ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.
учебно-методическое пособие по теме

Федчун Ирина Витальевна

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, воспитателя и других участников педагогического процесса, для этого и предназначена образовательная программа.

Скачать:


Предварительный просмотр:

И.В. Федчун, почетный работник общего образования Российской Федерации, учитель-логопед первой квалификационной категории, МКДОУ ДС КВ №2 с. Черниговка

ПРОЕКТИРОВАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ПРОГРАММЫ ЛОГОПЕДИЧЕСКОЙ РАБОТЫ ДЛЯ ДЕТЕЙ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ.

Общее недоразвитие речи рассматривается как системное нарушение речевой деятельности, сложные речевые расстройства, при которых у детей нарушено формирование всех компонентов речевой системы, касающихся и звуковой, и смысловой сторон, при нормальном слухе и сохранном интеллекте (Левина Р. Е., Филичева Т. Б., Чиркина Г. В.). Речевая недостаточность при общем недоразвитии речи у дошкольников может варьироваться от полного отсутствия речи до развернутой речи с выраженными проявлениями лексико-грамматического и фонетико-фонематического недоразвития (Левина Р. Е.).

Концептуальный подход к проблеме преодоления общего недоразвития речи предполагает комплексное планирование и реализацию логопедической работы с этими детьми. Данный подход впервые представлен системой программных документов, регламентирующих содержание и организацию коррекционного воздействия при общем недоразвитии речи (I, II, III и IV уровни) в разных возрастных группах детского сада.

Основной формой обучения в дошкольных образовательных учреждениях компенсирующего вида для детей данной категории являются логопедические занятия, на которых осуществляется развитие языковой системы. Определяя их содержание, важно выявить и структуру дефекта, и те потенциальные речевые возможности ребенка, которые логопед использует в работе.

С учетом современного социального заказа, обусловленного увеличением числа детей с системными речевыми нарушениями, разрабатываются технологии комплексного логопедического сопровождения образовательного процесса. Логопедическое сопровождение образовательного процесса -  целостная система взаимодействия его участников (ребенка, учителя-логопеда, семьи, педагогов, узких специалистов, представителей администрации), учитывая индивидуальные особенности обучающихся, возможности образовательной среды, обеспечивающая своевременную профилактику и коррекцию речевых нарушений. Учитель-логопед рассматривается как ведущий координатор процесса логопедического сопровождения.

Представленный материал направлен на совершенствование профессиональной компетентности учителей-логопедов в области проектирования образовательной программы логопедической работы с детьми с общим недоразвитием речи (ОНР), на основе ФГТ.

Образовательная программа – это документ, в котором фиксируется и логически, аргументировано представляется цель учебного процесса, тематический, учебный планы, способы и методы их реализации, критерии оценки результатов в условиях конкретного образовательного учреждения.

При проектировании образовательной программы необходимо определить ее место относительно других программ и применить   следующую схему построения:

  1. Титульный лист. Наименование учреждения (точно по уставу), название документа, составитель (должность, Ф.И.О., квалификационная категория, год написания).
  2. Содержание.
  3. Пояснительная записка (отражает тип и вид программы, цель, задачи и организационно-педагогические условия ее реализации).
  4. Нормативные документы, опубликованные авторские программы, лежащие в основе разработки программы.
  5. Психолого-педагогическая характеристика детей.
  6. Принципы реализации программы.
  7. Организационно-педагогические условия реализации программы в конкретном ДОУ: порядок комплектования групп и подгрупп детей; периодичность и количество фронтальных и индивидуальных занятий (в неделю, месяц, год); тематическое планирование; примерная сетка непосредственно организованной деятельности (НОД); планируемые результаты освоения Программы.
  8. Перспективный план работы (включает методы работы, содержание, объем времени).
  9. Мониторинг (включает описание объекта, форм, периодичность, содержание и итоговые выводы, используемые методики и их авторы).
  10. Приложение. Не обязательно, однако позволяет обогатить содержание программы. Может включать в себя: перечень документации учителя-логопеда, карту индивидуального маршрута воспитанника, схему направления к неврологу, схему взаимосвязи учителя-логопеда и воспитателя, речевые карты.
  11. Список литературы. Требует включения современных методических источников.

Основанием для разработки образовательной логопедической программы являются следующие нормативные документы: приказ №655 от 23 ноября 2009г (ФГТ), СанПиН 2.4.1.2660-10 от 01.10.2010г; Федеральный закон «Об образовании» ст. 9, ст. 32; образовательная программа ДОУ; примерная основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» под редакцией Н.Е. Вераксы; «Программа логопедической работы по преодолению ОНР у детей» под редакцией Т.Б. Филичевой, Г.В. Чиркиной.

