Распростронение педагогического опыта

Чикишева Марина Тимофеевна

Выступление на муниципальном методическом объединении социальных педагогов

"Взаимодействие социального педагога и классного руководителя"

Выступление на муниципальном методическом объединении социальных педагогов

"Социально- психологический климат детского коллектива и методы его диагностики"

Выступление на муниципальном методическом объединении зам. директоров по воспитательной работе 

"Организация профориентационной работы среди обущающихся, на примере МАОУ "СОШ №1"

Выступление на муниципальном методическом объединении социальных педагогов 

"Профилактика семейного благополучия как одна из приоритетных задач современного общества"

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Организация профориентационной работы среди обучающихся, на примере МАОУ «СОШ №1»

Первая серьезная жизненная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, - это выбор будущей профессии, проблема профессионального самоопределения. Вопрос "Кем стать?" задает себе каждый выпускник школы. Важным выступает то, что учащийся, не обладая необходимым опытом, должен сделать правильный выбор, соответствующий его интересам, способностям, возможностям и требованиям профессии к личности  кандидата. Осознанный выбор профессии влияет на дальнейшую  жизнь, определяет успешность самореализации, социализации, карьерного и профессионального роста.

Актуальной эту проблему делает необходимость организации в школе эффективной профессиональной ориентации, направленной на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.

В связи с этим в школе большое внимание уделяется проведению целенаправленной профориентационной работы среди учащихся, направленной на помощь подростку в осознанном выборе профессии, отвечающей общественным и личностным требованиям.

С этой целью ежегодно составляются школьный планы работы по профориентации  

Профориентационная работа реализуется через  учебно-воспитательный процесс, внеурочную и внешкольную работу с учащимися, взаимодействие с учреждениями профессионального образования.

Ответственными за  профориентационную работу в школе являются заместитель  директора по воспитательной работе Косенко О.Б. и социальный педагог Чикишева М.Т.

Целью профориентационной работы  ставится создание условий для формирования у учащихся  готовности к профессиональному самоопределению в соответствии с желаниями, способностями, индивидуальными особенностями и с учетом ситуации на рынке труда.

       Для реализации данной цели необходимо решить следующие задачи профориентационной деятельности.  

-Создать систему профориентации учащихся через урочную и внеурочную деятельность.

-Обеспечить профпросвещение, профдиагностику, профконсультации учащихся.

-Сформировать  у школьников знания об отраслях хозяйства страны, об организации производства, современном оборудовании, об основных профессиях, об их требованиях к личности, о путях продолжения образования и получения профессиональной подготовки.

-Разработать формы и методы  социального партнерства учреждений профессионального образования и ОУ по вопросам профессионального самоопределения молодежи.

С учетом психологических и возрастных особенностей школьников можно выделить следующие этапы профориентационной работы, каждый эпап имеет определенную цель.        

  Работа с учащимися 1-4 классов  нацелена на развитие у младших школьников представлений о профессиях и интереса к миру профессий, а также на развитие интереса к учебно-познавательной деятельности, основанной на посильной практической включенности в различные ее виды, в том числе социальную, трудовую, игровую. (в школе проводятся конкурсы рисунков «Кем я хочу стать.», в школьной библиотеке представлены  выставки книг, посвященных различным профессиям).

         В результате, мы ожидаем появление положительного отношения к труду и первоначального интереса к профессии.

Следующий этап направлен на учащихся 5-7 классов. Здесь предоставляется учащимся углубленная информация о мире профессий, ребята знакомятся с условиями и организацией труда в различных сферах деятельности. Профориентационная работа находит свое продолжение через профориентационные игры, классные часы с профессиональной направленностью (Путешествие по океану профессий), экскурсии на предприятия и организации города. Данные формы работы позволяют учащимся более подробно изучить мир профессий, представить себя в этом мире. На данном этапе происходит развитие у школьников личностного смысла в приобретении познавательного опыта и интереса к профессиональной деятельности; представления о собственных интересах и возможностях (формирование образа “Я”); приобретение первоначального опыта в различных сферах социально-профессиональной практики: технике, искусстве,  культуре. Учащиеся делают первые шаги в проектной деятельности.

В 8-9 классах идет уточнение образовательного запроса в ходе изучения курсов по выбору, факультативных занятий, внеурочных мероприятий; групповое и индивидуальное консультирование с целью выявления и формирования адекватного принятия решения о выборе профиля обучения; формирование образовательного запроса, соответствующего интересам и способностям, ценностным ориентациям. Вся работа направлена на содействие осознанному выбору профиля обучения, а в дальнейшем – и профессии.

В системе профориентационной работы заключительный этап является самым ответственным и направлен на содействие старшеклассникам в их профессиональном самоопределении. На последнем этапе у учащихся 10-11 классов формируются способности к осознанному выбору профессии, окончательно уточняются и корректируются пути реализации профессиональных намерений школьников, избравших профессии.

В этот период активизируется диагностическая работа, учащиеся продолжают заниматься исследовательской деятельностью, разворачивается консультационная деятельность среди учащихся и их родителей.

   Используются различные формы работы: беседы, консультации по вопросам выбора профиля обучения, информирование о способах получения желаемого образования, требованиях профессии к человеку. Продолжается  информационная работа по расширению базы данных об учебных заведениях. Все это приводит к осознанному выбору профессии и поступлению в профессиональное образовательное заведение.

Основными направлениями профориентационной  работы в школе являются  профессиональное просвещение, профессиональная консультация, профессиональное воспитание

Работа по профессиональному просвещению включает в себя профинформацию, профпропаганду и профагитацию.

 Профессиональная информация включает в себя информирование о мире профессий,  личностных и профессионально важных качеств человека, существенных для самоопределения, о системе учебных заведений и путях получения профессии, о потребностях общества в кадрах и осуществляется через:

-Беседы, лекции.

-Экскурсии на предприятия и в учреждения, профессиональные учебные заведения.

-Встречи с руководителями, специалистами предприятий.

-Рекламные проспекты учебных заведений, информационные стенды.

Большую роль в профпропаганде играют средства массовой информации (кино, радио, телевидение). Основными побудителями в этом случае могут стать мотивы престижности, внешней привлекательности профессии. Мода в области профессионального самоопределения проявляется как массовое предпочтение определенных профессий в среде молодежи. В практике работы учебных заведений широкое распространение получили выступления специалистов, целевые экскурсии для школьников, оформление стендов, выставок, витрин, обучение на курсах, участие в олимпиадах.

Профконсультационное направление подразумевает содействие выбору учащихся, которое основывается на учете мотивов человека, его интересов, склонностей, личностных проблем  и сообщение школьникам рекомендаций о выборе рода деятельности.

В процессе профконсультации происходит обучение правилам выбора профессии, дается информация о многообразии профессий, об интересах и склонностях, возможностях и условиях получения профессионального образования и трудоустройства (информация об учебных заведениях, сведения о востребованных профессиях на рынке труда), предупреждения о возможных ошибках при  выборе профессии.

 Результатом консультации является повышение степени осознанности и ответственности выбора.  

Следующее направление - профессиональное воспитание. Оно  включает в себя формирование склонностей и профессиональных интересов школьников. Сущность педагогической работы по профессиональному воспитанию заключается в том, чтобы побуждать учащихся к участию в разнообразных формах учебной и внеклассной работы, общественно-полезному и производственному труду, к активной пробе сил. Это позволяет на практическом опыте узнать и определить свои склонности и способности. Склонность развивается в процессе деятельности, а профессиональные знания успешно накапливаются при наличии профессиональных интересов. Важно, чтобы школьник пробовал себя в самых различных видах деятельности.

