Использование новых образовательных технологий.

Трубенкова Галина Леонидовна

.1.Инновационная здоровьесберегающая технология  ;

2.Моделирующая технология - хореокоррекция;

3. Технология игрового обучения;

4.Информационнаая технология.
5.Технология проектного обучения.
6.Портфолио с использованием ЭОР.

Скачать:


Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА»

КОРСАКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ  ХОРЕОГРАФИИ


Педагог дополнительного образования

Трубенкова Г. Л.

КОРСАКОВ

2016

ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩИЕ ТЕХНОЛОГИИ НА УРОКАХ  ХОРЕОГРАФИИ

 

«Забота о здоровье – это важнейший труд педагога. От здоровья и жизнедеятельности  детей зависит их духовная жизнь, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы». В. А. Сухомлинский.

Состояние здоровья детей и подростков на сегодняшний день волнует многих специалистов, в том числе, и меня, как преподавателя хореографии детской школы искусств. Дети в современном мире подвержены не меньшим нагрузкам, чем взрослые: тяжёлые экологические условия жизни в мегаполисе, плотный учебный режим, длительное пребывание за компьютером и телевизором, неполноценное, несбалансированное питание. Малоподвижный образ жизни ведёт к нарушению опорно-двигательного аппарата, к психическим расстройствам, пагубно влияет на функциональное состояние и здоровье детей. Все эти факторы, как правило, приводят не только к ослаблению детского организма, но и к серьёзным функциональным заболеваниям.

Я –  руководитель хореографического коллектива  «Радость», и меня, естественно, не может не волновать состояние здоровья моих воспитанников. Ведь здоровье складывается из   физического, психического, социального, нравственного и  духовного  состояния человека. 

Хореография – искусство, любимое детьми, обладающее огромными возможностями для полноценного эстетического совершенствования ребенка, для его гармоничного духовного и физического развития. Занятие танцем формирует правильную осанку, тренирует мышечную силу, дает организму физическую нагрузку, равную сочетанию нескольких видов спорта. Я считаю, что именно хореография предоставляет огромные возможности для решения проблем, связанных со здоровьем детей. Поэтому мною, как педагогам, уделяется большое внимание работе по сохранению и укреплению здоровья детей. Это направление нашло отражение в образовательной  программе, цель которой состоит в воспитании новой личности современного общества через раскрытие способностей и развитие мотивации к познанию и творчеству в процессе организации разнообразных видов деятельности.

Первый год  обучения (6-7 лет). Происходит развитие музыкально-ритмической координации, мышечного чувства, осанки, стопы; музыкально-двигательной памяти. Получит возможность научиться  освоить партерную гимнастику с  предметом (мяч) и без предмета.

Второй год обучения (7-8 лет). Идёт формирование правильной осанки, укрепление суставно-двигательного связочного аппарата, развитие природных физических данных, коррекция опорно-двигательного аппарата. Ребёнок в этом возрасте получит возможность научиться понимание важности физической культуры и спорта для здоровья человека, его образования, труда и творчества.

Третий год  обучения (8-9лет). Развивается физическая сила, выносливость, координация, гибкость, ловкость, чувство ритма. В этом возрасте ребёнок получит возможность научиться элементарным представлением о единстве и взаимовлиянии  различных видов здоровья человека: физического, нравственного  (душевного), социально-психологического (здоровья семьи и школьного коллектива).

Четвертый год  обучения(7-8 лет). Развитие мышечных ощущений, моторно-двигательной и логической памяти. Учащийся получит возможность научиться, самостоятельно поддерживать собственное здоровье и здоровье окружающих на основе использования навыков личной гигиены;  

Пятый год обучения ( 8-9 лет).Развитие физических качеств, укрепление двигательного аппарата. Учащийся получит возможность научиться основам здорового образа жизни и реализации её в реальном поведении и поступках.

Шестой год  обучения(9-10 лет). Развитие работоспособности, готовности к труду, волевых качеств личности. В этом возрасте учащийся получит возможность научиться использовать знания о строении и функционировании организма человека для сохранения и укрепления своего здоровья.

Седьмой год  обучения(11-12 лет). Совершенствовать технику пластичного танца. Учащийся получит возможность научиться регулировать состояние своего физического здоровья.

Программа, включающие здоровьесберегающие технологии, способствует формированию основ самоконтроля, саморегуляции, дети совершенствуются духовно, физически и интеллектуально.

