Педагогическая деятельность по реализации ООП ДО

Аширова Марина Владимировна

1. Материалы  из опыта работы по планированию, проектированию образовательного процесса - http://nsportal.ru/sites/default/files/2016/11/25/...

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл Планирование43.2 КБ

Предварительный просмотр:

Материалы

из опыта работы по планированию, проектированию

образовательного процесса

С 2015 года планирование  образовательной деятельности  осуществляю вместе с детьми в виде разработки и реализации тематических проектов (по методике Л.В. Свирской (кандидата педагогических наук, доцента кафедры педагогики и психологии Новгородского центра развития)).

Логика планирования образовательной деятельности:

  1. Выявление интересов и потребностей детей (наблюдение за играми, общением; элементарные социологические опросы; инициирование разговора во время детского совета; опрос родителей и пр.формы; «вбрасывание»  педагогически обусловленной темы).
  2. Обсуждение и принятие решения о теме и форме образовательного события(детский совет- дети принимают участие в обсуждении  интересующих их вопросов с воспитателем).
  3. Совместное планирование  (модель трех вопросов, детский совет с обязательным ведением записей идей детей).
  4. Обсуждение взрослыми ситуации(тема, форма, ресурсы в группе, ДОУ, местном сообществе с дополнением детских идей идеями взрослых).
  5. Ежедневное версионное возвращение к совместно выработанному плану (напоминание темы; анализ сделанного; презентация новых материалов; индивидуальное планирование – выбор дел и действий).
  6. Ежедневное версионное подведение итогов(предъявление детьми и взрослыми результатов своей деятельности; анализ действий, определение перспектив).

Совместное планирование начинаю с группового сбора. Дети располагаются по кругу на ковре или на стульчиках.Все   равны  – каждый часть целого. Утренний круг способствует концентрации сил и внимания у детей перед работой в центре активности, побуждает детей организовывать собственную деятельность и осознавать свой выбор. Общение в круге способствует становлению чувства команды и единства в детском сообществе.

На утреннем сборе:

  • дети собираются все вместе, радуются встрече, началу нового дня;
  • играют в разнообразные игры, не требующие крупных движений;
  • обмениваются новостями, задают вопросы;
  • определяют тему работы на неделю;
  • планируют содержание и формы работы по теме, планируют свою работу в центрах активности.

Темы проектов на неделю определяю исходя из интересов и потребностей детей, по их инициативе (что они хотят узнать, что их интересует). Сначала я веду опрос: «Какую тему вы предлагаете? Кого интересует тема, предложенная Ирой/Сережей? Сколько детей из всей группы выбирают тему «Люди»? (посчитай, Сережа). Сколько детей интересуется этой темой (кто сосчитает?) Какую тему выбрали больше детей? Что мы сможем узнать? Таким образом, детям самостоятельно принимают осмысленные решения.

Например, выясняется, что детям очень интересна тема о происхождении хлеба. Накануне выбора новой темы (утром в каждый понедельник)  в свободном общении с детьми (во время обмена новостями делюсь «своей новостью») я завожу разговор о том, что - «Я вчера смотрела новую передачу, она называется ……». Я узнала много интересного о том, что …..). Спрашиваю их, а что они знают об этом; что хотят узнать; что нужно сделать, чтобы узнать. При этом использую метод трёх вопросов. Ответы детей фиксирую в таблице.

Что мы знаем о деревьях?

Что мы хотим узнать?

Что нужно сделать,

чтобы узнать?

Деревья меняют листву (Ваня)

Деревья бывают хвойными и лиственными (Полина)

Деревья выделяют кислород (Оля)

Из дерева делают мебель  (Настя)

Названия некоторых деревьев (Артем)

Какие деревья растут на нашем участке (Саша)

Что необходимо деревьям для жизни (Соня).

Почему осенью желтеют листья на деревьях  (Лера).

Почему люди белят стволы деревьев (Оксана).

Как из питаются деревья (Аня)

Какая взаимосвязь между деревьями и животными (Юля)

Что будет ,если исчезнуть деревья? (Алина)

Зачем люди сажают деревья? (Лена)

Спросить у родителей (Оля).