Поэтому в нашей школе ведется следующая работа с учащимися

- старшеклассники активно принимают участие в Днях открытых дверей профессиональных учебных заведений (в этом учебном году 10-11 кл. посетили КузГТУ, Кемеровский ГСХИ,  РЭУ.)

- участвуют в  ярмарке  учебных мест с целью знакомства с учебными заведениями

 - посещают встречи с представителями профессиональных учебных заведений (СГУПС, ОГУПС, Кем ТИП, и др.)

- организуются экскурсии на  предприятия и  организации (в этом учебном году ребята посетили часть МЧС,  побывали на цем.заводе, шоколадной фабрике г. Томск, комбинате «Подорожник» и других организациях.

-  проводятся встречи с представителями различных профессий

- осуществляется  предпрофильная подготовка, через элективные курсы по выбору;

-проводится мониторинг готовности учащегося к профильному и профессиональному самоопределению через анкетирование учащихся и их родителей;

-Организуются  индивидуальные и групповые консультации учащихся;

- создается   серия буклетов  « Я выбираю профессию».

-проводится неделя профориентации (куда включены конкурсы по защите профессии, викторины, беседы, КВН «Вернисаж профессий»   и др.;)

-Проводятся классные часы  (согласно возрастным особенностям) «Моя мечта о будущей профессии», “Сто дорог – одна твоя”, “Как претворить мечты в реальность”

- ребята участвуют в конкурсах декоративно-прикладного и технического творчества;

- учащиеся привлекаются к занятиям в кружках и спортивных секциях в школе,  в учреждениях дополнительного образования. Творческое объединение «Юный кутюрье», посещают многие девушки нашей школы, где примеряют на себя  роли модельеров и профессиональных моделей;

 - раз в четверть проводятся заседания «Совета старшеклассников», на которых ребята пробуют себя в роли организаторов и руководителей, учатся принимать решения;

- многие ученики принимают активное участие в  научно-практической конференции «Первые шаги в науку»

-на Дне открытых дверей школы, участвуя в ярмарке – распродаже, ребята пробуют свои силы в роли продавцов, кулинаров, кондитеров, массовиков-затейников, также в этот день учащиеся представляют свои фотоработы, художественное творчество, игрушки, одежду на суд зрителей

-Эффективным направлением в системе профориентационной работы является создание ученических портфолио.

Для учащихся начальных классов и  среднего звена мы предлагаем создание  портфолио личностного роста ученика, а для старшеклассников - портфолио компетентности. Данная деятельность формирует умение ставить цели, планировать и организовывать свою деятельность, расширяет возможности самообучения.

-старшеклассники принимают участие в профильных сменах на базе оздоровительного центра «Сибирская сказка» (ежегодно на смену едут наши юные журналисты и юные друзья полиции)

- оказывается помощь в сборе документов для поступления в губернаторские учебные заведения.

Особого внимания требуют к себе  так называемые трудные подростки.

У школьников «группы риска» необходимо формировать адекватную самооценку, поскольку, как правило, у таких детей она занижена;

-необходимо оказывать педагогическую поддержку в процессе их профессионального и жизненного самоопределения; а так же оказывать помощь классному руководителю в анализе и оценке социальных факторов, затрудняющих процесс самоопределения школьника.

 Наряду с учениками ведется Работа с родителями

Путь взрослеющего человека к будущей профессии, так или иначе закладывается в семье, так как семья является одним из главных звеньев в системе профориентации. Поэтому важное место должно быть отведено педагогическому просвещению родителей по вопросам трудового воспитания и профессиональной ориентации.  

 Родители, в основном, просвещаются на родительских собраниях, на которых рассказывается о правилах приема в профессиональные учебные заведения, путях получения профессий, развитии интересов и склонностей детей и подростков (в качестве лекторов и докладчиков выступают учителя, преподаватели учебных заведений, специалисты образования, психолог, специалисты Центра занятости);

В нашей школе также проводятся:

-индивидуальные беседы педагогов с родителями школьников;

-анкетирование родителей учащихся;

-привлечение родителей школьников для выступлений перед учащимися с беседами о своей профессии;

-проводятся индивидуальные консультации с родителями по вопросу  выбора профессий учащимися, элективных курсов;

 В  школе Заключены договора с ВУЗами.

1.Преподаватели Кемеровского Государственного Университета ведут дополнительные занятия по истории и математике на базе нашей школы для учеников 10-11 классов.

2.представители Кемеровского института пищевой промышленности ведут занятия по программе «Компас».

В основе сотрудничества школы  и ВУЗов лежит:

  • - Запрос  ВУЗа
  • - Запрос  школы

Чтобы проанализировать уровень готовности к профессиональному самоопределению учащихся, в школе проводится анкетирование.

Рассмотрим данные мониторинга образовательных намерений учащихся.

Результатом профессионального ориентирования выступают социально- профессиональные намерения учащейся молодежи.

 Так  45% девятиклассников планируют продолжить свое обучение в 10-11 классах для того, чтобы поступить в дальнейшем в высшие учебные заведения.

55%  опрашиваемых готовы закончить свое школьное образование и получить среднее профессиональное образование.

85% учащихся 10-11 классов   планируют продолжить обучение в ВУЗе

15% в СУЗе

Приоритеты профессиональных предпочтений учащихся:

 В выборе сферы деятельности  учащиеся видят себя в будущем работниками  таких сфер, как:

  • Финансово-экономическая сфера;
  • Юридическая сфера;
  • Сфера управления;
  • Инженерно-техническая сфера;
  • Информационная сфера.

Остальные сферы деятельности не пользуются особой популярностью у молодежи.

Мотивация выбора профессии старшеклассников.

При выборе будущей профессии юноши и девушки руководствуются собственными ценностями. Эти ценности выражаются в виде мотивов.

Мотивы выбора профессии выглядят следующим образом и представлены в порядке их значимости для учащихся, что позволяет наглядно проследить иерархию мотивационной структуры при выборе профессии.

  • Престижная работа
  • Реализация своих способностей
  • Интересная работа
  • Хорошие условия труда
  • Позволяет быть полезным людям

Из этого можно сделать вывод, что приоритет учащимися отдается в большей мере таким мотивам выбора профессии как возможность проявить себя, раскрыть свои способности, а также прагматическим мотивам, выражающимся в возможности достижения материального благополучия посредством профессиональной деятельности.

Выбор профессии, а следовательно,  дальнейшего жизненного пути, один из важнейших этапов социализации молодежи.

Мнения учащихся относительно, того, кто повлиял на их выбор профессии, представлены на экране.

Подавляющее большинство старшеклассников утверждают, что они сделали выбор, прислушиваясь к советам родителей (54%). Следует отметить, что существенная роль в выборе профессии отводится встречам с представителями профессии (27%), также   многие отметили, что выбор сделали самостоятельно(25%). Еще меньше учащихся обуславливает свой выбор занятиями во внешкольных кружках, секциях (15%), где существует возможность ознакомления с элементами профессиональной деятельности, возможность попробовать себя в качестве работника. СМИ как фактор выбора профессии отметили 7%. Такие факторы как советы друзей, знакомых являются мало значимыми – их отметили всего 5%.

