Педагогическая копилка

Низамеева Ольга Владимировна

Консультации для родителей, педагогов, публичные  доклады на методических объединениях

Скачать:


Предварительный просмотр:

Взаимодействие ДОУ с родителями в музыкальном воспитании детей

Музыкальный руководитель Низамеева Ольга Владимировна

МАДОУ МО г Нягань д/с общеразвивающего вида  N11 "Елочка"

Новый этап в развитии идеи взаимодействия детского сада с семьей обозначился на рубеже XX-XXI веков, в период, известный сегодня как кризис 90-х годов. Эта ситуация значительно изменила прежние отношения между семьёй и детским садом, активизировала  ранее не используемые ресурсы обеих сторон. В это время произошли глубокие изменения во взаимодействии семьи и дошкольного учреждения. (рис. 1)

Таблица "Формы взаимодействия ДОУ и семьи"  (рис. 1)

Наименова-ние 

С какой целью используется форма 

Формы проведения общения 

Информацин-но-анали-тические 

Выявление интересов, потребностей, запросов родителей, уровня их педагогической грамотности

Проведение социологических срезов, опросов, «Почтовый ящик».

Досуговые 

Установление эмоционального контакта между педагогами, родителями, детьми

Совместные досуги, праздники, участие родителей и детей в выставках

Познава-тельные

Ознакомление родителей с возрастными и психологическими особенностями детей дошкольного возраста в области музыкального воспитания

Семинары-практикумы, педагогический брифинг, педагогическая гостиная, проведение собраний, консультации в нетрадиционной форме, игры с педагогическим содержанием.

Наглядно-информационные: Информационно-ознако-мительные; информаци-онно-просве-тительские 

Ознакомление родителей с работой дошкольного учреждения. Особенностями воспитания детей. Формирование у родителей знаний о воспитании и развитии детей.

Информационные проспекты для родителей, организация дней (недель) открытых дверей, открытых просмотров занятий и других видов деятельности детей. Выпуск газет, организация мини-библиотек.

Содержание работы с родителями реализуется через разнообразные формы: традиционные и нетрадиционные. Новый тип взаимодействия детского сада и семьи, использование новых форм работы является решающим условием обновления системы дошкольных учреждений. Необходимо осуществлять постоянное взаимодействие с родителями; активно вовлекать родителей в жизнь детского сада, участие их в развивающей образовательной работе с детьми. Задача педагогов - заинтересовать родителей, предлагая им как традиционные, так и новые формы взаимодействия. В настоящее время особой популярностью, как у педагогов, так и у родителей пользуются нетрадиционные формы общения с родителями.  Они построены по типу телевизионных и развлекательных программ, игр и направлены на установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Как показывает практика, большой популярностью пользуются «Дни открытых дверей», в течение которых родители могут побывать в любой группе. Детские сады нашего города N11"Елочка" и N9 "Белоснежка" сделали эти мероприятия ежегодно традиционными.

В настоящее время встал вопрос о том, чтобы сделать дошкольное учреждение открытым различным влияниям, которые могли бы обогатить образовательный процесс. Прежде всего, надо «открыть» дошкольное учреждение для родителей. Родители проявляют большой интерес к тому, как живут дети в детском саду, чем занимаются. Знакомить родителей с этим лучше всего путем проведения дней открытых дверей. Посещая дошкольное учреждение в "открытые дни",  родители получают возможность наблюдать за своими детьми в ситуации, отличной от семейной, позволяют сравнить  поведение и умения своего ребёнка с поведением и умениями других детей, перенять у педагога приемы обучения и воспитательных воздействий.

В настоящее время Е.П. Арнаутовой разработаны игровые методы активизации родителей. К ним относится просмотр видеороликов с записью занятий, различных режимных моментов. Особенно это актуально в группах раннего возраста, так как родители не могут посещать открытые занятия, или можно записать режимные моменты, которые помогут родителям увидеть своего ребёнка в новой обстановке, узнать его лучше.  К игровым методам активизации относятся игры, например, кто из пап быстрее заплетёт дочкам косички: загадывание загадок; проведение игр для взрослых «Откуда эти строки?», и они должны их назвать. Интерес у родителей формируют и задания, направленные на «расшифровку мира детей», им предлагается посмотреть на мир глазами ребёнка. Привлечение родителей, других членов семьи к образовательной работе детского сада необходимо не только для детей, которые с любовью и благодарностью смотрят на своих пап и мам. Это так же важно и для самих родителей, у которых появляется возможность попробовать себя в роли «коллективного педагога».