Организация коррекционно-развивающей работы с детьми включает в себя:

  1. Индивидуальная работа - подготовка артикуляционного аппарата, постановка, автоматизация и дифференциация звуков и введение поставленных звуков в спонтанную речь.
  2. Фронтальная работа по формированию произношения, словарного запаса и грамматического строя, связной речи.

Непосредственно организованная деятельность определяется СанПиНом и образовательными программами:

Примерная сетка НОД, подготовительная группа (I-IV квартал)

Сеансы в логотерапевтическом кабинете БОС 8.00 – 9.00

Дни недели

Вид деятельность

Понедельник

Коммуникация. Формирование лексико-грамматических представлений. 9.00 – 9.30

Индивидуальная работа 9.35 – 12.00

Вторник

Коммуникация. Формирование фонетической стороны речи.  9.00 – 9.30

Индивидуальная работа 9.30 – 12.00

Среда

Коммуникация. Подготовка к овладению элементарными навыками обучения грамоты 9.00 – 9.30

Индивидуальная работа 9.35 – 12.00

Четверг

Коммуникация. Развитие связной речи. 9.00 - 930

Индивидуальная работа 9.35 – 12.00

Пятница

Интегрированная, непосредственно образовательная деятельность с музыкальным руководителем по автоматизации звуков (2 раза в месяц) 9.00 – 9.25

Работа с компьютером по программе «Подготовка к школе»

9.30 – 9.45 (I подгруппа)

9.50 – 10.05 (II подгруппа)

Индивидуальная работа 10.10 – 12.00

Перспективный план логопедической работы с детьми с ОНР в подготовительной группе.  Образовательная область «Коммуникация»

       Месяц

       Неделя

Кол-во занятий

Формирование лексико-грамматических представлений

       Кол-во

Формирование фонетической стороны речи и овладение элементарными навыками обучения грамоты

       Кол-во

Развитие связной речи

                         Сентябрь

III

1

Развитие высших психических функций (внимания, памяти).

2

Звук и буква У. Определение позиции звука в слове (начало, конец). Знакомство с буквой.

1

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.

IV

1

Развитие высших психических функций (словесно-логического мышления).

2

Звук и буква А. Определение позиции звука в слове (начало, конец). Знакомство с буквой.

1

Пересказ рассказа с использованием серии сюжетных картин.

Важной составляющей образовательной программы является мониторинг достижения детьми планируемых результатов освоения Программы. Он обеспечивает комплексный подход к оценке итоговых результатов освоения Программы по образовательной области «Коммуникация» для детей с нарушениями речи, позволяет осуществить оценку динамики достижений детей и включать описание объекта, форм, периодичности и содержания мониторинга.

Результаты мониторинга отражаются в итоговом отчете учителя-логопеда.

Содержание мониторинга тесно связано с образовательной программой обучения и воспитания детей. При построении системы мониторинга используются только те методы, применение которых позволяет получить необходимый объем информации в оптимальные сроки.

Отчет учителя-логопеда

Дата комплектования группы –

В группу поступило –

С РАЗЛИЧНЫМИ ДИАГНОЗАМИ

№ п/п

Ф.И. ребенка

Диагноз

Примечание

1

Витя

ОНР II уровень

СДВГ

Количество выбывших детей в течении года: _

Количество выпущенных детей: _ из них: с хорошей речью: ;

со значительными улучшениями: _; без значительных улучшений: _

Рекомендуется направить: а) в массовую школу: _ 

из них в массовую школу с обязательными занятиями с логопедом: 3 

б) в массовый детский сад с обязательными занятиями с логопедом 0

Количество детей оставленных для дальнейшего курса обучения: 6

Мероприятия включенные в перспективный план выполнены.

Дата заполнения

Образовательная область «Коммуникация» Словарь. Средняя группа


п/п

Фамилия, имя ребенка

Предметный словарь

Части предмета

Слова-обобщения

Детеныши животных

Профессии

Словарь признаков

Словарь глаголов

н.г

к.г

н.г

к.г

нг

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

1.

 Витя

2

2

1

2

1

2

2

2

1

2

1

2

2

3

2.

Итого баллов

Образовательная область «Коммуникация» грамматический строй родного языка. Средняя группа.


п/п

Фамилия, имя ребенка

Множественное число существительных

Родительный падеж существительных множественного числа

Уменьшительно-ласкательная форма существительных

Употребление предлогов

Согласование существительных с прилагательными

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

1.

