Шаранге 270

Скулкина Светлана Вадимовна

Официальный сайт администрации Шарангского муниципального района

Информационный сайт администрации Шарангского муниципального района

Шарангское телевидение "Истоки" 

Газета Шарангского муниципального района "Знамя победы" 

Сайт Шарангского народного краеведческого музея

 

Историческая справка. 

Рабочий поселок Шаранга - центр Шарангского района, расположен на севере Нижегородской области.

Шарангу за ее отдаленность от Нижнего Новгорода считают глухой провинцией. Но это не так. Район занимает площадь почти 160 тысяч гектаров.

Название поселка Шаранга произошло от названия реки Шаранга (левый приток Ветлуги), а река Шаранга - от слова  "шарангы"  -  (с марийского) плотва, уклейка.

В районе проживает свыше одиннадцати тысяч человек.

У района сложная судьба. Долгие годы он был вятским. Дальней, лесной глубинкой, оторванной от промышленных центров и железных дорог.                             

Ротонда

 

Центральная площадь. День посёлка.

 

История Шаранги уходит в глубь веков.

По традиции в 2002 году отмечали ее 255- летие, но с большей степени достоверности периодом возникновения первого поселения на месте нынешнего района можно считать 15-16 века.

В начале 18 века Шаранга входит в состав Устинской волости, затем Юкшумской, следовательно, она была менее населена, чем эти волостные центры.

В 1836 году было в ней 40 дворов, 276 жителей.

Значительную роль в превращении Шаранги в крупный населенный пункт сыграло открытие первого в округе церковного прихода (1837 год.)

Строительство в 1840 году деревянного, в1875 году каменного храма привлекло возможностью в дни церковных престольных праздников проводить базары, развивать торговлю и ремесленничество, что способствовало дальнейшему развитию села.

В 1904 году становиться центром волости.

В 1929 году в результате объединения населения и территории двух волостей (Шарангской и Юкшумской). Шаранга стала центром района.

В 1960 году Шарангский район вошел в состав Горьковской области.

В 1961 году, райцентр был соединен автомобильной дорогой со станцией Урень.

В 1963- 1964 годах временно центр района был в с. Тонкино.

Статус поселка Шаранга получила в 1972 году.

   Географическое положение и административно- территориальное деление района.

Шарангский район расположен в северо-восточной части Нижегородской области.

Площадь района составляет 159,5 тысяч га. Район граничит на западе с Воскресенским районом, на северо-западном с Тонкинским , а также республикой Марий-Эл - на юге и с Кировской областью- на востоке.

Районный центр – р.п. Шаранга, расположен в 278 км от областного центра г. Нижнего Новгорода. Шарангский район разделен на 10 административных единиц; одна поселковая администрация и девять сельских.

Численность постоянного населения района составляет 14, 7 тысяч человек. Средняя плотность населения района составляет – 9,2 человек на км2.

    Климатические условия.

Район расположен в первом агроклиматическом районе области и характеризуется наиболее суровой зимой, прохладным летом. Средняя температура холодных месяцев (январь, февраль) – 14,60С, а самых теплых месяцев (июнь, июль) - +170С. Средняя продолжительность безморозного периода длиться около 146 дней. Среднегодовое количество осадков колеблется между 450-550 мм. В целом климатические условия района благоприятствуют активному проживанию человека и развитию сельского хозяйства.

 Экономико-исторический обзор.

Современная территория Шарангского района в течении столетий относилась к Вятской губернии, поэтому самым тесным образом была связана с ее историей. Коренным населением Вятской губернии были племена угоро-финской этнической ветви. В 8-10 веке сформировались народности, главными из которых были удмурты (вотяки), марийцы

(черемисы), коми, чудь заволочская.

В 11-13 веке южные удмурты и горные марийцы фактически стали подданными Волжской Булгарии, а чуть позднее Казанского ханства. Волжские булгары оказывали большое экономическое и культурное влияние на удмуртов и марийцев, которые заимствовали у булгар ряд хозяйственных приемов и бытовых обычаев. Цивилизующее влияние на марийцев коми оказывали и русские, особенно в связи с начавшейся русской колонизацией Вятского края. В 13-14 веках появляется достаточно много русских поселений, основанных выходцами из Новгородской, Суздальской, Устюжской и Нижегородских земель. Основную массу русских поселенцев составляли крестьяне. Они занимались земледелием. В огородах выращивали овощи: лук, репу, свеклу, морковь. Большое значение в хозяйстве вятичей играло домашнее скотоводство. Подсобную роль в хозяйстве играли охота, рыболовство, бортничество. Развивалось деревенско - домашнее ремесло.

Вятская земля пользовалась известной самостоятельностью. В последней четверти 15 века вятский край был уже населен и экономически развит. Современники давали о Вятской земле 16 века самые лестные отзывы, считали ее краем изобилия. В это время здесь появились монастыри.

В 1780 году образовалось вятское наместничество с центром в Хлынове, который по этому поводу особым указом императрицы Екатерины II был переименован в город Вятку.

К 1876 году в селе Шаранга уже было 74 двора с более 400 жителями, церковь и водяная мельница. Через 20 лет, в 1896 году,- 550 жителей, каменная церковь, земское народное училище. Три раза в год проводились в селе торжки и базары.

К моменту образования ( 1904 год) Шарангской волости с центром в селе Шаранга в ней было 200 жилых домов, церковь, церковноприходская школа, земское двухклассное училище, два трактира, шесть лавок, красильный завод, водяная мельница, две кузницы.

