Мои доклады

Людмила Викторовна Лагаева

Предварительный просмотр:

Использование ИКТ в социализации и профилактике девиантного поведения детей.

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания,  способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.   Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.  

            Использование ИКТ позволяет заинтересовать ребенка, а интерес - это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно – коммуникационные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

На сегодняшний день профилактика девиантного поведения становится одной из важнейших задач современного общества. Особенно актуально эта проблема нашего реабилитационного центра, т.к большинство детей нашего учреждения из неблагополучных семей. Их отличает социально-педагогическая запущенность, проявляющаяся в скудной осведомленности об окружающем, плохой памяти, отставанием от сверстников в учебной деятельности. Зачастую они страдают не только соматическими заболеваниями, но и нарушениями психики. Кроме того, им присуще несформированность норм поведения в социуме, отсутствие увлечений. Это в свою очередь является причиной девиантного поведения детей, особенно подростков.   Поэтому они испытывают трудности социальной адаптации, что, в свою очередь, обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом.

Поступающие к нам дети в большинстве своем не имеют возможности работать за ПК, выйти в сети Интернет и т д.

Поэтому в отделении ДО, с сентября этого года ведется работа по программе  «Основы компьютерной грамотности».  Целью программы является создание условий для развития личности, формирование навыков самоорганизованности. Одной из задач данного направления  является вопрос профилактики дивиантного поведения детей.

Разделы в программе подобраны таким образом, чтобы ребенку было доступно и интересно. Например:

  1. Знакомство с ПК. История развития компьютерной науки.
  2. Назначение и возможности текстового процессора Word.
  3. Назначение и возможности графического редактора Paint.
  4. Назначение и  возможности мультимедийной программы Power Point.
  5. Навигация в сети Интернет.

Практические задания по направлению подобраны с учетом дифференцированного подхода. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка. А это в свою очередь   создает ситуацию успеха, мотивирует его на более углубленное изучение темы.

Данная деятельность – является альтернативой девиантному поведению детей, обеспечивает их занятость, что немаловажно в   коррекции девиантного поведения, а также выступает регулятором в поведении ребенка. Это мотивирует его к соблюдению режима дня, поддержание им дисциплины в школе и в учреждении, самовольные уходы, профилактика правонарушений.

 Полученные знания на занятиях дополнительного образования дети применяют их в школе, а также при выполнении домашнего задания по школьным предметам. Принимают участие  во всероссийском, региональном конкурсах и в конкурсах внутри учреждения. Тем самым у детей повысился интерес к изучению данного направления. Дети стали успешнее учится в школе.

И поэтому  дети чувствуют себя более уверенно среди сверстников. А это положительно влияет на поведение детей в школе и учреждении.

Таким образом, внедрение информационно - коммуникационных технологий в учреждение делает процесс обучения и воспитания более интересным, способствует развитию познавательной мотивации, даёт возможность детям идти в ногу со временем,  способствует профилактике девиантного поведения, облегчает более успешную адаптацию в социуме.(в публичном пространстве)



Предварительный просмотр:

Обласное государственное казенное учреждение

«Центр социальной  помощи семье и детям

Асиновского района»

Статья

Тема: Девиантное поведение подростков: причины и профилактика

        Автор: ЛагаеваЛ.В (воспитатель)

Кустова Н.С (супервизор)

        

Асино, 2020

Проблема девиантного поведения у детей достаточно актуальна, особенно для нашего учреждения: Центра социальной помощи семье и детям. Это связано не только с постоянным увеличением числа подростков, имеющих отклонения в поведении, но и с тем, что воспитанники нашего Центра — это все дети, оказавшиеся в трудной жизненной ситуации, а данный факт, несомненно, накладывает на них свой неизгладимый отпечаток.

Первопричиной проблемы является даже не семья, в которой вырос ребенок, а само общество, его нестабильность, обостренные социальные проблемы, высокие требования к личности, в конечном итоге провоцирующие девиантность в поведении, деградацию и саморазрушение.

Пик расстройств приходится на подростковый возраст (противоречие между потребностями и возможностями), это один из самых сложных периодов человека, у детей еще не до конца сформировано мировоззрение, нет ощущения стабильности своих понятий, они легко поддаются внешнему влиянию, воспринимая интересы, взгляды, образ жизни чужих людей, как свои собственные. Дети в этом возрасте эмоционально возбудимы, неуравновешенны, тревожны. Подростковый период — это отрезок жизни между детством и зрелостью, возрастные рамки у ученых разные — в среднем это возраст от 11 до 15-17 лет.

Подростки с проблемами в поведении имеют различную степень деформации жизненных установок, ценностей, представлений и ориентаций (вывод сделан на основании анализа ряда психолого-педагогических источников). У этих ребят также можно выделить следующие особенности:

  1. Опыт нравственного поведения отсутствует или находится на достаточно низком уровне. Такие понятия, как любовь, дружба, верность, смелость и др., интерпретируется ими неверно, то есть собственное или чужое безнравственное поведение может оцениваться ребенком, как нормальное
  2. Самооценка ребенка может быть слишком завышена или, наоборот, занижена.
  3. Один из вариантов выражения недостаточности социального опыта — податливость поведения подростка внешнему воздействию.

