Аттестация

Лоскутова Ольга Александровна

На данной странице размещены документы для аттестации.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Публичное представление собственного инновационного педагогического опыта учителя русского языка и литературы

МОУ «Средняя общеобразовательная школа №11»

г. о. Саранск Республики Мордовия

Лоскутовой Ольги Александровны

I. Общие сведения

Учреждение,

в котором работает автор опыта, адрес с индексом

Должность с указанием преподаваемого предмета или выполняемого функционала

Стаж работы в должности

Муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя общеобразовательная школа № 11»                     г. о. Саранск Октябрьского района Республики Мордовия,

430024 г. Саранск,

б. Эрьзи, 28А

Учитель русского языка и литературы

7 лет

Тема инновационного педагогического опыта (ИПО):

«Обучение школьников интерпретации драматического произведения на основе использования инновационных технологий»

1.Обоснование актуальности и перспективности опыта. Его значения для совершенствования учебно-воспитательного процесса

Изменения и коррективы, которые происходят в системе образования, требуют переосмысления всех факторов, от которых зависит качество обучения. Современная концепция литературного образования создана на принципах личностно-ориентированного обучения, в рамках которой учащийся становится уже не объектом обучения, а его субъектом, что ведет за собой необходимость переосмысления целей и задач современного образовательного процесса. Поэтому современная система образования предъявляет к ученику и выпускнику школы новые требования, более практикоориентированные, по сравнению с предыдущей эпохой. Это главным образом комплекс ключевых компетенций, предполагающих не только сумму усвоенных знаний, но и умения и навыки их применения на практике, в профессиональной сфере и повседневной жизни, в том числе знаний, умений и навыков по литературе. Речь идет прежде всего о читательских компетенциях (воспитание грамотного читателя) и литературоведческих компетенциях, позволяющих учащемуся грамотно оценивать литературное произведение на различных уровнях его художественной структуры. Однако основой правильного разбора художественного текста является его верное понимание, истолкование, адекватное авторскому замыслу, формированию умений и навыков которого способствует систематичное упражнение учеников в интерпретации литературных произведений. В результате изучение литературы становится нацеленным на привлечение школьника к процессу субъективизации знаний, на познание окружающего мира и самого себя в процессе обучения. Равноправный диалог, плюрализм взглядов всех участников учебного процесса становятся приоритетными принципами развития читательской деятельности в школе, которые способствуют рождению в сознании учащегося своего «собственного текста», обогащенного личностным «Я».

В особенной степени применение данного подхода необходимо при изучении такого наиболее «проблемного» и сложного для ученического восприятия рода литературы, как драма.  Сделать восприятие драматического текста с учетом его основных особенностей более глубоким и в то же время адекватным авторскому замыслу как раз и помогает упражнение учащихся в интерпретировании прочитанных ими пьес.

В связи с этим мною сформулирована цель педагогического проекта - разработка методического сопровождения обучения школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий. Именно это направление и формирует у учащихся умение и навыки практического применения теоретических знаний при чтении и понимании драматического текста. Как ничто другое способствует глубокому прочтению текста, пониманию всех его смыслов адекватно авторскому замыслу и с учетом художественных особенностей драматического изложения. Все это постепенно формируется на основе собственного опыта, его постоянного обогащения, в том числе и в ходе знакомства с режиссерскими интерпретациями того или иного произведения.

Гипотеза – обучение школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий способствует формированию и совершенствованию читательских и литературоведческих компетенций при изучении такого сложного для ученического восприятия рода литературы, как драма, интенсификации литературного образования в целом.

   Цель и гипотеза позволяют сформулировать следующие задачи:

  • обучение методике и способам самостоятельного интерпретирования прочитанного, воспитание привычки исследовать текст, вдумываться, «вживаться» в него;
  • развитие интереса и потребностей в чтении, в том числе драматических произведений;
  • использование творческого и интеллектуального потенциала учащихся для решения актуальных познавательных задач, возникающих при освоении драмы на уроках литературы в школе;
  • повышение уровня читательской культуры учеников, расширение их культурного кругозора в целом.

Педагогическая проблема: «Методическое сопровождение обучения школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий».

Суть проблемы: Программа по литературе дает возможность познакомить учащихся с различными жанрами, и самым трудным является изучение драматических произведений, поскольку настоящей жизнью пьеса живет только на сцене. Его информативная «недостаточность» не воспринимается неопытными читателями как возможность «дофантазировать» предложенный автором материал, что обусловлено и отсутствием высокого уровня развития продуктивного воображения, и специальных навыков работы с подобными текстами. Поэтому «нередко учителю приходится на уроках по изучению драмы воспитывать не только читателя, но и зрителя», – справедливо отмечает по этому поводу Б. С. Найденов. Этим обусловлена необходимость поиска новых форм и приемов изучения драматических произведений в школе, в том числе и инновационных. Применение инноваций в рамках обучения школьников интерпретации драмы – весьма перспективно. Знакомясь с различными режиссерскими интерпретациями драматического произведения, сценической историей отдельных образов, учащиеся не только «зримее» воспринимают текст пьесы, но и «погружаются» в ту историко-культурную ситуацию, в которую она и была создана. В то же личностно центрированный анализ ситуаций, описанных в драматическом тексте, позволяет глубже оценить идейную основу произведения, пропуская ее «через себя», пытаясь искать выход из них «параллельно» с героями. Возможность осмыслить идею драматурга с разных точек зрения его современников и не только, стать соавтором пьесы и ее режиссером способствует более полному раскрытию ее идейной глубины, усвоением учащимися той системы ценностей, которую провозглашал художник слова, и большим подспорьем во всем этом являются компьютерные технологии, которые благодаря своей мультимедийности способны реализовать сценичность драматического текста, дополнить изложение таким необходимым при восприятии драмы зрительным планом. В результате интерпретирующая деятельность учащихся при изучении драматических произведений становится важной составляющей их филологического образования, развивающей навыки вдумчивого чтения и понимания текста на основе аналитической и критической деятельности. При этом интерпретация может носить поверхностный, «упрощенный» характер и усложняться (до научной или творчески-образной) по мере освоения школьниками различных аспектов произведения во всей его сложности, многомерности и художественной исключительности. Развитие навыков интерпретирования прочитанного драматического текста в результате будет способствовать совершенствованию не только читательских компетенций учащихся, но и их продуктивного воображения, творческих способностей, эмпатии, важной для формирования грамотного читателя, в целом.  

