ОРКСЭ

Ерушевич Анна Викторовна

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества.

Слайд 3

Свобода и ответственность

Слайд 4

Реке ничто не мешает течь, но её течение ограничено берегами.

Слайд 7

Ответственность обязанность отвечать за поступки и действия , а также их последствия

Слайд 16

Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

Слайд 17

Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей

Слайд 18

Прочитай сказку Антуана де Сент-Экзюпери «Маленький принц». Найдите в тексте те предложения, которые на твой взгляд, являются самыми важными и отражают тему нашего урока. Запиши их и познакомь на следующем уроке своих одноклассников.



Предварительный просмотр:

Урок ОРКСЭ 4 класс

Тема: Свобода и ответственность

Цель: формировать у обучающихся осознанное отношение к своим поступкам и понимание ответственности за свои действия.

Учебные задачи, направленные на достижение личностных результатов обучения:                                            

  • учатся работать в коллективе, в паре, в группе;                                                                    
  • применяют полученные теоретические знания для определения социально одобряемого поведения и порядка действий    в конкретных ситуациях.

Учебные задачи, направленные на достижение метапредметных результатов обучения:                                            

  • принимают и сохраняют цели и задачи учебной деятельности;                                                                  
  • умеют осуществлять информационный поиск для выполнения учебных заданий;                                                                          
  • овладевают действиями анализа, сравнения, обобщения, построения рассуждений.

Учебные задачи, направленные на достижение предметных результатов обучения:                                                                  

  • сформировать у учащихся понятия «ответственность», «свобода» через осознание ценности человеческой жизни;
  • понимают, что существуют разные виды ответственности;                                                                        
  • осознают связь между свободно выбранным поступком и ответственностью за сделанное.

Ход урока

На прошлом уроке мы говорили с вами о свободе и моральном выборе. Слайд 2: Мы говорили, что свобода – это способность человека определять своё поведение с учётом законов природы и общества. Тема нашего урока сегодня указана на слайде (слайд 3). Прочитайте ее. Сегодня нам предстоит ответить на вопрос, как взаимосвязаны два этих понятия.

Задание 3 ученикам – найти значение слова «ответственность» в толковом словаре.

Предлагаю высказывания из ларчика мудрости. Внимательно его прочитайте и объясните, как вы понимаете смысл данного высказывания.

 «В нужде люди закаляются и живут мечтой о свободе. Но вот приходит свобода, и люди не знают, что с ней делать». Михаил Пришвин

Смысл: человек не знает, что такое полная свобода, и ждет, когда ему кто-то скажет, как надо жить и действовать.

 «Человек не бывает вполне свободен, его свобода всегда ограничена: к примеру, он свободен выбрать себе то или иное кушанье, но у него нет свободы вообще отказаться от еды». Антуан Ривароль, французский писатель.

Смысл: человек не может быть полностью свободен, - его свободу ограничивают обстоятельства, которые он не может изменить.

Вопрос о том, что такое свобода и в чем она выражается – один из центральных в этике. Каждый человек имеет очень много желаний и хочет, чтобы они исполнились. Но очень часто исполнению желаний что-то мешает: невозможно купить новую игру, потому что нет денег; нельзя пойти гулять во двор в летнем платье, когда на дворе зима; не удалось пойти в кино, потому что надо было помочь родителям.

Слайд 4. Философы сравнивали свободу с текущей рекой: с одной стороны, ей ничто не мешает течь, но с другой стороны, ее течение ограничено берегами. То есть свобода человека может быть ограничена обстоятельствами.

Возможна ли полная свобода человека? Свобода от обязанностей, долга, законов, нравственных норм? (Полной свободы быть не может, иначе наступит хаос).

Слайд 5, 6. Праздник непослушания.

Может ли человек быть свободным? (Человек может быть свободным только тогда, когда не забывает о своих обязанностях, то есть несет ответственность за свои поступки).

