Материалы к уроку

Золотарев Константин Николаевич

Методическая копилка. Материалы, которые коллеги могут использовать в своей работе.

 

Полезные ресурсы Интернета, всем, кто интересуется историей и обществознанием 

 

а) порталы, подборки ссылок, каталоги

1. Historic.ru:  Исторический портал

2.Информационно образовательный портал

3. Пермский исторический портал Пермский исторический портал

4. Гражданин.ру:  Информационно-аналитический портал

5.Экономика, социология, менеджмент:  Образовательный портал

6. Хронос:  Всемирная история

 7.Monsalvat:  Историко-искусствоведческий портал

8. Юридическая Россия:  Федеральный правовой портал

9.Духовное наследие:  Информационно-аналитический портал

10.ГлобализацияНовостной портал

б) виртуальные энциклопедии, словари, справочники

1. Коренные народы России

2. Бизнес -словарь

3.Биография.ру: проект Интересные биографии

4.Arms.ru:  Энцеклопедия вооружений

5.Страны Мира: энциклопедия Энциклопедия

6. А.А. Половцов Русский биографический словарь

7. Энциклопедия/ мифических существ и духов

в) библиотеки

1.Электронная Библиотека исторического факультета МГУ 

2.Электронная Библиотекаисторического факультета СПбГУ 

3.Библиотека/ литературы Древней Руси Х - XVII веков 

4.Либерея библиотека древнерусской литературы

5. Военная библиотекаФедорова

6.Античность и Византия:  Библиотека

7.Библиотека крестоносца

8.Библиотекаэкономической и деловой литературы

9.Библиотека/ философии и религии

10.Инкунабула:  Электронная библиотека

11.Альманахфонда "Демократия": документы по истории России 

12. Виртуальная библиотекапо истории государства и права 

13. Российский мемуарий

14.Из архивов русской революции 

Коллекция: исторические документы

г) виртуальные музеи

1.Сервер   Музеи России

2.Музей  Первобытное искусство 

3.Государственный Исторический музей Музей

4.Эрмитаж Эрмитаж

5.Военно-исторический  Клуб РККА

6.Сокровища мирового искусства

7.Владимиро-Суздальский  Музей-заповедник

8.Центральный  Военно-морской музей

д) периодические издания

1.Проект "Век в зеркале прессы" 

2.Сайт журнала "Родина”

3.Исторический альманах "Лабиринт времен"

4.Российский электронный журнал  Мир истории

 

е) коллекции методических разработок

1.Виртуальное методическое объединение преподавателей общественных дисциплин

2.Проект "Компьютер на уроках истории, обществознания и права"Презентации по истории и праву

3.Педагогика школьного творчества: сайт учителя истории и права

4.Обществознание в школе http://danur-w.narod.ru/

5.Общество и общественные науки:  подборка материалов

6.Обществознание и история в школе 

ж) тематические  сайты

1.История Древнего мира: мировые цивилизации 

2.История Древнего Египта

3.История Древнего Рима

4. Боевая техника древности

5. Глубины Средневековья

6. Реконкиста

7.Великая Французская революция

8.Русская правда

9.Учебно-методический комплекс  Эпоха Петровских преобразований

10 Сайт российского дворянского собрания

11.Денежная реформа  Витте

12.Проект Неизвестные герои

13.Вторая Мировая война: история

14.Великая Отечественная война: советская и немецкая военная техника 1941-1945 гг.

15.Геральдика России

 

 

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Цель : рассмотреть процесс становления Древнерусского государства, охарактеризовать систему управления, а также внутреннюю и внешнюю политику первых князей Первые киевские князья

Слайд 2

План урока: 1. Деятельность князя Олега 2. Правление князя Игоря 3. Княгиня Ольга Мудрая (Святая) 4. Походы князя Святослава

Слайд 3

- поддержание торговых связей с другими государствами и защита торговых путей от противников Основные цели деятельности первых киевских князей: - объединение всех восточнославянских племен под властью киевского князя;

Слайд 4

Князь Олег Вещий (882 –912)

Слайд 5

Объединение восточных славян Обложил данью новгородских словен и кривичей; предпринял походы на древлян, северян, радимичей. Столкнулся с Хазарией

Слайд 6

Походы на Византию 907 г. – торговый договор, который содержал выгодные для русских купцов условия; 911 г. – первый письменный договор

Слайд 7

Олег придал княжеской власти невиданный авторитет и международный престиж

Слайд 8

Какое значение для Древнерусского государства имела деятельность князя Олега? Какие изменения в положении княжеской власти произошли в годы его правления?

