Выступления на педагогических советах и метод объединениях

Ерушевич Анна Викторовна

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Современные подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития (из опыта работы педагогов)

Слайд 2. «Не должно быть несчастных детей, душу которых гложет мысль, что они ни на что не способны» В. Сухомлинский

Основные особенности детей  с задержкой психического развития

Слайд 3.

Задержка психического развития - это нарушение нормального темпа психического развития, в результате чего ребенок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в кругу дошкольных, игровых интересов. Задержка психического развития - специфическое сочетание незрелости эмоциональной и интеллектуальной сфер.

Как уже было отмечено, у этих детей достаточно долго остается ведущей игровая мотивация, с трудом и в минимальной степени формируются учебные интересы. Слабо развитая произвольная сфера (умение сосредоточиваться, переключать внимание, усидчивость, умение удерживать задание, работать по образцу) не позволяет младшему школьнику полноценно осуществить напряженную учебную деятельность: он очень быстро устает, истощается. Из-за недостаточного для его возраста умения сравнивать, обобщать, абстрагировать, классифицировать учащийся не в состоянии самостоятельно, без специальной педагогической помощи, усвоить содержательный минимум школьной программы и быстро попадает в ряды хронически неуспевающих школьников. Часто трудности в учении усугубляются слабой способностью к звуковому и смысловому анализу речи, вследствие чего ребенок плохо овладевает навыками чтения, с трудом осваивает письменную речь.

Восприятие характеризуется замедленностью. В мышлении обнаруживаются трудности словесно-логических операций. У детей с задержкой психического развития страдают почти все виды памяти, отсутствует умение использовать вспомогательные средства для запоминания.

Познавательная деятельность у таких детей характеризуется низким уровнем активности и замедлением переработки информации. У них беден и узок, круг представлений об окружающих предметах и явлениях.

Внимание характеризуется неустойчивостью, память ограничена в объеме и непрочна. Наглядно – действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно – образное и особенно словесно – логическое.

Наглядный материал запоминается лучше вербального и в процессе воспроизведения является более действенной опорой, что непроизвольная память у детей с ЗПР страдает не в такой мере, как произвольная, поэтому целесообразно ее широкое использование при их обучении.

Эти дети плохо запоминают тексты, таблицу умножения, не удерживают в уме цель и условия задачи. Им свойственны колебания продуктивности памяти, быстрое забывание выученного.

Дети с ЗПР не остаются равнодушными к оценке результатов своей деятельности: ищут у учителя подтверждения правильности своих решений, одобрения, проявляют заинтересованность в хороших оценках и очень огорчаются неудачам.

Слайд 4.

Все вышеназванные особенности детей с задержкой психического развития определяют основные подходы к организации учебного процесса данной категории обучающихся.

Это:

  1. Подбор заданий, максимально возбуждающих активность ребенка, пробуждающие у него потребность в познавательной деятельности, требующих разнообразной деятельности.
  2. Приспособление темпа изучения учебного материала и методов обучения к уровню развития детей с ЗПР.
  3. Индивидуальный подход.
  4. Повторное объяснение учебного материала и подбор дополнительных заданий.
  5. Постоянное использование наглядности, наводящих вопросов, аналогий.
  6. Использование многократных указаний, упражнений.
  7. Использование поощрений, повышение самооценки ребенка, укрепление в нем веры в свои силы.
  8. Использование заданий с опорой на образцы, доступных инструкций.

Слайд 5. Адаптация объема и характера учебного материала.

С целью адаптации объема и характера учебного материала к познавательным возможностям учащихся учебный материал нужно значительно детализировать, необходимо изыскивать способы облегчения трудных заданий, такие как:

  • дополнительные наводящие вопросы;
  • наглядность – картинные планы, опорные, обобщающие схемы, «программированные карточки», графические модели, карточки-помощницы, которые составляются в соответствии с характером затруднений при усвоении учебного материала;
  • приемы-предписания с указанием последовательности операций, необходимых для решения задач;
  • помощь в выполнении определенных операций;
  • образцы решения задач;
  • поэтапная проверка задач, примеров, упражнений.

