Родительская школа

Нагорная Лилия Анатольевна

Современные стандарты определяют универсальные учебные действия как обязательные результаты обучения наряду с предметный знаниями и умениями. Формирование универсальных учебных действий – длительный процесс, который требует организации специальных условий не только в рамках школьного обучения, но и дома. Ребенок, который может организовать себя в бытовых вопросах, сможет справиться и с организацией учебной деятельности. На вебинарах мы рассмотрим содержание универсальных учебных действий и условия, необходимые для их формирования. Вы получите возможность познакомиться с методами формирования универсальных действий в повседневной жизни и помочь своему ребенку в обучении.

Темы занятий: 

-роль родителей  в формировании УУД;

-формирование регулятивных умений младших школьников;  

- способы формирования личностных умений младших школьников:

-формирование коммуникативных   умений младших школьников;

-формирование познавательных умений младших школьников.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФГОС: роль родителей в формировании и развитии УУД

Уже несколько лет (с сентября 2011 года) действует ФГОС и  все образовательные учреждения России руководствуются им в своей деятельности. Но, тем не менее, эта аббревиатура (ФГОС) до сих пор производит магическое действие на тех, кто его слышит.

Неоднократно выступая на  родительских собраниях в школе и касаясь темы новых образовательных стандартов, не устаю удивляться, как на это слово из четырех букв(ФГОС) реагируют родители: на лицах одних появляется скука, другие стараются вникнуть, понять, третьи – замирают с выражением страха и ужаса перед чем-то неизведанным, но неминуемо надвигающимся, на лицах четвертых – недоумение: а мы то, мол, тут при чем?

Приходится признать, что в большинстве своем родители занимают защитно-оборонительную позицию по отношению к ФГОС. Не по тому, что не готовы принять новые требования, отрицают их нужность и важность на современном этапе развития, а потому что не понимают, как им действовать в сложивщихся условиях, не видят в чем отличие новых требований от старых, новых приемов обучения от тех, к которым привыкли, не знают чем и как помочь своим детям, чтобы достичь целей и результатов, заложенных в новых стандартах. Непонимание приводит к бездействию или действию по-старинке. При этом многие продолжают считать, что ФГОС это только прерогатива школы и только школа, учителя должны заниматься реализацией тех требований, которые в них заложены.

Давайте разберемся так ли это и в чем заключается роль родителей в новых условиях обучения.

ФГОСы, как известно,  возникли не на пустом месте, не упали с неба, это ни чья-то прихоть. Преобразования, изменения, происходящие в последнее время в мире, в стране, в обществе, требования, предъявляемые современной жизнью к человеку, подтолкнули к изменению взгляда на образование. В основе ФГОСов - лозунг «Образование для жизни, образование через всю жизнь». Желательным результатом образования на современном этапе является функционально грамотная личность- человек самостоятельный, познающий и умеющий жить среди людей. Другими словами процесс обучения  должен быть направлен на подготовку обучающихся к реальной жизни, к готовности занять активную позицию, способных к успешной социализации в обществе, имеющих потребность и способность к непрерывному самообразованию, умеющих использовать приобретаемые знания, умения и навыки для решения  жизненных реальных задач в различных сферах человеческой деятельности.

Для того, чтобы достичь этих целей необходимо вооружить наших детей определенными умениями: умениями учиться, умениями действовать, умениями решать самостоятельно возникающие задачи. Именно в этом заключается отличие прежних стандартов от нынешних.

Раньше главной целью образования было формирование так называемых ЗУНов, т.е. знаний, умений  навыков, а точнее простая передача этих знаний, умений и навыков от учителя к ученику. Многие воскликнут, ну вот и хорошо было, больше знали. Вопрос только в том, что немногие умели по окончании школы  этими знаниями пользоваться, не осознавали до конца, где эти знания могут пригодиться. И зачастую золотые медалисты оставались невостребованными, не достигали вершин карьерного роста, не становились успешными людьми.

Теперь все обучение направлено на то, чтобы показать ребенку, зачем ему нужны знания в реальной жизни, на то, чтобы вооружить его определенными умениями обращаться с этими знаниями, умениями добывать эти знания самостоятельно. Наша жизнь непредсказуема. Возможно через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Что бы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть умением учиться, умением эти знания добывать. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормального адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Таким образом, теперь на первое место выходит формирование у  детей умения ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, т.е. формирование у учащихся умения учиться.

В основе умения учиться лежит овладение учащимися так называемыми универсальными учебными действиями(УУД). УУД – это надпредметные, метапредметные, межпредметные действия, обобщенные действия, которые могут применяться для решения любых учебных задач в рамках любого предмета, подходящих для различных учебных, а главное жизненных ситуаций, применимых в любых сферах жизни и деятельности.

К универсальным учебным действиям относят

  1. Личностные – позволяют сделать учение осмысленным,
  2. Регулятивные – обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью
  3. Познавательные – включают действия исследования? поиска, отбора и структурирования информации.
  4. Коммуникативные – обеспечивают возможность сотрудничества: умение слушать, слышать, понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность

УУД – это те навыки, которые формируются, развиваются в начальной школе. А закладываются по большому счету задолго до школы. На самом деле при ближайшем рассмотрении основы, зачатки УУД закладываются в глубоком детстве в семье, в игре, в общении с родителями, близкими, сверстниками. Таким образом, без помощи родителей, без их поддержки и понимания происходящего учителям просто не обойтись. Чем больше внимания уделят родители формированию этих действий в предшкольный период, тем легче и успешнее будет проходить их усвоение в начальной школе и тем успешнее обучение в среднем звене.

Теперь более конкретно рассмотрим, чем же родители могут помочь собственному ребенку в развитии УУД, т.е. как могут помочь родители детям в изменившихся условиях обучения.

См.слайды

На самом деле помочь учиться родители могут своему ребенку пересмотрев свою систему воспитания, свои взаимоотношения с собственным ребенком. Главная задача родителей – не столько Помочь, сколько Не помешать его естественным внутренним процессам, обеспечивающим новые умения. Попытаемся сформулировать некоторые важные принципы, позволяющие это сделать.

Ребенку всегда должен предоставляться выбор.

И снова мы предвидим привычное родительское возражение: «Что же, получается, что ребенок сам может решать, когда ему спать, что ему есть, ходить ли ему в школу?!» Самое смешное, что ответ снова очень прост. Он может Выбирать, ложиться ему спать сейчас или через 15 минут (чем не выбор?), съесть только сладкое, но тогда уже не есть совсем ничего до ужина – даже если он очень проголодается, и т. д. Разве сложно в каждом конкретном случае предлагать ребенку хотя бы два альтернативных варианта?

Для подготовки ребенка к жизни счастливого взрослого родителям необходимо предоставлять ему возможность нести ответственность за свой выбор.

 Например, с ребенком можно договориться о том, что он съедает в день три (количество можете проставить по своему усмотрению) конфеты. Его воля – съесть их все сразу и прямо сейчас, есть по одной утром, днем и вечером или как то иначе. Задача родителей – обеспечить Неизбежность платы ребенка за его выбор. Какие бы у него ни были несчастные глаза и убедительные доводы – уговор есть уговор. Ты же сам решал, как для тебя лучше? Ты сделал неправильный выбор? Значит, в следующий раз у тебя будет возможность лучше разбираться в своих желаниях. Кстати, это означает также, что совершенно необязательно делать за ребенка то, чего он не успел сделать сам по причине собственной несобранности.

Свои цели ребенок имеет право ставить только сам.