Актуальность опыта:  современная школа, как показывает практика, больше ориентируется на создание условий для возможности последующего практического применения накопленных учащимися знаний и сформированных умений, отсюда практикоориентированный подход в изучении в том числе и литературы, формирование и совершенствование читательских и литературоведческих компетенций учащихся. Ценность обучения интерпретации драматического текста как наиболее сложного для ученического восприятия заключается в том, что школьники получают возможность сначала посмотреть на текст с разных сторон, с точки зрения различных его интерпретаторов, а затем и создать собственную «версию», адекватную авторскому замыслу, что способствует формированию читательских и литературоведческих компетенций учеников, воспитанию грамотного читателя в целом.

   Практическая значимость опыта, его роль и место в учебном процессе, можно определить следующим образом: главным результатом интерпретационной деятельности учащихся при постижении и изучении ими драматических произведений должна стать их читательская грамотность, самостоятельность в оценивании художественного текста с опорой на анализ различных сторон его художественной структуры и, как следствие, его правильное и глубокое понимание, адекватное авторскому замыслу.

  Новизна опыта заключается в разработке методической системы обучения школьников интерпретации драматических произведений на основе использования инновационных технологий в совокупности с традиционными, хорошо себя зарекомендовавшими методами и приемами работы над художественным текстом, что предполагает разноуровневую интеграцию различных дисциплин, во многом объясняемую синкретичной природой драматического текста.

Теоретическое значение заключается в том, что детально разрабатывается само понятие «интерпретация художественного текста», анализируются уровни интерпретации литературного произведения применительно к школьному изучению литературы; осуществляется обобщение и расширение педагогического опыта по проблеме интерпретации учащимися драматического текста с использованием традиционных и инновационных педагогических технологий.

Практическое значение заключается в том, что основные утверждения и методические рекомендации можно использовать в учебно-воспитательном процессе как средство формирования базовых компетенций  учащихся.

2. Условия формирования ведущей идеи опыта, условия возникновения, становления опыта.

Драма как род литературы, интегрирующий в себе элементы и словесного, и сценического искусства, характеризуется воссозданием событийного ряда при отсутствии повествовательно-описательного изображения. Авторская речь здесь эпизодична, а основной текст драмы составляют высказывания персонажей, которые создают иллюзию настоящего времени. В отличие от лирики, драма не дает такого глубокого проникновения во внутренний мир героя, в отличие от эпики она не способна на панорамное изображение действительности. Вместе с тем ориентируясь не только на словесное, но одновременно и сценическое искусство, драма характеризуется пристальным вниманием к внешней пластике и прочим эффектам подачи изображаемого, что нередко обусловливает гиперболичность, броскость, театральность образов. Поэтому драматические образы сложно понять учащимся. А такая специфическая черта, как достраивание текста драматического произведения в своих сценических воплощениях, предполагает наличие высокого уровня развития у учащихся зрительной культуры в постижении произведений искусства, а также продуктивного и репродуктивного воображения, аналитического мышления. По мнению большинства отечественных исследователей (методистов и литературоведов – Н. О. Корст, З. Я. Рез, Я. Г. Нестурх, Б. С. Найденов, О. Ю. Богдановой и                      В. Г. Маранцмана  и др.), указанные черты драмы, как правило, не воспринимаются учащимися, которые в результате остаются довольно поверхностными читателями драматического произведения.  

Сделать восприятие драматического текста с учетом его основных особенностей более глубоким и в то же время адекватным авторскому замыслу как раз и помогает упражнение учащихся в интерпретировании прочитанных ими пьес, причем на двух уровнях одновременно: репродуктивном, при освоении режиссерских интерпретаций того или иного текста; продуктивном, при создании собственных интерпретаций на аналитической основе. Весьма эффективными в данном случае выступают инновационные технологии, прежде всего ориентированные на использование тех мультимедийных «новинок», которые стали неотъемлемой частью жизни современного школьника, а, следовательно, вызывающие с его стороны устойчивый и неподдельный интерес, а также педагогических технологий, рассчитанных на активизацию и интенсификацию обучения в целом, в центре которого находится личность современного ученика ˗ думающего, мыслящего, эрудированного, самостоятельного в осуществлении научных поисков.

    Таким образом, в результате систематического обращения к интерпретации учащимися драматических произведений, которая должна осуществляться непременно на аналитической основе и после знакомства с режиссерскими интерпретациями, что значительно расширит интерпретационный опыт учащихся, учеба должна стать более увлекательной и интересной; ориентировать учащихся на понимание художественного текста, формировать способность в усвоении всех его глубинных смыслов с учетом художественных особенностей драматического повествования.

Ведущая педагогическая идея: Обучение интерпретации при изучении драматического произведения на основе использования инновационных технологий является весьма перспективным подходом к освоению столь сложного для ученического восприятия рода литературы, как драма. Использование здесь целого комплекса инновационных технологий делает работу с драмой для современного ученика максимально увлекательной, интенсифицируя познавательные процессы в целом.

Обучение учащихся интерпретации драматических  произведений на основе использования инновационных технологий способствует формированию таких ведущих в литературном образовании компетентностей, как читательская и литературоведческая компетенции, а также совершенствованию информационной, коммуникативной, социальной компетенций, включению учащихся в активный познавательный процесс, в ходе которого ученик представляет собственное видение произведения и проблем, в нем заявленных, обращаясь к уже ранее представленным в научных источниках трактовках текста с целью аргументации собственной позиции.

3. Теоретическая база опыта.

