Индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ

Федчун Ирина Витальевна

Индивидуальный образовательный маршрут - это образовательная программа, предназначенная для индивидуального или подгруппового обучения, направленная на коррекцию особенностей и развитие индивидуальных способностей, обучающихся с ОВЗ.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Детский сад №2» с. Черниговка

Индивидуальный образовательный маршрут

 ребенка с ОВЗ

на 2023-2024 учебный год

Ф.И.О ребенка:

  1. Целевой раздел
  1. Общие сведения о ребенке

Ф. И.О. ребенка: __________________________________________________________

Дата рождения: __________________________________________________________

Группа: _________________________________________________________________

(средняя, старшая, подготовительная)

Ф.И.О. родителей:

Мама: ___________________________________________________________________

(Ф.И.О, образование, профессия)

Отец: ___________________________________________________________________

(Ф.И.О, образование, профессия)

Семья: (полная, неполная) _________________________________________________

Основание: заключение ПМПК от _______________ № ________

(дата, номер заключения ПМПК)

Программа обучения: АОП для детей с ТНР.

Статус, наличие заболевания, инвалидности: ________________________________

_________________________________________________________________________

Форма обучения: очная.

Виды психолого-педагогической коррекции: ________________________________

_________________________________________________________________________

использование индивидуального психолого-педагогического подхода.

Ф.И.О. воспитателей: ____________________________________________________

Ф.И.О. учителя-логопеда: ________________________________________________ 

Ф.И.О. музыкального руководителя: ______________________________________

  1. Основные особенности развития ребенка

- физическое развитие: ____________________________________________________

- состояние общей моторики: _______________________________________________

- социально-бытовые навыки: _______________________________________________

- в личностном плане: ______________________________________________________

- игра: ___________________________________________________________________

- отношение к занятиям: ____________________________________________________

- когнитивные особенности: _________________________________________________________

Цель: ________________________________________________________________________________

(создание системы комплексной помощи воспитаннику с ограниченными возможностями здоровья (ребенок-инвалид) в развитии, обучении, воспитании, социальной адаптации)

Задачи: ______________________________________________________________________________

- выявить особые образовательные потребности ребенка с ограниченными возможностями здоровья;

- осуществлять индивидуальную ориентированную педагогическую помощь ребенку с ограниченными возможностями здоровья с учетом особенностей развития и индивидуальных возможностей;

- способствовать формированию у воспитанника положительной оценки себя и своих способностей;

- стимулировать познавательные процессы;

- способствовать развитию психических процессов, эмоциональной и когнитивной сфер (на основе применения методов, форм и приемов воспитания, способствующих повышению работоспособности, активизации учебной деятельности);

- отслеживать результативность и динамику развития воспитанника.

Принципы реализации индивидуального образовательного маршрута воспитанника:

  1. Принцип практической направленности.
  2. Коррекционно-развивающая направленность.
  3. Принцип доступности.
  4. Принцип индивидуального подхода.
  5. Принцип наглядности и практической деятельности с реальными предметами.
  6. Принцип целостности педагогического процесса. 

Критерии оценки эффективности:        

- усвоение учебной адаптированной программы;

- положительная динамика в развитии устной   речи;

- повышение уровня произвольной регуляции эмоций;

- овладение пространственно-ориентировочными навыками;

- удовлетворенность родителей психолого-педагогическим сопровождением ребенка;

- социализация ребенка с ОВЗ, повышение жизненной компетенции.

Ожидаемые результаты:

1. Положительная динамика развития познавательных процессов.

2. Положительная динамика в эмоционально-волевой сфере.

3.Повышение мотивации к обучению, формирование предметных компетентностей и универсальных учебных действий.

4. Сформированность педагогической грамотности родителей.

5. Повышение уровня социализации воспитанника в обществе.


