Музыкальная терапия для всей семьи

Советы родителям

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл muzykalnaya_terapiya_dlya_vsey_semi.docx45.8 КБ

Предварительный просмотр:

МУЗЫКАЛЬНОЕ  ВОСПИТАНИЕ  В  СЕМЬЕ

       Обучая ребёнка музыке, родители ставят различные цели и задачи. Это зависит от их отношения к музыке и музыкальным профессиям. Однако основными задачами музыкального воспитания детей  в семье можно назвать те же, что и в дошкольном учреждении, а именно:

  • Обогатить духовный мир ребёнка музыкальными впечатлениями, вызвать интерес к музыке, передать традиции своего народа, сформировать основы музыкальной культуры.
  • Развивать музыкальные и творческие способности в процессе различных видов деятельности (восприятие, исполнительство, творчество, музыкально – образовательная деятельность).
  • Способствовать общему развитию детей средствами музыки.
  • Если ребёнок музыкально одарён, то уже в дошкольном возрасте необходимо заложить основы для будущего профессионального обучения.

 

     Все эти задачи решаются в конкретной деятельности. Если родители понимают важность музыкального воспитания, они стремятся обучать детей в семье, музыкальных кружках, студиях, музыкальных школах, посещают с ними концерты, музыкальные спектакли, стараются обогатить разносторонними музыкальными впечатлениями, расширяют их музыкальный опыт.http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/o6caxpdc6bcaa5es90camfbqfocako41pwcaqwdiu0cat29aa6caf29jyrcas2gp7vcat0b6orcaqdszfccafq2235ca9lbarbcapf0t3rcamprxtfcakfcgvlcag950ylcaeuygtlcadyux9bcap0p1xs.jpg

     Выбор музыкальных произведений, которые ребёнок слушает дома, зависит от музыкального вкуса и музыкального опыта семьи, её общекультурного уровня. Для развития музыкальных способностей детей, формирования основ музыкальной культуры необходимо использовать народную и классическую музыку. Лишь на шедеврах можно воспитывать вкус маленьких слушателей. Дети должны знать народную музыку, которая тесно связана с языком, эстетическими и народными традициями, обычаями, духовной культурой народа.  

     Если ребёнок слышит народные мелодии с раннего детства, он, естественно, «проникается» народно-песенными интонациями. Они становятся ему привычными, родными. Ребёнку важно прочувствовать и красоту классической музыки, накопить опыт её восприятия, различить смену настроений, прислушаться к звучанию разных музыкальных инструментов, научиться воспринимать и старинную, и современную музыку, как «взрослую», так и написанную специально для детей.

     Для слушания следует отбирать произведения, в которых выражены чувства, доступные для детского восприятия. Это должны быть небольшие или фрагменты с яркой мелодией, запоминающимся ритмом, красочной гармонизацией, оркестровкой и более скромная по выразительным средствам, но вызывающая чувство восхищения старинная музыка.

     Музыкальное воспитание в домашних условиях проходит индивидуально. Ребёнок должен чувствовать себя защищённым, любимым, находиться в насыщенном положительными эмоциями окружении.

 

 

"Музыкальная терапия для всей семьи"

        В лечебных целях музыку применяют с давних времен, так как приятные эмоции, вызываемые мелодиями, повышают активность коры головного мозга, улучшают обмен веществ, стимулируют дыхание и кровообращение. Положительные эмоциональные переживания во время звучания приятных слуху музыкальных произведений усиливают внимание, тонизируют центральную нервную систему. При этом в активную нервную деятельность вовлекаются дополнительные нервные клетки, которые снимают нагрузку с уже работающих звеньев этой системы.http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/o6caxpdc6bcaa5es90camfbqfocako41pwcaqwdiu0cat29aa6caf29jyrcas2gp7vcat0b6orcaqdszfccafq2235ca9lbarbcapf0t3rcamprxtfcakfcgvlcag950ylcaeuygtlcadyux9bcap0p1xs.jpg

         Под музыку выстраивается ритмика организма, при которой физиологические реакции протекают наиболее эффективно. При умело подобранной мелодии снижается утомление, улучшается самочувствие.

     Музыка, влияя на ребенка и маму, рождает положительные эмоции, снимает противоречия, успокаивает и настраивает на любовь. Установлено, что с помощью музыки можно воздействовать на три сферы жизнедеятельности плода - двигательную, эмоциональную, дыхательную - и даже управлять их развитием. Такое влияние помогает корректировать изменения в формировании плода, направлять развитие в нужную сторону. 

Существуют три фактора воздействия музыки на организм человека:

•         психолого-эстетический (ассоциации, эмоции, образный ряд);

•         физиологический (функциональный, с помощью которого можно тренировать отдельные функции организма);

•         вибрационный (музыка оказывает вибрационное воздействие на клетки, активизируя различные биохимические процессы в них).

     Влияя на клеточном уровне на организм человека, музыка может оказывать как положительное, так и отрицательное воздействие на слушателя. Поэтому подбирать музыку для лечения и релаксации должен профессионал.