Важнейшую роль в установлении определенного мировоззрения в жизни ребенка играет семья. Поэтому часто к проявлениям девиантного поведения приводит асоциальный образ жизни этой ячейки общества. Кроме семьи на ребенка влияют, конечно, его сверстники и стремление к самостоятельной «взрослой» жизни.

С развитием, углублением девиантного отклонения у детей притупляются (а с каждым разом все больше) положительные чувства, и подросток может стать в будущем преступником, если вовремя не остановить процесс негативных изменений, не делать упор на профилактическую работу.  При этом необходимо, чтобы к работе подключались абсолютно все субъекты профилактики, чтобы девиантное поведение попало в центр внимания разнообразных специалистов — педагогов, воспитателей,  психологов, социологов, специалистов по социальной работе, медиков (психиатр, педиатр, невролог), сотрудников полиции и др. Без комплексных, систематических мер профилактики положительных стабильных результатов добиться невозможно. Недостатки в системе профилактики, такие как ненадежное межведомственное взаимодействие, невключение в работу семьи подростка, как важнейшего социального института, сведение педагогической профилактики исключительно к карательным мерам, требуют устранения, а также хорошо организованной системы социальных воздействий. Только в этом случае в сложной работе педагога можно добиться эффективности

Основные причины девиантного поведения подростков

Ученые выделили несколько причин появления отклонений девиантного характера в поведении у подростков.

1. Неправильное воспитание — это одна из основных причин. Как правило, если подросток «трудный», то и живет он в «трудной» семье. Он может быть свидетелем и участников постоянных ссор родителей, ощущать невнимание к себе, своему внутреннему миру. Но следует отметить, что не всегда неблагополучие в семье является явным, оно бывает скрыто очень глубоко, и на первый взгляд нам кажется, что у ребенка нет предпосылок для отклонений. Но иногда даже простая беседа с подростком позволяет опытному специалисту увидеть корни «беды».

К семьям «повышенного риска» относятся:

  • неполные семьи;
  • опекунские семьи;
  • конфликтные семьи — необходимо обратить внимание на напряженность во взаимоотношениях родителей, отсутствие взаимопонимания, если в семье согласие — это лишь временные компромиссы;
  • асоциальные семьи;
  • алкоголизированные семьи;
  • семьи с родителями, имеющими психические заболевания;
  • формальные семьи — семьи, где отсутствует общность целей, ценности, обязанности выполняются «формально», родители живут вместе лишь из-за материально-бытовых соображений.

Также факторами развития девиантности в поведении у детей являются:

  • эмоциональное отвержение в семье — ребенок чувствует себя обузой;
  • воспитание с чрезмерной требовательностью и строгостью, в условиях жестких взаимоотношений (например, наказания за мелкие проступки + холодность во взаимоотношениях);
  • воспитание по типу «кумира семьи» — необоснованное восхищение ребенком, освобождение его от обязанностей, поощрение эгоизма и т.д.;
  • безнадзорность, скрытая и потворствующая безнадзорность.

Говоря об основных причинах отклонения в поведении подростков, кроме семьи, нельзя недооценивать роль школы и других учреждений. Недочеты в учебной воспитательной работе поддерживают развитие педагогической запущенности у детей, которая изначально возникла внутри семьи.

2. Медико-биологические причины: наследственность (наследование умственной недостаточности, аномальных свойств характера, нервно-психической патологии, связанной с алкоголизмом/наркоманией родителей), биологическая неполноценность нервных клеток мозга (тяжелые заболевания, травмы головного мозга), диспропорция между быстрым физическим развитием  и социальной адаптацией.

3. Психические факторы — активный и пассивный протест, уклонение от контактов с окружающими, страх нового, имитация формам поведения людей, высокое стремление к независимости, реакции увлечений, группирования и мн. Другое.

Отсюда можно сделать вывод, что девиантное поведение подростка — это естественная реакция на условия, в которых ребенок оказался, своего рода язык общения с социумом, когда другие методы общения не представляется возможным использовать или они не дают никакого результата.

Профилактика девиантного поведения подростков

В воспитательной работе с детьми профилактика — основной метод. В нашем учреждении представляет собой комплекс мероприятий, которые направлены на предупреждение какого-либо негативного явления, в данном случае девиантного поведения. Среди них используются следующие методы:

  • воспитательные беседы;
  • лекции воспитательного характера;
  • психологические тренинги;
  • привлечение детей к волонтерской деятельности;
  • образовательные программы (программы дополнительного образования).

Педагогами Центра проводится огромная трудоемкая работа с родителями несовершеннолетних, направленная на предупреждение дальнейшего развития негативных явлений в семье и профилактику девиантного поведения детей.