Таким образом, можно отметить, что основными факторами обусловливающими выбор будущей профессии являются влияние семьи, родителей, самостоятельность в выборе, а также собственный опыт в профессиональной деятельности (занятия в кружках, секциях и т.п.)

Основными  трудностями при выборе профессии старшеклассники называют                                          

  • Не знаю, чего хочу.
  • Не уверен, справлюсь ли.
  • Не могу выбрать.
  • Родители хотят одного, а я другого
  • Платное обучение  

Поэтому важна эффективная и результативная профориентационная работа, которую   можно оценивать по критериям:

-достаточная информация о профессии и путях ее получения. Без ясного представления о содержании и условиях труда в избираемой профессии школьник не сможет сделать обоснованного ее выбора. Показателем достаточности информации в данном случае является ясное представление им требований профессии к человеку, конкретного места ее получения, потребностей общества в данных специалистах;

-потребность в обоснованном выборе профессии. Показатели сформированности потребности в обоснованном профессиональном выборе профессии — это самостоятельно проявляемая школьником активность по получению необходимой информации о той или иной профессии, желание (не обязательно реализуемое, но проявляемое) пробы своих сил в конкретных областях деятельности, самостоятельное составление своего профессионального плана;

-уверенность школьника в социальной значимости труда, т. е. сформированное отношение к нему как к жизненной ценности. в обоснованном выборе профессии;

-наличие у учащегося обоснованного профессионального плана.  Показателем обоснованности является умение соотносить требования профессии к человеку со знаниями своих индивидуальных особенностей, те из них, которые непосредственно влияют на успех в профессиональной деятельности, т. е. профессионально важные качества. Сформированность последних — дополнительный критерий обоснованности выбора профессии.

Таким образом, профессиональная ориентация старшеклассников обеспечивает формирование реальной самооценки своих потенциальных возможностей, развития профессионально важных качеств, необходимых для овладения профессией; осознанный выбор профессии с учетом своих интересов, склонностей, способностей и особенностей характера является непременным условием профессиональной самореализации; введение в образовательный процесс профориентационных технологий повышает общий уровень учебного процесса, усиливает познавательную активность учащихся, поддерживает учащихся в состоянии творческого поиска.

Свое выступление мне хочется закончить словами: «Человек счастлив тогда, когда утром он с радостью идет на работу, а вечером с радостью возвращается домой» или как говорил Бернард Шоу «Постарайся получить то, что любишь, иначе придется полюбить то, что получил»



Предварительный просмотр:

«Профилактика семейного неблагополучия, как одна из приоритетных задач современного общества».

1. Общая характеристика семей, оказавшихся в сложных жизненных обстоятельствах (трудной жизненной ситуации).

Понятия  «семья» и  « трудная  жизненная ситуация семьи»

     Проблемы семьи занимают одно из ведущих мест по своей значимости в жизни общества.

 Семья - основанная на браке или кровном родстве малая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, моральной и правовой ответственностью. В жизни каждого человека семья занимает особое место. В семье растёт ребёнок и с первых лет своей жизни он усваивает нормы общежития, человеческих отношений, впитывает из семьи, добро, зло, всё, чем характерна его семья. Став взрослыми дети повторяют в своей семье всё то, что было в семье их родителей. В семье регулируются отношения ребёнка к окружающему, в семье он получает опыт нравственности, моральных норм поведения.

Семья - малая группа, основанная на родственных связях и регулирующая отношения между супругами, родителями и детьми, а также ближайшими родственниками. Семья - это созданная человеком интимная среда существования, которая выполняет ряд определенных функций.

Основные функции семьи:

1. репродуктивная -  в любой семье важнейшей является проблема деторождения;

2. хозяйственно-экономическая - включает питание семьи, приобретение и содержание домашнего имущества, одежды, обуви, благоустройство жилища, создание домашнего уюта, организацию жизни и быта семьи, формирование и расходование домашнего бюджета;

в) регенеративная - наследование статуса, фамилии, имущества, социального положения;

г) образовательно-воспитательная - удовлетворении потребностей в отцовстве и материнстве, контактах с детьми, их воспитании, самореализации в детях;

д) сфера первоначального социального контроля - моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношении между супругами, родителями и детьми, представителями старшего и среднего поколений;

е) рекреативная - отдых, организация досуга, забота о здоровье и благополучии           членов семьи;

ж) духовного общения - развития личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;

з) социально-статусная  -  предоставление определённого социального статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;

и) психотерапевтическая - позволяет членам семьи удовлетворять потребности в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической защите.

 

Семьи, социальное функционирование которых по субъективным или объективным причинам затруднено или нарушено, характеризуются как семьи в трудной жизненной ситуации.

Семья, находящаяся в трудной жизненной ситуации - семья, попавшая в ситуацию, объективно нарушающую жизнедеятельность членов семьи (инвалидность, сиротство, безнадзорность, безработица, малообеспеченность, болезнь, отсутствие определенного места жительства, конфликты и жестокое обращение в семье, одиночество и тому подобное), которую семья не может преодолеть самостоятельно, в связи,  с чем нуждается в специальной поддержки и помощи специалистов.

 В научной литературе рассмотрены факторы, влияющие на формирование трудной жизненной ситуации семьи:

- экономические факторы (низкий материальный уровень жизни семьи, плохие жилищные условия и др.);

 Показатели неблагополучия семьи (Социально-экономические)

     длительная безработица одного (обоих родителей), нежелание работать, а также частая смена мест трудоустройства;

    длительный статус «малообеспеченной» семьи и низкий материальный достаток;

     расходование имущества, принадлежащего ребенку, и денежных средств (пособий на ребенка, пенсий по потери кормильца и т.д.) не по целевому назначению;

     отсутствие элементарных продуктов питания, мебели, постельных принадлежностей и т.д.;

     необеспеченность ребенка сезонной одеждой и обувью, школьными принадлежностями и т.д.;

    задолженность (более 6 месяцев) перед жилищно-коммунальными службами по квартирной плате и коммунальным платежам;

     частое обращение в социальные службы и благотворительные организации об оказании материальной помощи и поддержки.

- медико-демографические факторы (неполная семья, многодетная семья, семья с ребенком-инвалидом, семья с родителями-инвалидами и др.);

Показатели неблагополучия семьи (Медико-санитарные):

    антисанитария жилища, пренебрежение минимальными санитарно-гигиеническими нормами;

    отсутствие в квартире (доме) электричества, отопления;

    алкогольная или наркотическая зависимость родителей, постановка их на учет в       наркологический или психоневрологический диспансер;

     неухоженность и неопрятность детей, наличие у них частых заболеваний и травм;

     несоблюдение родителями медицинских предписаний врачей относительно лечения ребенка, отсутствие активности родителей, когда речь идет о здоровье детей (игнорирование прививочных мероприятий, медосмотров и пр.), бездействие родителей при необходимости оказания детям медицинской помощи;

     противоречивые, путаные объяснения родителей относительно причин возникновения травм и синяков у ребенка, обвинение в произошедшем только несовершеннолетнего.

- социально-психологические факторы (алкоголизм, аморальный образ жизни родителей и др.).

Показатели неблагополучия семьи Социально-демографические:

родители имеют статус лиц без определенного места жительства;

устойчивое неправильное репродуктивное поведение семьи и особенно матери (беременности, которые заканчиваются абортами или отказом от ребенка);

выраженная конфликтная ситуация в семье при разводе родителей;

родители или один из них посещает деструктивную секту;

родители или один из них ранее лишался родительских прав по отношению к старшим детям.