Большой популярностью взаимодействия музыкального руководителя  с родителями приобрели следующие досуговые мероприятия: «День матери» виде конкурса «А ну-ка мамочки», «Новый год» - где родители готовят сюрпризный момент получения подарков, «Хочу похожим быть на папу»,  (23 Февраля), конкурс «Мисс Елочка», «Бал карапузов» - праздник взросления  для младших, средних групп. «Давайте знакомиться»  - знакомство с детским садом для малышей, шоу - «Минута славы». Некоторые из этих форм стали ежегодными   «фишками»  для своего детского сада и приобрели большую популярность у родителей. (рис. 2)

"Досуговые  совместные мероприятия с участием родителей"    (Рис 2)

В связи с вышеизложенным, становится ясно, что взаимодействие с родителями приобретает особое значение и становится актуальным. Организация взаимодействия должна быть направлена на осуществление педагогики сотрудничества педагогов и родителей, на повышение профессионального уровня самих педагогов по работе с родителями с учетом современных требований педагогической пропаганды.



Предварительный просмотр:

Консультация для педагогов «Развитие элементарного музицирования»

Подготовила:  Низамеева О.В  

музыкальный руководитель д/с  №11 "Елочка"  

ГМО музыкальных руководителей

Элементарное музицирование - вид детской музыкальной деятельности, которое включено в любую комплексную программу по музыкальному воспитанию. Игра в оркестре - это эффектное украшение любого праздника. За последнее время требование к этому виду деятельности изменилось как от самого определения  - "оркестр, игра на детских музыкальных инструментах" перешло в понятие "элементарное музицирование", так в программных задачах к этому виду и наличию инструментов. Важность этого занятия в том, что элементарное музицирование является одним из любимых детьми видов музыкальной деятельности. Обучаясь игре на детских музыкальных инструментах, дети открывают для себя мир музыкальных звуков и их отношений, осознаннее различают красоту звучания различных инструментов. У них улучшается качество пения (чище поют, музыкально-ритмических движений (четче воспроизводят ритм).

Давайте представим ситуацию: ребенок, оказался в музыкальном зале и увидел там бубен? (а если инструментов там гораздо больше) Что он будет делать? Конечно, он непременно его возьмет и начнет изучать – звенеть им, ударять по нему, доводя до полного изнеможения педагога. Затем ребенок будет бегать с ним и прыгать. И все это не молча, а что-нибудь, приговаривая или выкрикивая, а лицо его будет выражать самозабвенное счастье и радость, бьющую через край. Это и есть идея «элементарного музицирования» в его самом прямом проявлении – в невыразительном единстве речи, пения, движения, игры на детских музыкальных инструментах при свободном, импровизационном и обязательно радостном общении с музыкой. (Я не раз наблюдала, что даже взрослый человек, оказавшись в доступной близости к музыкальным инструментам так же не может устоять, чтобы не поиграть на них.)

Элементарное музицирование с дошкольниками предполагает широкое использование детских музыкальных инструментов, прежде всего шумовых, поскольку именно эти инструменты просты и наиболее доступны детям дошкольного возраста. К сожалению не все руководители дошкольных учреждений уделяют большое внимание оснащению музыкального зала детскими музыкальными инструментами. А ведь даже детский инструмент должен развивать слух, иметь правильный звук. Техническая легкость игры на шумовых, ударных инструментах, - это только кажущаяся видимость, порой дети не знают. как играть на колокольчике, чтобы он звенел, ограничены в способах игры на бубне (встряхивание), а ведь помимо этого можно ударять по тыльной стороне ладони, "звенеть" им.

Музицирование развивает у детей музыкальную память и творческое воображение. Помимо музыкальных способностей развиваются волевые качества, сосредоточенность, внимание, усидчивость, благоприятное эмоциональное состояние детей. Детям очень нравится играть те же самые произведения, которые они слышат на занятиях в звукозаписи в исполнении симфонического оркестра.- мы называем это "оркестровкой". Они искренне радуются каждому удачно исполненному ими музыкальному произведению. Оркестр объединяет детей, помогает преодолеть нерешительность, робость, неуверенность в своих силах.

