Главные вкладки

    Аналитические справки, отчеты, выступления


    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»

    городского округа город Фролово Волгоградской области

    Аналитическая справка

    «Проблемы организации игровой деятельности

    в современном детском саду»

    (Результаты самоанализа в средней группе «А»)

                                                                                                      Воспитатели:

                                                                                           Волкова Оксана Петровна

    высшая квалификационная категория

                                                                                           Удовицкая Марина Николаевна

    первая квалификационная категория

    Фролово 2014

    Аналитическая справка

    «Проблемы организации игровой деятельности  в современном детском саду»

    (Результаты самоанализа в средней группе «А»)

     

      Особой формой общественной жизни дошкольников является игра, в которой они по желанию объединяются, самостоятельно действуют, осуществляют свои замыслы, познают мир.

            Сюжетно- ролевая игра развивается постепенно от раннего возраста до старшего, усложняется её содержание, замысел. ролевые взаимодействия. Сюжетно-ролевая игра ребёнка в своём развитии проходит несколько стадий, последовательно сменяющих друг друга: ознакомительная игра, сюжетно- образовательная игра, сюжетно- ролевая игра, игра- драматизация. Вместе с игрой развивается и сам ребёнок.

    1. Удовлетворены ли вы, тем как сегодня играют  воспитанники вашей группы?

    Сюжетно-ролевая игра, как мы знаем, развивается на основе знаний детей, наблюдений, из жизненного опыта, из книг, фильмов, бесед, произведений музыкального и изобразительного искусства и др. И если сравнивать поведение детей в сюжетно-ролевой игре в прошлый учебный год с нынешним, то видим большие изменения.

    --У детей появляется стремление не просто играть, а исполнять ту или иную роль. Приняв на себя роль, ребёнок ведёт себя в соответствии с правилами, которая она налагает на него. Содержанием игры становится отношение между людьми.

    --Дети нашей группы  любят совместные игры, объединяясь в небольшие - по 6-7 человек- группы на основе личных симпатий, привязанностей. Однако в коллективных играх наблюдаются некоторые противоречия. С одной стороны, накопленный запас знаний и желание использовать их в играх, поделиться ими со сверстниками способствуют зарождению увлекательных игровых замыслов, реализация которых требует в большинстве случаев определенного количества участников. С другой стороны, возможности для проявления чуткости, доброты, отзывчивости, для согласованности игровых действий у детей 4-5 лет еще невелики. Такое расхождение между желанием развернуть коллективную игровую деятельность и практическим его осуществлением связано с недостаточным уровнем развития нравственных чувств.

    --На 5-м г. жизни у детей появились любимые роли. Изображая в игре конкретное или придуманное лицо, ребенок стремится реализовать собственные знания, представления о его поступках чувствах, мыслях, делах. И на протяжении многих игр он передаёт через любимую роль личностные качества, свое отношение к той или иной профессии и пр.

    ---Работая с  детьми около 2 лет,  отмечается положительная динамика  в развитии игровой деятельности,  стало заметно, как повышается уровень проявления самостоятельности детей в играх: знание правил, умение организовывать обстановку для игры; умение распределять роли и выполнять их; умение подчиняться установленным правилам; умение разрешать конфликтные ситуации; умение согласовывать свои действия друг с другом                                                                                              (см. Приложение 1).

    1. Какие игры преобладают в группе?

    В нашей группе дети играют в разные игры (см. Приложение 2): дидактические, подвижные, строительные и сюжетно ролевые.  Тематика сюжетно-ролевых игр детей 4—5 лет преимущественно связана с отражением семейных и несложных профессиональных отношений взрослых (врач—пациент, парикмахер—клиент, капитан-матрос и т. п.).

     *     Зоопарк

    Цель: расширить знания детей о диких животных, их повадках, образе жизни, питании, воспитывать любовь, гуманное отношение к животным, расширить словарный запас детей.

    • Детский сад

    Цель: расширить знания детей о назначении детского сада, о профессиях тех людей, которые здесь работают, – воспитателя, няни, повара, музыкального работника, воспитать у детей желание подражать действиям взрослых, заботливо относиться к своим воспитанникам.

    • Семья

    Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми.

    • Большая стирка

    Цель. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду прачки, бережного от ношения к чистым вещам — результату ее труда.

    • Автобус

    Цель. Закрепление знаний и умений о труде водителя и кондуктора, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Знакомство с правилами поведения в автобусе. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между  детьми. Воспитание у детей уважения к труду водителя и кондуктора.

    • Шоферы

    Цель. Закрепление знаний и умений о труде шофера, на основе которых ребята смогут развить сюжетную, творческую игру. Развитие интереса в игре. Формирование положительных взаимоотношений между детьми. Воспитание у детей уважения к труду шофера.

    • Магазин

    Цель: научить детей классифицировать предметы по общим признакам, воспитывать чувство взаимопомощи, расширить словарный запас детей: ввести понятия «игрушки», «мебель», «продукты питания», «посуда».

    • У врача

    Цель:  учить детей уходу за больными и пользованию медицинскими инструментами, воспитывать в детях внимательность, чуткость, расширять словарный запас: ввести понятия «больница», «больной», «лечение», «лекарства», «температура», «стационар».

    • Строим дом

    Цель: познакомить детей со строительными профессиями, обратить внимание на роль техники, облегчающей труд строителей,  научить детей сооружать постройку несложной конструкции, воспитать дружеские взаимоотношения в коллективе, расширить знания детей об особенностях труда строителей, расширить словарный запас детей: ввести понятия «постройка», «каменщик», «подъемный кран», «строитель», «крановщик», «плотник», «сварщик», «строительный материал».

    • Парикмахерская

    Цель: познакомить детей с профессией парикмахера, воспитывать культуру общения, расширить словарный запас детей.

    • Скорая помощь

    Цель: вызвать у детей интерес к профессиям врача, медсестры; воспитывать чуткое, внимательное отношение к больному, доброту, отзывчивость, культуру общения.  

