Научно - методическая работа

Золотарев Константин Николаевич

 

Тема самообразования: "Проблемное обучение на уроках истории и обществознания".

 

В основе моей методической работы лежит использование технологии проблемного обучения, критического мышления, проектной технологии и ИКТ в рамках компетентностного и деятельностного подхода в обучении.

 

В соответствии с деятельностным подходом основным элементом работы учащихся является решение задач, т.е. освоение деятельности: учебно - исследовательской, поисково-конструкторской, творческой и др. Это делает возможным результативное участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.  

 

Задачи: 1)развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

               2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,

               3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

 

               4) повышение своего методического уровня.

 

Транслирование опыта практических результатов профессиональной деятельности

 

 

Мероприятие

Место проведения

Сроки

1

Открытый урок в 8  классе по теме  «Германская империя в конце 19 века»

МБОУ Старорудкинская ОШ

 апрель 2011 г.

2.

Открытый урок в 6  классе по теме  «Восстание гуситов»

МБОУ Старорудкинская ОШ

Февраль 2014

2

Уроки, посещенные администрацией школы

 

МБОУ Старорудкинская ОШ

регулярно

3

Участие в  школьных и районных олимпиадах и конкурсах

Шарангская СОШ МБОУ Старорудкинская ОШ

ежегодно

4

Выступление на заседании РМО «ИКТ в современной школе: оценки и ожидания учителей обществознания»

Протокол №  2   от 07.12.2011

МБОУ Поздеевская ОШ

2011

5

Выступление на заседании РМО «Проблемные вопросы и задачи на уроках истории»

МБОУ ЩенниковскаяОШ

2014

6

Выступление на заседании РМО «Критерии оценки проектной деятельности»

Протокол № 3 от 05.02.2015

МБОУ Большеустинская ОШ

2015

7

Размещение на сайте школы своих разработок урока

 

 

2014-2016

8

Размещение своих разработок уроков в сетевых сообществах учителей.

 

2015-2016

9

Просмотр видеоуроков и вебинаровдля учителей истории и обществознания

 

2015

10

Создание собственных компьютерных презентаций

 

ежегодно

11

Создание методических разработок уроков и различных мероприятий

 

ежегодно

 

 Методическая работа

 

Название методического объединения или кафедры, в котором работает учитель

Тема, над которой работает структура

Тема, над которой работает учитель в рамках этой структуры

Сроки работы

1

Районное методическое объединение учителей истории и обществознания

Личностно-ориентированный подход в обучении

истории и обществознания

Проектная деятельность на уроках

истории и обществознания

2013-2016

2

Школьное методическое объединение учителей

 

Личностно-ориентированный подход в обучении

истории и обществознания

Внеклассная работа на уроках истории и обществознания

2013-2016

 

 

 

3

Инновационная площадка на базе МБОУ Черномужская ОШ

Разработка и апробация методического сопровождения достижения личностных результатов обучающихся по истории в контексте задач ФГОС ООО, Концепции нового УМК по отечественной истории и требований Историко-культурного стандарта»

Разработка и апробация методического сопровождения достижения личностных результатов обучающихся по истории в контексте задач ФГОС ООО, Концепции нового УМК по отечественной истории и требований Историко-культурного стандарта»

2016-2017

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

МБОУ Старорудкинская ОШ

Шарангского муниципального района

Нижегородской области

ПЛАН

ПО САМООБРАЗОВАНИЮ

учителя истории и обществознания

Золотарева Константина Николаевича

 «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…»

(Конфуций)

 Образование: высшее, закончил Вятский государственный университет  по специальности – историк, преподаватель истории.

Квалификационная категория – первая

 Индивидуальная проблемная тема самообразования:

«Проблемное обучение на уроках истории».

Работа над темой начата в 2015 году

           Предполагается закончить работу над темой в 2018 году.

 

 Цели и задачи:

1) развитие интеллектуальной инициативы учащихся в процессе обучения;

2)формирование личности, нужной обществу, коммуникативной, ответственной за свои поступки,

3) использование на уроках новых информационных технологий и средств коммуникаций;

4) повышение своего методического уровня.

Ожидаемые результаты:

  • повышение успеваемости и уровня обученности учащихся по истории и обществознанию;
  • повышения мотивации к занятиям историей и обществознанием.

 

Исходя из основной общеобразовательной проблемы школы, индивидуальной темы по самообразованию я наметил основные направления работы по самообразованию.

Направления самообразования:

 

Основные направления

Действия и мероприятия

Сроки

реализации

Профессиональное

1. Изучить новые программы и учебники, уяснить их особенности и  требования

2.Знакомиться с новыми педагогическими технологиями через предметные издания и Интернет.

3. Повышать квалификацию на курсах для учителей истории (+ ФГОС).

2015- 2016

регулярно

Психолого-педагогические

1.Совершенствовать свои знания в области классической и современной психологии и педагогики.

 

регулярно

Методические

1.Совершенствовать знания современного содержания образования учащихся по истории и обществознанию

2. Знакомиться с новыми формами, методами и приёмами обучения истории и обществознания

3. Принимать активное участие в работе районного и школьного МО учителей гуманитарного  цикла.

4. Организовать работу с одарёнными детьми и принимать участие в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

5. Изучать опыт работы лучших учителей своей школы, района, области через Интернет.