Слайд 9

Князь Игорь Старый (912-945) 1. Вернул древлян под власть Киева 2. Предотвратил опасность со стороны печенегов 3. Совершил походы на Византию в 941 и 944 гг. 4. В 945 г. погиб в столкновении с древлянами

Слайд 10

Княгиня Ольга (945 – 957) 1. Месть Ольги древлянам за смерть мужа

Слайд 11

Княгиня Ольга Мудрая 2. Первая реформа . Изменила систему сбора дани. Ввела погосты – места сбора дани и уроки – точный размер дани

Слайд 12

Княгиня Ольга Святая 957 г. – крещение княгини Ольги в Константинополе в храме Святой Софии Имя в православии - Елена

Слайд 13

1. Почему народная молва нарекла княгиню Ольгу Мудрою и Святою? 2. Какие изменения внесла в управление Древнерусским государством княгиня Ольга?

Слайд 14

Князь Святослав Игоревич (957 – 972) Голубоглазый силач среднего роста, необычайно широкий в плечах, с могучей шеей . Он брил голову, оставляя лишь прядь волос на лбу, и носил в одном ухе серьгу из двух жемчужин и рубина…

Слайд 15

Александр Македонский Восточной Европы Мрачный и свирепый, он презирал любые удобства, спал под открытым небом и вместо подушки клал под голову седло… «Иду на Вы»

Слайд 16

1. Присоединил последний восточно- славянский союз - вятичей 2. Разорил земли Волжских Булгар 3. 965-969 – разгромил главные хазарские города – Итиль, Семендер и Саркел 4. На Таманском полуострове образовал русское Тмутараканское княжество

Слайд 17

Походы на Дунай 967 г . – война с Болгарией. Переяславец стал резиденцией Святослава 969 г. – второй поход на Дунай 970-971 – Русско-византийская война

Слайд 18

1. Чем отличалось правление Святослава от деятельности других князей? 2. Что было общего в деятельности первых русских князей?

Слайд 19

Проверь себя: Установите хронологическую последовательность правления первых русских князей А) Игорь Б) Святослав В) Ольга Г) Олег

Слайд 20

2. Установите соответствие между именами князей и временем правления 1. Олег а) 912 – 945 гг. 2. Игорь б) 882 – 912 гг. 3. Ольга в) 957 – 972 гг. 4. Святослав г) 945 – 957 гг.

Слайд 21

3. Восстание древлян в 945 г. было вызвано А) межплеменной рознью древлян и вятичей Б) попыткой князя Игоря вторично взять дань с древлян В) нежеланием древлян принять участие в походах князя Святослава

Слайд 22

4. Укажите имя князя, который всегда предупреждал своего противника о наступлении фразой «Иду на Вы» А) Игорь Б) Олег В) Рюрик Г) Святослав

Слайд 23

5. Укажите имя князя, чей щит был прибит на воротах Константинополя А) Игорь Б) Олег В) Рюрик Г) Святослав

Слайд 24

Правильные ответы Г, А, В, Б 1Б, 2А, 3Г, 4В Б Г Б

Слайд 25

Домашнее задание § 4, вопросы, выучить новые определения

Слайд 26

МОЛОДЦЫ! СПАСИБО ЗА УРОК


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Дмитрий Донской и Сергий Радонежский

Слайд 2

Великий князь Дмитрий Донской Герои Русской Истории Святой Сергий Радонежский

Слайд 3

Дмитрий Донской Дмитрий Иванович Донской, великий князь всея Руси, Ивана Ивановича, от второй его супруги Александры, род. в 1350 г. По смерти отца своего (1359) Дмитрий с братом Иваном (умер в 1364), остался малолетним правителем.

Слайд 4

Дмитрий Донской Будучи малолетним ребёнком при поддержке московских бояр получает ярлык на великое княжение в борьбе с суздальским князем Дмитирием . Много сделал для объединения Руси.

Слайд 5

Дмитрий Донской При нём в Москве был построен каменный Кремль. Женился на дочери Нижегородского князя – Евдокии. по словам летописи; "всех князей приводил под свою власть, а которые не повиновались его воле, на тех начал посягать"

Слайд 6

Дмитрий Донской В тогдашнее смутное для Орды время разные царевичи, действуя от себя, делали нападения на Русскую землю их иногда отражали, а иногда и они наносили русским поражения. В 1377 г. на Суздальскую область напал царевич Арабшах ( Арапша ) из Синей орды .

