Пальчиковые игры с детьми

Иванникова Наталия  Викторовна
Зачем нужны пальчиковые игры?
  1. Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи ребёнка. Именно пальчиковые игры стимулируют мелкую моторику рук малыша.
  2. Пальчиковые игры сближают родителя и ребёнка, делая их общение интересным и полезным.
  3. Пальчиковые игры – отличный способ отвлечь малыша, особенно в общественном месте, когда «домашними» методами воспользоваться нет возможности.
  4. Пальчиковые игры развивают память и воображение ребёнка.
  5. С помощью пальчиковых игр улучшается концентрация внимания.

 

Пальчиковые игры (подборка)

 

Краб

Руки стоят на столе, опираясь на локти. Кисти прижаты друг к другу

Ветер дует, задувает
основаниями, пальцы растопырены (крона пальмы)
Дети раскачивают
Пальму в стороны качает
руками в разные стороны, стараясь не поднимать локти
Ветер дует, задувает,
Пальму в стороны качает.

А под пальмой краб сидит
Ладони лежат на столе, прижаты друг к другу боковыми частями.
Пальцы рук согнуты, растопырены (клешни). Шевелят ими.
и клешнями шевелит,
А под пальмой краб сидит
И клешнями шевелит.

 

Пальчики

Этот пальчик хочет спать.
(взрослый разворачивает левую ручку ладошкой к себе, правой ручкой загибает мизинчик на левой руке)
Этот пальчик лег в кровать.
(загибает безымянный пальчик)
Этот пальчик чуть вздремнул.
(загибает средний пальчик)
Этот сразу же уснул.
(загибает указательный пальчик)
Этот крепко-крепко спит
и тихонечко сопит.
(загибает большой пальчик)
Солнце красное взойдет,
утро ясное придет,
Будут птички щебетать,
будут пальчики вставать!
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Повторить то же самое с правой рукой. 


Пальчики в лесу. 

Раз, два, три, четыре, пять,
вышли пальчики гулять.
(взрослый держит перед собой кулачок ребенка)
Этот пальчик в лес пошел,
(разгибает мизинчик)
этот пальчик гриб нашел,
(разгибает безымянный пальчик)
этот резал,
(разгибает средний пальчик)
этот ел,
(разгибает указательный пальчик)
ну, а этот лишь глядел!
(разгибает большой пальчик и щекочет ладошку) 


Кто приехал? 

Кто приехал?
(ребенок складывает вместе ладошки и пальцы обеих рук, четыре раза хлопает кончиками больших пальцев)
Мы, мы, мы!
(теперь кончики больших пальцев прижаты друг к другу и неподвижны, а кончиками остальных пальцев быстро и одновременно хлопает три раза)
Мама, мама, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками указательных пальцев)
Папа, папа, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками средних пальцев)
Братец, братец, это ты?
или:
Ах, сестричка, это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками безымянных пальцев)
Дедушка, а это ты?
или:
Бабушка, а это ты?
(хлопает кончиками больших пальцев)
Да, да, да!
(хлопает кончиками мизинцев)
Все мы вместе, да, да, да!
(хлопает в ладоши) 
 

Котята

Ладошки складываем, пальцы прижимаем друг к другу
У кошечки нашей есть десять котят,
Покачиваем руками, не разъединяя их
Сейчас все котята по парам стоят:
Два толстых, два ловких,
Два длинных, два хитрых,
Два маленьких самых
И самых красивых.
Постукиваем соответствующими пальцами друг о друга (от большого к мизинцу)

 

Моя семья. 

(Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать, а можно, наоборот, сгибать, начиная с большого. По окончании покрутить кулачком.
Этот пальчик ДЕДУШКА.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Этот пальчик БАБУШКА.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Этот пальчик ПАПОЧКА.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Этот пальчик МАМОЧКА.
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
Этот пальчик Я.
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик)
Вот и вся моя семья! 
(поднимает левую ручку и распрямляет все пальчики)
Кроме игрового момента, в этой забаве очень много положительных черт: развивается моторика ручки – сгибаются и разгибаются пальчики; развивается память – нужно же запомнить кто есть кто и кто за кем; развивается речь – последние слова фраз ребенок может говорить сам. 


Мальчик-пальчик. 