Теоретико-методологические основания и источники исследования:

современные стратегии литературного образования в школе и вузе             (О. Ю. Богданова, С. А. Леонов, В. Ф. Чертов, В. В. Голубков, Г. А. Гуковский,               А. Б. Есин, В. Г. Маранцман, З. Я. Рез, Т. В. Чирковская, и др.);

методика изучения драматургии в современном литературном образовательном процессе (О. Бакуревич, Э. С. Балан, М. А. Бондаренко,                       Е. И. Гвоздикова, Н. А. Демидова, А. П. Ершова, Е. А. Исаева, М. Р. Исляева,                   Н. О. Корст, С. А. Кузнецов, А. Майорова, И. Л. Масандилова, Т. С. Маташова,               Г. Г. Медведева, Н. Е. Мезенцева, Б. С. Найденов, Я. Г. Нестурх, Г. С. Савельева,              Е. М. Ставцева, Б. В. Тюркин, С. И. Юзбашев, Л. С. Якушина и др.);

художественные особенности современной отечественной драмы                  (О. Ю. Багдасарян, И. Л. Вишневская, М. И. Громова, А. В. Дьяченко, О. В. Журчева,     И. А. Канунникова, М. Липовецкий, Т. А. Мищенко, О. Славникова и др.).

Для решения поставленных задач и проверки гипотезы использовался комплекс методов исследования. 

Методы теоретического исследования: анализ филологических, педагогических, методических источников; анализ и сравнение вариативных программ литературного образования в школе; педагогическое проектирование, моделирование образовательных систем и стратегий, обобщение и систематизация полученных материалов.

Эмпирические методы: изучение педагогического опыта, обобщение личного педагогического опыта автора; целенаправленное наблюдение, анкетирование.

4. Технология опыта. Система конкретных педагогических действий, содержание, методы, приемы воспитания и обучения.

Наметим основные виды, а также пути и способы внедрения инновационных технологий в процесс освоения учащимися драматических произведений. Среди них, прежде всего, следует назвать ситуационное обучение как частную реализацию личностно ориентированного образования, компьютерные технологии, интерактивное обучение и метод проектов.

К числу активно внедряемых в современный образовательный процесс технологий относятся технологии личностно ориентированного образования. Как отмечает              М. А. Бондаренко, перспективность данного подхода к обучению связывается, прежде всего, с общей гуманистической направленностью современного образования, так как личностно ориентированный подход обеспечивает приоритет личности над всей образовательной деятельностью, способствуя раскрытию и развитию личностного потенциала, прежде всего духовных и нравственных возможностей обучающихся. Исследователь рассматривает метод ситуационного обучения (кейс-метод), который предполагает не просто овладение знанием, а его выработку с одновременным получением определенных навыков. Разрабатываемая для реализации в учебном процессе модель конкретной ситуации предполагает актуализацию того комплекса знаний, который необходимо применить для ее успешного разрешения. Это активизирует заинтересованность учащихся в накоплении соответствующих знаний, поскольку отражает их востребованность. Кроме того, в процессе разрешения предлагаемой ситуации выявляются различные точки зрения на нее, что отражает многоплановость проблемы, в свою очередь соответствующую многомерности действительности. Плюралистичность высказываемых мнений способствует выработке критического взгляда на собственные представления, на позицию других участников, формирует культуру взаимодействия, признания правоты, превосходства или паритетности предлагаемых решений, одновременно развивает умение отстаивать свою точку зрения

При создании моделей конкретных ситуаций на основе прочитанного драматического текста (например, «Что бы Вы предприняли на месте Раневской – героини чеховского "Вишневого сада"?») задействуются разнообразные, порой взаимоисключающие точки зрения на личность автора, на значимость его творений, на вопросы авторства, на оценку идейно-художественного своеобразия произведений, широко используются, помимо художественных текстов и критических статей, воспоминания современников, письма, автобиографии, дневники и пр., что вносит в урок необходимую проблемность, стимулирующую активную познавательную, мыслительную деятельность школьников. В разработке подобных проблемных ситуаций используется возможность воссоздать контекст собственной деятельности через такую форму взаимодействия, как диалог. Организовать диалог можно в самых разнообразных вариантах, в том числе в форме круглого стола, брифинга, пресс-конференции, интервью, рекламной кампании, мониторинга общественного мнения, ПР-проектов, прогноза, диагноза, аукциона идей, контент-анализа, публичной речи, теледебатов и др. При этом важнейшим руководящим принципом становится принцип деятельностного подхода, предусматривающий проектирование в учебном процессе таких ситуаций, в которых учащийся выступает субъектом деятельности в реальных жизненных обстоятельствах, описанных в отечественной литературе или связанных с жизнью и творческим путем создателей художественных произведений.

Еще один инновационный метод обучения литературе – интерактивная форма преподавания предмета. По определению Е. А. Исаевой, интерактивное – это коммуникативно-диалогическое обучение, направленное на активизацию познавательной деятельности школьников. Диалогичность урока, обсуждение разных взглядов, сопоставление разных точек зрения, дискуссия и полемика ведут класс к более глубокому восприятию произведений, которое, всегда оставаясь личностным, все ближе и ближе приближается вместе с тем к постижению объективного смысла слова писателя.

Главная задача изучения какого-либо художественного произведения в школе, в том числе и драматического, – это организация диалога автора и читателя на уроке литературы. На этом этапе учитель встречается с такими проблемами, как отсутствие у школьников заинтересованности в чтении программных драматических произведений на фоне общего падения культурного уровня общества и по причине специфики художественной организации этих произведений; фрагментарность восприятия художественного текста, пропуск важных моментов и деталей; трудности в понимании образности литературного текста; отсутствие соответствующего читательского опыта для установления ассоциативных связей, объективной оценки произведения; трудности в выявлении подтекста, авторской позиции относительно изображенного. В связи с этим во время организации этого этапа читательской деятельности приоритет отдается методу творческого чтения, который реализуется с помощью различных видов чтения.