       Учебно-методическое пособие "Бим, Бам, Бом" Т.Э. Тютюнниковой, предлагает игры со звуками, оркестровку музыкальных произведений, исследование способов получения звуков. Игра в оркестре - это музыкально-творческая деятельность. Последовательность действий педагога:

1. Поиграй на своем инструменте, изучи, какие в нем живут звуки, постарайся найти разные.

2 Сыграй музыку на инструменте как ты хочешь.

3.Будь дирижером покажи музыкантам, чтобы они поняли как сыграть музыку, какаую ты хочешь

4. Подумай, какие инструменты подойдут, чтобы сыграть музыку дождя, ветра.

5. Попробуй подобрать инструмент и озвучить стихотворение.

6. Поговори со своим соседом, расскажи ему, что хочешь.

Для полноценной работы по развитию элементарного музицирования в ДОУ должны быть созданы необходимые условия: музыкальные уголки в группах должны быть обеспечены достаточным количеством детских музыкальных инструментов разного вида, игрушек, пособий с учетом возрастных особенностей детей. Детские музыкальные инструменты должны звучать чисто, иметь определенный тембр, быть доступными по своему размеру и весу, простыми по конструкции, достаточно прочными, побуждая детей к самостоятельной деятельности и вызывая интерес к элементарному музицированию.

Музыкально-дидактические игры, с использование детских музыкальных инструментов.

«Заяц с барабаном».

Цель: Развивать ритмический слух детей.

Ход игры: Педагог читает стихотворение:

 Барабан зайчишка взял,

Лапкой звуки издавал.

Он по-разному играл,

Зайчихе-маме подражал.

Взрослый исполняет роль зайчихи-мамы. Под веселую музыку «Полька» М. Чайкина он на барабане отстукивает простой ритмический рисунок, дети повторяют. (см. нотное приложение) .

«Кто пришел в гости».

Цель: Развивать тембровый, ритмический слух, слуховую память.

Ход игры: Дети стоят свободно у стены и, двигаясь к противоположной, поют:

У зайчонка День рождения,

Получил он поздравленья.

Кто пришел, отгадай?

Вова, быстро называй.

Повернувшись спиной к играющим, стоит водящий. Он называет «гостей», ориентируясь на звуки звучащих поочередно музыкальных инструментов (колокольчики – птички, бубны – медвежата, барабаны – зайчата) .

«Тихо вокруг».

Цель: Развивать слуховую память, ритмический и тембровый слух.

Ход игры: Педагог читает стишок, дети играют на муз. инструментах, соответственно тексту: Тихо, тихо все вокруг,

Слышен где-то слабый звук.

Колокольчик прозвенел, ложки застучали,

Бубен песенку пропел – тихо все играли.

«Мышки».

Ход игры: Дети-«мышки» сидят в «норках», разных местах зала. Мама-«мышь», взрослый, учит их подкрадываться к кошке, показывая характер движений и играя на колокольчике, сопровождая стихотворным текстом:

Мышки, мышки тихо вы сидите!

По порядку буду звать.

Осторожно выходите,

В колокольчик позвените.

«Кошка»-ребенок сидит в стороне, будто спит. Дети подкрадываются к «кошке» отрывисто играя на колокольчике. На вторую часть музыки убегают от «кошки» часто звеня колокольчиком. Звучит любая 2-х частная с темповыми и динамическими изменениями музыка.

Хмао-Югра  Тюменской области г Нягань 2013



Предварительный просмотр:

Коррекционные игры и упражнения в различных видах музыкальной деятельности.

Музыкальный руководитель Низамеева Ольга Владимировна

МАДОУ МО г Нягань д/с общеразвивающего вида  N11 "Елочка"

Применение коррекционных игр и упражнений в музыкальной деятельности отражает современное понимание процесса музыкального воспитания детей дошкольного возраста .Впервые система музыкально- ритмических  движений была разработана известным швейцарским музыкантом- педагогом

Э.Жаком - Далькрозом.  Метод Далькроза очень прост: используя специальные тренировочные упражнения, развивать у детей с дошкольного возраста музыкальный слух, память, внимание, ритмичность, пластическую выразительность движений. Продолжатель идей Далькроза немецкий музыкант и педагог К.Орф  использовал на своих занятиях сочетание слов, музыки и движения.

