Учитель года 2016

Серова Ольга Владимировна
Конкурсные материалы

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурсное задание

Эссе «Я-учитель»

Серовой О.В.

учителя математики МОУ Ореховской СОШ

Если учитель имеет только любовь к делу, он будет хороший учитель.

Если учитель имеет только любовь к ученику, как отец, мать, - он будет лучше того учителя, который прочел все книги, но не имеет любви ни к делу, ни к ученикам.

 Если учитель соединяет в себе любовь к делу и к ученикам, он - совершенный учитель.

 Лев Николаевич Толстой

Кем я хотела быть ? Кем только не хотела!

Когда ходила в детский сад, мечтала стать воспитателем, когда ходила в Дом культуры, мечтала стать артисткой, когда немного подросла, очень хотела стать врачом, ходить в белом халате и лечить больных.

  В школьные годы очень хотела стать учителем начальных классов, быть такой же, как моя первая учительница: умной, доброй, красивой.

Когда училась в старших классах, пыталась принять практичное решение: надо поступать в серьёзный вуз.

    Как я всё-таки выбрала профессию? На выбор огромное влияние оказала учитель математики Волкова Валентина Алексеевна . Меня поражали её энергия,  эрудиция, требовательность и доброта. Талантливая, умная, в меру строгая и справедливая, она покорила меня   своими знаниями. Захотелось, очень захотелось быть похожей…
         Призвание учить  я ощутила ещё в начальной школе. Мне доставляло огромное  удовольствие разъяснять одноклассникам  трудный и непонятный материал по математике. 

  Когда близился к концу учебный год выпускного класса,  вдруг растерялась.  И тут мудрый мамин и Валентины Алексеевны то ли совет, то ли вопрос: «А может, в педагогический?»

И я сделала  выбор: поступила в педагогический институт  на физико-математический факультет. Именно в институте я поняла, что приблизилась к тому, чтобы стать учителем.

Годы учёбы пролетели незаметно. Практика в школах города показала, что выбор мной сделан правильно. Потом работа в родной школе под чутким руководством любимой учительницы.  

       Вот уже 17 лет жизни связано с работой в школе . Но каждый раз,  услышав вопрос  ,каким должен быть учитель, я не могу дать ответ. Но всё же попробую ответить на этот вопрос,  какой должна быть я? 

       Во-первых, учитель должен любить детей и свою работу, быть преданным своей профессии. Математика – это прежде всего труд. Я стремлюсь к тому, чтобы ученики видели во мне человека,  полностью отдающего все силы  работе,   и  сами  зажигались желанием трудиться. Работай до самозабвения, отдавай любимой работе все свои силы, относись с ненавистью к безделью, лени, легкомыслию – вот принципы, которые я стараюсь нести ученикам.

Да и любовь к детям – это не готовое чувство, это тяжёлая и захватывающая творческая работа. Поэтому учитель, сколько бы он ни проработал в школе, всегда, всю жизнь должен учиться.

     Во-вторых, учитель должен быть профессионалом своего дела.
Мало знать и любить  свой предмет, необходимо владеть методами преподавания и способами передачи знаний. Очень часто  на уроке можно услышать: «Я не понял,  как решать задачу», а в ответ: «Открой параграф и прочитай». Почему такое происходит? Это что, новый способ передачи знаний? Я думаю, что нет. Некоторые учителя, имея большой стаж работы, забывают, что  все учащиеся  способные, но разные и подход к ним должен быть тоже разным: это прописные истины педагогики.
      Для меня главное состоит в том, чтобы дети ушли с урока, во всем разобравшись, всё уяснив, не потеряв интерес к изучаемому предмету. Ведь цель учителя не только формировать знания, умения и навыки, но и помочь каждому ребёнку сформироваться как личности, развить желание и стремление в преодолении трудностей.
       В- третьих, учитель должен нести доброе, светлое, вечное.
 Я думаю, что это доброе, светлое, вечное не заключается в компьютере… Современные технологии, как известно каждому человеку, шагнули далеко вперед.  Думали ли мы еще несколько десятков лет назад, что будем удивляться не присутствию, а отсутствию персональных компьютеров и ноутбуков? Конечно же, нет, а что говорить о сотовых телефонах, веб-камерах, флешках и прочих удивительных достижениях науки. Казалось бы, все отлично, однако я считаю, что очень скоро виртуальная реальность и компьютеры абсолютно вытеснят из человеческой жизни живое общение и разговоры по душам.