Посмотреть альбом  о деревьях (Миша).

Прочитать  книги о деревьях (Андрей).

Посмотреть в интернете(Даша).

Спросить у бабушки, она все знает (Алеша).

Посмотреть телепередачи по телевизору (Матвей)

Можно спросить у поваров детского сада (Алина).

Самим подумать (Вероника).

Исследовать деревья (Ваня).

Вспомнить сказки (Маргарита)

План работы на неделю с 19.09.2016 по 23.09.2016 (с детьми старшей группы)

Объединяющая (рамочная) тема:  «Осень в гости к нам пришла»

Тема недели: «Деревья»    

Цель: дать представления детям о жизни деревьев, их взаимосвязи в природе, а также природоохранной деятельности.

Задачи:

  • расширить представление детей о разных видах деревьев;
  • изучать взаимодействие дерева с окружающим миром;
  • совершенствовать диалогическую речь: учить участвовать в беседе, отвечать на вопросы;
  • исследовать функциональные особенности систем жизнеобеспечения дерева, их зависимости от времен года;
  • вовлечь детей в опытно – экспериментальную деятельность;
  • развивать воображение , творчество, познавательный интерес, мышление, умение анализировать, сравнивать, обобщать;
  • познакомить с процессом выращивания и изготовления хлеба, начиная со старины и до наших дней;
  • воспитывать уважительное отношение к окружающей природе, желание проявлять заботу.

Итоговое событие: создание альбома  «Деревья нашего участка» (совместно с родителями)

Количество инициатив

Центр

игры

Центр познания

Центр книги

Центр природы

Центр здоровья

Центр

экспериментирования

Центр творчества

Центр речевого развития

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Поиграть в игру «Детский сад»

(Соня)

Поиграть  в игру

 «Семья»

Посчитать, сколько деревьев растет на участке детского сада (Лёва)

Сравнить деревья по высоте  (Даша)

Дидактическая игра «С какого дерева лист?»

Рассмотреть иллюстрации в книгах

(Полина) Придумать сказку  про елочку

(Ваня) Вспомнить сказки про деревья (Лена)

Отметить погоду в календаре природы

(Андрей)

Поиграть в

экологов

(Вероника)

Поиграть в игру

«Кто быстрее найдет березу, ель, дуб» (Аня)»

Выучить новую игру

«Листопад»

(М. В.)

Провести соревнования в группе с листочками

(инстр. по физ. деят.С.В.)

Рассмотреть и сравнить кору деревьев

(Саша)

Рассмотреть и сравнить семена деревьев (Оля)

Слепить из пластилина дерево

(Маша)

Выложить панно из осенних листьев (Таня)

Назвать лиственные деревья (Никита)

Назвать хвойные деревья (Лена)

Разучить пословицы и поговорки о деревьях (М. В.), скороговорки (Логопед)

Центр

краеведения

Центр

театра и музыки

Центр

дежурства

Центр строительства

Центр безопасности

Центр отдыха

Содержательная направленность инициатив, имена инициаторов

Познакомить с деревьями нашей природной полосы

(М. В.)

Рассмотреть фотографии с изображением деревьев, которые растут в нашем крае

Показать сказку «Красавица береза»

(Даниил)

Спеть песню «Во поле береза стояла» (Маргарита)

Прослушать песню «Ореховое дерево» Фаталиева Р А (Музыкальный руководитель Анна Николаевна)

Убрать в Уголке  природы пожелтевшие листья на растениях (Кирилл)

Построить детскую площадку с парком (Соня)

Вспомнить правила поведения в ситуациях: «Если вдруг случится пожар»»

(М. В.)

Отдохнуть  после работы (Настя)

Посмотреть фильмы (Даниил )

Послушать музыку (Полина)

Комплекс утренней гимнастики № 5 на неделю

 Лексическая тема «Деревья».

В парке клены и дубы

Сбросили наряды.

А осины и березы

Мерзнут у ограды.

Грустный ясень машет липе

Длинными ветвями.

По земле шагает осень

Быстрыми шагами.