  1. СОДЕРЖАТЕЛЬНЫЙ РАЗДЕЛ
  1. Учебный план по адаптированной общеобразовательной программе дошкольного образования для детей с ТНР на 202__-202__ учебный год

 

Образовательные области

Количество занятий в неделю

Отметка о выполнении

возраст ребенка

возрастная группа

Социально-коммуникативное развитие

Труд

Образовательная деятельность, ежедневно осуществляемая в ходе режимных моментов, самостоятельной деятельности детей и при применении принципа интеграции в организованной образовательной деятельности детей и взрослого.

1

Организация образовательной деятельности

Познавательное развитие:

Ознакомление с миром природы

1

ФЭМП

2

Развитие познавательно-исследовательской деятельности

1

Речевое развитие:

Занятие с воспитателем:

1. Художественная литература

1

Занятия с учителем-логопедом:

1. Формирование лексико-грамматических представлений

2. Формирование фонетической стороны речи и овладение элементарными навыками обучения грамоты

3. Развитие связной речи

1 до марта

2 (+1 с марта)

1

Художественно-эстетическое развитие:

Рисование

Лепка

Аппликация

Музыка

Театр

1

0,5

0,5

2

1

Физическое развитие

2 (во II половину дня)

Итого

17

Образовательные области/ базовый вид деятельности

Количество занятий в неделю

возраст ребенка

возрастная группа

Образовательная деятельность в ходе режимных моментов

Утренняя гимнастика

вторник/четверг

Логоритмика

Понедельник/среда

Комплексы закаливающих мероприятий

ежедневно

Гигиенические процедуры

ежедневно

Корригирующие гимнастики

(артикуляционная, пальчиковая, дыхательная)

ежедневно

Ситуативные беседы при проведении режимных моментов

ежедневно

Чтение художественной литературы

ежедневно

Дежурства

ежедневно

Прогулки

ежедневно

Сеансы в логотерапевтическом кабинете БОС

По плану учителя-логопеда

Логопедический массаж

По плану учителя-логопеда

Самостоятельная деятельность детей (не менее 3-4 часов в день)

Игра

ежедневно

Самостоятельная деятельность детей в центрах развития

ежедневно

  1. Программы учебных занятий (см. рабочую АОП)

Образовательная область

На основе чего разработано

(АОП ДО для обучающихся с тяжелыми нарушениями речи и парциальных программ; авторы)

Цель

Социально-коммуникативное развитие

инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г.

формирование первичных ценностных представлений, воспитание
способности к общению (коммуникативные способности); целенаправленности и саморегуляции (регуляторные способности), формирование социальных представлений, умений и навыков (развитие игровой деятельности, навыков самообслуживания, приобщение к труду, формирование основ безопасности).

Познавательное развитие

инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г.

развитие познавательных интересов, любознательности и познавательной мотивации, интереса к учебной деятельности и желания учиться; формирование познавательных действий, развитие воображения, внимания, памяти, наблюдательности, умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, формулировать выводы; формирование первичных представлений об окружающем мире, формирование элементарных естественно-научных представлений.

Речевое развитие

инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г.

совершенствование всех сторон речи, развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха, формирование предпосылок обучения
грамоте; овладение речью как средством общения, развитие
речевого творчества; знакомство с книжной культурой, детской
литературой.

«Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвитию речи у детей» Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной, М., Просвещение, 2008г.

Реализуется учителем-логопедом ДОО в форме фронтальных, подгрупповых и индивидуальных занятий с детьми группы. Дополняет образовательную        область

«Физическое развитие». Составляет, примерно 30% от общего объема Программы АОП ДО

Художественно-эстетическое развитие

инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г.

развитие художественно-творческих способностей детей в различных видах художественной деятельности, формирование интереса и предпосылок ценностно-смыслового восприятия
и понимания произведений искусства; развитие эстетического восприятия окружающего мира, воспитание художественного вкуса.

Физическое развитие

инновационная программа ДО «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы, Т.С. Комаровой, Э.М. Дорофеевой. М: 2020г.