Показатели неблагополучия семьи Психолого-педагогические:

   полное равнодушие родителей и отсутствие заботы и внимания к ребенку;

     непосещение родителями учреждения образования, в котором воспитывается (обучается) ребенок, несмотря на неоднократные приглашения со стороны администрации;

    систематическое применение к ребенку антипедагогических мер воздействия;

    насилие и жестокое отношение к ребенку, пренебрежение его основными интересами и нуждами;

     устойчивое уклонение родителей от контактов со специалистами, игнорирование их рекомендаций;

      повторяющиеся или затяжные конфликты в семье, нарушения взаимоотношений между членами семьи.

Показатели неблагополучия семьи Криминально-аморальные:

     постановка родителей на учет в органах внутренних дел;

    нарушение родителями общественного порядка по месту жительства, организация сборищ и притонов;

    аморальный и паразитический образ жизни родителей (употребление спиртного, наркотиков, токсических веществ, бродяжничество, попрошайничество и т.д.), вовлечение ребенка в преступную деятельность и антиобщественное поведение (приобщение к спиртным напиткам, немедицинскому употреблению наркотических, токсических, психотропных и других сильнодействующих, одурманивающих веществ, принуждение к занятию проституцией, попрошайничеством, азартными играми);

проявления жестокости в семье (к жене (мужу), детям, престарелым родителям) и вне семьи;

    наличие судимых членов семьи, приверженных к субкультуре преступного мира;

     попытки покончить жизнь самоубийством одним из членов семьи;

    оставление ребенка без пищи, тепла, присмотра, изгнание несовершеннолетнего из дома;

     вследствие безнадзорности или беспризорности систематические пропуски занятий в учреждении образовании ребенком без уважительных причин, посещение деструктивной секты, криминальной группировки, наличие у ребенка алкогольной или наркотической зависимости, постановка его на учет в наркологическом диспансере, уходы ребенка из семьи, попрошайничество, бродяжничество, совершение правонарушений и преступлений, совершение ребенком суицидальных попыток.

Однако наличие того или иного фактора социального риска не означает обязательного возникновения трудной жизненной ситуации в семье, оно лишь указывает на большую степень их вероятности.

К семьям, оказавшимся в трудной жизненной ситуации, согласно Федеральным законам «Об основах социального обслуживания населения в Российской федерации» №195-ФЗ от 10.12.1995г. и «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской федерации» №124-ФЗ от 24.07.1998г., относятся следующие семьи:

1. опекунские семьи с детьми-сиротами или с детьми, оставшимися без попечения родителей;

2. семьи с детьми - инвалидами, с детьми с физическими недостатками, семьи с тяжело больными людьми;

3. семьи, в которых родители являются безработными;

4. многодетные семьи (3 и более детей);

5. неполные семьи (семьи, где родители разведены или один из родителей умер);

6. матери - одиночки.

Семьи далеко не всегда выполняют жизненно важные функции для развития и социального становления ребенка. Такие семьи объединяются понятием «неблагополучная семья». Такая семья плохо справляется с одной из своих главных задач – воспитанием детей. Характеристика неблагополучных семей, т. е. семей, где ребенку плохо, очень разнообразна – это могут быть семьи, где родители жестоко обращаются с детьми, не занимаются их воспитанием, ведут аморальный образ жизни, занимаются эксплуатацией детей, бросают их, запугивают «для их же блага», не создают условий для нормального развития и т.д. Семейное неблагополучие порождает массу проблем в развитии детей, их поведении, образе жизни, приводит к нарушению ценностных ориентации и угрожает жизни и здоровью детей. Неблагополучная семья– это система, в которой отсутствуют или действуют неупорядоченно решающие факторы семейного взаимодействия. Неблагополучная семья имеет еще меньше возможностей для выживания в обществе рисков.

Неблагополучные семьи подразделяются на семьи:

- с явной (открытой) формой неблагополучия;

- со скрытой формой неблагополучия (внутренне неблагополучные).

Семьи с явной (открытой) формой неблагополучия имеют низкий социальный статус в какой-либо из сфер жизнедеятельности или в нескольких одновременно, не справляются с возложенными на них функциями, родители ведут аморальный, противоправный образ жизни. Жилищно-бытовые условия такой семьи не отвечают элементарным санитарно-гигиеническим требованиям, а воспитанием детей, как правило, никто не занимается. Дети оказываются безнадзорными, полуголодными, отстают в развитии, становятся жертвами насилия, как со стороны родителей, так и других граждан того же социального слоя.

К этой же категории семей можно отнести и конфликтные семьи, которым присущи супружеские скандалы, грубость, взаимные угрозы, оскорбления, разрушенное чувство любви, уважения, долга, ответственности, частое нарушение детьми норм поведения. Семейные конфликты провоцируют у ребенка внутриличностные проблемы: эмоциональную нестабильность, неуверенность в себе, тревожность, замкнутость, отчужденность. Социализация ребенка деформируется, он усваивает сценарий конфликтного поведения для воспроизведения его в будущих семейных отношениях и отношениях с другими людьми.

Вторую группу представляют внешне респектабельные семьи, образ жизни которых не вызывает беспокойства и нареканий со стороны общественности, однако ценностные установки поведение родителей в них резко расходятся с общечеловеческими моральными ценностями, что не может не сказаться на нравственном облике воспитывающихся в таких семьях детей. Особенностью этих семей является то, что взаимоотношения их членов на внешнем, социальном уровне производят благоприятное впечатление, а последствия неправильного воспитания детей, на первый взгляд, незаметны, что иногда вводит окружающих в заблуждение. Тем не менее, такие семьи оказывают деструктивное влияние на личностное формирование детей. Эти семьи отнесены к категории внутренне неблагополучных (со скрытой формой неблагополучия).

Отличительной чертой всех неблагополучных семей является жестокое обращение родителей со своими детьми. Если в семьях с открытой формой неблагополучия, жестокость по отношению к ребенку и пренебрежение его основными нуждами хорошо видны окружающим, то в семьях со скрытой формой подобное обращение с ребенком тщательно скрывается длительное время. Однако в том и другом случае последствия такого обращения со стороны родителей для развития ребенка одинаковы – отставание в физическом, интеллектуальном развитии, нарушение эмоционально-волевой сферы и т.д.

Физическое и психическое развитие детей, воспитывающихся в неблагополучных семьях, отличается от развития благополучных сверстников и характеризуется: замедленным темпом психического созревания, низким уровнем интеллектуального развития, бедной эмоциональной сферой и воображением, поздним формированием навыков саморегуляции и правильного поведения. Все это в сочетании с раздражительностью, вспышками гнева, агрессией, преувеличенным реагированием на события и взаимоотношения, обидчивостью провоцирует конфликты со сверстниками. Следовательно, неблагополучная семья оказывает отрицательное, разрушительное, десоциализирующее влияние на формирование личности ребенка, следствием чего являются ранние поведенческие отклонения.

Пример классификации неблагополучных семей по И.И. Осиповой, в основу которой положена степень нарушения взаимоотношений и поведения членов семьи .

Таблица - Типология неблагополучных семей по И.И. Осиповой

Тип семьи

Характеристика семьи

       

Проблемные

семьи

социально здоровые семьи, имеющие в данный период

 психолого-педагогические проблемы, наличие которых

 осознают и готовы решать (проблемы в воспитании

ребенка-подростка и т. п.)