       Конечно, медиа-технологии ,  при правильном обращении, внесут в урок динамичность, наглядность, дают больше возможности в расширении кругозора.
       Но развитию речи способствует живое общение!!! Наши дети забывают, что такое  театр, кинотеатр, экскурсии, походы! Разве не это самое светлое, доброе, вечное!? Разве это не то, что потом запомнится на всю жизнь?
      В- четвёртых, учитель должен быть образцом воспитанности и культуры поведения.
Грубость, крики, оскорбления в школе не допустимы! Да, я соглашусь со многими учителями, которые скажут: «Да разве  нельзя повысить голос! Сейчас дети не умеют себя вести! Звонок на урок, а они друг друга в полный голос успокаивают, и не реагируют, пока не закричишь!» Да, это беда нашего общества. Дети не умеют слушать и слышать, что им говорят.
       И наконец, учитель должен быть разносторонним, умным, добрым, красиво и опрятно одетым. Кроме того, учитель должен быть одновременно и психологом.

    Мы, учителя заняты воспитанием нашего будущего, мы воспитываем тех, кто завтра сменит нынешнее поколение.  Брак в нашей работе – катастрофа, ведь испортив «живой материал», получишь испорченную  человеческую единицу, которой придётся жить дальше в обществе.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Автор : Серова Ольга Владимировна, учитель математики МОУ Ореховская СОШ Галичского района Костромской области 2016 Региональный конкурс «Учитель года» Конкурсное задание «Методический семинар» «Формирование ключевых компетенций учащихся через создание ситуации успеха на уроках математики»

Слайд 2

Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить. К.Д.Ушинский.

Слайд 3

В условиях реализации «Концепции развития российского математического образования» используя ключевые компетенции педагог должен формировать у обучающихся систему универсальных учебных действий, а так же опыт самостоятельной деятельности и личной ответственности.

Слайд 4

Социологи и педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых компетенций и умения их применять. Владение ключевыми компетенциями позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, в том числе и в личной жизни.

Слайд 5

Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые используются в повседневной жизни. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

Слайд 6

Методика формирования ключевых компетенций, которую я использую в своей работе, включает в себя 5 этапов:

Слайд 7

1-й этап – вводно-мотивационный. Это методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. Н а этом этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и какова основная учебная задача предстоящей работы. Например: ключевые слова; перепутанные логические цепочки; “Линия времени ”;блеф-клуб и т.д.

Слайд 8

2-й этап – открытие математических знаний На данном этапе использую приемы, требующие концентрации внимания, проведения самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности. Например: а ссоциации; алфавит; схема (таблица) с белыми пятнами; мозговой штурм и др.

Слайд 9

3-й этап – формирование знаний. Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска. Применяю следующие приёмы: графическое изображение термина; «мудрые совы»; сундук с сокровищами.

Слайд 10

4-й этап – приложения математических знаний Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала . На этом этапе чаще всего использую: опрос эксперта; рынок возможностей.

Слайд 11

5-й этап – обобщение и систематизация На этом этапе использую приемы, которые позволяют устанавливать связь между изученными математическими фактами , привести знания в систему , осуществить управление самообразованием учащихся . Например: рецензия, фантазёры, сюрприз и т.д.