Слайд 6  Инструкции с несколькими заданиями

Значительное время необходимо отводить на обучение учащихся выполнять инструкцию с несколькими заданиями. У детей с ЗПР может иметь место утеря одного из звеньев инструкции, поэтому надо приучать их внимательно слушать инструкцию, пытаться представить ее себе и запомнить, что следует делать.

Чтобы исключить утерю одного из звеньев, можно использовать на первоначальном этапе обучения следующий прием: около ученика выкладывают палочки в количестве, соответствующем количеству заданий. При выполнении одного задания одна палочка отодвигается в сторону. В дальнейшем заменили палочки окошками (палочками) на полях тетради.

Слайд 7 Навыки самостоятельной работы

Одним из важнейших направлений учебно-воспитательного процесса является формирование у воспитанников навыков самостоятельной работы, умения организовывать, планировать свою деятельность, осуществлять самоконтроль.

Для самостоятельной работы необходима индивидуализация заданий. В этой связи рекомендуется разрабатывать дидактический материал различной степени трудности и с различным объемом помощи:

- задания воспроизводящего характера при наличии образцов, алгоритмов выполнения;

- задания тренировочного характера, аналогичные образцу;

- задания контрольного характера и т.д.

Слайд 8

Подходы к организации обучения на уроках математике

Дети с задержкой психического развития обладают рядом нарушений предпосылок интеллекта и как следствие испытывают целый ряд затруднений в процессе обучения математике.

Абстрактные понятия им непонятны, поэтому знакомство с числами и обучение арифметическим действиям с ними строится на конкретном материале. Этим детям долгое время нужно разрешать при решении примеров пользоваться счетным материалом (палочками), линейкой. Но одновременно постепенно, но настойчиво, учить с детьми таблицу сложения и вычитания (умножения).

Слайд 9 Таблица Классы и разряды числа

Помогает прочитать многозначное число, правильно записать его, разложить число на разрядные слагаемые и т. д.

Слайд 10

Для определения предыдущего и последующего числа составляем и записываем фрагмент числового ряда.

Слайд 11

Для лучшего усвоения того или иного способа вычисления ребенку предлагается карточка с развернутым образцом способа вычисления:

86:2= (80+6):2= 80:2 + 6:2= 40+3=43

Затем этот развернутый образец заменяется сокращенным 86:2=(80+6):2=43

И, наконец, задание выполняется без образца, самостоятельно.

Слайд 12

Для выполнения письменных вычислений (сложения, вычитания, умножения, деления) используем подробный алгоритм, затем образец, затем без образца.

Слайд 13 -14 работа над решением задач

Все слова задачи должны быть понятны ученикам. Особенно это касается тех слов, которые помогают уяснить зависимости величин:

поровну, в каждом, одновременно и др. Для пояснения ситуации следует использовать наглядные действия или чертеж.

При решении задачи оказываем помощь через готовую краткую запись, на которой объясняется способ решения. Ребенок записывает только решение задачи, что экономит его время и дает возможность вместе со всем классом в одно и то же время закончить запись решения задачи. В дальнейшем помощь минимизируется. Ребенок сам составляет краткую запись, ориентируясь на выделенные учителем для него ключевые слова в тексте задачи. При решении составной арифметической задачи возможна индивидуальная запись учителем для данного ребенка промежуточных вопросов, помогающих ему подобрать нужное действие и самому закончить решение задачи. Возможно составление алгоритма разбора задачи, по которому ученик сможет решить задачу.

Работа над условием задачи: схема-иллюстрация – схема – таблица заполненная данными, таблица без известных данных с вопросом, не заполненная таблица.

Работа над решением задачи: вопросы, определяющие план решения задачи  и выражения, только вопросы, только выражения. Вопросы даются по порядку, затем предлагаются в разброс, ребенок сам составляет план решения из готовых вопросов.

Слайд 15. Приемы, используемые на уроках русского языка

При обучении дети с ЗПР испытывают значительные трудности и на уроках русского языка. Допускают большое количество ошибок, не запоминают правила, невнимательны на уроках.

