкольного возраста "Имею право".

В своей деятельности по правовому воспитанию дошкольников я опираюсь на следующие принципы:

1. регулярность, последовательность и ориентация на конечный результат (повышение правовой культуры воспитанников),

2. НОД построена с учетом возрастных особенностей дошкольников,

3. обязательно учитывается жизненный опыт дошколят, так как только в этом случае возможно достичь понимания детьми информации,

4. привлечение родителей ребенка к правовому воспитанию для того, чтобы был единый подход,

5. индивидуальный подход к каждому ребенку,

6. создание благоприятного психологического климата в группе детского сада.

Деятельность кружка "Имею право": http://www.maam.ru/detskijsad/pravovoe-vospitanie-...

Источник изображения: http://sunny.caduk.ru/

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

ПРИНЯТО                                                 УТВЕРЖДЕНО

Педагогическим советом                                 Заведующей МБДОУ

МБДОУ «Детский сад        «Чебурашка»                 «Детский сад «Чебурашка»

Протокол        от «__»___20___ г. №___                  _________Г.В Дубовиковой        

                                                              «____»_______20___ г.

                                                                                Приказ от «__»___20__ г. №__

 

ПОЛОЖЕНИЕ

О   КРУЖКЕ «ИМЕЮ ПРАВО»

МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Десногорска

г. Десногорск

2015 г.

1. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

  1. В своей работе кружок руководствуется:
  • Конвенцией ООН о правах ребёнка;
  • Конституцией РФ, ст.43;
  • Семейным кодексом РФ;
  • Федеральным законом «Об образовании в Российской Федерации»  от 29.12.2012 г. № 273 – ФЗ;
  • Типовым положением «О дошкольном образовательном учреждении» утвержденным  приказом Минобрнауки РФ от 27.10.2011г. № 2562 и зарегистрировано в (Минюсте РФ 18.01.2012 г. № 22946);
  • СанПиН 2.4.1. 3049-13 «Санитарно - эпидемиологические требования к устройству,  содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных  организаций».

1.2. Работа кружка «Имею право» направлена на знакомство детей с основными документами, защищающими права человека, Конвенцией о правах ребёнка, формирование представлений о правах человека, развитие правового мировоззрения и нравственных представлений.

1.3. Руководителем кружка «Имею право» является  социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Десногорска.

1.4. Занятия проводятся с детьми старшего дошкольного возраста (старшая и подготовительная группы).

1.6. Занятия проходят 1 раз в неделю с 16-15 до 16-45. День недели определяется в соответствии с сеткой занятий.

        2. ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

2.1. Цель работы кружка:

  • Способствовать становлению правовой культуры у детей старшего дошкольного возраста.

2.2. Задачи работы  кружка:

  • знакомство детей в соответствующей их возрасту форме с основными документами по защите прав человека;
  • способствовать социально-личностному развитию детей старшего дошкольного возраста;
  • формировать представление о здоровом образе жизни;  
  • развивать навыки позитивного межличностного общения;
  • закрепить представления детей о ценностях семьи, о позитивных взаимоотношениях в семье, воспитание уважительного отношения к  близким и родным людям;
  • развивать уважение и терпимость к людям независимо от их социального происхождения, расовой и национальной принадлежности, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия;
  • способствовать формированию чувства собственного достоинства, осознания своих прав и свобод, чувства ответственности (за другого человека, за начатое дело, за данное слово и др.);
  • развивать уважение к достоинству и личным правам другого человека;
  • разъяснять общественные нормы и правила поведения.

        3. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ

 

        Содержание работы кружка определяет программа, разработанная руководителем кружка и утвержденная оценочно-экспертным советом МБДОУ «Детский сад «Чебурашка».

        

4. ФОРМЫ РАБОТЫ

        В работе с детьми, посещающими кружок «Имею право», используются следующие формы:

  • проведение игровых занятий,
  • беседы,
  • викторины,
  • создание и решение проблемных ситуаций,
  • чтение художественной литературы,
  • использование мультимедиа,
  • выставка рисунков.
  • работа в тетради «Мои права».

Подготовила: социальный педагог МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» Вдовина Е.Ю.



Предварительный просмотр:

ПРИНЯТА

Оценочно-экспертным советом

МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Десногорска

Протокол от «___»_____20___ г.

