Конспект НОД по обучению грамоте «Путешествие в страну Грамотейка»

Баринова Анна Викторовна

Цель: Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению.

Задачи: 1. Закрепление и автоматизация звуков с помощью чистоговорок и скороговорки.

2.  Закрепление умения определять место нахождение звука в слове.

3. Упражнять детей в чтении слогов, слов.

4. Закреплять умение составлять из букв слово, находить количество слогов в слове, ставить ударение, проводить звуковой анализ слова.

5. Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

6. Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также сложноподчиненных предложений с помощью слова «чтобы».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_stranu_gramoteyka.docx24.41 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  НОД по обучению грамоте

«Путешествие в страну Грамотейка»

Цель: Закрепление пройденного материала по основным единицам речи: звуку, слову, предложению.

Задачи: 1. Закрепление и автоматизация звуков с помощью чистоговорок и скороговорки.

2.  Закрепление умения определять место нахождение звука в слове.

3. Упражнять детей в чтении слогов, слов.

4. Закреплять умение составлять из букв слово, находить количество слогов в слове, ставить ударение, проводить звуковой анализ слова.

5. Продолжать учить составлять рассказ по серии сюжетных картинок.

6. Упражнять в образовании существительных с помощью уменьшительно-ласкательных суффиксов, а также сложноподчиненных предложений с помощью слова «чтобы».

Материалы к занятию: «волшебная палочка», набор магнитных букв, кошелек, сумочка, мешочек для игры в слова, раздаточный материал с набором слогов и букв для каждого ребенка и разукрашка, картинки животных (коровы, собаки, лошади, лисы, козы), шапочка для Гномика, картинки букв «К» с грустным и веселым выражением лица, сюжетные картинки для составления рассказа «Весна» Сутеева, разрезные цветы и бабочки для составления сложноподчиненных предложений, печенье для угощения в форме букв, корзина для сбора букв.

Ход занятия:

Дети стоят вокруг воспитателя и беседуют.

В. Мы целый год учили звуки и буквы на занятии по обучению грамоте. Выучили все. Предлагаю их все вспомнить и собрать вот в эту корзину (воспитатель показывает корзину). Собрать мы их сможем, показав то, чему мы научились на этих занятиях.

И я предлагаю вам совершить сегодня путешествие в необычную страну, которая называется «Страна Грамотейка». А если она так называется «Грамотейка», значит там учат грамоте, чтению, письму и т.д.. А чтобы туда попасть, нам понадобиться волшебная палочка и волшебные слова.

Здравствуй, Мудрая Страна,

Что отсюда не видна,

Явись ниоткуда,

Пусть свершится чудо!

Встань на пути,

Нас к себе впусти.    (звучит небольшая «волшебная» мелодия)

Дверь заперта. Пальчиковая гимнастика «Замок»

Воспитатель переворачивает маленькую переносную доску и на ней написано «Страна Грамотейка».

В. Вот мы и оказались в волшебной стране.

1. Артикуляционная разминка.

Эй-эй-эй-сидит на ветке воробей.

Ась-ась-ась-у меня тетрадь нашлась.

Зин-зин-зин-мы налили в бак бензин.

Ец-ец-ец-вот и сказочке конец.

Жи-жи-жи-под кустом сидят ежи.

 Юч-юч-юч-потеряла Оля ключ.

Щу-щу-щу-я грибы в лесу ищу.

Ыл-ыл-ыл-я у Леши шарф забыл.

Ля-ля-ля-булка стоит два рубля.

Ур-ур-ур-во дворе кормили кур.

Ай-ай-ай-наступает месяц май.

Эй-эй-эй-сидит на ветке воробей.

Ет-ет-ет-теплый дождь из тучи льет.

Ко-ко-ко-дети любят молоко.

Ох-ох-ох-мы посеяли горох.

2. Скороговорка.      Маленькая болтунья молоко

                                  болтала, болтала, не выболтала.

На доске буквы а,я,у,ю,о,е,э,е,и,ы

В. Ребята, прочитай буквы на доске. Что про них можно сказать? (они гласные, их можно петь, обозначаются красной фишкой)

Это первые буквы, которые мы положим в корзинку.

3. Игра «Кошелечек, сумочка, мешочек».

Правила. На столе приготовлены карточки с заданным звуком. (Ч)

У ребят, есть карточки, на которых изображены предметы со звуком д в названиях.