Так, учитывая сравнительно большой объем драматических произведений и трудности их восприятия учащимися, одним из наиболее распространенных интерактивных приемов чтения в старших классах закономерно стал прием прерванного чтения. Этап восприятия произведения начинаем с осмысления названия произведения, предложив ученикам дать ответы на вопрос: «Как Вы думаете, о чем это произведение?». Далее на уроке читаются фрагменты произведения. Внимание учащихся обращаем на осмысление собственного читательского восприятия при помощи таких вопросов: «А теперь, как Вы думаете, о чем это произведение? Что случится далее? Почему Вы так думаете?». Школьники размышляют, аргументируют свое мнение, используя текст. После того, как произведение прочитано, ученики должны ответить на такие вопросы: «Заканчивается ли произведение так, как Вы того ожидали? Объясните свой ответ». Ответы школьников иллюстрируют разнообразие читательских рецепций, указывают на понимание идейно-художественного пафоса данного конкретного произведения. Следовательно, прерванное чтение активизирует читательскую рецепцию учеников, создавая тем самым необходимые условия для развития культуры восприятия художественных произведений.

Интерактивное обучение находит воплощение и пока в не ставшей еще совсем привычной групповой и парной видах работы (взаимный опрос, собеседование, рецензирование ответов друг друга, и, конечно же, выполнение разнообразных творческих заданий).

Обратим внимание на некоторые такие творческие задания, которые могут быть предложены учащимся для выполнения в парах и микрогруппе по изучаемому тексту драматического произведения:

1) инсценизация учащимися отдельных эпизодов произведения, небольших по объему текстов;

2) подготовка киносценариев и диафильмов на основе прочитанных произведений, составление «режиссерского» комментария к отдельным сценам художественного текста;

3) создание рекламных проектов по прочитанному.

Среди индивидуальных творческих заданий, которые можно предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и навыков, вслед за              Е. А. Исаевой, выделим следующие: 1) составление литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению; 2) создание иллюстраций к тексту, обложки к книге; 3) подготовка сообщений проблемно-дискуссионного, обобщающего, компаративного характера; 4) сравнение текста и его интерпретаций в других видах искусств (киноверсия, театральная постановка, иллюстрации к произведению).

В учебно-методический литературе метод проектов также относят к инновационным интерактивным методам. Проект представляет собой совокупность определенных действий, документов, предварительных текстов, замысел для создания реального объекта, предмета, разного рода теоретического продукта. Проектная деятельность определяется как педагогическая технология, ориентированная не на интеграцию фактических знаний, а на их применение и приобретение новых знаний путем самообразования. В основе проектной деятельности учащихся лежит преимущественно групповая работа учащихся (парная, коллективная) творческого и исследовательского характера. Нацеленный на получение определенного продукта такой деятельности в процессе тесного межличностного взаимодействия учащихся, вынужденных сообща не только формулировать тему, проблему и рабочую гипотезу своей проектной деятельности, но еще и выбирать методы работы с материалом, распределять обязанности, определять форму представления конечного продукта, проект является разновидностью социального взаимодействия учеников и, следовательно, оказывает определенное влияние на развитие их коммуникативных умений и навыков, коммуникативных универсальных учебных действий и компетенций в целом.

В настоящее время более детально и глубоко осваивать учебный материал по драме позволяет использование компьютерных технологий на уроках литературы. Именно компьютерные системы и мультимедийные установки могут сегодня оказывать большую помощь учителю-предметнику решать важнейшие задачи, связанные с эстетическим воспитанием и образованием учащихся в процессе урока.

Наиболее доступный и действенный способ привлечения компьютерных технологий на уроках по изучению драмы является мультимедийная презентация. Она позволяет проиллюстрировать наиболее важные (кульминационные) моменты произведения, в том числе кадрами из постановок пьесы. Знакомство со сценическими интерпретациями драматического произведения помогает «читать» его в разных плоскостях и выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.

Презентации могут использоваться на разных этапах усвоения учебного материала по драме: как для ознакомления с изучаемыми явлениями, так и при подведении результатов и обобщении материала. При этом мультимедийные презентации способны воздействовать на два канала восприятия учащихся, к тому же, зрительная наглядность может быть представлена как образно, так и вербально и графически. Организованный таким образом материал создает интегрированное образовательное пространство, которое поддерживает мотивацию учащихся к учению.

Кратко обозначим основные пути применения указанных инновационных технологий при школьном освоении драмы.

Наиболее востребованными и обладающими наибольшим образовательным и развивающим потенциалом являются компьютерные технологии. Компьютер – излюбленное средство обучения современного школьника, интересное и понятное ему, актуализирующее различные виды памяти и позволяющее представлять учебный материал в более наглядном виде. Важную роль играет и Интернет – безграничный источник пополнения знаний, приобретаемых достаточно оперативно, работа в котором без компьютерных технологий невозможна.

Так, на основе компьютерных технологий, позволяющих группировать и представлять учебный материал в более наглядном виде, с включением фото-, аудио- и видеоматериалов, учащиеся могут создавать мультимедийные презентации, разрабатывая определенный аспект художественного целого изучаемого текста. Мультимедийную презентацию можно использовать на разных этапах постижения драматического произведения. Она позволяет проиллюстрировать наиболее важные (кульминационные) моменты произведения, в том числе кадрами из постановок пьесы. Знакомство со сценическими интерпретациями драматического произведения помогает «читать» его в разных плоскостях и выбрать наиболее приемлемый для себя вариант.

К творческим заданиям на основе использования компьютерных технологий относится и работа над сценарием фильма или спектакля по изучаемой пьесе. Еще в 20-е годы ХХ века учителя пробовали на уроках составлять киносценарий по литературному тексту. В последнее время этот прием снова привлек внимание, так как создание киносценария – это своеобразное изучение текста, в ходе которого учащиеся вынуждены пристальнее всматриваться в литературное произведение, вырабатывая навыки вдумчивого и медленного чтения. После написания сценария, начинается процесс видеосъемки. Действующие лица оживают, произведение увлекает учеников, а также их родителей, одноклассников – идет коллективное сотворчество, все учатся решению проблем сообща. В процессе работы создается ситуация успеха: ученики стараются показать все, что знают, умеют и могут. Безусловно, что в работе над таким творческим заданием необходим целый комплекс мультимедийных средств, которыми и располагает современное обучение.