Родители могут обсуждать с ним свои пожелания или его собственные желания, могут – только, конечно же, опять посредством выбора! – налагать на него определенные обязанности, но все это не должно носить характер определения целей за ребенка. Ведь любые обязанности на самом деле никогда не являются целями – они всего лишь условия, в которых человек этих целей добивается. Это означает еще и то, что именно ребенок имеет право решающего голоса в принятии решения о поступлении в ту или иную школу, секцию или кружок, о том, кем он собирается стать в своей взрослой жизни (даже если эти решения будут каждый год изменяться), о том, обязательно ли ему быть отличником, и т. д. Понятно, что выполнение этого обязательного условия скорее всего окажется для родителей наиболее трудным. Еще бы – ведь каждый порядочный родитель убежден, будто хорошо представляет себе, что необходимо ребенку для его же блага! Но нам кажется, мы сумели здраво и логично обосновать свою точку зрения по этому поводу. А решение принимать, конечно же, все равно вам.

При этом родителям необходимо оказывать ребенку нужную ему помощь в процессе постановки его собственных целей.

 Возникает эта необходимость тогда, когда ребенок озвучивает некое свое долгосрочное «стратегическое» желание, не очень хорошо представляя себе возможную плату за его реализацию. Задача родителей – не слишком проявляя свое собственное отношение к самому желанию и возможности его осуществления, разобрать вместе с ребенком, что именно ему придется сделать для того, чтобы его выполнить.

Задача родителей – позволить ребенку как можно более самостоятельно определять стратегию собственных действий по достижению собственных детских – но от того никак не менее важных и серьезных – целей.

На всякий случай повторим еще раз: не нужно в режиме реального времени описывать ребенку каждое действие, которое ему необходимо совершить! И напомнить ему о том, что он что то собирался сделать, вполне достаточно только один раз. И не стоит стоять у него «над душой», когда он что-то пытается сделать. Разумеется, все это имеет смысл в одном единственном случае: когда для ребенка Определена цена, которую ему придется заплатить в случае невыполнения (или невыполнения в срок) того или иного действия.

 Оказывать помощь ребенку имеет смысл в таком объеме, чтобы в конечном итоге исполнение его желания зависело именно от его усилий и самоконтроля.

Здесь продолжает действовать принцип организации родительских усилий, который мы сформулировали еще для первого этапа развития: помощь должна быть дозированной и оказываться только по запросу самого ребенка. Всегда лучше сделать Вместе с ребенком, чем Вместо ребенка. Просто в отличие от столь же дозированной помощи малышу на первом этапе его жизни, которая должна была быть конкретной и выраженной в действии, помощь на третьем этапе лучше всего предлагать в форме наводящих вопросов. Представьте себе: ребенок несколько раз попробовал сам завязать шнурок на ботинках, но у него пока ничего не получилось. Он просит кого то из родителей помочь. Если вы уже разбирались с ним в технологии завязывании шнурков, вполне можно, например, перед каждым действием спрашивать его: «В какую дырочку теперь нужно продеть шнурок?», «Что нужно сделать перед тем, как завязать бантик?» и т. д.

Всегда лучше не оценивать действия ребенка или их результаты, а разбирать их вместе с ребенком.

Слова «правильно» и «неправильно», «хорошо» и «плохо» никогда ничего конкретного ребенку не сообщают. Качественное описание результата всегда лучше количественного: «Посмотри, вот у этой буквы «р» палочка прямая, а у этой – кривая», «Здесь кружочек получился замкнутым, а здесь ты не соединил линию» и пр. Такой совместный анализ обязательно нужно начинать не с того, что не получилось, а с того, что удалось. Тогда ребенку будет интересно показывать папе с мамой результаты любых своих действий – он ведь будет знать, что они обязательно найдут, за что его похвалить.

И вообще – хвалить ребенка просто необходимо!

Не бывает такого, чтобы в каком то его действии невозможно было бы отыскать хоть что то, достойное похвалы. Ему чрезвычайно важна родительская радость и по поводу того, что он вообще совершил какое то действие, и по поводу того, как он его совершил. Очень важно отметить любое, самое малейшее достижение ребенка. Конечно, вовсе необязательно по каждому поводу восхвалять его гениальность, иначе рано или поздно у него возникнет подозрение: если меня так восторженно хвалят за то, что я всего навсего надел пальто, может быть, родители считают меня идиотом, для которого и это – великое достижение?! И вообще очень важно: Каждая похвала должна относиться не к ребенку, а к его действию. Не стоит заранее готовить почву для тревоги: ведь когда- нибудь наверняка ему не удастся сделать что то как полагается, так что ж тогда – он перестанет быть для родителей хорошим? Ребенок по определению хорош и любим всегда, лучшими или худшими могут быть только его действия. И уж совершенно точно нельзя жаловаться на ребенка или критиковать его в присутствии кого -то другого!

Обязанности, которые возложены на ребенка, должны точно соотноситься с его возрастом.

Они не должны быть не слишком простыми, ни слишком сложными для его лет. И тем более дозированной должна быть возложенная на него ответственность. В психологии есть закон оптимума мотивации: ни слишком простая, ни слишком сложная задача не решаются при слишком высоком уровне значимости результата. Представьте себе, легко ли вам будет ответить даже на вопрос, сколько будет семью восемь, если от правильности ответа будет зависеть ваша жизнь? Скорее всего, вы заподозрите, что в вопросе есть какой- то подвох – ведь невозможно же, в самом деле, под дулом автомата задавать такой элементарный вопрос?! И уж тем более вам будет сложно при такой мотивации решить сложную творческую задачу. Можете не сомневаться, для ребенка все обстоит точно так же

Вывод:

Эффективное внедрение новых образовательных стандартов невозможно без координации усилий участников образовательного процесса: от того, насколько родители «включатся» в образовательный процесс, насколько им будут понятны суть и предполагаемые результаты нововведений, зависит и достижение этих результатов, и качество образования в целом.



Предварительный просмотр:

Формирование регулятивных универсальных действий

Почему именно сейчас мы во главу угла процесса обучения ставим формирование УУД, ведь образование как система передачи молодому поколению накопленных ценностей общества существует с момента появления школы как социального института?

 Ответ на этот вопрос очевиден. Перемены, произошедшие в России за последние десять лет, а именно, скорость обновления системы научных знаний, возрастание информационного объема; усложнение содержания учебного материала школьного образования без должного внимания к задаче формирования учебной деятельности приводит к несформированности у обучающихся умения учиться. Они определили новый социальный заказ общества на деятельность системы образования, способствующий изменению общей парадигмы, т.е. подхода, образования, что находит отражение в переходе: · от определения цели обучения как усвоения знаний, умений, навыков к определению цели обучения как формирования умения учиться; · от стихийности учебной деятельности ученика к ее целенаправленной организации; · от ориентации на учебно-предметное содержание школьных предметов к пониманию учебного процесса как смыслового (процесса смыслообразования и смыслопорождения); 

 от индивидуальной формы усвоения знаний к признанию ведущей роли учебного сотрудничества. В настоящее время школа пока ещё продолжает ориентироваться на обучение, выпуская в жизнь человека обученного – квалифицированного исполнителя.

         Наш подход к образованию – авторитарный - я сказал, вы меня слушаете, я умнее.

         Сейчас дети имеют массу прав и возможностей. Мы не можем быть авторитетами, так как мы не знаем все. Некоторые родители выступают за свободное воспитание. Они говорят своим детям: «Будь цел и здоров и пробуй себя во всех сферах. Будет необходимость поступить в ВУЗ, мы найдем тебе репетитора. Развивайся».