Слайд 12

На своих уроках я стараюсь формировать у учащихся некоторые наиболее важные, на мой взгляд, ключевые компетенции коммуникабельность: умение приводить доводы, аргументы, доказательства, умение общаться, высказываться и отстаивать свою точку зрения; умение пойти на компромисс; умение работать в команде. операции над числами: проведение измерений, применение формул, решение задач. информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д. умение разрешать проблемы: при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и важно научить этому ребенка путем использования различных приемов

Слайд 13

Важнейшим открытием 2-ой половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом. Успех рождает сильный дополнительный импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению, к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом, ситуация успеха становится фактором развития личности школьника. Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

Слайд 14

Условия создания ситуации успеха на уроке Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока (улыбка, добрый взгляд, внимание к друг другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.) Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены. Высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем? Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!) Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты) Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

Слайд 15

В своей работе я стараюсь изжить метод решения примеров, уравнений и задач «молчком». Оправдал себя в моей практике метод комментирования . На уроках требую, чтобы дети комментировали каждый шаг в решениях, сопровождая объяснения необходимыми правилами. Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельных работ: дидактическая игра, работа с книгой ( при разборах решений задач, доказательств, дополнительного материала) , лекция ( при изучениях тем «Производная», «Площадь криволинейной трапеции», «Движения» , семинар, обучающая самостоятельная работа (вывод формул сокращённого умножения, формул корней приведенного квадратного уравнения), тестирование, творческая работа и т.п. Таким образом, всегда в своей работе использую диалог в форме «учитель – ученик», « ученик – ученик » потому, как он изначально мотивирован на успех осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся создание проблемной ситуации, решение которой в непосредственном успехе осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам максимально опирается на самоорганизацию обучающихся.

Слайд 16

Результативность Итоги учебного года (на примере класса, осваивающего программу по ФГОС) Список класса 2013-2014 уч.год 2014-2015 уч.год 1. А.Н. 3 3 2.В.Е. 4 5 3.Г.А. 4 5 4.Д.В. 3 3 5.К.И. 3 3 6.Н.М. 5 4 7.П.А. 3 3 8.С.Д. 3 3 9.С.К. 5 5 10.С.И. 4 4 11.Т.Е. 4 5 12.Ч.Е. 4 5 Средний балл 3, 75 4 Качество знаний 58% 58% Уровень обученности 58% 67%

Слайд 17

Результаты ГИА по математике Результаты ЕГЭ по математике

Слайд 18

Успехи учащихся

Слайд 19

Личные достижения учителя

Слайд 20

Удастся ли создать на каждом уроке ситуацию успеха, сможем ли развить математические способности напрямую зависит от личности учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, то они могут перестать заниматься и интересоваться математикой. В связи с этим приходится регулярно заниматься совершенствованием своих знаний через методическую литературу, газеты, журналы и вместе с детьми открывать что-то неизвестное. Где – то получается и радостям нет предела; где – то с трудом и приходится погружаться в поиск наиболее эффективных способов действий; а где – то пока нет и начинаешь искать совершенно новое, незаметно для себя открывая новые возможности.



Предварительный просмотр:

Пояснительная записка  к конкурсному заданию «Методический семинар»

(О.В.Серова, учитель математики МОУ Ореховской СОШ)

№ слайда

Комментарии

1

   Тема моей педагогической идеи «Формирование ключевых компетенций учащихся через создание ситуации успеха на уроках математики».

2

   Учение, лишенное всякого интереса и взятое только силой принуждения, убивает в ученике охоту к овладению знаниями. Приохотить ребенка к учению гораздо более достойная задача, чем приневолить.                   К.Д.Ушинский.

3

   Актуальность этой проблемы очевидна, т.к. развитие общества, современной науки, высоких технологий, введение в учебный процесс новых предметов обучения требуют от нас, педагогов, нового подхода к достижению поставленных целей в обучении учащихся.

4

   Социологи и ученые педагоги признают, что ценности сегодня сменились: и на коне не тот, кто много знает, а тот, кто умеет этими знаниями с толком распоряжаться и поэтому передо мной стала проблема формирования ключевых компетенций и научить умению применять.

   Владение ими позволяет человеку быть успешным в любой сфере профессиональной и общественной деятельности, и в том числе и в личной жизни.

5

    Ключевые компетенции – это важные компетенции, которые используются в повседневной жизни. В частности, математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.