3 группа зачитывает значение слова «ответственность». Слайд 7.

Слайд 8-9. Обсудить.

Слайд 10. Ответственность у всех разная. Она зависит от возраста  и от того, какое положение человек занимает в обществе.

Дома вы заполняли таблицу, определяя, кто перед кем несет ответственность. 1-2 ответа, остальные вывесить на доску.

(Слайд 11) Родители несут ответственность за детей, а дети за порученные им дела.

(Слайд 12) Учителя несут ответственность за то, чтобы школьники учились, а учащиеся за то, как они учатся.    

Физминутка. Слайд 13. Изобразить картину Решетникова «Опять двойка» (по рядам).

Чем больше людей зависит от человека, тем больше степень его ответственности.

(Слайд 14-15) Люди отвечают не только друг за друга, но и за всё, что их окружает, в том числе и за природу. Такое значение моральной ответственности очень близко понятию заботы.

Работа в группах (приложение1).

Слайд 16.

1-я ситуация. Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.

Последствия поступка:

- для Кости и Дениса

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках, что мальчики прогуляли школу

- для отношений ребят с родителями

2-я ситуация. Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно. Последствия поступка:

- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?

-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?

3-я ситуация. Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.

Последствия поступка:

- для команды, с которой он играл

- для отношений Вити с ребятами

- для отношений Вити с тренером

4-я ситуация. Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

Последствия поступка:

- для мальчиков

-  на кого и как мог повлиять данный поступок

Вывод. (Слайд 17) Важно предвидеть влияние своих поступков на других людей

Синквейн

Свобода

Думать, предвидеть, выбирать

Свобода ограничена обстоятельствами

Ответственность

 

Выводы по уроку:

  • с возрастом ответственность человека увеличивается
  • важно предвидеть влияние своих поступков на других
  • важно быть ответственным за свою жизнь и свое здоровье

Домашнее задание.

Тебе знакома замечательная книга А. де Сент–Экзюпери « Маленький принц»? Если нет, то прочитай её обязательно!

Найдите в тексте те предложения, которые на твой взгляд, являются самыми важными и отражают тему нашего урока.

Запиши их и познакомь на следующем уроке своих одноклассников.


Приложение 1.

Задания для групп

1 группа

Костя и Денис решили прогулять уроки, потому что была тренировка их любимой футбольной команды. Они хотели посмотреть тренировку.

Последствия поступка:

- для Кости и Дениса

- для родителей, которые прочтут запись в дневниках, что мальчики прогуляли школу

- для отношений ребят с родителями

2 группа

Света допоздна гуляла с девочками. Когда она пришла домой, было уже совсем темно.

Последствия поступка:

- как ты думаешь, на кого это могло повлиять?

-как это могло повлиять на отношения Светы с родителями?

3 группа

Витя пропустил тренировку перед ответственным матчем, пошел в кино с другом. Шел очень интересный фильм.

Последствия поступка:

- для команды, с которой он играл

- для отношений Вити с ребятами

- для отношений Вити с тренером

4 группа

Костя и Саша катались на велосипедах и выехали на проезжую часть дороги.

Последствия поступка:

- для мальчиков

-  на кого и как мог повлиять данный поступок


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сергей Есенин Гой ты, Русь, моя родная , Хаты — в ризах образа... Не видать конца и края — Только синь сосет глаза. Как захожий богомолец, Я смотрю твои поля. А у низеньких околиц Звонко чахнут тополя. Пахнет яблоком и медом По церквам твой кроткий Спас. И гудит за корогодом На лугах веселый пляс. Побегу по мятой стежке На приволь зеленых лех , Мне навстречу, как сережки, Прозвенит девичий смех. Если крикнет рать святая: «Кинь ты Русь, живи в раю!» Я скажу: «Не надо рая, Дайте родину мою».