Географическое положение Шарангской волости было таково, что она находилась на стыке трех губерний: Нижегородской, Костромской, Вятской.

На территории работало 23 завода по переработке семян льна на масло, несколько заводов по производству дегтя (из бересты) и древесного угля.

Жители волости вели активную торговлю с соседними губерниями. Из волости вывозили на внешний рынок хлеб, семена льна, льноволокно (длинное и короткое), кожи, шерсть, животное и растительное масла, веревку; ввозили из других городов: ткани суконные, ситец, обувь, посуду, сахар, гвозди, ремесленные изделия.

  Деревянная  церковь  в селе  Пестово       

 

В связи с усовершенствованием административного деления Советского Союза 16 июня 1926 года был образован Шарангский район, который вошел в состав Котельнического округа Нижегородского края. В районе на тот период было 20 сельских Советов, население насчитывало 38,7 тыс. человек, территория составляла 1,8 тыс. км2. С декабря 1934 года район стал входить в Кировский край, с 1936 года – в Кировскую область. 6 января Указам Президиума Верховного Совета РСФСР Шарангский район был переведен в состав Горьковской – ныне Нижегородской области. 

Население.

Численность постоянного населения Шарангского района на начало 2001 года составила 14,7 тысяч человек. Большая часть населения - 8,1 тысяч человек ( 55,1%) проживает в сельской местности.

Природа Шаранги 

В Шарангском районе преобладают дерново-подзолистые и суглинистые почвы, местами встречаются подзолисто-болотные и болотные почвы.

В общей структуре земельного фонда района наибольший вес имеют леса и сельскохозяйственные угодья. Их доля составляет 95% всех земельных ресурсов.

Минеральные ресурсы.

Из полезных ископаемых в районе имеются запасы глины, песка и торфа. Причем если глина и торф на сегодняшний день используются населением, то песок добывается и используется в промышленных целях - для строительства автодорог, зданий и сооружений, благоустройства населенных пунктов и районного центра.                        

Водные ресурсы.

Основными реками района р. Уста, р. Шаранга, р. Юронга, р. Рудка. Потребности в питьевой воде обеспечиваются в значительной степени за счет артезианских скважин, отличающихся высоким качеством пресных вод.

Река Уста

Государственные памятники природы.

В Шарангском районе расположены две категории особо охраняемых природных территорий:

Килемарский государственный комплексный заказник;

- памятники природы.

Килемарский комплексный заказник площадью 37,0 тыс. га, расположен в левобережье реки Ветлуги в бассейне ее притока Юронги, на территории Шарангского района и Большепольском лесничестве Воскресенского района. В заказнике выделены особо защитные участки общей площадью 4,7 тыс. га, с режимом охраны, близким к заповедному.

Около 20% площади заказника занимают эталонные участки нетронутых рубками южно-таежных темнохвойных пихто-еловых лесов, которые являются основным объектом охраны. На остальной территории заказника расположены восстанавливающиеся на вырубку молодые леса. Заказник служит местом обитания занесенных в Красную книгу РФ животных (сапсана, скопы, бабочек подалирий, Мнемозина, махаона, малый ночной павлиний глаз) и растений (башмачка настоящего, лунника оживающего, лишайника лобория легочная), а так же редких в средней полосе европейской части России животных (филина, сибирского угрозуба) и растений (рдеста длиннейшего, туполистого и Фриса, цицербиты уральской).

Сибирский углозуб

Украшение заказника - озеро юронгское, расположенное в русле Юронги. Озеро единственное место в области, где обнаружено редкое растение – нимфейник щитолистный. Особенно красиво озеро, когда золотисто-желтые цветки нимфейника покрывают поверхность воды.

Нимфейник щитолистый

В настоящее время продолжаются работы по проектированию и созданию на базе Килимарского заказникаодного из участков Керженского биосферного заповедника.

К государственным памятникам природы относятся 19 священных Марийских рощ, и 3 марийских священных дерева – долгожителя: священная береза их две, и лиственница-долгожитель в селе Большая Юронга.

 

                                     Священная  лиственница  в Б.Юронге                    

 

Марийские священные рощи Шарангского района.

Половина священных рощ, находящихся на территории Нижегородской области, приходится на этот  район.

1 - Козлянурская роща.

Находится в 0,5 км. к северу от д. Козлянур посреди поля. Площадь – 0,3 га. Здесь в основном пихтово-еловый лес с дубравными элементами. Посреди рощи находится овраг с ельником приручьевым. На поляне – четыре главных дерева – береза, липа и две пихты, где ведется жертвоприношение. Много культовых принадлежностей. Роща имеет общинное значение, в ней поклоняются богам природы.

2 - Козлянурская роща.

Находится в 1,5 км к северу от д. Козлянур посреди поля. Площадь – 0,3 га. Березняк здесь разнотравный. Рядом с рощей овраг с ручьем. Много поваленных деревьев. В роще обряды отпускаются, значение рощи – родовое, поклоняются керемету.

3 - Заовражная роща

находится на землях колхоза « Знамя труда» в 1 км к юго-востоку от пос. Шаранга посреди поля. Площадь – 1,8 га. Типичный участок южной тайги, пихтовый ельник с дубравными элементами. Пихтовый ельник, ельник приручьевый. В середине рощи овраг с пойменной растительностью. В роще по средам часто и регулярно отпускаются обряды, в ней большой жертвенник с кострищем семейные очаги возле родовых деревьев. Поклоняются богам, воплощающим силы природы леса, солнца, зверей, птиц, дождя, цветов, Кугу-Юмо и Суртану. Роща имеет межобщинное значение.

