Результаты участия в работе профессиональных сообществ педагогических работников.

Трубенкова Галина Леонидовна

Социальная сеть работников образования: ,  http://nsportal.ru/galina-trubenkova, https://infourok.ru/user/trubenkova-galina-leonidovna

Областные педагогические чтения «Образование 21 века – взгляд современного педагога»,, Южно-Сахалинск, 2015 г., сертификат;

Региональныйая теематическая смена-фестиваль "Казачок"

 

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Выступление

Слайд 1

Представляю вам презентацию на тему Народно-сценический танец  как средство приобщения детей к мировой культуре»

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ

Проблема. Снижение интереса к народным хореографическим и сценическим традициям в условиях активной пропаганды новых форм танцевального искусства, популярных танцевальных стилей и направлений, которые позволяют удовлетворить естественную физическую потребность ребёнка в разнообразных формах движения, но имеют ограниченную возможность воспитательного воздействия на личность ребенка.

 Актуальность

. В концепции модернизации российского образования одним из приоритетов отмечено духовное и нравственно-эстетическое воспитание детей. Данная задача может быть реализовано через обучение детей народно- сценическому танцу, что обусловлено реализацией возможности приобщения детей к богатству танцевального народного творчества, которое интегрирующему различные аспекты жизни человека (социальный, духовно- нравственный, культурно-исторический, идеологический), воспитания у обучающихся уважения к народной культуре. Кроме того, занятия хореографией, в частности народно-сценическим танцем, позволяет решать задачу здоровьесбережения ребенка, которая является одним из ключевых принципов Национальной стратегии развития

 Глобальные социально-экономические и политические трансформации последних двух десятков лет вызвали глубокий кризис в сфере духовной жизни, культуры, образования, создали реальную угрозу утраты национальной культурной идентичности народов, породив культурный конфликт поколений.

В сложившейся ситуации не только судьба реформ, но и государств, и наций, способность общества к самосохранению и саморазвитию решающим образом зависят от того, каким образом и в каком направлении будут развиваться процессы в сфере образования.

Будучи одним из стабилизирующих факторов общественной жизни, устойчивые традиции национальной культуры способны, как показывают исследования, помочь человеку адаптироваться к стремительно меняющемуся миру, особенно детям и подросткам. Отражая жизненный опыт народа, творчески обобщая и осмысливая его, традиции являются ярким выражением художественно-исторической памяти нации, важным фактором социальной экологии и в этом качестве может способствовать культурному «выживанию» человека.

Исходя из актуальности проблемы, выбрана настоящая тема исследования: «Народно-сценический танец как фактор сохранения национальной культуры народов».

Объект исследования: сохранение и развитие традиций национальной хореографической культуры народов.

Предмет исследования: процесс обучения народно- сценическому танцу детей  как фактора сохранения и развития национальной культуры.

Цель исследования: На основе анализа аспектов сохранения и развития национальной хореографической культуры провести опытно-экспериментальную работа по исследованию роли обучения народно- сценического танца как фактора сохранения и развития традиций национальной хореографической культуры.

Слайд 3

ЦЕЛЬ.

Цель программы. Сохранение культурных традиций России и мира через обучение детей хореографическому искусству народов мира и их активное творческое развитие.

Слайд 4

Задачи: Обучающие. Обучать детей основам народно-сценического танца и танцев народа мира. Формировать познавательный интерес к хореографии, различным видам искусства

. Развивающие. Развивать общие и специальные физические данные детей. Способствовать развитию и реализации творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности.

Воспитательные. Воспитывать личностные качества: веру в свои силы, дисциплинированность, ответственность. Воспитывать у детей уважение к народному хореографическому искусству, народным истокам. воспитывать навыки культурного общения в коллективе

Задачи исследования:

1. На основе анализа научной литературы определить основные термины и понятия по теме исследования.

2.Изучить истоки и семантику народного танца.

3. Охарактеризовать возрастные особенности детей подросткового возраста и их отношения к национальной хореографической культуре.

4. На основе опытно-экспериментального исследования раскрыть эффективность занятий народным сценическим танцем детей подросткового возраста как фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры.

Методы исследования: для достижения цели и задач исследования нами применялся следующий комплекс методов: работа с научной литературой, метод педагогического наблюдения, теоретическое объяснение, практические занятия и др.