Кризисные семьи

семьи, имеющие социальные, медицинские,

психолого-педагогические и другие проблемы, решение

которых невозможно без помощи извне

(по мнению семьи). Ответственность за обострение проблем

семья возлагает на государство, ведомства, родственников,

супругов, соседей и др. (развод, утрата жилья, здоровья,

 средств к существованию и т.д.)

     Асоциальные

се   семьи

характеризуются периодическим злоупотреблением

алкогольными напитками одним или обоими родителями,

детско-родительские отношения не прерваны, дети из таких семей,

как правило, пытаются скрыть семейное неблагополучие,

учатся в школе, принимают сторону одного из родителей, возлагают

 на себя родительские функции по воспитанию младших детей и т.д.

А

      Аморальные

       семьи

характеризуются полным разрушением детско-

родительских отношений, дети и старики воспринимаются как

обуза, взрослые члены семьи – алкоголики, наркоманы;

 в данных семьях часты скандалы, драки, малолетние

дети – безнадзорны, несовершеннолетние дети уходят из семьи

 на улицу

А Антисоциальные

     семьи

ведут криминальный образ жизни, живут за счет эксплуатации

 членов своей семьи, детей, принуждая их к

противоправным действиям: воровству,

 попрошайничеству, грабежам, проституции, сбору и

торговле наркотиками

       Таким образом, важнейший институт воспитания и социализации детей – семья, это ее ценность,то, что может дать ребенку семья, не может дать никакая другая структура. Действительность такова, что не во всех семьях созданы условия для гармоничного развития ребенка.

 Так что же необходимо предпринять, чтобы предотвратить семейное неблагополучие?

Ответ на все эти вопросы может дать специальная система мер, направленных на предупреждение семейного неблагополучия,

Достижение успеха в профилактике и преодолении семейного неблагополучия, и, как следствие, девиантного поведения детей и подростков, возможно  только  при  координации  работы  всех структур,  работающих  с  подростками:  правоохранительных,  психолого-педагогических, социологических, медицинских.



Предварительный просмотр:

Социально-психологический климат детского коллектива и методы его диагностики

      Обучение в школе занимает добрую долю жизненного времени человека, в течение которого происходит активное развитие личности. Как утверждают специалисты, и свидетельствует практика, важным условием благополучного развития личности школьников является наличие в школе и классе благоприятного социально-психологического климата (СПК).

      В психологию понятие "климат" пришло из метеорологии и географии. Сейчас это установившееся понятие, которое характеризует невидимую, тонкую, деликатную, психологическую сторону взаимоотношений между людьми.

      Впервые термин «психологический климат», в отечественной социальной психологии, использовал Н.С. Мансуров, который изучал производственные коллективы. Психологический климат, по его мнению, – это эмоциональная окраска психологических связей членов коллектива, возникающая на основе близости, симпатии, совпадения характеров, интересов, склонностей. В.М. Шепель, на основе данного Н.С. Мансуровым определения раскрыл понятие социально-психологического климата - это устойчивое состояние класса как группы, относительно стабильный и типичный для него эмоциональный настрой, который отражает реальную ситуацию внутригруппового взаимодействия и межличностных отношений и   определил структурные составляющие данного понятия, в виде трех климатических зон:

  • Первая климатическая зона - социальный климат, который определяется тем, насколько в данном коллективе осознанны цели и задачи деятельности, насколько здесь гарантированно соблюдение всех прав и обязанностей его членов.
  • Вторая климатическая зона - моральный климат, который определяется тем, какие моральные ценности в данном коллективе являются принятыми.
  • Третья климатическая зона - психологический климат, те неофициальные отношения, которые складываются между людьми, находящимися в непосредственном контакте друг с другом. То есть, психологический климат - это микроклимат, зона действия которого значительно локальнее морального и социального.

      Формирование и совершенствование социально-психологического климата - это постоянная практическая задача классных руководителей, педагогов-предметников, школьного психолога, социального педагога и администрации. Создание благоприятного климата является делом не только ответственным, но и творческим, требующим знаний его природы и средств регулирования, умения предвидеть вероятные ситуации во взаимоотношениях членов детского коллектива. Формирование хорошего социально-психологического климата требует понимания психологии школьников, их эмоционального состояния, настроения, душевных переживаний, волнений, отношений друг с другом.

      Для того, чтобы изучить социально-психологический климат в классе педагоги должны знать те характеристики, которые его формируют.

     Характеристики благоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладает бодрый, жизнерадостный тон взаимоотношений между ребятами, оптимизм в настроении; отношения стоятся на принципах сотрудничества, взаимной помощи, доброжелательности; детям нравится участвовать в совместных делах, вместе проводить свободное время; в отношениях преобладают одобрение и поддержка, критика высказывается с добрыми пожеланиями.
  2. В классе существуют нормы справедливого и уважительного отношения ко всем его членам, здесь всегда поддерживают слабых, выступают в их защиту, помогают новичкам.
  3. В классе высоко ценят такие черты личности как ответственность, честность, трудолюбие и бескорыстие.
  4. Члены класса активны, полны энергии, они быстро откликаются, если нужно сделать полезное для всех дело, и добиваются высоких показателей в учебной и досуговой деятельности.
  5. Успехи или неудачи отдельных учащихся класса вызывают сопереживание и искреннее участие всех членов коллектива.
  6. В отношениях между группировками внутри класса существует взаимное расположение, понимание, сотрудничество.

   Характеристики неблагоприятного социально-психологического климата:

  1. В классе преобладают подавленное настроение, пессимизм, наблюдаются конфликтность, агрессивность, антипатии ребят друг к другу, присутствует соперничество; члены коллектива проявляют отрицательное отношение к более близкому отношению друг с другом; критические замечания носят характер явных или скрытых выпадов, ребята позволяют себе принижать личность другого, каждый считает свою точку зрения главной и нетерпим к мнению остальных.
  2. В классе отсутствуют нормы справедливости и равенства во взаимоотношениях, он заметно разделяется на "привилегированных" и "пренебрегаемых", здесь презрительно относятся к слабым, нередко высмеивают их, новички чувствуют себя лишними, чужими, к ним часто проявляют враждебность.
  3. Такие черты личности, как ответственность, честность, трудолюбие, бескорыстие, не в почете.
  4. Члены коллектива инертны, пассивны, некоторые стремятся обособиться от остальных, класс невозможно поднять на общее дело.
  5. Успехи или неудачи одного оставляют равнодушными остальных членов коллектива, а иногда вызывают нездоровую зависть или злорадство.
  6. В классе возникают конфликтующие между собой группировки, отказывающиеся от участия в совместной деятельности.
  7. В трудных случаях класс не способен объединиться, возникают растерянность, ссоры, взаимные обвинения; коллектив закрыт и не стремится сотрудничать с другими коллективами.

Данные характеристики определяют состояние ребенка в группе, а ключевые отношения в группе обусловливают формирование ценностных отношений ребенка. Первое и второе тесно связаны. Неблагоприятное состояние ребенка препятствует свободному развитию его ценностных отношений и влияет на развитие личности в целом.