Слайд 2

Любовь к Родине и патриотизм многонациональногонарода России

Слайд 3

Задание: Вставьте слова «Родина», « родина » в пропущенные места. Вижу чудное приволье, Вижу нивы и поля – Это русское приволье, Это … моя. Моя … - (город, поселок) . Планета Земля – это … всех жителей нашей планеты.

Слайд 4

Наша Родина - Россия

Слайд 5

Везде орел, везде с ним слава! Везде он гордый, впереди – Крестом увенчана держава, Святой Георгий на груди… Россия - великая страна

Слайд 6

Что такое Родина? Это запах хлеба, Солнышко лучистое, Голубое небо. Это травы сочные, Это реки быстрые, Это степи пыльные И луга душистые.

Слайд 7

Что такое Родина? Все, что людям свято, И могила павшего За Родину солдата. Пусть восходит солнце Над Отчизной нашей, Нет любимей Родины, И милей, и краше. Л. Летавина

Слайд 8

Родина - род – родитель Отечество – Отчизна – отец – отчий дом

Слайд 9

Продолжи предложение: Я называю свою страну ОТЕЧЕСТВОМ, потому что… Я любовно называю свою страну Родиной, потому что…

Слайд 10

К. Д. Ушинский писал: «Наше Отечество, наша Родина-матушка Россия. Отечеством мы зовём Россию, потому что в ней жили испокон веку отцы и деды наши. Родиной мы зовём её потому, что в ней говорят родным нам языком и всё в неё для нас родное; матерью – потому что она вскормила своими водами, выучила своему языку. Как мать защищает и бережёт нас от всяких врагов..»

Слайд 11

Патриот человек, любящий свою Родину. Пётр I Александр Невский Пушкин А.С.

Слайд 12

Какие народы проживают в России ? Татары Немцы Казахи Буряты Чуваши Киргизы Ханты и манси и многие другие

Слайд 13

Добра и здоровья Вам! Якуты произносят: " Норуон норгуй " (привет). Татары произносят: " Исэнмесез " (Здоровы ли вы) Приветствие чувашей " Ыра кун" переводится как "добрый день" Башкиры при встрече говорят " Хаумыгыгыз ?" (здоровы ли вы?). Калмыки спрашивают: " Ямаран Бяана ?" (как дела) Армяне приветствуют так: " Барев дзез " (добро вам)

Слайд 14

Что же нас всех объединяет?

Слайд 15

Что же нас объединяет? Единая Родина. Это общая земля. Общая история. Общие законы. Общий язык. Но важнее всего – общие ценности, духовные традиции. Человек остается человеком, пока он ценит и бескорыстно заботится о близком ему человеке, других людях, об интересах народа и Отечества.

Слайд 16

Наше Отечество богато своими духовными традициями. Россия стала такой большой и сильной именно потому, что она никогда не запрещала людям быть разными. В нашей стране всегда считалось естественным, что ее граждане принадлежат к разным народам и религиям.

Слайд 17

Великие деятели культуры и науки, знаменитые воины России – Ломоносов, Державин, Пушкин, Достоевский, Суворов, Ушаков в своей жизни соединяли служение народу и России с ее духовными ориентирами.

Слайд 18

Что такое любовь к родине? Моя малая родина Любовь к родине- это служение, которое проявляется в делах на благо людей, на благо нашей Родины

Слайд 19

Патриотизм-это общественное чувство, содержанием которого является любовь к Отечеству и готовность подчинить его интересам свои интересы Что такое патриотизм?

Слайд 20

Пока свободою горим, Пока сердца для чести живы, Мой друг, отчизне посвятим Души прекрасные порывы! А.С. Пушкин Космонавт Сергей Рыжиков Писатель Еремей Айпин Чемпион мира Максим Храмцов Актер Константин Хабенский

Слайд 21

Домашнее задание Приходилось ли вам защищать честь класса, школы на соревнованиях, олимпиадах по различным предметам? Какие чувства вы при этом испытывали?