Танец того или иного народа полностью отображает культуру и дух данного народа, а также своим образом характеризует саму страну. Но даже в рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца.

Со временем народные танцы изменялись, но это в основном относилось к танцам в крупных городах и населенных пунктах и практически не повлияло на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад.

Танцы возникли из самых различных движений и жестов, связанных с эмоциональным состоянием первобытного человека, порожденным трудом и окружающей средой. Танцевальное искусство существовало еще до появления простейших народных музыкальных инструментов – они сопровождались хлопками зрителей, поддерживающих ритм. Движения изменялись постепенно, подвергаясь художественному обобщению, и в результате сформировалось танцевальное искусство – одно из древнейших проявлений народного творчества. На основе танцевальных традиций, языка хореографии, пластической выразительности, соотношения движения и музыки у каждого народа сложились свои танцевальные пути[29,с.54]

Народный танец – танец определенной национальности, народности или региона. Народные танцы являются формой народного творчества, сложившейся на базе народных танцевальных традиций.

Существуют древние трактаты о танцах, в которых зафиксированы танцевальные традиции. Первоисточником танца являются движения и жесты человека, связанные с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями от окружающего мира. Первоначально танец представлял собой комплекс, состоящий из мимики, жестикуляции, движений  корпусом и ногами. Мимика – первый язык человечества, была неразрывно связана с танцевальным искусством. Более того, все движения природы и человека в древние времена назывались танцами. Танец – это одновременно способ почитания Природы и способ благожелательного влияния на Природу[33, с 28].

В глубокой древности танец был составной частью обрядов и занимал важнейшее место в жизни человека. В первобытном обществе существовали самые разнообразные виды плясок – охотничьи, военные, обрядовые. Поводы к пляскам и сюжеты этих плясок диктовались самой жизнью. Любой танец у древних знаменовал соединение человека с могущественными космическими  энергиями, необходимыми для переживания важных, этапных событий в их жизни: рождение потомства, охота, война, смерть. Массовость, всеобщность – необходимое условие пляски. Ведь когда люди танцуют все вместе, в одном ритме, появляется удивительное, почти мистическое чувство единения друг с другом, возникает колоссальный по мощности заряд энергии, способный сделать каждого в несколько раз сильнее. Основная форма исполнения – круг, который являлся, с одной стороны, наиболее удобной формой исполнения массового обрядового танца, а с другой стороны, имел символический, магический смысл, связанный с культами Солнца и Луны. В танцевальных движениях воплощались любовь и труд, моление о плодородии, о дожде и о других насущных нуждах племени[34,с.143].

Слайд 5

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

 Освоение основ народно-сценического танца и танцев народов мира Устойчивый интерес к хореографическому искусству

Развитость специальных (танцевальных) данных у детей

Улучшение общей физической подготовки занимающихся

 Реализация творческих способностей Проявление уважения к народному хореографическому искусству, народным истокам

Становление личностных качеств

Развитость коммуникативной культуры

Слайд 6,7,7,8, 10

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ

Танец того или иного народа полностью отображает культуру и дух данного народа, а также своим образом характеризует саму страну. Но даже в рамках одной страны народные танцы претерпевают довольно сильные изменения, если двигаться с севера на юг или запада на восток. Даже у отдельной деревеньки может быть свой собственный вид танца.

Со временем народные танцы изменялись, но это в основном относилось к танцам в крупных городах и населенных пунктах и практически не повлияло на народные танцы в изолированных деревнях, поэтому даже сейчас в отдаленных селеньях можно видеть танец таким, каким он был много лет назад

По программе объединения мы начинаем с изучения гимнастики и ритмики. Далее начинается изучение основ классического танца как основной базы подготовки танцоров и уже на 3-ем году обучения в программу вводится народно-сценический танец.

Но уже на первых уроков ритмики я знакомлю детей с основами русского танца

.

.

При проведении урока мне необходимо  суметь донести до исполнителей все нюансы изучаемого хореографического материала. Здесь особенно важен практический показ каждого упражнения под музыку, четкая его метрическая раскладка, единый темп ведения урока. Объяснение упражнения не должно быть продолжительным, так как затянувшаяся пауза между разучиваемыми движениями приводит к переохлаждению физического аппарата исполнителей.