        Долгое время существовало мнение, что, например, рок, тяжелый металл отрицательно влияют на нервную систему, особенно подростков, людей с неустойчивой психикой. Это верно. Но резко отвергать те или иные музыкальные направления тоже нецелесообразно. Как правило, музыка подбирается по личным качествам человека, по его предпочтениям и музыкальным пристрастиям.http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/pecacmcsxqcasgcbzqcanijl85catbgob4caev1gjqca73fgllcardgms4cazuiep3caf8m3kdca4kl513ca04vfnccacgi2kdcah285bvcaq302emcaxbksnhcapvicp7ca57nb95ca15iqrncalcskbv.jpg

Представители классической отечественной школы музыкотерапии сходятся во мнении, что лучшая музыка для лечения и расслабления - классическая, представленная известными композиторами, а также музыка, основанная на традиционных народных мотивах.

По своему назначению классические произведения делятся на детские, релаксационные, активизирующие и смешанные. Музыкальные этюды действуют на определенные нервные клетки и вызывают соответствующий эффект: расслабляют, успокаивают и т.д. Поэтому если надо пообщаться на музыкальном уровне с ребенком, как еще не рожденным, так и на первых годах жизни, то используются следующие колыбельные мотивы:

      "Спи, моя радость, усни" (Моцарт )

         "За печкою поет сверчок" (Островский - Петрова),

         "Колыбельная Светланы",

         "Спи, дитя мое".

      Родителям совсем необязательно иметь слух и хороший-голос, главное - петь песни с нежностью. Необходимо, чтобы ребенок слышал материнский голос, привыкал к нему. После рождения малыша следует продолжать слушать музыку после кормления и перед сном. Напевайте ребенку колыбельные - он будет намного спокойнее, радостнее и эмоциональнее. Даже самые активные шалунишки, слушая музыку, успокаиваются и расслабляются, потому что слышат давно знакомое и привычное. Включайте музыку, когда ваш малыш уже лег в кровать.http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/nvca52wu98ca1gbbb2caqyevkeca334uzgcad89s9lcaziz382caytcvm6caf2tahyca985t27cayeg4hqca1ba14pcaqbbl10cas3q0ctca3w3174cakrwdoqcaq0apf4caw4la7bcalbp020camahog6.jpg

        Мамы тоже должны научиться слышать музыку. Релаксационную, расслабляющую и успокаивающую можно слушать, как днем, так и вечером, перед сном, в удобной, приятной обстановке. При этом в комнате должен быть приглушенный, спокойный свет, нужно удобно сесть или лечь и не забывать правильно дышать. Как правило, при музыкальных сеансах профессионалы советуют дышать не грудью, как мы привыкли, а животом и на счет десять выдыхать. Благодаря такому дыханию воздух проникает в клетки организма и помогает лучше расслабиться.

В классическую релаксационную программу входят :

        Бах И.С. "Ария из сюиты № З" или медленные части из Бранденбургских концертов;

         Шуберт Ф. "Аве-Мария" или 2-я часть 8-й симфонии;

         Беллини В. "Каватина Нормы";

         Вивальди А. "Зима";

         Бетховен Л. вторые части фортепьянных сонат (8, 14, 23);

         Чайковский П. анданте кантабиле из 5-й симфонии "Июнь" и "Октябрь" из цикла времена года.

Помимо этого, ученые советуют слушать классическую музыку,  активизирующую мозговую деятельность, помогающую вернуть утраченную и израсходованную энергию.

К активизирующим музыкальным произведениям относятся:

         Творения В. Моцарта - первые и третьи части из фортепьянных сонат и концертов, "Рондо" из "Маленькой ночной серенады", отрывки из оперы "Волшебная флейта";

         П. Чайковского - вальсы из балетов, "На тройке" из "Времен года", отрывок из финала 4-й симфонии,

         С. Прокофьева из 1-й части 1-й симфонии, отрывок

         М. Глинки "Романсы",

         А. Вивальди "Весна",

         Л. Боккерини "Менуэт",

         Ф. Шуберта "Фореллен-квартет".

Самое главное - помнить, что музыку надо пропустить через себя. Как это сделать? Просто тихонечко подпевайте.

 

Если у вас депрессивное состояние, то вам    обязательно следует слушать музыку.

 

Начните с задумчивых и грустных, а затем включите радостную и веселую мелодию. Можно попробовать Шуберта «Ave Maria», Чайковского «Осенняя песня».

 

Для того чтобы расслабиться,http://86ds2-nyagan.edusite.ru/images/h3ca2ikyt5cahmi6h9caa56be3cav2k2ducaclzetqcat370d3cavix8guca2me9tqcaom5jkica863wz0cazrhp3zcat2uylxcavhgy8gcay1cro8capx7tv9ca4ie5lmcao8x025calakoypca5iahzn.jpg

 попробуйте послушать несколько игривых мелодий, а после смените их медленными и успокаивающими. Здесь подойдут произведения Чайковского «Баркарола», «Сентиментальный вальс», Шостаковича «Романс из кинофильма «Овод», Дебюсси «Лунный вечер», Леннона «Yesterday».   

 

                Тонизирующая музыка:

 Монти «Чардаш», Огинский «Полонез», Легран «Шербурские зонтики». Кстати, универсальная музыка, которую чаще всего «прописывают» больным, — это произведения Моцарта. И запомните еще одно: музыкальная программа не должна затягиваться более чем на15–20 минут, и лучше, если это будут мелодии без слов.