    • Ветеринарная лечебница

    Цель: вызвать у детей интерес к профессии ветеринарного врача; воспитывать чуткое, внимательное отношение к животным, доброту, отзывчивость, культуру общения.
    *
    Поликлиника

    Цель: раскрытие смысла деятельности медицинского персонала развивать у детей способности принимать на себя роли. развивать интерес к игре . формировать положительные отношения между детьми. воспитание у детей уважения к труду врача.

    •  «Морское путешествие »

    Цель: Формировать элементарные представление о безопасном поведении на воде; закрепить знания о способах оказания помощи утопающему, закрепить знания детей о животных , которые живут в жарких странах; воспитывать умение вести себя правильно в чрезвычайной ситуации.

    • Путешествие по городу

    Цели: Закреплять умение осуществлять игровые действия по речевой инструкции, действовать с воображаемыми объектами, использовать предметы-заместители.
    Продолжать развивать речь. Пополнять представление о родном  городе, профессиях.

    1. Согласны ли вы с тем, что воспитатель должен принимать участие в организации сюжетно – ролевой игры. Как часто вы это делаете?

        В данном вопросе руководствуемся принципом: чтобы дети играли, воспитатель должен играть вместе с детьми на протяжении всего дошкольного детства, но на каждом возрастном этапе развертывать игру нужно так, чтобы детьми усваивали новый  способ построения.

       Участвуя в играх, стараемся брать  на себя главную роль или быть одним из рядовых участников, но в любом случае не руководим игрой,  а направляем инициативу и творчество детей.

    В среднем дошкольном  возрасте ребёнок становится более инициативным и овладевает самостоятельным ведением игры. Взрослый активнее принимает формы косвенного руководства детской игрой; предоставляя ребёнку возможность действовать более самостоятельно, поощряя его инициативу. В процессе формирования игровой деятельности мы стараемся привлечь внимание детей к различным предметам, которые могут быть применены в игре в качестве заместителей, так же привлекаем детей изготавливать необходимые игрушки и атрибуты для игр.

    Но часто неумение согласовывать замыслы приводит к распаду игры.  Необходимо помогать детям:  из многих предложений выбирать самое интересное и в то же время использовать по мере возможности и другие, воспитывая тем самым, умения уважать замыслы друг друга, быть внимательными, поступаться личными желаниями.

    Наши воспитанники уже имеют опыт игровой деятельности, они приносят игрушки из дома, которые  разнообразят и усложняют игры.  Игры и игрушки формируют чувства и мысли малышей, следовательно, детям следует предоставить широкие возможности играть во все, что им хочется. Ни в коем случае не стоит навязывать что-то детям, вызывая тем самым у них сопротивление, выход из игры или ее прекращение. Здесь уместны будут вопросы, советы, рекомендации. Руководя играми,  не  спешим подсказывать решение тех или иных задач. Гораздо эффективнее наблюдая за игрой установить, на что следует обратить внимание детей в дальнейшем.

    1. Не лишаете ли вы детей игры на прогулке? Какие игры на прогулке разучены вами?

    Дети могут продолжать игру, начатую ранее в утренние часы, если она их заинтересовала, или придумать что-то новое. Эти игры мы всячески стараемся  разнообразить, поскольку есть большое пространство для активных движений, поэтому следует как можно полнее использовать прогулку, чтобы воспитанники могли побегать, попрыгать, просто позабавиться.  Организуя игры на открытом воздухе,  обязательно учитываем такой важный фактор, как сезонность.

        На  прогулке проводим  дидактические игры, строительные игры и игры – загадки, связанные с движением, где дети движениями изображают какой-то предмет или действие.  Продолжается обогащение сюжетно-ролевых игр («водители», «семья», «магазин», «железная дорога», «больница», «зоопарк» и др). Чередование игр с правилами и без них способствует развитию и разнообразию игр, их воспитательному воздействию на детей. Важен постоянный контакт  с детьми как косвенный, так и непосредственный. Хотя умение самоорганизации игр в средней группе еще небольшие, стоит на них опираться, корректируя при необходимости содержание и условия игры.

    Игры, разученные на прогулке в 2014 году:

    Игры с бегом.

    «Ловишки», цель: развивать скорость бега.

    «Мышеловка» цель: закрепить умение бега и ловкости.

    «Гуси-лебеди», «Светофор» цель: развивать внимание, чувство ответственности перед коллективом.

     Игры с прыжками.

    «Кто лучше прыгнет? » цель: развивать ловкость в прыжках.

    «Классы» цель: учить детей прыгать в длину.

    Игры с метанием и ловлей.

     «Попади в обруч», цель: добиваться активного движения кисти руки.

    Игры для оздоровления детей (игры на формирование правильной осанки, направленные на преодоление плоскостопия, на преодоление болезней носа и горла)
    «Аист» цель: формирование правильной осанки.

     «Ласточка» цель: тренировать координацию движений.

    1. Испытываете ли вы затруднения при организации игровой деятельности с детьми? Если да, то в чем?

       Сегодня стоит острая проблема, связанная с организацией игровой деятельности современных детей.  Дети избалованы изобилием и разнообразием игр и игрушек, которые не всегда несут в себе нужную психологическую и педагогическую информацию. Трудности испытывают и родители и воспитатели: то, в какие игры играли родители и то, что годами отрабатывали на практике и применяли в своей жизни воспитатели, теперь – в изменившихся условиях – перестало работать. Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (Барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) может привести к кризису игровой культуры.  Поэтому от педагога требуется умение ориентироваться в мире современных игр и игрушек, сохраняя баланс между желанием ребенка и пользой для него.

    Выводы: Рассмотрев особенности игровой деятельности детей, можно сделать вывод, о том, что целенаправленное обучение детей игре, обеспечивает активизацию психической и двигательной сферы, развитие познавательных процессов, эмоционально-волевой сферы, навыков общения с взрослыми и сверстниками.

    УЗЕЛКИ НА ПАМЯТЬ

    • Создавайте в группе благоприятные социально-психологические условия для активной и творческой деятельности дошкольников.

    • Совместно с детьми пополняйте атрибуты и оборудование для игровой деятельности.

    • Учите детей использовать разные материалы, содержащиеся в предметно-игровой среде.

    • Развивайте у детей игровые умения и навыки, способы игрового общения.