Знакомство с режиссерскими интерпретациями художественных текстов с целью создания видеоролика о сценической истории того или иного литературного персонажа – также весьма эффективный образовательный прием, позволяющий не только расширить общий кругозор учащихся, но и углубить понимание произведения, лучше понять его идею, авторский замысел, многомерность и сложность каждого из созданных писателем характеров, чему содействует знакомство с разными вариантами его кинематографического и сценического «прочтения». Использование фрагментов экранизаций и сценических постановок особенно целесообразно как раз при изучении драмы, что обусловлено спецификой данного рода искусства.

Другой разновидностью творческого задания, выполнение которого предполагает использование информационных компьютерных технологий, является создание рекламных проектов по прочитанному. Это вид творческого задания требует предварительной подготовки учащихся. Они получают домашнее задание разбиться на микрогруппы и коллективно создать рекламный ролик на пьесу того или иного автора (А. Н. Островского, А. П. Чехова, А. М. Горького, А. В. Вампилова и др.). Они должны четко продумать цель, адресата, вид ролика. Целесообразно обратить внимание школьников на форму презентации рекламных проектов. Это может быть:                        1) инсценизация; 2) словесное описание рекламы произведения на телевидении;              3) реклама произведения, звучащая на радио; 4) реклама произведения в печатном издании; 5) телереклама; 6) комбинированный вид рекламного проекта произведения.

Среди других индивидуальных творческих заданий, которые можно предложить учащимся с целью контроля приобретенных знаний, умений и навыков на основе применения компьютерных технологий выделим: 1) составление интерактивных литературных викторин, кроссвордов, ребусов и головоломок по художественному произведению; 2) создание макета иллюстраций к тексту, обложки к книге; 3) создание фотогалереи. Что касается последней разновидности творческого задания – создания фотогалереи – то каждый художественный образ, созданный писателем или поэтом, включает в себя портретную характеристику героя, в которой автор, как правило, акцентирует внимание на основных чертах характера своего героя. На уроках литературы мы часто составляем словесный портрет персонажа, следующий шаг – фотопортрет. Работа выполняется группами по 5-6 человек. Ученики находят цитаты, содержащие информацию о герое, выявляют важнейшие стороны его личности, сопоставляя их с иллюстрациями известных художников к произведению, размещенных на Интернет-сайтах. Так, работая над созданием фотогалереи героев «Вишневого сада» А. П. Чехова, ученики могут сосредоточить свое внимание на художественных деталях, характеризующих персонажей пьесы. Заключительный урок – защита творческих работ, включающий элементы рефлексии: Что удалось? Над чем стоит еще поработать? Что новое удалось увидеть в характере героев?

Разновидностью интерактивного обучения, помимо обсуждения иных возможных вариантов развития событий в пьесе, станет «дописывание» учащимися отдельных эпизодов и сцен пьесы. Например, написать подражание «обращения» Гаева к старому шкафу от лица Раневской или Лопахина или продолжить пьесу, начиная с заключительных слов «Слышится отдаленный звук, точно с неба, звук лопнувшей струны, замирающий, печальный. Наступает тишина, и только слышно, как далеко в саду топором стучат по дереву…». Подобного рода «сотворчество» с драматургом поможет старшеклассникам лучше понять авторский замысел, проникнуть в тайны творческой лаборатории художника слова, совершенствовать читательские и литературоведческие компетенции.

Реализацией метода проектов станет выполнение исследовательской работы учащимися. Так, при изучении пьесы А. Н. Островского «Гроза» между группами учащихся может распределить следующие темы для поисковой работы: «Жизнь купечества в пореформенной России», «Домострой в русской семье XIX века», «История создания пьесы», «Сценическая история "Грозы"», «Образы Катерины и Кабанихи на сценах российских театров», «Примечания Островского к постановке пьесы» и др.

Таким образом, применение инноваций (элементов ситуационного и интерактивного обучения, компьютерных технологий, метода проектов) в рамках обучения школьников интерпретации драмы – весьма перспективно. Знакомясь с различными режиссерскими интерпретациями драматического произведения, сценической историей отдельных образов и т. д. посредством применения средств мультимедиа, учащиеся не только «зримее» воспринимают текст пьесы, но и «погружаются» в ту историко-культурную ситуацию, в которую она и была создана. В то же время личностно-центрированный анализ ситуаций, описанных в драматическом тексте, позволяет глубже оценить идейную основу произведения, пропуская ее «через себя», пытаясь искать выход из них «параллельно» с героями. Возможность осмыслить идею драматурга с разных точек зрения его современников и не только, стать соавтором пьесы и ее режиссером способствует более полному раскрытию ее идейной глубины, усвоением учащимися той системы ценностей, которую провозглашал художник слова. В то же время проектная деятельность старшеклассников, предполагающая их исследовательскую работу с целью выявления художественных особенностей пьесы, характеристики историко-культурной ситуации, в которой она создавалась, способствует не только формированию более полного представления о прочитанном тексте, пониманию его специфики на всех уровнях художественной структуры, но и расширению теоретико-литературной базы в целом.

5. Анализ результативности.

Плодотворная работа с детьми позволила мне достичь определенных результатов:

  • у многих учащихся сформировалась положительная мотивация изучения русского языка и литературы;
  • формируется умение творческого подхода к решению учебных задач, совершенствуется речевое развитие.

Ежегодно со своими учащимися принимаю активное участие в проведении технологических декад в школе, участвуем в проведении городских олимпиад и республиканских конкурсах, в традиционной ежегодной научно-практической конференции «Школьники города — науке XXI века», во Всероссийской научно-практической конференции учащихся «Живая культура: традиции и современность», в научно-образовательном форуме обучающихся Республики Мордовия «Шаг в будущее», в Открытом Республиканском отборочном туре Московского Международного форума «Одаренные дети – будущее России». Мои ученики не раз занимали призовые места:

- Нуянзина Татьяна, 11 класс — победитель Межрегиональной олимпиады по мордовским языкам и литературе «Тайны родного языка», 2016 г.;

- Рогачева Ксения, 8 класс – победитель международного конкурса исследовательских работ «Доминанта – 2016», 2016 г.;

- Синицын Илья, 11 класс – лауреат 3 степени Всероссийского дистанционного конкурса проектно-исследовательских работ учащихся «Наукоград – 5», 2016 г.;