6. Посещать уроки коллег и участвовать в обмене опытом.

7. Периодически проводить самоанализ профессиональной деятельности.

8. Создать собственную базу лучших сценариев уроков, интересных приемов и находок на уроке.

9. Проводить открытые уроки для коллег по работе, учителей района

10. Выступать с докладами по теме самообразования.

11.Выступить с творческим отчётом  о своей работе на августовском секционном занятии учителей истории.

 

регулярно

регулярно

регулярно

ежегодно

 

регулярно

регулярно

2015-2018

 

 

 

 

Информационно-технологические технологии

1.Изучать ИКТ и внедрять их в учебный процесс.

2. Обзор в Интернете информации по истории, педагогике и психологии.

3. Мастер-класс «Использование дидактических игр на уроках истории».

4. Создать персональный сайт в Интернете

5. Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

регулярно

регулярно

2015

 

Охрана здоровья

1. Внедрять в образовательный процесс здоровьесберегающие технологии.

2. Вести здоровый образ жизни.

регулярно

регулярно

ОСНОВНЫЕ ЭТАПЫ РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ:

Этапы

Содержание работы

Сроки

Практическая деятельность

Диагностический

Изучение литературы по проблеме и имеющегося опыта

  2015-2018

1.Курсы повышения  квалификации учителей.

2.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла

 

3.Изучение литературы:

 

1).Голуб И.Б. ЕГЭ сдаём без проблем. История  без репетитора.-М.:Эксмо, 2006.

Прогностический

1.Определение целей и задач темы.

2.Разработка системы мер, направленных на решение проблемы.

3.Прогнозирование результатов.

2015

1.Выступление на заседании школьного МО учителей гуманитарного цикла по темам:

 «Проблемный метод в обучении истории и обществознания».

Практический

1.Внедрение опыта работы.

 2.Формирование методического комплекса.

3.Корректировка работы.

4.

- Разработка памятки для учащихся средней школы «Как писать эссе по истории »

2015-2018

1.Выступление на заседании педагогического совета по теме:

«Развитие навыков использования учащимися ИКТ на уроках истории для учебного успеха».

2.Открытые уроки на муниципальном уровне.

3.Участие в олимпиадах, конкурсах, конференциях.

4.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками  

Обобщающий

1.Подведение итогов.

2.Оформление результатов работы.

2015-2018

1.Выступление на заседании районного МО учителей гуманитарного цикла по теме «Обновление исторического образования в контексте перехода на новый учебный план».

2.Участие и результаты на районных олимпиадах, конкурсах, конференциях.

3.Мастер-класс «Использование учащимися ИКТ на уроках истории»

4.Консультативная помощь учителям и учащимся.

5.Создать электронную почту для контакта с единомышленниками.

 

Внедренческий

Распространение опыта работы.

2018

1.Принять участие в  открытом форуме учителей истории по проблеме

2.Результаты работы над темой самообразования разместить на школьном сайте

В ходе реализации поставленных задач в первую очередь предстоит:

1.Изучение педагогических программных средств по своему предмету и оценке их достоинств и недостатков.

 

2.Внедрение в свою практику новых технологий обучения таких как:

 

Метод проектов - это такой способ обучения, при котором учащийся самым непосредственным образом включен в активный познавательный процесс; он самостоятельно формулирует учебную проблему, осуществляет сбор необходимой информации, планирует варианты решения проблемы, делает выводы, анализирует свою деятельность, формируя “по кирпичикам” новое знание и приобретая новый учебный и жизненный опыт.

Компьютерные технологии обучения  - совокупность методов, приемов, способов, средств создания педагогических условий на основе компьютерной техники, средств телекоммуникационной связи и интерактивного программного продукта, моделирующих часть функций педагога по представлению, передаче и сбору информации, организации контроля и управления познавательной деятельностью. 

Дифференциация обучения - обучение строю на основе дифференциации, позволяющей учитывать индивидуальный темп продвижения школьника, корректировать возникающие трудности, обеспечить поддержку его способностей.

Мультимедиа  технологии - способ подготовки электронных документов, включающих визуальные и аудиоэффекты.  Применение мультимедиа технологий открывает перспективное направление развития современных компьютерных технологий обучения.

ПЛАН РЕАЛИЗАЦИИ ПРОБЛЕМЫ:

                             

 Изучить  литературу по данной проблеме:

1.   Новые педагогические и информационные технологии в системе образования / под ред. Е.С. Полат-М.:2004

2.   Пахомова Н.Ю. Проектное обучение — что это? // Методист, №1, 2004. - с. 42.

3.   Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно ориентированной парадигмы образования // Ученик в обновляющейся школе: Сб. науч. трудов / Под ред. Ю.И.Дика. А.В.Хуторского. М., 2002.

4. Современный урок (1-4 ч) Т.П. Лакоценина, издат. «Учитель»

5.  Изучить  вопрос «Профессиональная компетенция учителя истории»  

6.  Документы Правительства РФ, Министерства образования РФ, относящихся  к стратегии модернизации образования.

Учебная исследовательская работа:

1.Включить в план по реализации проектной деятельности на уроках истории и предложить для разработки учащимся примерные темы проектов. 

2. Разработать программу и задания по диагностике знаний учащихся (использовать ресурсы Интернет, использовать материал сайтов образовательных ресурсов) – проводить диагностику 1-2 раза в год.