       Кроме того, следует учитывать и то, что существует целый ряд факторов, косвенно определяющих психологический климат в ученическом коллективе:

  • Глобальная макросреда. Обстановка в обществе, совокупность экономических, культурных, политических и др. условий. Стабильность в экономической, политической жизни общества обеспечивают социальное и психологическое благополучие его членов и косвенно влияют на психологический климат класса.
  • Локальная макросреда. Организация, в структуру которой входит классный коллектив (школа).
  • Физический микроклимат. Санитарно-гигиенические условия обучения. Жара, духота, холод, плохая освещенность, постоянный шум могут стать источником повышенной раздражительности и косвенно повлиять на психологическую атмосферу в классе. Напротив, хорошо оборудованное рабочее место, благоприятные санитарно-гигиенические условия повышают удовлетворенность от деятельности в целом, способствуя формированию благоприятного психологического климата.
  • Удовлетворенность деятельностью. Большое значение для формирования благоприятного психологического климата имеет то, насколько деятельность является для ученика интересной, разнообразной, творческой, соответствует ли она его уровню, позволяет ли реализовать творческий потенциал, расти. Привлекательность деятельности зависит от того, насколько ее условия соответствуют ожиданиям субъекта и позволяют реализовать его собственные интересы, удовлетворить потребности личности:
  • в хороших условиях деятельности;
  • в общении и дружеских межличностных отношениях;
  • в успехе, достижениях, признании и личном авторитете, обладании властью и возможностью влиять на поведение других;
  • творческой и интересной работе, возможности личностного развития, реализации своего потенциала.
  • Характер выполняемой деятельности. Монотонность деятельности, ее высокая ответственность, наличие риска для здоровья и жизни школьников, стрессогенный характер, эмоциональная насыщенность и т.д.— все это факторы, которые косвенно могут негативно сказаться на психологическом климате в классном коллективе.
  • Организация совместной деятельности. Формальная структура группы, способ распределения полномочий, наличие единой цели влияет на ПК. Взаимозависимость задач, нечеткое распределение функциональных обязанностей, психологическая несовместимость участников совместной деятельности повышают напряженность отношений в группе и могут стать источником конфликтов.
  • Организация учебной деятельности. Организация учебного места, наличие своевременного питания, возможность снятия психологических и учебных нагрузок, наличие учебников и т.д.
  • Физическое здоровье. Очень часто определяет возможности и способности к обучению.
  • Психологическая совместимость. Является важным фактором, влияющим на ПК. Под психологической совместимостью понимают способность к совместной деятельности, в основе которой лежит оптимальное сочетание в коллективе личностных качеств участников. Психологическая совместимость может быть обусловлена сходством характеристик участников совместной деятельности. Людям, похожим друг на друга легче наладить взаимодействие. Сходство способствует появлению чувства безопасности и уверенности в себе, повышает самооценку. В основе психологической совместимости может лежать и различие характеристик по принципу взаимодополняемости. Условием и результатом совместимости является межличностная симпатия, привязанность участников взаимодействия друг к другу. Вынужденное общение с неприятным субъектом может стать источником отрицательных эмоций.
  • Стиль руководства классного руководителя. Педагог может влиять на атмосферу, а, изменяя ее, улучшая ее, и каждый раз воссоздавая ее в благоприятных характеристиках, он, создает климат, как длительную и устойчивую атрибутику группы.

    Важным фактором благополучия психологического климата являются отношения учителя с группой воспитанников, что выражается в стиле руководства группой и стиле педагогического общения.

     Различают авторитарный, демократический и либеральный стиль руководства классным коллективом. Самым лучшим вариантом в практике классного руководителя является разумное сочетание данных стилей. Стиль управления оказывает большое влияние на психологический климат в классе, на формирование межличностных отношений, на которых строится коллектив.

      В классе, где классный руководитель применяет демократический стиль управления классом, учащиеся оценивают психологический климат класса словами «дружелюбие», «согласие», «теплота», «сотрудничество», «взаимоподдержка», «успешность» и т.д. Уровень благополучия взаимоотношений составляет 91%, нет «отверженных», мало «пренебрегаемых». Важно и то, что родители учащихся также оценивают стиль общения аналогично с учениками.

      В классе, где классный руководитель применяет либеральный стиль общения, взаимоотношения в классе, в целом, благоприятные, но настораживает тот факт, что есть «отверженные», много «пренебрегаемых». Уровень благополучия взаимоотношений составляет только 40%. Ребята также отмечают в классе наличие «враждебности», «непродуктивности», «холодности», «несогласованности» и т.д.

     Кроме стиля руководства, одним важнейших факторов, определяющих эффективность влияния педагогов на психологический климат в детском коллективе, являются следующие:

  • личностные качества педагогов (открытость, расположенность к детям, чувство юмора, инициативность, коммуникабельность, креативность).
  • профессиональные качества педагогов (теоретическая и методическая вооружённость).
  • ориентация педагогов на эмоциональный комфорт школьников, что является следствием личностной и профессиональной подготовленности к действиям, формирующим благоприятный психологический климат.

    Способы формирования и поддержания благоприятного психологического климата в детском коллективе. Любой коллектив представляет собой общность людей, отличающуюся наличием общественно полезных целей, совместной деятельности, личных и групповых интересов, сознательной и устойчивой организацией своей жизни, а психологический климат, с одной стороны, отражает, а с другой, обуславливает характер взаимодействий между членами коллектива. Знание о способах формирования психологического климата и управления коллективом является необходимым для педагогов.

     Наиболее эффективными способами формирования и поддержания социально-психологического климата в классе, которые могут использоваться и педагогами и школьными психологами, являются следующие:

  • так как, социально-психологический климат - это результат совместной деятельности учащихся класса, их межличностного взаимодействия, то для его укрепления необходимо ставить цели и создавать условия для организации совместной деятельности детей, информировать их о ходе реализации совместных задач, поощрять активность, инициативу, креативность;
  • находить общие интересы, которые объединили бы детей класса и на их основе организовывать общие дела;
  • формировать традиции класса, участвовать в общешкольных традиционных делах;
  • если есть свободное время - привлекать ребят проводить его вместе: сходить в поход, отдохнуть и т.п.
  • создавать ситуации коллективного сопереживания значимых событий, стремление к эмоциональному включению в жизнь класса каждого ребенка. Для этого важно наличие активной позиции педагога по отношению к детям и классу;
  • привносить общечеловеческие ценности в жизнь классного коллектива, поощрять к открытости, доброжелательности, конструктивным способам разрядки негативных эмоций; не навязывать друг другу свое мнение, а, выслушивая интересы каждого, приходить к общему, компромиссному решению;
  • создавать условия для повышения комфортности самочувствия детей в школе и сохранению стабильно - положительных отношений между учителями и учащимися;
  • развивать коммуникативную культуру, навыки общения и сотрудничества;
  • развивать эмпатийные способности членов группы, умение и потребность в познании других людей, толерантное к ним отношение.


Для изучения и формирования социально-психологического климата в классе используются различные психолого-педагогические приемы, направленные на:

  • определение неформальной структуры класса, выявление лидера и его роли в группе;
  • коррекцию формальной и неформальной структуры класса (например, посредством перевыборов формального лидера);
  • определение уровня сплоченности класса и его психологической атмосферы;
  • применение игр, направленных на сплочение коллектива;
  • определение причин конфликтов в классе и применение социально-психологических способов их конструктивного разрешения;
  • изучение индивидуальных особенностей школьников;
  • развитие коммуникативных навыков;
  • определение влияния личности педагогов и классного руководителя, их педагогических стилей на взаимодействие со школьниками:
  • социально-психологическая коррекция взаимоотношений в коллективе (проведение социально-психологических тренингов и психологических консультаций).