- Нуянзина Татьяна, 11 класс — победитель Республиканского конкурса эссе школьников и студентов «Выборы и выборные институты в истории России», 2016 г.;

- Бакаева Елизавета, 8 класс – победитель Всероссийского конкурса проектных и исследовательских работ школьников «Первый шаг к успеху» в номинации «Литературоведение», 2017 г.;

- Иващенко Арина, 5 класс – победитель Всероссийского конкурса научно-исследовательских и творческих работ студентов и учащихся «Мы сохраним тебя, русская речь, великое русское слово», 2017 г.;

- Потапова Мария, 7 класс – 2 место во Всероссийском конкурсе научно-исследовательских работ студентов и учащихся «Мордовский (мокшанский/эрзянский) язык и литература в контексте культуры XXI века», 2018 г.;

- Бакаева Елизавета, 8 класс  — победитель конкурс «Посвящение Русскому музею» в номинации «Эссе», 2018 г.; участник Отборочного тура Международного форума «Одаренные дети», 2018 г.;

- Бакаева Елизавета, 8 класс – призер Всероссийского конкурса «Золотое перо» (2 место в номинации «Проза» и 3 место в номинации «Поэзия»), 2018 г;

- Акулова Анна, 8 класс – призер республиканского конкурса научно-исследовательских работ, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Славянская душа», секция «Культурология», 2018 г.;

- Другакова Алина, 8 класс – призер республиканского конкурса научно-исследовательских работ, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Славянская душа», секция «Духовная культура», 2018 г.;

- Бакаева Елизавета, 8 класс – победитель республиканского конкурса научно-исследовательских работ, посвященного Дню славянской письменности и культуры «Славянская душа», секция «Культурология», 2018 г.

Результатом работы над данной проблемой стал ряд публикаций различного уровня. Я являюсь автором 3 статей в журналах, рекомендованных ВАК РФ, и более 20 статей по материалам участия различного уровня конференций:

Международный уровень: «Освоение драматических произведений читателями-школьниками как методическая проблема в обучении литературе на современном этапе». Сборник материалов IV Международной научной конференции «Филологические науки в России и за рубежом», Санкт-Петербург, декабрь 2016 г.

Российский уровень:

1. «К проблеме формирования умений и навыков интерпретирования драматического произведения на уроках литературы в современной школе». Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2016 г.

2. «Методика использования кейс-метода в обучении старшеклассников интерпретации драмы». Социальная сеть работников образования nsportal.ru, 2016 г.

6. Трудности и проблемы при использовании данного опыта

Трудность опыта состоит в том, что учитель должен учитывать все условия организации успешного построения процесса обучения. Учителю необходимо быть всегда готовым прийти на помощь ученикам, не навязывая своего решения.

7. Адресные рекомендации по использованию опыта

Опытом своей работы делюсь на педагогических советах в учебном образовательном учреждении, на заседаниях методического объединения учителей, семинарах различного уровня.

Принимаю участие в городских семинарах для учителей русского языка и литературы. Но я не останавливаюсь на достигнутом. Повышаю свое профессиональное мастерство на курсах повышения квалификации.

Посещаю уроки коллег по школе, изучаю и внедряю различные педагогические технологии. Составляю свое поурочное планирование, рабочие программы по предмету в соответствии со стандартом образования. Использую различные формы и методы проведения уроков. Постоянно слежу за новинками, новыми программами, приобретаю методическую литературу.

В 2017 году прошла переподготовку в МГПИ им. М.Е. Евсевьева по направлению «Литературное образование» и получила степень «Магистр».

В сентябре 2017 г. разработала программу элективного курса для учащихся 9-11 классов «Литература и кино: содружество двух видов искусств», которая была рекомендована к использованию ГБУ ДПО «Мордовский республиканский институт образования».

На личном сайте регулярно обновляется информация, где можно ознакомиться с опытом моей работы https://nsportal.ru/loskutova-olgaaleksandrovna.

8. Наглядное приложение: конспект открытого урока

Конспект урока внеклассного чтения по литературе в 6 классе по теме:

«Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» по рассказу Л. Улицкой «Бумажная победа».

Тема урока: «Он не чувствовал ни страха, ни неприязни, ни вражды» Проблема____________________________ по рассказу Л.Улицкой «Бумажная победа» (На доске записана часть проблемы, которую учащиеся должны вывести в конце урока самостоятельно).

Автор учебника: В.П. Полухина, В.Я. Коровина, В.П. Журавлев, В.И.Коровин, «Литература 6 класс», Москва «Просвещение», 2018.

Цель урока:  формировать универсальные учебные действия, используя прием чтения с остановками рассказа «Бумажная победа» Л. Улицкой, убедить учащихся в необходимости толерантного отношения друг к другу.

Задачи урока:

Обучающая:

- познакомить учащихся с жизнью и творчеством российского автора Л.Улицкой;

- познакомить учащихся с рассказом «Бумажная победа» и понять авторский замысел произведения;

- учить анализировать текст на примере рассказа Л.Улицкой «Бумажная победа».

Развивающая:

- развивать творческие способности и читательскую наблюдательность, развивать устную речь;

- развивать самостоятельную деятельность;

- развивать умение прогнозировать события, отвечать на вопросы;

-развивать умение оценивать художественное произведение;

- развивать критическое мышление у учащихся.

Воспитательная:

- воспитывать интерес к чтению;

-формировать умения работать в коллективе;

- уметь четко и логично излагать свою точку зрения.

-воспитывать толерантность, доброту, умение сострадать, прививать навыки терпимости и корректности в общении друг с другом

Тип урока:  – урок изучения нового материала.

Формы работы с учащимися: фронтальная.

Технологическое оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику),  использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.  

Используемая технология: Технология развития критического мышления через чтение и письмо.

Методические приёмы: чтение с остановками, обращение к личному опыту, прогнозирование по названию, заполнение двухчастного дневника, опережающее задание.

Оборудование: тексты с рассказом «Бумажная победа» заранее приготавливаются учителем, разрезаются на значимые части и раскладываются на парты (каждому ученику),  использование ИКТ: компьютерная презентация, запись музыки Бетховена: композиция про сурка, двухчастный дневник (домашнее задание), анкета для рефлексии.  