Слайд 7

Дмитрий Донской По неосторожности русских князей, ополчение их было разбито на р. Пьяне в 1377 г.(в нынешн . Нижегородской обл ). В 1378 г. Дмитрию удалось разбить на р. Родне (в Рязанской губ.) посланного Мамаем мурзу Бегича .

Слайд 8

Дмитрий Донской В 1380 году Мамай собирает огромное войско и идёт с ним на Русь. Огромное значение для русского войска и для Дмитрия Донского имела поддержка святого Сергия Радонежского.

Слайд 9

Сергий Радонежский Сергий Радонежский (в мире Варфоломей)- св., преподобный, величайший подвижник земли русской, преобразователь монашества в северной Руси.

Слайд 10

Сергий Радонежский Происходил из знатного рода; родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам в жили в своем поместье недалеко от Ростова, где и родился Сергий в 1314 г.

Слайд 11

Сергий Радонежский Сначала обучение его грамоте шло весьма неуспешно, но потом. благодаря терпению и труду, он успел ознакомиться с Священным Писанием и пристрастился к церкви и иноческому житию.

Слайд 12

Сергий Радонежский После смерти родителей Сергий отправился в Хотьково-Покровский монастырь. Однако вскоре он покидает его и основывает свой монастырь недалеко от Радонежа.

Слайд 13

Сергий Радонежский Постепенно слава его росла; в обитель стали обращаться все, начиная от крестьян и кончая князьями; Многие селились по соседству с ней, жертвовали ей свое имущество.

Слайд 14

Сергий Радонежский По словам одного современника, отец Сергий "тихими и кроткими словами" мог действовать на самые загрубелые и ожесточенные сердца; очень часто примирял враждующих между собою князей

Слайд 15

Сергий Радонежский Благословляя Дмитрия на битву , отец Сергий предсказал ему победу и оказался прав. По свидетельству современников он находясь в своём монастыре комментировал ход битвы…

Слайд 16

Духовный лидер Руси и наставник Дмитрия Донского Герои Русской Истории Полководец, впервые победивший татар и объединивший Русь



Предварительный просмотр:

1. Глава городского совета.

2. Здание с высоким шпилем, в котором заседал городской совет.

3. Полноправный горожанин.

4. Город, который римляне называли Лютецией и в Средние века он считался городом-гигантом.

5. Глава городского совета.

6. Ежегодный рынок.

7. Городское место проведения праздника.

8. Богатейший город Германии в Средние века.

9. «Цех» в переводе на русский язык.

Кроссворд «Жизнь средневекового города»

1. Волшебная страна, крестьянский рай.

2. Земля, дававшаяся за военную службу вассалу.

3. Одно из требований рыцарского кодекса чести.

4. Одно из требований рыцарского кодекса чести.

5. Хозяйство, при котором всё необходимое для жизни и работы производится собственными руками, а не покупается.

6. Одно из требований рыцарского кодекса чести.

7. Человек, получивший от сеньора феод.

8. Обязанность зависимого крестьянина по отношению к сеньору.

9. Человек, имевший вассала.

10. Поэт, записавший древние и сочинявший новые сказания о героях.

11. Знаток гербов.

12. Одно из требований рыцарского кодекса чести.

13. Умение держать себя в обществе дам.

Кроссворд «Рыцарство: легенды и быль»



Предварительный просмотр:

ПРИМЕРНЫЕ ОЛИМПИАДНЫЕ ЗАДАНИЯ

2011-2012

ШКОЛЬНЫЙ ТУР

ИСТОРИЯ

5 класс

  1. Что произошло в пещере Альтамира в северной Испании с археологом Саутуолой?

  1. Известно, что в древности одни племена добывали огонь трением, другие — высеканием искры путем удара камень о камень. Во время праздников вторые добывали огонь трением. Какой способ добывания огня более древний?

  1. Во время археологических раскопок, археологами были найдены два захоронения. В одном из них на груди покойного сохранились бусы из драгоценных камней, на лбу его — остатки золотой короны. Рядом с телом лежали медные топоры и кинжал. У стены могилы стояли золотые и серебряные сосуды с изображениями барса, льва, коня, антилопы. В  другом — только медный топор. Какие выводы о жизни людей можно сделать на основе этих данных?

