Для педагогов

Козлова Наиля Рашитовна

08.10.2021г.

Уважаемые педагоги! Предлагаю Вашему вниманию консультацию

Капризы и упрямство малыша.

Родителям детей раннего возраста (1-2 года) нередко приходится сталкиваться с их капризами, упрямством. Часто бывает трудно понять поведение ребёнка, разобраться с причинами негативизма.

Подумаем вместе: как вести себя родителям и что делать с кричащими, топающими, неуправляемыми малышами?

Одно родители должны помнить всегда: дети капризничают не потому, что они хотят рассердить своих пап и мам или достичь определённую цель. Они просто не могут унять своё упрямство. Это выше их сил.

Во время приступа упрямства у детей вырабатывается большое количество адреналина - гормона, вызывающего стресс. И тут они показывают невероятную силу, бросаются на пол, брыкают ногами, размахивают руками. Но чаще всего кричат, пока у них не перехватит дыхание. А отдышавшись, продолжают всё по-новому.

Во время приступа упрямства дети плохо слышат и видят, не переносят, если в этот момент их трогают руками. Они полностью не владеют собой. Приступы очень утомительны для детей: они расходуют почти все свои силы, а после чувствуют себя опустошёнными.

Что могут сделать родители .

  • Предугадать, когда произойдёт очередная вспышка упрямства, возможно не всегда. Самая лучшая тактика - это предоставить ребёнку как можно больше физической свободы. Так ли уж плохо, если во время прогулки ваш малыш с удовольствием топает по лужам или занят поиском корешков в земле?
  • Приступа упрямства детей иногда можно избежать с самого начала. Они не любят, когда их прерывают во время игры.
  • Не придавайте слишком большого значения упрямству. Примите к сведению приступ, но не очень волнуйтесь за ребёнка.
  • Не пытайтесь в это время что-либо внушать вашему малышу. Замечания, нотации в такой ситуации не имеют смысла. Он сильно возбуждён и не может вас понять.
  • Будьте в поведении с ребёнком настойчивы. Если вы сказали "Нет", оставайтесь и дальше при этом мнении.
  • Дети очень чувствуют настроение родителей. Старайтесь не показывать ребёнку своего раздражения, отрицательных эмоций. Это может усилить приступ упрямства.
  • Не сдавайтесь даже тогда, когда приступ упрямства у ребёнка протекает в общественном месте. Чаще всего помогает только одно - взять его за руку и увести.

Что необходимо знать.

  • Период упрямства начинается примерно с 18 месяцев. Но есть дети, которые начинают упрямиться уже в первый год жизни.
  • Как правило, фаза упрямства заканчивается после трёх лет. Случайные приступы упрямства в более старшем возрасте тоже вещь вполне нормальная.
  • Пик упрямства приходится на второй год жизни.
  • Мальчики упрямятся чаще и сильнее, чем девочки.
  • Приступ упрямства чаще всего происходит в первую половину дня.
  • В фазе упрямства приступ случается у детей до пяти раз в день. У некоторых - до 20 раз!

Если дети по достижении трёх лет всё ещё продолжают часто упрямиться, то вероятнее всего речь идёт о "фиксированном" упрямстве. Чаще всего - это результат соглашательского поведения родителей. Они поддались нажиму со стороны ребёнка.

 

 

20.09.2020

Уважаемые педагоги! Предлагаю Вашему вниманию консультацию

Как разговаривать с беспокойным ребенком?

1.Недопустимы (даже в критических ситуациях) грубость, унижение, злость. Выражения типа «Терпеть не могу», «Ты меня извел», «У меня нет сил», «Ты мне надоел», повторяемые несколько раз в день (не говоря о более грубых), бессмысленны. Ребенок просто перестает их слышать.

2.Не разговаривайте с ребенком раздраженно, всем своим видом показывая, что он отвлекает вас от более важных дел, чем общение с ним. Извинитесь, если не можете уделить ребенку время, и обязательно поговорите позже.

3.Если есть возможность отвлечься от дел хотя бы на несколько минут, отложите их, пусть ребенок почувствует внимание и заинтересованность.

4.Во время разговора помните: важны тон, мимика, жесты – без демонстрации недовольства, раздражения, нетерпения. На них ребенок реагирует сильнее, чем на слова.

5.Разговаривая, задавайте вопросы, требующие пространного ответа.

6.Поощряйте ребенка в ходе разговора, покажите, что вам интересно и важно то, о чем он говорит.