Ведь сегодняшнее, информационное общество запрашивает человека обучаемого, способного самостоятельно учиться и многократно переучиваться в течение постоянно удлиняющейся жизни, готового к самостоятельным действиям и принятию решений.

Вот почему перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД).

Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты. 
Умение учиться обеспечивается тем, что универсальные учебные действия как обобщенные действия открывают возможность широкой ориентации учащихся, - как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 
Умение учиться выступает существенным фактором повышения эффективности освоения учащимися предметных знаний, умений и формирование компетенций, образа мира и ценностно-смысловых оснований личностного морального выбора. Принципиальным отличием школьных стандартов нового поколения является их ориентация на достижение не только предметных образовательных результатов, но, прежде всего, на формирование личности учащихся, овладение ими универсальными способами учебной деятельности, обеспечивающими успешность в познавательной деятельности на всех этапах дальнейшего образования.

Универсальные учебные действия – это обобщенные действия, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целевой направленности, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. 
Функции УУД включают : 
- обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения, контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности; 
- создание условий для гармоничного развития личности и ее самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, умений и навыков и формирование компетентностей в любой предметной области. 
УУД обеспечивают этапы усвоения учебного содержания и формирование психологических способностей учащегося. В широком смысле слова «универсальные учебные действия» означают саморазвитие и самосовершенствование путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.

Виды универсальных учебных действий:

 1. личностный;

2. регулятивный (включающий также действия саморегуляции);

 3. познавательный;

4. коммуникативный.

Рассмотрим регулятивные УУД. Для успешного существования в современном обществе человек должен обладать регулятивными действиями, т.е. уметь ставить себе конкретную цель, планировать свою жизнь, прогнозировать возможные ситуации. В школе учеников учат решать сложные математические примеры и задачи, но не помогают в освоении способов преодоления жизненных проблем.

Например, сейчас школьники озабочены проблемой сдачи ЕГЭ. Для этого их родители нанимают репетиторов, тратят время и средства на подготовку к экзаменам. В тоже время школьник обладая умением самостоятельно организовывать свою учебную деятельность, смог бы сам успешно подготовиться к экзаменам. Для того, чтобы это произошло у него должны быть сформированы регулятивные УУД, а именно: школьник должен уметь правильно поставить перед собой задачу, адекватно оценить уровень своих знаний и умений, найти наиболее простой способ решения задачи и прочее. Сейчас любую нужную нам информацию мы можем черпать из интернета, а зазубривать какие-то сведения необязательно. Главное сегодня - это уметь пользоваться этими сведениями. Наша жизнь непредсказуема. Возможно, через несколько лет при поступлении в ВУЗ или другие учебные учреждения школьнику потребуются такие знания, которые в школе сейчас преподаются в недостаточном объеме. Чтобы ребенок не растерялся в такой ситуации, ему необходимо овладеть УУД — универсальными учебными действиями. Умение учиться необходимо для каждого человека. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Функция регулятивных УУД - организация учащимся своей учебной деятельности. Картинка-схема, изображающая регулятивные универсальные учебные действия 
Номенклатура регулятивных УУД:

 • целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимся, и того, что еще неизвестно;

• планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;

• прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения, его временных характеристик;

 • контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

 • коррекция – внесение необходимых дополнений и корректив в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его продукта;

 • оценка - выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, осознание качества и уровня усвоения;

• волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к волевому усилию - к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий.

Ребенок усваивает какой-либо материал в форме учебной деятельности, когда у него есть внутренняя потребность и мотивация такого усвоения. Ведь мыслить человек начинает тогда, когда у него появляется потребность что-либо понять. И начинается мышление с проблемы или вопроса, удивления или недоумения. Проблемная ситуация создается с учетом реальных противоречий, значимых для детей. Только в этом случае она является мощным источником мотивации их познавательной деятельности, активизирует и направляет их мышление. Значит, прежде всего, на начальном этапе уроке необходимо создавать условия для формирования у учащихся положительной мотивации, чтобы ученик понял, что он знает и чего не знает, и, самое главное, захотел это узнать. Мы на уроках должны научить учащихся самих ставить цель, составлять план для достижения этой цели. Исходя из цели и плана, ученики должны предположить каких результатов, они могут достигнуть. Определять и формулировать цель деятельности, составлять план действий по решению проблемы (задачи).

 § Определять цель учебной деятельности с помощью учителя и самостоятельно, искать средства её осуществления.

 § Учиться обнаруживать и формулировать учебную проблему совместно с учителем, выбирать тему проекта с помощью учителя.

 § Составлять план выполнения задач, решения проблем творческого и поискового характера, выполнения проекта совместно с учителем. Осуществлять действия по реализации плана.

 § Работая по плану, сверять свои действия с целью и, при необходимости, исправлять ошибки с помощью учителя. § Работая по составленному плану, использовать наряду с основными и дополнительные средства (справочная литература, сложные приборы, средства ИКТ). Соотносить результат своей деятельности с целью и оценить его .

 § В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки.

 § В ходе представления проекта учиться давать оценку его результатов.

§ Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации.

 § И без чего не может быть достигнута любая цель – это волевая саморегуляция. Учащийся должен заставлять доделывать начатое задание, причем на должном уровне.

§ Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из него.

Условия формирования и развития регулятивных действий:

 1. С начала обучения необходимо приучать ученика использовать во внешней речи планирование действий по решению учебной задачи, стимуляция действий, (для того чтобы…(цель)…надо…(действие)), контроль над качеством выполняемых действий, оценку этого качества и полученного результата, коррекцию допущенных в процессе деятельности ошибок.

2. Перед ребенком ставится задача оценивания результатов деятельности. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты, способы учебного взаимодействия, собственные возможности осуществления деятельности.

3. С учащимися регулярно обсуждаются изменения в учебной деятельности на основе сравнения его предшествующих и последующих достижений, анализ причин не удач и выделения недостающих операций и условий, которые обеспечили бы успешное выполнение учебной задачи.

4. Оценка становится необходима, для того чтобы разобраться и понять, что именно и каким образом следует совершенствовать.

5. Использование цветных и графических форм представления оценок( обозначается квадратами разных цветов и представляется в таблицах, в которых отдельно фиксируются результаты домашних и контрольных работ, использование «графика продвижения», который позволит детям отслеживать свой рост и определять задачи и направления своей деятельности.

6. Поощрение детей за активность, познавательную инициативу, любые усилия, направленные на решение задачи любой ответ, даже не верный.

 7. Использование в образовательном процессе таких форм работы как:

 -организация взаимной проверки заданий, -взаимные задания групп,

-учебный конфликт,

-обсуждение участниками способов своего действия

-заполнение рефлексивного портфолио.

8.Средством формирования регулятивных УУД служат технологии продуктивного чтения, проблемно-диалогическая технология, технология оценивания образовательных достижений(учебных успехов).

Для диагностики и формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:

- «преднамеренные ошибки»;

- поиск информации в предложенных источниках, задания на аналогии, ребенку предлагаются две картинки, найти закономерности и ответить на вопрос;

 - диспут;

- взаимоконтроль;

- «ищу ошибки»

 - КОНОП (контрольный опрос на определенную проблему).

Критериями сформированности у учащегося регуляции своей деятельности может стать способность:

 • выбирать средства для организации своего поведения;

• запоминать и удерживать правило, инструкцию во времени;

• планировать, контролировать и выполнять действие по заданному образцу, правилу, с использованием норм;

 • предвосхищать промежуточные и конечные результаты своих действий, а также возможные ошибки;

• начинать и заканчивать действие в нужный момент;

 • тормозить ненужные реакции. К

ритерий сформированности регулятивной структуры деятельности и уровня ее произвольности - вид помощи.