3. Изучение опыта учителей – новаторов, методистов, передового опыта.

  • Изучить опыт учителей новаторов из методических газет и журналов, образовательных сайтов Интернета
  • Использовать материалы сайта «Сеть творческих учителей» по вопросам использования ИКТ.
  • Творческое сотрудничество с учителями информатики   по вопросам работы в программах: Графический редактор "Paint",редактора электронных таблиц Microsoft Excel,Mikrosoft ofisse Poyer Point

4. Участие в системе школьной методической работы:

  • Провести открытые уроки, на которых показать применение указанных технологий.
  • Установить творческое сотрудничество с учителями-предметниками по вопросам темы самообразования.
  • Изучить передовой опыт учителей района по применению технологий.
  • Участие в заседаниях ШМО гуманитарного цикла, педагогических советах.
  • Практические выходы (доклады, рефераты) – на районной секции учителей истории, на занятиях школьного методического объединения, на заседаниях педагогического совета школы.
  • Взаимные посещения уроков с целью обмена опытом работы;

Предполагаемые результаты самообразования

  • Повысить качество преподавания предмета  до 70%.
  • Научить детей работать с Интернетом, грамотно использовать полученный материал в творческих работах.
  • Разработать и провести и открытые уроки по собственным, новаторским технологиям
  • создать комплекты педагогических  разработок с применением новых технологий и поместить их на персональном  и  школьном сайтах.
  • Периодически проводить самоанализ своей профессиональной деятельности, отчитываться о результатах работы над темой на МО и педсоветах.
  • Разработать  дидактические материалы, тесты, создать собственную медиатеку, способствующие личностно-ориентированному подходу в изучении предмета.

Результаты работы над темой самообразования  поместить на школьном сайте.

Адрес школьного сайта: www.nadiv-rudka.ru

e-mail: regnn_88@mail.ru



Предварительный просмотр:

ОПИСАНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

УЧИТЕЛЯ ИСТОРИИ

ЗОЛОТАРЁВА КОНСТАНТИНА НИКОЛАЕВИЧА,

ПЕРВАЯ  КВАЛИФИКАЦИОННАЯ  КАТЕГОРИЯ,

МБОУ СТАРОРУДКИНСКАЯ ОШ, МБОУ ЧЕРНОМУЖСКАЯ ОШ

ШАРАНГСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА

regnn_88@mail.ru

http://nsportal.ru/zolotarev-konstantin-nikolaeviech

                            «Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…»

(Конфуций)

В 2010 году мне посчастливилось стать одним из участников областной целевой программы «Поддержка молодых специалистов в сфере образования, здравоохранения, культуры и спорта Нижегородской области». Благодаря этой замечательной программе, начинающие педагоги получают отличный «старт» и прекрасные возможности для дальнейшей жизни и плодотворной работы. А ещё лучше, когда такая возможность предоставляется в родном крае.  С такого приятного момента и началась моя педагогическая карьера. И вот уже почти 7 лет я работаю в школе. И могу уверенно сказать – учить это моё!  

Мне очень нравятся слова Конфуция:

«Кто постигает новое, лелея старое, тот может быть учителем…»

И эти слова очень подходят к предмету, который я преподаю. На уроках истории стараюсь привить любовь детей к своему предмету, уважение, интерес к истории и культуре нашей страны и других стран мира.

Моя работа очень интересная и разнообразная! Она обязывает постоянно быть в гуще событий, постоянно учиться, открывать для себя что-то новое. Постоянный творческий поиск, обмен опытом с коллегами – вот что такое труд учителя. За несколько лет я неоднократно участвовал и был призером и лауреатом самых разных конкурсов районного, областного и всероссийского уровня таких как Молодой педагог, Фестиваль педагогических идей,  областной спортивный фестиваль, межрайонный туристический слёт, лауреатом национальной премии в области образования.  Кроме участия, я занимался организацией и проведением различных мероприятий и проектов: «Творческий марафон Победы - Кто твой герой?», сверхпрограммных предметных олимпиад – «Олимпус». Также я являюсь постоянным организатором ЕГЭ на базе Шарангской Средней Школы.

Сферой особых интересов для меня, как историка, является изучение истории родного края. Эту работу я веду совместно с учениками. Итогом этой работы стали победы на районных конкурсах. Но самый главный итог – это живой и неподдельный интерес учеников к родной истории.

Кроме преподавания истории, с сентября 2011 года я являюсь руководителем волонтёрского отряда  «Искра» МБОУ Старорудкинской ОШ.  Наш отряд занимается пропагандой ЗОЖ, реализует различные экологические акции и проекты, помогает пожилым людям. Члены нашего волонтёрского отряда неоднократно получали благодарности от администрации школы, села и района за нашу деятельность.

С целью своего профессионального развития, размещения электронного портфолио, распространения педагогического опыта,  в 2016 году мной был создан персональный сайт в социальной сети работников образования NSportal.  Уверен, что его наполнение даст хороший стимул к дальнейшему творчеству и позволит подняться на новый уровень педагогического мастерства. Ведь успехи коллег говорят о том, что нет ничего невозможного!