№ _____

        

УТВЕРЖДЕНА

Заведующей МБДОУ «Детский сад «Чебурашка» г. Десногорска

__________Г.В Дубовикова

Приказ от «___»_____20___г.

УТВЕРЖДЕНА

на педагогическом совете

МБДОУ «Детский сад «Чебурашка»

Г. Десногорска

Протокол №___ от «___» _____20___ г.

                                                                

                                                                                               

                                       

Программа

работы кружка по правовому воспитанию детей старшего дошкольного возраста «Имею право»

г. Десногорск

АКТУАЛЬНОСТЬ

Одним из важнейших условий развития общества является воспитание граждан правового, демократического государства, способных к социализации, уважающих права и свободы личности, обладающих высокой нравственностью, проявляющих национальную терпимость, уважительное отношение к языкам, традициям и культуре других народов.  Современное общество нуждается в социально зрелых, свободных личностях, обладающих правовыми знаниями

Развитие правового сознания личности – это долгий, сложный и противоречивый процесс, продолжающийся практически всю жизнь  человека. Самые первичные представления о социальных нормах поведения людей, о необходимости определенного порядка в человеческих взаимоотношениях приобретаются в детстве, еще в дошкольный период. Формирование определенных взглядов на мир, жизненных позиций, типичных мотивов поведения личности приходится как раз на дошкольные годы. И от того, какое понимание права и отношение к нему вырабатывается в этот период становления личности, во многом зависит и последующее поведение человека в правовой сфере (3).  

После исследования ряда программ и методических разработок по правовому воспитанию был выведен следующий результат: при рациональном подходе, основываясь на общих представлениях о социально-правовых явлениях и путем воздействия на интеллектуальную, эмоциональную и волевую сферы правосознания в дошкольном возрасте возможно формирование следующих социально-значимых установок:

- на уважительное отношение к установленным правилам поведения;

- на неприятие насильственных и других асоциальных (незаконных) действий в отношении людей, животных;

- препятствующих податливости криминальным и асоциальным влияниям;

- на осознанное подчинение принятому правомерному стандарту поведения;

- на осознание ценностной значимости семьи и уважительного отношения к родным и близким;

- на формирование ценностных представлений о благоразумных и полезных формах отдыха;

- на формирование представлений о здоровом образе жизни;

          - на понимание нравственной и правовой ответственности за свои поступки и поведение, а также личной ответственности за совершенные нарушения правил.

Также определено понятие «правовое воспитание». Правовое воспитание детей дошкольного возраста – целенаправленный процесс и систематическое влияние на сознание и поведение ребенка с целью формирования у него правовой воспитанности, то есть комплексного качества личности, которое характеризуется наличием и степенью сформированности у дошкольников глубоких устойчивых правовых знаний и убеждений в правильном правовом поведении, реализация которого в практической деятельности отвечает требованиям общества(1).  Раннее правовое воспитание способствует социально-коммуникативному развитию ребенка, которое направлено на усвоение норм и ценностей, принятых в обществе, включая моральные и нравственные ценности(4). Правовое воспитание в дошкольной образовательной организации предусматривает отношение к ребенку и его родителям как к партнерам в условиях сотрудничества.

В процессе создания программы были исследованы ряд программ по правовому воспитанию: «Программа правового воспитания в детском саду» (3) и «Маленьким детям большие права» (2). В первой программе авторы рекомендуют начинать правовоспитательную деятельность со среднего дошкольного возраста, во второй программе сделан акцент на национальный аспект.  В программе использованы рекомендации по организации работы с детьми, родителями и педагогами в образовательной организации, но после апробации экспериментальной программы по правовому воспитанию в 2013-2014 учебном году пришли к выводу, что эффективнее начинать правовоспитательную работу с 6-летнего возраста, когда у детей возникает потребность  в новых знаниях, умениях, появляется желание и предрасположенность к организационной учебной деятельности.