 Степень помощи

 -Условия, при которых оказывается помощь

- Содержание помощи.

1. Действие выполняется неуверенно - одобрение, поддержка

 2. Возникают трудности, остановка - замечания «Попробуй еще раз», «Выполняй дальше» 3. Действие выполняется ошибочно Вопрос «Разве так?»

 4. Действие выполняется ошибочно повторно Вопрос «Почему?» с просьбой объяснить причину действия

5. Неправильно выполняется все задание Показ, демонстрация правильного выполнения действия, инструкция в действенном плане. 
Владение РУУД дает: 
1. Ученик умеет составлять план действий. 
2. Ученик может внести необходимые дополнения и коррективы в план, и способ действия в случае необходимости. 
3. Ученик осознает то, что уже усвоено и что еще подлежит усвоению, а также качество и уровень усвоения. 
4. Ученик может поставить учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно, и освоено учащимся, и того, что еще неизвестно. 
5. Ученик способен к волевому усилию. 
6. Ученик владеет навыками результирующего, процессуального и прогностического самоконтроля. 
7. У ученика сформирован внутренний план действий. 
8. Ученик перед тем, как начать действовать определяет последовательность действий. 9. Ребенок может адекватно реагировать на трудности и не боится сделать ошибку. Понимать причины своего неуспеха и находить способы выхода из этой ситуации. 10.В диалоге с учителем учиться вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности выполнения своей работы и работы всех, исходя из имеющихся критериев, совершенствовать критерии оценки и пользоваться ими в ходе оценки и самооценки. 11.Объяснять самому себе: «что во мне хорошо, а что плохо» (личные качества, черты характера), «что я хочу» (цели, мотивы), «что я могу» (результаты). 

Уважаемые родители! 

В помощь по формированию регулятивных универсальных учебных действий предлагаем вам воспользоваться разработанными "памятками": 
Шаг 1. Если у ребенка возникают трудности при выполнении поручений, то:- Предлагая ребенку выполнить какое-либо поручение, соблюдайте определенные правила:

 Во-первых, необходимо, чтобы дети, получив задание, сразу же повторили его. Это заставляет ребенка мобилизоваться, "настроиться" на задание, лучше понять его содержание. а также отнести это задание лично к себе; во-вторых, нужно предложить им сразу подробно спланировать свои действия, т.е. тут же после поручения приступить к его мысленному исполнению: определить точный срок выполнения, наметить последовательность действий, распределять работу по дням и т.д. 
Шаг 2. Если у ребенка возникают трудности при определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата, то:-необходимо введение ограничительной цели и определение оптимального момента введения ограничительной цели: поставленные перед ребенком цели должны быть не общими (стать отличником, исправить свое поведение и пр.), а очень конкретными, направленными на овладение отдельными элементами поведения, которые легко можно контролировать; конкретную цель нужно ставить непосредственно перед тем, как она должна быть выполнена (например, сразу перед уроком); необходимо сначала ставить цель на очень короткий срок (на данную перемену, на первые 10 мин урока); обязателен постоянный каждодневный контроль за выполнением намечаемых целей (для этих целей рекомендуется вести специальный дневник, в котором ребенок вместе со взрослым - педагогом - намечал бы себе конкретные задачи для исполнения и письменно фиксировал оценку успехов.

Шаг 3. Если у ребенка возникают трудности при оценивании, коррекции и контроле своей деятельности, то рекомендуется: - Организация совместной работы у младших школьников (выполнение учебных заданий во внеурочное время - дома или в группе продленного дня): коллективное обсуждение, взаимопроверка, взаимоконтроль. Предметом оценивания ученика должны стать учебные действия и их результаты; способы учебного взаимодействия; собственные возможности осуществления деятельности. 
Шаг 4. Если у ребенка возникают трудности в волевой саморегуляции, то можно выделить следующие рекомендации по формированию произвольности у детей: * Игры с правилами и продуктивные виды деятельности 
*Режиссерская игра 
*Удачное средство, помогающее ребенку регулировать свой темп деятельности являются песочные часы.

· Шаг 5. Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий: «преднамеренные ошибки»; поиск информации в предложенных источниках; взаимоконтроль; взаимный диктант (метод М.Г. Булановской); диспут; заучивание материала наизусть в классе ; «ищу ошибки». 
Главное - помнить, что все дети - звезды, маленькие и большие, близкие и далекие, но одинаково красивые. Каждая звездочка выбирает свою траекторию полета. Каждая звездочка мечтает сиять.

И наша задача - помочь детям в этом. Желаю вам терпения и творчества! 



Предварительный просмотр:

Способы формирования личностных УУД учащихся.

Модернизация системы образования подразумевает следование определенным принципам, среди которых важное место занимает идея гуманизации. Принятие социальных ценностей  способствует появлению ценностных представлений индивида, на их основе формируются ценностные ориентации, а затем личностные смыслы человека. Индивидуальные ценности являются важной составляющей личности, так как выступают в качестве регуляторов поведения и проявляются во всех сферах деятельности.

Предметы гуманитарного цикла, казалось бы, располагают достаточным ресурсом для  реализации поставленных задач. Вместе с тем, учителя сталкиваются с рядом проблем. Обозначенный в нормативных документах круг ценностей (патриотизм, семья, культурные достижения, гуманизм и т.д.) по-разному понимается учителем и учеником. Педагог часто стремится  поделиться жизненной мудростью, насаждая моральные нормы насильственно. Этот простой способ оказывается не эффективным – школа уже давно потеряла авторитет в области распространения информации. ФГОС подразумевает превращение ученика в активного субъекта образования. Этот принцип следует положить не только в основу обучения, но и воспитания: в первом случае ребенок сам добывает и анализирует информацию о мире, во втором – учится познавать свой внутренний мир, взращивает в себе осознание важности общечеловеческих ценностей.  Не каждый учитель пожертвует для этого драгоценным временем урока. Не каждый ученик готов осознавать и обсуждать свою позицию. Существенной проблемой остается сложность диагностирования личностных результатов. Внутренние убеждения человека проявляются через его поступки. Большинство ситуаций, заставляющих проявиться истинные убеждения человека, случаются за пределами школы и даже за пределами подросткового возраста. Намеренное моделирование ситуаций на уроках не дает стопроцентных гарантий успеха. Сообразительные ученики могут дать «правильные» ответы, желая получить хорошую оценку или угодить учителю. Несмотря на все сложности, педагогическая наука может и должна стараться решить эту проблему. О путях формирования нравственной картины мира писали Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, Л.С. Выготский и др. Все они говорили о важности сочетания умственного, эмоционального и волевого компонента. В этой связи одним из способов решения проблемы может стать создание на уроке ситуации морального выбора.

Под ситуацией морального выбора подразумеваю комплекс действий, обеспечивающих возникновение эмоционального переживания, связанного с обсуждаемой моральной проблемой, всестороннее изучение этой проблемы и формулировка личностного отношения к ней ученика, выраженного в конкретном действии. Совокупность всех этих элементов создает условия для вовлечения в работу эмоциональной, волевой и интеллектуальной составляющей личности ребенка, обеспечивает самостоятельное осознание нравственных ценностей.