Планируемый результат

Предметные умения:

-определять авторскую позицию и высказывать свое отношение к героям и их поступкам;

-отвечать на вопросы по содержанию произведения;

-ориентироваться в нравственном содержании прочитанного, осознавать сущность поведения героев;

-самостоятельно делать выводы, соотносить поступки героев с нравственными нормами.

 Личностные УУД:

 1.Уметь интерпретировать текст.

2. Высказывать свое отношение к прочитанному с аргументацией.

3.Уметь анализировать характеры и поступки героев.

4. Анализировать ситуацию с точки зрения всех возможных путей её решения.

Регулятивные УУД:

1. Участвовать в коллективном обсуждении проблемы, интересоваться чужим мнением, высказывать свое мнение.

2.Осуществлять самопроверку

Познавательные УУД:

 1.Учиться основам смыслового чтения художественного произведения;

2. Уметь выделять существенную информацию.

3. Уметь осуществлять сравнение.

 4. Прогнозировать содержание художественного произведения.

5.Формулировать проблему, обозначенную автором произведения.

Коммуникативные УУД:

 1.Слушать своего одноклассника и обосновывать свое мнение

2. Выражать свои мысли и идеи

Ход урока

  1.  Организационный момент.

Здравствуйте, ребята!

 Сегодня мы на уроке будем знакомиться с произведением Л.Улицкой. Тексты я подготовила заранее, они лежат у вас на партах.

  1. Стадия вызова.

Учитель: Ребята, скажите, пожалуйста, были ли в вашей жизни случаи, когда вы считались победителем?

(Возможные ответы: победил в соревнованиях по лыжам, занял первое место по шахматам, победила в олимпиаде по математике и т.д.)

Учитель: Обратите внимание на словосочетание (слайд №2) «Бумажная победа». Какие ассоциации оно  у вас вызывает?

Ученики (примерные ответы):

- название странное: два несовместимых слова сочетаются (бумага - непрочный материал; победа-это  успех в борьбе за что-нибудь)

- это какая-то ненастоящая победа;

- игра в морской бой;

- игра в карты;

- писатель какой-нибудь дописал свое произведение;

- это игра какая-то между командами;

- получил грамоту;

- выиграл кто-то конкурс по изготовлению поделок из бумаги.

С рассказом «Бумажная победа», автором которого является современная российская писательница Людмила Улицкая, нам и  предстоит сегодня познакомиться. (Слайд№3) Запись темы урока. Проблему учащиеся выводят самостоятельно в конце урока.

О чем будет это произведение, как вы думаете?

 Но прежде чем я его прочту (можно дать заранее ученику подготовить биографию писательницы), несколько слов скажу об авторе (слайд №4).

Людмила Евгеньевна Улицкая родилась 23 февраля 1943 года. Прозаик, сценарист, драматург. Книги писательницы переведены на 17 языков. Самые известные из них: “Сонечка”, “Медея и её дети”, “Казус Кукоцкого”, “Даниэль Штайн, переводчик” и др. Лауреат французской литературной премии Медичи, итальянской премии Джузеппе Ацерби, Букеровской премии, премии “Большая книга” и др.

     С 1989г. по 2000 г. Людмила Улицкая создает  цикл произведений «Детство-49».  Это сборник рассказов, где отображены эпизоды из детства писательницы, которой в 1949 году было шесть лет. В цикл входят 6 рассказов: «Капустное чудо», «Восковая уточка», «Дед-шептун», «Гвозди», «Счастливый случай», «Бумажная победа».

     Людмила Евгеньевна активно занимается развитием толерантности среди молодежи. О своей работе в Европейском Толерантном проекте «Другой, другая, о другой» она говорит так: « Я не возлагаю больших надежд, что наши усилия изменят мир. Но, может быть, они как – то смягчат агрессию».

  1. Изучение нового материала.

Ребята, читать текст мы будем с остановками, по частям. Итак, часть1.

Л.Е.Улицкая рассказ  «Бумажная победа»

Часть1. 

Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды  выплыли

скопившиеся за зиму отбросы  человеческого  жилья….

 ….Все это, вместе взятое, делало  Геню  очень  несчастным

человеком.

__________________________________________________________________

  • Каким вам представляется герой произведения Геня Пираплетчиков? Чем интересна его фамилия? (Переплетчик – тот, кто переплетает книги (Даль). 
  • Почему он был «несчастным человеком»?

Продолжаем знакомство с героем, чтение 2 части.

Часть 2.

     Итак, он вышел во двор, едва оправившись после весенне-зимних болезней,

в шерстяной лыжной шапочке с поддетым под нее платком и  в  длинном  зеленом

шарфе, обмотанном вокруг шеи…

     

   …  - Я думаю, надо…

  • Какое самое страшное испытание было для мальчика? (встреча с ребятами во дворе)
  • Как вы думаете, что он чувствовал в эти минуты? (страх, обиду, ему хотелось быстрее убежать)
  • Найдите в 1 и 2 частях текста слова, характеризующие героев: Геню и ребят со двора. (слайд№5). Какой литературный прием использует автор? Проверьте (слайд№6)
  • С каким словом ассоциируется фамилия мальчика Айтырь?

(возможно, богатырь. Действительно, в словаре Даля есть слово батырь-богатырь, силач)

  • Что же будет дальше? Как вы думаете? Кто поможет ему выйти из сложившейся ситуации?

А теперь узнаем, подтвердились ли ваши предположения? Читаем часть3.

Часть 3.

- Я думаю, надо пригласить их  в  гости,  к  Гене  на  день  рождения,-

ответила мать…

  ….   - Надо,- коротко ответила мать, и по тому, как дрогнули  ее  брови,  он

понял, что ему не отвертеться.

