Методическая работа

Бакирова Эльвира Энверовна

Рецензии на программы по учебным предметам "Специальность.Балалайка", "Специальность.Домра",

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл retsenzii.docx13.56 КБ
Файл fgt_fos_balalayka.docx59.24 КБ
Файл fond_otsenochnyh_sredstv_dpop_po_domre_2016.docx31.83 КБ

Предварительный просмотр:

РЕЦЕНЗИЯ

на  программу по учебному предмету «Специальность. Балалайка» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».

преподавателя народного отделения муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

Бакировой Эльвиры Энверовны

Неотъемлемой частью дополнительного предпрофессионального образования в области музыкального искусства – «Народные инструменты» является обучение начинающих музыкантов игре на балалайке. Программой предусмотрен комплексный подход в приобретении творческих навыков выступлений балалаечника-солиста в способности исполнять произведения разных стилей и направлений музыкального искусства. В процессе обучения закладываются основы приобщения к лучшим образцам национальных традиций и культурных ценностей народного искусства.

Программа учебного предмета «Балалайка» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства.

Структура программы соответствует стандартам, в ней присутствуют все необходимые разделы: пояснительная записка, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методические рекомендации, перечень литературы.

Данная программа дает преподавателям убедительные рекомендации на разных этапах работы с учеником. В программе приведены примеры репертуаров по классам, разделенные на уровни сложностей в соответствии с уровнем развития и возможностями учащихся.

Программа  содержит объемные списки методической литературы.

Данная предпрофессиональная общеобразовательная программа представляет собой обобщение практического опыта преподавателя  в соединении с теоретическими исследованиями в области развития  музыкальных способностей обучающихся.

Особо хочется отметить наличие в программе подробных рекомендаций, касающихся самостоятельной работы обучающихся.

Важным моментом в программе является рассмотрение и уточнение содержания по годам обучения, где подробно описывается, какие именно знания, умения и навыки должен продемонстрировать ученик на определенном этапе овладения инструментом.

Особое место автор уделяет разделу «Методические рекомендации учебного процесса», где последовательно рассматриваются способы и методы обучения, способствующие не только грамотному формированию знаний, умений и навыков, но и воспитывающие устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

Заключение:

Программа соответствует требованиям к предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства и может быть использована для работы в ДШИ.

Рецензент:

Заведующий кафедрой музыкального образования

Нижневартовского государственного гуманитарного

университета, заслуженный работник культуры РФ,

кандидат педагогических наук, профессор                                                          Дмитриев В.А.

.

РЕЦЕНЗИЯ

на  программу по учебному предмету «Специальность. Домра» дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства «Народные инструменты».

преподавателя народного отделения муниципального автономного образовательного учреждения дополнительного образования детей

«Детская школа искусств №2»

Бакировой Эльвиры Энверовны

Неотъемлемой частью дополнительного предпрофессионального образования в области музыкального искусства – «Народные инструменты» является обучение начинающих музыкантов игре на домре. Программой предусмотрен комплексный подход в приобретении творческих навыков выступлений домриста-солиста в способности исполнять произведения разных стилей и направлений музыкального искусства. В процессе обучения закладываются основы приобщения к лучшим образцам национальных традиций и культурных ценностей народного искусства.

Программа учебного предмета «Специальность. Домра» разработана на основе и с учетом федеральных государственных требований к минимуму содержания, структуре и условиям реализации дополнительной предпрофессиональной общеобразовательной программы в области музыкального искусства.

Структура программы соответствует стандартам, в ней присутствуют все необходимые разделы: пояснительная записка, содержание учебной дисциплины, требования к уровню подготовки обучающихся, формы и методы контроля, система оценок, методические рекомендации, перечень литературы.

Данная программа дает преподавателям убедительные рекомендации на разных этапах работы с учеником. В программе приведены примеры репертуаров по классам, разделенные на уровни сложностей в соответствии с уровнем развития и возможностями учащихся.

Данная программа рассчитана на обучающихся по образовательной программе «Домра» со сроком обучения 5 (6) лет.

Программа  содержит объемные списки методической литературы.

Данная предпрофессиональная общеобразовательная программа представляет собой обобщение практического опыта преподавателя  в соединении с теоретическими исследованиями в области развития  музыкальных способностей обучающихся.