4 - Шарангская роща

находится на землях того же хозяйства в 1 км. К северо-востоку от пос. Шаранга посреди поля. Площадь – 1,5 га. Соседствует с оврагом, на дне которого ручей. Елово-березовый лес с дубравными элементами. Одно из главных святилищ нижегородских мари, почитаемое повсеместно. Многочисленные очаги, жертвенники, другие культовые принадлежности. По характеру культа сходно с Заовражным. Обряды отпускаются в пятницы регулярно и часто. Роща имеет межобщинное значение.

5 - Пайдушевская роща

находится в 1,2 км к северо-востоку от д. Пайдушево посреди поля возле оврага. Площадь – 0,3 га. Рощу составляют 14 деревьев ели и одна береза. Обряды в роще не отпускаются. Имела родовое значение, в роще поклонялись богам природы.

6 - Пайдушевская роща

находится в 1 км к югу от д. Пайдушево – огороженный забором участок пихтового ельника с дубравными элементами, окруженного полем. В роще много культовых принадлежностей, очаги, вешала. В ней отпускаются обряды, поклоняются силам природы. Значение рощи – родовое.

7 - Черномужская роща

находится в 0,8 км на северо-запад от с. Черномуж внутри лесного массива, прорезанного оврагами, на окраине родник, по оврагу течет ручей. Березово-еловый лес разнотравный, ельник приручьевый. В роще отпускаются обряды, много культовых атрибутов. В ней поклоняются богам, воплощающим силы природы. Значение рощи – общинное.

8 - Кушнурская роща

находится на землях СПК «Кушнурский» в 0,2 км к югу от с. Кушнур посреди поля. Площадь – 0,3 га. Осинник. В западной части рощи находятся лавочки и очаги – в роще отпускаются обряды, в других частях рощи много ветроповала. В роще поклоняются богам, воплощающим природные силы. Значение рощи – общинное.

9 - Кушнурская роща

находится на землях того же СПК в 0,5 км к северо-западу от с. Кушнур посреди поля. Площадь – 0,3 га. Липняк, много упавших деревьев. Обряды в роще не отпускаются, поклонялись богам, воплощающим природные силы, значение рощи – общинное.

10 - Большерудкинская роща

находится в 2,5 км к востоку от с. Большая Рудка посреди поля и луговины. Площадь – 0,6 га Ельник разнотравный, есть пихты, березы. В роще обряды сейчас не отпускаются, поклонялись богам, воплощающим силы природы, Значение рощи родовое

11 - Большерудкинская роща

находится в 1 км к юго-востоку от с. Большая Рудка посреди поля. Площадь – 0,9 га Ельник березово-пихтовый разнотравный с крапивой. 13 деревьев: 5 берез, 5 елей и 3 пихты в возрасте 150-200 лет. Около рощи глиняный карьер. Обряды не отпускаются, в роще поклонялись керемету, значение – родовое, принадлежала роду Качмашевых.

12 -  Большерудкинская роща

находится в 3 км к юго-западу от с.Большая Рудка посреди поля, с северо-запада вплотную к роще подходит проселок. Площадь – 0,01 га. Состоит из 4 деревьев – березы, пихты и двух елей 100 -170 лет. Обряды в роще не отпускаются, поклонялись в ней керемету, значение рощи – родовое.

13 - Малорудкинская роща

находится в 2 км к северо-западу от с. Большая Рудка в массиве леса – пихтового ельника кисличника и пихтового ельника с дубравными элементами. В роще много культовых атрибутов - жертвенников, вешала, очаги, деревянные крючья, она огорожена жердевым забором. Обряды в роще отпускаются, дважды в году поклоняются богам, воплощающим силы природы. Значение рощи – общинное.

14 - Роща Семет

находится в 0,5 км к севера – западу от д. Рудомучаж посреди поля возле подходящей с востока грунтовой дороги. Площадь – 0,3 га. Елово-пихтовый лес разнотравный, ельник пихтово-липовый с дубравными элементами. Имеются пихты в возрасте до 200 лет. Обряды в роще не отпускаются, в ней поклонялись богам, воплощающим силы природы, значение рощи – родовое.

15 - Чуринская роща

находится на землях совхоза «Устинское» в 0,5 км от с. Большое Устинское посреди поля на склоне с южной экспозицией. Ельник березово-пихтовый с дубравными элементами. В роще два жертвенника, культовые принадлежности. Обряды в роще отпускаются, поклоняются богам, воплощающим силы природы. Значение рощи – общинное.

16 - Астанчургская роща

находится в 0,8 км к севера – востоку от д. Астанчурга посреди поля. Площадь – 1 га. Березняк елово – пихтово-липовый. В роще много культовых атрибутов – жертвенный помост, вешала с деревянными крючьями, скамьи, в ней поклоняются богам, воплощающим природные силы. Значение рощи – общинное.

17 - Астанчургская роща

находится в 0,6 км к востоку от д. Астанчурга посреди поля. Площадь – 0,3 га. Пихтово-еловый лес с дубравными элементами, пихтовый ельник приручьевый. В роще обряды не отпускаются, поклонялись керемету, значение рощи – родовое.

18 - Малоустинская роща

находиться в 0,7 км к северо-западу от д. Малая Уста посреди поля. Площадь – 0,2 га. Пихтовый лес с дубравными элементами. В роще обряды не отпускаются, поклонялись богам природы, значение – общинное. 