Витя

1

2

1

2

1

3

1

1

1

2

Образовательная область «Коммуникация». Фонематический слух. Средняя группа


п/п

Фамилия, имя ребенка

Узнавание

Проверка слоговой структуры слова

Голоса животных

Шумы

Музыкальные инструменты

Голоса людей

Оппозиционные слоги

Слова близкие по звучанию

н.г

к.г

нг

кг

н.г

к.г

нг

кг

н.г

к.г

н.г

к.г

н.г

к.г

1.

Витя

3

3

2

3

1

1

2

3

1

2

1

2

2

2

Критерии оценки устанавливаются единые для всего учреждения:

       1 балл – большинство компонентов недостаточно развиты;

       2 балла – отдельные компоненты не развиты;

       3 балла – соответствует возрасту;

       4 балла – высокий уровень.

Примечание. Если задание выполнено не правильно, то следует записать, как ребенок произнес слово, если речи нет, оценивается пассивный словарь.

На основании данных таблиц выводятся средние показатели уровня знаний детей на начало и конец учебного года по всем видам деятельности.

Сравнительный анализ результатов обследования на начало и конец учебного года позволяет установить эффективность всего коррекционного процесса, а также степень усвоения программы каждым ребенком. Можно достаточно точно судить об уровне развития детей в группе и в целом о ходе коррекционной работы.

Оформленная работа требует представления и рассмотрения на педагогическом совете учреждения. Рецензирование программы не обязательно, однако наличие в ней официальной рецензии компетентного специалиста позволяет скорректировать программу и уверенно реализовывать ее.

Коррекционно-развивающая работа с дошкольниками предполагает четкую организацию пребывания детей в детском саду, правильное распределение нагрузки в течение дня, координацию и преемственность в работе логопеда, воспитателя и других участников педагогического процесса, для этого и предназначена образовательная программа.

Список литературы:

1.Волосовец Т.В. Преодоление общего недоразвития речи дошкольников//. Учебно-методическое пособие. - М. 2001.

2.Вераксы Н.Е. Основная общеобразовательная программа «От рождения до школы» //. М. «Просвещение» 2010г

3. Жукова Н.С, Мастюкова Е.М., Филичева Т.Б. Преодоление общего недоразвития речи у дошкольников//. М., 1990.

4. Крупенчук С.И. Научите меня говорить правильно//. С - Пб, 2003.

5. Нищева Н.В. «Программа коррекционно-развивающей работы в логопедической группе детского сада для детей с общим недоразвитием речи (с 4 до 7 лет)» //. С - Пб, «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2006.

6. Нищева Н.В. Система коррекционной работы в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи//. С - Пб, 2001.

7. Ткаченко ТА. Если дошкольник плохо говорит//.  С - Пб, 1997.

        8. Филичева Т.Б., Чиркина Г.В.  «Программа логопедической работы по преодолению общего недоразвития речи у детей» //. М «Просвещение» 2010г


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Рабочая программа "Коррекционно-логопедическая работа с детьми с общим недоразвитием речи"

Программа разработана для коррекционной работы с дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи. Логопедическая группа ДОУ....

Рабочая программа «Коррекционно-развивающая работа логопедической группы для детей с общим недоразвитием речи 5 – 7 лет»

Рабочая программа учителя-логопеда Муниципального автономного дошкольного образовательного учреждения города Набережные Челны «Детский сад комбинированного вида №32 «Чайка» разработана в соответствии ...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ".

Рабочая программа "ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ ПРИ ОБЩЕМ НЕДОРАЗВИТИИ РЕЧИ" будет полезна логопедам, работающим в дошкольных отделениях. В публикации представлены теоретические аспекты ра...

Адаптированные образовательные программы дошкольного образования для детей с общим недоразвитием речи (1,2,3 уровней), (Средний,старший, подготовительный возраст)

Задачи Программы:·        содействовать объединению обучения и воспитания детей с нарушением речи в целостный образовательный процесс;·...

Нищева Н. В. ПРОГРАММА + материалы по коррекционной работе в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи

Нищева Н. В. ПРОГРАММА + материалы по коррекционной работе в логопедической группе для детей с общим недоразвитием речи...

Программа Коррекционной работы «Развивалочка» по преодолению общего недоразвития речи у детей 5 - 7 лет в логопедической группе.

Теоретической и методологической основой программы являются: положение Л.С.Выгодского о ведущей роли обучения и воспитания в психическом развитии ребенка; учение Р.Е.Левиной о трех уровнях речевого ра...