Также применяются такие профилактические меры:

  • организация досуговой деятельности в соответствии с требованиями времени, чтобы детям было интересно;
  • проведение занятий в рамках дополнительного образования, способствующих отвращению подростков от алкоголизма, наркотиков, курения;
  • пропаганда ЗОЖ;
  • привлечение других субъектов профилактики к профилактическим мероприятиям (например, органы социальной защиты с целью заботы о материальной обеспеченности несовершеннолетних и членов их семей, медики в помощь пропаганды здорового образа жизни, сотрудники ОПДН для профилактических занятий и др.)

Игры, как профилактическая мера

Основной частью профилактического курса являются занятия с воспитанниками, направленные на отработку коммуникативных навыков и повышение самооценки. Необходимо соблюдать принципы работы с детьми девиантного поведения:

  • признание ребенка, как личность;
  • гуманизм;
  • открытость;
  • честность;
  • зона ближайшего развития, как принцип выбора формы работы.

А еще нужно всегда помнить, что «плохое поведение» — всего лишь способ адаптации подростка к окружающей среде, его своеобразная защита от общества, а не он сам.  

Игры — надежный метод коррекции поведенческих отклонений. Они несут в себе оздоровительный эффект, в них ребенок раскрывается и становится самим собой, легче преодолевает робость и скованность. Но игра — это не способ исправления недостатков, наоборот, она должна быть опорой на положительные качества, устранение негативных эмоций и чувства вины. Хорошо, если в процесс коррекции поведения ребенка включатся родители.

Использование ИКТ в социализации и профилактике девиантного поведения воспитанников нашего Центра

21 век – эпоха информационного общества. Необходимость новых знаний, информационной грамотности, умения самостоятельно получать знания,  способствовала возникновению нового вида образования – инновационного, в котором информационные технологии призваны сыграть системообразующую, интегрирующую роль.

В Концепции модернизации российского образования поставлена важная задача: подготовить подрастающее поколение к жизни в быстро меняющемся информационном обществе.   Ключевую роль в решении этих задач играет владение современным человеком ИКТ.  

            Использование ИКТ позволяет заинтересовать ребенка, а интерес - это один из элементов мотивации. Кроме того, информационно – коммуникационные технологии позволяют сделать обучение проблемным, творческим, ориентированным на исследовательскую активность, так как, их использование повышает возможность применения проектного метода обучения.

На сегодняшний день профилактика девиантного поведения становится одной из важнейших задач современного общества. Особенно актуально эта проблема нашего реабилитационного центра, т.к большинство детей нашего учреждения из неблагополучных семей. Их отличает социально-педагогическая запущенность, проявляющаяся в скудной осведомленности об окружающем, плохой памяти, отставанием от сверстников в учебной деятельности. Зачастую они страдают не только соматическими заболеваниями, но и нарушениями психики. Кроме того, им присуще несформированность норм поведения в социуме, отсутствие увлечений. Это в свою очередь является причиной девиантного поведения детей, особенно подростков.   Поэтому они испытывают трудности социальной адаптации, что, в свою очередь, обусловливает специфику их обучения и воспитания в целом.

Поступающие к нам дети в большинстве своем не имеют возможности работать за ПК, выйти в сети Интернет и т д.

Поэтому в отделении ДО, с сентября этого года ведется работа по программе  «Основы компьютерной грамотности».  Целью программы является создание условий для развития личности, формирование навыков самоорганизованности. Одной из задач данного направления  является вопрос профилактики дивиантного поведения детей.

Разделы в программе подобраны таким образом, чтобы ребенку было доступно и интересно. Например:

  1. Знакомство с ПК. История развития компьютерной науки.
  2. Назначение и возможности текстового процессора Word.
  3. Назначение и возможности графического редактора Paint.
  4. Назначение и  возможности мультимедийной программы Power Point.
  5. Навигация в сети Интернет.

Практические задания по направлению подобраны с учетом дифференцированного подхода. Ведущим правилом является необходимость внимания к успехам ребенка и его потребность в признании, только в этих условиях формируется положительная личностная установка. А это в свою очередь   создает ситуацию успеха, мотивирует его на более углубленное изучение темы.

Данная деятельность – является альтернативой девиантному поведению детей, обеспечивает их занятость, что немаловажно в   коррекции девиантного поведения, а также выступает регулятором в поведении ребенка. Это мотивирует его к соблюдению режима дня, поддержание им дисциплины в школе и в учреждении, самовольные уходы, профилактика правонарушений.

 Полученные знания на занятиях дополнительного образования дети применяют их в школе, а также при выполнении домашнего задания по школьным предметам. Принимают участие  во всероссийском, региональном конкурсах и в конкурсах внутри учреждения. Тем самым у детей повысился интерес к изучению данного направления. Дети стали успешнее учится в школе.

И поэтому  дети чувствуют себя более уверенно среди сверстников. А это положительно влияет на поведение детей в школе и учреждении.

Таким образом, внедрение информационно - коммуникационных технологий в учреждение делает процесс обучения и воспитания более интересным, способствует развитию познавательной мотивации, даёт возможность детям идти в ногу со временем,  способствует профилактике девиантного поведения, облегчает более успешную адаптацию в социуме.(в публичном пространстве)