Те карточки, в названиях которых заданный звук находится в начале слова, нужно положить в кошелечек (кошелек держит воспитатель).

Те карточки, в названиях которых заданный звук  - в середине, нужно положить в сумочку (сумочку держит какая-то игрушка).

Те карточки, где названия предметов заканчиваются на заданный звук , помещаем в мешочек (мешочек держит ребенок).

В. И с эти заданием ребята справились. Забираем букву «Ч» в корзину. А что мы знаем про букву «Ч». (согласный, всегда мягкий) Рядом с ним еще буквы «Ц», и «Щ». Что мы про них знаем? («Ц»-согласный, всегда твердый, «Щ»- согласный, всегда мягкий). Забираем и их.

4. Чтение слогов и составление слов на тему «Домашние животные».

В.  Предлагаю всем ребятам пройти за столы. Сначала сядут девочки, затем мальчики.

ко

ба

ки

 ло

ро

ша

со

ди

вы

Ли    зы    сы         коровы, собаки, козы, лошади, лисы

(выставляются карточки с изображением этих животных)

Беседа:

- Какое слово лишнее? (лисы)

- Почему?

Чем отличаются дикие животные от домашних?

- Какую пользу приносят домашние животные? А дикие?

5. Игровая ситуация «В гости пришел Гном».

Стук в дверь.

- Кто это к нам стучится?

(Открываем дверь, заходит ребенок, на голове шапочка Гнома. У него картина, на которой изображены жаба, бабочка, кузнечик, ящерица. Изображения наложены друг на друга. Запутаны. Дети находят их и показывают.)

- Какая окраска у этих животных? Зачем она им нужна?

- Ребята, давайте обведем жабу зеленым карандашем. Жаба – большой друг гнома. Интересно, почему гном дружит с ней? Ведь она такая некрасивая.

(ответы детей)

- Чем жаба отличается от лягушки?

6. Звуковой анализ слова ЖАБА.

Дети из букв составляют слово ЖАБА.

- Сколько слогов в этом слове? Прохлопывают слоги) Назовите первый, второй слог.

- Какой слог ударный? (жа)

Дети с помощью фишек выкладывают звуковую схему.

7. Игровая ситуация «Составим отгадку».

         Загадка

Шевелились у цветка

Все четыре лепестка.

Я сорвать его хотел –

Он вспорхнул и улетел.         (бабочка)

Дети составляют из букв слово БАБОЧКА.

 - Какое слово спряталось здесь?      (бочка)

8. Динамическая пауза «Домик».

Под сосной - шалашик-домик,

В нем живет веселый гномик.

Мы тихонько постучим,

В колокольчик позвоним.

Двери нам откроет Гномик,

Пригласит гостей в свой домик.

Там внутри дощатый пол,

А на нем дубовый стол.

Рядом стул с высокой спинкой,

На столе тарелка с вилкой.

И блины горой стоят –

Угощенье для ребят.

9. Игра «Скажи ласково».

В. Посмотрите, ребята, вот еще одна буква. Какая? (К – с недовольным выражением лица) Она портит имена детей и называет их грубо Светка, Машка, Ванька. А это (К – с улыбкой) добрый звук и он называет детей ласково Светочка, Машенька, Ванечка. Давайте я буду называть как злой звук вас грубо, а вы как добрый – ласково.

10. Составление рассказа по серии картинок «Весна» Сутеева.

11. Образование сложноподчиненных предложений «Скажи дальше».

В. Путешествие по Стране Грамотейка подходит к концу. И предлагаю пройти на полянку, где много цветов и бабочек. Это необычные цветы. На обратной стороне написаны слова. Их надо прочитать и продолжить предложение.  ПОРТФЕЛЬ нужен, чтобы носить в нем учебники тетради, ручки.

(тетрадь, учебник, ручка, линейка, карандаши, парта, касса букв, пенал, стерка, учитель, класс, указка, звонок, перемена, урок, дневник, мел, буквы, цифры, прописи)  

Кто справиться с этим заданием, может забрать себе в подарок цветочек или бабочку.

12. Итог.

В. Вот и собрали мы все буквы. А это значит, что наше путешествие подошло к концу. Что вам сегодня понравилось в стране Грамотеев? Чем Мы занимались еще?

13. Угощение детей печеньем в виде букв.

В. А это вам угощение в виде букв. Надеюсь, что когда вы пойдете в школу, вы будете хорошо учиться и будете грамотными.