    • Учите детей придумывать игровой замысел, искать различные способы их реализации в процессе построения сюжета и создании игровых образов.

    • Создавайте положительный эмоциональный фон для общения дошкольников.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»

    городского округа город Фролово

    Аналитическая справка

    «Формирование культурно-гигиенических навыков

    в старшей группе «А»

                                                                                                      Воспитатели:

                                                                                           Волкова Оксана Петровна

    высшая квалификационная категория

                                                                                           Удовицкая Марина Николаевна

    первая квалификационная категория

    Фролово 2015

    Аналитическая справка

    «Формирование культурно-гигиенических навыков  в старшей группе «А»

       Культурно-гигиенические навыки — очень важная часть культуры поведения человека. Опрятность, содержание в чистоте лица, тела, прически, одежды, обуви продиктованы не только требованиями гигиены, но и нормами человеческих отношений. Воспитание у дошкольников навыков личной и общественной гигиены играет важнейшую роль в охране их здоровья, способствует правильному поведению в быту, в общественных местах. В процессе повседневной работы с детьми необходимо стремиться к тому, чтобы выполнение правил личной гигиены стало для них естественным, а гигиенические навыки с возрастом постоянно совершенствовались.

       Предлагаемая модель формирования культурно-гигиенических навыков дошкольников реализуется в рамках образовательной области «Познавательное развитие» в соответствии с ФГОС ДО.

        Воспитанники старшей группы на конец учебного года должны сформировать привычку следить за чистотой тела, опрятностью одежды, прически; самостоятельно чистить зубы, следить за чистотой ногтей; при кашле и чихании закрывать рот и нос платком. Научиться быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу (раскладывать одежду в определенные места), опрятно убирать постель. Продолжать совершенствовать культуру еды: правильно пользоваться столовыми приборами (вилкой, ножом); есть аккуратно, бесшумно, сохраняя правильную осанку за столом.

       Мы (воспитатели старшей группы) в начале учебного года поставили перед собой соответствующие  задачи, направленные на достижение целей охраны здоровья детей и формирования основы культуры здоровья.

    На данный период нами достигнуты следующие промежуточные результаты:

    - Антропометрические показатели (рост, вес) в норме.

    - Дети, практически все, владеют в соответствии с возрастом основными движениями.

    - Проявляют интерес к участию в подвижных играх и физических упражнениях.

    - Проявляют желание участвовать в играх с элементами соревнования, в играх-эстафетах.

    - Пользуются физкультурным оборудованием вне занятий (в свободное время) .

    - Умеют самостоятельно выполнять доступные возрасту гигиенические процедуры.

    - Соблюдают элементарные правила поведения во время еды, умывания.

    - Имеют элементарные представления о ценности здоровья, пользе закаливания, необходимости соблюдения правил гигиены в повседневной жизни.

    - Знают о пользе утренней зарядки, физических упражнений.

    - Имеют элементарные представления о здоровом образе жизни, о зависимости здоровья от правильного питания.

    - Начинают проявлять умение заботиться о своем здоровье.

    - К сожалению не все дети умеют быстро, аккуратно одеваться и раздеваться, соблюдать порядок в своем шкафу

    - Так же не все дети имеют навыки опрятности (замечают непорядок в одежде, устраняют его при небольшой помощи взрослых) .

    - Сформированы элементарные навыки личной гигиены (самостоятельно чистит зубы, моет руки перед едой; при кашле и чихании закрывает рот и нос платком) .

    - Владеют простейшими навыками поведения во время еды, пользуется вилкой;

            Не все дети пользуются ножом.

    - Имеют начальные представления о составляющих (важных компонентах) здорового образа жизни (правильное питание, движение, сон) и факторах, разрушающих здоровье.

    - Знают о значении для здоровья человека ежедневной утренней гимнастики, закаливания организма, соблюдения режима дня.

     

         Для достижения эффективности формирования культурно-гигиенических навыков  разработаны тематические дни «Чистюли», «День здоровья в детском саду», который включает работу по данной теме во всех направлениях обучения и воспитания (игровая деятельность, познавательное развитие, речевое развитие, физическое развитие, работа с родителями) . Пополнение предметно развивающей среды группы дидактическими и методическими материалами по формированию у дошкольников культурно-гигиенических навыков:

     Подбор  детских книг, иллюстраций сюжетных и предметных картинок по темам (предметы гигиены, столовые приборы, продукты питания, профессии людей).  Изготовление (приобретение) дидактических игровых пособий, атрибутов для сюжетно-ролевых игр и творческих игр.   В умывальной комнате есть  алгоритм «Моем руки»,  где в картинках показано, как последовательно выполнять действия  в процессе умывания;  плакаты, о том, как быть здоровым.

        Для того, чтобы дети быстрее запомнили место своего личного полотенца,  наклеили возле крючков персональные картинки. Это позволяет развивать интерес к гигиеническим процедурам.

        Все сведения по гигиене прививаются как на непосредственно – образовательной деятельности, которые проходят в игровой форме и представляют собой дидактическую игру, так и в повседневной жизни в процессе разнообразных видов деятельности и отдыха. То есть, в каждом компоненте режима можно найти благоприятный момент для гигиенического воспитания.

    Навыки детей быстро становятся прочными, если они закрепляются в разных ситуациях. Главное, чтобы детям было интересно, и чтобы они могли видеть результаты своих действий. Необходимо стремиться к тому, чтобы дети были активными участниками всего процесса, а не пассивными наблюдателями.

        Наиболее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является игра. Игровые приемы помогают привлечь внимание детей к последовательности действий, способствуют поддержанию самостоятельности в самообслуживании. Игры, связанные с режимными и гигиеническими моментами в повседневной жизни ребенка, помогают малышу не только осознать необходимость, но и почувствовать желание самостоятельно умываться, одеваться, убираться и т. д., вырабатывают позитивное отношение к режимным моментам. Новые умения и навыки, сформированные в игре, повышают самооценку ребенка.