    Опыт работы показал, что подобные занятия очень эффективны  не только в работе с детьми, имеющими нарушения в развитии речи и движений, но и широко используются для разучивания ритмических  движений, развития певческой активности детей, чувства ритма, а так же и в качестве физминуток и динамических пауз. Игровая форма музыкального материала вызывает у детей интерес к занятиям, создает у них положительное эмоциональное отношение к музыке, способствует усвоению программного материала. Коррекционные игры и упражнения не только помогают исправлять речь и движения, но и оказывают сильное воздействие на развитие их музыкальных способностей, эмоциональной отзывчивости и творческой активности.

     Свои разработки, пособия, комплексы упражнений по коррекции речи и движений детей предлагают следующие авторы:

Боромыкова О.С «Коррекция  речи и движения с музыкальным            

сопровождением».

Клезович О.В. « Музыкальные игры и упражнения для развития и коррекции речи детей».

Гаврищева Л.Б., Нищева Н,В. « Лопедические распевки, музыкальная пальчиковая гимнастика и подвижные игры».

Картушина М,Ю. « Логоритмика для детей».

Обязательным компонентом коррекционных игр и упражнений является введение речевого материала, особенно в стихотворной форме. Ритм стихотворной речи помогает сохранить ритмичность движения и является комментарием к выполнению задания.

    При проведении таких занятий педагог должен помнить следующее.

  1. Занятия следует проводить с учётом индивидуальных возможностей детей,  так  как не всегда удаётся использовать программу по музыкальному воспитанию в полном объёме.
  2. Занятия должны строиться с учётом диагноза заболевания детей. С детьми, имеющими диагноз Ф-ФНР ( фонетико-фонематическое  недоразвитие речи), желательно больше работать над развитием слуховых и зрительных .
  3.  Речь, музыка и движения должны быть очень тесно взаимосвязаны, дополнять друг друга.

Коррекционные игры можно разделить на следующие виды:

  • Речевые игры и упражнения с музыкальным сопровождением, ритмодекламация, музыкально-игровые этюды.

Цель: Коррекция звукопроизношения, артикуляции, развитие мышц речевого аппарата, правильного дыхания, выразительности исполнения, эмоциональной сферы ребёнка.

      «Речевая игра «Здравствуйте». Стихи Сикачевой.

                Я здороваюсь везде-

                Дома и на улице,

                Даже  « здравствуй » говорю

                Я соседской курице.                 – показывают крылышки.

                Здравствуй солнце золотое!    растопыривают пальцы обеих  рук.

                Здравствуй небо голубое!         - поднимают руки вверх.

                Здравствуй, вольный ветерок!  - качают руками

                Здравствуй, маленький дубок! – ладони вверх.

                Здравствуй, утро!                       - жест руками направо.

                Здравствуй, день!                       - жест налево

                Нам здороваться                         - руки к себе.

                Не лень!                                       - развести руки в стороны.

Попевка  «Мама, ты нас не ищи». Сл.и муз. Боромыковой О. «Коррекция речи и движения ».( Работа над правильным дыханием, пение по фразам.)

Дети:          Мама, ты нас не ищи,

Педагог:     Почему?

Дети:                Ищем щавель мы на щи.

Педагог:     И что же будет?

Дети:          Два пучка и три пучка

Педагог:    Для чего?

Дети:          Щи варить давно пора!

Педагог:     Да! Да! Надо сварить щи и накормить ребят. Правильно, дети?

Дети:          Да!

Пение проводиться в игровой форме, во время вопроса педагога, дети успевают взять дыхание.

  • Музыкально – ритмические игры и движения.

Цель: Формирование умения владеть своим телом, соотносить темп и ритм движений с темпом и ритмом, выразительность движений, совершенствование координации движений, навыков выполнения музыкально-ритмических движений, развитие чувства ритма.

Боковой галоп :   Ножка ножку догоняла,

                        Все бочком за ней шагала.

