Для родителей

Козлова Наиля Рашитовна

6.12.2021г.

Уважаемые родители! Предлагаем Вашему вниманию консультацию на тему:

Игрушка в жизни ребенка

Игра, как самостоятельная детская деятельность формируется в ходе воспитания и обучения ребёнка, она способствует освоению ими опыта человеческой деятельностью. Игрушка выступает в качестве эталона тех предметов, узнать назначение которых и освоить различные действия с которыми, надлежит ребёнку.

Игра и игрушка неотделимы друг от друга. Игрушка может вызвать к жизни игру, а игра, иной раз, требует для развития новую игрушку. И не случайно в играх детей участвуют игрушки, купленные в магазине, но и сделанные воспитателями, родителями или самими детьми. Игрушки могут быть самыми разнообразными, но все они должны отвечать определённым педагогическим и художественно-эстетическим требованиям.

В каждом возрасте ребёнку нужны различные по своей тематике и назначению игрушки: сюжетные (куклы, фигурки животных, мебель, посуда), технические (транспортные, конструкторы), игрушки-орудия труда (молоток, отвёртка, щётка для подметания, грабли, лопатка), игрушки-забавы: театральные, музыкальные. Крупногабаритные игрушки, такие как самокаты, детские автомобили, тракторы, большие легко трансформирующиеся конструкторы для строительства учат ребёнка движениям и ориентировке в пространстве. Сидя за столом, ребёнку удобнее играть маленькими игрушками, хорошо обозримыми со всех сторон. Для игр на полу нужны более крупные игрушки. Подвижные игры во дворе требуют игрушек крупных, мелкие не годятся. Отбор игрушек тесно связан с задачами эстетического, а также нравственного воспитания ребёнка, с его стремлением к игре коллективной, в которой всеми игрушками он пользуется совместно со всеми детьми. При отборе игрушек должны учитываться возрастные закономерности развития игровой деятельности. Очень важно, чтобы подбор игрушек способствовал формированию у ребёнка правильных представлений об окружающем. Желательно, чтобы игрушки вносил в игру взрослый. Он заинтересовывает ребёнка сюжетом совместной игры, задаёт ему вопросы, побуждает его к «общению» с новой игрушкой. «Кукла проснулась? Угости её компотом». Игрушка для ребёнка полна смысла.

Дети четырёх-пяти лет осуществляют игровые действия чаще всего с помощью игрушек, но их игровые действия могут быть уже обозначены и жестом и словом. В этом возрасте особенное значение приобретают те предметы, которые в практической педагогике принято именовать атрибутами: всевозможные шапочки. Бусы, фартуки, халаты. В этот период необходимы игрушки, отражающие специфику той или иной профессии. Для капитана не так важен корабль, как важно иметь подзорную трубу, бинокль, фуражку. Врачу необходимы халат, стол для приёма, палочка-градусник, шприц, и непременно нужны пациенты, терпеливо сносящие заботу врача и медсестры. Этими пациентами могут быть большие куклы. У больных «детей» должны быть свои «мамы» и «папы».

Многие дети используют в игре не только игрушки, но и приспосабливают для этого другие предметы. Диван может стать пароходом, стулья – вагонами поезда, шишки – смешными ёжиками. Такое использование в игре предметов указывает на высокий уровень интеллекта ребёнка, развитие его фантазии. К сожалению, не все взрослые понимают это. Надо обогащать игру игрушками-самоделками, в том числе из природного, бросового материала.

Игра развивает и радует ребёнка, делает его счастливым. В игре ребёнок совершает первые открытия, переживает минуты вдохновения. В игре развивается его воображение, фантазия, а, следовательно, создаётся почва для формирования инициативной, пытливой личности. Игра для ребёнка верное средство от безделья, приводящего к вялости, бесцельности поведения. Для хорошей, весёлой игры ребёнку нужна хорошая игрушка. Выбирайте её обдуманно для своего ребёнка.

Педагог-психолог Козлова Н.Р.

 

 

 

 

08.10.2021г.