Согласно ФГОС ведущими видами детской деятельности являются: игровая, коммуникативная, двигательная, познавательно-исследовательская, продуктивная и др. Поэтому понятие «занятие» использовано, основываясь на современной теории и практике, где оно рассматривается как занимательное дело, без отождествления его с занятием как дидактической формой учебной деятельности. Итак, конспекты непосредственной образовательной деятельности (НОД) по правовому воспитанию разработаны для детей старшего дошкольного возраста (6-7 лет) с учетом возрастных особенностей детей и с учетом требований ФГОС. Продолжительность НОД – 25-30 минут. планирование НОД кружка в Приложении 1.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

        Организация НОД с детьми направлено, прежде всего, на вовлечение детей старшего дошкольного возраста в процесс формирования их правового (нравственно-правового сознания). К общим для всех занятий можно отнести следующие образовательные, воспитательные и развивающие цели и задачи:

  • ознакомление детей с основными сферами жизни общества, в которых действуют определенные правила (социальные нормы), людям предоставляются права, у человека возникают обязанности;
  • ознакомление детей в соответствующей их возрасту форме со статьями Конвенции ООН о правах ребенка;
  • развитие понимания своей индивидуальности и индивидуальности других детей;
  • развитие общения и взаимодействия ребенка со взрослыми и сверстниками;
  • развитие интересов детей к истории, литературе, любознательной и познавательной мотивации;
  • развитие воображения и творческой активности;
  • развитие коммуникативной компетентности, таких качеств личности как бесконфликтность в общении и взаимодействия в различных жизненных ситуациях с ориентацией на ненасильственную модель поведения;
  • развитие адекватной оценочной деятельности, направленной на анализ собственного поведения и поступков окружающих людей;
  • воспитание позитивного отношения к себе и окружающим, терпимости к непохожести;
  • формирование уважительного отношения к установленным правилам поведения;
  • формирование уважительного отношения к правам других людей;
  • формирование основ безопасного поведения в быту, социуме, природе;
  • формирования представления о личной ответственности за совершенные нарушения правил;
  • формирование уважительного отношения к представителям других национальностей и культуре народов мира;
  • углубление понимания детьми таких нравственно обусловленных понятий, как уважение, забота, достоинство, справедливость, дружба и т.д.

Основное внимание в программе сосредоточено на тех правах, понимание которых доступно в возрасте детей 6-7 лет и которые позволяют акцентировать внимание детей на позитивном отношении к себе и другим, на заботе о них взрослых, на их защищенности.

РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

Правовое воспитание детей требует единства, согласованности всей системы воспитательно-образовательных воздействий взрослых на ребенка. Роль семьи в создании такой согласованности трудно переоценить, ведь семья как первый институт правовой социализации имеет решающее  влияние на развитие социально-правовых черт личности ребенка, на формирование его правового сознания. Именно в семье дети получают первые уроки нравственности, формируется его поведение в юридически значимых ситуациях, в семье закладываются социально-правовые ориентиры ребенка(3). Поэтому в рамках правового воспитания дошкольников крайне важна деятельность по повышению уровня правовой культуры родителей. Для этого используются различные виды наглядности, что позволит не только знакомить родителей с проводимыми мероприятиями в рамках правового воспитания, но и непосредственно показать им направления правовоспитательного процесса в детском саду, предоставлять родителям в доступной и убедительной форме педагогическую и иную информацию правового содержания. Осуществляется эта деятельность через материалы стендов, памяток для родителей, информацию в уголках для родителей в группах, а также организацию родительских собраний, гостиных по теме защиты прав детей и т.д.. Непосредственно перед проведением занятий с детьми,  с родителями проводится предварительная работа, для вовлечения родителей в подготовительную работу занятий, например, провести беседу с ребенком на определенную тему или совместно с ребенком выполнить задание в тетради «Мои права».  

        

ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

Процесс понимания и внутреннего принятия ребенком социально-правовых явлений долговременный и трудно поддается оценке (3). При регулярной работе с детьми можно наглядно убедиться в положительных изменениях в их отношении к себе и к другим людям, в сформированности у детей собственного мнения, в изменении подходов к разрешению конфликтов и споров. Итак, ожидаемые результаты:

  • развитие у детей положительного самоощущения.
  • развитие коммуникативной компетентности ребенка.
  • воспитание  уважения и терпимости, независимо от происхождения, расовой и национальной принадлежности, языка, пола, возраста, личностного и поведенческого своеобразия; в том числе внешнего облика и физических недостатков.
  • формированию чувства собственного достоинства; осознание своих прав и свобод; чувства ответственности за другого человека, за начатое дело, за данное слово.
  • воспитание уважения к достоинству и личным правам другого человека.
  • понимание и принятие  общественных норм и правил поведения.
  • понимание и осознание детьми значения слов «правило» и  «право».