7.Не оставляйте без внимания любую просьбу. Если ее нельзя выполнить по какой-то причине, не отмалчивайтесь, не ограничивайтесь коротким «нет»; объясните почему. Не ставьте условий для выполнения просьбы, например: «Если ты сделаешь это, тоя сделаю то-то». Тем самым взрослый может поставить себя в неловкую ситуацию.

Педагог-психолог Козлова Н.Р.

 

 

20.09.2020

 

Уважаемые педагоги! Предлагаю Вашему вниманию консультацию

Агрессивные дети

Что такое агрессия?

Агрессия – это физическое или вербальное (словесное) поведение, направленное на причинение вреда кому-либо.

Как агрессивность проявляется у детей?

Злость и возмущение в отчаянном плаче младенца, причина которых проста: неудовлетворены физиологические потребности ребенка. Агрессивная реакция в этом случае - это реакция борьбы за выживание.

Вспышка ярости и физическое нападение на сверстника, конфликты из-за обладания игрушками у малыша 1,2-5 лет. Если родители в этом возрасте относятся нетерпимо к его поведению, то в результате могут сформироваться символические формы агрессивности: нытье, непослушание, упрямство и др.

Крик, плач, кусание, топанье ногами у ребенка 3-х лет, которые связаны с ограничением его "исследовательского инстинкта", с конфликтом между ненасытной любознательностью и родительским "нельзя".

Драчливость у мальчика, плач, визг у девочек дошкольного возраста. Мальчики в этом возрасте проявляют больше агрессивных тенденций, чем девочки, так как последние боятся их проявления из-за страха наказания. В то время как к агрессии мальчиков окружение относится более благосклонно и терпимо.

Всегда ли это плохо?

 Не всегда. В агрессивности есть свои положительные, здоровые черты, которые необходимы для жизни.

 Это-настойчивость, упорство в достижении цели, стремление к победе, преодоление препятствий. Поэтому воспитательные мероприятия должны быть направлены не на полное исключение агрессивности из характера детей, а на ограничение и контроль ее отрицательных черт, и поощрение ее положительных проявлений.

Причины детской агрессивности.

 Агрессия может возникать в следующих случаях:

  • как реакция на фрустрацию (фрустрация — негативное психическое состояние, обусловленное невозможностью удовлетворения тех или иных потребностей). Это попытка преодолеть препятствие на пути к удовлетворению потребностей, достижению эмоционального равновесия.
  • как крайняя мера, когда ребенок исчерпал все другие возможности для удовлетворения своих нужд,
  • как "выученное" поведение, когда ребенок поступает агрессивно, следуя образцу (поведение родителей, литературных, кино- и телегероев).

Также на проявление агрессивности влияют биологические факторы (особенности нервной системы, наследственность, биохимические факторы).

 

Когда нужна помощь специалиста?

Специального вмешательства требуют два типа агрессивности ребенка:

Первый - когда ребенок старше пяти лет получает удовольствие, мучая других детей и животных. Такой тип редок, но всегда требует специального лечения у психоневролога.

Второй – гиперактивный ребенок. Такой ребенок беспокоен, агрессивен, все и вся задевает, за ним тянется "шлейф" разрушений и обид. Поведение такого ребенка отличается импульсивностью, необдуманными поступками, нарушением запретов. Такой ребенок может быть в душе любящим, великодушным, милым, но биохимический дисбаланс коры головного мозга делает его поведение сверхактивным. Такой импульсивный ребенок – предмет забот врача, который может предписать нужные лекарства.

Что делать воспитателю?

Заметив, что с ребенком что-то неладно, педагог  должен проинформировать родителей и передать ответственность им. Как бы дальше ни развивались события, предпримут ли родители, определенные меры или нет, у воспитателя нет иного выхода, кроме как научиться обращаться с данным симптомом ребенка. Но если даже родители поспешат за помощью, она в любом случае придет не так быстро, итак, все равно не остается ничего иного, как примириться с ситуацией. Поэтому с самого начала откажитесь от борьбы с симптомом и позиции «Я знаю лучше». Не пытайтесь даже задаваться вопросом, как я могу избавить ребенка от его симптома. Это лежит не в вашей компетенции, это дело психотерапии.

Подавляющее большинство симптомов образовалось не в детском саду, их истоки в родительском доме.

Предупреждение агрессивности (рекомендации родителям)

  • Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему любовь. Нет малыша, который чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.
  • Родители должны постараться понять причины агрессивного поведения ребенка и устранить их.
  • Давайте ребенку возможность выплескивать свою энергию. Пусть он порезвится один или с приятелем. Не давайте сверхреактивному ребенку сидеть без дела. Пусть его энергия расходуется в "мирных" целях: спорт, научные кружки, "мастерилки" и т.п..
  • Исключите просмотр фильмов и телепередач со сценами насилия и жестокости.
  • Помогите ребенку найти друзей, научите его общаться с ровесниками. В совместных занятиях дети быстрее усвоят нормы общепринятого поведения.
  • Не прибегайте к физическим наказаниям.
  • Показывайте ребенку личный пример эффективного доброжелательного поведения. Не допускайте при нем вспышек гнева и ярости, оскорблений своих коллег, разработок планов "мести".