МЕТОДИЧЕСКИЙ СЕМИНАР

ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ И МЕТОДИКИ,

НАПРАВЛЕННЫЕ НА РЕАЛИЗАЦИЮ НОВЫХ ФГОС

В настоящее время в современной школе методика обучения переживает сложный период, в связи с изменением целей образования и разработкой Федерального государственного образовательного стандарта нового поколения.

В основе Стандарта лежит системно-деятельностный подход, который позволяет учителю творить, искать, вместе с учащимися, становиться мастером своего дела, работать на высокие результаты, формировать у учеников универсальные учебные действия – готовить их к жизни в постоянно изменяющемся мире. В современном мире умение мыслить самостоятельно, ценится гораздо выше, чем простая эрудиция. Чрезвычайно важно уметь применять знания на практике. Именно это я и пытаюсь развивать в своих учениках. Для этого я использую на уроках различные методы.

В эпоху информационных технологий без них уже невозможно представить современный урок. Поэтому, на своих уроках я активно  использую ИКТ. Формы использования могут быть самые различные: презентации, работа с электронными картами, электронными текстами, документами, таблицами. Ученики активно привлекают ресурсы интернета  для выполнения домашних заданий, причём задания себе они могут выбирать сами. Мне остаётся лишь направлять и подсказывать. Инициатива учеников только приветствуется.

В обучении истории большую роль играет наглядность. Современные технологии дают огромные возможности в этом плане. Множество художественных и документальных  фильмов по разным периодам истории имеются в моём распоряжении. И эта коллекция продолжает расширяться.     Ещё одним интересным методом на уроках и вне уроков  я считаю историческое моделирование. Склеить из подручных материалов средневековый замок  или  модель известного храма можно в течение одного урока. И такой урок запомнится детям надолго. А если совместить это с показом какого-нибудь фильма на подходящую тему, то эффект будет ещё сильнее.

Исследовательская работа учащихся является ещё одним методом  обучения. Результаты исследований представлены в виде докладов на районных научных конференциях и оценены наградами. Ученики при этом получают ещё и опыт публичных выступлений.

Таким образом, благодаря системно-деятельностному подходу, изучение истории становится очень интересным и увлекательным и для учителя и для учеников, повышается мотивация к изучению истории.

Подтверждением является успешное участие детей в различных конкурсах и олимпиадах районного, областного и всероссийского уровня, создание исследовательских работ и активное участие в подготовке и проведении внеклассных мероприятий.  

         ФГОС второго поколения - основа модернизации образования. Отличительной особенностью нового стандарта является переход в образовании к стратегии социального проектирования и конструирования на основе системно-деятельностного подхода и придания образовательному процессу воспитательной функции.

Именно поэтому я считаю, что создание условий для проявления познавательной активности обучающихся  – одна из главных задач современного педагога.

Когда людей станут учить не тому,

что они должны думать,

 а тому, как они должны думать,

 то тогда исчезнут всякие недоразумения.

Г. Лихтенберг 



Предварительный просмотр:

Администрация Шарангского муниципального района

Нижегородской области

МБОУ Старорудкинская ОШ

Программа по духовно-нравственному воспитанию детей и подростков в МБОУ Старорудкинской ОШ

на 2014 – 2017 годы

Срок реализации 3 года,

для учащихся 5-9 классов

                                                           Автор: Золотарев Константин Николаевич,

учитель истории и обществознания

Старорудкинской ООШ

ВятГУ 2009 г.

1988 г.р. р.п. Шаранга, ул. Нагорная, 15

С. Старая Рудка 2014

Цели и задачи программы:

Цель программы: Формирование духовности и нравственности учащихся. Содействие развитию социальной, духовной и культурной компетентности учащихся, их самоопределению в обществе. Формирование в учащихся человека, гражданина и патриота родной страны.

Задачи программы:

- повышение социального статуса духовно-нравственного воспитания в системе образования;

- развитие системы духовно-нравственного воспитания с учетом специфики историко-культурных ценностей, обычаев и традиций;

 - развитие традиций патриотического, нравственного, экологического и эстетического воспитания подрастающего поколения, создание условий для развития личности, повышения культуры;

- формирование принципов здорового образа жизни у детей и подростков;

- внедрение инновационных форм и направлений воспитательной работы;

-   развитие гуманистических принципов, содержания и механизмов нравственного, гражданского воспитания;

-   оказание помощи семье в решении проблем в духовно-нравственном воспитании детей, развитие психолого-педагогического просвещения родителей; усиление роли семьи в воспитании детей;

-   повышение уровня работы со средствами массовой информации и печати по вопросам духовно-нравственного воспитания детей и учащейся молодежи;

-   повышение профессионального уровня управления процессом воспитания; обеспечение взаимодействия системы образования со всеми социальными институтами.

 

Концептуальные подходы

Актуальность духовно-нравственного воспитания

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколения – это направление, которое сама жизнь выдвинула в настоящий момент в качестве приоритетного в системе воспитания. Многие приоритеты, сложившиеся в системе воспитания в нашей стране в результате многовековых традиций, в настоящий момент, просто утрачены.

 Мы дожили до тех времен, когда область дозволенного, нравственно допустимого, по меркам здравого смысла, резко сузилась. То, что недавно было абсолютно немыслимым, в современном мире стало нормой. Многие вопросы стали решать деньги, ложь часто считается проявлением находчивости, разврат – природной потребностью организма, а предательство – деловой необходимостью.