  1. Каким словом можно заменить следующие выражения:

  1. Вера в богов и духов - _________________________________
  2. Изображения почитаемых богов и духов —        ____________________
  3. Подношения богам и духам — ______________________________
  4. Поражение копьями нарисованное животное —         ___________________

  1. Вставьте вместо пропусков:

 Древнейшие    люди    появились    около  _____________ лет назад. Древнейшим коллективом людей было (-а) _________________. Основными занятиями вплоть до возникновения земледелия и скотоводства были ______________        , ____________________и ______________________.

  1. Установите связь между явлениями.

        Земледелие и постоянные поселения:

        а)        земледелие сделало возможным появление постоянных поселений

б)        появление постоянных поселений было причиной возникновения земледелия

        в)        эти явления никак не связаны

7.  Определите,  по какому принципу образованы ряды (какое понятие объединяет все приведенные слова) и какое понятие является лишним?

7.1. Ткачество, гончарное производство, собирательство, кузнечное дело.

7.2. Духи, икона, оборотни, тотем, магия.

8.Выберите несколько правильных вариантов ответа:        

8.1. Определите характерные черты образа жизни древнейшего   человека (питекантропа):

        А) жил в праобщине (первобытном стаде)

        Б) изготавливал простейшие орудия труда

        В) пользовался луком и стрелами

        Г) занимался собирательством, рыболовством

        Д) жил в семье, входящей в родовую общину

        Е) общался с помощью звуков

          Ж) использовал шлифованные каменные орудия труда

            З) умел пользоваться огнем

           И) ходил на охоту

8.2. Определите характерные черты родовой общины:

        А) все трудятся сообща

        Б) все имущество общее

        В) добыча делится поровну между членами общины

Г) каждая семья имеет свое имущество и распоряжается им по своему усмотрению

        Д) наличие более богатых и бедных семей

            Ж) величина богатства и достаток определяют положение человека в общине

            З) управление общиной старейшинами

            И) люди происходят от одного предка

9. Решите задачи:

  1. Карфаген был основан в 814 г. до н.э. В 146 г. до н.э. Карфаген был разрушен римлянами.  Сколько лет он просуществовал? Сколько веков  Карфагену исполнилось бы сегодня?

9.2Пирамида Хеопса была построена в Египте около 2600 г. до н.э. Это произошло в первой или второй половине тысячелетия?  Государство Египет возникло около 3000 г. до н.э. Какое из указанных событий произошло позже и насколько лет?

  1. Какое понятие зашифровано здесь:  ияилвцизица

6 класс.

1.Что изучает раздел истории под названием  медиевистика?

2.Трижды менял название город Стамбул. А какое было первое название?

3. Этот принцип управления покоренными народами использовали не только в Древнем Риме.

    Что это за принцип?

4. А) Современник так описывал это сооружение: “Храм вышел великолепный и огромный, он высится над городом как корабль, стоящий на якоре. Свет как будто растет в  храме.” О каком Храме идет речь? В  правление  какого императора он был построен?

     Б ) В средневековых сказаниях говорится о воинах “Великих и бесстрашных”, которые казались “Сильнее и выше ростом, чем другие”. В бою они впадали в неистовство и рычали как собаки, и были нечувствительны к боли. Не брало их железо, и ничто не могло устоять перед их натиском.

Откуда родом были эти люди и как их называли?

5. Объясните понятия.

    А) Ярмарки                              Д) Медина                 И) Кади

    Б) Бедуины                               Е) Хиджра                 К) Паломничество

    В) Аллах                                   Ж)  Коран                  Л) Калым

    Г) Ислам                                   З) Шариат

6. Расположите события в хронологической последовательности:

    а) Провозглашение Карла Великого;

    б) Низложение последнего императора Западной Римской империи;

    в) Завоевание Хлодвигом Галлии;

    г) основание династии Каролингов.

        7.Укажите признаки, характеризующие централизованное государство

           (выберите 4 правильных утверждения)

           а) действие единых законов на территории страны

           б) ведение феодалами междоусобных войн

           в) усиление королевской власти

           г) самостоятельное правление феодалов в своих землях

           д) наличие постоянного войска

           е) рост влияния третьего сословия на государственные дела

       8. Соотнеси события и даты

           476г              а) завоевание Англии нормандцами

           800г              б) перенос столицы империи из Рима в Константинополь

           622г              в) низложение последнего «западного» императора

           330г              г) завоевание Галлии Хлодвигом

           1066г            д) хиджр

                                е) провозглашение Карла Великого императором

  9. Найдите ошибку в описании. 

     Рукописные книги арабов чрезвычайно нарядны. Бесконечная вязь слов, написанных

справа      налево, многоцветные узоры, красочные миниатюры, изображения Аллаха

поистине  великолепны.