Правила и запреты в детском саду.

Смысл правил в том, что они развивают чувство уверенности и собственной полноценности; двигаясь в рамках твердых правил, ребенок учится отличать себя от других, он ощущает себя как личность; таким образом, укрепляется его Я.  Нет ничего опаснее для развития ребенка, чем меняющиеся каждый день порядки и правила или полное их отсутствие. Ведь даже взрослому в такой ситуации легко потерять ориентацию.

Конфликтов в детском саду избежать невозможно. Поэтому надежда здесь лишь на психоаналитическую педагогику, которая помогает понять внутренний смысл событий. А вот существует ли связь между возрастом и запретами? Смысл запретов и правил в детском саду в том, чтобы защитить детей и их интересы, защитить имущество, защитить самочувствие воспитателя, предотвратить шум и т.д. Все это непросто при том обстоятельстве, что на целую группу одна воспитательница, и у нее соответственно всего одна голова, два глаза и две руки, в то время как с другой стороны много голов, много глаз, много рук и ног. Запреты и правила необходимы уже по этой причине. И они относятся как к маленьким детям, так и к подросшим. Запреты, как уже говорилось, имеют мало общего с педагогикой, это просто неизбежное жизненное обстоятельство. Педагогика же начинается там, где мы начинаем размышлять над тем, как эти запреты и правила должны научить детей приспосабливаться к общественным нормам.

 

Можно ли избежать детской агрессивности?

     Рекомендации для педагогов.

 

1.      Сделайте так, чтобы избавить ребенка от переживаний, стрессов, конфликтов, тревоги и неуверенности в своих силах в семье.

2.      Будьте примером поведения для ребенка: не допускайте вспышек гнева, не говорите плохо о людях, не стройте при нем планов мести.

3.      Обсуждайте с ребенком возможные варианты его поведения. Пусть он сам скажет, когда был не прав, и почему возникла ссора или драка.

4.      Не забывайте лишний раз пожалеть, приласкать и похвалить ребенка.

5.      Ребенок должен расти с уверенностью в том, что его любят, что он самый дорогой, что в трудную минуту жизни он может прийти к Вам за помощью и поддержкой.

6.      Предложите ребенку игры и упражнения на снятие напряжения, эмоциональное расслабление, на расширение поведенческого репертуара:

«Воздушный шарик». – Ты шарик. Вот ты сердишься, все больше и больше (надуваете шарик). Что произойдет? Еще немного злости, и шарик лопнет (продемонстрировать, как лопнет). А если осторожно выпускать воздух, то он не лопнет и останется целым.

«Посиди»: как бабочка на цветке, бабушка в кресле, цветок на клумбе.

«Поплавай»: как золотая рыбка, злая акула, огромный кит, зубастый крокодил.

Речевая агрессия у детей.

Сегодня педагоги, психологи, социологи все чаще говорят о речевой агрессии - явлении, затронувшем многие сферы жизнедеятельности современного общества и все чаще отмечаемом в речи школьных учителей и воспитателей детских садов.

Речевую агрессию в самом общем виде можно определить как грубое, оскорбительное, обидное общение.

Необходимо различать агрессивное речевое поведение - ситуативные вспышки грубости («дразнилки», «обзывательства», «визг», «нытье», «бурчание» и т.п.) и агрессивность - как общую склонность к проявлению агрессии, в том числе вербальной, которая постепенно становится устойчивой личностной чертой.

Речь воспитателей дошкольных учреждений иногда демонстрирует пренебрежительно-грубое или повелительно-покровительственное отношение к детям, что проявляется в резких замечаниях («Рисуешь как курица лапой!»); грубых требованиях (Закрыли рты!)»; унизительных обращениях к детям по фамилии, а иногда даже явных оскорблениях и угрозах («Поставлю в угол!»...).

Именно речевая агрессия педагога имеет наиболее опасные последствия; у детей снижается самооценка, возникает неуверенность в себе, появляется сначала страх перед конкретные воспитателем, а потом и перед взрослым вообще.

Речевая агрессия является не только недопустимой в этическом отношении, но и просто неэффективной с коммуникативной точки зрения. Прежде всего, необходим самоконтроль воспитателя над собственным речевым поведением.