На занятиях имитируются проблемные ситуации, которые дети должны решать — сопоставляя, сравнивая звуки, слова, предметы, находя их общие и отличительные свойства. Можно использовать такие задания на таких этапах урока, как актуализация знаний, самоопределение к деятельности, также на обобщении изученного на уроке материала.

Слайд 16. Приём: Письмо с «дырками». Учитель диктует слово, учащиеся при написании этого слова пропускают букву безударного гласного звука, например, м . сты, р. ка, гл . за и т.п. Таким образом, учащиеся учатся определять «опасные места» в слове, т.е. ставить орфографическую задачу.

Слайд 17. Алгоритм написания орфограммы в слове.

Для правильного написания буквы в значимых частях слова мы с ребятами составили алгоритм, который представлен на слайде.

Такие алгоритмы есть для определения главных и второстепенных членов предложения, для выполнения синтаксического, фонетического, морфемного, морфологического разборов. Определяется затруднение, с которым сталкивается ребенок, и для его разрешения предлагается наглядный материал в виде памятки, схемы, таблицы.

Слайд 18. Антонимы. Исправь предложения:

Когда идет дождь, на улицах сухо и чисто.

Все любили купаться в озере, потому что вода в нем была мутная и грязная.

Для развития логического мышления можно использовать разнообразные упражнения:

Слайд 19. «Составь предложение». Цель упражнения — развитие способности у детей быстро устанавливать разнообразные, иногда совсем неожиданные связи между привычными предметами, творчески создавать новые целостные образы из отдельных разрозненных элементов.

Детям предлагается придумать три слова, не связанные по смыслу, например «озеро», «карандаш» и «медведь». Затем дается задание — составить как можно больше предложений, которые обязательно включали бы в себя эти три слова (можно менять падеж и использовать другие слова).

Слайд 20. «Исключение лишнего». Задача, которую необходимо выполнить ребенку состоит в исключении одного предмета, не имеющего некоторого признака, общего для остальных.

Берут любые три слова, например: «собака», «помидор», «солнце». Надо оставить только те слова, которые обозначают в чем-то сходные предметы, а одно слово, «лишнее», не обладающее этим общим признаком, исключить. Следует найти как можно больше вариантов исключения лишнего слова, а главное — больше признаков, объединяющих оставшуюся пару слов и не присущих исключенному, лишнему.

Слайд 21. Обучение «внимательному письму»

Занятия по формированию внимания проводятся в виде обучения «внимательному письму» и строятся на материале текстов, содержащих разные типы ошибок «по невнимательности»: подмена или пропуск слов в предложении, подмена или пропуск букв в слове, слитное написание слова с предлогом и др.

Слайд 22. Изучение грамматических правил должно происходить на опорных таблицах с выделением ключевых слов правила:

слова – предмет – кто? что? – это существительное

слова – одинаковый корень – это родственные слова

Такой опорой можно пользоваться при выполнении грамматических заданий, при рассказывании правила.

Слайд 23. Разбор слова по составу

 Словарное слово при запоминании обязательно прописывается не только в Именительном падеже, но и с предлогами, а также все родственные словарному слову слова: Работа, на работе, после работы, работать. Командир, командиры, к командиру, за командиром, команда, команды, командовать.

Особое внимание уделяем работе над ошибками, заполняя таблицу.

Прием сравнения правильного и неправильного написания слов (предложений) позволит ученику лучше запомнить правила (орфограммы).

При изучении правил используем памятки, алгоритмы, например, для написания безударной гласной, нахождения приставки, корня, суффикса и т.д.

Слайд 24. Работа над связной речью.

Связная речь представляет собой сложную форму речевой деятельности.

Становление связной речи у детей с ЗПР осуществляется замедленными темпами, переход к самостоятельному связному высказыванию очень труден.