Особо хочется отметить наличие в программе подробных рекомендаций, касающихся самостоятельной работы обучающихся.

Важным моментом в программе является рассмотрение и уточнение содержания по годам обучения, где подробно описывается, какие именно знания, умения и навыки должен продемонстрировать ученик на определенном этапе овладения инструментом.

Особое место автор уделяет разделу «Методические рекомендации учебного процесса», где последовательно рассматриваются способы и методы обучения, способствующие не только грамотному формированию знаний, умений и навыков, но и воспитывающие устойчивый интерес к музыкальным занятиям.

Заключение:

Программа соответствует требованиям к предпрофессиональным общеобразовательным программам в области музыкального искусства и может быть использована для работы в ДШИ.

Рецензент:

Заведующий кафедрой музыкального образования

Нижневартовского государственного гуманитарного

университета, заслуженный работник культуры РФ,



Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Специальность (балалайка)»

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (во II полугодие, начиная со 2-7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На технический зачет выносятся:

- этюд (в соответствии с требованиями по классу);

- гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

- знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.

На зачет по творческим навыкам выносятся:

- пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

- подбор по слуху;  

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май – переводной экзамен (три разнохарактерные пьесы)

2-3

 Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Февраль – технический зачет (игра г амм ,чтение с листа, подбор по слуху, ) Май – переводной экзамен (три разнохарактерные пьесы)

4-7

 Декабрь – академический концерт: 1. Произведение крупной формы. 2. Пьеса.

Февраль – технический зачет  (чтение с листа, подбор по слуху ) Май – переводной экзамен: Три разнохарактерных произведения,   (произведение крупной формы.).

8

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март – прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель – прослушивание всей программы (4 произведения) 4 неделя мая - 1 неделя июня – выпускной экзамен – выпускной экзамен (4 или 5 произведений)

Итоговая аттестация выпускника проводится в форме выпускного экзамена в 8 классе (в конце 16 полугодия) за пределами аудиторных занятий.

Предваряется итоговая аттестация двумя прослушиваниями в рамках текущего контроля в феврале и апреле. На итоговую аттестацию выносится:

-крупная форма;

-обработка народной мелодии;

-оригинальная пьеса виртуозного характера.

1 класс

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

Обработки знакомых мелодий:

 р.н.п. «Во саду ли, в огороде»

 Иванов А. « Полька»

 II вариант

 б.н.п « Перепелочка»

 Кабалевский  Д.« Маленькая полька»

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

2. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

3. Что такое нотный стан, скрипичный ключ?

4. Значение нот I и II октавы.

5. Основные штрихи в музыке: легато, нон легато, стаккато.

6. Особенности строения музыкального инструмента: сколько частей, их названия.

7. Какие вы знаете штрихи на балалайке ?

8. Расскажи об истории создания инструментов балалайки

Примерный репертуарный список переводного экзамена в конце II полугодия

I вариант

Люлли Ж.          « Песенка

 Котельников В. « Веселый муравей»

 Котельников В. « Танец»

II вариант

 Качурбина М.    « Мишка с куклой танцуют  полечку»

 Иванов А.    « Полька»

  р.н.п. « Во саду ли в огороде» обр. Илюхина А

  Гаммы : ми мажор, ля минор ( в одну октаву)

                                                          2 класс

Требования к техническому зачѐту

гаммы однооктавные C-dur, a-moll (натуральный, гармонический, методический),

арпеджио; гаммы двухоктавные E-dur, e-moll (натуральный, гармонический,    мелодический), арпеджио

Штрихи в гаммах: большим пальцем легато, нон легато , стаккато.

Освоение натуральных флажолетов. Освоение приемов: двойное пиццикато, гитарный прием.

Знакомство с основными музыкальными терминами. Примерный список

 этюдов для технического зачета:

 1. Глейхман В. Этюд - A-dur

 2. Глейхман  В. Этюд – е-moll

 3. Бакланова Н. Этюд – А-dur

 4. Глейхман  В. Этюд G-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

 I вариант

Андреев А. « Грезы»

р.н.п. « Под горою калина» обр . Котельникова В.

 II вариант

Бетховен Л.   «Лендлер»

Конов В.       « Наигрыш»

Требования по чтению с листа

Умение сыграть одноголосную пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов в тональностях до 2-х знаков.