I часть: Ходьба в колонне по одному, ходьба на носках, пятках, ходьба с выпадами. Бег трусцой, ходьба.

II частьКомплекс ОРУ «Осенью в парке»

Инвентарь: кленовые (или другие) листья из расчета по 2 шт. на каждого ребенка.

«Помашем листочками»

И. п.: ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки с листочками внизу. 1 — поднять правую руку с листочком вверх, левую — отвести до отказа назад; 2 — поднять левую руку вверх, правую вниз назад; 3 — сменить положение рук; 4 — опустить правую руку вниз, вернуться в и. п. После паузы выполнить все еще раз в быстром темпе. Повторить 4-6 раз.

«Деревья наклоняются, листочки качаются»

И. п.: ноги врозь, руки с листочками внизу, вдоль туловища. 1- поднять руки с листочками через стороны вверх, посмотреть на руки — вдох; 2 — наклонить туловище вправо, ноги прямые, голову прямо — выдох; 3 — выпрямиться, руки с листочками вверх — вдох; 4 — через стороны опустить листочки вниз — выдох. То же с наклоном в левую сторону. Повторить 6 раз.

«Листочки опадают, ковром из листьев землю укрывают» И. п.: ноги на ширине плеч, ступни параллельно, руки с листочками вверху. 1 — наклон вперед, ноги не сгибать, положить листочки на землю перед собой — выдох; 2 — выпрямиться, руки за голову, хорошо прогнуться — вдох; 3 — наклониться, взять листочки - выдох; 4 — выпрямиться, поднять листочки вверх — вдох. Повторить 6 раз.

«Листопад, листопад, листья по ветру летят» И. п.: ноги вместе, руки с листочками внизу. 1—2 — поднять листочки вверх, правую ногу отвести назад на носок — вдох; 3- 4 — опустить листочки, ногу приставить — выдох. То же, но назад отвести левую ногу. Повторить 4-6 раз.

«Мы тихонько приседаем, и листочки собираем» И. п.: о. с., руки с листочками внизу. 1 — присесть на носках, колени врозь, спина прямая, руки с листочками вперед — выдох; 2 — вернуться в и. п., выпрямиться, руки вниз — выдох. Повторить 6-8 раз.

«Прыгаем на двух ногах мы с листочками в руках»

И. п.: ноги слегка расставить, ступни параллельно, руки с листочками внизу. Сделать 6 подскоков на двух ногах, руки с листочками внизу; 6 шагов на месте, темп ходьбы спокойный. Повторить 4-5 раз.

«Осенью пахнет увядшей травой, опавшими листьями, стылой водой»

И. п.: ноги врозь, руки с листочками внизу. 1 — подняться на носки, руки с листочками через стороны вверх — вдох; 2 — вернуться в и. п., выдох. Повторить 3-4 раза.

III часть: бег на скорость, ходьба.

День недели

Дата

Непрерывная образовательная деятельность

Образовательная деятельность

в режимных моментах

Создание/организация предметно-пространственной  развивающей образовательной среды

Самостоятельная деятельность детей и поддержка детской инициативы   

Вовлечение семей в образовательную деятельность

Понедельник

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема: «Путешествие 13» стр 47 Методического пособия

«Путешествие в страну математики» М. Н. Султанова Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2013, рабочая тетрадь, стр 14 и «Путешествие в сказочный лес» стр 91 «Тропинка в экономику» Москва: Издательский центр «Вентана-Граф», 2015

Интеграция образовательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, социально-коммуникативное.

                 

Музыкальная деятельность

Тема: «Осинины»

Музыкальная игра-развлечение «Осинины». Закреплять знания детей об осенних явлениях и приметах с использованием музыкальных произведений П. Чайковского («Осень», «Охота»)

Разучивание рус нар заклички «Осень, осень» и

«Листопад» муз Потапенко, сл. Е. Авдиенко

(по плану музыкального руководителя)

Изобразительная деятельность (аппликация)

Тема: «Декоративно- оформительская деятельность-Мировое дерево» стр. 68-69 И. А. Лыкова (конспекты занятий) «Художественный труд в детском саду» Издательский дом: «Цветной мир» Москва, 2011г

Утро. Утренняя гимнастика «Деревья».