На наш взгляд, лучшим поводом для разговора о ценностях являются частные случаи и биографии обычных людей. Ученику сложно ассоциировать себя с правителем страны или выдающимся полководцем, проще вызвать эмпатию, говоря о ком-то из народа. История обычного человека создаст эффект новизны – вряд ли она будет описана в учебнике, который обращает внимание только на выдающиеся личности и на обобщающие безликие цифры статистики. В исторической науке уже давно существует устойчивый интерес к «маленькому человеку». Первыми разработчиками этого подхода были представители французской школы «Анналов», сейчас оно представлено такими направлениями, как микро история и история повседневности. Индивидуальная судьба может быть прекрасной иллюстрацией общей тенденции и поможет достижению предметных результатов. Главный герой разговора не должен остаться всего лишь именем, записанным на доске. Следует сделать его частью личного переживания каждого ученика. Для достижения поставленных задач хорошо использовать разные источники информации.

Самыми сильными в эмоциональном плане являются визуальные образы: фотографии, плакаты, картины. К примеру, разговор о тоталитарных режимах можно начать  с демонстрации репродукции П. Пикассо «Герника». Сначала она вызовет у детей недоумение, но вглядываясь в детали, отвечая на вопросы учителя, они начнут улавливать главное – эмоциональный посыл картины. Этому способствует прием, позаимствованный у учителей МХК, суть которого заключается многоразовых ответах на два повторяющихся вопроса: «Что вы видите на картине?», «Почему вам кажется, что вы это видите?» Вынужденные предлагать все новые и новые ответы, дети перестают перечислять изображенные объекты: глаз, свечу, лошадь и начинают называть чувства: смятение, страх, безысходность, боль. Когда нет возможности подобрать изображение, напрямую связанное с изучаемой темой, можно использовать современные фотографии со схожей тематикой или эмоциональным посылом. Смешение образов может дать интересный результат. Изучая Вторую Мировую войну, ученики рассматривали ряд похожих фотографий. Они не сразу заметили, что люди на некоторых снимках одеты в форму времен Первой Мировой войны. Это открытие позволило детям сделать вывод об общей сути всех войн.

Большой интерес у детей вызывает работа с предметами. Не всегда можно принести на урок аутентичный объект материальной культуры, но его можно заменить на однотипный. Пара потертых туфель времен бабушкиной молодости покажется детям забавными. Их можно примерить, повертеть в руках. Слайд с изображением горы обуви из Освенцима или памятника евреям на берегу Дуная придаст им совершенно иной, жуткий смысл. Подобное переключение эмоций способно произвести больший эффект, помогает заострить внимание на изучаемой проблеме, стать своеобразным эпиграфом к уроку.

Традиционным источником информации являются тексты. Но и они могут быть разнообразными по сути: мемуары, исторические документы, художественная литература прямо или косвенно связанные с изучаемой темой позволят не только погрузится в эпоху, но и дадут новые знания. Информацию, раскрывающую личность героя и историческую ситуацию, целесообразно подавать дозировано с таким расчетом, чтобы каждый блок совпадал с новым типом задания, новым аспектом моральной проблемы и новыми формируемыми умениями. Обсуждая поведение героя, ученики вырабатывают свое собственное отношение к проблеме, предлагают пути решения. Имя героя должно обязательно появиться на доске, но время для его появления может меняться в зависимости от задач учителя. Педагог может намеренно утаивать имя, чтобы посмотреть, возникнет ли у детей желание узнать его. Такой вопрос поможет диагностировать возникший в классе личный интересе к ситуации.

Сочетание текстов, предметов и визуальных образов создает целостную картину изучаемой проблемы, помогает сформулировать личное отношение к ней. Оно базируется не только на опыте чувственного переживания, но и на исторических фактах, полученных в результате анализа информации. Мнение ученика должно быть обязательно выражено в действии. Именно действие позволяет ребенку заявить о своей позиции, закрепить её. Необходимость проявить себя налагает ответственность, следовательно, создает условия для глубокого самопознания. Учитель редко располагает на уроке свободным временем. Поэтому действие должно быть небольшим и по возможности сочетаться с предметной рефлексией. Самый простой способ рефлексии незаконченные предложения при грамотном подходе станет более эффективным. Ученики могут выполнять задание не в своих тетрадях, а выходя к доске. С одной стороны это будет выражением индивидуального мнения, с другой – создаст условия для обмена взглядами и для учительской рефлексии. Голосование применяется в том случае, когда необходимо быстро включить учеников в процесс осмысления, составить представление о настроении в классе. Поднятие руки – минимальный жест, который, тем не менее, требует предварительного принятия решения. Ученик получает возможность представить свое персональное мнение, но остается частью коллектива. Любопытно, что проведение голосования при помощи технических средств лишает прием воспитательного значения, т.к. мнение каждого ученика теряется в общей сумме ответов, представленных безликими цифрами. Создание образов и символов помогает ученикам не только осознать свое отношение к изучаемой проблеме, но и выразить ее в адекватной, творческой форме. Интересно анализировать с классом схожесть или наоборот различие предложенных работ. Наиболее удачные образы могут в дальнейшем стать обязательными участниками урока. Стремясь выразить суть демократического и тоталитарного режима, одинадцатиклассники нарисовали на доске два домика, чьи стены символизировали общество, а крыша – государство. «Демократический» домик был пропорционален, в то время как стены «тоталитарного» были полностью скрыты под гипертрофированной крышей. Сейчас эти дома, склеенные из бумаги, помогают изучать особенности режимов шестиклассникам. Для них разговор на эту сложную тему начинается с мини-сочинения «В каком из двух домов я хотел бы жить».

Важными условиями эффективности работы с ситуациями морального выбора являются системность, неспешность и сотрудничество. Изучение материала через формирование любых компетенций занимает больше времени, чем традиционное обучение. У многих обращение к собственному внутреннему миру требует значительных усилий. Решив дать ценностно-ориентированный урок, учитель должен быть готов принести в жертву фактический материал, если того потребует темп работы учеников. Постоянное внимание учителя к ученику, делает их равными участниками образовательного процесса. Совместное эмоциональное переживание создает основу для доверительного, партнерского общения, без которого невозможно обнажение и обсуждение значимых аспектов мировоззрения ребенка.

Периодическая диагностика успешности формирования ценностных ориентаций и фиксация результатов в таблицах поможет учителю отследить изменения и подобрать наиболее эффективные способы работы. К сожалению, мы не можем быть полностью уверены в успехе до тех пор, пока действия ребенка в конкретной жизненной ситуации не подтвердят его.



Предварительный просмотр:

 

«Формирование коммуникативных универсальных учебных действий»

Учитель начальных классов

Нагорная Лилия Анатольевна

 

     За последние десятилетия в обществе произошли кардинальные изменения в представлении о целях образования и путях их реализации. От признания знаний, умений и навыков как основных итогов образования, произошёл переход к пониманию обучения как процесса подготовки обучающихся к реальной жизни, готовности к тому, чтобы занять активную позицию, успешно решать жизненные задачи, уметь сотрудничать и работать в группе.

    Образовательный процесс в современной начальной школе ориентируется на развитие творческих возможностей ребёнка и формирование способности учащихся к самообразованию. Важнейшим приоритетом начального общего образования становится развитие личности через формирование универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, личностные и коммуникативные).

      В широком значении термин “универсальные учебные действия” означает умение учиться, т.е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком этот термин можно определить как совокупность способов действия учащегося (а также связанных с ними навыков учебной работы), обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. (по А.Г. Асмолову)

     При организации учебного процесса у ребенка одновременно формируются и совершенствуются все виды УУД.

В рамках обучения большую роль приобретает коммуникативная деятельность учителя при взаимодействии с учащимися. Коммуникация обеспечивает совместную деятельность людей и предполагает не только обмен информацией, но и достижение некой общности: установление контактов, кооперацию (организацию и осуществление общей деятельности), а также процессы межличностного восприятия, включая понимание партнёра. Коммуникативные действия обеспечивают социальную компетентность и сознательную ориентацию учащихся на позиции других людей (прежде всего, партнёра по общению или деятельности), умение слушать и вступать в диалог, участвовать в коллективном обсуждении проблем, интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.