Слайд 25. Работа над изложением и сочинением по картине

Для предупреждения быстрой утомляемости или снятия ее целесообразно переключать детей с одного вида деятельности на другой, разнообразить виды занятий. Интерес к занятиям и хороший эмоциональный настрой учащихся поддерживают использованием красочного дидактического материала, введением в занятия игровых моментов. Исключительно важное значение имеют мягкий доброжелательный тон учителя, внимание к ребенку, поощрение его малейших успехов.

Слайд 26. Спасибо за внимание.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

КАЗЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ  

 ХАНТЫ-МАНСИЙСКОГО АВТОНОМНОГО ОКРУГА – ЮГРЫ  

«НИЖНЕВАРТОВСКАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ

САНАТОРНАЯ ШКОЛА»

(КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»)

________________________________________________________________

П Р И К А З

от 10.10.2019                                                                                         № 257-од

О проведении расширенного заседания методических объединений

В соответствии с годовым планом работы учреждения на 2019 – 2020 учебный год, с целью актуализации знания о психолого-педагогических особенностях детей с задержкой психического развития, повышения результативности обучения, социально-психологической помощи данной группе учащихся,

ПРИКАЗЫВАЮ:

  1. Провести расширенное заседание методических объединений педагогов школы 31.10.2019 года в 10.00 часов.
  2. Утвердить повестку и ответственных докладчиков согласно приложению к приказу.
  3. Руководителям методических объединений обеспечить присутствие педагогического персонала на заседании.
  4. Контроль за исполнением приказа оставляю за собой

И.о. директора                                                            А.А. Маликова


Приложение к приказу № 257-од от 10.10.2019

Повестка расширенного заседания методических объединений педагогов

КУ «Нижневартовская общеобразовательная санаторная школа»

 «Психолого-педагогическое сопровождение младших школьников с ЗПР»

Дата: 31.10.2019 г.                                                              время: 10.00 часов

Регламент

Тема выступления

Ответственный

10 мин.

Об опыте участия во II Всероссийском конкурсе профессионального мастерства «Учитель-дефектолог России – 2019»

Учитель- дефектолог Гайдушенко Н.Е.

20 мин.

Синдром дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) как фактор школьной и общесоциальной дезадаптации у младших школьников с ЗПР (сообщение, деловая игра)

Учитель-логопед

Плеханова Е.Ю.

Учитель- дефектолог

Спасенникова С.В.

15 мин.

- Развитие межполушарного взаимодействия как средство коррекции синдрома дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ) у младших школьников с ЗПР(практикум)

Учитель-дефектолог Караваева Н.А.

20 мин.

Современные подходы к организации обучения детей с задержкой психического развития (из опыта работы педагогов)

Учитель Бойцова Е.Н.

Учитель Ерушевич А.В.

10 мин.

Приемы коррекции межличностного взаимодействия у младших школьников с ЗПР(практикум)

Педагог- психолог

Холикова А.К.

10 мин.

Особенности социально-нравственного развития у детей с ЗПР (из опыта реализации программы духовно- нравственного воспитания «Социокультурные Истоки» в классе ЗПР)

Учитель Корецкая Н.П.



Предварительный просмотр:

Выступление на заседании школьного МО учителей начальных классов

«Формы взаимодействия классного руководителя с родителями (из опыта работы)».

(Слайд 2)

Семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота,

и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию.

В. А. Сухомлинский

Есть вечные темы, не теряющие своей актуальности не только в педагогике, но и в обществе в целом. Среди таких тем – взаимодействие семьи и школы. Интерес понятен: ведь семья и школа – это два общественных института, от согласованности действий, которых зависит эффективность процесса воспитания ребёнка.

Современный учитель, обучающий и воспитывающий школьников, наряду с родителями, становится очень значимым взрослым для ребенка, поэтому от его умения взаимодействовать с семьей учащегося во многом зависит эффективность формирования личности ученика.

Важным звеном в построении воспитательной работы является взаимодействие педагога с родителями школьника. Семья – та естественная среда жизни и развития ребенка, в которой закладываются основы личности. Какую бы сторону развития ребенка мы не взяли, всегда окажется, что решающую роль на том или ином возрастном этапе играет семья.