Сегодняшняя пропаганда  европейского и американского образа жизни и ценностных ориентаций работает, прежде всего, на повышение интереса к зарубежной поп-культуре, создание новых дешевых рынков сбыта для ее продукции.

Либерально-демократические преобразования несут с собой и наступление массовой низкопробной культуры и искусства, откровенную порнографию, культ тела без души и возвышенных чувств. Идеализация силы и жестокости, восхваление образа молодого человека, свободного от всех социальных запретов и требований общественной морали, пропаганда свободной любви наносят непоправимый ущерб духовному и физическому здоровью подрастающих поколений. Идет фактическая девальвация таких жизненных ценностей, как гражданственность и патриотизм, любовь и семья, дружба и целомудрие, растаптываются на корню нравственные ценности, возвышенные человеческие чувства.

Образование и интеллект

Образование – это неразрывное единство обучения и воспитания. Задача системы образования сегодня – не только в формировании индивида с широким мировоззренческим кругозором, с развитым интеллектом, с высоким уровнем знаний, но и в развитии духовной личности, от интеллектуального, политического, культурного уровня которой во многом будет зависеть будущее общества.

В Толковом словаре русского языка душа определяется как «…внутренний психический мир человека, его переживания, настроения, чувства и т. п.», а также как «…совокупность характерных свойств, черт, присущих личности; характер человека». Большой энциклопедический словарь справедливо избегает четкого определения, ограничиваясь указанием, что в «новоевропейской философии термин «душа» стал преимущественно употребляться для обозначения внутреннего мира человека».

Интеллект – это качество человеческого ума; это не то, чем обладает душа. Ум не может дать и не даст нам нашего истинного богатства, тогда как душа сделает это. Хотя человек может быть разносторонне образованным и интеллектуальным, он совершенно не обязательно будет духовным. Существуют чрезвычайно интеллектуальные люди, но им не хватает внутреннего зова, а именно духовности.

Духовный интеллект человека напрямую связан с богатством его души, то есть с тем, что Оксфордский словарь английского языка определяет как «моральную и эмоциональную самобытность» и как степень интенсивности ее в «эмоциональной и интеллектуальной энергии».

Что такое духовная личность и духовный человек

Прежде всего, духовная личность – результат долгого, упорного и целенаправленного процесса самоорганизации, семейного и общественного воспитания и просвещения. Это человек, устремленный к социально-позитивным, гуманистическим ценностям добра, истины и красоты, занимающий активную жизненную позицию, интеллектуально развитый, знающий компьютер, владеющий родным, русским, одним или несколькими иностранными языками, умеющий трудиться и адаптироваться к меняющимся социальным условиям, приобщенный к основам правовой и предпринимательской культуры в условиях рыночного реформирования общества, ведущий здоровый образ жизни, нравственно состоятельный, эстетически просвещенный, способный ориентироваться в сложном современном мире; способный безошибочно отличать истину от заблуждений, добро – от безобразного, подлинно художественное – от фальши и подделок, вечное – от преходящего и временного. Это человек со здоровым чувством национальной гордости и развитым национальным сознанием.

Духовный человек – это, прежде всего гражданин и патриот. Народы России имеют богатую героическую историю, огромный духовный, культурный и интеллектуальный потенциал, и от подрастающего поколения будет зависеть то, какое место займет российская культура в мировой цивилизации. Стратегическую идею формирования подрастающего поколения  как подвижника возрождения и развития нации должны составить главные принципы: патриотизм и гражданственность, без которых можно вырастить поколение образованных интеллектуалов-грабителей, которые будут использовать свой интеллектуальный потенциал для грабежа родины и личного обогащения, а не для развития и блага своего народа.

Духовный человек – это человек с сильным национальным характером, ответственный за порученное дело, за судьбы других, за будущее своего народа. Это человек, который приобщен к гуманистическим ценностям мировой культуры, культуры других народов, но, прежде всего, – знающий свою собственную культуру, свои истоки, свой родной язык.

Духовный человек – это нравственный, добрый и отзывчивый человек, уважительно относящийся к детству, к старости, к ценностям здоровой и полноценной семьи как основы духовного и физического воспроизводства нации.

Духовный человек – это человек, который бережно и заботливо относится к природе. Выработка новой философии и этики отношения к природе, необходимость сохранения всего многообразия животного и растительного мира, восстановления природных ландшафтов, защиты природы от негативных антропогенных воздействий – сегодня это, может быть, главный долг современных поколений перед Природой.

Духовный человек – это человек, приобщенный к основам культурного поведения, правилам и нормам культуры речи и общения.

Духовный человек – это человек тактичный, воспитанный, деликатный. Невозможно в условиях современного напряженного ритма жизни, учащающихся стрессов и интенсификации общения действовать по воле случая. Культура поведения – это лицо нации, уважение к себе и другим.

Духовный человек – это человек целеустремленный, в его душе всегда живут идеалы как мечта о совершенном, должном, идеальном. Духовное формирование, осознание своей сопричастности жизненно важным, судьбоносным проблемам общества – итог не только собственных усилий. Важное звено здесь – правильно поставленная и организованная воспитательная работа с подрастающим поколением на всех уровнях его социализации, опирающаяся не только и не столько на пропаганду и просвещение, а на соответствующую экономическую, социальную и культурную политику, направленную на удовлетворение реальных духовных и материальных потребностей подрастающих поколений.