Задачей здоровьесберегающих  технологий является сохранение и укрепление здоровья и профилактика заболеваний, содействие правильному физическому  развитию, повышение с помощью  средств двигательной активности умственной работоспособности,  снижение отрицательного воздействия чрезмерной нагрузки на психику воспитанника.

 Целевые ориентации здоровьесберегающих технологий:

• Формирование культуры здоровья

• Содействие формированию сознательного отношения ребенка к

своему здоровью, как естественной основе умственного,

   физического и нравственного развития.

Применяю   следующие  здоровьесберегающие технологии:

*Подвижные музыкальные  игры мощный лечебный фактор. Благодаря музыкально-подвижным  играм ребёнок освобождается от страха, агрессии, нарушения поведения. Программа спецкурса помогает решать проблему адаптации младших школьников через игровую психотерапию, снижает у них состояние психического дискомфорта, эмоционального напряжения, исчезает зависимость от окружающих, состояние враждебности друг к другу, тревожности, многие осознают отрицательные черты своего характера, происходит сплочение в классах. Программа занятий достаточно гибкая, а сами занятия разнообразные. Музыка благотворно влияет на детей. Музыка -  это неотъемлемая часть хореографии. Музыкальное сопровождение можно рассматривать как фактор стимулирующего воздействия на детей, обучающихся танцу.  Применение музыки  в игре способствует успешному усвоению двигательного навыка.

*Партерная гимнастика позволяет с наименьшими затратами энергии достичь определенных целей: повысить гибкость суставов, улучшить эластичность мышц и связок, нарастить силу мышц, выработать правильную осанку. Употребление в партерном экзерсисе йоги помогает выработать правильную осанку. Эта гимнастика оказывает благотворное воздействие почти на все органы человеческого тела и помогает излечивать самые разные заболевания. В йоге существуют упражнения, активно направленные на развитие разных мышц. Детям нужно давать точные инструкции для того, чтобы они сосредотачивали внимание на тех мышцах, которые сокращают или расслабляют. Сложные названия упражнений йоги лучше заменить более простыми для удобства запоминания их детьми.

*Дыхательная  гимнастика учит согласовывать  дыхания с движением, чтобы занятия были эффективными, очень важно научить детей правильно дышать. Комплекс дыхательных упражнений поможет освоить правильное дыхание и даст нагрузку на многие группы мышц и восстановить дыхание после быстрого темпа занятия. Дыхательные упражнения влияют и на укрепление осанки. Дети учатся правильному чередованию вдоха и выдоха, умению напрягать и расслаблять положение тела.

*Пальчиковая  гимнастика являются мощным средством  повышения работоспособности головного  мозга. Формирование словесной речи ребенка начинается, когда движения пальцев рук достигают достаточной точности. Развитие пальцевой моторики подготавливает почву для последующего формирования речи. Роль стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и, в частности, речи играет формирование и совершенствование тонкой моторики кисти и пальцев рук.

*Самомассаж  является основой закаливания  и оздоровления детского организма.  Выполняя упражнения самомассажа,  дети получают радость и хорошее  настроение. Такие упражнения способствуют формированию у ребёнка сознательного стремления к здоровью, развитие навыков собственного оздоровления.

На практике я убедилась, что здоровьесберегающие  технологии должны носить обязательно  творческий характер. Только в атмосфере творческого процесса создаются благоприятные условия для заинтересованности детей в укреплении своего здоровья. Введение в занятия упражнений из древней восточной гимнастики, из дыхательной гимнастики, комплекса упражнений «Учимся у зверей» повышает интерес детей.

Используя во время  своих занятий здоровьесберегающие  технологии, я пришла к выводу, что  установка на здоровье и здоровый образ жизни не появиться у  человека сама по себе, а формируется  постоянно и маленькими шажками  от капельки к капельку. Методы обучения знаниям, умениям и навыкам, привлечение внимания обучающихся к своему здоровью обеспечивают в органичном единстве решение задач и проблем воспитания здорового поколения.

 

 Список использованной литературы.

1. Анисимова Т.Б.  Дьяченко Л.П. - Продлёнка: Игры и занятия для школьников.-Ростов на Дону:Феникс

2. Ахутина Т.В. Здоровьесберегающие технологии обучения: индивидуально-ориентированный подход // Школа здоровья. 2000. Т. 7. №2. С.21 – 28.