    ИГРЫ, КОТОРЫЕ УЧАТ.   Использование игровых приемов, позволяет закрепить у детей навыки, которые вырабатываются в повседневной жизни:

    I. «Оденем куклу на прогулку»

     «Кукла собирается в гости»

    «Что сначала, что потом? » и другие

    Цель: Учить запоминать последовательность одевания и раздевания. Отрабатывать полученные навыки. Формировать умение детей одевать куклу соответственно сезону года, погоде.  Учить аккуратно вешать и складывать одежду. Закреплять знания детей об одежде, назначении вещей.  Различать предметы одежды по названию. Побуждать к использованию в речи названий предметов одежды, их частей, а также действий (снять, надеть, повесить, положить и др.) .

    Систематизировать представления детей о здоровье.  Развивать у детей внимание, память, логическое мышление.  Воспитывать аккуратность и взаимопомощь.

    * * * * *

    II.  «В гостях за столом»

    «Приглашаем на обед» и другие

    Цель:  Закреплять представление об использовании предметов посуды; формировать обобщенное понятие посуда.  Побуждать детей правильно называть столовые принадлежности.

     Закрепить полученные навыки поведения за столом в игровой ситуации.  Воспитывать доброжелательное отношение друг к другу; побуждать говорить вежливые слова – здравствуйте, спасибо, пожалуйста.  Вызывать положительные эмоции детей.  Упражнять в умении накрывать стол.   Развивать потребность в общении с взрослыми и сверстниками.

    * * * * *

    III. «Умоем куклу»

    «Сделаем куклам разные прически» и другие

    Цель: Закрепить последовательность навыков умывания и переносить их в игровую деятельность.

    Упражнять в правильной последовательности мытья рук. Поддерживать положительные чувства к процессу умывания.  Учить детей следить за сюжетом игры, воспитывать навыки самообслуживания и гигиены.  Закрепить знания о назначении расчески, воспитывать желание быть опрятными.  Обогащать словарный запас, ввести в словарь слова: мыло, мыльница, полотенце; намыливать, стряхивать,  насухо.

            Разыгрывание сюжета  “Кто из гостей ведет себя неправильно” и другие.

     Беседа «Послушная ложка, вилка» 

    Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить соблюдать правила поведения за столом.

    Игровая ситуация «Доброе утро!»

    Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки. Учить осуществлять ежедневные гигиенические процедуры: умыться, чистить зубы, причесываться.
    росту осознанности действий детей.
    Игровое упражнение «Румяные щечки»

    Цель:  Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить следить за своим внешним видом, мыть руки с мылом, тщательно умывать лицо, мыть уши.
    Практические упражнение «Носовой платок»

    Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, учить пользоваться носовым платком, содержать его в чистоте, во время обращаться за помощью к взрослым.
     Упражнение, беседа «Чистота, здоровье»

    Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, акцентировать внимание детей на том, как нужно правильно намыливать руки, смывать мыло, вытирать руки. 
    С опорой на рисунки обсудить, когда необходимо мыть руки.
    Опытническая работа «Земляничное мыло»

    Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, осознанное отношение к соблюдению правил личной гигиены. Формировать привычку мыть руки после посещения туалета, перед едой, а так же по мере загрязнения, учить правильно мыть и вытирать руки.
    Беседа «Поведение за столом» 

    Цель: Формировать у детей культурно-гигиенические навыки, продолжать знакомить с правилами поведения за столом, учить есть аккуратно, правильно пользоваться салфеткой, обращать внимание на то, что нужно правильно держать столовую ложку, наклоняться над тарелкой, стараться есть бесшумно, пережевывать пищу с закрытым ртом.
    Беседа  «Чайная ложка»

    Цель: Формировать навыки самообслуживания и культурно-гигиенические навыки, познакомить детей с таким столовым прибором как чайная ложка, учить пользоваться ею. Обогащать словарный запас.

    Беседа «История про Шампуньку»

    Цель: Формирование культурно-гигиенических навыков у детей старшего дошкольного возраста.
    Совершенствовать представление о значимости гигиенических процедур. Расширять знания о средствах гигиены

       

         Не менее эффективным средством формирования культурно-гигиенических навыков является художественная литература. Художественное слово, фольклор воздействуют на чувства и разум ребенка, развивают его восприимчивость, эмоциональность, сознание и самосознание, формируют мировоззрение. Рассматривание иллюстраций, картин уточняют представления детей о том, как надо выполнять тот или иной навык. На основе литературных сюжетов, можно создать театральные представления.

         РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ

    Необходимым условием при формировании культурно-гигиенических навыков у детей дошкольного возраста является единство требований со стороны взрослых в детском саду и в семье. Не будет преувеличением сказать, что семья и детский сад – те социальные структуры, которые в основном определяют уровень здоровья ребенка. Поэтому проводится разъяснительная работа с родителями о пользе и необходимости воспитания личной гигиены и культуры поведения в целом. Подготовила консультации для родителей нашей группы.

     «Как научить ребенка одеваться»

    Цель: дать родителям ряд советов, как сделать так, чтобы процесс одевания не стал причиной непонимания между родителями и ребенком; предложить родителям посмотреть на процесс одевания глазами ребенка.

    «Здоровые зубки с раннего детства»

    Цель: дать представления родителям о том, как научить ребенка чистить зубы, познакомить со способами чистки зубов; познакомить родителей с правилами первого визита ребенка к стоматологу.

    «Растим здорового ребенка»

    Цель: познакомить родителей с необходимостью тесного сотрудничества семьи и детского сада в вопросах воспитания полноценного здорового ребенка.

    * * * * *

    Перечень художественной литературы по данной  теме:

    К. Чуковский «Мойдодыр»

    А. Барто «Девочка чумазая»

    З. Александрова «Катя в яслях»

    Е. Благинина «Аленушка»

    И. Муравейка «Я сама»

    К. Чуковский «Федорино горе»

    В. Маяковский «Что такое хорошо и что такое плохо»

    Н. Павлова «Чьи башмачки»

    З. Александрова «Вкусная Каша»

    Ю. Тувим «Письмо ко всем детям по одному очень важному делу»

    С. Михалков «Про девочку, которая плохо кушала»  и другие.