Современные семьи развиваются в условиях качественно новой и противоречивой общественной ситуации. С одной стороны, наблюдается поворот общества к проблемам и нуждам семьи, разрабатываются и реализуются комплексные целевые программы по укреплению и повышению ее значимости в воспитании детей. С другой стороны, наблюдаются процессы, приводящие к обострению семейных проблем.

(Слайд 3)

При таких условиях семье требуется квалифицированная помощь со стороны школы. Я думаю, вы согласитесь со мной, что только в процессе взаимодействия педагогов и родителей можно успешно решать проблему развития личности школьника.

Одним из важных направлений  в деятельности классного руководителя является работа с семьёй, в которой ребёнок растёт и воспитывается. И какую бы сторону развития детей мы не рассматривали, всегда окажется, что главную роль в  его эффективности на разных возрастных этапах играет семья, поэтому основными воспитателями являются родители, а задача классного руководителя помочь и подсказать им.

Установление контактов с родителями учащихся – начало всех начал. Классный руководитель должен обладать большой психологической «гибкостью», интуицией. Общение с родителями должно позволять им выразить все желания, знания о своих детях. Помните, что для них сын или дочь – самые лучшие дети в мире.

Для обеспечения нормального физического и психического здоровья младших школьников взаимодействие семьи и школы осуществляю по следующим направлениям

(слайд 4):

 

Чтобы все эти направления совместной деятельности классного руководителя и семьи были эффективны, необходимо использовать коллективные, индивидуальные и групповые формы взаимодействия

(слайд 5).  

Из чего складывается сотрудничество с родителями:

 - Устанавливаю доброжелательные отношения с родителями.

-  Постоянно информирую родителей о процессе воспитания (чем живет школа) и успехах, продвижении в развитии ребенка.

– Организую педагогическое просвещение родителей, стремлюсь к повышению их педагогической культуры.

– Привлекаю родителей к участию в совместной с детьми деятельности как в школе, так и вне ее.

– Помощником  в работе является родительский комитет.

Важно так организовать работу с родителями, чтобы им было интересно приходить в школу, выбирать такие методы и приемы, которые активизируют внимание уставших родителей, способствуют более легкому запоминанию сути, создают особый настрой на доброжелательный, откровенный и деловой разговор.

Слайд 6.

В этом нам поможет нетрадиционная форма организации работы с родителями. К нетрадиционным формам работы с родителями относятся родительские тренинги, дискуссии, психологические разминки, деловая игра, круглые столы, устные журналы, практикумы, музыкальная гостиная, родительские вечера, родительские чтения, родительские ринги и др.

Одной из главных и наиболее распространённых форм взаимодействия классного руководителя с родителями является родительское собрание.

Самым сложным для меня бывает первое родительское собрание. И от того, как пройдёт собрание, будут зависеть мои взаимоотношения с родителями моих учеников: будут ли они с желанием идти на классные собрания и принимать участие в подготовке классных мероприятий, достигну ли я взаимодействия и согласия с родителями в воспитании, в создании эмоционально - благоприятного климата, ориентирующего на общечеловеческие ценности.

Для того, чтобы познакомиться с родителями и познакомить их друг с другом, можно предложить игру «Имена». Участники по очереди называют свое имя и дают себе характеристику по первой букве своего имени (например, Светлана, С – стремительная) или, по договоренности, на любую букву, на все буквы. Например, имя Олег - ослепительная улыбка, легок на подъем, ем только сырые овощи, голубоглазый. (Анна – аккуратная, надежная).

 Следующий приём знакомства  - «рукопожатие». Попросить пожать руки друг другу:

- тех, у кого в классе учится сын, учится дочь;

- тех, у кого больше двух детей в семье;

-  тех, кто любит читать;

- тех, кто умеет вязать.

Таких вопросов можно придумать очень много.

Одним из методов диагностики является самоанализ родителей. Можно провести тестирование по теме: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?»

Предлагаю вам побыть в роли пап и мам, откровенно ответив на вопросы теста.