«Утро радостных встреч» Беседа об интересном.

Разработать правила поведения в лесу

Пальчиковая  гимнастика  с карандашами-деревьями

Физкультминутка «Листопад, листопад, листья желтые летят…»

Отгадывание загадок о деревьях

Индивидуальная работа с Кириллом, Колей         : отличие деревьев и кутарников                           

Прогулка     Наблюдение за верхушками деревьев. Игры с выносным материалом, строительные игры с песком «Аллея нашего сада»

Индивидуальная работа с Полиной и Демидом- уборка сухих листьев. Подвижная игра "Елка и березка".

Вечер

Заучивание стихов, пословиц и поговорок о деревьях и кустарниках.

Чтение: стихотворения Майкова «Осенние листья по ветру летят»

П\ игра с мячом: "Дерево- не дерево"

Прогулка

Рассматривание березы.

Хороводная игра с подгруппой детей «Во поле береза стояла».

Игра с подгруппой детей  «Соберем гербарий»

 Инд. работа с Егором и Алёшей: прыжки на двух ногах с продвижением вокруг дерева.

Предложить детям собрать листья для гербария. Опыты с землей (рыхлой почвой).

В центре экспериментирования: листья разной формы , сухие и не очень, почва, песок, вода, емкости, лупа, пицет, перчатку, микроскоп; картинки деревьев, кустарников, листьев, семена деревьев.

В центре творчества: тетради с ребусами и заданиями, карандаши, клей, листочки из разноцветной бумаги, чистые листы, клей, ножницы, раскраски.

В центре музыки и танца: разместить атрибуты для сюжетно ролевой игры «Детский сад».

В центре отдыха: коврики, тканевый бассейн, лавочки.

В центре краеведенья разместить энциклопедии и детскую художественную литературу о деревьях Сибири, ПК, приготовить презентацию по теме недели.

В центре творчества: цветная бумага, клей, ножницы, раскраски, трафареты.

Создать условие для самостоятельных игр в центрах активности.

Рассматривание гербария.

Рассматривание картинок. и фотографий «Лес осенью».

Раскрашивание картинок, разгадывание ребусов и лабиринтов

Самостоятельные игры с листьями на присадовом участке

Предложить свободное прослушивание в группе музыки, танцевальный час по желанию детей

Составление коллажей. Приготовление необходимого материала.

Предложить родителям собрать с детьми листочки и плоды, семена (если удастся) во дворах ЗАТО на предмет разнообразия деревьев в нашем крае и принести в детский сад.

Предложить понаблюдать за изменениями в природе, ознакомить со списком литературы для чтения в семейном кругу.

Вторник

Коммуникативная деятельность

Тема: «Лес» стр 19 в методическом пособии Журова Л. Е. «Подготовка к обучению грамоте» Москва: Издательский центр «Вентана-Граф» 2015г

Составление рассказа по серии сюжетных картинок стр 134 «Развитие рачи» О. С. Ушакова Москва: Издательский центр «Вентана-Граф» 2015г

Двигательная активность

Тема: подвижная игра «Листопад»

(по плану инструктора по ФИЗО)

Воспроизведение художественной литературы.

Тема: Чтение «Лес, точно терем расписной» Бунина стр 53 «Книга для чтения в детском саду и дома .4-5 лет» Москва: Оникс, 2005г. Составление сказок по картинкам «Про дуб и березу» стр .107 В .Р. Ветрова «Уроки психологического здоровья» ( с психологом) Методическое пособие. Москва: Творческий цент «Сфера», 2001 г

Утро. Утренняя гимнастика «Деревья».

Рассматривание букета из разных веточек. Познакомить детей с характерными признаками еловых и лиственных деревьев.Помочь выделить части и запомнить названия частей дерева. Практические работы: "Сравнение веточек разных деревьев"

 

Опыт с вертушкой (взаимосвязь между ветром и качанием деревьев), посчитать листочки, выложить буквы, цифры, свое имя из листьев и веточек

Динамическая пауза «Ветер дует нам в лицо

Артикуляционная гимнастика с подгруппой детей: «Деревья

   Прогулка

Наблюдение за листопадом.