                        Догоняла, отставала

                        «Стоп»- сказала-

                        «Я устала».

Дети под слова педагога двигаются боковым галопом, делают четкую остановку на обе ноки.

Поскоки:             1-2-3-4 по дорожке я скачу,     - дети двигаются поскоками

                        1-2-3-4 башмачок скакать учу.      по кругу.

                        1-2-3-4 отвалился каблучок,     - стучат пяткой правой ноги,

                        1-2-3-4 заблудился башмачок.  – прыгают на левой ноге.

                                                                 разводят руки в стороны.

Прыжки: «Резвые ножки» сл. и муз. Макшанцевой.

                        Прыгать буду я сейчас

                        На обеих ножках.

                        Прыгать буду на одной,

                        И на другой немножко.

                 2. Вправо – скок! Влево – скок!

                    На обеих ножках.

                    Прыгать буду на одной

                    И на другой немножко.

                          3. То вперёд, то назад

                             На обеих ножках.

                             Прыгать буду на одной,

                             И на другой немножко.

  1. А теперь я покружусь

На обеих ножках.

Прыгать буду на одной

И на другой немножко.

Танцевальные движения:  «Ай, туки, туки, туки.»  ( русская потешка.)

        Ай, туки, туки, туки,               - стучат указательными пальцами.

        Застучали молотки,                - кулачками

        Застучали молотки,                - скрещивают запястья

        Заиграли локотки.                - приподнимают и опускают локти

        Кулачок на бочок,                - левый кулак на бок

        Кулачок на бочок,                - правый кулак на бок

        Будет танец «Гопачок».        - перетопы ногами

        Чоки-чок, чоки-чок                - стучат левой ногой

        Бойко пляшет башмачок.        - перетопы

        Чоки - чок, чоки - чок,                - стучат  правой ногой

        Оторвался каблучок.                - прыгают на одной ноге

        Что же делать?                        - разводят руками вправо

        Как нам быть?                        - разводят руками влево

        Надо каблучок прибить.        - садятся на пол

        Ай, туки – туки – туки                - стучат указательными пальцами

        Застучали молотки                - стучат кулачком по каблуку одной

          Застучали молотки                        и другой ноги.

        Мы прибили каблуки.                - разводят руки в стороны

        В новых башмаках опять        - поднимаются с пола

        Можем мы идти гулять!        - выставляют ноги поочерёдно на

                                                                    пяточку.

Танец «Пляска лесных зверят» сл. и муз. Гомоновой.

Игра «Козочка и пастух»  сл.Л.Квитко, О.С, Боромыковой, муз. Боромыковой.( сб. «Коррекция речи и движения с музыкальным сопровождением.»

  • Игры с инструментами и звучащими жестами

Цель: Развитие и коррекция тембрового слуха, метроритмического чувства, творческих способностей детей.

«Едем на лошадке»- упражнение на развитие чувства ритма с использованием звучащих жестов.

                Едем, едем на лошадке

                По дорожке гладкой – гладкой.

                Листья шуршат (2)

                Дятел стучит.

                А мы едем на лошадке

                По дорожке гладкой – гладкой.

                Листья шуршат.(2)

                Дятел стучит.(2)

                Ветер шумит.

   

                А мы едем на лошадке

                По дорожке гладкой – гладкой.

                Листья шуршат (2)

                Дятел стучит (2)

                Ветер шумит (2)

                Ежик пыхтит.

« Две лягушки» - ритмическое упражнение с палочками. Картушина М.Ю.

«Сценарии оздоровительных досугов для детей 3-4 лет»

« Я бегу, бегу, бегу» - упражнение на развитие слухового внимания с колокольчиком. Боромыкова О.С. «Коррекция речи и движения».

  • Коммуникативные танцы и игры, упражнения с элементами расслабляющего массажа.

«Кую, кую ножки». -  сб. «Живое наследие».

«Смешные человечки» - Са-Фи-Дан-Се.

Как и в каких случаях использовать данные игры и упражнения педагог решает сам, в зависимости от поставленных задач. С использованием данного материала детей можно привлекать к участию в различных инсценировках, спектаклях, развлечениях, подводить их к творчеству и самовыражению.