Важную роль в процессе воспитания народными танцами играет музыкальное сопровождение, являющееся основой проведения каждого занятия. Наиболее подходящим инструментом для музыкального сопровождения уроков народного танца является баян или аккордеон, реже – рояль. Музыка должна соответствовать движению по характеру стилю, национальной окраске. Педагог  и концертмейстер непременно должны находиться в творческом контакте, хорошо знать хореографический и музыкальный материал каждого урока. Хорошее музыкальное сопровождение поможет развить у учащихся не только ритм, слух, но и воспитать художественный вкус.

Учебные комбинации — это «кирпичики», из которых вырастает «здание» занятия. Движения, выстроенные в определенной последовательности — это форма, которую необходимо наполнить содержанием.

Привлекая при сочинении комбинации элементы народного танца, я отбираю те, которые бы соответствовали по стилю основному движению. Соединяя учебные элементы движений с танцевальными, можно получать интересные комбинации. Главное здесь — направить внимание на подготовку физического аппарата исполнителя к движениям на середине зала. Продолжительность учебной комбинации — от 8 до 32 тактов с учетом темпа исполнения. Например, такие движения, как приседания, круговые движения ногой, развороты ноги, исполняются преимущественно в медленном темпе (музыкальный размер: 3/4, 6/8, 4/4), поэтому комбинации состоят из 16—32 тактов. Причем вначале обучения они будут короче, а в дальнейшем, когда окрепнет физический аппарат, нагрузку можно увеличить.

Упражнения на развитие подвижности стопы, маленькие и большие броски, дробные выстукивания, зигзаги, исполняются в более быстром темпе (музыкальный размер 2/4), достаточно 8—16 тактов для построения учебной комбинации. При сочинении комбинации на материале того или иного народного танца необходимо учитывать не только характер, что конечно же является важным, но и то, какую задачу мы решаем. Если, скажем, комбинация, основанная на элементах подготовки к «веревочке» будет исполняться в характере русского, украинского, венгерского или другого народного танца, где встречается это движение, это действительно послужит подготовкойк исполнению данного движения на середине зала. В том же случае, когда разучиваемый элемент в народном танце не встречается, исполнение его в характере этого танца не оправдано. Нежелательна перегрузка учебной комбинации танцевальными движениями, отходами от станка, многочисленными поворотами, прыжками и т. п. Необходимо учитывать также мышечную нагрузку при исполнении упражнений на присогнутых ногах в сочетании с подъемом на полупальцы или при подъеме пятки опорной ноги, упражнений, исполняемых на подскоках, с прыжком и т. д. В сочинении учебной комбинации главным должен стать принцип — от простого к сложному. Этот принцип необходимо учитывать при построении урока народного танца в целом.

Слайд 11

Внеклассная воспитательная работа – это организация педагогом различных видов деятельности, обеспечивающей необходимые условия для социализации личности во внеучебное время. Она является самостоятельной сферой воспитательной работы учителя, проводимой во взаимосвязи с воспитательной работой на уроке.

К основным методам деятельности во внеклассной воспитательной работе относятся: а) методы информирования (лекции, рассказы, беседы, дискуссии, проведение «круглых столов» и т.п.); б) методы наглядных иллюстраций и демонстраций(показ плакатов, наглядных пособий, кинофильмов, картин и т.п.); в методы практической деятельности (выполнение трудовых заданий, задание по изготовлению моделей); методы стимулирования творческой деятельности (поощрение, создание ситуаций успеха, порицание недостатков и т.п.); д)методы контроля за эффективностью воспитания детей (наблюдения, проведения контрольных бесед, анкетных опросов).

Хорошо, если бы все участники могли просмотреть фильм или спектакль, сюжет и образы которых близки к теме избранного танца. После этого можно наметить исполнителей и приступить к разучиванию отдельных танцевальных движений. Работу над разучиванием элементов танца надо обязательно проводить под музыку.

Необходимо выбирать публикации, где дается развернутый исторический очерк о народной танцевальной культуре и ее особенностях.

Необходим методический материал, помогающий освоить особенности манеры исполнения национальной лексики.

При подготовке номера останавлтваюсь подробно на примерах танцевальных композиций данного народа, фольклорных и сценических вариантах, а также танцах разных регионов каждой республики.