19 -  ???  роща.

Нахождения этой рощи тщательно скрывается от посторонних, поэтому её местонахождение неизвестно! Об этой роще знают даже не все мари…

Также  есть следующие  достопримечательности: 

 

 

Астанчурга – деревня в Шарангском район

.

 Памятник градостроительства и архитектуры – Никольская церковь. Датировка объекта – 1886 год.

Большая Рудка – село в Шарангском районе.

Памятник градостроительства и архитектуры – церковь. Датировка объекта – конец XIX века. Документ о приобретении статуса - приказ от 24 апреля 2000 года № 5-ОД.

Большое Устинское – село в Шарангском районе.

Памятник градостроительства и архитектуры – Никольская церковь. Датировка объекта – 1897 год.

Роженцово – село в Шарангском районе.

Памятник градостроительства и архитектуры – Казанская церковь. Датировка объекта – 1893 год.

Щенники – деревня в Шарангском районе.

Памятник градостроительства и архитектуры – церковь Александра Невского. Датировка объекта – 1903 год.

Народный краеведческий музей:

На территории района с 1975 года работает краеведческий музей. Главный экспонат музея – крестьянская изба (тут же баня, овин, амбар) с настоящей русской печью, предметами крестьянского обихода, посудой. Представлены в музее и орудия крестьянского быта: прялки, ткацкие станки, станки для изготовления веретен, кадок и шаек, гончарный круг, на котором из глины делали кринки, графины, корчаги и другие изделия. Местные искусные мастера подарили музею изделия из дерева, луба, бересты, тонких слоев сосны, сундуки, солонки, бураки, гусятники, онучи, утюги, коромысла.

В музее хранятся кованные гвозди, самодельные подковы, амбарные замки, соха, борона, хомуты, седла, жернова, лукошки, ухваты, пряхи, и многое другое. По итогам смотра-конкурса общественных краеведческих музеев Поветлужья, Шарангский музей занял 3 место, за что был отмечен дипломом и награжден ценным подарком.           

 

 

ЛЕГЕНДЫ  И ПРЕДАНИЯ  ШАРАНГСКОГО КРАЯ

ПРО РАТНУЮ ТРОПУ

 

1. Через наши места идет старая дорога, Ратная тропа ее называют. Так это, говорят, Иван Грозный шел из Москвы на Казань войной. Тропа эта шла будто через Нестерино, через Илемшу, куда-то на Сосновку, на Красную Горку. У Ивана Грозного были проводники марийцы. Они шли вместе с лесорубами и показывали, куда надо двигаться. А лес - то рубили широко, чтобы войско прошло.  Вот на Пиштани нашли секиру с тех еще времен.

                                     Ратная  тропа  -  мост  через  речку  Шклея                

 

2. Говорят, Иван Грозный шел через наши места на Казань. Двигался он через Шахунские леса, через Малую и Большую Пристань, дальше на Тонкино, Шарангу, Роженцово, потом пересек Посташ. И тут глубился в тайгу, шел мимо Юронги, сплавился по ней вниз до Ветлуги, а там в Волгу.

  Мой отец был лесник.  И вот он один раз нашел на своем, обходе подкову — то ли медную, то ли бронзовую. Того времени, видимо, древнюю. Она без пользы была, поэтому он повесил в избе над дверью. Так она и висела. Но потом какие-то гости выпросили — увезли.  Говорят, в Роженцове церковь стоит как раз на том месте, где Ратная тропа поворачивала. А в лесу ее поддерживали, ухаживали за ней, чтобы пожаров не было.

 

3.  Я на лесозаготовках шофером работал и лесорубом. И там, в Шарангском районе интересную такую вещь увидел. Едешь-едешь лесом, поворот и — дорога Заросшая уже, но видно,— широкая была, большая, прямая. Как стрела Мы по ней даже участками хлысты из леса вывозили, чтобы путь срезать Я, бывало, у стариков спрашивал, что за дорога.

— Это,— говорят,— Ратник, Ратная тропа. По этой Ратной тропе Иван Грозный шел из Нижнего Новгорода на Казань. Войско у него было огромное. Так оно шло — его марийцы вели — и ратники на пути своем деревья валили, разгребали, кусты рубили и двигались. А как до болота дойдут, остановятся, шлемами землю таскают — насыпь насыпают. Вот какое войско было огромное.  И что интересно — так дорогу расчистили, до сих пор она не зарастет полностью. А прямая—до самой Казани, хоть и без компаса прокладывали. Проходит она через Боровское, Красную Горку, Устинское, Роженцово, а начинается где-то с Ветлуги.

 

КАК У НАС МОЛЯТСЯ

  У нас в Шаранге два кереметища. В одно ходят из Новой Шаранги, из Заовражья — так еще называют, в другое из Шаранги и с Троицкого выселка. А почему? Молятся по-разному.   Раньше женщин в рощу не пускали.  Только мужчины ходили, а теперь мужчин стало меньше, и женщин пускают. Если болезни, обещают от гуся до быка. Ну, вот, например, обещали гуся—не помогло, барана несут. И так до быка. В кереметище их живыми ведут. А там обливают водой. Если гусь не отряхнется, стекает вода — не принимает бог. Может, хозяин хорошего пожалел, принес плохого. И с бараном так, и с быком. Вот в этом году так случилось у нас.