   Для исследования психологического климата используются различные методы:

  • Наблюдения на уроке и вне уроков;
  • Беседа с классным руководителем, учениками;
  • Социометрический тест, предназначенный для определения структуры эмоциональных отношений в группе;
  • Тест-метод семантического дифференциала, используемый для оценки психологической атмосферы в классе.

  А также блок методик, исследующий эмоциональные состояния.

  • Для определения уровня текущего психоэмоционального состояния школьников используется диагностическая методика цветовой тест М. Люшера, которая позволяет исследовать уровень комфортности обучающихся в школе, выявить склонность к депрессивным состояниям и аффективным реакциям. Результативные значения методики отражают эмоциональный фон, т.е. преобладающее настроение ребенка, и вегетативный коэффициент, характеризующий энергетический баланс организма, способность к энергозатратам.
  • Для определения оперативной оценки самочувствия, активности, настроения используется диагностика психических состояний САН.
  • Также используются диагностики показателей тревожности, т.к. тревожность во многом обуславливает поведение и психоэмоциональное состояние обучающихся, а также общий негативный эмоциональный фон отношений с взрослыми и сверстниками в школе, снижающий успешность обучения.
  • Диагностика школьной тревожности Филлипса (учащиеся начальной и средней школы). Школьная тревожность отражает общее эмоциональное состояние учащихся, связанное с различными формами включения в жизнь школы.
  • Диагностика личной и реактивной тревожности Спилберга – Ханина (учащиеся старшей школы). Личностная тревожность прямо коррелирует с наличием эмоциональных и невротических срывов, психосоматическими заболеваниями.

     Примеры игр и упражнений, направленных на формирование и укрепление благоприятного социально-психологического климата в классе

1. Игра-тест "Альпинист". В ней происходит наглядное определение степени сплоченности / разобщенности класса.

На доске делается рисунок (рис.1) и поясняется: "Итак, представьте себе, что каждый из вас альпинист. Альпинист - это человек, покоряющий горные вершины. Да, кстати, а какая самая высокая в мире (ответы детей) - Эверест! Его высота почти 10 тысяч метров - 10 километров! Теперь представьте, что пик - это вершина горы - это по-настоящему дружный класс, это коллектив, где все помогают друг другу, не сплетничают и не обзываются... Какой высоты достигли вы? Группа альпинистов - это твои одноклассники... (от 1 до 10), подумайте и ответьте".

http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/524401/1.gif

Учитель подходит к ребятам, узнает их мнение и суммирует баллы. После этого сумма делится на количество опрошенных. Получаем средний балл. Этот балл озвучивается и на доске делается соответствующая отметка. Как правило, это 6-7 баллов.)

2. Игра-проект "Символика моего класса"

"Видите, ребята, что мы только чуть больше половины пути прошли. Давайте попробуем покорить вершину все вместе! Вы готовы? (Ответ детей.)

Попробуем!? С чего же начать? Знаю! Чем отличается Россия от других стран? А какие атрибуты? (Флаг - триколор, герб - двуглавый орел, гимн.) Они символизируют наше государство, в котором мы все живем - Россию!

Есть идея: а что если мы придумаем герб (символ, эмблему) класса и девиз - краткое изречение, выражающее суть нашего объединения - класса. Предлагаю поработать над проектами герба и девиза класса. Главное условие - они, эти символы, должны выразить мнение всех и способствовать объединению. Вы согласны?.. (Ответ детей.) Тогда начинаем. Нам понадобятся цветные карандаши и, главное, хорошее настроение.

1 этап "Объединение": Работу мы выполнять будем в группах по 4 человека. Для того чтобы образовать группы, каждому из вас необходимо подойти ко мне и взять фрагмент картинки, а после найти еще 3 человек, у которых находятся оставшиеся три части картинки. В результате сложить части и получится целое. Эта работа оценивается по двум критериям: 1 - быстрота объединения в группу и 2 - вежливость и такт при объединении. Таким образом, действия каждого участника оцениваются по пятибалльной шкале, а сумма оценок четырех участников - это результат (балл) группы!

2 этап: Раздаются ватманы, из расчета по половине листа на группу. Дается установка на то, что сейчас от каждого в группе зависит общий итог работы. Учитель также говорит о том, что защита проектов будет проходить по трем номинациям:

  • название класса;
  • девиз класса (краткое изречение, можно привести любой пример);
  • символ класса.

Главное условие - проект должен объединить весь класс.

3 этап: Защита группами своих проектов.

4 этап: Обсуждение (какие работы понравились больше, какие трудности и удачи испытали при работе над проектом, все ли мнения учитывались)

3. Упражнение "Создание правил и законов нашего класса".

Необходимым условием для ощущения защищенности, безопасности и комфортности является наличие правил, по которым функционирует класс. Эти правила должны быть понятны детьми, приниматься ими. Кроме того, известными должны быть и последствия, к которым приводят нарушения этих правил. Дети должны иметь возможность принять участие в создании правил своего класса.

Учитель напоминает ребятам, что такое правила, что только тогда они становятся законами, когда они записаны на бумаге, принимаются и понимаются людьми.

Творческое задание ребятам: методом "мозгового штурма" разработать правила класса, обсудить их и принять голосованием. После голосования - записать на листе ватмана и поставить подписи.

4. Создание "Дневника класса"

Нужно предоставить возможность каждому ученику и учителю написать что-то о себе, например, на тему "Что я люблю и чего я не люблю". Эти записи можно поместить в специальный альбом под фотографией каждого ребенка. Туда же поместить фотографию всего класса. Этот альбом можно дополнять рассказами детей о жизни класса и фотографиями. Важно, чтобы учитель и дети принимали равное участие в создании подобного дневника. Лучше всего использовать такой альбом, в который можно вставлять дополнительные листы в любое место - ведь в классе могут появляться новые ученики. Кстати, стоит продумать и ритуал принятия новых учеников - рассказать им о правилах класса, показать "Дневник" и т.д.

Примеры игр и упражнений на сплочение класса:

1. Дотронься до цвета: по команде ведущего необходимо дотронуться до определенного цвета, причем нельзя касаться этого цвета на себе и на ведущем. Игра "на вылет", то есть последний коснувшийся выбывает, однако на тех, кто не играет касаться цветов можно.

2. "Атомы". Все играющие хаотично бродят по площадке, по команде ведущего оно должны объединиться в молекулы с заданным числом атомов (например, по пять). Игра тоже "на вылет".

3. "Гусеница" - класс становиться друг за другом в колонну, держа соседа впереди за талию. После этих приготовлений, ведущий объясняет, что команда - это гусеница, и теперь не может разрываться. Гусеница должна, например, показать как она спит; как ест; как умывается; как делает зарядку; все, что придет в голову.

4. "Подъемный кран". Эта игра, требует групповой работы и ориентированной на развитие умения действовать согласованно.

Один из участников игры ложится, а остальные участники поднимают его, поддерживая каждый одной рукой. При дружных совместных условиях группа легко поднимает любого участника, даже самого грузного. Те, кого поднимают, придумывают себе роль и сообщают ее всем. Роли могут быть следующими: тренер победившей команды; полковник, выигравший битву; балерина, взметнувшаяся ввысь в танце; пловец, поднявшийся на гребень волны; облако, летящее по небу в жаркий день; бревно на субботнике и т.п. По завершению игрового действия проводиться анализ происходившего.