В последние годы из возможностей использования Интернет-материалов для постановки народно – сценического танца можно найти превеликое множество, при этом могут быть учтены запросы самых разных коллективов художественной самодеятельности, от начинающих – до имеющих значительную подготовку, а также разного исполнительского состава и величины. В то время, изобилие материала не всегда гарантирует качество, поэтому в числе главных условий успеха художественных коллективов (особенно детских) является мастерство руководителя, его профессиональная компетентность и культура.

В отечественной педагогике главным методом воспитания является метод убеждения, так как ему принадлежит определяющая роль в формировании важнейших качеств человека – научного мировоззрения, сознательности и убежденности.

Метод убеждения заключается в том, чтобы разъяснить учащимся нормы поведения, установленные, сложившиеся традиции, а при совершении каких-либо проступков – их аморальную сторону с целью осознания ее провинившимся и предупреждения проступка в последующее время.

В применении метода убеждения используются два основных, неразрывно связанных средства: убеждение словом и убеждение делом.

Наиболее распространенными приемами и средствами убеждения словом являются: разъяснение, доказательство, опровержение, сравнение, сопоставление, аналогия, ссылка на авторитет и др. Убеждение словом должно органически сочетаться с убеждением делом, практикой.

При убеждении делом наиболее часто используются следующие приемы: показ занимающемуся ценности и значимости его действий и поступков; поручение практических заданий, способствующих преодолению сомнений, ложных взглядов; анализ жизненных явлений, опровергающих ошибочные взгляды; личный пример преподавателя и др. [30,с.74]

Метод упражнения (метод практического приучения) позволяет каждому преподавателю и самому учащемуся быстрее достичь желанной цели: слить воедино слово и дело, сформировать устойчивые качества и черты характера. Его сущность состоит в такой организации повседневной жизни и деятельности, которая укрепляет сознание, закаляет волю, способствует формированию привычек правильного поведения. В основе приучения лежит упражнение в определенных морально-волевых проявлениях.

Упражнение как специальная, многократно повторяемая человеком деятельность необходима для совершенствования навыков поведения в различных ситуациях в результате повышения сознательности. Упражнение в воспитании отличается от упражнения в обучении. В первом случае оно тесным образом связано с одновременным повышением сознательности, а во втором – направлено на отработку навыков и умений до высокой степени автоматизма, а роль сознания в действиях несколько снижается.

Для совершенствования моральных и других профессионально важных качеств большое значение имеет системный подход к упражнениям, который включает в себя последовательность, плановость, регулярность. Надо постоянно, настойчиво упражнять учащихся в дисциплинированном, культурном поведении, в точном выполнении танцевальных правил, традиций, пока эти нормы не станут привычными.

Поощрение представляет собой специфическую упорядоченную совокупность приемов и средств морального и материального стимулирования. Моральное и материальное поощрение активно помогает человеку осознать значение своего труда в достижении общей задачи, осмыслить свое поведение, закрепить положительные черты характера, полезные привычки.

В хореографическом искусстве к числу поощрений относятся: одобрение, похвала педагога в ходе занятий, награждение грамотой. Под методом наказания (принуждения) понимается система средств и приемов воздействия на учащихся, нарушающих законы, нормы морали, с целью исправить их поведение и побудить добросовестно исполнять свои обязанности.

И, наконец, следующим этапом исследования стало оценка уровня формирования нравственно-эстетического вкуса. Оценочная деятельность произведений искусства танца и музыки является отражением сформированности художественного вкуса .

Для этого в вопросах анкеты были простые вопросы: Назовите ваших любимых исполнителей песни или танца и ваши любимые произведения. А далее исследуемые дети должны были обосновать свой выбор.

На наш взгляд, оценку уровня сформированности художественно-эстетического вкуса можно выразить в оценочных суждениях и широтой музыкальных предпочтений. Чем человек больше знает жанров музыки, тем он более осознанно делает свое предпочтение. Давая развернутые ответы и комментарии к своим ответам, дети показывают не только художественно-эстетический вкус, но и нравственно-эстетическое сознание. Ответы на эти вопросы показали следующее

У детей, вовлеченных в творческую танцевальную деятельность, более высокий уровень сформированности художественно-эстетического вкуса. Таким образом, наша гипотеза роли обучения детей подросткового возраста народно-сценическим танцем, как важного фактора сохранения и развития традиций хореографической культуры полностью подтвердилась. Развитие элементов нравственно-эстетической культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным, если в процессе занятий народно-сценическим танцем формирование способности воспринимать, оценивать прекрасное будет построено в определенную систему, включающей в себя различные средства и методы музыкального и хореографического (народно-сценического) жанра.