Тест: «На какой основе строится отношение отца и матери к ребёнку?»

Если вы согласны с приведенными ниже утверждениями, запишите себе 1 балл, если нет — 0 баллов.

  1. Иногда немного жаль, что ребенок вырастет и станет взрослым.
  2. Если ребенок говорит неправду, то он, скорее всего, не лжет, а фантазирует.
  3. Современные школьные программы чересчур сложны.
  4. Мать должна служить эмоциональным посредником между ребенком и отцом, потому что отцам свойственна излишняя строгость.
  5. Если ребенок занят полезным делом, но у него ничего не получается, надо похвалить и за усилие.
  6. Наивная непосредственность - это скорее достоинство детского возраста, а не недостаток.
  7. Если ребенок не засыпает в темноте, ему необходима лампа-ночник.
  8. Многие детские шалости объясняются дурным влиянием сверстников.
  9. У каждого ребенка есть свои достоинства, которые намного важнее
    недостатков.
  1. Ребенок мог бы достичь больших успехов, если бы учителя относились к нему благожелательно.
  2. Когда отец и мать расходятся в оценке поведения ребенка, важнее
    должно быть мнение матери, поскольку женщины - прирожденные воспитатели.
  3. В детстве всем необходимы занятия спортом.
  4. За семейным столом лучшие кусочки должны отдаваться детям.
  5. Детское непослушание часто возникает оттого, что родители требу
    ют от ребенка слишком многого.
  6. Повзрослев, ребенок неизбежно столкнется в жизни с трудностями,
    поэтому долг родителей - до поры ограждать его от них.

(слайд 7).

Подведём итоги

12-15 баллов.

Отец: вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка.

Мать: вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно.

8—11 баллов.

Отец: в воспитании ребенка существует отстраненность.

Мать: ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни.

Менее 8 баллов.

Отец: не судите слишком строго своего ребенка.

Мать: вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

По итогам теста делаем вывод (слайд 8):

  1. Необходимо строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания.
  2. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие в обращении с детьми.

Чтобы вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно предложить из перечисленных тем родительских собраний выбрать те, которые наиболее им интересны или предложить свою тему для обсуждения.

Обращаю внимание на то, что взрослый человек, родитель не имеет права выпустить из своей большой ладони детскую ладошку, а значит, не имеет права оставить без поддержки, внимания, любви своего ребёнка.

Обведите свою ладонь и напишите, что вы хотите пожелать своему ребёнку в новом учебном году (вывешиваются ладошки  в форме голубя или приклеиваются на дерево знаний и размещаются на доске).

Предлагаю вашему вниманию еще одну интерактивную форму работы с родителями актуализации и постановки проблемы.

Предложить родителям определить, что в мешке. Родители высказывают предположения, трогают мешок, определяют, что там банка.

-Что в банке? (высказывают предположения)

Учитель достает банку с маринованными огурцами.

- Как вы думаете, какие они? (называют вкусовые качества).

- От чего зависит качество этого продукта? (От ингредиентов, входящих в рассол, воды, сорта огурцов, умений хозяйки и т.п.)

- Личность ребенка – это тоже результат деятельности среды, своего рода, тоже продукт. Что составляет среду наших детей? Родителям предлагается на стикерах написать ингредиенты этой среды и наклеить на банку (родители обсуждают, пишут, клеят).

Учитель читает все, что написано на стикерах: семья, школа, друзья, СМИ, хобби, улица, интернет и др.) Как вы считаете, какая из этих составляющих представляет для детей наибольший интерес? (вероятнее всего,  ответят: «Интернет»).

-А какая - наибольшую опасность? (вероятнее всего,  ответят: «Интернет»).

Таким образом, родители сами выходят на тему встречи.

Но родителям интересно не вообще разговаривать, а конкретно о своих детях. Поэтому лучше всего использовать такую форму как анализ анкетирования детей. Для этого проводится анкетирование учащихся класса и родителям предлагается анализ.

