Картотека игр для развитие произвольности
Игры
на развитие произвольности.
ЩЕКОТАЛКИ.
Цель: формирование умения произвольно управлять своими чувствами.
Ход: дети сидят на стульях (ступни ног на полу) и “замирают”. Педагог, медленно считая до 10, проходит между детьми и легко щекочет каждого. Детям необходимо не рассмеяться при этом и сохранить неподвижность.
ХОЧУКАЛКИ.
Цель: формирование умения произвольно управлять своими чувствами.
Ход: Педагог кончиком карандаша очень медленно рисует в воздухе какую- либо букву. Детям предлагается угадать букву, но не закричать тут же правильный ответ, а, преодолев своё “хочу выкрикнуть”, дождаться команды ведущего и прошептать ответ.
ЗАПРЕЩЕННОЕ ДВИЖЕНИЕ.
Цель: формирование самоконтроля, внимания.
Ход: дети становятся в круг. Педагог показывает движения, детям необходимо повторять ах за исключением одного, оговоренного перед началом игры. в процессе игры рекомендуется одни-два раза сменить запретное движение.
ДЕТКИ НАОБОРОТ.
Цель: развитие самоконтроля.
Ход: дети становятся в круг. Педагог показывает движения и называет их. Дети же должны делать движения, противоположные тем, которые показывает педагог, например, на команду “поднять головки” они должны опустить головы.
ЛУЧШЕ ВИЖУ, ЧЕМ СЛЫШУ.
Цель: развитие самоконтроля, внимания.
Ход: дети стоят в кругу. Педагог показывает движения и одновременно называет их. Время от времени он называет движения неправильно, детям необходимо ориентироваться при повторении действий либо на слуховые, либо на зрительные стимулы, в зависимости от условия игры.
БЕРИ, ДА ПОМНИ.
Цель: развитие самоконтроля, внимания.
Ход: Педагог договаривается с детьми, что в течение определенного времени (до обеда, например), они могут брать любую вещь друг у друга только со словами “Беру, да помню”. Если эти слова не сказаны, дающий говорит: Бери, да помни” и выигрывает.
ТИХИЙ КОЛОКОЛЬЧИК (для детей с 4 лет)
Цель: развитие концентрации внимания и контроля движения, снижение импульсивности.
Дети сидят в кругу. Одному из ребят дают колокольчик. Надо отнести колокольчик по кругу тому, кто сидит рядом. Это надо сделать так, чтобы колокольчик не зазвучал – идти медленно и осторожно. Если колокольчик зазвучал, надо остановиться, подождать, когда он утихнет, и идти дальше. Колокольчик должен пронести каждый ребенок.
Я КУБИК НЕСУ И НЕ УРОНЮ (для детей с 4 лет)
Цель: развитие произвольности и самоконтроля движений.
Ребенок должен перенести кубик от одной стены до другой, маршируя. Кубик лежит на открытой ладони вытянутой руки.
Если ребенок легко справляется с заданием, то кубик кладется на тыльную сторону ладони или на голову. Тогда ребенок не марширует, а двигается плавно.
ЗАПРЕТНОЕ ЧИСЛО
Цель: развитие внимания, формирование произвольности
Правила игры: Я выбираю запретное число (например, 2); после этого произношу вслух ряд чисел. Каждый раз, когда звучит запретное число, надо хлопнуть в ладоши и улыбнуться (или нахмуриться).
Вариант. Дети по очереди считают по порядку от 1 до 10 (20). Кому выпадает назвать запретное число, он хлопает в ладоши, не произнося его вслух.
НЕВИДЯЩИЙ - НЕСЛЫШАЩИЙ
Цель: развитие внимания и произвольности, коррекция импульсивности
Ведущий дает команду: «Невидящий» - дети выполняют движения только по словесному сигналу. Когда говорит: «Неслышащий» - дети выполняют задание только по показу.
«ДА И НЕТ» - НЕ ГОВОРИ (для детей с 5 лет)
Цель: коррекция импульсивности, развитие произвольности, лабильности мышления
Дети по очереди ловят мяч и отвечают на вопрос, избегая слов «да» и «нет»
ТЫ ЖИВЕШЬ В БЕРЛОГЕ? ТЫ МАЛЬЧИК? ТЫ БЫЛ В ЗООПАРКЕ? ТЫ СЕЙЧАС В ДЕТСКОМ САДУ?
ТЫ ЛЮБИШЬ МОРОЖЕНОЕ? ТЕБЕ 6 ЛЕТ? ТЫ ЛЮБИШЬ ИГРАТЬ В КУКЛЫ? СЕЙЧАС ЗИМА?
ТЫ ХОЧЕШЬ ПОЙТИ В ШКОЛУ? У ТЕБЯ ЕСТЬ МАМА? ТЫ СЕЙЧАС СПИШЬ? ТЕБЯ ЗОВУТ ВАСЯ?
НОЧЬЮ СВЕТИТ СОЛНЦЕ? КОРОВЫ ЛЕТАЮТ? ЗИМОЙ ЖАРКО? СОЛНЦЕ СИНЕЕ?
ТЫ ЛЮБИШЬ ХОДИТЬ К ВРАЧУ? ЛЕД ТЕПЛЫЙ? ТЫ УМЕЕШЬ ПЛАВАТЬ? ТЫ ПОСЛУШНЫЙ?
ГОВОРИ ПО СИГНАЛУ (для детей с 5 лет)
Цель: коррекция импульсивности, развитие волевой регуляции
Ребенку задают любые несложные вопросы, но отвечать он должен не сразу, а только когда увидит условный сигнал, например сложенные на груди руки или почесывание затылка. Если же вы задали вопрос, но не сделали оговоренное движение, ребенок должен молчать, как будто не к нему обращаются, даже если ответ вертится у него на языке.
Условные сигналы можно изменять: отвечать после хлопка, стука под столом, притопа и т.д. Паузы следует чередовать – длинные с короткими.
Примечание. Во время этой игры-беседы можно достигать дополнительные цели в зависимости от характера задаваемых вопросов. Так, с интересом расспрашивая ребенка о его желаниях, склонностях, интересах, привязанностях, вы повышаете самооценку своего сына (дочери), помогаете ему обратить внимание на свое "я".