  Ну, а если бог принял, отрезают мясо от сердца, от печени, кости, голву, кожу — все бросают в костер, богам. Пока мясо варится, все молятся. Молитвы-то только старший знает, карт. Как его выбирают? А кто больно памятливый, тот и есть. У нас его еще порука называют. Кто с детства ходит и во все вникает, тот и становится. Я вот сам не понимаю.   Молятся — головой кивают, руками ничего не  делают.

  Весной ходят, как листья на березе распустятся. Осенью тоже идут — обществом.   Раньше семей тридцать ходило, нынче — шесть. Осенью и гусей несут, и барашка, иногда быка ведут.   Нет дождя — среди лета идут молиться, обещают чего-нибудь. И на следующий день глядишь — дождь.

  В кереметище утром идут, как хлеб испекут, как печку истопят. Хлеб пекут особенный, с узором. Пять хлебов должно быть, Коровьим маслом их мажут — другим нельзя. В роще столы стоят. Чашки с собой приносили, из них пили деревенское пиво. Делали чашки из ольхи или из липы. Каждый по пять чашек брал. Какому богу молятся, столько и чашек ставят. А одному двенадцать чашек ставили. Богов всех порука знал.

Бог ветра есть, бог дождя...

ПАЙДУШЕВСКОЕ КЕРЕМЕТИЩЕ

Кереметище в Пайдушеве большое, сильное, действующее. Христианам нельзя туда. Русских не пускают. Только марийцы, молятся, не крестятся, а кланяются всем корпусом: «Юмо, помоги хорошо жить!» Идут туда в сентябре, когда хлеб соберут. А в марте идут в кереметище у деревни Марс.

  Когда в керметище идем,  это праздник. Ни стирать, ни какую другую работу делать нельзя. Если и не молиться, там эти правила все равно соблюдают.   В жертву сначала приносят гуся, потом барашка белого или черного и бурого быка. И за здоровье если кому, тоже в том же порядке три жертвы приносят, но не за один раз. И уж если начали приносить за кого-то жертву, надо довести до конца, а то только хуже наделаешь.

  Стряхнет с себя животное воду — принял его бог. Зоя, дочь моя, заболела. Я ей сделала для богородицы нашей, марийской, Пюрекшо мы ее зовем. За здоровье женщины ей приносят жертву. Суртан — покровитель мужчин, хранит хозяина, через него — всю семью и домашний очаг.

  Жертву дома приносят. Привела я в избу быка, а отец на печку забрался. Пришел  порука, который сейчас уж ничего не слышит, не делает, стал обряд совершать. Обрызгивает барана, а он стоит как вкопанный — не отряхивается, еще раз — и опять стоит. Тогда уж хозяин вышел. Тут барана облили и сразу встряхнулся. Принял бог жертву от хозяина.   Барашку в хлеву закололи, шкуру сожгли, утробу, кишки — все сожгли, а сердце и мясо сварили. Все мясо баранье съели, а косточки собрали. Сожгли их отдельно с утиными костями. Утку (не гуся!) закололи, утятину съели, косточки сожгли. Порука сам с животинкой управлялся,

теребил — мастер. В кереметище принесли пепел, свалили в дупло.

  А дочка моя хоть и смеялась: «Я ведь, мама, коммунист!» А вечером говорит; «Сразу я поправляться начала с того времени, как жертву принесли!»

МАРСОВСКОЕ КЕРЕМЕТИЩЕ

В керемет ище ходят по грибы и по ягоды, но не трогают там ничего — ни деревья не ломают, ни кусты, валежник не убирают. А жертвы дома сжигают. Потом пепел приносят в рощу и сваливают в дупло. Дубы там с дуплами.

КОЗЛЯНУРСКИЕ КЕРЕМЕТИЩА

  Осенью и весной в наше кереметище ходят. И теперь ходят. Обещают барана или гуся. И мужчины, и женщины бывают. Я сама-то — нет.   Молиться в кереметище ходили осенью и весной. Брали с собой бураки из бересты, в них пиво приносили.   Пиво выпивали в кереметище. Бураки там не оставляли, их хранили дома. Молиться в священную рощу приходили только мужчины, женщин и детей туда не пускали. Мужчины брали в кереметища особо испеченные хлеба, приносили гусей и баранов в жертву.

  В кереметище была загородка такая, вроде как алтарь. Туда женщин не пускали, считали их как нечистыми. Пиво домашнее носили, хлеб пекли, скотину носили — гусей, баранов, с коровами ходили.

  А рубить кереметище нельзя. В тридцать втором году одну рощу у нас срубили Косаневские. Свинарник там построили колхозный. Так он сгорел скоро — не пошел впрок-то.

 

КУШНУРСКИЕ КЕРЕМЕТИЩА

  У нас два кереметща-то. Одно здесь по трассе, на «Октябрь», это основное. А другое в поле, оно липовое. На моей памяти уже только в одно ходили, в дальнее, и я тоже ходил. Туда и мужчин, и женщин

пускали. А был один старший — Егор Николаевич. Собирались всей деревней. Резали молодяжку — ну, это лошадка маленькая, варили. Кожу, кости в костер бросали.   В тот день, когда в кереметище идут, не работают. Когда засуха бывала, ходят, дождя  просят. Иной раз совпадет, иной — нет.   Вина туда не носили, квас на солоде — да. Иногда теленка водили. Весь день молятся, пока варят, не едят.

  Грибы, ягоды, в кереметище собирали, а рубить нельзя.

  В деревне Городищи конный двор строили, а деревья рубили с кереметища. Погибли у них лошади, пропали — нет, нельзя кереметище рубить.