Например, из анализа анкет обучающихся видно, что дети ежедневно проводят в интернете более трех часов и некоторые считают, что им нужна помощь родителей в ограничении доступа к сети. Очевидно, интернет мешает, и с этим надо что-то делать. Так родители погружаются в проблему и настраиваются на дальнейшую продуктивную работу.

Практикумы. На них приглашаются и дети, и родители. Класс делится на две группы: дети и родители. Давайте поменяемся  ролями. Дети превращаются в родителей, а родители в детей. Родители и дети получают задания, которые им необходимо обыграть.

Слайд 9.

Задания  для детей, исполняющих роль родителей:

1) Вы поручили ребёнку прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция?

2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите?

Задания для родителей, исполняющих роль детей:

1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг,  вы заигрались и ничего  не сделали. Как объяснить маме?

2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему.

        В конце подводится итог. Решая эти ситуации, каждый посмотрел на себя со стороны и, возможно, узнал свои поступки, свои слова, может быть даже и поведение. И каждый наверняка сделал для себя определённые выводы.

Не менее важная форма работы, которая прекрасно сплачивает родительский коллектив – это родительские вечера. Родительский вечер - это праздник общения с другими родителями, это праздник воспоминаний младенчества и детства собственного ребенка, это поиск ответов на вопросы, которые перед родителями ставит жизнь и собственный ребенок.

Темы родительских вечеров могут быть самыми разнообразными. Главное, они должны учить слушать и слышать друг друга, самого себя, свой внутренний голос. Вашему вниманию предлагаю темы родительских вечеров (слайд 10):

  • Первые книжки ребенка.
  • Друзья моего ребенка.
  • Праздники нашей семьи.
  • "Можно" и "нельзя" в нашей семье.
  • Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем?
  • Песни, которые пели мы и поют наши дети.

Такие темы вечеров позволяют не только высказывать своё мнение по предложенным темам, но и услышать нечто полезное для себя в рассуждениях других родителей, чему-то научиться, сделать определённые выводы. Некоторые родительские вечера можно провести в форме вопросов и ответов. Вопросы выбирают сами родители. На один вопрос отвечают две - три семьи, так как у них могут быть разные позиции, разные мнения.

При сотрудничестве классного руководителя с семьёй большое воспитательное значение имеет беседа. Беседу эффективно использовать в целях предупреждения конфликтных ситуаций, для налаживания взаимоотношений между родителями, детьми и учителем.

(Слайд 11) Примерные темы бесед:

  • Если ребёнок лжёт?
  • Детская неблагодарность.
  • Мой ребёнок и его друзья.
  • На чём основано взаимопонимание.
  • Детская агрессия.
  • Тревожность детей. К чему она может привести?
  • Что нужно знать о леворукости ребёнка?

(Слайд 12) Для организации совместной деятельности родителей и детей можно использовать различные формы, например:

Формы познавательной деятельности:

  • Дни открытых уроков.
  • Праздники знаний и творчества.
  • Турниры знатоков.
  • Совместные олимпиады.
  • Выпуск предметных газет и др.

Формы трудовой деятельности:

  • Оформление кабинета.
  • Благоустройство и озеленение школьного двора.
  • Посадка аллей.
  • Создание классной библиотеки.
  • Выставки "Мир наших увлечений" и др.

Формы досуга:

  • Совместные праздники.
  • Подготовка концертов, спектаклей.
  • Соревнования.
  • Конкурсы.
  • КВН.
  • Экскурсионные поездки и др.

Слайд 13

Семейные праздники:

  • Мы школьниками стали.
  • Праздник первой отметки.
  • День матери.
  • День отца.
  • День именинника и многие другие.

Игровые и спортивные семейные конкурсы:

  • "Папа, мама и я - спортивная семья".
  • "Папа, мама, я - читающая семья".
  • "Музыкальная семья".
  • "Нам вместе весело".
  • "Дочки и мамы".
  • "Папы могут всё что угодно".

Не менее важная форма взаимодействия семьи и классного руководителя – это ежедневная связь с родителями.