Уважаемы родители! Предлагаю Вашему вниманию консультацию

 Воспитание привычек

Привычки возникают в детстве вместе с навыками и умениями. Навыки приобретаются ежедневно (это автоматизация действия). Привычка – потребность выполнять данное действие так, как научили (тихо притворять дверь, здороваться, читать, убирать за собой игрушки и многое другое). Навык прокладывает путь к привычке, облегчает ее возникновение: рабенок, научившись играть, организует себе досуг; научившись пользоваться салфеткой, создает привычку быть аккуратным. Многие дурные привычки возникают в связи с неправильно закрепленным либо плохо усвоенным навыком (например, привычка неправильно держать ложку, карандаш).

   Когда и в какой последовательности возникают новые привычки? К 3-4 годам у ребенка возникает множество стихийно сложившихся привычек, влияющих иногда и на здоровье детей (не ест, хотя голоден, т.к.привык к определенному вкусу пищи, не может уснуть, т.к.нарушены привычные условия засыпания, и др.). так незаметно для родителей образуется некоторый фундамент будущей личности ребенка.

   Привычки формируются тогда, когда впервые возникает новый вид деятельности, когда впервые у него появляются новые вещи, новые обязанности. Взрослые должны очень внимательно относится ко всем тем действиям и обстоятельствам, которые возникают в жизни ребенка впервые. Не позаботятся родителивовремя заложить хорошую привычку – и вместо нее может стихийно возникнуть другая, часто вредная привычка.

   Искоренение вредных привычек. От привычки одним обещанием «больше так не делать» - не избавиться. Во – первых, следует определить причину привычки и упорно ее устранить; во – вторых, дело часто не в безволии, а неумении найти средство противодействия дурной привычке.

   Воспитание привычек не должно происходить изолированно от воспитания нравственных качеств. Хорошие привычки лишь тогда являются основой сильного характера, когда они воспитываются в единстве с нравственными убеждениями и духовными интересами. Привычки следует рассматривать как средство достижения какой – либо цели воспитания, но не как самоцель (например, воспитание вежливости не для того нужно, чтобы ребенок производил впечатление, а по тому что это делает совместную жизнь комфортной и приятной).

 

 

20.09.2020

Уважаемы родители! Предлагаю Вашему вниманию консультацию

Авторитет родителей и его влияние на развитие личности ребенка.

 

 Авторитет – одно из важных условий воспитания. Семья оказывает влияние на формирующуюся личность ребенка не только непосредственным целенаправленным воздействием взрослых ее членов, но и всем образом жизни. Отношения в семейном коллективе требуют взаимопонимания, ответственности, умения организовать отношения на принципах равенства, товарищества, уважения.

   Требовательное отношение к себе – основа авторитета родителей. У взрослых не должно быть расхождения между словом и делом.

   Основанием авторитета является жизнь и работа родителей, их общественные дела, поведение, отношение к окружающим, ответственность за воспитание детей перед обществом, перед самим собой.

   Важно создавать эмоционально положительную атмосферу в семье, соблюдать педагогический такт в отношениях друг с другом, с детьми.

   Благоприятная атмосфера семейных отношений создается тогда, когда родители с уважением относятся к проблемам своих детей и их друзей.

   Необходимо по возможности чаще проводить интересные семейные досуги, где ребенку с неожиданной стороны раскрываются взрослые члены семьи: отец и мать предстают веселыми, остроумными, интересными людьми.

   Духовное общение с детьми – одно из условий поддержания авторитета родителей. При этом важно содержательное общение родителей с ребенком: чтение детских книг, разнообразные совместные игры и занятия, приобщение малыша к полезным увлечениям отца или матери (занятие спортом, рукоделием, коллекционированием и др.)

   Детей дошкольного возраста недаром называют «почемучками». Пытаясь постичь окружающую жизнь, они задают массу вопросов. Важно проявлять терпение и такт, отвечая на детские вопросы.

   Доверительные  отношения между взрослыми и детьми устанавливают и в тех случаях, когда родители умеют признаться в своих ошиюках.