    Разработана памятка для родителей «Культурно-гигиенические правила для дошкольников»

     Вставай утром всегда в одно и тоже время

     Обязательно делай утреннюю гимнастику

     Тщательно умывайся, обязательно чисти зубы, аккуратно причесывайся

      Мой руки перед едой, после пользования туалетом, прогулки, ухода за животными

     За столом всегда сиди прямо, не клади локти на стол

      Правильно пользуйся столовыми приборами

     Ешь не торопясь, аккуратно, бесшумно, жуй с закрытым ртом, тщательно пережевывай пищу

     Не кроши хлеб, отламывай по кусочку

      Косточки от фруктов из компота с помощью чайной ложки осторожно складывай в блюдце

     Закончив еду, клади ложку и вилку в тарелку, а не на скатерть

     Пользуйся салфеткой во время еды

     Не бегай с бутербродом, кусками съестного – поешь за столом

     Пользуйся носовым платком; чихая и кашляя, отвернись от собеседника, прикройся

    носовым платком

     После прогулки тщательно вытирай ноги

      Сам чисти свою обувь; аккуратно вешай или складывай одежду

      Прежде чем лечь спать, приведи в порядок свою одежду и обувь

      Спускаясь по лестнице, держи спину прямо и слегка придерживайся за перила

      Поднимаясь по лестнице, ставь ногу на ступеньку всей ступней

      Ложись спать в одно и то же время, спи в хорошо проветренной комнате



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»

    городского округа город Фролово Волгоградской области

    Информационная справка

    «Мнемотехника или техника использования картинок»

                                             

                                               Воспитатели:

                                                                                           Волкова Оксана Петровна

    высшая квалификационная категория

                                                                                           Карпухина Ольга Валерьевна

    высшая квалификационная категория

    Фролово 2015

    Мнемотехника или техника использования картинок.

      Она позволяет логически запоминать текст через смысловое соотнесение – один из способов логического запоминания текста.

       Этот способ заключается в установлении смысловой связи между словом или предложением и картинкой. Картинка помогает ребёнку понять смысл стихотворения, вспомнить ключевые рифмованные слова, удерживая последовательность действий и событий.

    Так что же дает мнемотехника?

    • возможность накапливать огромное количество информации

    • колоссальную экономию времени при запоминании

    • возможность быстрого обучения

    • мощное развитие мышления и внимания

    • эффективную гимнастику для мозга

    С помощью мнемотехники реализуются следующие задачи:

    • Развитие связной и диалогической речи

    • Развитие у детей умение с помощью графической аналогии, а так же с помощью заместителей понимать и рассказывать знакомые сказки, стихи по мнемотаблице и коллажу.

    • Обучение у детей правильное звукопроизношение. Знакомство с буквами.

    • Развитие у детей умственной активности, сообразительности, наблюдательности, умение сравнивать, выделять существенные признаки.

    • Развитие у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) .

    • Содействовать решению дошкольниками изобретательских задач сказочного, игрового, экологического, этического характера и др.

    Первые приемы запоминания были придуманы античными ораторами для запоминания своих длинных речей.

    Мнемотехника (от греческого: mneme – память и techne – искусство, мастерство) .

    Слово «мнемотехника» – (искусство запоминания) образовано от имени греческой богини памяти Мнемозины – матери девяти муз.

    Мнемотехника - система специальных приемов, служащих для облегчения запоминания, сохранения и воспроизведения информации. Основной «секрет» мнемотехники очень прост и хорошо известен. Когда человек в своём воображении соединяет несколько зрительных образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь

         Мнемотехнику в дошкольной педагогике называют по-разному: В. К. Воробьева называет эту методику сенсорно-графическими схемами, Т. А. Ткаченко– предметно-схематическими моделями, В. П. Глухов– блоками-квадратами, Т. В. Большева. – коллажем.

    Заучивание стихов – один из испытанных приемов развития речи. И легко запоминать стихи могут дети с хорошей памятью. В это понятие входит объем запомненной информации и быстрота запоминания. Имеется в виду точность запоминания, а также время хранения информации. Память ребёнка – дошкольника развивается постепенно. С возрастом увеличивается роль опосредованной памяти. Чем старше становится ребёнок, тем большее количество материала усваивается именно благодаря этому виду памяти.

    • К. Д Ушинский писал «Учить ребёнка каким – нибудь неизвестным 5-6 словам он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, и он их усвоит на лету»

    Описание методики

    1.  Берем заданное на изучение стихотворение.

    2.  Разбиваем стихотворение для удобства на блоки по две или четыре строчки для облегчения запоминания. И рисуем возникшие образы на листе бумаги на каждый блок стихотворения. Для выполнения этой задачи можно нарисовать табличку для картинок, можно сложить лист бумаги на четыре или восемь частей. Все зависит от того, как удобнее.

    3. Читаем стихотворение и для каждого блока рисуем ассоциативный образ, который пришел в голову. Конечно же, лучше, если эти картинки будет придумывать и рисовать сам ребенок. Стоит заметить, что чем проще будет рисунок, тем проще его будет запомнить и нарисовать, поэтому не стоит рисовать целые сюжеты, а ограничиться зарисовкой простой и понятной картинки.

    4. После этого, попросить ребенка рассказать стихотворение, используя только ассоциации, то есть нарисованные картинки.

    5.  Заключительный этап – рассказ стихотворения ребенком без помощи картинок, только с помощью воспоминания нарисованных образов.

    На что нужно обратить внимание?

     1. Возрастные особенности.

     2. Объём произведения

    • 1-2 строфы младшая  группа

    • 2-3 строфы средняя группа

    • 3-4 строфы старшая группа

    • 4-5 строфы подготовительная  группа

     3. Календарно –тематическое планирование

    Варианты игр с мнемотаблицами:

    1. Восстановить последовательность картинок по памяти.

    2. Смешать их с другими и отбирать среди нескольких картинок те, которые относятся к данной теме.

    3. Определять, где должна находиться “выпавшая” картинка среди других.

    4. Найти лишнюю картинку.

    5. Найти ошибку в последовательности картинок после прочтения текста.

    6. «Распутать» два события (предъявляются вперемешку две разрезанные мнемотаблицы)

    7. Игра “Не зевай, нужную картинку поднимай”. Взрослый читает отрывок текста, а ребенок находит картинку.