    Ребёнок начинает общаться и говорить с самого раннего возраста. К моменту поступления в школу он уже, в той или иной степени, обладает целым рядом коммуникативных и речевых компетенций, а именно:

  • общение со взрослыми и сверстниками;
  • владение определёнными вербальными и невербальными средствами общения;
  • приемлемое отношение к процессу сотрудничества;
  • ориентация на партнёра по общению;
  • умение слушать собеседника

        В своей работе стараюсь создать условия для продуктивной коммуникации между учениками и между учениками и учителем. Это является непременным условием как для решения детьми учебных задач, так и для того, чтобы возможно было определять зону ближайшего развития каждого ученика и строить работу с ориентацией на неё. Из этого следует, что часть вышеназванных действий будет осуществляться учащимися в условиях коммуникации, то есть в процессе учения они будут контролировать действия партнёра, использовать речь для регуляции своего действия, договариваться, приходить к общему решению, учитывать разные мнения, стремиться к координации, формулировать собственное мнение и позицию и т.п. а это означает, что будут развиваться и коммуникативные УУД.

Приёмы формирования коммуникативных УУД

  • Давать учащимся время на обдумывание их ответов.
  • Обращать своё внимание и внимание учеников на каждый ответ их товарищей.
  • Не вносить своих исправлений и своего мнения (в зависимости от ситуации).
  • Поддерживать все высказывания, независимо от того, верны они или нет.
  • Предоставлять возможность учащимся задавать вопросы на понимание высказываний их товарищей, по поводу расхождений во мнении.
  • Задавать уточняющие вопросы автору высказывания, если оно было выражено непонятно для учеников.
  • Создавать атмосферу доброжелательности и уважения в общении.

Видами коммуникативных действий являются:

планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками  определение целей, функций участников, способов взаимодействия;

  • постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
  • разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешение конфликта, принятие решения и его реализация;
  • управление поведением партнёра – контроль, коррекция, оценка действий партнёра;
  • умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.

            Можно без преувеличения сказать, что основные виды коммуникативных, в т.ч. речевых действий, в силу своего действительно универсального, т.е. максимально-обобщённого, характера, естественным образом распространяются на все учебные предметы и, особенно, на внеурочную деятельность.  

        

Участие детей в играх и упражнениях обеспечивает возникновение между ними доброжелательных отношений, а групповая поддержка вызывает чувство защищённости, и даже самые робкие и тревожные дети преодолевают страх.

Выстраивая отношения, можно выделить некоторые правила диалога:

– любое мнение ценно;

– ты имеешь право на любую реакцию, кроме невнимания;

– повернись так, чтобы видеть лицо говорящего;

– хочешь говорить – подними руку;

– дай возможность другому высказывать своё мнение, а себе – понять его;

– обращение начинается с имени;

– критика должна быть тактичной;

Методики для выявления уровня сформированности

коммуникативных универсальных учебных действий.

Методика «Кто прав?» (модифицированная  методика Цукерман Г.А. и др., [1992])

Оцениваемые УУД: действия, направленные на учет позиции собеседника (партнера)

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): индивидуальное обследование ребенка  

Метод оценивания: беседа

Описание задания: ребенку, сидящему перед ведущим обследование взрослым, дается по очереди текст трех заданий и задаются вопросы.

Материал: три  карточки с текстом заданий.

Инструкция: «Прочитай по очереди текст трех маленьких рассказов и ответь на поставленные вопросы».

Задание 1. «Петя нарисовал Змея Горыныча и показал рисунок друзьям. Володя сказал: «Вот здорово!». А Саша воскликнул: «Фу, ну и страшилище!» Как ты думаешь, кто из них прав? Почему так сказал Саша? А Володя? О чем подумал Петя? Что Петя ответит каждому из мальчиков? Что бы ты ответил на месте Саши и Володи? Почему?»

Задание 2. «После школы три подруги решили готовить уроки вместе. «Сначала решим задачи по математике, - сказала Наташа». «Нет, начать надо с упражнения по русскому языку, - предложила Катя» «А вот и нет, вначале надо выучить стихотворение, - возразила Ира». Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор  каждая из девочек? Как им лучше поступить?»

Задание 3. «Две сестры пошли выбирать подарок своему маленькому братишке к первому дню его рождения. «Давай купим ему это лото», - предложила Лена. «Нет, лучше подарить самокат», - возразила Аня. Как ты думаешь, кто из них прав? Почему? Как объясняла свой выбор каждая из девочек? Как им лучше поступить? А что бы предложил подарить ты? Почему?»

Критерии оценивания:

понимание возможности различных позиций и точек зрения (преодоление эгоцентризма), ориентация на позиции других людей, отличные от собственной,

понимание возможности разных оснований для оценки одного и того же предмета, понимание относительности оценок  или подходов к выбору,

учет разных мнений и умение обосновать собственное,

учет разных потребностей и интересов.

Показатели уровня выполнения задания:

Низкий уровень: ребенок не учитывает возможность разных оснований для оценки одного и того же предмета (например, изображенного персонажа и качества самого рисунка в 1-м задании) или выбора (2-е и 3-е задания); соответственно, исключает возможность разных точек зрения: ребенок принимает сторону одного из персонажей, считая иную позицию однозначно неправильной.

Средний уровень: частично правильный ответ: ребенок понимает возможность разных подходов к оценке предмета или ситуации и допускает, что  разные мнения по-своему справедливы либо ошибочны, но не может обосновать свои ответы.

Высокий уровень: ребенок демонстрирует понимание относительности оценок и подходов к выбору, учитывает различие позиций персонажей и может высказать и обосновать свое собственное мнение.

Коммуникативные действия, направленные на организацию и осуществление сотрудничества (кооперацию)

Задание  «Рукавички» (Г.А. Цукерман,)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами.

Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата.

Описание задания: Детям, сидящим парами, дают по одному изображению рукавички и просят украсить их так, чтобы они составили пару, т.е. были бы одинаковыми.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежат две нарисованные рукавички и карандаши. Рукавички надо украсить так, чтобы получилась пара, - для этого они должны быть одинаковыми. Вы сами можете придумать узор, но сначала надо договориться между собой, какой узор рисовать, а потом приступать к рисованию».

Материал: Каждая пара учеников получает изображение рукавиц (на правую и левую руку) и по одинаковому набору карандашей.

  Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства узоров на рукавичках;

умение детей договариваться, приходить к общему решению, умение убеждать, аргументировать и т.д.;

взаимный контроль по ходу выполнения деятельности: замечают ли дети друг у друга отступления от первоначального замысла, как на них реагируют;

взаимопомощь по ходу рисования,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – в узорах явно преобладают различия или вообще нет сходства; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем;

2) средний уровень – сходство частичное: отдельные признаки (цвет или форма некоторых деталей) совпадают, но имеются и заметные отличия;

3) высокий уровень – рукавички украшены одинаковым или весьма похожим узором; дети активно обсуждают возможный вариант узора; приходят к согласию относительно способа раскрашивания рукавичек; сравнивают способы действия и координирую их, строя совместное действие; следят за реализацией принятого замысла.  

Задание «Совместная сортировка»    (Бурменская, 2007)

Оцениваемые УУД: коммуникативные действия по согласованию усилий  в процессе организации и осуществления сотрудничества (кооперация)

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): работа учащихся в классе парами

         Метод оценивания: наблюдение за взаимодействием и анализ результата

Описание задания: детям, сидящим парами, дается набор фишек для их сортировки (распределения между собой) согласно заданным условиям.