сохранение и укрепление здоровья детей, гармоничное физическое развитие, приобщение к физической культуре, развитие психофизических качеств (сила, быстрота, выносливость, ловкость, гибкость), приобщение к спортивным и подвижным играм, развитие интереса
к спорту; становление ценностей здорового образа жизни, овладение его элементарными нормами и правилами, воспитание культурно-гигиенических навыков, полезных привычек.

Парциальная        программа дошкольного образования «Выходи играть во двор» (образовательная область «Физическое развитие»): методическое пособие /Л.Н. Волошина и др. – Воронеж: Издат-Черноземье. – 2017 – 52 с.

реализуется педагогическими работниками ДОО в форме игровых культурных практик на прогулке, с детьми группы. Дополняет образовательную        область

«Физическое развитие». Составляет, примерно 10% от общего объема Программы

Целевые ориентиры на этапе завершения освоения АОП ДО:

К концу данного возрастного этапа ребенок к 7 (8) годам

1) обладает сформированной мотивацией к школьному обучению;

2) усваивает значения новых слов на основе знаний о предметах и явлениях окружающего мира;

3) употребляет слова, обозначающие личностные характеристики, многозначные;

4) умеет подбирать слова с противоположным и сходным значением;

5) правильно употребляет основные грамматические формы слова;

6) составляет различные виды описательных рассказов (описание, повествование, с элементами рассуждения) с соблюдением цельности и связности высказывания, составляет творческие рассказы;

7) владеет простыми формами фонематического анализа, способен осуществлять сложные формы фонематического анализа (с постепенным переводом речевых умений во внутренний план), осуществляет операции фонематического синтеза;

8) осознает слоговое строение слова, осуществляет слоговой анализ и синтез слов (двухсложных с открытыми, закрытыми слогами, трехсложных с открытыми слогами, односложных);

9) правильно произносит звуки (в соответствии с онтогенезом);

10) владеет основными видами продуктивной деятельности, проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности: в игре, общении, конструировании;

11) выбирает род занятий, участников по совместной деятельности, избирательно и устойчиво взаимодействует с детьми;

12) участвует в коллективном создании замысла в игре и на занятиях;

13) передает как можно более точное сообщение другому, проявляя внимание к собеседнику;

14) регулирует свое поведение в соответствии с усвоенными нормами и правилами, проявляет кооперативные умения в процессе игры, соблюдая отношения партнерства, взаимопомощи, взаимной поддержки;

15) отстаивает усвоенные нормы и правила перед ровесниками и педагогическим работником, стремится к самостоятельности, проявляет относительную независимость от педагогического работника;

16) использует в играх знания, полученные в ходе экскурсий, наблюдений, знакомства с художественной литературой, картинным материалом, народным творчеством, историческими сведениями, мультфильмами;

17) использует в процессе продуктивной деятельности все виды словесной регуляции: словесного отчета, словесного сопровождения и словесного планирования деятельности;

18) устанавливает причинно-следственные связи между условиями жизни, внешними и функциональными свойствами в животном и растительном мире на основе наблюдений и практического экспериментирования;

19) определяет пространственное расположение предметов относительно себя, геометрические фигуры;

20) владеет элементарными математическими представлениями: количество в пределах десяти, знает цифры 0, 1-9, соотносит их с количеством предметов, решает простые арифметические задачи устно, используя при необходимости в качестве счетного материала символические изображения;

21) определяет времена года, части суток;

22) самостоятельно получает новую информацию (задает вопросы, экспериментирует);

23) пересказывает литературные произведения, составляет рассказ по иллюстративному материалу (картинкам, картинам, фотографиям), содержание которых отражает эмоциональный, игровой, трудовой, познавательный опыт обучающихся;

24) составляет рассказы по сюжетным картинкам и по серии сюжетных картинок, используя графические схемы, наглядные опоры;

25) составляет с помощью педагогического работника небольшие сообщения, рассказы из личного опыта;

26) владеет предпосылками овладения грамотой;