    Так можно в игровой, ненавязчивой форме разучить стихотворение или пересказать художественный текст и развивать память ребёнка. 

          Опыт работы подтверждает, что такая работа со стихами активно развивает понимание текста детьми, что является важнейшим условием хорошего осмысленного запоминания, совершенствования долговременной памяти, облегчается  процесс заучивания, увеличивается длительность запоминания стихов, то есть качество кратковременной и долговременной памяти. Вместе с тем у детей развивается ассоциативное мышление, способности к замещению .

    Я считаю, что данный метод значительно облегчает запоминание и позволяет сократить временные и энергетические затраты, как со стороны взрослых, так и со стороны детей и оказывает большую помощь.



    Предварительный просмотр:

    Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение

    «Центр развития ребенка – детский сад № 12 «Сказка»

    городского округа город Фролово

    Аналитическая справка

    «Нравственно – патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста через приобщение к ценностям

    малой Родины в старшей группе «А»

    (Из опыта работы)

                                                                                                      Воспитатель:

                                                                                           Волкова Оксана Петровна

    высшая квалификационная категория

                                                                                           

    Фролово 2015

       Как добиться того, чтобы молодое поколение росло преданным Родине, готовым,

    когда потребуется, защитить ее мужественно и умело, с достоинством и честью?

       Чувство любви к Родине надо воспитывать не абстрактно, а как чувство благодарности к конкретным людям старших поколений, гордости их деяниями на земле. С раннего детства нужно приобщать ребенка к родословной семьи, улицы, города, страны с тем, чтобы он больше узнавал о судьбах, делах и заботах своих близких, родных людей. Все это будет способствовать утверждению в сознании и чувствах юного гражданина гордость за предков, а в дальнейшем – и за свою страну.

      Именно под непосредственным влиянием родителей закладывается будущая личность, формируются основы характера человека, его отношение к труду, моральным, идейным и культурным ценностям.

    Дом – это, прежде всего, традиции, обычаи. Что принято в доме, какая система ценностей действует в нем, что отвергается, а что одобряется – все это и составляет его нравственный климат.

       На протяжении нескольких лет коллектив взрослых (это педагоги и родители, прародители) и детей нашего детского сада работает по региональной программе «Воспитание маленького волжанина» (научный руководитель Евдокимова Е.С.). Материалы данной программы позволили глубже познать, сплотить интересы семьи и детского сада, выработать единую линию, направленную во благо ребенка, его развития и воспитания как личности. Для этого использовались разнообразные формы взаимодействия с семьей: собрания – встречи, родительские ассамблеи, выпуски газет, семейные воскресные абонементы, праздники.

      Формирование чувства гражданственности и патриотизма у детей старшего  дошкольного возраста проявляется через различные методы и формы работы с семьей:

     Целевые прогулки к памятникам боевой славы, по улицам, носящим имена героев Великой Отечественной войны, беседы  о подвигах воинов-героев.

     Экскурсии к памятным местам. Содержанием таких экскурсий являются: наблюдение ритуальных моментов: возложение цветов к памятнику, минута молчания, встреча с участниками войны. Такую же экскурсию проводят и с участием родителей. Им предлагается «Маршрут выходного дня» с подробным описанием посещаемого объекта и рекомендациями по доступному ознакомлению ребёнка с памятником.

     Чтение художественной литературы, соответствующей возрастной категории детей – о защитниках родной земли, Отечества. Родителям даются рекомендации к посещению вместе с детьми библиотек, при помощи работников которых создан каталог литературы, которая доступна детям определённых возрастов.

     Использование аудио- и видеоаппаратуры для слушания музыкальных произведений о Родной земле, показа детям фильмов о подвигах русских людей.

     Рассматривание иллюстраций, картин, разнообразных репродукций и вырезок из газет, содержащих необходимые исторические факты и события из окружающей жизни.

     Встречи с участниками Великой Отечественной войны и ветеранами труда, участие в праздничных днях: «День города», «День матери», «День победы под Сталинградом», «Папин праздник», «День победы» и другие.

     Подготовка тематических выставок, посвящённых памятным датам, изготовление сувениров для ветеранов войны. Родители принимают самое активное участие в их подготовке и организации: создание коллажей, подарков, альбомов и прочее.

        Воспитание чувства патриотизма у дошкольников – процесс сложный и длительный, требующий большой личной убежденности и вдохновения. Это весьма кропотливая работа должна вестись систематически, планомерно  в разных видах деятельности и по разным направлениям.

       Правильно подобранный мир ближайшего детского окружения – игрушки, игровые зоны, дидактические и настольные игры - дают возможность для развития чувственного восприятия, воображения и фантазии, развития речи детей, обеспечивая их индивидуальное развитие. Игра даёт огромные возможности для реализации накопленного социального опыта ребенка.

       Особое место в работе по нравственно - патриотическому воспитанию отвожу произведениям детской художественной литературе, русским народным играм, устному народному творчеству, народно-прикладному искусству.

    Работу по патриотическому воспитанию начинаю с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

      Важным условием нравственно-патриотического воспитания детей является тесная взаимосвязь с родителями. Любовь маленького ребенка-дошкольника к Родине начинается с отношения к самым близким людям – отцу, матери, дедушке, бабушке, любви к своему дому, своим сверстникам.

      Для того чтобы родители стали активными помощниками воспитателей, необходимо вовлечь их в жизнь детского сада. Так появилась идея реализовать  проект «Семья сильна, когда над ней крыша одна». Проект получился долгосрочный, но очень порадовал нас результатами. Основная идея данного проекта – превратить интерес детского сада к образовательно-воспитательному процессу в интерес семейный, сплотить не только детскую группу в коллектив единомышленников, но и их родителей сделать своими союзниками.  

    Цель  проекта: вовлечение  родителей  в  единое  образовательное  пространство "Детский сад – семья", предупредить возникновение отчуждения между ребенком и его семьей. В нашем проекте мы обозначили 3 блока:

    1. «Здравствуй, это Я!». Материал данного блока был направлен на формирование у детей представлений о себе как личности.