Конечно, каждая образовательная область вносит свой вклад в формирование человека, который будет жить в новом тысячелетии. Образовательная область искусство, предоставляет учащимся возможность осознать себя как духовно-значимую личность, развить способность художественного, эстетического, нравственного оценивания окружающего мира. Освоить непреходящие ценности культуры, перенять духовный опыт поколений.

Искусство с первых дней школьной жизни служит средством формирования мировоззрения ребенка в целом, в его эстетической и нравственной сущности, развивает ассоциативное, образное мышление. Именно в искусстве школьник развивает свои творческие способности, приобретает опыт творческой деятельности, формирует свою индивидуальность.

Многие авторы отмечает, что раннее вовлечение детей в творческую деятельность полезно для общего развития, вполне отвечает по потребностям и возможностям ребенка. Особенно велик воспитательный потенциал обучения народно–сценического танца, как важного компонента сохранения и развития традиций хореографической культуры. Кроме этого , воспитание в раннем возрасте сильного (благодаря физкультуре) и красивого (благодаря танцу) тела будет способствовать формированию сильного и красивого, а главное здорового человека.

Слайд  12, 13,14, 15, 16

Наши выступления – младшая группа «Китайский танец»

Русский танец «Вертушки»

Якутский танец «Рождение оленя»

Ирландский танец «Прогулка по камням»

Итальянский танец «Тарантелла»

Слайд  17-22

Наши достижения

За период изучения народно-сценического танца с 2011 г. по 2014 г. ребята изучали танцевальное искусство России. Белоруссии, Прибалтики, Украины, Италии, Молдавии.

         Были поставлены танцы на основе движений русского танца «Русский девичий», за который в 2012 г. на областном конкурсе «Сахалинская мозаика» они заняли 2 место в номинации народный танец.

2013 г. – 1 место за танцы «Вертушки» (русский танец) и «Тарантелла» (итальянский народный танец).

2014 г. участники Дней культуры г. Корсакова в г. Южно=Сахалинске

2014 г. –  диплом за участие в Международном фестивале национальных культур - Ирландский танец «Прогулка по камням»

2014 г. – 3 место в областном фестивале – конкурсе «Радуга» Якутский танец «Рождение оленя».

Ребята постоянно участие в мероприятиях муниципального уровня, являются постоянными участниками городских концертов.

 Слайд23

Итоги мониторинга качества обучения

Слайд 24

Сохранность контингента

1. В сегодняшней социальной ситуации в нашей стране, когда политика государства направлена на возрождение духовных ценностей, возрождение народного творчества приобретает все более важное значение. Отточенное веками, сохранившееся в сотнях поколений народно-сценический танец является одной из высших духовных ценностей народа, а также эффективным средством не только всестороннего воспитания, но и сохранения  национальной хореографической культуры народов.

2. Возрастает ценность и значимость деятельности педагога народно-сценического танца. Используя народно-сценический танец как средство сохранения национальной хореографической культуры, в ребенке возрождаются чувства к своей родной земле и уважение к другим наодам, связи со своим народом, ощущение счастья бытия и творчества.

3. Участие детей в творческом процессе создания танца, особенно на основе народных обычаев, традиций, историй костюма является мощным инструментом формирования элементов этнического самосознания и национальной культуры детей, поэтому предложенные формы работы руководителя танцевального коллектива (педагога-хореографа) крайне важна в его практической деятельности.