БОЛЬШЕРУДКИНСКАЯ РОЩА

 Мы в это не верили, мы христиане были, а некоторые в лес ходили, молились. Мужчины идут—все в белых штанах, домотканных. А мы маленькие еще были.

  Перед этим три дня не работали. Ходили весной и около Ильина дня в пятницу, а мы пятницу не соблюдали, мы в церковь ходили по воскресеньям. Они над нами смеялись:

  «В церковь ходите!» А мы над ними: «В белых штанах ходите!» Но видели: когда дождя нет, просили у бога, через два дня дождь идет.

Овечку они за дождь обещали...

  Отец все говорил: «Ничего там не трогай, а то плохо будет».

  Нельзя там рубить.   Я работала в больнице в войну. Врач Иван Абрамович велел рубить на дрова кереметь. А я перекрестилась, говорю:

— Я не по своей воле, грех пусть не на мне будет! Мне ничего, а Иван Абрамович тут скоро и умер.

В СТАРОЕ ВРЕМЯ

 В старое время старики - марийцы старую свою веру очень уважали, в кереметь ходили. Это уже сейчас молодежь ничего не уважает.

  Марийцы сюда вместе с Иваном Грозным пришли, а от него разбежались, расселились по хуторам в лесу, объединились в деревни, а при деревнях кереметища делали. В самой глуши назначалось место, необязательно геометрической формы, где самые типичные деревья растут — березы так уж березы. И в каждой роще — свой бог. Оставляли место в тридцать соток. Молиться ходили по пятницам, средам и понедельникам. Молятся Кыдырцы юмо — богу грома, Мардеж юмо — богу ветра, Вюд-Ава юмо — матери воды. Ош-Пондаш или Белой бороде, Бай-Бороде — главному кереметю.

БОЛЬШЕРУДКИНСКАЯ БЕРЕЗА

  У нас в Большой Рудке на одном усаде растет береза. Женщины у мамы собираются и разговаривают. Раньше к этой березе женщины молиться ходили по ночам. Собираются, готовят пищу и приносят к  березе, оставляют, а сами не едят.

МАРИЙСКАЯ ВЕРА

 В Большой Рудке у нас раньше две веры было. Одни молились—кугарня юме—богу пятницы, другие в изарня — в четверг, третьи — в веркэце — в среду, в день крови. У нас вокруг очень много кереметищ. Вот лет пять назад девчонка шла по дороге, а навстречу ей люди идут в белом из кереметища. Так она испугалась! После уборочной дело было. Жертвовали петуха или барана.

ШАРАНГСКОЕ МОЛЬБИЩЕ

Мы по-старому их называли «мольбища». Старики ходили, деды, прадеды и мы ходили. Это у нас своя вера...

  У нас за деревней два мольбища. То пошире справа — наше, а другое — шарангское (рассказчик живет на ул. Заовражной — на окраине). Обычно мы ходили весной и осенью. Весной, когда снег растает, в понедельник, среду и пятницу. В субботу не ходили, во вторник и в четверг — нельзя.

  Идем утром. Весной гуся берем, осенью — барана. Весной — обещаем, осенью — благодарим, большая жертва. Пиво — кружки под него. Хлеба узорчатые, маленькие. Отец и дядя ходили туда, от них и я принял эту веру. Я ходить начал — мне больше двадцати было. Когда старики-то жили, туда только взрослые мужчины ходили, а сейчас и женщины ходят.

  Мы молимся по своему, мы не крестимся, а у нас своя молитва полагается: «Бог ветра—Мардеж Юмо, Бог дождя — Юр юмо, Бог зверей — Ур Юмо, Бог солнца — Кэцэ Юмо, Бог птиц—Тергя Юмо, Бот светлого дня— Ошкэцэ Юмо! Я здесь за старшего хожу, без меня не пойдут. Бог воды—Бюд Юмо! Когда пойдем, всех богов вспомянем по именам, назовем, всем богам жертву принесем».

  Барана водой поливают. Отряхивается — боги приняли.

  Это очень старинное кереметище: и деды ходили, и прадеды. Власти не протестуют никогда. Бывает, и по одному люди ходят болезни лечить. И тогда определенное жертвуют богу. Из-за скотины не ходят, а если человек заболел, идут умолять. Надо взять гуся или барана и нести туда. Говорят: «Уормахен бекен (Обещанное принесу)!» И обязательно приносят осенью или весной. Допустим, хозяин пришел с гусем, он всех богов наших вспомянет, по порядку их надо называть:

— Юмю, Юмо, перегай! Юмо, палтербал! (Береги нас бог Юмо!)

  В роще главное дерево есть — береза. Раньше, говорят, и в полях такие сильные деревья были, а сейчас их нет.

  В кереметище никто ничего не трогает — пусть упало дерево, там оно и гниет. В восемьдесят первом году ураган прошел, в мольбище у нас много леса повалило, и никто у нас даже ни одного дерева не взял.

— Порыж Юмо, Юмо, перегыже! («Добрый бог, береги нас!»)

  В кереметище специальные столики стоят, чтобы раскладывать там еда, питье. Пиво туда носят из солода и свеклы, пиво в пять чашек разливается. И пьем постепенно. Сами и убираем. Скатерти есть. Раньше в марийских костюмах ходили, а теперь в любом, только почище.

  Перед этим надо сходить в баню, чтобы на теле все было чисто и сам тоже.