Первым и решающим условием положительного взаимодействия считаю доверительные отношения между школой и родителями. Необходимо, чтобы у родителей возник интерес к процессу воспитания, уверенность в своих силах.

Важен диалог между родителями и педагогами, обмен мнениями, поиск совместных решений, общие усилия, необходимые для развития ребенка. Родителям нужна от вас поддержка, помощь и просто добрый совет.

Слайд 14.

Спасибо за внимание!


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Формы взаимодействия классного руководителя с родителями

Слайд 2

Семья - это та сказочная пена морская, из которой рождается красота, и если нет таинственных сил, рождающих эту человеческую красоту, функция школы всегда будет сводиться к перевоспитанию. В. А. Сухомлинский

Слайд 3

Б ез эффективного взаимодействия учителей с родителями ни воспитательные, ни учебные проблемы решить не удается.

Слайд 4

Направления деятельности

Слайд 5

Формы работы с родителями

Слайд 6

● Родительские тренинги ● Дискуссии ● Деловая игра ● Круглые столы ● Устные журналы ● Практикумы ● Музыкальная гостиная ● Родительские вечера ● Родительские чтения ● Родительские ринги ● Аукцион Нетрадиционные формы работы с родителями

Слайд 7

Итоги теста: 12-15 баллов. Отец: вы недооцениваете роль мужчины в воспитании. Ваша требовательность к ребенку бывает продиктована вашим настроением, а не поведением ребенка. Мать: вы очень любите ребенка, но забываете о том, что ребенок вырастет, и должен будет решать свои проблемы самостоятельно. 8—11 баллов. Отец: в воспитании ребенка существует отстраненность. Мать: ребенку необходимо больше вашего эмоционального участия в его жизни. Менее 8 баллов. Отец: не судите слишком строго своего ребенка. Мать: вашему ребенку нужно больше мягкости и поощрения.

Слайд 8

Необходимо строить отношения с детьми на основе сотрудничества и взаимопонимания. Не скупиться на ласку, внимание и сочувствие в обращении с детьми. Вывод по итогам теста:

Слайд 9

Практикум Задания для детей, исполняющих роль родителей: 1) Вы поручили ребёнку прибраться дома и помыть посуду, а он проиграл всё это время в компьютер и ничего не сделал. Ваша реакция? 2) Вы открыли дневник и увидели, что у вашего ребёнка двойка. Как вы поступите? Задания для родителей, исполняющих роль детей: 1) Мама попросила вас убрать комнату и помыть посуду, а пришёл друг, вы заигрались и ничего не сделали. Как объяснить маме? 2) Вы получили двойку, и вам надо объяснить родителям, за что и почему.

Слайд 10

Первые книжки ребенка. Друзья моего ребенка. Праздники нашей семьи. "Можно" и "нельзя" в нашей семье. Дни рождения нашей семьи. Как мы их празднуем? Песни, которые пели мы и поют наши дети. Родительские вечера

Слайд 11

Если ребёнок лжёт? Детская неблагодарность. Мой ребёнок и его друзья. На чём основано взаимопонимание. Детская агрессия. Тревожность детей. К чему она может привести? Что нужно знать о леворукости ребёнка? Беседы

Слайд 12

Совместная деятельность Формы познавательной деятельности: Дни открытых уроков. Праздники знаний и творчества. Турниры знатоков. Совместные олимпиады. Выпуск предметных газет и др. Формы трудовой деятельности: Оформление кабинета. Благоустройство и озеленение школьного двора. Создание классной библиотеки. Выставки "Мир наших увлечений" и др. Формы досуга : Совместные праздники. Подготовка концертов, спектаклей. Соревнования. Конкурсы. КВН. Экскурсионные поездки и др.

Слайд 13

Совместная деятельность Семейные праздники: Мы школьниками стали. Праздник первой отметки. День матери. День отца. День именинника и многие другие. Семейные конкурсы: "Папа, мама и я - спортивная семья". "Папа, мама, я - читающая семья". "Музыкальная семья". "Нам вместе весело". "Дочки и мамы". "Папы могут всё что угодно".

Слайд 14

Спасибо за внимание!