Духовно-нравственное становление детей и молодежи, подготовка их к самостоятельной жизни есть важнейшая составляющая развития общества и государства.

Основные направления содержания деятельности:

Воспитательная работа строится исходя из того, что воспитание есть управление процессом развития личности. Гуманистический характер воспитания и образования предполагает реализацию воспитательных задач:

- на каждом учебном и внеклассном занятии;

- создание воспитывающей среды во внеурочное время;

- построение системы внеклассной работы, нацеленной на развитие личности каждого ребёнка.

Система внеклассной работы обеспечивает разнообразные потребности личности ребёнка. Системный подход к воспитанию реализуется через связь внеурочной деятельности с учебным процессом. Ученическое самоуправление обеспечивает формирование активной жизненной позиции учащегося, приучает его к анализу и самоанализу, контролю и самоконтролю. Важной частью воспитательной системы класса является формирование и укрепление школьных традиций. Системный и деятельный подход к воспитанию диктует необходимость выйти за рамки класса, активно участвовать в школьных, районных, краевых мероприятиях.

Таким образом, воспитание строится с опорой на следующие виды деятельности:

- познавательную

- коммуникативную

- игровую

- досуговую

- спортивную

- общественно-организаторскую

- творческую

- профориентационную

Основные педагогические идеи воспитания, реализуемые в программе и практике воспитательной работы.

  1. Совместное сотрудничество учителя и воспитанников в решении общих задач, обеспечивающих жизнедеятельность и взрослых и детей.
  2. Воспитание существенных личностных качеств: патриотизма, чувства национального самосознания и гражданственности, ответственности, культуры общения.
  3. Духовная самоотдача, милосердие как естественное состояние.
  4. Ориентация детей на вечные абсолютные ценности – Отечество, Семья, Человек, Труд, Культура, Мир, Земля, Добро, Истина, Красота.

Условия реализации программы:

Воспитательная система охватывает весь педагогический процесс: учебные занятия, внеурочную жизнь детей, разнообразную деятельность и общение за пределами школы, в социуме, влияние социальной, природной, предметно-эстетической среды, непосредственно расширяющее воспитательное пространство.

Педагог должен помочь ребёнку на каждом возрастном этапе решить все задачи в пяти основных сферах жизнедеятельности:

  1. Познавательная деятельность (учёба, информация, знания).
  2. Практическая деятельность (трудовое воспитание, умения, навыки).
  3. Игровая деятельность (игровая активность, реализация творческих и природных возможностей и способностей).
  4. Физкультурно-оздоровительная деятельность (реализация физических возможностей).
  5. Культура личности (познание себя, людей, взаимодействие с ними).

Ожидаемые результаты:

Для оценки результативности воспитательной программы определены критерии и показатели её эффективности.

Первый критерий – самоактуализация личности учащихся. Получаемая в соответствии с данным критерием информация позволяет оценить влияние воспитательной деятельности на развитие личности ребёнка, на формирование его индивидуальности (проведение мониторингового и диагностического тестирования на каждом из этапов работы).

Второй критерий – удовлетворённость детей, родителей и педагогов жизнедеятельностью в классе, школе.

Третий критерий – анализ результатов учебно-воспитательного процесса на основе изменений, происходящих в классе, сравнение их с достижениями других классов.

Таким образом, создание в классе условий для развития личности ребёнка – это процесс создания системы отношений, помогающей ребёнку на каждом возрастном этапе успешно решать задачи в основных сферах своей жизнедеятельности.

У выпускника школы в достаточной мере должны быть развиты:

- личностные качества

- нравственные нормы поведения

- культура общения в коллективе

- потребность в труде

- способность к профессиональной деятельности

- способность рационально организовывать деятельность

- способность к сотрудничеству

- сформированность познавательных навыков

Мероприятия по реализации программы

Мероприятия по реализации Программы

Исполнитель

Срок исполнения

Разработка плана мероприятий по реализации Программы

РОО, ОУ

Октябрь, 2010 г.

Организация выставок в музее и патриотическом уголке ОУ к юбилейным датам истории края

ОУ

Ежегодно

Проведение в ОУ «Уроков мужества» с участием ветеранов войны и труда»

РОО, ОУ, Совет ветеранов

Ежегодно

Работа в рамках мега-проекта «Моё Отечество» (участие в областных конкурсах)

РОО, ОУ

2010-2012г.

Проведение соревнований «Нижегородская школа безопасности – Зарница»:

- районные

- зональные

РОО, ОУ, УДОД, учителя ОБЖ, ПЧ-119, ГУМЧС, ОК, Управление соц. защиты

2010-2012г.

Шефство учащихся над памятниками погибшим воинам

ОУ

2010-2012г.

Встречи с ветеранами  и непосредственными участниками боевых действий

ОУ

2010-2012г.

Освещение работы по патриотическому воспитанию в ОУ и УДОД в СМИ

ОУ, РОО, РОВД, СМИ

2010-2012г.

Проведение различных мероприятий в ОУ на тему: «Моё Отечество» по символике Российского государства

ОУ

2010-2012г.

Проведение акции милосердия в ОУ, УДОД «Венок славы» (помощь участникам  и инвалидам ВОВ)

ОУ

2010-2012г.