Иногда мы забываем о таком важном для дошкольника элементе просьбы, как ее обоснование - разъяснение, для чего нам необходимо выполнение или невыполнение какого-то действия.

Итак, формирование навыков эффективной речевой коммуникации, не допускающей грубости, бестактности, целенаправленное обучение умению предотвращать проявления агрессии слова — одна из первостепенных задач профессиональной подготовки современного педагога и важнейший момент воспитания ребенка в семье.

В любом случае коррекция агрессивного поведения у детей обычно такова: 1. выразите свои негативные чувства по поводу произошедшего, 2. коротко объясните ребенку, что его агрессия не решила его проблем, а только создала новые, 3. попросите виновного исправить свою ошибку, 4.. постарайтесь направить конфликт в мирное, конструктивное русло (даже если он уже пошел по самому неприятному сценарию).

Критерии агрессивности.

  Агрессия в той или иной степени присуща каждому человеку, так как является инстинктивной формой поведения, основной целью которой является самозащита и выживание в мире. Но человек, в отличие от животных, с возрастом приучается трансформировать свои природные агрессивные инстинкты в социально приемлемые способы реагирования, т.е. у нормальных людей происходит социализация агрессии.

# Ребенок часто теряет контроль над собой.

 # Ребенок часто спорит, ругается со взрослыми.

 # Ребенок часто отказывается выполнять правила.

# Ребенок часто специально раздражает людей.

# Ребенок часто винит других в своих ошибках.

 # Ребенок часто сердится и отказывается сделать что-либо.

# Ребенок часто завистлив, мстителен.

# Ребенок чувствителен, очень быстро реагирует на различные действия окружающих его детей и взрослых, которые нередко раздражают его.

 Постоянно наблюдая за ребенком и фиксируя у него те или иные устойчивые черты, соответствующие этим критериям, Вы сможете предположить, насколько агрессивен  ребенок и агрессивен ли он вообще. Ведь, может быть, беспокоящие Вас у него признаки агрессии были связаны как с его возрастными особенностями, так и со специфичностью ситуации, в которой внезапно оказался он.

 Досконально анализируйте каждый критерий. И только в том случае, если Вы убедитесь, что хотя бы четыре критерия из восьми не менее полугода устойчивы у ребенка и проявляются в неадекватных ситуациях, можно предположить, что он становится агрессивным.

Формирование эмпатии у детей.

В психологии под эмпатией понимается способность индивида эмоционально отзываться на переживание другого человека, мысленно или эмоционально встать на место другого человека, переживающего какие-либо чувства. Развитие эмпатии представляет собой неотъемлемую часть формирования личности, воспитания у индивида культуры межличностных отношений.

В связи с часто демонстрируемыми в средствах массовой информации оценками насилия дети становятся нечувствительными к боли другого человека.

Для формирования эмпатийного поведения ребенку необходимо зрительно воспринять или эмоционально осознать ценность своих поступков. К факторам, мешающим формированию и проявлению эмпатии, ученые относят эгоцентризм, тревожность, агрессивность.

 Для развития эмпатии важно учитывать, что ребенок особенно восприимчив влиянию взрослого. В связи с этим немаловажное значение имеет то, насколько воспитатель обладает эмоциональной отзывчивостью на переживания ребенка, умеет вовремя прийти ему на помощь.

 Необходимо проводить коррекционно-развивающие занятия. Такие занятия направлены на решение следующих задач:

 - расширение представлений о понятиях «добро» и «зло»;

 - развитие способности к эмоциональному сопереживанию;

 - развитие стремления к проявлению сочувствия и сопереживания всем тем, кто в них нуждается;

 - воспитание гуманного отношения к родным, близким, сверстникам, животным.

 В каждое занятие должны быть включены:

 - игровой прием, с помощью которого создается мотивация оказания помощи тем, кто в ней нуждается;

 - игровые упражнения в проявлении сочувствия, сопереживания;

 - игры, в которых дети упражняются в проявлении радости, характеризующей общий настрой группы.

 Задача педагога на каждом занятии обращать внимание детей на нравственную сторону поступков людей, учить видеть и определять характер отношений определенного человека к другим людям, животным, дать моральную оценку. Важно побуждать детей задумываться над мотивами поступка, устанавливать взаимосвязь мотива и результата поступка.

При выполнении заданий на занятиях нужно позаботиться о том, чтобы ребенок испытывал чувство удовлетворения от совершенного поступка (помог уставшей маме, пожалел плачущую маленькую сестренку, сделал кормушку и покормил птиц и т. п.)