 У нас все оборудовано, и котлы есть. Гуся или барана режут. Голову, лапы, хвост, перья, пух - в костер. От барана шкуру сжигаем. Баран и гусь должны быть белыми. И не гусиха, а именно гусь. Утку — ее в избе положено жертвовать. И от нее в печке все сжигают.

КАК Я ЛЕСНИКОМ СТАЛ

Я в леспромхозе раньше .работал, лес валил. Долго работал. И тут вдруг со мной такое вышло: пилю дерево по всем правилам, а оно прямо на меня пошло. Я отхожу, и оно за мной в сторону, опять отхожу, и оно опять за мной. Еле остался жив... И я понял - это мне знак от леса.

  Я уволился, чтобы больше лес никогда не пилить. Сажал его и ухаживал. И остался живой.

ПОЧЕМУ ИСЧЕЗЛА ДЕРЕВНЯ МЕЛЬНИКОВО

Раньше давно-давно мельниковские мужики святую рощу вырубили (в 30-х г.г. XX в.—Н. М.). Ничего не осталось от нашего кереметища. Искорчевали пни.

  И нет теперь деревни Мельниково. Мужики,  которые рубили, все повымерли. Где роща стояла на том месте конюшню построили—все лошади подохли, потом конюшня сама сгорела. Разорились. И нет деревни больше.

  НАКАЗАНИЕ

Мальчик здешний деревенский Петька в кереметище веточку сломал. Ведь предупреждали, говорилось всем! Не трогайте! А он ветку сломал. И что вы думаете? Тут же через что-то Петька перепрыгнул и ногу сломал!

КЕРЕМЕТИЩЕ НЕ ТРОГАЮТ

Кереметище не трогают — нельзя, плохо кончится. Учительница пошла с учениками в кереметище и сломала сучок. Хотела им показать, что все неправильно говорится, что ничего ей не будет. Потом она сильно заболела. Потом барана обещала... Болезнь прошла. За старой мельницей был куст. Сейчас уж на его месте ничего нет. Ягод оттуда все равно никто не берет. Кузнецовские куста срубили. И тут же что-то с ними случилось: не живы они.

ОБОРОТЕНЬ

Вот одна рассказывала. Сын у нее оборотнем сделался. Превратиться мог в кого угодно: в зверя, в птицу, в волка, в зайца. Она раз пошла куда-то, а заней кошка бежит, бежит за ней. Так всю дорогу и обратно. Пришла, взяла ножницы, и остригла ухо кошке-то.  На следующий день смотрит — сын не поднимается с кровати, захворал. Она посмотрела, а ухо у него нарушено. Так и сделался он у ней  колдуном.

Они колдуны-то, говорят, умирать не могут. Силу и колдовство свое отдать должны. А умирают они, только когда охлупень снимают с крыши.

ПРО РОДИТЕЛЯ

1. У соседей рядом баран пропал. Не стало — и все. К ворожейке пошла, к гадалке. Она ей говорит:

— Ты своего родителя не помянула   в  родительский день!

  Она напекла блинов да квасу поставила, свечку зажгла да вспомянула.

Пошла в поле — нашла барана.

 

2. Корову-то спрятал это ведь родитель! Искали четыре с половиной дня. Мы с мамой искали. Корова-то стояла — с трех сторон жерди, а тут пенек.

Родителей-то поминали всех вместе, а ему надо только одному.

  Мы все ходили из перелеска в ермолинскую рощу. Мама к ворожейке ходила, а я пока самовар поставила. После обеда родителей поминали. На стол положили яйца, муку:  если найдем, испечем лепешки!         

Завтра пошли искать—корова стоит!

— Где!?

— Да вот в этом месте — я раньше говорила, там пенек. И корова там!

  На другой день лепешки напекли и поминали. И вино поставили.

  А корова на стену встала да вдруг привалилась. Через четыре с половиной дня нашлась-то, а ела ли она чего? Мы с матерью ей ноги правили.

  И у бабушки корову прятал родитель. Она на чужом поле ходила. Нашли ядрену, чисту, а наша-то чуть жива.

 

ДИКОНЬКОЙ

Как от Танайки на Пиштань идти, там есть место в тайге, где Диконькой появляется. Он большой, в острой шапке. Людей пугает, лошадей. Если кого не любит, так в лесу запутает, с дороги собьет, украл—негодный кошкодер.

 

ЕКШУК

Давно дело было. Пошли мы с подружками по бруснику. Костер на тропинке разожгли, а он никак не разжигается. Старые люди говорили:

Екшук здесь ходит. Если костер и разожжется, то ветер его все равно разметет. С Екшуком медлить нельзя—надо уходить.

  Сейчас-то этого ничего нет. А раньше был мужик—так он понимал это дело — колдовство. Встречался ему Екшук, так борются они. Если крест носили, так крест сорвет — сильный, И заблудиться можно было из-за Екшука. У меня хозяин в лес поехал, а лошадь не везет. Тогда лошадь перепрягают, хомут задом наперед девают. У нас тоже раз ездили, ездили — все дрова вываливали. Не едет лошадь и все, не смогает везти. Потом перекрестились. А Екшук за-хлопал в ладоши и говорит:

— А,— говорит,— догадались!

  Это, говорят, было давно. Теперь этого нет.

  Я девчонкой еще была. Летом мы хлеб молотили, а иной раз уходили со своей полосы за малиной. Вот раз я пошла за малиной на эту полосу. Сестру звала, а та не хочет. Я обиделась на нее. И по всякому ее ругаю — чертовкой, сатаной. Собираю малину. И вдруг подул ветер какой-то холодный. И я уже в ельнике в темном. «Ой, господи!— думаю.—Что же я делаю? Как же я сестру-то поругала! Что же теперь?»