Игры с выносным материалом.

Индивидуальная работа с Глебом, Викой – прыжки в длину с места. Собрать опавшие листья с газона граблями.

Подвижная игра с подгруппой детей  «Листопад»

Вечер.

Игры по интересам детей
Самостоятельные игры детей с выносным материалом на участке. 

В центре речевого развития: дидактические игры о деревьях, гербарии из листьев, картинки для составления рассказов.

В центре творчества разместить трафареты, раскраски, репродукций картин , пластилин.

В центре спорта и физкультуры(здоровья): атрибуты для подвижных игр.

В центре книги: М.Скребцова «Лиственный лес», «Раскажите детям о деревьях», «Энциклопедия леса»

стихи Бунина, Багрицкого  ,Т. Бергер «Дерево ,выросшее до небес», Р. Метле «Большая книга о лесах и деревьях», «Краснолесье», А.Кононов «Большое дерево» и др.

Настольно-печатные игры с подгруппой детей: «Деревья и кустарники», «Растения нашего края», «Наряди дерево»

Предложить д/игру «Найди пару» 

Чтение электронной книги, рассматривание картинок и плакатов по теме недели

Предложить сфотографироваться на фоне красивого осеннего дерева в городке Солнечный и принести фото.

Предложить родителям вместе с детьми выучить стихи или отрывки стихов о деревьях нашего края.

Предложить сделать дома атрибуты с изображением листьев, семян местных деревьев (для подвижных игр).

Среда

Познавательно-исследовательская деятельность

Тема : «Дышащие растения» и «Скользкие листья» стр. 66 «365 научных экспериментов» К Валл. Отпечатано в Китае.

Музыкальная деятельность

 Тема: «Игра в театр» (со слушаньем музыки и музыкально-пластической импровизацией)  Муз.

Потапенко Т. «Листья золотые» (по плану музыкального руководителя)

 

Изобразительная деятельность (рисование) Тема: «Золотая хохлома и золотой лес»  Декоративное рисование по мотивам народной росписи

И. А. Лыкова «Изобразительная деятельность в детском саду» Стр 66-67 Творческий центр Сфера Москва, 2009

Утро. Утренняя гимнастика «Деревья».

Просмотр мультфильма «Красавица береза»

Игра "С какого дерева лист".

Наблюдение за собранными листьями: что с ними просиходит. 

Слушанье песни «Ореховое дерево»

 Д\ игра Настей, Анютой, Егором: «Угадай дерево по листу»

Поисковая игра "Кто поможет мышонку".

Прогулка 1.

Наблюдение за деревьями и кустарниками на участке.

Строим площадку с парком из песка и бросового материала.

Вечер

Словесная игра «Назови дерево по последней букве?»

 Просмотр слайдовой презентации "Наши фотографии"

Индивидуальная работа   с Ариной, Настей, Артёмом - повторение знакомых стихов об осени.

Прогулка 2.

Наблюдение за калиной.

Предложить детям собрать

 листья тополя, калины, клена для осенних поделок.

Игры с выносным материалом в песочнице.

Индивидуальная работа с Владом и Аришей.

Подвижная игра с подгруппой детей:

«Листья, плоды, семена».

В центре безопасности:

красная ткань, ведра, канат, перчатки, веревка, островки, элементы одежды пожарных.

В центре театра и музыки: костюмы, музыкальные композиции, муз.центр, листья из бумаги.

В центре отдыха: телевизор, фильм для просмотра.

В центре творчества: листки-заготовки, трафареты, ножницы, краски, кисти, емкости с водой, палитра.

Предложить атрибуты  в центре экспериментирования

Создать условия для самостоятельных игр в центре игры, познания,  театра и музыки.

Свободное рисование в центре творчества различными материалами

Предложить родителям вместе с детьми посмотреть в интернете  информацию об  

открытиях в природоохранной области.

Предложить родителям выучить с детьми пословицы и поговорки об осени и осенних явлениях.

