Моё педагогическое кредо

Скулкина Светлана Вадимовна

Эссе "Моё педагогическое кредо"

              

            Каждый человек рано или поздно начинает задавать себе вопросы: «Кем быть?» и «Каким быть?». Ответы на них даются трудно, вызывают множество переживаний,  потому  как  жизненно важны. Мечтала ли  я в детстве  стать учителем? Думаю, нет. 

   

Я очень хотела  стать  спасателем, милиционером, юристом, и много ещё кем.  Почему? Сейчас объясню: просто хотелось помогать людям.
Были примеры, которым хотелось подражать: когда произошло землетрясение в Армении, брат целый месяц находился там, разбирая завалы и спасая людей.  Пионеры-герои Великой Отечественной войны. Саманта Смит. Афганистан. Подвиг Сергея Кашина…  Поражали рассказы о человеческом мужестве. Моё поколение выросло на таких примерах. Понятия «хорошо» и «плохо» были заложены в нас с детства.

         

А учитель…   Как-то слишком просто… По крайней мере, мне так казалось.

С детства  передо мной был пример бабушки и мамы, также учителей – всё свободное время – школе! 

Получилось так, что я пошла по их стопам – поступила в Нижегородский педагогический институт (ныне – университет) и стала учителем истории.
За годы учёбы встречались разные педагоги, и у всех можно было что-то почерпнуть. Так, по крупице от каждого, сформировалось моё воззрение на то, каким должен быть педагог. Прежде всего,  каждый педагог  - это индивидуальность,  а  данная  профессия   как никакая другая обязывает  постоянно учиться и самосовершенствоваться. Современный  педагог просто обязан быть профессионалом в своем деле, который постоянно движется вперёд и не останавливается на  достигнутом.  «Учение – вот что нужно молодому человеку с самого малого возраста. Учиться нужно всегда. До конца жизни не только учили, но и учились все крупнейшие ученые. Перестанешь учиться – не сможешь и учить» -  сказал  Д. С. Лихачев.

          Педагогу вверены детские души, и главная задача – помочь им найти своё место в этом огромном взрослом мире. Личность  ребёнка многогранна, а важнейшая цель современного учителя – это умение разглядеть эти грани и направить их в нужное русло, развивать и совершенствовать. Я убеждена, что это возможно только  в условиях творческого подхода к занятиям и индивидуального подхода к каждому ребёнку. Современная жизнь диктует свои законы, информатизация образовательного процесса многое меняет, но ничто не заменит  облик учителя.  На моих занятиях  главный человек для меня – ученик, главный человек для него – я,  педагог. 

 

       Один случай из практики: на занятия моего объединения пришёл мальчик-первоклассник, с проблемами речи, из неблагополучной семьи. У него многое не получалось, он злился, плакал, рисунки раскрашивал красками исключительно тёмных тонов, бумагу и картон использовал неэкономно, брал много клея, пачкался им. Мы всё время задерживались после занятия, пытаясь доделать начатую работу. Я очень огорчалась по поводу того, что простейшие вещи даются ему с трудом. Так прошло два года. Мальчик прошёл курс обучения, конечно результат был, но не такой, какого бы мне хотелось. В начале нового учебного года я встретила этого мальчика в Доме творчества, и очень была удивлена, так как он пришёл на вышивание, а как он со мной поздоровался! Чётко, внятно «Здравствуйте, Светлана Вадимовна!». При этом глаза его так светились! Ради этого  и стоит работать педагогом!

Видеть светящиеся глаза детей, понимать, что они ждут тебя, и самые простые вещи воспринимают, как чудо – это ли не счастье! Восточная мудрость гласит: «Балуйте детей, ибо никто не может сказать, какие трудности предстоят им в жизни», я бы добавила «и любите»!

И ещё. Я убеждена в том, что хорошая книга способна  помочь  современному ребёнку разобраться в жизненных ориентирах, дать ответ на многие вопросы. Одним из моих любимых произведений с детства остаётся  «Маленький принц», и для меня он – образец отношения к ребёнку, понимания детской души и мудрости взрослого человека, который искренне верит, что «самое главное — то, чего не увидишь глазами…». 

 

В моём  сопровождении – презентации   использованы цитаты из «Маленького принца», потому что, они - отражение того, что ценно для меня  как человека и как педагога.