МОНИТОРИНГ УРОВНЯ ПРАВОВОЙ ВОСПИТАННОСТИ ДОШКОЛЬНИКОВ СТАРШЕГО ВОЗРАСТА

        Для оценки уровня правовой воспитанности у детей старшего дошкольного возраста были выделены следующие компоненты: информационно-познавательный, эмоционально-оценочный, поведенческо-деятельностный (1). Каждый из определенных компонентов характеризуется критериями и показателями оценки наличия у детей уровня правовой воспитанности.

        Согласно вышеперечисленным компонентам и показателям мною были определены следующие уровни:

        Высокий уровень правовой воспитанности характеризуется наличием у ребенка достаточно полных и конкретных знаний о правах и обязанностях, свободным оперированием понятиями «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность». Ребенок осознает необходимость этих знаний, проявляет интерес к их усвоению, его знания точны и конкретны. Он умеет оценить и объяснить свой поступок и поступки других людей, охотно помогает всем, кто нуждается в его помощи. Умеет создавать эмоционально-положительную атмосферу, поддерживает радостное настроение товарищей. Осознает необходимость совершения правовых действий, правильно приходит к выводу, что так делать нельзя, и объясняет почему. В семье имеет постоянные обязанности. Общественные поручения выполняет охотно, ответственно и с желанием. Созидательно относится к окружающему миру. Самостоятельно соблюдает правила поведения в детском саду, требует этого от других. Активно оказывает помощь взрослым в организации жизни группы.

        Средний уровень правовой воспитанности характеризуется наличием у ребенка относительно полных знаний о правах и обязанностях, но недоста точно устойчивых. Ребенок затрудняется в определении понятий «право», «свобода», «закон», «равноправие», «обязанность». Он способен с помощью педагога воспроизвести значительную часть этих знаний, но они недостаточно полны и конкретны, отрывочны, интерес к ним поддерживается взрослым. Дошкольник затрудняется в адекватной оценке своего поступка и поступков других людей, испытывает потребность в помощи взрослого, отличается несформированностью оценочных суждений. Умение создавать радостное настроение проявляется, если в этом помогает взрослый. Осознаёт совершение правовых действий, знает о необходимости выполнения своих обязанностей, но эти знания не всегда детерминируют поведение ребенка. Выполнение трудовых поручений носит нерегулярный характер. Соблюдает правила поведения при условии требовательности и контроля со стороны взрослых и сверстников.

        Низкий уровень правовой воспитанности характеризуется наличием у ребенка фрагментарных, отрывочных знаний о правах и обязанностях. Дошкольник затрудняется в дифференциации понятий «право» и «обязанность», не проявляет активности в их усвоении, представления о трудовых поручениях недостаточно осознанны, для их выполнения требуется постоянная внешняя стимуляция. Не может или отказывается объяснить или оценить свой поступок или поступки других людей. Эмоциональное отношение носит нейтральный характер (равнодушие, безразличие). Не осознает совершение правовых действий, не оценивает деятельность других людей. Оказывает помощь взрослым в зависимости от настроения. Уклоняется от поручений, проявляет безразличие к своим обязанностям.

        Для выявления исходного уровня правовой воспитанности у старших дошкольников будет использован ряд диагностических методов: индивидуальная беседа, анкетирование воспитанников и родителей, наблюдение за деятельностью детей в процессе непосредственной образовательной деятельности.

МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ

  1. Ган Н.Ю. Педагогический мониторинг процесса правового воспитания старших дошкольников. Дис. канд. кедаг. наук. (электронный ресурс). – М. РГБ, 2003. – С.154.
  2.  Мячина Л. К. и др. Маленьким детям – большие права: Учебно-методическое пособие. - СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС,2010. – 144 с.
  3.  Правовое воспитание в детском саду: программа и методические рекомендации. / отв. ред. Н.В. Сапогов. (электронный ресурс) – Псков: ПОИПКРО. – 2008. – 159 с.
  4.  Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования./ Приложение № 1155 к приказу «Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования»  от 17.10.2013 г. Министерства образования и науки Российской Федерации/ 29 с. (электронный ресурс).
  5. Беседы о правах ребенка. Методическое пособие для занятий с детьми 5-10 лет. Т.А.Шорыгина – М.: ТЦ Сфера 2011г.
  6. Знакомим дошкольников с Конвенцией о правах ребенка: Практическое пособие для работников дошкольных образовательных учреждений/ Авт.-сост.: Е.В.Соловьева, Т.А.Данилина, Т.С.Лагода, Н.М.Степина.- М.: АРКТИ, 2004.
  7. Реализация Конвенции о правах ребенка в дошкольных образовательных учреждениях. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  8. Защита прав и достоинства маленького ребенка: Координация семьи и детского сада: Пособие для работников дошк. образоват. учреждений/ Т.Н. Дронова, А.Е. Жичкина, Л.Г. Голубева и др. – М.: Просвещение, 2003.
  9. Расти здоровым. Детская энциклопедия. Р.Ротенберг. М.: Здоровье и спорт, 1992.

АУДИО -  И ВИДЕОЗАПИСИ:

  1. Аудиозапись гимна РФ.
  2. Аудиозапись «Песенка друзей» Шаинского.
  3. Сборник российских мультфильмов на DVD.

ЛИТЕРАТУРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

  1. А л е к с а н д р о в а З. Бабушка.
  2. А н д е р с о н  Г.Х. Гадкий утенок.
  3. А р т ю х о в а  Н.Трудный вечер
  4. Б а р т о  А. Стихи.
  5. Б е р е с т о в  В. Как хорошо уметь читать.
  6. Б л а г и н и н а  Е. Солнечный луч.
  7. В а с и л ь е в а – Г а н г н у с  Л. О том, как надо себя вести с мамой, папой и остальными членами своей семьи.
  8. Г а й д а р  А. Чук и Гек.
  9. Г р у з и н с к и е   н а р о д н ы е   с к а з к и.
  10.  З а х о д е р  Б. Лиса и крот.
  11. Казахские народные сказки.
  12. Калмыцкие народные сказки.
  13. К а т а е в  В. Цветик-семицветик.
  14. Киргизские народные сказки.
  15. К о р и н е ц  Ю. Таинственный дом.
  16. Л и н д г р е н А. Три повести о Малыше и Карлсоне.
  17. М а р ш а к  С. Двенадцать месяцев.
  18. М а р ш а к  С. Кот и лодыри.
  19. М а р ш а к  С. Кошкин дом.
  20. М а р ш а к  С. Почта.
  21. М а р ш а к  С. Рассказ о неизвестном герое.
  22. М и х а л к о в  С. Дядя Степа.
  23. М и х а л к о в  С. Три поросенка.
  24. Н о с о в  Н. Бобик в гостях у Барбоса.
  25. Н о с о в  Н. Приключения Незнайки и его друзей.
  26. Н о с о в  Н. Фантазеры.
  27. О с е е в а  В. Просто старушка.
  28. О с е е в а  В. Сыновья. Печенье.
  29. О с т е р  Г. Права Детенышей.
  30. П е р р о  Ш. Золушка.
  31. П е р р о  Ш. Спящая красавица.
  32. Пословицы  и поговорки.
  33. П у ш к и н  А. Сказки.
  34. Татарские народные сказки.
  35. Т о л с т о й  Л. Старик сажал яблони.
  36. Т о л с т о й  Л. Старый дед и внучек.
  37. Т о л с т о й  Л. Филиппок.
  38. Т р у т н е в а Е. Наша бабушка.
  39. Украинские народные сказки.
  40. Ч у к о в  с к и й  К. Марусеньке копеечку.
  41. Ю д и н   Г. Главное чудо света.