 

Четверг

Конструирование (с элементами лепки) Тема: «Аллея жителей Формандии» (с использованием Л. В. Куцакова «Занятия по конструированию в старшей группе детского сада» стр 9. Издательство: Мозаика-Синтез, 2010 г)

Двигательная активность

Игра «По тропинке здоровья»  

(по плану инструктора по ФИЗО)

Вариативный компонент

Детская безопасность

Беседа «Какие опасности подстерегают в сухой листве?»

Подвижная игра «Разноцветные листочки»

Утро. Утренняя гимнастика «Деревья».

Рассказы детей из личного опыта. «Сказка про елочку».

 Д/И с подгруппой детей  «Экологи».

 Индивидуальная работа  с Настей, Владом, Русланом: Кто быстрее найдет ель, дуб, березу…

Прогулка 1.

Наблюдение за ягодами рябины и калины – в чем отличие?

Индивидуальная работа с Петей, Галей– упражнять в перебрасывании мяча от груди двумя руками.

Подвижная игра с подгруппой детей: «Птицы на деревьях” 

Подвижная игра «Выше ноги от земли»

Вечер.

Инсценировка сказки «Как  волк вздумал на дерево залезть».

Изготовление книги "Путешествие по птичьей столовой" (на присадовой территории)

Лепка из соленого теста "Натюрморт"

Д/и «Кто назовет больше деревьев?»

Оформление выставки детских работ «Наше творчество»

Прогулка 2.

Наблюдение за работой дворника

Предложить Насте, Пете, Андрею собрать листочки разной формы.

Игры с выносным материалом.

Подвижная игра «Кошки-мышки»

В центре конструирования:

кубики, конструкторы с фигурами, деревьями, жилыми элементами, картон для основания общей поделки, автомобильчики.

В центре познания - настольно-печатные игры.

В центре здоровья -шашки шахматы, мячи, кегли, скакалки.

В центре книги добавить

иллюстрации  лес в разное время суток и года.

В центре безопасности: плакаты по безопасности при пожаре, в лесу, во время грозы и т.п.

Создать условия для самостоятельных игр в центре строительства и творчества.

В центре творчества создать условия для лепки из пластилина и сухих листьев

Самостоятельные игры на прогулке с выносным материалом

Пригласить родителей к участию в создании альбома «Деревья нашего участка».

Пятница

Вариативный компонент

Реализация проекта «Город юных россиян»

 Сюжетно-ролевая игра «Дети в парке»

Двигательная активность на прогулке

«Веселая игротека»

  ( по плану инструктора)

Утро. Утренняя гимнастика «Деревья».

Беседа  «Что такое гербарий». Интеллектуальный поединок с подгруппой детей: «Кто больше назовет деревьев».

Д/и с подгруппой детей «Соберем красивый букет из листьев»

Рассказ о споре деревьев. Обсуждение.

Индивидуальная работа   с Максимом, Ильей, Настей проговаривание пословиц и поговорок об осени. Рассматривание книг, иллюстраций об осени.

Прогулка 1.

Занятие по физической культуре на свежем воздухе (проводит инструктор по ФИЗО) – двигательная деятельность

Игры с выносным материалом. Подвижная игра  «Шина – машина- стоп!».

Вечер.

Развлекательно- музыкальный праздник с рассматриванием альбома  «Деревья нашего участка»

Уборка в Уголке природы

Дидактическая игра с подгруппой детей: «Назови профессию»

Прогулка 2.

Наблюдение за солнцем.

Спортивные упражнения с подгруппой детей:  «Забрось мяч в кольцо».

Индивидуальная работа с Дашей, Ритой, Настей «Попади в обруч».

Подвижная игра с подгруппой детей «Если вдруг случился пожар». 

В центре природы разместить альбомы «Деревья нашего участка», настольные игры: «Собери картинку».

В центре познания обновить картинки с изображением осенних явлений.

В центре книги пополнить произведениями об осени.

Создать условия для самостоятельных игр в центрах активности.

Самостоятельное придумывание рассказов и сказок о сибирском лесе

Предложить атрибуты для театрализации сказки «Лес, точно терем расписной..»

Посещение выставки детских работ «Листопад, листопад, ему каждый ребенок рад!»