(Пальцы сжаты в кулачок)
- Мальчик-пальчик,
Где ты был? 
(разгибается большой палец)
- С этим братцем в лес ходил, 
(разгибается указательный)
С этим братцем щи варил, 
(разгибается средний)
С этим братцем кашу ел,
(разгибается безымянный)
С этим братцем песни пел.
(разгибается мизинец) 
 

Весна

Пальцы правой руки сложены щепоткой,
пальцы левой руки выпрямлены.
Стучат все громче дятлы,
Стучим пальцами правой по ладони левой руки
Синички стали петь.
Покачиваем кистью правой руки
Встает пораньше солнце,
Ладони поднимаем вверх, растопыриваем пальцы
И землю стало греть (2 раза)
Бегут ручьи под горку
Правой волнообразные движения сверху вниз
Растаял весь снежок,
Показываем ладонь левой руки
А из-под старой травки
Кисти и локти прижаты, пальцы округлены,
Уже глядит цветок (2 раза)
постепенно разводим пальцы
(«раскрывается»)
Раскрылся колокольчик
Ладони прижимаем, поднимаем руки над головой («сами как колокольчики»)
В тени там, где сосна,
Динь, динь, звенит тихонько,
Покачиваем свободными кистями и корпусом
Динь, динь, пришла весна (2 раза).

 

Десять мышек

Одна мышка, две мышки, три мышки вышли,
Пальцы сжаты в кулак,
Четыре мышки, пять мышек, шесть мышек вышли,
постепенно разжимаем пальцы
Семь мышек, восемь мышек, девять мышек вышли,
по тексту.
Десять мышек вышли погулять.
Сжимаем и разжимаем
кулачки.
Десять мышек, девять мышек, восемь мышек только
Сжимаем пальцы в кулачки, начиная с большого.
Семь мышек, шесть мышек, мять мышек только,
Четыре мышки, три мышки, две мышки только,
Одна мышка, нет ни одной.
Прижимаем кулачки к груди.


Стишок для запоминания названий пальчиков. 

Палец Толстый и Большой
В сад за сливами пошел.
(загибает /разгибает/ большой пальчик)
Указательный с порога
Указал ему дорогу.
(загибает /разгибает/ указательный пальчик)
Палец Средний - самый меткий,
Он снимает сливы с ветки.
(загибает /разгибает/ средний пальчик)
Безымянный поедает,
(загибает /разгибает/ безымянный пальчик)
А Мизинчик-господинчик
В землю косточки сажает. 
(загибает /разгибает/ мизинчик пальчик) 


Шалун. 

Наша Маша варила кашу
Кашу сварила, малышей кормила.
(на первые две строчки чертить круговые линии на ладошке малыша)
Этому дала, этому дала,
Этому дала, этому дала,
(на следующие 2 строчки загибать пальцы с проговариванием соответствующих слов)
А этому - не дала.
Он много шалил,
Свою тарелку разбил.
(со словами последней строчки пальцами другой руки брать мизинчик и слегка покачивать) 
 

Утро.

Утром петушок встает,
Указательный и большой пальцы смыкаются, образуя
кольцо.
«Кукареку» нам поет:
Остальные пальцы подняты вверх, растопырены — «гребешок»
«Просыпайтесь, рассвело,
Крутим, кистями рук, качаем ими, не разжимая пальцев.
Солнце на небо взошло!»
Воробьев веселый крик
Открываем и закрываем клюв – отводя большой палец и поднимая остальные сомкнутые пальцы
Будит нас: «Чирик, чирик!»
И заснуть нам помешав,
Ладонью изображаем «Собаку»
Лает пес: «Ав, ав, ав,ав!»
«Ме, ме, ме!» — кричит козел
Указательный и средний пальцы вытянуты вперед,
остальные поджаты. Крутим кистями рук.
Сон у нас совсем прошел,
А потом в ответ ему:
Вперед вытянуты указательный и мизинец, остальные
«Му», — мычит корова, —
«Му!» поджаты, «киваем» кистями рук.
Хватит, хватит, нам лежать
Ладони прижаты к ногам. Пальцы тянутся вверх (саму ладонь не поднимать).
Надо, надо нам вставать:
Ля, ля, ля, ля, ля, ля, ля!
Барабаним подушечками пальцев по ногам в ритме.
Это песенка моя!»


Белочка.

(по мотивам народной песенки)
Сидит белка на тележке,
Продаёт свои орешки;
Лисичке-сестричке,
Воробью, синичке,
Мишке косолапому,
Заиньке усатому.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с большого) 


По грибы. 

Раз, два, три, четыре, пять,
Мы идём грибы искать!
Этот пальчик в лес пошёл,
Этот пальчик гриб нашёл.
Этот пальчик чистить стал.
Этот пальчик жарить стал,
Этот пальчик всё съел,
Оттого и потолстел.
(попеременно сгибать пальцы, начиная с мизинца) 


Пальчики. 