Оформление уголков в библиотеках ОУ по военно-патриотической тематике

ОУ

2010-2012г.

Проведение благотворительной акции «Мой подарок ветерану»

ОУ

2010-2012г.

Проведение торжественных митингов и возложение гирлянд у памятников погибшим воинам

ОУ, РОО

2010-2012г.

Проведение декады пожилых людей

ОУ, РОО

Ежегодно

Участие в мероприятиях по массовым видам спорта среди учащихся

ДЮСШ, РОО, ОУ

По графику

Участие в общерайонном слёте детских и молодёжных объединений

РОО, ДДТ, ОУ

Ежегодно, май

Торжественный караул у памятников защитникам Отечества

РОО, ОУ

Ежегодно, май

Встречи с представителями из РОВД

РОО, ОУ

Ежегодно, по графику

Проведение мероприятий, посвящённых Дню единства

РОО

Ежегодно, ноябрь

Проведение мероприятий, посвящённых Дню Независимости

РОО

Ежегодно, июнь

Организация профильной смены на базе социально-реабилитационного центра «Синяя птица»

РОО, Управление соц. защиты населения

Ежегодно, в летнее время

Участие в районном конкурсе «Моя семья в истории страны»

РОО, ОУ

2010-2012г.

Участие в месячнике ГО в школах района

ПЧ-119 ГУ МЧС, РОО, ОУ

Сентябрь

Участие в районном конкурсе детского рисунка  «Огонь и дети»

РОО, ПЧ-119 ГУМЧС, ОУ

Сентябрь-октябрь

Участие в месячнике правовых знаний

РОО, РОВД, КДН и ЗП, ОУ

Ноябрь

Участие в волейбольном турнире памяти героев-земляков

Комитет по физической культуре и спорту

1 мая

Участие в лёгкоатлетическом пробеге, посвящённом Дню Победы

Комитет  по физической культуре и спорту,   ДЮСШ,   РОО

9 мая

Участие в спортивном празднике, посвящённом Дню независимости России (мини-футбол, волейбол, шахматы, настольный теннис, дартс)

Комитет  по физической культуре и спорту,   ДЮСШ,   РОО

12 июня

Участие в игре-викторине для мальчиков «Защитники Родины»

ГУ «СРЦН», ОУ

Февраль

Участие в конкурсной викторине «Была война»

Центральная библиотека

Май

Оформление книжных выставок по патриотическому воспитанию

ЦРБ,   ОУ

Ноябрь-февраль

День Конституции «Поклонись Отчизне»

ЦРБ, ОУ

Декабрь

День Независимости. Викторина «Ты тоже родился в России»

ЦРБ, ОУ

Ноябрь

Участие в неделе памяти «Победителю – солдату посвящается» (вечер памяти, выставки, викторина)

ЦРБ, ОУ

Май

«Память сердца» (экскурсия по залу Боевой славы)

Народный краеведческий музей

Ежемесячно

Лекция «Наших улиц имена»

Народный краеведческий музей, ОУ

По графику

Игровая программа «Фестиваль военной песни»

Народный краеведческий музей, ОУ

Май

Экскурсии «Женские судьбы славой овеяны..»

Народный краеведческий музей, ОУ

Июнь, февраль, май

Тематические театрализованные концерты, посвящённые Дню защитника Отечества, Дню Победы

СДК

Февраль, май

Участие в районном конкурсе – марафоне «Как не любить мне эту землю»

РДК, ОУ

Февраль-ноябрь

Участие в районном праздничном мероприятии «День защиты детей»

РОО, ОК, ЦРБ

Июнь

Участие в районном фестивале «Моя любимая родина»

РОО, ОУ

2012г.

Создание волонтёрского отряда в школе

РОО, ОУ

В течение всего периода

Участие в районном конкурсе «Мальчишник»

РОО, ДЮСШ, ОУ

Октябрь

Участие в межрегиональном конкурсе «Алтарь Отечества»

РОО, ОУ, ОК

Март

Участие в районном смотре-конкурсе на лучшую организацию работы по патриотическому воспитанию детей и молодёжи Шарангского района

РОО, ОК, ЦРБ,  ПЧ-119, РОВД, РВК, районный краеведческий музей

Февраль

Литература

  1. Законодательство Российской Федерации об образовании. Федеральные базовые законы. – М.: ИФ «Образование в документах», 2001. – 2-е изд. – 104 с.
  2. Конвенция о правах ребёнка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999
  3. Как проводить родительское собрание в школе/авт. Сост.О.С. Олендарь. – Донецк: Сталкер, 2005
  4. Дереклеева Н.И. Развитие коммуникативной культуры учащихся на уроке и внеклассной работе: Игровые упражнения. – М.: 5 за знание, 2005.
  5. Широкова И.Б. Тренинг самопознания для подростков. Общение. Память. – М.: Генезис, 2005
  6. Гин А.А. Приёмы педагогической техники: Свобода выбора. Открытость. Деятельность. Обратная связь. Идеальность: Пособие для учителей. – Луганск: СПД Резников В.С., 2006.
  7. Журнал «Современный урок», 2008, 2009 гг
  8. Журнал «Здоровье школьника», 2008 2009 гг