   С общениями родители должны быть особенно осторожными. Невыполнение обещанного необходимо тщательно обосновать. Не следует допускать обещаний, которые невозможно выполнить.

   Детям дошкольного возраста нельзя говорить неправду. Фальшь в словах отца или матери ребенок тонко чувствует.

  

 Педагог – психолог Козлова Н.Р.

 

 

20.09.2020

 

Уважаемы родители! Предлагаю Вашему вниманию консультацию

Агрессивность.

    Лучший способ избежать чрезмерной агрессивности в ребенке – проявлять к нему нелюбовь. Нет ребенка, который, чувствуя себя любимым, был бы агрессивным.

    Агрессивная реакция – это реакция борьбы. Она складывается из неудовлетворенности, протеста, возникает при попытке ребенка изменить положение вещей. Досаду, выражение, сожаление, нетерпение, отчаяние взрослые выражают куда более драматично и убедительно, нежели любовь, поэтому, если ребенок видит взрослых людей, которые более или менее регулярно подавляют его, он непременно становится злым и агрессивным.

    Свою агрессию ребенок может проявлять не обязательно к объекту недовольства, а к людям и животным, совершенно неповинным и безобидным. Если ребенок был чересчур избалован или заласкан в первые

 - 4 года жизни, то его психическое развитие замедляется, и тогда всякое изменение отношения к нему вызывает агрессивные действия.

    Одно лишь ласковое слово может снять озлобление у ребенка. Нужно, чтобы он чувствовал себя любимым и принятым, нужно понять причины протеста и сопротивления и исключить их. Необходимо снять тревожность, чему способствует теплая эмоциональная атмосфера дома и в группе, так как за агрессией стоит ощущение небезопасности, угрозы внешнего мира.

    Очень важно давать выход агрессии. Для этого существуют несложные приемы: позволить ребенку яростно рвать бумагу, резать пластилин, совершать безобидные разрушительные действия, которые в приступе агрессии ребенок может делать долго и с наслаждением. После этого полезны успокаивающие занятия типа игры с песком, водой (или) релаксация.

    Если возмущение ребенка постоянно подавляется, то оно накапливается и проявляется часто лишь в зрелом возрасте, когда невозможно докопаться до причин, потому что агрессивность выливается в другие формы.

                                                                                 

                                                                                      Педагог – психолог Козлова Н.Р.

 

 

 

20.09.2020

Уважаемы родители! Предлагаю Вашему вниманию консультацию

Баловство ради порядка

 

      Каждый, кто имел отношение к воспитанию детей, знает, сколько разногласий возникает на этой почве между членами семьи. Папа говорит одно, мама – другое… А уж эти пресловутые бабушки-дедушки, которые так и норовят сделать что-то поперек родительского мнения! Но, кстати, именно бабушкам и дедушкам в установлении правильных взаимоотношений в семье принадлежит особая роль.

Закон есть закон

      Когда мы говорим о согласованности позиций членов семьи в вопросах воспитания, это не означает, что все должны делать и говорить одно и то же. Единство воспитания – это, прежде всего, четкое распределение ролей в семье.

      Мама – это забота и опека, помощь в любой ситуации. Мама подует на ранку, если малыш порезал пальчик, даже если эта ранка практически не видна.

      Отцу предоставляется почетное право и обязанность социализировать ребенка, то есть вводить его в большую жизнь. Именно папе следует объяснять малышу правила поведения, растолковывать, что такое хорошо и что такое плохо, а маме предназначается эти правила соблюдать неукоснительно.

      Задача бабушки – баловать, передавать накопленную за жизнь мудрость. Задача дедушки – наставлять, поучать, продолжать отцовскую, мужскую, линию, но не очень строго.

      У малыша должны быть четко определены рамки его игр дома и на улице и очерчен круг обязанностей. Например, сложить игрушки в коробку после игры может и полуторагодовалый ребенок. А уж двухлетка без проблем может убрать за собой тарелку в мойку.