а) на самом деле арабы писали текст слева направо;

б) на самом деле Коран запрещает рисовать образ Аллаха;

в) на самом деле арабские рукописи отличались строгостью оформления, были одноцветными.

10. Соотнесите события и связанную с ними личность. 

      1) Крещение Франков                                                        а) Гарольд

      2) Коронация Карла в Риме                                               б) Авиценна

      3) Битва при Гастингсе                                                      в) Лев III

      4) Сочинение «Канон»                                                       г) Хлодвиг

11.Увидев белые береговые скалы этого острова, римляне так его и назвали.

     Как же назвали римляне этот остров?

   

7 класс.

1. Определите последовательность правления древнерусских князей.

а) Владимир Святой;         б) Святослав;        в) Святополк Окаянный;

г) Ярослав Мудрый;         д) Ярополк Святославович.

2. Выбери причины крещения Руси:

а) Русь была завоевана христианами;                    б) русские люди не имели другого выбора;

в) христианство укрепляло государственную власть;

г) христианская вера объединяла разноплеменное население;

3. Выберите памятники Новгородской земли:

а) детинец;          б) Дмитровский собор;         в) Золотые ворота;  

г) Софийский собор;        д) церковь Спаса на Нередице.

4. Определите лишнее:

         холоп, рядович, тысяцкий, челядин, закуп

5. Определите, какие события относятся к

1) периоду Древнерусского государства;

2) периоду образования централизованного Русского государства:

а) назначение первого русского митрополита;

б) перенос резиденции митрополита в Москву;

в) поход князя Олега на Киев;                                            

г) походы Ивана III на Новгород;

д) появление первого общерусского «Судебника»;        

е) создание «Русской правды».

6. Соотнесите имя князя с его деянием:

1. Александр Невский            

а) принял титул «государь всея Руси»;

2. Василий I                              

б) победил Хазарский каганат;

3. Иван Калита                        

в) создал школы при монастырях;

4. Иван III                                  

г) получил от ордынского хана право сбора дани на Руси;

5. Святослав                              

д) был новгородским князем, избавил Русь от крестоносцев

6. Ярослав Мудрый                  

е) впервые получил по завещанию отца право на великое княжение.

7. Исторический портрет.

Он родился в период кровавой борьбы родственников за престол своего отца и сразу оказался в гуще событий. В восемь лет был объявлен соправителем своего отца. В годы его правления Русь избавилась от ига, а он вошел в историю как первый «государь всея Руси». Кто он?

8. Определи литературное произведение.

Автор этого произведения – купец, жил в Твери в конце XV века. Волею судьбы ему пришлось долго странствовать и даже жить в Индии. Свои приключения он описал в книге. Как она называется? Кто ее автор?

9. В свое время это был самый распространенный овощ  среди простонародья. Его пекли, варили, парили, сушили и растирали в муку. Ели с медом или с солью. Его название даже вошло в поговорку и многочисленные сказки. Что это за овощ?

       10. Назови  место, год и имя человека, с чьим именем связано данное событие:

        «Позади у воинов Непрядва,

        Слева- затуманившийся Дон.

        И простор великий только на два,

        Только на два стана разделен.»

8 класс.

1) Острейший экономический, социальный, политический кризис конца ХУ1–начала ХУ11 вв. привел к

         1) церковному расколу       2) медному бунту         3) смуте            4) «пугачевщине»

2) В царствование царя Алексея Михайловича

1) произошел церковный раскол   2) было учреждено патриаршество

3) Русь приняла православие         4) было ликвидировано патриаршество

3) Какое событие произошло позже всех других?

    1) принятие Соборного уложения

    2) избрания Михаила Романова на царство

    3) начало правления Петра 1

    4) присоединение левобережной Украины к России

4) Установите соответствие между  именами  и деятельностью:

1) Д. Пожарский

2) М. Скопин-Шуйский

3) С. Разин

4) Аввакум

A) руководитель народного движения

Б) военный руководитель второго ополчения

B) противник церковных реформ патриарха Никона

Г) полководец времен Смуты

1

2

3

4

5) Годы: 1497, 1581, 1597, 1649 – отражают основные этапы

  1. борьбы России за выход к морям
  2. образования российского централизованного государства
  3. закрепощения крестьян
  4. борьбы Руси с Золотой Ордой за независимость

6) Развитие культуры в XVII в. характеризуется Установите соответствие между событиями и датами

События

Даты

  1. принятие Соборного Уложения
  2. «Медный бунт»
  3. начало церковного раскола
  4. избрание на царство М.Романова

А) 1666-1667гг.