Предварительный просмотр:

месяц

Дата

Изучаемое право. Тема

Кол-во занятий

Цель

Содержание и формы работы

Материалы и оборудование

СЕНТЯБРЬ

24.09

«Я – человек». Знакомство с правами и обязанностями человека

1

Укрепить понимание и осознание детьми своей индивидуальности и чувства собственного достоинства, уважения к мнению другого человека, помочь детям осмыслить различия и сходство между людьми, дать представление о правах и обязанностях человека. Познакомить детей с Конвенцией о правах ребенка, формировать понимание того, что права принадлежат всем детям. Активизировать словарь: право, обязанность

Беседы о сходстве и различии людей, игры «Вопрос-ответ», «Права и обязанности человека». Домашнее задание: рисование на тему «Автопортрет».

Маркеры, ноутбук, презентация с музыкальным сопровождением, Демонстрационный материал по правам детей, книга Конвенция о правах детей, старая шляпа, декоративные камешки для игры

ОКТЯБРЬ

27.10

29.10

Право на жизнь:

 «Жизнь дана на добрые дела»

1

1. Довести до сознания детей, что каждый человек имеет право на жизнь и здоровое развитие; государство заботится об охране жизни.

2. Закрепить представление детей о праве на жизнь. Научить чуткому, доброжелательному отношению к товарищам, вызвать желание совершать добрые поступки.

1.Релаксация «маленький зверек». Беседа «Имею право жить». 2.Беседа «Жизнь дана на добрые дела». Создание проблемной ситуации (по рассказу В.Осеевой «Просто старушка», игра «Я умею», «Мешок плохих поступков», работа в тетради. Работа в тематической тетради. Игра «Я один дома», «Спасатели».

Ноутбук, отрывок мультфильма «Сказка о мертвой царевне…», демонстрационный материал по теме, рабочая тетрадь, таблички с изображением служб спасения, иллюстрации к сказкам.

НОЯБРЬ

24.11

26.11

Право на имя: 

«По-разному зовутся дети»

1

Дать детям представление о важности права на имя, довести до сознания детей идею значимости, неповторимости, уникальности каждого человека. Активизировать словарь: тёзка, полное имя, фамилия, отчество.

Отгадывание загадки, беседа «Что значит твое имя?», игра (на выбор) «Найди себе пару», Назови ласково», просмотр мультфильма о Лунтике «Имя», работа в тетради.

Мультфильм о Лунтике «Имя», рабочая тетрадь «Мои права»

ДЕКАБРЬ

15.12

17.12

Право знать своих родителей и право на их заботу:

«Без семьи нет счастья».

1

1. Дать представление о родственных связях. Учить детей сопереживать, совершать по собственной воле добрые поступки. Формировать уважительное, заботливое отношение к близким, родным людям.

2. Закрепить представление детей о благополучной дружной семье. Дать представление о защите. Познакомить с понятиями: второе, третье поколение, благотворительность

 

1. Просмотр мультфильма «Мама для мамонтенка», игра «Телепередача «Моя семья», игра-пантомима «Помогаю взрослым», работа в тетради «Мои права». Домашнее задание: на родовом дереве наклеить портреты всех членов семьи, включая себя.

2. Игра ассоциация «Мама, пап и я». Демонстрация работ детей «Семейное дерево». Отгадывание загадок. Чтение и обсуждение загадок. Пальчиковая гимнастика «Моя семья». Беседа с детьми «Без семьи нет счастья». Создание проблемной ситуации, работа в тетради.

Раздаточный материал «Семейное дерево», ноутбук, рабочая тетрадь «Мои права», фломастеры, цветные карандаши, диск с мультфильмами, демонстрационный материал по данному праву

ЯНВАРЬ

26.01

28.01

Право на жилье и его неприкосновенность

«Мой дом – моя крепость!»

1

Познакомить детей с правом на жилье и его неприкосновенность. Воспитывать уважение к людям, проживающим рядом, учить соблюдать элементарные правила общежития. Активизировать словарь: неприкосновенность, жилье, порядок, беспорядок, жилище.

Беседа с использованием демонстрационного материала «Мой дом», игра с мячом «Назови свой адрес», игра «Кто имеет право жить в этом доме?», игра-убеждение «Приглашение в гости», работа в тетради «Мои права». Просмотр мультфильма «Винни-Пух в гостях и Кролика.

Демонстрационный материал по данному праву, раздаточный материал (животные и их домики), ноутбук, диск с мультфильмами

ФЕВРАЛЬ

23.02

25.02

Право на охрану здоровья и медицинское обслуживание.