6

   Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, склонностях, которые приобретены благодаря обучению. Компетентность – это знание и опыт в той или иной области. Практическая деятельность показала, что они взаимосвязаны, взаимозависимы и взаимообусловлены. К центральному ядру обучения относят ключевые компетенции, которые являются «ключом», основанием для других, более конкретных и предметно-ориентированных.

7

1-й этап – вводно-мотивационный.

     Это методические приемы, достаточно впечатляющие для привлечения непроизвольного внимания учащихся, возбуждения у них положительного эмоционального отношения к изучаемому материалу и внутренней потребности его познаний. Например, на этом этапе ученики осознают, почему и для чего им нужно изучать данную тему, и какова основная учебная задача предстоящей работы.

1. Ключевые слова – по ним делаем предположения о теме или материале урока.

2. Перепутанные логические цепочки – проставить + или- против предложенных высказываний, после изучения темы вторичный возврат.

3. “Линия времени”.

На доске линия, на которой обозначены этапы изучения темы, формы контроля; проговариваю о самых важных периодах, требующих от ребят стопроцентной самоотдачи, вместе находим уроки, на которых можно “передохнуть”. “Линия времени” позволяет детям увидеть, что именно может являться конечным продуктом изучения темы, что нужно знать и уметь для успешного усвоения каждой последующей темы. Это упражнение полезно для ребят, которые легче усваивают учебный материал от общего к частному.

4. Блеф-клуб – верите ли вы, что…

8

2-й этап – открытие математических знаний

    На данном этапе использую приемы, требующие концентрации внимания, проведения самостоятельных исследований, стимулирующие рост познавательной потребности.

            1. Ассоциации – с чем ассоциируется слово – определение, операция, действие, в конце урока возврат к ассоциациям – вывод – определение.

2.  Алфавит – раскрыть смысл понятия, заполнив карту с буквами алфавита.

            3. Схема (таблица) с белыми пятнами.

            4. Мозговой штурм – все предлагают вопросы, они записываются на доске, потом обсуждаются и объединяются, выбираются самые главные и существенные.

9

3-й этап – формирование знаний.

     Основное назначение приемов на этом этапе – организация деятельности учащихся, направленной на всестороннее изучение установленного математического факта, на применение аналитико-систематического метода поиска.

             1. Графическое изображение термина.

 2. Мудрые совы: найти в тексте основные понятия, записать их в алфавитном порядке.

 3. Сундук с сокровищами – что можно положить в сундук? (знания по теме), в конце урока сравнение, что было в начале урока, что в конце.

10

4-й этап – приложения математических знаний

      Приемы созданий проблемных ситуаций на данном этапе должны активизировать исследовательскую деятельность учащихся и способствовать глубокому усвоению учебного материала.

             1.Опрос эксперта (экспертом может быть подготовленный ученик или любой высокомотивированный ребенок).

 2.Рынок возможностей – презентация результатов деятельности микрогруппы (коллаж, проект, интервью, логико –смысловая модель ит. Д.) на рынке все рассматривают товар, задают вопросы.

11

5-й этап – обобщение и систематизация.

      На этом этапе использую приемы, которые позволяют устанавливать связь между изученными математическими фактами, привести знания в систему, осуществить управление самообразованием учащихся.

1. Рецензия - учащиеся отвечают, а рецензенты пишут рецензию ответа по схеме: 1) раскрытие темы, 2) полнота ответа, 3) наличие интересных фактов, 4) логика мышления, 5) культура речи, 6) ошибки и неточности во время ответа.

2.     Фантазеры - заранее подготовленные учащиеся рассказывают всему классу текст, допуская при этом несколько ошибок. Задача остальных учащихся — найти эти ошибки.

3.     Сюрприз - в конце урока, занятия можно предложить вытянуть жребий — сложенные листочки бумаги со словами. Например: «учитель» — ответ на вопрос учителя, на вопрос по теме; «друг» — ответ на вопрос друга по парте; «сам» — самооценка; «тест» — проверка с помощью теста; «сюрприз» — оценка без ответа.