3. Бардина Р.А. «Здоровье и физическая культура», «Олимп»,2001 год.

4. Джозеф С. Хавилер. Тело танцора, медицинский взгляд на танцы и тренировки. Издательство «Новое слово». Год: 2004

5. Заикина Е.А. Быть здоровым непросто. Формирование культуры здоровья у старшеклассников.  – М.: Чистые пруды, 2008г. Вып. 19

6. Казакова Т.Н. Технологии здоровьесбережения в образовательном учреждении.  – М.: Чистые пруды, 2007г. Вып. 4(16).

7. Кочеткова Т.И. Комплекс упражнений лечебной гимнастики для школьников.// «Практика», №8, 2005, с.41

8. Шмелёва Н.В. Для профилактики нарушений осанки //«Начальная школа»,  №7, 2007, с.55.



Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение

«Дом детства и юношества»

Корсаковского городского округа

Сахалинской области

        

Методическая разработка

                                                                  «Применение  инновационных  технологий в образовательной деятельности хореографического коллектива»

                                                                                                               

                                       

                       

Автор:

Трубенкова Галина Леонидовна,

                                                      педагог дополнительного

                                                                           образования  

                           

Корсаков

2016


 «Расскажи мне, и я забуду,

Покажи мне, и я запомню,
Дай мне попробовать, и я научусь»
Древняя китайская пословица

Для создания  условий  раскрытия и развития творческого потенциала ребят, формирование у них устойчивой мотивации к занятиям хореографией и достижение ими высокого творческого результата используются различные методы работы.

  Особое значение приобретает взаимодействие традиционных и инновационных педагогических подходов на занятиях с хореографическим коллективом.

         К традиционным методам подготовки относятся методы и рекомендации по изучению танцевальной техники, построения и разучивание танцевальных комбинаций, изучение истории становления и развития искусства танца, общее эстетическое развитие занимающихся.

Инновационные методы включают в себя следующие компоненты: современные педагогические технологии развития лидерских и диалогических способностей; педагогические аспекты творческой деятельности; методы развития межличностного общения в коллективе; интеграцию в процессе создания коллективного творческого продукта танцевального коллектива; методы создания художественной среды средствами хореографии.

  Мой инновационный опыт представляет собой применение комплексного способа разучивания танцевальных комбинаций на основе приема «от простого к сложному» для развития танцевальных способностей воспитанников.

1. Ведущей технологией  является технология обучения в сотрудничестве и развивающее обучение. 
Данные технологии позволяет организовать обучение детей по программе в тех формах, которые традиционно применяются на занятиях хореографией.

Технология обучения в сотрудничестве на занятиях по хореографии включает индивидуально-групповую работу и командно-игровую работу. В первом случае занимающиеся  разбиваются на группы в  несколько человек. Группам дается определенное задание, например, самостоятельно повторить разученные танцевальные элементы. В моей педагогической деятельности использую следующие формы занятий для эффективной работы хореографического коллектива и достижения высокого творческого результата:

групповая форма (группы формируются с учетом возраста детей, также различаются по половому признаку; группа может насчитывать от 10 до 12 человек; группа может состоять из участников какого-либо танца или этюда);

коллективная форма (такая форма применяется для проведения сводных репетиций, ансамблей, постановок танцев, где, например, задействовано несколько возрастных групп);

индивидуальная форма (работа с солистами, наиболее одаренными детьми; такая форма также необходима для детей, не усвоивших пройденный материал, отстающими детьми).

Л.В. Занков разработал систему развивающего обучения, в которой на первое место ставится обучение на высоком уровне трудности, преодолеваемой учащимися в ходе их учебной деятельности. 
Развитие личности проходит ряд этапов. Каждый тесно связан в предыдущим, ранее достигнутый органически включается в образование более высокого. Так же и я в своей работе, иду от простого к сложному, последовательно и систематично. Развивая у детей на первом году обучения – выворотность ног, подъем стопы, гибкость, танцевальный шаг, мышцы тела партерной гимнастикой. Я сразу учу детей элементарным танцевальным движениям (это галопы, подскоки, танцевальный бег). На основе выученного материала строятся более сложные танцевальные комбинации, этюды, что у детей развивает мышечную память, музыкальность, чувство ритма, работоспособность и т.д. 
На протяжении всех лет обучения хореографией дети продолжают развивать и совершенствовать навыки и умения, полученные ранее. Большое значение на занятиях я придаю музыкальности, музыкальному сопровождению, которое развивает художественный вкус, общую музыкальную культуру. 
Экзерсис у станка содержит много трудных движений, которые в старших классах я комбинирую друг с другом, составляя более сложные танцевальные комбинации, что дает возможность развивающее обучение сделать эффективным. Я не стою на месте, постоянно совершенствую исполнительское мастерство своих учеников. Выявляю творческие задатки и развиваю творческие способности детей.