Раз, два, три, четыре, пять,
Вышли пальчики гулять!
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
(поочерёдно разгибать все пальцы, начиная с мизинца, затем сгибать их в том же порядке) 


Осенние листья. 

Раз, два, три, четыре, пять,
(загибать пальцы, начиная с большого)
Будем листья собирать.
(сжимать и разжимать кулачки)
Листья берёзы, листья рябины,
(загибать пальчики, начиная с большого)
Листья тополя, листья осины,
Листики дуба мы соберём. 



Есть игрушки у меня. 

Есть игрушки у меня:
(хлопать в ладоши)
Паровоз и два коня,
Серебристый самолёт,
Три ракеты, вездеход,
Самосвал,
Подъёмный кран.
(загибать поочерёдно пальчики) 


Варим кашу. 

(Чертим пальцем круги по ладошке. Имя можно заменить на имя вашего ребёнка)
Настя кашу варила,
Деток кормила.
(Загибаем пальцы по одному, начиная с мезинца)
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
Этому дала,
(Подёргать большой палец)
А этому не дала.
(Разгибаем пальцы по одному. Здесь можно придумывать свои причины, по которым последний пальчик не получил каши)
Он сено не косил,
Корову не доил,
Тесто не месил,
И печку не топил. 


Прятки. 

(Ритмично сгибать и разгибать пальцы. Усложнение: поочередное сгибание пальчика на обеих руках)
В прятки пальчики играли
И головки убирали.
Вот так, вот так,
И головки убирали. 


Улей. 

(Пальцы сжать в кулак, затем отгибать их по одному. На последнюю строчку резко поднять руки вверх с растопыренными пальчиками - пчелы улетели)
Вот маленький улей, где пчелы спрятались,
Никто их не увидит.
Вот они показались из улья.
Одна, две, три, четыре, пять!
Ззззз! 


Черепаха. 

(Руки сжаты в кулаки, большие пальцы внутри. Затем показать большие пальцы и спрятать их обратно.)
Вот моя черепаха, она живет в панцире.
Она очень любит свой дом.
Когда она хочет есть, то высовывает голову.
Когда хочет спать, то прячет её обратно. 

 


Мы рисовали.

(Плавно поднять руки перед собой, встряхивать кистями.)
Мы сегодня рисовали,
Наши пальчики устали.
Наши пальчики встряхнем,
Рисовать опять начнем. 


Капустка. 

(Движения прямыми ладонями вверхвниз, поочередное поглаживание подушечек пальцев, потирать кулачок о кулачек. Сжимать и разжимать кулачки.)
Мы капустку рубим-рубим,
Мы капустку солим-солим,
Мы капустку трём-трём,
Мы капустку жмём-жмём.

 

Ладушки.

Ладушки, ладушки
Дети выполняют хлопки в ладоши. Самым маленьким могут помогать взрослые.
Где были? — У бабушки!
Что ели? — Кашку
Что пили? — Бражку.
Что на закуску?
Хлеб да капустку.
Шу! Полетели!
Перебирают в воздухе пальцами
На головку сели.
Ладони кладут на голову

 

Ручки.

Где же, где же наши ручки,
Прячут руки за спиной
наши ручки, наши ручки?
Вот ручки, наши ручки
Выполняют движение «фонарики»
пляшут, пляшут наши ручки,
Пляшут, пляшут наши ручки
Сжимают и разжимают кулачки.
Поплясали, стоп!

Где же, где же наши ножки
Приседая, закрывают ножки руками
наши ножки, наши ножки?
Вот ножки, наши ножки
Выставляют ножки на каблучок
пляшут, пляшут наши ножки!
Пляшут, пляшут наши ножки,
поплясали, стоп!

Где же, где же наши детки…
Закрывают лицо ладонями
Вот детки, наши детки…
Хлопают ладонями по груди
Пляшут, пляшут наши детки…
Подпрыгивают на месте.

 

Паучок.

Руки скрещены. Пальцы каждой руки «бегут» по предплечью, а затем по плечу другой руки.

Паучок ходил по ветке,
А за ним ходили детки.
Дождик с неба вдруг полил
Кисти свободно опущены, выполняют стряхивающее движение «дождик»
Паучков на землю смыл.
Хлопок ладонями по столу/коленям.
Солнце стало пригревать,
Ладони боковыми сторонами прижаты друг к другу, пальцы растопырены, качают руками (солнышко светит)
Паучок ползёт опять
А за ним ползут все детки,
Чтобы погулять на ветке
«Паучки» ползают на голове.