Существуют ли в детском саду своего рода методы «профилактики агрессивности»? Нет, такой профилактики нет. Чаще всего агрессивность имеет истоки в родительском доме, и значит, меры должны быть приняты именно там. Зато в детском саду можно предпринять определенные педагогические меры, и заключаются они, прежде всего в том, чтобы с уважением относиться к детским чувствам и потребностям. Поступкам детей нельзя выставлять оценки, они ни плохие, ни хорошие, это просто поступки, выражающие переживаемые чувства.

Как играть с агрессивными детьми?

Психолог Я.А.Павлова рекомендует педагогам включать агрессивных детей в совместные игры с неагрессивными. При этом воспитатель должен находиться рядом и в случае возникновения конфликта помочь ребятам разрешить его прямо на месте. С этой целью полезно провести групповое обсуждение события, которое привело к обострению отношений. Следующим шагом может стать совместное принятие решения о том, как наилучшим образом выйти из создавшегося положения. Выслушивая сверстников, агрессивные дети будут расширять свой поведенческий репертуар, а видя в процессе игры, как другие мальчики и девочки избегают конфликтов, как они реагируют на то, что кто-то другой, а не они, побеждает в игре, как отвечают на обидные слова или шутки сверстников, агрессивные дети понимают, что совсем не обязательно прибегать к физической силе, если хочешь чего-то добиться. Для снятия излишнего мышечного напряжения можно использовать игры, способствующие релаксации

"Обзывалки" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять вербальную агрессию, помочь детям выплеснуть гнев в приемлемой форме.

Скажите детям следующее: "Ребята, передавая мяч по кругу, давайте называть друг друга разными необидными словами (заранее обговаривается условие, какими обзывалками можно пользоваться. Это могут быть названия овощей, фруктов, грибов или мебели). Каждое обращение должно начинаться со слов: "А ты, ..., морковка!" Помните, что это игра, поэтому обижаться друг на друга не будем. В заключительном круге обязательно следует сказать своему соседу что-нибудь приятное, например: " А ты, .... солнышко!"

Игра полезна не только для агрессивных, но и для обидчивых детей. Следует проводить ее в быстром темпе, предупредив детей, что это только игра и обижаться друг на друга не стоит.

"Два барана" (Кряжева Н.Л., 1997)

Цель: снять невербальную агрессию, предоставить ребенку возможность "легальным образом" выплеснуть гнев, снять излишнее эмоциональное и мышечное напряжение, направить энергию детей в нужное русло. Воспитатель разбивает детей на пары и читает текст: ^Рано-рано два барана повстречались на мосту". Участники игры, широко расставив ноги, склонив вперед туловище, упираются ладонями и лбами друг в друга. Задача — противостоять друг другу, не сдвигаясь с места, как можно дольше. Можно издавать звуки "Бе-е-е". Необходимо соблюдать "технику безопасности", внимательно следить, чтобы "бараны" не расшибли себе лбы.

"Доброе животное" (Кряжево Н.Л., 1997)

Цель: способствовать сплочению детского коллектива, научить детей понимать чувства других, оказывать поддержку и сопереживать.

Ведущий тихим таинственным голосом говорит:

"Встаньте, пожалуйста, в круг и возьмитесь за руки. Мы — одно большое, доброе животное. Давайте послушаем, как оно дышит! А теперь подышим вместе! На вдох — делаем шаг вперед, на выдох — шаг назад. А теперь на вдох делаем 2 шага вперед, на выдох — 2 шага назад. Вдох — 2 шага вперед. Выдох — 2 шага назад. Так не только дышит животное, так же четко и ровно бьется его большое доброе сердце. Стук — шаг вперед, стук — шаг назад и т.д. Мы все берем дыхание и стук сердца этого животного себе".

"Попроси игрушку" — вербальный вариант (Карпова Б.В., Лютова Е.К., 1999)

 

Цель: обучить детей эффективным способам общения. Группа делится на пары, один из участников пары (участник 1) берёт в руки какой-либо предмет, например, игрушку, тетрадь, карандаш и т. д. Другой участник (участник 2) должен попросить этот предмет. Инструкция участнику 1:" Ты держишь в руках игрушку (тетрадь, карандаш), которая очень нужна тебе, но она нужна и твоему приятелю. Он будет у тебя ее просить. Постарайся оставить игрушку у себя и отдать ее только в том случае, если тебе действительно захочется это сделать". Инструкция участнику 2: "Подбирая нужные слова, постарайся попросить игрушку так, чтобы тебе ее отдали". Затем участники 1 и 2 меняются ролями.

Педагог-психолог Козлова Н.Р.