Б) 1649 г.

В) 1662 г.

Г) 1613 г.                                                                                              Д) 1606-1607 гг.                                                                                                                                                                          

                 

1

2

3

4

7) Первая русская печатная газета  называлась

    1) «Куранты»                  2) «Ведомость»

    3) «Домострой»             4) «Апостол»

8) С каким веком связано появление понятий – «кондиции», «бироновщина», «абсолютизм»:

  1. XV век                             2) XVI век

3)   XVII век                          4) XVIII век.

9) О правлении какого русского монарха идет речь в труде русского историка  В О. Ключевского: « Немцы посыпались в Россию, точно сор из дырявого мешка, облепили двор, обсели престол, забирались на все доходные места в управлении»?

                     1) Екатерины I                     2) Елизаветы Петровны

                     3) Анны Иоанновны           4) Павла I

10) Установите соответствие.

1) «Тушинский вор»

А) Лжедмитрий I

2) «Тишайший царь»

Б) Михаил Романов

  1. «Испечён в польской печке, а заквашен

в Москве…»

В) Лжедмитрий II

Г) Алексей Михайлович

        

1

2

3

11. С какими событиями XVII в. связаны следующие слова?

1) «Готовы мы единодушно все пострадать, а новой веры, и ученья, и книг отнюдь все не приемлем».

2) «Буде добром нам тех бояр не отдашь, а мы у тебя учнем имать сами по своему обычаю».

3) «Вот тебе, изменник, за соль!».

4) «С Дону выдачи нет!»

5) «Силою не стану принуждать, а кто захочет быть со мною – будет вольный казак».

6. «Чтоб мы вовек все едины были!».

12. Какие новые жанры литературы и устного народного творчества появились в XVII в. Приведите примеры произведений каждого жанра.

 

9 класс.

1. Какой населенный пункт вошел в историю Отечественной войны 1812 г. как место, где русская армия, оторвавшись от французских войск, пополнила свою численность и вооружение, набрала силы для дальнейшей борьбы?

1) Фили; 2) Смоленск; 3) Аустерлиц; 4) Тарутино.

2. Что из перечисленного относилось к результатам реформ 1860 – 1870-х гг.?

1) безвозмездное наделение крестьян землей;  2) установление равных прав для всех сословий; 3) расширение привилегий дворянства; 4) отмена крепостного права.

3. Назовите имя русского актера, создателя первого профессионального театра в России.

1) П. Третьяков; 2) К. Станиславский; 3) Ф. Волков; 4) Д. Фонвизин.

4. Как назывались представители русской общественной мысли 1830 –

1850-х гг., идеализировавшие историческое прошлое России, выступавшие за самобытный путь развития страны?

1) славянофилами; 2) социал-демократами;3) западниками; 4) декабристами.

5. Укажите, кому из перечисленных художников принадлежат названные ниже произведения:

1) И.И. Шишкин;              а) «Последний день Помпеи»;

2) О.А. Кипренский;         б) «Аленушка»;

3) В.И.Суриков;                в) «Утро в сосновом лесу»;

4) В.В. Верещагин;           г) «Купание красного коня»;

5) В.М. Васнецов;             д) «Портрет А.С. Пушкина»;

6) К.П. Брюллов;               е) «Утро стрелецкой казни»;

7) К.С. Петров-Водкин;  ж) «Апофеоз войны».

6. Прочтите отрывок из записок современника и укажите название войны, о событиях которой идет речь.

«Углицкий и Казанский полки, и пятая дружина болгарского ополчения с изумительно красивою стройностью двинулись вперед под густым огнем неприятеля… После блистательных атак Скобелев выстроил перед <Шипкой-Шейново> Владимирский полк…

– Ну, братцы, за мной теперь. Ваши товарищи честно сделали свое дело, – кончим и мы как следует.

– Постараемся…

– Смотрите же… Идти стройно… Турки почти уже разбиты… благословясь, с Богом!»

1)

русско-турецкая война 1806–1812 гг.

2)

русско-турецкая война 1828–1829 гг.

3)

Крымская война 1853–1856 гг.

4)

русско-турецкая война 1877–1878 г

7. Прочтите отрывок из сочинения историка и назовите императора, правившего в XIX в., о котором идет речь.

