Статьи

Костицына Екатерина Николаевна

В данном разделе Вы можете ознакомиться с обобщенным опытом моей работы в различных направлениях педагогической деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Использование здоровьесберегающих технологий

на основе русского фольклора

при работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья

в условиях группы продленного дня.

«Первый воспитатель – это народ, а народное творчество – первые и блестящие попытки русской народной педагогики».                                                        
                                                             К. Д. Ушинский

Аутизм – это нарушение развития, которое влияет на коммуникацию и отношения с другими людьми, а также на восприятие и понимание окружающего мира.

Синдром аутизма в настоящее время выделяется как особый вид нарушения психического развития. У детей с расстройствами аутистического спектра нарушено развитие средств коммуникации и социальных навыков. Для них характерны потребности в сохранении постоянства окружающего мира, стереотипность собственного поведения, трудности переключения с одного действия на другое, за которыми стоит инертность нервных процессов, проявляющаяся в двигательной, речевой, интеллектуальной сферах.

Эти специфические особенности вызывают трудности при организации процесса обучения. Усвоение учебного материала и освоение социальных навыков носит неравномерный и избирательный характер. Приобретаемые знания, умения, навыки с большим трудом переносятся и используются в реальной жизни.

Целью коррекционного воспитания для детей с нарушениями интеллекта является снижение зависимости ребенка от посторонней помощи, стимулирование его активности, адаптации к окружающей и социальной среде. Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников.

В качестве основополагающих принципов здоровьесберегающих технологий в условиях группы продленного дня можно выделить:

1. Создание среды, обеспечивающей снятие всех стрессообразующих факторов учебно-воспитательного процесса. Атмосфера доброжелательности, безопасности, индивидуальный подход, создание для каждого ситуации успеха.

2. Развитие двигательной активности. Сочетание методик оздоровления и воспитания позволяет добиться стойкой адаптации ребенка, сохранить и укрепить здоровье.

3. Обеспечение адекватного восстановления сил. Смена видов деятельности, регулярное чередование периодов напряженной работы и расслабления, смена произвольной и эмоциональной активизации во избежание переутомления.

Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и укреплении здоровья особенного ребенка. Однако его психика устроена таким образом, что его невозможно заставить выполнять какие-либо даже самые полезные действия. Поэтому  в отношении его нужно учитывать соблюдение ряда условий, а именно: условия заинтересованности, комфорта, безопасности, получения положительных эмоций. Все эти условия соблюдаются при использовании адаптированных, измененных в виде игры упражнений по оздоровлению и профилактике заболеваний на основе фольклора.

Ценность устного народного творчества заключается в том, что с его помощью легче установить с ребенком эмоциональный контакт. Народное творчество потому особенно доступно восприятию ребенка, что обусловлено простотой формы и понятностью образов. Оно выразительно, вызывает положительные эмоции и в целом создает благоприятную атмосферу для коррекции и развития ребенка.

Произведения устного народного творчества способствуют развитию образного мышления, обогащают чувства и речь детей, формируют отношение к окружающему миру. Благодаря большому разнообразию подвижных игр, фольклор позволяет увлечь ребенка, сохраняя его активную двигательную функцию на высоком уровне, тем самым формируя и укрепляя здоровье и создавая предпосылки для личностных установок на здоровый образ жизни. Проведение народных игр с детьми раскрывает огромные воспитательные возможности, с их помощью развивается память, внимание, сообразительность, сноровка, быстрота интеллектуальных и физических реакций.

Богатый материал фольклора позволяет успешно решать задачи здоровьесбережения, учитывая все составляющие здоровья: физическое, психологическое, духовное, эмоциональное и социальное.

Для решения поставленных задач необходимо использовать следующие методы и приемы:

  1. Наглядно-образный метод – демонстрация и иллюстрация картин, видеозаписей с помощью которых происходит показ способов действий.
  2. Словесный метод – заучивание наизусть песенок, прибауток, потешек, пестушек с элементами драматизации, обыгрывания.
  3. Игровой метод – игры-драматизации, дидактические, настольно-печатные, подвижные.

Использование фольклора - это всегда внесение настроения затейливости, раскрепощенности. Преимущество игр, потешек, прибауток состоит в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Их содержание динамично, богато глаголами, отличается особой привлекательной мелодичностью и ритмом, имеет множественные повторения, что способствует запоминанию слов, а, следовательно, и действий.

Все элементы здоровьесберегающей среды в группе продленного дня – релаксация, самомассаж, ходьба по ортопедическим коврикам, пальчиковая гимнастика, физминутки, динамические паузы, прогулки, социально-бытовая и социально-трудовая деятельность, которые сопровождаются чтением стихов, потешек, пестушек, песенок на фольклорной основе, имеют больший эмоциональный отклик у детей, а следовательно и больший оздоровительный эффект.

Здоровьесберегающую деятельность можно разделить на три направления, в которые включаю различные игры:

  1. Релаксационное, расслабляющее – «Сорока-белобока», «Этот пальчик дедушка», «Едет поезд», «Божья коровка», «Ладушки», «Бабушка очки надела», «Идет коза рогатая» и др.
  2. Динамическое, активизирующее – «Гуси», «У медведя во бору», «Зайка серенький сидит», «Золотые ворота», «Гори, гори ясно», «Карусели», «Вышел зайчик погулять», «Пошла коза по лесу», хороводы, драматизация сказок и др.
  3. Формирование установок на ЗОЖ, привитие полезных привычек – «Водичка, умой мое личико», «Расти, коса», «Пошла метла гулять по избе» и др.

Таким образом, через фольклор можно влиять на оздоровление организма ребенка в целом, представляя его детям в качестве веселых игр и занимательной деятельности.

Список литературы:

  1. Алексеева М.М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников Изд. Центр Академия, 1997 г.
  2. Барская Н. Выступает будто пава! (элементы фольклора на занятиях в детском саду) // Дошкольное воспитание, 1994 г. №12.
  3. Неганова Н. Русский фольклор в жизни малышей// Дошкольное воспитание, 1995 г. №9.
  4. Никитина М.А. Фольклор в эстетическом и нравственном воспитании школьников Минск, 1968 г. №11.
  5. Новицкая М. Фольклорная школа // Дошкольное воспитание, 1993 г. №9.
  6. Скворцова Л. Формирования у детей интереса к русскому фольклору// Дошкольное воспитание, 1993 г.
  7. Усова А..П. Русское народное творчество в детском саду. М., Просвещение, 1972 г.

Аннотация.

Здоровьесберегающие технологии интегрируют все направления работы специального заведения на сохранение, формирование и укрепление здоровья воспитанников. Правильно организованная двигательная активность играет большую роль в развитии и укреплении здоровья особенного ребенка. Все эти условия соблюдаются при использовании адаптированных, измененных в виде игры упражнений по оздоровлению и профилактике заболеваний на основе фольклора.


Предварительный просмотр: