Федчун Ирина Витальевна

Федчун Ирина Витальевна

сайт учителя-логопеда

Умеешь сам - научи другого.

Профессия: учитель-логопед

Профессиональные интересы: Внедрение ИКТ в работу с детьми, технология интегрированного занятия

Увлечения: компьютер, логопедия, художественная литература

Регион: Приморский край

Населенный пункт: с. Черниговка, Черниговский район.

Место работы: МБДОУ ДС №2 с. Черниговка

Звание, ученая степень: почетный работник общего образования РФ

Мир спасет не красота, а доброта.

О себе

Должность - учитель-логопед МБДОУ ДС №2 с. Черниговка Черниговского района.

Образование - высшее, закончила Биробиджанский педагогический институт, по специальности «олигофренопедагогика», квалификации «учитель и логопед школ для детей с нарушением интеллекта», в 2002 году. 

Профессиональная переподготовка по программам:

«Менеджмент в образовании», в ГАУ ДПО «Приморский краевой институт развития образования" с правом ведения профессиональной деятельности в сфере менеджмента и экономики в образовании (руководитель, заместитель руководителя), 29.09.2016г.

"Логопедия", в ГАУ ДПО "Приморский краевой институт развития образования" с правом ведения профессиональной деятельности в сфере логопедии 15.11.2016г

Страж работы - 30 лет, педагогический - 30 лет, по специальности - 20 лет.

Квалификационная категория - высшая.

Книги, которые сформировали мой внутренний мир

Михаил Булгаков, Алексей Толстой, Джейн Остин.

Мой взгляд на мир

Чудеса там, где в них верят, и чем больше верят, тем чаще они случаются.

Мои достижения

Внедрила и адаптировала методику обучения грамоте Т.А. Ткаченко с использованием символов для детей с общим недоразвитием речи, что позволяет наиболее эффективно готовить детей с проблемами в речевом развитии к усвоению чтения и письма.

Разработала:

  • методические пособия

«Комплексная диагностика развития речи детей  с общим недоразвитием речи»,  данное пособие было представлено на районном образовательном Форуме в номинации «Инновации в области учебно-материального сопровождения образовательного процесса» и отмечено дипломом III степени; 

«Система оценки планируемых результатов основной образовательной программы детей с общим недоразвитием речи» представили на педсовете ДОУ краевом образовательном Форуме-2015 (диплом за II место и серебрянная медаль) и районном образовательном Форуме-2016, опыт работы изучался педагогами ДОУ и успешно ими используется в работе;

«Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте" диплом призера районного Форума-2016;

"Формирование лексико-грамматических категорий у детей старшего дошкольного возраста с ОНР с применением авторских презентаций"; 

«Интеллектуальные карты как способ развития дошкольников с нарушениями речи» диплом победителя районного Форума-2020, «Дидактическая игра как способ развития речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО»; «Дидактический материал по автоматизации звуков» (Индивидуальная работа по автоматизации свистящих, шипящих, соноров; дифференциация свистящих и шипящих звуков); серию дидактических игр «Логопедические собиралки»» в которую вошли: 16 планшетов для игр на липучках для автоматизации звука [С] в словах с обратным, прямым слогом и со стечением согласных; 6 разрезных картинок-танграмов для автоматизации звука [З] в словах с обратным, прямым слогом и со стечением согласных; 11 разрезных картинок-танграмов для автоматизации звука [Ц] в словах с обратным, прямым слогом;

  • рабочие программы: "Рабочая программа логопедической работы для детей с общим недоразвитием речи в старшей и подготовительной группе", Рабочую программу компьютерного кружка «Компьютер малышам», Рабочую программу крудка "Развивайка" для детей дошкольного возраста с использованием компьютера;
  • презентации: «Компьютерные технологии на занятиях с дошкольниками», «Организация работы детей старшего дошкольного возраста в освоении ИКТ-технологий», "Коррекция речи детей", «Физическая культура как одно из средств коррекции речевых нарушений», "Пора к неврологу", "Государство детский сад", "Подготовка старших дошкольников к школе", "Один день из жизни группы", "Старший возраст, какой он?"«Интегрированное занятие как средство развития ребенка», «Реализация принципа интеграции образовательных областей в соответствии с ФГТ»,"Образовательная программа логопедической работы для детей с общим недоразвитием речи дошкольного возраста", "Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте", "Система оценки планируемых результатов основной образовательной программы детей с общим недоразвитием речи", "Аттестация педагогических работников. Новые требования", серию презентаций для старшей и подготовительной группы по лексико-грамматическим представлениям, формированию фонетической стороны речи и подготовке к обучению грамоте, презентации к речевым картам детей с ОНР (для детей с отсутствием речи, детей 4х лет, детей 5-ти лет, детей 6-ти лет); "Логотерапевтический кабинет БИОЛОГИЧЕСКОЙ ОБРАТНОЙ СВЯЗИ"
  • видеоролики: "Фотопортрет - 2013г", "Детский сад наш лучший самый", "Жизнь лисы", "Волки", "Весеннее пробуждение", "Иван Бунин. Листопад", "Моя профессия - логопед", "Логопедический калейдоскоп";
  • проект-презентации: «Взаимодействие учителя-логопеда и музыкального руководителя в формировании звукопроизношения у дошкольников», "Проектирование образовательной программы логопедической работы для детей с ОНР";
  • «Образовательную программу логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи» (средняя, старшая и подготовительная группы). Данная программа была представлена на районном образовательном Форуме-2013 в номинации «Воспитание в современной образовательной среде» и награждена дипломом I степени, на краевом образовательном Форуме - 2014, награждена серебряной медалью и дипломом II степени, в номинации "Безборьерная среда".
  • проект  «Использование информационно-коммуникативных технологий в работе учителя-логопеда для создания единой информационно-образовательной среды» – данный проект был представлен на районном образовательном Форуме-2014 и награжден дипломом I степени
  • методические рекомендации: «Перспективное и календарное планирование с учетом ООП на новый учебный год», «Проектный метод в деятельности дошкольного учреждения».

  • буклеты: «Педагогический мониторинг и педагогическая диагностика», «Как сделать кинестетический песок своими руками», «Индивидуальный образовательный маршрут», «Нормативно-правовые документы ФГОС ДО», «Адаптация детей к школе», «Зачем логопед задает домашние задания», «Как научить детей правильно вести с незнакомыми людьми», «Базовые упражнения артикуляционной гимнастики», «Фонетическая шпаргалка», «Логотерапевтический кабинет биологической обратной связи (БОС)», "Создание дополнительных визуальных динамических опор в программе PowerPoint", "Хочестя интрерактива, попробуйте триггер", "Что такое мультимедийная презентация"; «Педагогическое взаимодействие с семьёй ребёнка на основе требований ФГОС ДО» (07.10.2019г), «Применение здоровьесберегающих технологий в образовательном процессе"; «Дидактическая игра как способ развития речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного в соответствии ФГОС ДО»

  • .интеллект-карты: «Автоматизация звука [Ц]», «Формирование фонетических умений», «Дифференциация предлогов», «Транспорт», «Космос» (апрель 2020г);

  • мнемотаблицы: для пересказа рассказа К.Д. Ушинского "Наше отечество", для пересказа рассказа Г.А. Скребицкого «Март», для заучивания стихотворения В. Степанова «Космонавт», для пересказа рассказа «Случай на дороге», для заучивания стихотворения Л.А. Арсенова «Что такое школа» (февраль - май 2020г).

  • презентация в плакатах "Алгоритм действий для программы PowerPoint 13-го года".

  • памятки: "Создание презентации в  программе PowerPoint", "Как сделать триггер в презентации для программы PawerPoint 10-го года", "Как сделать триггер в презентации для программы PawerPoint 13-го года".

  • консультации: "Использование информационно-коммуникационных технологий в работе педагога дошкольного учреждения", "Как вставить триггер в презентацию PowerPoint", "Особенности использования игровых методов в работе с детьми с общим недоразвитием речи на основе интерактивных игр", "Создание интерактивных игр в программе Microsoft PowerPoint", "Создание интерактивных заданий с использованием триггеров в PowerPoint"

  • в помощь родителям детей подготовительной группы на дистанционном обучении (март - май 2020г):

    - рабочую тетрадь «Учимся и играем», по лексическим темам:«Космос», «Безопасность на дороге», «Насекомые», «9 мая – День победы», «Читаем С.Я. Маршака», "Школа";

    - рабочую тетрадь - «Учим буквы дома»
  • онлайн-анкеты (май 2020г): «Готов ли ваш ребёнок идти в школу?», «Общее развитие ребенка подготовительной группы», «Дополнительная робота в летний период»

Опубликовала:

  •  статью «Проектирование образовательной программы логопедической работы для детей с общим недоразвитием речи» в сборнике Профессиональное мастерство: материалы Международного дистанционного педагогического совета. 09 июля 2013 г. / гл. ред. Баранов А.С. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. – 362 с.
  • статью «Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы «автоматизация звука [р]» совместно с учителем-логопедом и музыкальным руководителем» в сборнике Профессиональное мастерство: материалы Международного дистанционного педагогического совета. 09 июля 2013 г. / гл. ред. Баранов А.С. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. – 362 с.
  • статью «Неговорящие о ддети. Чтелать?» в сборнике Повышение качества образования: новые идеи, новые подходы: материалы Международной заочной научно-практической конференции. 02 сентября 2013 г. / гл. ред. Романова И.В. – Чебоксары: ЦДИП «INet», 2013. – 210 с.
  • статью  «Интегрированная непосредственно организованная образовательная деятельность для детей подготовительной логопедической группы совместно с учителем-логопедом, музыкальным руководителем и воспитателем. Краски осени» в сборнике материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии», центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet», г. Чебоксары: ЦДИП "INet", 2013
  • статью «Интегрированное занятие как средство развития ребенка с общим недоразвитием речи» в сборнике материалов II Международной заочной научно-практической конференции «Новые образовательные технологии», центр дистанционных интеллектуальных проектов «INet», г. Чебоксары: ЦДИП "INet", 2013
  • статью «Модель образовательной логопедической программы в контексте с ФГОС дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи» в сборнике научных трудов "Модернизация современного российского образования: концепции, региональные подходы, содержательные практики и технологии", центр научного сотрудничества «Интерактив плюс», г. Чебоксары, 2013
  • статью "Интегрированное занятие в ДОУ" в сборнике материалов Международной научно-практической конференции "Педагогическое мастерство и педагогические технологии", центр научного сотрудничества "Интерактив плюс", г. Чебоксары, 2014
  • учебно-методический материал для детей подготовительной группы по теме «Зимние зарисовки» во Всероссийском СМИ «Образовательный проект «Я гений» на сайте www.ya-geniy.ru, свидетельство №-6619/а от 21.05.2018г 
  • статью «Проектирование адаптированной основной общеобразовательной программы в условиях реализации ФГОС ДО в группах общеразвивающей направленности для детей с ОВЗ" V Международная научно-практическая конференция с изданием печатного сборника «Развитие современного образования: от теории к практике», соавтор научной работы // Развитие современного образования: от теории к практике : материалы V Междунар. науч.–практ. конф. (Чебоксары, 25 июня 2018 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2018г свидетельство №472654.1.
  • статью "Интегрированный подход в работе специалистов и педагогов ДОУ. НОД для детей старшей логопедической группы на тему «Дикие животные и их детеныши»" XI Международная научно-практическая конференция «Научное и образовательное пространство: перспективы развития»  / И.В. Федчун, Е.В. Игошина, М.Ш. Рачкова // Научное и образовательное пространство: перспективы развития : материалы XI Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 16 янв. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019. свидетельство №475595.2, от 16.01.2019г
  • статьи «Подготовка старших дошкольников к обучению грамоте» и «Интеллектуальные карты как способ развития дошкольников с нарушениями речи» в сборнике «Логопедическая работа с детьми с ОВЗ в инклюзивном образовательном пространстве: Методическое пособие/ под общей редакцией Г.П. Иржевской – г. Владивосток: Издательство ПК ИРО, 2019. – 120 с.
  • статью с изданием печатного сборника «Дидактическая игра как способ развития речи и познавательной активности у детей старшего дошкольного возраста в соответствии с ФГОС ДО» / И.В. Федчун, О.Н. Яшкина, Н.Л. Багинская // Современная образовательная среда: теория и практика : материалы IV Междунар. науч.-практ. конф. (Чебоксары, 27 нояб. 2019 г.) / редкол.: О.Н. Широков [и др.] – Чебоксары: ЦНС «Интерактив плюс», 2019.
  • публикации в электронном СМИ   «Презентация НОД для детей подготовительной к школе группы. Тема «Звуки [п] - [б], буквы П – Б» на сайте Infourok.ru, свидетельство о публикации ЛД62791344 от 02.04.2020г
    На сайте https://primwiki.ru/index.php Образовательные платформы для организации он-лайн обучения, в разделе Опыт Приморской школы, размещены Формы Гугл: Интерактивная викторина «Знатоки ПДД", «Знакомство со звуком и буквой Г»

Внедрила и продуктивно использую:

  •  технологию логопедического обследования детей (автор Г.В. Чиркиной и Т.Б. Филичевой);
  • технологию коррекции звукопроизношения (автор Коноваленко В.В, Коноваленко С.В.);
  • технологи. моделирования и проигрывания сказок на индивидуальных логопедических занятиях (автор Ткаченко Т.А.);
  • здоровьесберегающие технологии (дыхательная, артикуляционная, пальчиковая, зрительная гимнастики, физ. минутки и др.);
  • технологию логопедического массажа (зондовый массаж Новиковой Е.В.);
  • технология формирования и развития связной речи у дошкольников 4 – 6 лет (автор Ткаченко Т.А.);
  • информационно-коммуникативные технологии;
  • технологию формирования слоговой структуры слова. Автор Четверушкина Н.С.;
  • технологию интегрированного занятия;
  • методику обучения грамоте с использованием символов для детей 4 – 5 лет (автор Т.А. Ткаченко);
  • БОС технологию (автор Сметанкин А.А.);
  • технологию портфолио;
  • технологию личностно-ориентированного взаимодействия педагога с детьми и педагогики сотрудничества;
  • проектную технологию;
  • игровые технологии.
  • технологию интеллект-карт

Моё портфолио

Я – учитель-логопед и работаю с детьми, имеющими разные проблемы. Каждый год встречаю детей, которых очень трудно понять не только педагогам, но и самим родителям. Речь сложная, непонятная – в реке плавает «лыба» или «ыба», на ёлке растут «фыфки» и «сыски». Множество вопросов задаю сама себе. Оправдаю ли я возложенные на меня надежды, обязательства? Смогу ли я помочь детям подружиться с трудными звуками? Ведь одних нужно будет научить «шипеть», других «свистеть» и «рычать», а кого-то говорить. Как помочь ребенку, не навредив? За какую «ниточку» потянуть, чтобы распутать «клубок» невнятности речи? Какие методы и приёмы применить к каждому ребёнку?

Важным моментом в моей работе является установление положительного эмоционального контакта в первые дни общения с ребёнком. Знания, полученные вместе с положительными эмоциями, остаются в нашей памяти на всю жизнь: «Тебе скажут — ты забудешь. Тебе покажут — ты запомнишь. Ты сделаешь — ты поймёшь»…

Общение с педагогами оставляет огромный след в душе человека на всю жизнь. И только от нас зависит, какой это будет след – светлый и добрый или пустой и ни о чем не говорящий! Возможность говорить, общаться – это удивительный дар природы. И с этим даром нужно обращаться не только бережно, но и умело. На формирование способности заговорить природа отвела не так уж много времени – это период от рождения до 8-9 лет. После 9 лет природа отбирает эту возможность, закрывая речевую зону коры головного мозга. Какую же ответственную задачу возложила сама природа на учителя-логопеда!

Горы перечитанной литературы, открытые занятия, советы коллег, курсы повышения квалификации, семинары, методические объединения, форумы, мастер-классы, воплощение новых идей, приемов… – всё это работает на эффективность коррекционной работы, на приобретение бесценного опыта, на развитие ребенка. Любой самый маленький момент занятия должен способствовать развитию тех или иных психических функций. Бесспорно, успех в работе зависит от глубоких профессиональных знаний учителя-логопеда, его осведомленности об отечественных и зарубежных достижениях смежных с логопедией наук, а также от творческой активности и инициативы.

Я думаю, что учитель-логопед – это педагог, в котором сочетаются артист, музыкант, дизайнер, дипломат, психолог…

Почему артист? Да потому, что любое слово, фразу, предложение нужно так произнести, чтобы ребенок захотел говорить красиво.

А еще учителю-логопеду нужно быть музыкантом, чтобы уметь правильно ставить речевое, а значит певческое дыхание. Пропеть гласные звуки, передать ритм – кто как не музыкант, а значит, и учитель-логопед может это сделать! Отождествляя речь и музыку, еще Аристотель писал: «Приятная для слуха речь – своего рода музыка».

Дизайнер… Отчего же учитель-логопед еще и дизайнер? Да оттого, что он создает удобства, красоту, экономичность, т. е. условия для овладения речью. Что может располагать к общению? Привлекательная окружающая обстановка, каждый предмет в которой несет в себе смысловую нагрузку, эстетическое удовольствие и обязательно тайну или загадку. Только так ребенка можно увлечь, заинтересовать и пригласить к диалогу. Ребенок и сам принимает участие в создании обучающей среды, принося любимые игрушки, игрушки-самоделки. И тогда окружение становится малышу близким и дорогим, поскольку рядом с ним частичка его дома.

Личность учителя-логопеда многогранна. Она аккумулирует в себе профессиональную компетентность, речевой этикет, культуру межличностных отношений, выдержку и терпение, толерантность, доброжелательность и находчивость, а еще у логопеда в распоряжении есть улыбка. По меткому выражению В. Солоухина, «душа зябнет и каменеет без улыбки». Каждое утро я начинаю с главного артикуляционного упражнения «Улыбка»: улыбнись себе, улыбнись другим, и мир улыбнётся тебе. А если к улыбке прибавить еще доброе, умное, красиво сказанное слово? Мы порой не замечаем, какова роль Слова в нашей жизни. А ведь её и представить невозможно без звуков речи.

Самые запоминающие моменты в моей деятельности – это дети, которым помогаю преодолеть речевые проблемы, доброжелательные, благодарные слова родителей. Терпеливо, шаг за шагом, стремлюсь к достижению поставленной цели. Как приятно видеть, когда у ребёнка совершенствуется речь. И он радуется своим успехам. Как мало надо для счастья маленькому человеку. И, как здорово, что именно я помогла ему в этом. Вот за это я и люблю свою профессию. С одной стороны, за те трудности, преодоление которых помогает двигаться вперед, мыслить, совершенствоваться, с другой стороны, за радость и счастье в глазах ребенка впервые правильно произнесшего, звук или сложную фразу.

Учитель-логопед – прекрасная профессия, которой я горжусь. С одной стороны - это ежедневный кропотливый труд, с другой стороны - радость от результатов этого труда. Счастье понимать, что твоя работа является маленьким трамплином для успешного интеллектуального, речевого и личностного развития детей.

Мои публикации:

Информатика
Логопедия
Материалы для родителей
Разное
Добавить грамоту в портфолио