4. Проведенная опытно-экспериментальная работа показала, что формирование элементов духовно – нравственной культуры детей (художественно-эстетического вкуса, оценочных суждений, нравственных оценок) будет более эффективным в процессе занятий народно-сценическим танцем.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Народно – сценический танец как средство приобщения детей к национальной культуре Трубенкова Галина Леонидовна , педагог дополнительного образования МБОУ ДОД " Д ом детства и юношества"

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ . Проблема. Снижение интереса к народным хореографическим и сценическим традициям в условиях активной пропаганды новых форм танцевального искусства, популярных танцевальных стилей и направлений, которые позволяют удовлетворить естественную физическую потребность ребёнка в разнообразных формах движения, но имеют ограниченную возможность воспитательного воздействия на личность ребенка. Актуальность. В концепции модернизации российского образования одним из приоритетов отмечено духовное и нравственно-эстетическое воспитание детей. Данная задача может быть реализовано через обучение детей народно- сценическому танцу, что обусловлено реализацией возможности приобщения детей к богатству танцевального народного творчества, которое интегрирующему различные аспекты жизни человека (социальный, духовно-нравственный, культурно-исторический, идеологический), воспитания у обучающихся уважения к народной культуре. Кроме того, занятия хореографией, в частности народно-сценическим танцем, позволяет решать задачу здоровьесбережения ребенка, которая является одним из ключевых принципов Национальной стратегии развития.

Слайд 3

ЦЕЛЬ. ЗАДАЧИ Цель программы. Сохранение культурных традиций России и мира через обучение детей хореографическому искусству народов мира и их активное творческое развитие. Задачи: Обучающие. Обучать детей основам народно-сценического танца и танцев народа мира. Формировать познавательный интерес к хореографии, различным видам искусства. Развивающие. Развивать общие и специальные физические данные детей. Способствовать развитию и реализации творческой активности детей, участвующих в танцевальной деятельности. Воспитательные. Воспитывать личностные качества: веру в свои силы, дисциплинированность, ответственность. Воспитывать у детей уважение к народному хореографическому искусству, народным истокам. воспитывать навыки культурного общения в коллективе

Слайд 4

РЕАЛИЗАЦИЯ ПРОГРАММЫ Отличительные особенности программы заключаются в том, что она основывается на постепенном развитии природных способностей детей, строгой последовательности в овладении лексикой танцевального искусства, техническими приемами, систематичностью и регулярностью занятий, целенаправленностью учебного процесса. Она рассчитана на обучение детей основам хореографии, постановку и исполнение концертных номеров, приобретение допрофессиональных навыков. Содержание занятий и практический материал подбирается с учетом возрастных особенностей и физических возможностей детей. Занятие предполагает постепенное увеличение физической нагрузки на организм ребёнка и сопровождается объяснением, показом движений, самостоятельной работой, анализом. Каждое занятие включает в себя теоретическую и практическую часть. Основное место отводится практической репетиционной работе. Занятия строятся по классической структуре. Принципы : развивающего и воспитывающего характера обучения; систематичности и последовательности в практическом овладении основами хореографического мастерства; движения от простого к сложному; принцип наглядности, привлечение чувственного восприятия, наблюдения, показа; • принцип опоры на возрастные и индивидуальные особенности детей; • принцип прочности обучения как возможность применять полученные знания во внеурочной деятельности, в учебных целях. Набор в коллектив осуществляется по результатам просмотра. Принимаются все желающие физически здоровые дети, имеющие интерес к танцевальной деятельности. Необходимо также заключение врача поликлиники об отсутствии противопоказаний к занятиям. В коллектив принимаются мальчики и девочки.

Слайд 5

ПРОГНОЗИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ Освоение основ народно-сценического танца и танцев народов мира Устойчивый интерес к хореографическому искусству Развитость специальных (танцевальных) данных у детей Улучшение общей физической подготовки занимающихся Реализация творческих способностей Проявление уважения к народному хореографическому искусству, народным истокам Становление личностных качеств Развитость коммуникативной культуры