2. Технология игрового обучения применяется мною, так как в составе обучающихся составляют дети младшего школьного возраста. Мною разработан комплекс упражнений  в игровой форме, который помогает удержать интерес воспитанников, и включает их в активную работу.

3. Информационных технологий

Кроме традиционных форм и методов проведения занятий, могут быть использованы при обучении такие методы, как:

  • методика работы с Интернет – технологиями (путешествие по сети Интернет, посещение танцевальных сайтов, поиск специальной литературы и необходимой информации по хореографии);
  • методика использования метода проектов на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание банка данных, электронных таблиц);
  • методика использования творческих заданий на занятиях хореографии с применением средств Microsoft Office (создание рекламных проспектов, буклетов, фото - коллажа и т. д.);
  • методика организации компьютерного практикума на занятиях хореографии (интерактивные игры, составление кроссвордов, тестовые задания);
  • методика использования обучающих видео - программ  (видео-пособие “Азбука классической хореографии” и др.).

Формы организации учебных занятий: беседа, практическое занятие, самостоятельная работа, компьютерные практикумы, творческие задания, проекты, интерактивные игры и т. д.

Формы контроля на занятиях эстрадной хореографии: практические или устные работы, приуроченные к теме занятий; тестовые задания, зачеты, контрольные работы, опрос, викторины, самоконтроль.

При условии систематического использования информационных технологий в учебном процессе в сочетании с традиционными методами обучения можно значительно повысить эффективность обучения хореографии.

4. Технология проектного обучения

Внедряемая мною дополнительная образовательная программа обеспечивает высокую личную заинтересованность каждого обучающегося в приобретаемых знаниях.  Хореографические занятия полны творческих заданий, приключенческих, игровых и практико-ориентированных проектов. Ученики могут выполнять как в группах, так и индивидуально.

С применением данной технологии совместно с воспитанниками были созданы и реализованы следующие творческие проекты:

- «Стартинэйдежер» (досуговое мероприятие для школы): воспитанники ансамбля «Радость» готовили конкурсы и творческие задания для команд классов, в которых они обучаются, составляли музыкальную программу вечера.

- «По станам и континентам» (досуговое мероприятие для школы): воспитанники ансамбля «Радость» готовили конкурсный творческий тематический танцевальный номер для команд классов, в которых они обучаются.

- «Танцевальная карусель» (творческий годовой отчетный концерт): ребята составляли программу концерта, придумывали сценарий, совместно с родителями готовили концертные костюмы.

- Портфолио с использованием ЭОР.            В настоящее время, в ситуации внедрения и распространения обучения нового стандарта в образовательных учреждениях, весьма актуальной становится необходимость использования нового инструмента оценки учебных и творческих  достижений. Таким инструментом является портфолио – портфель индивидуальных образовательных достижений.
Основными этапами разработки портфолио являются: планирование, подготовительный этап, проведение, анализ. Все стадии работы над электронным портфолио последовательно соотносятся с действиями, которые обучающиеся должны выполнить на каждом из этапов. Так, на этапе планирования решаются задачи, связанные с определением форм организации учебного процесса, направленности его на цель формирования творческой  деятельности, создание необходимых условий, формирующих мотивацию к проектной деятельности, потребность в освоении теоретических знаний и практических навыков для ее успешного осуществления.
На этапе разработки и реализации портфолио в учебных группах  используются некоторые приемы технологии С.Д. Полякова «Коллективное творческое дело», а также практикум «Коммуникации в проекте».
Заключительный этап анализа связан с формированием рефлексивного компонента,  позволяет оценивать поведение и деятельность обучающихся в процессе творческого проектирования в развитии.
           Работа над созданием электронного портфолио позволяет каждому ученику увидеть себя как человека способного и компетентного, идущего в ногу с современными технологиями, развивает умение истинно оценивать себя - научиться давать позитивную оценку и находить положительные стороны, научиться конструктивно, критиковать отрицательные моменты представления презентации. Все это развивает коммуникативность и умение сотрудничать, умение искать пути решения поставленной задачи, развивает исследовательские умения. 