      Сколько времени должно уходить на игру, сколько времени посвящается игре на улице – эти правила устанавливаются в каждой семье свои, в зависимости от укладов, финансовых возможностей и стиля жизни. Должен существовать четкий распорядок дня, режим, которому всем членам семьи следует придерживаться.

Закон есть закон

      В домашнем клане есть только один человек, кому можно установленные в семье правила слегка нарушать. Это бабушка. Это она может позволить ребенку съесть чуть больше сладкого – но не больше, чем на одну конфетку или на один кусочек тортика.

      Можно также слегка помочь малышу в соблюдении «семейного устава». Если внук куксится и отказывается, например, убирать за собой тарелку, то бабушка может это сделать потихоньку сама, но так, чтобы никто это не видел, в том числе и дедушка. Но в следующий раз, под хорошее настроение внука, есть смысл мягко настоять на выполнении правил.

      Также бабушка может, к примеру, разрешить малышу не спать днем, пусть он просто полежит – это обязательно! – хотя бы и с открытыми глазами. Соблюдению этого правила поможет книжка, она успокоит внука, а там он, гладишь, и заснет. Если бабушке предстоит вечером заменить маму и укладывать малыша на ночь, то она может позволить ему поиграть чуть дольше обычного, но не более тридцати-сорока минут.

      Нарушать правила следует не до бесконечности. Слегка потакая внуку, помните о том, что так вы создаете самим себе головную боль, потому что с набалованным ребенком будет сложно управляться, и родители быстро заметят изменения в его поведении. Поэтому баловать надо очень взвешенно, мудро. Но баловать обязательно! Ребенку важно в ассортименте родственников иметь такую добрую бабушку, которая утешит, поймет, простит и пирожок украдкой в карман сунет. Именно этот пирожок, как ни странно, поможем ему усвоить «семейный устав» - но лишь в том случае, если, нарушая правила, мы ребенку об этом сообщим. Текст может звучать примерно следующий:

- Я тебе, Васечка, дам еще один пирожок, только маме мы об этом не скажем. Это будет наш с тобой секрет.

      Ребенок должен понимать и помнить, что правила существуют и он их сейчас нарушает. Например, если малыш ленится убрать за собой тарелку со стола, ему нужно сказать:

- Вася, папа будет ругаться. Я ему скажу, что ты не слушаешься.

      Соответственно если папе хочется побаловать собственного ребенка, нарушая какие-то семейные правила, то лучше это сделать не своими руками, а с помощью все той же бабушки. Плохой полицейский должен быть плохим полицейским до конца.

В унисон с родителями

      А вот дедушкам такого попустительства допускать не следует. Его роль – поддерживать игру папы в «плохого полицейского», но менее строго. Лучше дедушкам удалиться на тот момент, когда бабушка превышает нормы, чтобы откровенно не быть свидетелем бабушкиной снисходительности к шалостям малыша. Это нужно на тот случай, если ребенок сильно разойдется. Тогда, чтобы приструнить его, можно позвать деда на помощь, так как папа уже совсем тяжелая фигура, да и занят он, как правило, больше, чем дедушка.

      Балуя внуков, нельзя ни в коем случае вступать в соперничество с родителями ребенка. Бабушка иногда может сказать что-то типа эдакого: «Вот твоя мама никогда вкусного пирожка тебе не испечет. Только бабушка тебе вкусного и даст». Подобные фразы закладывают основу для будущих истерик ребенка. Истерика – это инструмент, которым ребенок проверяет своих воспитателей на прочность, чтобы понять, дадут ему возможность не соблюдать правила или нет. Невольно порицая родителей ребенка, вы ломаете стройную систему семейных договоренностей в сознании малыша. Поэтому подчеркивать свои достоинства бабушкам и дедушкам лучше такой формулировкой: «Твоя мама молодец. Она так хорошо работает. А пирожки ей печь некогда, а у меня времени побольше для этого».

      Тогда у ребенка в сознании закрепится распределение воспитательских функций. Порядок в голове у малыша способствует порядку в поведении.   

 

      Педагог-психолог: Козлова Н.Р.