Литература для детей

  1. Конвенция о правах ребёнка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999.
  2. Практическая психология в тестах, или как научиться понимать себя и других. – М.: АСТ-ПРЕСС КНИГА, 2003
  3. Субботина М.А. Уроки гражданственности: Книга для ученика и учителя – Нижний Новгород: Нижегородский гуманитарный центр, 2001

Литература для родителей

  1. Конвенция о правах ребёнка: Принята Генеральной Ассамблеей Организации Объединённых Наций, 20 ноября 1989 г. – ЮНИСЕФ, 1999.
  2. Кузин М.В. Детская психология в вопросах и ответах – Ростов н/Д: Феникс, 2007.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Слайд 2

СИСТЕМНО – ДЕЯТЕЛЬНОСТНЫЙ ПОДХОД Когда людей станут учить не тому, что они должны думать, а тому, как они должны думать, то тогда исчезнут всякие недоразумения. Г. Лихтенберг

Слайд 3

Задача системы образования состоит не в передаче объема знаний, а в том, чтобы научить учиться. При этом становление учебной деятельности означает становление духовного развития личности. Кризис образования заключается в обнищании души при обогащении информацией.

Слайд 4

Системно-деятельностный подход Системный подход — это подход, при котором любая система рассматривается как совокупность взаимосвязанных элементов. Деятельностный подход позволяет конкретно воплотить принцип системности на практике.

Слайд 5

СОВРЕМЕННЫЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ТЕХНОЛОГИИ умение решать учебные задачи на основе сформированных предметных и универсальных способов действий (КИМы: вместо проверки знаний - проверка умений ими пользоваться !) способность к самоорганизации в решении учебных задач. прогресс в личностном развитии Деятельность учеников на уроке ученик

Слайд 6

КАК ПРОВОДИТЬ УРОКИ? Нужно создать условия для того, чтобы ученик приобретал опыт самоизменения. Таким образом, он будет выполнять весь комплекс УУД, входящих в ФГОС.

Слайд 7

Реализовать в полном объеме деятельностный подход можно, используя совокупность технологий: технологии проблемного обучения; технология формирования типа правильной читательской деятельности (продуктивного чтения); технология оценивания учебных успехов; технологии организации проектной деятельности; технология полного усвоения; технология проблемно-диалогического обучения.

Слайд 8

Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо» Приём «инсерт, или условные значки» Приём «сюжетная таблица» Помогает детям воссоздавать сюжет, овладевать сюжетным мышлением. Приём “дерево предсказаний” Приём “мысли по аналогии”; Прием “Корзина идей” Позволяет выяснить все, что знают учащиеся по обсуждаемой теме. Прием “Составление кластера” Позволяет систематизировать имеющиеся знания. Прием “Верные и неверные утверждения” Из ряда утверждений по определенной теме учащиеся выбирают “верные ”.

Слайд 9

Прием “ Толстые и тонкие вопросы” Вопросы, требующие простого, односложного ответа, и вопросы, требующие подробного, развернутого ответа. Прием “Ключевые слова” Прием “Написание эссе” Приём «размышление от обратного» Приём «чтение со стопами» Прием “Лови ошибку” Прием “Нарисуйте счастье” Прием “Письмо по кругу” Прием “Пометки на полях” Прием “Написание синквейна” Форма стихотворений по алгоритму. Приём «чтение с остановками»

Слайд 10

Основная задача школы - дать хорошие прочные знания. ВЗГЛЯДЫ НА РЕЗУЛЬТАТЫ ОБУЧЕНИЯ ПРОШЛОГО (традиционные) И НАСТОЯЩЕГО Вместо передачи суммы знаний – развитие личности учащегося на основе освоения способов деятельности Традиционный Новый стандарт

Слайд 11

Проектирование и отбор учебных ситуаций на примере учебной ситуации Учебные ситуации с элементами игровой деятельности : соревнования – командные и индивидуальные сюжетные – «поиск сокровищ» … ролевые – «пишем инструкцию», «учитель» …

Слайд 12

Учебные ситуации с элементами творческой, конструкторской, социальной деятельности : Готовим праздник Делаем подарки Пишем книгу

Слайд 13

Учебные ситуации с элементами исследовательской деятельности: эксперименты с изучаемыми объектами (свойства объектов) маркировка, группировка и упорядочивание, классификация, сопоставление и сравнение , (подведение под понятие) проведение мини-исследований описание и оценка

Слайд 14

Синквейн на тему « Системно- деятельностный подход 1.Деятельностный подход 2. Творческий, интересный 3. Удивляет, воспитывает, создаёт 4. Делает уроки интересными 5. Взаимопонимание

Слайд 15

Подари ребенку радость творчества, осознание авторского голоса ; Веди ученика от собственного опыта к общественному ; Будьте не «НАД», а «РЯДОМ» ; Радуйся вопросу, но отвечать не спеши ; Учи анализировать каждый этап работы ; Критикуя, стимулируй ученика. Вы - блестящий учитель, у вас прекрасные ученики! Используя системно - деятельностный подход:

Слайд 16

Вывод Системно-деятельностный подход, как педагогическая технология, может использоваться на любом предмете. Умение увидеть задачу с разных сторон, проанализировать множество решений, из единого целого выделить составляющие, или, наоборот, из разрозненных фактов собрать целостную картину, будет помогать не только на уроках, но и в обычной жизни. СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!