В процессе творческой деятельности у обучающихся формируются и развиваются обще-учебные умения: рефлексивные и поисковые (исследовательские); навыки оценочной самостоятельности и работы в сотрудничестве, а также способности достойно представлять и защищать свой портфолио



Предварительный просмотр:

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«ДОМ ДЕТСТВА И ЮНОШЕСТВА»

КОРСАКОВСКИЙ ГОРОДСКОЙ ОКРУГ САХАЛИНСКОЙ ОБЛАСТИ

Ритмическая гимнастика как метод хореокорреции на уроках хореографии

Педагог дополнительного образования

Трубенкова Г. Л.

КОРСАКОВ

2016

Ритмическая гимнастика как метод хореокорреции на уроках хореографии

Педагогическая целесообразность образовательной программы заключается в том, что она, учитывая возрастные особенности детей, включая в себя систему игрового стрейчинга и комплекс корригирующих упражнений в партере, не только развивает необходимые для хореографии качества, но и укрепляет здоровье детей.

Клавдий Гален, врач школы гладиаторов в Древнем Риме подчеркивал важность гимнастических упражнений при заболеваниях опорно-двигательного аппарата. Он ввел термины, которые широко используются в наше время - кифоз, лордоз, сколиоз и предложил корригирующую гимнастику при этих деформациях позвоночника.

Упражнения партерного экзерсиса, используемого на занятиях коллектива, способствуют укреплению мышц спины, брюшного пресса, внутренней группы мышц бедер , а также релаксации связок голеностопа, коленных и тазобедренных суставов, что в конечном итоге способствует развитию физических данных для занятий хореографией, а именно шага, выворотности, подъема и гибкости.

Открыть изображениеОткрыть изображение

Открыть изображение

Открыть изображение

Открыть изображение

Экзерсис на полу состоит из нескольких разделов: упражнений сидя на полу, упражнений лежа на спине, упражнений лежа на боку, упражнений лежа на животе и упражнений парами.

Каждый из разделов имеет свои задачи, но практически через все упражнения проходит нацеленность на укрепление мышц спины, в стремлении добиться прямой осанки, вытянутости ног в коленях и стопе.

Среди различных средств реабилитации детей с нарушениями осанки основным средством коррекции является гимнастика, так как только с помощью гимнастики можно создать мышечный корсет.

Активные упражнения партерного экзерсиса, укрепляющие спину и брюшной пресс, постепенно создадут мышечный корсет, доведут до автоматизма привычку к правильному, рациональному положению тела в пространстве.

Упражнения исполняются в сопровождении музыкального инструмента и здесь важно следить за музыкальностью исполнения движений. Следование четкой ритмической основе каждого упражнения способствует развитию музыкальности и внутренней организованности.

Одной из серьезнейших проблем современных школьников является плоскостопие.

По данным разных авторов плоскостопием страдает от 20 до 40 % детей. Как известно, легче предупредить болезнь, чем ее лечить.

В вопросах профилактики должен быть комплексный подход: гигиена стоп, правильная обувь, профилактика хронических, длительно протекающих заболеваний ит.д. Но главное в профилактике плоскостопия - хорошо организованный двигательный режим.

По А.А. Ухтомскому обязательным средством реабилитации и профилактики наряду с другими являются специальные упражнения для стоп, способные создать в коре больших полушарий сильные очаги возбуждения, которые могут подавить патологические и разорвать неправильные условнорефллекторные связи, образуя взамен новые, более совершенные.Эти упражнения широко используются и в хореографии.

Упражнения в ходьбе:

  • Ходьба на носках;
  • С поворотом стоп пятками наружу, носками внутрь;
  • На наружном и внутреннем своде;
  • "Гусиный шаг";
  • На носках в полуприседе;
  • На носках с высоким подниманием бедер;
  • Танцевальные шаги на полупальцах.

Упражнения в исходном положении стоя:

  • Поднимание на носках вместе и попеременно (releve );
  • Перекат с пятки на носоки обратно;
  • Полуприсед и присед на носках (demi и grand plie).

Упражнения в положении сидя:

  • Оттягивание носков;
  • Круговое движение стоп(rond).

Кроме того, включение в занятия прыжков на полупальцах, прыжков на скакалке является также профилактикой и реабилитацией плоскостопия.