Слайд 6

ОСНОВНЫЕ НАПРАВЛЕНИЯ РАБОТЫ Разделы программы Основное содержание Введение в программу Инструктаж по ТБ, ППБ. О детском объединении. Задачи. Требования. Азбука музыкального движения Мелодия и движение. Темп. Музыкальные размеры. Контрастная музыка. Правила и логика построений из одних рисунков в другие. Танцевальные шаги . Вступительные аккорды. Особенности метроритма, чередование сильной и слабой долей такта. Динамические оттенки в музыке. Лад .Упражнения на развитие музыкальности . Музыкально – пространственные упражнения. Медленные хороводные и быстрые плясовые русские народные танцы. Основы народного танца Сюжеты и темы. Особенности народных движений. Народный костюм. Правила народных движений, основные координации и характерные рисунки и ходы народных танцев. Характерные положения рук в сольном, парном, групповом танце. Движение рук. Шаги . Поклоны. Ходы. Притоп. Дроби. Открытые и закрытые, свободные позиции ног. Дробные движения русского танца, настроение и характер. Элементы классического танца Упражнения у станка, на середине зала. Постановка корпуса. Позиции ног , рук, танцевальный шаг и бег. Тренировка суставно-мышечного аппарата ребенка. Выработка осанки, опоры, выворотности, эластичности и крепости голеностопного, коленного и тазобедренного суставов. Простые комбинации движений у станка Репетиционная работа Отработка танцевальных движений.Постановка народных танцев. Танцевальная импровизация. Концертные выступления. Просмотр видеоматериалов концертных выступлений, известных коллективов народного танца Итоговое занятие Отчётный концерт, выступление перед родителями

Слайд 7

Методическое обеспечение Формы занятий Занятие. Занятие-игра. Репетиция. Экскурсия. Концерт. Методы Игровой (для 1 года обучения). Объяснительно-иллюстративные. Ассоциативно-образный. Репродуктивные. Развивающие. Самостоятельная работа .Проблемные (для детей 3 года и частично -2) Дидактические материалы Просторный зал, оснащенный зеркалами, тренировочными станками; музыкальная аппаратура, аудиозаписи; видео-аппаратура, видеозаписи танцевальных постановок, концертов иллюстрации танцевальных позиций; схемы позиция рук, ног схемы рисунков танца костюмы для концертных номеров (решение подобных вопросов осуществляется совместно с родителями) Формы подведения итогов Игра-викторина.Контрольные упражнения. Методы критики и самокритики.Концерт/открытое занятие.Мастер-класс/самостоятельная постановка Награждение

Слайд 8

Китайский танец с веерами

Слайд 9

Русский танец «Вертушки»

Слайд 10

Италия «ТАРАНТЕЛЛА»

Слайд 11

Северный танец «Рождение оленя»

Слайд 12

Ирландский танец «Прогулка по камням»

Слайд 13

Наши достижения

Слайд 14

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Барышникова Т. И. Азбука хореографии. - М., 2000. Богданов А.Г. Урок русского народного танца. - Уфа, 1978. Васильева Е.К. Танец. – М.: Искусство, 1968. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – экзерсис на середине зала. Захаров Р.П. Радуга русского танца. – М.: Искусство, 1999. Кауль Н. Н. Как научить танцевать. - Ростов, 2004. Климов А.А. Основы русского народного танца. - М., 1994. Красовская В.М. История русского балета. - Л.,1978. Остапенко С.В. Русский народный танец. - Ставрополь, 2006. Плетнев Л. Павлова Т. Линия танца. Книга 1 и 2 –М., 1995. Программы для внешкольных учреждений.- М.: Просвещение, 1981. Ритмика + пластика. Учебное пособие. Липецк. 1986. Устинова Т.П. Русский народный танец. - М., 1976. Учебное издание. Программы для внешкольных учреждений. – М., Просвещение ,1998. Учебно-методическое пособие. СГПИ. 2006. Эльяш Н. Образы танца . - М.: Знание. 1979.

Слайд 15

СПИСОК РЕКОМЕНДУЕМОЙ ЛИТЕРАТУРЫ Бекина С.И. Музыка и движения. - М.: Просвещение,1983. Блок Л.Б. Классический танец. История и современность. - М., 1987. Годенко М. Мастер танца. - Красноярск, 1997. Горшкова Е.В. От жеста к танцу. - М., 2003. Гусев Г.П. Методика преподавания народного танца – упр. у станка. Заикин И.И. Областные особенности русского народного танца. Орёл, 1999. Климов А.А. Русский народный танец. Учебное пособие. - М., 1996. Лисицкая Т. Пластика. Ритм. Физкультура и спорт.- М., 1987. Лихеев Л Музыкальный словарь в рассказах. М .,1986. Основы русского народного танца. – М.: МГУКИ .1998. Ткаченко Т. Народный танец. - М.: Искусство, 1967.