12

    На своих уроках я стараюсь формировать у учащихся  некоторые наиболее важные, на мой взгляд,  ключевые компетенции :

  • коммуникабельность: умение приводить доводы, аргументы, доказательства, умение общаться, высказываться и отстаивать свою точку зрения; умение пойти на компромисс; умение работать в команде.
  • операции над числами: проведение измерений, применение формул, решение задач.
  • информационные технологии: использование компьютера для поиска необходимой информации, создание проектов, отчетов, нахождение дополнительной информации по заданной теме, написание рефератов, докладов и т.д.
  • умение разрешать проблемы: при обучении и в личной жизни часто требуется уметь разрешать проблемы, встречающиеся на пути, и  важно научить этому ребенка путем использования различных приемов .

13

     Важнейшим открытием 2-ой половины XX века следует считать внедрение в практику обучения и воспитания принципа обучения и воспитания успехом.     

     Успех рождает сильный дополнительный  импульс к активной работе, содействует становлению достоинства ученика, это залог положительного отношения к учению,  к школе, к науке, к труду как таковому. Таким образом,  ситуация успеха становится фактором развития личности школьника.                                                                                  

      Ситуация успеха субъективна и индивидуальна. Ее переживает как ученик слабой успеваемости, так и ученик высокой продуктивной деятельности.

14

Условия создания ситуации успеха на уроке:

  • Атмосфера доброжелательности в классе на протяжении всего урока (улыбка, добрый взгляд, внимание к друг другу, интерес к каждому, приветливость, расположенность, мягкие жесты.)
  • Снятие страха - авансирование детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи. Авансировать успех - значит объявить о положительных результатах до того, как они получены.
  • Высокая мотивация предлагаемых действий: Во имя чего? Ради чего? Зачем?
  • Реальная помощь в продвижении к успеху — скрытая инструкция деятельности, посылаемая субъекту для инициирования мыслительного образа предстоящей деятельности и пути ее выполнения
  • Краткое экспрессивное воздействие — педагогическое внушение, собранное в яркий фокус (За дело! Приступаем!)
  • Педагогическая поддержка в процессе выполнения работы (краткие реплики или мимические жесты)
  • Оценивание — оценка не производится в целом, она не произносится «сверху», она ставит акцент на деталях выполненной работы.

15

    В своей работе я стараюсь изжить метод решения примеров, уравнений и задач  «молчком». Оправдал себя в моей практике метод комментирования. На уроках требую, чтобы дети комментировали каждый шаг в решениях, сопровождая объяснения необходимыми правилами.

    Стараюсь использовать разнообразные виды самостоятельных работ: дидактическая игра, работа с книгой (  при разборах решений задач, доказательств, дополнительного материала)  , лекция  ( при изучениях тем  «Производная», «Площадь криволинейной трапеции», «Движения» , семинар, обучающая самостоятельная работа (вывод формул сокращённого умножения, формул  корней приведенного квадратного уравнения), тестирование, творческая работа и т.п.

    Таким образом, всегда в своей работе использую диалог в форме «учитель – ученик», «ученик – ученик» потому, как он

  • изначально мотивирован на успех
  • осуществляется педагогом на основе целенаправленно организованной деятельности обучающихся
  • создание проблемной ситуации, решение которой в непосредственном успехе
  • осуществляется по специально разработанному сценарию и правилам
  • максимально опирается на самоорганизацию обучающихся.

16

Результативность использования педагогической идеи

17

Результаты итоговой аттестации (область, район, школа)

18

Успехи учащихся

19

Личные достижения

20

    Удастся ли создать на каждом уроке ситуацию успеха, сможем ли развить математические способности напрямую зависит от личности учителя. Если школьникам будет неинтересно с ним, то они могут перестать заниматься и интересоваться математикой.  

     В связи с этим приходится регулярно заниматься совершенствованием своих знаний через методическую литературу, газеты, журналы и  вместе с детьми открывать что-то неизвестное.

    Где – то получается и радостям нет предела;  где – то с трудом и приходится погружаться в поиск наиболее эффективных  способов действий;  а где – то пока нет и начинаешь искать совершенно новое, незаметно для себя открывая новые возможности.