    -В группе был создан альбом «Это Я» со страничками: «Мой портрет»  (ладошка ребенка – в сердцевине маленькая фотография, на каждом пальчике указана хорошая черта (характеристика)); «Меня зовут…» (первая буква имени, значение имени); Это Я (Фотографии и/или рисунок); «Я научился…» (рисунок и рассказ) и т.п.

    2. «Вместе дружная семья» Работа по разделу была направлена помочь ребенку понять связь времен, историю своей семьи, вызвать чувство гордости за своих предков:

    -Ведение семейных календарей

    -Выставка «Генеалогическое древо семьи», «Герб семьи»

    -Выставка детских рисунков «Моя семья»

    -Фотовыставки «Путешествие по дому», «Игры в моем доме»

    -Выставка рисунков «Дом, в котором я живу»
    -Макет «Микрорайон» (совместная работа детей и родителей по изготовлению макета своего дома)

    -Разработка безопасных маршрутов от дома до детского сада.

    Проведение тематических дней матери, отца, бабушек и дедушек, Всемирный день ребенка.

    3. Блок «Моя малая родина» направлен был на сбор и изучение интересных фактов о том месте, в котором проживают воспитанники.

    -Сбор информации для создания альбомов, пособий, стенгазет о родном городе Фролово, знаменитых земляках, о Сталинграде…

          Проект призван  изучить историю своей семьи, достижения и интересные факты из жизни членов своей семьи и своего рода. В конечном итоге это будет способствовать стимулированию семейного жизнетворчество, укрепление внутрисемейных и межсемейных связей, обогащению коммуникативного пространства семьи, выявлению  духовного и творческого ресурса семьи, как общественной ценности,  воспитания чувства патриотизма и любви к своему Отечеству.

       С целью воспитания у детей любви и уважения к мамам, папам, пожилым людям проводятся  следующие праздники и развлечения: «День матери», «наши защитники» и другие. Мои воспитанники стали активными участниками фотовыставок «Мамы всякие нужны, мамы всякие важны», «Летний отдых с семьёй» и т. д.

     При знакомстве  детей с семейными традициями семьи, с традициями и бытом России, с историей возникновения народных игрушек, с видами устного народного творчества были проведены праздники и развлечения «Масленица», «Осень в гости к нам пришла». Традиционно в нашем детском саду, проходят выставки «Дары осени», «Огород на окне». Родители вместе с детьми каждый раз являются их активными участниками, лучшие работы отмечаются грамотами. Всё это формирует у дошкольников чувство заинтересованности в выполнении общего дела, радость от достигнутого результата.

      Каждый год накануне Дня Победы в детском саду проводятся мероприятия, посвященные победе нашего народа в Великой Отечественной войне. Мои воспитанники приняли активное участие в подготовке и проведении праздничного концерта для ветеранов и тружеников тыла, участвовали в выставке рисунков «Спасибо деду за победу» К празднику Победы дети изготовили поздравительные открытки.

    Стало традицией после окончания праздника возлагать цветы к Вечному огню, к памятнику погибшим воинам. Такие формы работы формируют у детей чувство гордости за свой народ, свою армию, уважение к ветеранам Великой Отечественной войны, к своей стране, сопричастности к её истории, любовь к семье и её традициям. Вызывают желание быть похожими на сильных, смелых российских воинов.

    Ведется работа по расширению представлений детей о природных ресурсах родного края, воспитывается чувство ответственности, бережное отношение к природе. Ярким событием становятся семейные походы, поездки,  во время ,  дети не только имеют возможность познакомиться с местностью, в которой они живут, но любоваться самыми красивыми местами своей малой Родины, также дети в походах собирают разнообразный природный материал, который затем используем в продуктивной деятельности.

    В группе имеется уголок по нравственно-патриотическому воспитанию.  Он сформирован по разделам:

    1 «Родной город»:   иллюстрации, фотоматериалы, тематические папки  «История возникновения города», «Знаменитые земляки», «В годы ВОВ», «Достопримечательности», подбор стихов о городе, карта города, символика города (флаг, герб). Семейные фотоальбомы, самодельные книги «Генеалогическое дерево».

    2 «Мой край»:  символика края, карта родного края, материал, знакомящий детей со славой и достижениями края.

    3 «Родная страна»:   символика (герб, флаг, гимн, портрет президента), иллюстрации, тематические папки на тему «Наши предки – славяне», «Богатыри земли русской», «ВОВ»,  «Российская армия». Фотоматериал по истории страны.

        В данном уголке расположена художественная и познавательная литература, энциклопедии,  фольклор (сказки, былины, предания). Отражена тема народного творчества (прикладное искусство, устное народное творчество.) .Представлен материал о народных костюмах и традициях.   Имеется материал о великих соотечественниках – портреты, познавательная литература, рассказывающая о великих соотечественниках, прославивших Россию,  о жизни людей в других странах мира, их обычаях, традициях.

     Уверена, что проводимая  работа помогает детям испытывать любовь и привязанность к родному дому, семье, городу, краю; испытывать гордость и уважение за свою нацию, русскую культуру, язык, традиции, гордиться своим народом, его достижениями; учит любоваться природой, бережно относиться к ней.

    Картотека игр по патриотическому воспитанию дошкольников

    Одним из важнейших средств воздействия на ребенка-дошкольника при формировании нравственно-патриотических чувств является игра. Наряду с народными фольклорными играми, способствующими развитию физических, психических, интеллектуальных возможностей детей, в нашей группе значительное место занимают учебно-развивающие игры.

    Дидактическая игра «Герб города»

    Материал: фрагменты герба города (хутора) (обязательно должны быть лишние элементы, карточка с изображением городского герба.

    Ход игры: дети по памяти собирают герб родного города, объясняя, что означает тот или иной элемент. В конце самостоятельно проверяют правильность выполнения при помощи карточки-образца.

    Дидактическая игра «Путешествие по городу»

    Материал: фотографии (открытки) с изображением достопримечательностей города.

    Ход игры: педагог показывает фото детям, дети называют, что изображено.

    Дидактическая игра «Продолжи пословицу»

    Ход игры: воспитатель говорит начало пословицы, дети - ее продолжение.