«Воспитанник Победоносцева и знаменитого историка Соловьева, император любил и знал русскую историю… Его радовало прозвание "мужицкий царь". Однако подданных своих он ставил невысоко и самодержавное отношение к ним выразил фразой: "Конституция? Чтобы русский царь присягал каким-то скотам?"… В 1892 г. был учрежден Крестьянский поземельный банк… Важнейшим мероприятием эпохи контрреформ было введение института земских начальников в 1889 г.»

Ответ: ____________________ .

8. Расположите названия органов государственной власти XIX в. в хронологической последовательности их возникновения.

А) III отделение императорской канцелярии

Б) первые министерства

В) Верховная распорядительная комиссия

Г) Государственный совет

9. Установите соответствие между именами российских императоров и

событиями внешней политики, произошедшими во время их правления.

ИМПЕРАТОРЫ                           СОБЫТИЯ

A) Александр I                      1) начало Крымской войны

Б) Николай I                          2) присоединение Финляндии

В) Александр II                     3) первый раздел Речи Посполитой

Г) Николай II                        4) завоевание Средней Азии

                                               5) участие России в Первой мировой войне

10. Прочтите отрывок из воспоминаний М.С. Воронцова и укажите название

битвы, участником которой он был.

«В день генерального сражения в августе 1812 года на меня была

возложена оборона редутов первой линии на левом фланге, и мы должны

были выдержать первую и жесткую атаку 5 французских дивизий, которые

одновременно были брошены против нас. Из 4 тысяч человек  приблизительно на верней перекличке оказалось менее трехсот…»

1) битва под Малоярославцем

2) битва у деревни Салтановка

3) битва на реке Березине

4) битва у деревни Бородино

11.  Какие два из перечисленных ниже государственных деятелей XIX в.

занимались проведением реформ в России в царствование Александра II?

1) Е.Ф. Канкрин

2) Д.А. Милютин

3) М.Т. Лорис-Меликов

4) М.М. Сперанский

5) П.Д. Киселёв

Ответ: _______________

12. Прочтите фрагмент из сочинения российского историка и ответьте на вопросы: 1) О каком периоде русской истории идет речь?

2) Какому историческому деятелю посвящен этот текст? Обоснуйте ответ.

3) Какими штрихами вы могли бы дополнить портрет этого государственного деятеля?

«Царствование его может делиться на следующие периоды: 1) от вступления на престол до Аустерлица; 2) от Аустерлица до Фридланда; 3) от Тильзита до начала Отечественной войны; 4) от начала Отечественной войны до Троппаусского конгресса … и 5) от Троппаусского конгресса до кончины его. В эти периоды характер и действия его изменялись чувствительным образом».

                                               


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Винсент Ван Гог Неизвестно кем был Винсент Ван Гог в прошлой жизни. В этой жизни от родился 30 марта 1853 года в деревне Гроот Зюндер в провинции Северный Брабант около южной границы Голландии. При крещении ему было дано имя Винсент Виллем в честь его дедушки, а приставка Гог, возможно, идет от названия маленького городка Гог, что стоял у дремучего леса по соседству с границей... Его отец, Теодор Ван Гог, был священником, и, кроме Винсента, в семье было еще пятеро детей, но только один из них имел для него огромное значение - младший брат Тео, чья жизнь запутанным и трагическим образом переплелась с жизнью Винсента...

Слайд 2

Пейзажи Из всех тем и жанров изобразительного искусства, затронутых Винсентом, наибольшее внимание от него досталось именно пейзажу. Винсент любил природу живой, горячей, страстной, прямо таки внеземной любовью, бесконечно далекой от холодного и утилитарного отношения его современников. Только Ван Гог, сильный как ураган, и наивный, как дитя, мог написать такие поля, такие звезды, такое небо и такие деревья. Он полыхал своей любовью к природе, и сгорал в ней, не задумываясь о спасении ни на минуту... На этой странице представлены лучшие пейзажи Ван Гога разных лет творчества. Цветущая ветка миндаля 1890

Слайд 3

Звёздная ночь над Роной. 1888 Пейзаж с домом и пахарем. 1889 Звёздная ночь. 1889 Деревенская улица в Овере. 1890 Стога в провансе. 1888 Три белых коттеджа в Сен-Мари. 1888

Слайд 4

Подсолнухи Ван Гога Серия картин с изображением подсолнухов стала одним из самых знаменитых произведений художника. Наряду с фантастической "Звездной ночью" подсолнухи стали, своего рода, символом живописи Ван Гога. Первоначально Ван Гог писал подсолнухи с целью украсить свой дом в Арле к приезду своего друга Поля Гогена. "Небесный свод - восхитительного голубого цвета. Солнечные лучи - бледно-желтые. Это мягкое, волшебное сочетание небесной лазури и желтых тонов с картин Вермеера Делфтского... Мне не удается написать нечто столь же прекрасное..."