«Расти здоровым»

1

Развивать представление о том, что здоровье – главная ценность человеческой жизни. Помочь детям осознать роль государство в охране и укреплении здоровья. Воспитывать потребность детей в ежедневном выполнении правил личной гигиены. Активизировать словарь: здоровый образ жизни. 

Экскурсия в медпункт детского сада, упражнение на координацию речи с движением, игра «Неоконченные предложения», беседа с использованием демонстрационного материала.

Учимся оказывать первую медицинскую помощь. Решение следующих проблемных ситуаций: «резаная рана», пищевое отравление», «ожог», «обморок», «солнечный тепловой удар», «ссадина». Игра-импровизация «Вызов врача». Работа в тетради.

Демонстрационный материал по данному праву, медицинские принадлежности, куклы (потенциальные пациенты), телефон игрушечный, презентация «Если малыш поранился», рабочая тетрадь, карандаши, фломастеры

МАРТ

29.03

31.03

Право на образование.

«Грамоте учиться – всегда пригодиться»

1

Показать значимость, необходимость в жизни каждого человека образования, повысить мотивацию обучения. Активизировать словарь: школа, академия, университет, образование, грамотный, азбука.

Задание «Собери портфель в школу. Беседа «Грамоте учиться – всегда пригодиться», дидактическая игра «Ступеньки образования». Рассказ о Ломоносове. Игра «Отгадай загадки Буратино». Работа в тетради.

«Конвенция», символ права, школьные принадлежности, игрушки, схема игры «Ступеньки образования», портрет М.В.Ломоносова, азбука. Рабочая тетрадь «Мои права», карандаши, фломастеры, колокольчик. Аудиозаписи песен о школе.

АПРЕЛЬ

26.04

28.04

Право на сохранение своей индивидуальности:

«Я самый-самый»

1

Подчеркнуть особенность, неповторимость каждого ребенка, научить оценивать и ценить себя; дать представление о том, что все люди разные, нужно принимать их такими, какие они есть. Активизировать словарь: индивидуальность, право на сохранение своей индивидуальности. 

Просмотр мультфильма «Рыжий, конопатый».

Игра «Узнай по описанию». Беседа «Я самый-самый». Упражнение «Я похож на тебя, но отличаюсь». Просмотр отрывка из мультфильма о Карлсоне». Игра-инсценировка «Вредное колечко». Разговор о правилах общения. Работа в тетради.

Диск с мультфильмами, ноутбук, аудиозапись песни Шаинского «Песенка друзей», конфеты, цветные карандаши, фломастеры, рабочая тетрадь «Мои права». Картинки с изображением различных ситуаций общения и правил поведения.

МАЙ

17.05

18.05-23.05

1. Право на тайну переписки:

«Переписка двух людей – это их тайна» (итоговое занятие).

2. Диагностика уровня правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста

1

Объяснить, что дети имеют право на защиту от вмешательства в их личную жизнь, в переписку; на защиту от клеветы и оговора. Активизировать словарь: почта, телеграф, телефон, компьютер, SMS, открытка, письмо, телеграмма, переписка.

Определить уровень правовой воспитанности детей старшего дошкольного возраста, посещающих кружок «Имею право».

Игра «Живая почта». Беседа «Переписка двух людей – это тайна».

Работа с карточками. Знакомство с правом на тайну переписки. Чтение отрывка из сказки Пушкина «Сказка и царе Салтане». Работа в тетради.

Индивидуальная беседа с воспитанниками с использованием демонстрационного материала

Большие конверты, иллюстрации к сказкам, рабочая тетрадь «Мои права», конверт, атрибуты к игре «Живая почта», фломастеры, карандаши. Костюм «Чипполино».

Иллюстрации к известным сказкам, цветные карандаши, альбом для рисования, протокол индивидуальной беседы с воспитанником

        

                                                                                                            УТВЕРЖДЕН

                                                                                                                                          Заведующая МБДОУ

                                                                                                                                                  «Детский сад «Чебурашка»

                                                                                                                                                    ________ Г.В. Дубовикова

                                                                                                                                                «___»__________2015г.

КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКИЙ ПЛАН

РАБОТЫ КРУЖКА «ИМЕЮ ПРАВО»

на 2015-2016 учебный год