__________________________________________________________________________

  • Как вы считаете, правильным ли было решение мамы: пригласить ребят со двора на праздник?  (Интересно то, что учащиеся дают разные ответы: их мнения разделились на две противоположные части. Одни считают, что не надо приглашать, в основном это те ребята, которые в классе с другими мало общаются и предпочитают быть в стороне. Другие, наоборот, очень активно доказывали, что мама поступила правильно).
  • И в 1, и во 2, и в 3 частях мы встретились с описанием природы? (слайд№7) Какое время года описывает Л.Улицкая? Зачитайте. Что помогает понять нам природа? (Когда солнце растопило черный зернистый снег и из грязной воды,.. в воздухе поднялась кутерьма запахов, в которой самым сильным был сырой и сладкий запах весенней земли;  наступила спокойная и нежная весна.  Высохла  грязь. Остро отточенная трава покрыла засоренный двор…) (Природа помогает понять душевное состояние героя, в начале описание какое-то мрачное, особенно «черный, снег, грязная вода» и в жизни Гени не все хорошо. А далее наступление нежной весны, когда  в природе все обновляется, может, в жизни Гени будут перемены…)

  • Как вы думаете, ребята к нему придут на день рождения?

Узнаем, о чем повествует часть 4.

Часть 4.

Вечером  мать  вышла  во  двор  и  сама  пригласила  ребят  на  завтра…

… Геня крутил в руках недоделанный  кораблик  и  с  ужасом  ждал  прихода

гостей.

  • Что нового вы узнали о семье мальчика? (мама талантливая пианистка, дома было пианино, в семье читали книги, потому что в комнате находился книжный шкаф, портрет немецкого композитора Бетховена, а сам Геня был мастером бумажного искусства)
  • Как вы думаете, почему Геня стеснялся всего этого?

Продолжаем чтение с остановками.

Часть5.

Они пришли ровно в четыре, всей гурьбой….

….Мать кончила играть.

Послушайте композицию.

(Слайд№8) звучит музыкальная композиция про сурка, класс слушает. Сядьте, пожалуйста,  поудобнее, можете закрыть глаза, представьте, что вы в гостях у Гени.

  • Как видите, пришли ребята в гости к Гене. Опишите их (одеты плохо, на столе самая простая еда, ребята набросились на конфеты).
  • Какое же время описывает Л.Улицкая? (после войны 1949 год, оно было трудное, голодное)
  • Какое открытие сделали ребята на дне рождении? (Мама Гени умеет играть на пианино и Геня тоже)
  • Почему это их так удивило? (Потому что никто из них не умел играть, и наверное, ни у кого не было такого инструмента)
  • Как они слушали музыку? Зачитайте цитаты. (…сидели тихо, никто не смеялся; все слушают и смотрят на сильно разбегающиеся руки; сестрички завороженно смотрят; двенадцать человек сидят в полном молчании)
  • Как вы думаете, какое открытие еще ожидает Гениных гостей? Можно предположить по названию рассказа?

Что нам раскроет 6 часть.

Часть 6

     - Ну, хватит музыки. Давайте поиграем во что-нибудь. Во что  вы  любите

играть?....

     

   ….  Счастливый мальчик раздаривал бумажные игрушки...

  • Какое же открытие ожидало гостей ?
  • С какой целью Геня делал эти игрушки? Хотел ли он похвастаться? ( нет, он просто хотел всех обеспечить фантами, он считал свой талант чепуховым, не придавал ему никакого значения)
  • Как же ребята стали относится к Гене? (они искренне восхищаются его талантом… они тянули  к нему руки… и все улыбались, и все его благодарили)
  • А каким вы увидели Айтыра на дне рождении, самого страшного врага Гени? (он тоже хочет научиться складывать бумажные игрушки и обращается за помощью к Гене, называет его по имени, он тоже может восхищаться чужим талантом, не стыдиться учиться чему-то новому)
  •  Почему же они до дня рождения ребята со двора так относились к Гене?              (наверное, считали его маменькиным сынком, он за ручку с бабушкой ходил)
  • А теперь вспомним название рассказа. Почему он так называется? Что хотела донести до своих читателей Людмила Улицкая? Обсуждение проблемы.

С помощью бумаги Геня совершил сокрушительную победу над закоренелой неприязнью к нему. «Бумажная победа» над презрением, жестокосердием детей, несправедливостью была одержана Геней с помощью его «чепухового» таланта и добра его матери.

Людмила Улицкая пишет о детском мире, рассказ «Бумажная победа» раскрывает  проблему толерантного отношения друг другу.  (слайд № 9) Вспомним, что такое толерантность. Учитель дописывает проблему на доске.

  • Что вам больше всего понравилось в рассказе?

4.Домашнее задание.

Заполнение двухчастного дневника (слайд 10).

Цитата

Мое отношение

1.Геня вздрогнул-брызги тяжело шлепнулись на лицо. Второй комок попал в спину… Вдогонку,как звонкое копьё, летел самодельный стишок:

-Генька хромой, сопли рекой!

2.-Я думаю надо пригласить их в гости, к Гене на день рождения, - ответила мать.

3.Сестрички завороженно смотрели на её руки, порхающие над клавишами. У младшей было испуганное лицо, и казалось, что она вот-вот расплачется.

4.Они тянули к нему руки, и он раздавал им свои бумажные чудеса, и все улыбались, и все его благодарили…Он был счастлив.

5. Рефлексия.

Анкетирование (нужное подчеркнуть)

ФИО______________________

  1. На уроке я работал(а) активно/пассивно
  2. Своей работой на уроке я доволен/недоволен
  3. Рассказ мне______________________, потому что

___________________________________.

4)Домашнее задание мне кажется легким/трудным (нужное подчеркнуть)

Оценки за работу на уроке.

А закончить наш урок мне бы хотелось словами Молитвы  о встрече:

  - Я пришел в этот мир

  - не для того, чтобы оправдать твои надежды,

  - не для того, чтобы отвечать твоим интересам,

  - не для того, чтобы, соответствовать твоим ожиданиям.

  - И ты пришел в этот мир

  - не для того, чтобы соответствовать моим ожиданиям,

  - не для того, чтобы отвечать моим интересам,

  - не для того, чтобы оправдать мои надежды.

  - Потому что я – это я, а ты – это ты.

  - Но если мы встретились и приняли друг друга – это прекрасно.