Слайд 5

Ваза с пятью подсолнухами. 1888 Ваза с пятнадцатью подсолнухами. 1889 Три подсолнуха в вазе. 1888

Слайд 6

Портреты Живописные портреты живут своей собственной жизнью, исходят непосредственно из души художника, чего не может осуществить никакая машина». Так выражает Ван Гог свое мнение относительно широко распространенного в то время фотографического портрета. Для Ван Гога портрет - это исследование человеческой души, попытка извлечь на поверхность то, что обычно спрятано в наиболее глубоких пластах сознания. Портретную живопись Ван Гог считал "лучшею и наиболее серьезною стороною искусства". Несмотря на необычную технику, портреты Ван Гога нередко потрясают своей глубиной познания и выражения души и мыслей изображенного человека. Доктор Гаше. 1890

Слайд 7

Портрет второго лейтенанта зуавов, Мильетта. 1888 Крестьянин с трубкой. 1889 Портрет господина Трабука. 1889 Горюющий старик. 1890. Портрет мадам Женуа. 1890

Слайд 8

Автопортреты Что роднит Ван Гога с его великим предшественником, голландским художником Рембрандтом Ван Рейном? Правильно - оба они написали огромное количество автопортретов, более чем кто-либо из других великих художников. Подобно Рембрандту, Ван Гог пристально изучал самого себя, и это было для него дорогой к познанию Вселенной. На этой странице представлены многие из его знаменитых автопортретов разных лет жизни, в которых сквозит отчаянная попытка диалога художника с самим собою и зрителем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ УРОК ОБОБЩЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПО ТЕМЕ «РАННЕЕ СРЕДНЕВЕКОВЬЕ»

Слайд 2

МЕСТО СРЕДНИХ ВЕКОВ В МИРОВОЙ ИСТОРИИ. История «средних веков» - вторая часть мировой истории.Это название появилось в 18 веке. «Средними веками»-этот промежуток времени был назван потому, что он находился между __________?__________ , и _________?_______________, так в 18 в. историки назвали свою эпоху

Слайд 3

Великое переселение народов.

Слайд 4

Вспомните места расселения германских племен и заполните схему. Германские племена ВЕСТГОТЫ ОСТГОТЫ ВАНДАЛЫ АНГЛЫ И САКСЫ ? ? Италия СЕВЕРНАЯ Африка ? Галлия

Слайд 5

Расселение германских племен Пользуясь картой, проверь правильно ли ты выполнил предыдущее задание .

Слайд 6

Великие деятели Раннего средневековья От имени какого средневекового правителя произошло название титула правителей Западной Европы? НАПИСАЛ БОЛЕЕ СТА НАУЧНЫХ ТРУДОВ, ОПИСАЛ ПРИЗНАКИ МНОГИХ БОЛЕЗНЕЙ. ЕГО РОДИНА -…………..

Слайд 7

Великие деятели Раннего средневековья ? ?+ Рыцари Круглого стола

Слайд 8

Великие религии мира Религии раннего средневековья ислам католичество ? Арабский халифат ? Византия

Слайд 9

Кроссворд «Раннее средневековье: 3 5 8 9 1 10 11 2 4 6 7

Слайд 10

Соотнесите признаки, характеризующие период феодальной раздробленности и централизованного государства: ФЕОДАЛЬНАЯ ЦЕНТРАЛИЗОВАННОЕ РАЗДРОБЛЕННОСТЬ ГОСУДАРСТВО А) господство в экономике натурального хозяйства Б) действие единых законов на территории всей страны В) введение междоусобных войн Г) наличие постоянного войска Д) усиление королевской власти Е) самостоятельное правление сеньоров в с своих владениях Ж) развитее ремесла и торговли З) слабость королевской власти

Слайд 11

Вставьте пропущенные слова: 1. При Карле Великом начался подъем культуры, который называли … 2. При монастырях создавались мастерские, в которых … переписывали книги. 3. Писали на специально обработанной телячьей коже - … 4. Ходить в открытое море стало безопаснее после того как появился … и прибор для определения местонахождения корабля … . 5. Около 1450г. Иоганн … изобрел … 6. В 12в. В Европе появились первые высшие школы - … .