Инструкция: «Дети, перед Вами лежит набор разных фишек. Пусть одному(ой) из Вас будут принадлежать красные и желтые фишки,  а другому(ой) круглые и треугольные. Действуя вместе, нужно  разделить фишки по принадлежности, т.е. разделить их между собой, разложив на отдельные кучки. Сначала нужно договориться, как это делать. В конце надо написать на листочке бумаги, как Вы разделили фишки и почему именно так».  

Материал: Каждая пара учеников получает набор из 25 картонных фишек (по 5 желтых, красных, зеленых, синих и белых фигур разной формы: круглых, квадратных, треугольных, овальных и ромбовидных) и лист бумаги для отчета.

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по правильности распределения полученных фишек;

умение договариваться в ситуации столкновения интересов (необходимость разделить фишки, одновременно принадлежащие обоим детям), способность находить общее решение,

способность сохранять доброжелательное отношение друг к другу в ситуации  конфликта интересов,

умение аргументировать свое предложение, убеждать и уступать;

взаимоконтроль и взаимопомощь по ходу выполнения задания,

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (дети работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости) или отрицательное (игнорируют друг друга, ссорятся и др.).

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – задание вообще не выполнено или фишки разделены произвольно, с нарушением заданного правила; дети не пытаются договориться или не могут придти к согласию, настаивают на своем, конфликтуют или игнорируют друг друга;

2) средний уровень – задание выполнено частично: правильно выделены фишки, принадлежащие каждому ученику в отдельности, но договориться относительно четырех общих элементов и 9 «лишних» (ничьих) детям не удается; в ходе выполнения задания трудности детей связаны с неумением аргументировать свою позицию и слушать партнера;

3) высокий уровень – в итоге фишки разделены на четыре кучки: 1) общую, где объединены элементы, принадлежащие одновременно обоим ученикам, т.е. красные и желтые круги и треугольники (4 фишки); 2) кучка с красными и желтыми овалами,  ромбами  и квадратами одного ученика (6 фишек) и  3)  кучка с синими, белыми  и зелеными кругами и треугольниками (6 фишек) и, наконец, 4) кучка с «лишними» элементами, которые не принадлежат никому (9 фишек – белые, синие и зеленые квадраты, овалы и ромбы). Решение достигается путем активного обсуждения и сравнения различных  возможных вариантов распределения фишек; согласия относительно равных «прав» на обладание четырьмя фишками; дети контролируют действия друг друга в ходе выполнения задания.  

Коммуникативно-речевые действия по передаче  информации и отображению предметного содержания и условий деятельности (коммуникация как предпосылка интериоризации)

«Узор под диктовку» (Цукерман и др., 1992).

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: предшкольная ступень (6,5 – 7 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами  

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата.

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой), одному дается образец узора на карточке, другому — фишки, из которых этот узор надо выложить. Первый ребенок диктует, как выкладывать узор, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на узор. После выполнения задания дети меняются ролями, выкладывая новый узор того же уровня сложности. Для тренировки вначале детям разрешается ознакомиться с материалами и сложить один-два узора по образцу.  

Материал: набор из трех белых и трех цветных квадратных фишек (одинаковых по размеру), четыре карточки с образцами узоров (рис. 3), экран (ширма).

 

 

 

                                                            Рис. 3

Инструкция:  «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с образцом узора, а другой — фишки (квадраты), из которых этот узор надо выложить. Один будет диктовать, как выкладывать узор, второй — выполнять его инструкции. Можно  задавать любые вопросы, но смотреть на узор нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте потренируемся, как надо складывать узор».

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по сходству выложенных узоров с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры действия по построению узора;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;  

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы позволяют получить недостающую информацию; частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров; доброжелательно следят за реализацией принятого замысла и  соблюдением правил.

 

Задание   «Дорога к дому»  (модифицированное задание «Архитектор-строитель», Возрастно-психологическое консультирование…, 2007).

Оцениваемые УУД: умение выделить и отобразить в речи существенные ориентиры действия, а также передать (сообщить) их партнеру, планирующая и регулирующая функция речи

Возраст: ступень начальной школы (10,5 – 11 лет)

Форма (ситуация оценивания): выполнение совместного задания в классе парами.  

Метод оценивания: наблюдение за процессом совместной деятельности и анализ результата

Описание задания: двоих детей усаживают друг напротив друга за стол, перегороженный экраном (ширмой). Одному дается карточка с изображением пути к дому (рис. 4), другому — карточка с ориентирами-точками (рис. 5). Первый ребенок диктует, как надо идти, чтобы достичь дома, второй — действует по его инструкции. Ему разрешается задавать любые вопросы, но нельзя смотреть на карточку с изображением дороги. После выполнения задания дети меняются ролями, намечая новый путь к дому (рис. 6).   

Материал: набор из двух карточек с изображением пути к дому (рис. 5 и 6) и двух карточек с ориентирами-точками (рис. 4), карандаш или ручка, экран (ширма).

Инструкция:  «Сейчас мы будем складывать картинки по образцу. Но делать это мы будем не как обычно, а вдвоем, под диктовку друг друга. Для этого один из Вас получит карточку с изображением дороги к дому, а другой — карточку, на которой эту дорогу надо нарисовать. Один будет диктовать, как идет дорога, второй — следовать его инструкциям. Можно  задавать любые вопросы, но смотреть на карточку с дорогой  нельзя. Сначала диктует один, потом другой, - Вы поменяетесь ролями. А для начала давайте решим, кто будет диктовать, а кто – рисовать?»

Критерии оценивания:

продуктивность совместной деятельности оценивается по степени сходства нарисованных дорожек с образцами;

способность строить понятные для партнера высказывания, учитывающие, что он знает и видит, а что нет; в данном случае достаточно точно, последовательно и полно указать ориентиры траектории дороги;

умение задавать вопросы, чтобы с их помощью получить необходимые сведения от партнера по деятельности;  

способы взаимного контроля по ходу выполнения деятельности и взаимопомощи;

эмоциональное отношение к совместной деятельности: позитивное (работают с удовольствием и интересом), нейтральное (взаимодействуют друг с другом в силу необходимости), негативное.

Показатели уровня выполнения задания:

1) низкий уровень – узоры не построены или не похожи на образцы; указания не содержат необходимых ориентиров или формулируются непонятно; вопросы не по существу или формулируются непонятно для партнера;

2) средний уровень – имеется хотя бы частичное сходство узоров с образцами; указания отражают часть необходимых ориентиров; вопросы и ответы формулируются расплывчато и позволяют получить недостающую информацию лишь отчасти; достигается частичное взаимопонимание;

3) высокий уровень – узоры соответствуют образцам; в процессе активного диалога дети достигают взаимопонимания и обмениваются необходимой и достаточной информацией для построения узоров, в частности, указывают номера рядов и столбцов точек, через которые пролегает дорога; в конце по собственной инициативе сравнивают результат (нарисованную дорогу) с образцом.  

 



Предварительный просмотр:

Формирование познавательных УУД на уроках в начальной школе

     Современное общество характеризуется стремительным развитием науки и техники, созданием новых    информационных технологий, коренным образом преобразующих жизнь людей. Приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.  Достижение данной цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий.     В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т. е. способность учащегося самостоятельно успешно усваивать новые знания, формировать умения и компетентности, включая самостоятельную организацию этого процесса. Таким образом, достижение умения учиться предполагает полноценное освоение школьниками всех компонентов учебной деятельности, включая: 1) познавательные и учебные мотивы; 2) учебную цель; 3) учебную задачу; 4) учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка). Все это достигается путем сознательного, активного присвоения учащимися социального опыта. Качество усвоения знаний определяется многообразием и характером видов универсальных действий. Универсальные учебные действия группируются в четыре основных блока: 1) личностные;2) регулятивные; 3) коммуникативные действия; 4) познавательные.