    Дидактическая игра «Семья»  Игра для детей с 2 лет

    Цель: Познакомить детей с понятием «семья».

    Ход игры: Силуэт кисти руки, шапочки на каждый палец с изображением лица мамы, папы, бабушки, дедушки и ребенка.

    Давайте поиграем, послушайте загадку:

    «Пять да пять - родные братцы, так все вместе и родятся.

    Если вскапываешь грядку - держат все одну лопатку.

    Не скучают, а играют вместе все в одни игрушки.

    А зимою все гурьбою дружно прячутся в теплушки.

    Вот такие «пять да пять», угадайте, как их звать?

    - Правильно, это пальцы.

    Этот пальчик - дедушка,

    Этот пальчик – бабушка,

    Этот пальчик – папа,

    Этот пальчик – мама,

    Этот пальчик – я.

    Вот и вся моя семья.

    -Давайте на каждый пальчик подберём подходящую шапочку:

    Семья - где все любят тебя и ласкают. И лучше семьи ничего не бывает.

    Дидактическая игра «Флаг России»

    Игра для детей младшей группы

    Игра-ассоциация развивает логическое мышление, внимание, память, речь. Дети познакомятся с символом России – флагом, научатся находить и сравнивать объекты окружающего мира по цвету, проводя аналогию с триколлором флага России.

    Цель: Познакомить детей с флагом России;

    Раздаточный материал (2-4 ребёнка) в формате А-4. Чтение стихотворения о флаге.

    Копилка предметных картинок, с изображением объектов (возможно пополнение) .

    При рассматривании изображений дети самостоятельно сравнивают их по признаку «ЦВЕТ», а так же проводят аналогию с триколором России.

    Дидактическая игра «Народы России»  подготовительная группа

    Цель: Повышение познавательной активности дошкольников, через ознакомление с родным краем.

    Игра – лото «Наш город – Фролово»     Старшая группа

    Цель: Формировать представления детей о родном городе Жигулевске, своей малой Родине

    Дидактическая игра «Дикие животные Волгоградской области» Средняя группа

    Цель: Расширять представления об образе жизни диких животных.

    Настольная игра «Радуга желаний»   Старшая, подготовительная группа

    Цель: Развитие социально-коммуникативных навыков дошкольников.

    Дидактическое пособие состоит из следующих элементов:

    - радуга;

    - Схемы (я, семья, город, Родина)

    - смайлики по количеству детей;

    - раскраски с изображением добрых дел.

    Варианты игр: 1-ый этап: Приходит сказочный герой (зайчик, гном, фея, которая может исполнить любое желание. Детям сообщается задача: «Подумать и загадать желание», но желание должно быть одно. Затем предлагается разместить смайлик – своё желание на радуге, на соответствующей цветной дорожке со схемами (я, семья, город, Родина). Когда дети прикрепили смайлики проводится анализ сформированности нравственного воспитания ребёнка. Задаются вопросы: Какое желание загадано? Чем хорош для тебя, для других, может ли повредить другим?

    Прорабатывается 2-3 желания и дети выбирают лучшее.

    2-ой этап: Дети спрашивают, какие желания можно загадать для семьи, города, Родине.

    В конце беседы предлагаем детям, кто хочет изменить желание. Выбирается самое лучшее. Через некоторое время (2-3 дня) детям предлагается рассмотреть картинки «с исполненными желаниями» в процессе обсуждения подводим детей к важности загаданных желаний, умения сопереживать, искренне радоваться другим.

    Данная игра может стать началом проекта. В ходе обсуждения дети задают вопросы, которые могут стать началом проекта. Данная игра используется также при подготовке к тематическим праздникам «День матери», «День России», «День города», «День защиты детей» и тд.

    Игра: «Башни кремля»   Подготовительная группа

    Цель: Уточнить и закрепить знания детей о столице нашей Родины.

    Игра: «Зимующие птицы»ТРИЗ Старшая группа

    Цель: Формировать представления детей о зимующих птицах, обитающих в Волгоградской  области.

    Дидактическая игра «Курс молодого бойца»  Подготовительная группа

    Цель: расширять представления о символике вооружённых сил РФ.

    Дидактическая игра «Профессии нашего города»    Старшая, подготовительная группа

    Цель: Прививать любовь к своему городу, гордость за его культуру.

    Правила игры: Ребёнок выбирает признак: место, действие, и соотносит профессии и здания города, составляя рассказ.

    ………………………………………………….

    Анкета для родителей «Патриотическое воспитание ребенка»

    Данная анкета является анонимной (вы не называете свою фамилию, поэтому, пожалуйста, будьте предельно откровенны)

    1. Считаете ли Вы себя компетентным в вопросах патриотического воспитания?

    Да

    Нет

    2. Что для вас означает выражение «быть патриотом»

    ___

    ___

    3. Где ребенок, по-вашему, получает основы патриотизма?

    В детском саду

    Дома

    В школе

    4. Есть ли у вашего ребенка желание узнавать что-то новое о своей станице, крае, стране?

    Да

    Нет

    5. Рассказываете ли вы своему ребенку о Привольной, ее достопримечательностях, знаменитых людях?

    Да

    Нет

    Иногда

    6. В каких местах нашей станицы Вы любите бывать со своим ребенком

    ___

    ___

    7. Какой помощи Вы ждете от детского сада в этом направлении?

    Благодарим Вас!

    Рекомендации для родителей.

    Воспитание маленького патриота начинается с самого близкого для него: родного дома, улицы, где он живет, детского сада.

    - Обращайте внимание ребенка на красоту родного города.

    - Во время прогулки расскажите, что находится на вашей улице, поговорите о значении каждого объекта.

    - Дайте представление о работе общественных учреждений.

    - Вместе с ребенком принимайте участие в труде по благоустройству и озеленению своего двора.

    - Расширяйте собственный кругозор.

    - Учите ребенка правильно оценивать свои поступки и поступки других.

    - Читайте ему книги о родине, ее героях, о традициях, культуре своего народа.

    - Поощряйте ребенка за стремление поддержать порядок, примерное поведение в общественных местах.