  Это меня Ексюк проучил: он услышал. Тюньга — речка там была. Как пройти, не видно, куда иду, не пойму. Давай бога просить: что же это я как Маруську поругала, согрешила. И вдруг выхожу на дорогу  большую. Что за дорога, не знаю. Но дяденька идет. Я ему говорю: «Заблудилась я. Куда мне идти?» Он объяснил, что это в Изъянку дорога. Идет со мной. Так и до дому дошла.

БОЛЬШАЯ И МАЛАЯ ПРИСТАНЬ

  До Петра Первого наша большая Пристань была совсем маленькой — народ тут в лесной глуши не больно-то жил Староверы сюда бежали все больше Вот мой дед говорил про своего деда Гаврилу — тот сюда с Соловецких островов бежал — по онежским лесам, по Шексне, по Волге, по Ветлуге. Мучали его — унижали за веру, за бороду, он царский налог платил — пять рублев в месяц. И он был сослан на исправление в Соловецкий монастырь, оттуда сбежал в марийские леса.

  Пристань—значит, пристанище староверов. А еще дерев-ню Гаврово звали — Гаврила этот ее и основал. А место, где деревню построили, необычное. Как раз тут Иван Грозный шел со своим войском на Казань. Шла дорога через Варнавин, тут был Перевоз через Ваю, дальше — Старые Краи, Шабаши, Ерши, Падерино, Санчурск, Царевококшайск, а уж там до Казани прямиком не-далеко. Вот какая дорога. Об этом у нас в деревне от отца к сыну рассказывали.

  По этой дороге Иван Грозный двигался через Кострому на Казань. Дорога была спокойная — тут марийцы жили, а они были против татар, царю помогали. Вез царь оружие, продукты, золото. И вот тут на перевозе ухари нашлись — бочонок с золотом в Ваю упустили. Иван Грозный осердился —приказал поймать бочонок тут же. Да где там. Очень глубоко. Потом несколько веков мужики за бочонком донырнуть хотели — до дна несколько метров, ила — метра на три — вот и найди.  Когда Иван Грозный Казань взял, назад он тоже по Ратной тропе шел и пленных гнал. Здесь у него остановка долгая была. У Большой Пристани до сих пор видны бугры.  Говорят, татары пленные у него умирали, а он их в сторонке от переправы приказывал хоронить, Малая Пристань потом уж из Большой выселилась,  а Большая вся нарушилась уже сейчас.

«...ЗАКАПЫВАЮТ ДЕНЬГИ»

  В кереметищах часто закапывают деньги. Если чужой их брал, сходил с ума.

«ЗОЛОТОЕ ИМЯ» ИВАНА ГРОЗНОГО

  Что мимо нашего Черномужа царь Иван Грозный проходил, то правда. Есть и Ратная тропа, где его войско шло. И там, на этой тропе, царь приказал свое имя золотыми буквами написать на одном дереве. На сосне.   Я маленькой была, бабушка в лес меня водила — буковки золотые показывала. Позолота - то стерлась уж, но буквы остались — заметны.

КАК БЕДНЫЙ С БОГАТЫМ ПОМЕНЯЛИСЬ

 В Старых Краях вы, верно, видели Екатеринский тракт — ехать довелось по этой дороге самой Екатерине Второй. Вперед себя она послала наместника-марийца. А на строительство дороги было согнано много крепостных. Деревья рубили, болота мостили.  Сошлись тут бедный и богатый и возник у них спор - богатый-то ругался, что, отвлекают крестьян с работы деревья рубить да мостить, богатства-то ему меньше будет, а бедный на защиту Екатерины встал — как же, государыня мол! Нужно уж хорошенько подготовить и встретить.  А наместник-то мариец их разговор понял. И поменялись жизнями богач и бедняк. Лишился богатый и крова, и своего богатства, а бедного-то государыня по-царски одарила, в хоромах стал жить.

КАК МАРИЙЦЫ СЮДА ПРИШЛИ

  Марийцы в наш край поднялись вверх по Ветлуте и на Рудке с Волги. Самое старое место, где они поселились — Рудка, а потом — Большое Устинское. В Рудку они по Руд-ке поднялись, в Устинское — по Усте с Ветлуги.

Как при татарах жилось

  Было это давно. В то время у нас тут татары хозяйничали. И вот в одном селении украли девушку, увезли в полон ее. Долго о ней ничего не слышно было. Мать горевала, горевала, да и решила сама  дочку искать идти. Переоделась нищенкой и пошла к татарам. Там увидала она дочку свою. Содержат ее плохо, бьют, работать и днем и ночью заставляют. Дочка-то матери не узнала после всего этого. Когда остались они

наедине, запела мать дочке песню:

   Ты роду-то русского,

   А природа татарская...

  Тут дочка и признала мать-то. "Мама, ты ли?" "Я дочка, я." "Ой, мама, как же убежать нам отсюда?" Погоревали они, поплакали, а потом подкупили одного татарина и сбежали домой.

 

ИСТОЧНИК  ИНФОРМАЦИИ И ФОТО:

 

http://www.gttp.ru/map_NN/

http://kuimich.narod.ru/

http://www.unn.ru/

http://www.tonshaevo.ru/

http://www.nntv.nnov.ru/

http://st-rudka.ru/

http://www.velo.nnov.ru/