    И, наконец, хочется перечислить принципы создания здоровой рабочей атмосферы, предложенные Дэвидом Мейстером в книге "Делай, что исповедуешь", которые могут быть полезны педагогам:

  1. Всегда исходите из того, что самый большой грех - это нежелание хотя бы попытаться что-либо сделать.
  2. Действия руководителя должны свидетельствовать о его заинтересованности в личном успехе каждого члена коллектива.
  3. Активно помогайте ребятам подняться на качественно новую ступень.
  4. Предоставляйте детям возможность испытать себя в различных видах деятельности.
  5. Будьте последовательны, никогда не нарушайте своего слова.
  6. Поддерживайте в себе твёрдую веру в собственное предназначение.
  7. Забудьте о покровительственном тоне.
  8. Создавайте условия, а не диктуйте их.
  9. Верьте людям, с которыми работаете.
  10. Являйте собой пример, будьте таким, каким хотели бы видеть своего коллегу.
  11. Найдите индивидуальный подход к каждому ребенку, не управляйте людьми так, как вам это удобно. Для этого требуется обычная человеческая чуткость.
  12. Будьте полны энтузиазма, помните: энтузиазм заражает.



Предварительный просмотр:

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя.

Работа социального педагога неразрывно связана с работой классного руководителя. Это обусловлено, прежде всего, тем, что наша работа направлена на главное – на человека, учащегося, воспитанника в социальной среде. И чем теснее контакт социального педагога и классного руководителя, тем весомее результаты их совместного труда с учащимися и их семьями. Функции, выполняемые классным руководителем и социальным педагогом, во многом сходны. Различия заключаются лишь в объеме реализации. В отличие от классных руководителей, которые практически всегда имеют учебную нагрузку, у меня, как у социального педагога, на первом месте не обучающая и не образовательная функция.

Классный руководитель, является связующим звеном между учащимся и социальным педагогом. От него поступает первичный запрос и первичная информация о ребенке. В нашей школе классные руководители в начале каждого учебного года заполняют социальный паспорт класса, в котором отражают количество детей, обучающихся в классе, количество неполных семей, малообеспеченных, многодетных, неблагополучных семей, количество детей оставшихся без попечения родителей, находящихся под опекой, проживающих не с родителями, инвалидов, детей с девиантным поведением, и детей из семей родителей-инвалидов. Все эти данные затем составляют социальный паспорт школы и банк данных различных категорий семей и детей.

Взаимодействие социального педагога и классного руководителя имеет своей целью совместное выявление причин, возникающих у ребенка проблем и проведения социально-педагогической коррекционной работы для оказания помощи и предупреждения возможных проблемных ситуаций. Чаще всего классный руководитель обращается к социальному педагогу, когда собственные меры воздействия на воспитанника и его семью не приносят желаемого результата.

Задача социального педагога  в работе с классными руководителями состоит в следующем:

- помочь классным руководителям стать помощником и советчиком не только для детей, но и для родителей;

- создать условия для свободного развития физических и духовных сил учащихся, руководствуясь интересами детей, их возрастными потребностями;

-защищать учащихся от всех неблагоприятных факторов;

- создать в коллективе детей и родителей атмосферу добра, взаимопонимания и доверия;

- стать соединяющим звеном между классным руководителем и семьями учащихся;

- принятие мер воспитательного воздействия к ребенку в случае пропусков занятий.

В современной семье, как показывают статистические данные, 7,5 % педагогов считают, что родители не занимаются воспитанием своего ребенка. Отсюда и возникают разного рода проблемы, которые мы пытаемся решить. В то же время некоторые родители в своих проблемах обвиняют школу, педагогов. Только не себя. Отсюда возникает конфликт между семьей и педагогом, а в результате страдает ребенок, который вынужден приспосабливаться, врать, что приводит в конечном итоге к безнравственности.

Во многих семьях родители не могут найти выход их сложившейся ситуации, в конечном итоге они вынуждены идти в школу за советом и помощью.

Социальный педагог, работая в тесном контакте с классным руководителем, с семьями учащихся, должен хорошо представлять себе формирующую роль семьи и зависимость этой роли от ценностных ориентаций ее членов. Эффективность такого сотрудничества зависит от успешного взаимодействия трех важнейших его составляющих: учитель-ученик-родитель. Если хотя бы одно звено из этого единства выпадает, то всем трудно достигнуть успеха в нашем деле.

Исходя из совместно решаемых проблем, можно назвать и общие формы работы. Таковыми, на наш взгляд, могут являться: совместные консультации, проводимые на основании данных социально-психологической и психологической диагностики как отдельных учащихся, так и класса в целом; проведение психолого-педагогических практикумов с детьми и их родителями, где обсуждаются вопросы нравственного развития детей, отклонения в поведении, их причины и пути преодоления, способы коррекции; совместные семинары для учащихся, родителей, педагогов школы; игровые способы коррекции поведения детей; совместное проведение родительских собраний; посещение социальным педагогом учебных занятий и наблюдения за учащимися на уроке. 

 

С этой позиции мы с классным руководителем ищем делового союза с родителями. Оправдывает себя работа лектории «Психолого - педагогические знания - родителям!»

Лекторий ставит целью:

- поддержание партнерских отношений с семьей ребенка;

- совместное решение детских проблем;

- взаимодействие с учителями, специалистами социальных служб и оказание помощи;

-индивидуальные консультации для родителей;

-выступления на родительских собраниях (результаты тестирования, анкетирования, выявления социально-неадаптированных уч-ся и т. д.);

-выступления на общешкольных родительских собраниях, конференциях с целью повышения грамотности родителей в области социальных вопросов (социальная помощь различным категориям семей, опека, дети-инвалиды, малообеспеченные семьи, регистрация, прописка и т. д.)

Главное, конечно, профилактическая работа с учащимися. Что для этого делаем? Организовываем воспитательную работу с детьми, направленную на формирование общей культуры личности, адаптацию к жизни в обществе, -изучаем психолого-педагогические особенности личности и ее микросферы, условий жизни ребенка;

-выявляем имеющиеся у детей проблемы и трудности, с одной стороны, и их интересы и потребности – с другой;

- способствуем своевременному разрешению конфликтных ситуаций;

-оказываю социальную помощь и поддержку учащимся;

- обеспечиваем охрану жизни и здоровья, пропагандируем здоровый образ жизни среди детей и подростков;

Известно, дети время проводят вне семьи, как правило, с одноклассниками, но нередко и с малознакомыми людьми, которые могут оказать пагубное влияние на подростка.

Чтобы ребенок не поддавался влиянию пагубных привычек, понимал всю опасность этого явления, понимал об ответственности за нарушение общественного порядка, мы проводим профилактические беседы с привлечением специалистов района: нарколога, районного врача-инфекциониста, педиатра.

      В обобщении вышесказанного можно выделить 5 ключевых слов, которые объединяют деятельность  социального  педагога , психолога  и  классного   руководителя. 

ПОЗНАТЬ: диагностирование, наблюдение, собеседование.

УВЛЕЧЬ: вовлечение в интересные виды деятельности.

НАУЧИТЬ: просвещение в области законов, здорового образа жизни; формирование нравственности, воспитание трудолюбия.

ОБЩЕНИЕ:  педагог  – ученик;  педагог  – родитель; родитель – ученик 

ПОМОЧЬ: создание механизмов прав защиты детей; оказание помощи в самоопределении, самовоспитании, саморазвитии.