27) стремится к использованию различных средств и материалов в процессе изобразительной деятельности;

28) имеет элементарные представления о видах искусства, понимает доступные произведения искусства (картины, иллюстрации к сказкам и рассказам, народная игрушка), воспринимает музыку, художественную литературу, фольклор;

29) проявляет интерес к произведениям народной, классической и современной музыки, к музыкальным инструментам;

30) сопереживает персонажам художественных произведений;

31) выполняет основные виды движений и упражнения по словесной инструкции педагогических работников: согласованные движения, а также разноименные и разнонаправленные движения;

32) осуществляет элементарное двигательное и словесное планирование действий в ходе спортивных упражнений;

33) знает и подчиняется правилам подвижных игр, эстафет, игр с элементами спорта;

34) владеет элементарными нормами и правилами здорового образа жизни (в питании, двигательном режиме, закаливании, при формировании полезных привычек).

Организация коррекционно-развивающей работы

Специалисты

Направление коррекционно-развивающей работы

Критерии эффективности реализации коррекционно-развивающей работы

Учитель-логопед

Развитие всех компонентов речи.

Автоматизация, дифференциация нарушенных звуков; развитие фонематической стороны речи; работа над грамматическим строем речи, развитие всех сторон связной речи.

  1. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ

1.Педагогическая диагностика

Разделы программы

Период наблюдения

На начало года

На конец года

Уровень усвоения программного содержания

Развитие Речи

Познавательное и Социально-коммуникативное развитие

Математика

Театрализация

Изобразительная Деятельность

Музыка

Основные требования к результатам реализации программы

Цель и задачи

индивидуальной программы

(на 202__-202__ уч. год)

Прогнозируемый результат

Динамика показателей психического и психологического развития, учащегося на уровне сформированность ключевых компетенций

(на конец 202_-202_ уч. года)

Создание оптимальных психолого-педагогических условий для усвоения соответствующей образовательной программы, коррекции в отклонении развития, социальной адаптации

Качественное освоение образовательной программы;

сформированность навыков самоконтроля;

освоение конструктивных форм взаимодействия с педагогом и сверстниками;



Предварительный просмотр:

Перспективный план индивидуальной коррекционной работы

Ф. И. ребенка        год обучения          

№ п/п

Направление (вид) коррекционной работы

Содержание коррекционной работы

1

Укрепление соматического   состояния

Согласование лечения у педиатра, офтальмолога.

2

Уточнение нервно-психического

состояния и укрепление нервной системы

Продолжение консультативной помощи в Центре материнства и детства г. Владивостока.

3

Нормализация зубо-челюстной системы

Направление на консультацию к стоматологу-

терапевту, согласование лечения и других видов помощи

4

Развитие общей моторики,

зрительно-пространственной ориентации

Совершенствование статической и динамической

организации движений, функций пространственных координат

5

Развитие произвольной моторики пальцев рук

Совершенствование динамического праксиса и дифференциации движений пальцев обеих рук

6

Развитие моторики речевого аппарата

Совершенствование статической и динамической организации движений артикуляционного, голосового и дыхательного аппарата, координирование их работы

7

Развитие мимической мускулатуры

Нормализация мышечного тонуса, формирование объема и дифференциации движений мышц лица

8

Формирование        правильного звукопроизношения

Постановка, автоматизация звуков: [с,], [з,], [р], дифференциация звуков [ш]-[с]

9

Развитие функций фонемати- ческого слуха и навыков звукового анализа

Обучение опознанию, различению, выделению звуков, слогов в речи, определению места, количеству и последовательности звуков и слогов в слове

10

Развитие и совершенствование лексико-грамматической стороны речи

Формирование умения понимать предложения, грамматические конструкции; расширение, закрепление и уточнение словаря по темам «Продукты»,

«Транспорт», «Насекомые», «Профессии», «Домашние животные»; активизация использования предложных

конструкций, навыков словообразования, словоизменения, составления предложений.