Для формирования личностных УУД – используются все задания, в которых ребятам предлагается дать собственную оценку.

Для формирования регулятивных УУД – подбираются задания, в которых ребятам предлагается обсудить проблемные вопросы, а затем сравнить свой результат, например,  с выводом в рамке.

Для формирования коммуникативных УУД – предлагаются задания для работы в паре, группе.

Для формирования познавательных УУД – подбираются задания, правильный результат выполнения которых нельзя найти в учебнике в готовом виде. Но в текстах и иллюстрациях учебника, справочной литературы есть подсказки, позволяющие выполнить задание.

     Познавательные универсальные учебные действия включают : общеучебные  действия,  действия постановки и решения проблем,  и логические действия и  обеспечивают способность к познанию окружающего мира: готовность осуществлять  направленный поиск, обработку и использование информации.

     Поэтому я чуть подробнее хотела-бы остановиться на формировании познавательных универсальных учебных действиях, которые для успешного обучения должны быть сформированы уже в начальной школе.  К познавательным УУД относятся умения: осознавать познавательную задачу; читать и слушать, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находить её в материалах учебников, рабочих тетрадей, другой доплнительной литературе; осуществлять для решения учебных задач операции  анализа, синтеза, сравнения, классификации, устанавливать причинно-следственные связи, делать обобщения, выводы;   выполнять учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; понимать информацию, представленную в изобразительной, схематичной, модельной форме, использовать знаково-символичные средства для решения различных  учебных задач.

     Перевод текста на знаково-символический язык нужен не сам по себе, а для получения новой информации. Обучение по действующим программам любых учебных предметов предполагает применение разных знаково-символических средств (цифры, буквы, схемы и др.)    

     Из разных видов деятельности со знаково-символическими средствами наибольшее применение в обучении имеет моделирование. Более того, в концепции развивающего обучения Д.Б. Эльконина — В.В. Давыдова моделирование включено в учебную деятельность как одно из действий, которое должно быть сформировано уже к концу начальной школы. В период начального образования основным показателем развития знаково-символических универсальных учебных действий становится овладение моделированием, отражающим пространственное расположение объектов, предметов или отношения между ними или их частями для решения задач; а к концу обучения в начальной школе дети должны не только уметь использовать наглядные модели (схемы, чертежи, планы), но и уметь самостоятельно  строить схемы, модели, таблицы  и т. п. Поскольку перевод текста на знаково-символический язык и обратное считывание, понимание символической записи является важным этапом в формировании логических универсальных действий и вместе с тем вызывает наибольшие трудности у учащихся, рассмотрим его более подробно.

     Наиболее наглядно это можно увидеть на уроках математики. Учебные задания побуждают детей анализировать объекты с целью выделения их существенных и несущественных признаков; выявлять их сходство и различие; проводить сравнение и классификацию по заданным или самостоятельно выделенным признакам (основаниям); устанавливать причинно следственные связи; обобщать и т.д. С 1-го класса начинается формирование моделирования как универсального учебного действия. Первые представления  о взаимосвязи предметной и символической моделей формируются у учащихся при изучении темы «Число и цифра».  Дети учатся устанавливать соответствие между различными моделями или выбирать из данных символических моделей ту, которая, например, соответствует данной предметной модели. Знакомство с отрезком и числовым лучом позволяет использовать не только предметные, но и графические модели при сравнении чисел, сложения и вычитания на числовом луче, а в дальнейшем использование знаково-символических моделей (запись числовых и буквенных выражений, неравенств, равенств), что является необходимым условием для формирования общего умения решать текстовые задачи.     Наиболее элементарную группу составляют простые задачи. Например: • У Маши 5 яблок, a y Пети 4 яблока. Сколько яблок у них обоих? Затем идет работа с составными задачами, в которых само условие не определяет возможный ход решения. Например:У Маши 5 яблок, a y Пети на 1 яблоко меньше. Сколько всего у них яблок? В дальнейшем дети знакомятся с двумя видами построения модели задачи: в виде схемы и в виде таблицы, которые используют при решении задач.

     На уроках русского языка также используется моделирование. На этапе обучения грамоте  это модели предложения, затем звуковые модели слова, которые затем преобразуются в буквенные. Эти модели мы используем на протяжении всего курса русского языка при изучении темы «Орфография». Очень хорошо помогают модели на уроках постановки учебной задачи, где дети могут увидеть несоответствие схемы, зафиксировать разрыв между знанием и незнанием и проведя исследовательскую работу изменить или уточнить данную схему. Например, при изучении темы «Проверка ОСП», дети выявляют способ проверки ОСП – фиксируют на модели и используют в дальнейшей работе. На одном из этапов выясняется, что найденный способ не всегда срабатывает. Дети узнают, что слово состоит из частей. Вводятся понятия «корня» слова и окончания. Схема уточняется. В ходе дальнейшего исследования дети открывают способ проверки ОСП в окончании. Схема дополняется или выносится в отдельную модель. В ходе дальнейшей работы дети сталкиваются с тем, что такой способ применим не для всех слов. На основе анализа и сравнения  слов дети  классифицируют их в группы по признакам и вводится понятие частей речи и т.д. Ну и конечно-же не обойтись без схем на уроках рефлексии. Здесь дети должны сами зафиксировать свои знания с помощью модели.

Значительная часть логических познавательных УУД формируется и совершенствуется при изучении курса «Литературное чтение».  Учебники по содержат   задания,  направленные на формирование логических операций: анализ   содержания и установление причинно-следственных связей;   сравнение персонажей одного произведения и персонажей из разных произведений; сопоставление произведений по жанру и по виду (познавательного и  художественного). Умение обосновывать свои суждения вырабатывается благодаря  типичным  подвопросам, сопровождающим задания учебника: «Почему ты так думаешь (считаешь, полагаешь)?», «Обоснуй свое мнение», «Подтверди  словами из текста»  и т.п.   На первичном этапе работы с текстом дети используют модели, где определяется точка зрения, позиция  автора, читателя и рассказчика.

     При изучении курса  «Окружающий мир» развиваются умения извлекать информацию, представленную в разной форме (иллюстративной, схематической, табличной, условно-знаковой и др.), в разных источниках (учебник, атлас карт, справочная литература, словарь, Интернет и др.); описывать, сравнивать, классифицировать природные и социальные объекты на основе их внешних признаков; устанавливать причинно-следственные связи и зависимости между живой и неживой природой, между живыми существами в природных сообществах, прошлыми и настоящими событиями и др.; пользоваться готовыми моделями для изучения строения природных объектов, моделировать объекты и явления окружающего мира; проводить несложные наблюдения и опыты по изучению природных объектов и явлений, делая выводы по результатам, фиксируя их в таблицах, в рисунках, в речевой устной и письменной форме. Учащиеся приобретают навыки работы с информацией: учатся обобщать, систематизировать, преобразовать информацию из одного вида в другой (из изобразительной, схематической, модельной, условно-знаковой в словесную и наоборот); кодировать и декодировать информацию (состояние погоды, чтение карты, дорожные знаки и др.).

      Эффективное стимулирование познавательной деятельности учащихся в значительной мере обеспечивается за счет расширения сферы использования поискового, частично-поискового, проблемного методов изучения нового учебного материала.