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

2. Назвать средства музыкальной выразительности: мелодия - характер движения мелодии, лад, ритм, динамика.

3. медленные (ларго, ленто, адажио), умеренные (модерато, андантино, аллегретто) и быстрые (аллегро, виво, престо) темпы.

4. Что такое а темпо, акцент, затакт, пауза.

5. Назовите основные приемы игры на балалайке.

6. Назовите известные вам русские народные инструменты.

7. Рассказать о композиторах, произведения которых ты играешь.

Репертуарный список академического концерта в конце II полугодия

I вариант

Кабалевский Д. «Клоуны»

ВеберК. Хор охотников из оперы «Волшебный стрелок»

 У.н.п. « Метелица» обр. Тихомирова  А.

 II вариант        

 Циполи  « Менуэт»

 Конов В.  Русская сюита в 3 частях « Наигрыш» ,

« Шарманка» ,  « Походная»

 

3 класс

Требования к техническому зачѐту

гаммы двухоктавные: G-dur,  А- dur, а- moll,  g-moll, арпеджио; упражнения;

 Штрихи в гаммах: легато, нон легато, стаккато, pizz (2),

 Освоение  мелизмов: форшлаг, мордент.

Освоение натуральных флажолетов.

Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) .

Примерный список этюдов для технического зачета:

1. Глейхман В..     Этюд А -dur

2. Пушечников И. Этюд Es-dur

3. Войцицкий В.    Этюд    Д-  dur

4. Шутенко К.        Этюд А-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

 I вариант

Гассе И.     «  Два танца»

Дербенко Е. «Дорога на Карачев»

II вариант

 Русская народная песня «У ворот, ворот», обр. Б.Трояновског

 Бах И.«Весной»

Требования по чтению с листа

Чтение с листа пьес (уровень 1 класса).

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса).

1. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

2. Расскажи об основных средствах музыкальной выразительности.

3. Назови основные приемы игры на балалайке.

4. Назови значение следующих терминов: дольче, кантабиле, мольто, поко а поко, пиу моссо, мено мосс, ритенуто, семпре, мордент.

5. Назови инструментальный состав оркестра русских народных инструментов.

6. Назови, какие оркестры русских народных инструментов существуют в нашем городе?

7. Каких ты знаешь исполнителей- балалаечников?

 8. Расскажи историю и устройство  балалайки.

Репертуарный список переводного экзамена

I вариант

Гендель Г. « Прелюдия»

АндреевА. Мазурка №3

Русская народная песня  «Ах, Настасья», обр. Панина В.

II вариант

Фомин Н. «Овернский танец»

Моцарт В.  «Рондо»

Андреев А.«Пляска скоморохов»

4 класс

                                   Требования к техническому зачѐту

двухоктавные гаммы F-dur, Еs-dur, минорные гаммы : g –moll, f-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;  

Дальнейшее последовательное совершенствование освоенных ранее приемов игры, штрихов. Более тщательная работа над движениями обеих рук в отдельности  и их координацией. Целенаправленная работа, направленная на развитие мелкой техники. Усовершенствование приема «тремоло», а также перехода от тремоло к удару и наоборот. Работа над техникой перехода из позиции в позицию. Работа над развитием музыкально- образного мышления, художественного воображения.

 Игра упражнений на различные виды техники.

Примерный список этюдов для технического зачета;

  1. Шишаков Ю.  Этюд –A –dur
  2. Кабалевский Д. Этюд- a moll
  3. Шалов  А.       Этюд- тарантелла
  4. Зверев А.         Этюд – A -dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

Рахманинов С. « Итальянская полька»

Русская народная песня «Волга-реченька глубока», обр. Шалова А.

Вариант 2

Андреев В. Вальс «Фавн»

Бетховен Л. «Аллеманда»

Требования по чтению с листа

Чтение с листа пьес (уровень 2 класса).

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Что такое темп?

2. Приведи примеры терминов, обозначающих быстрый темп.

3. Приведи примеры медленных темпов.

4. Приведи примеры умеренных темпов.

5. Объясни значение терминов: con moto, accelerando, simile, vivace, ritardando, allargando, non troppo, espressivo.  

6. Назовите основные правила по уходу за инструментом -балалайкой.

7. Кто из известных исполнителей возродил домру и усовершенствовал балалайку?

8. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

- назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни и век

- назвать жанр произведения

- определить тональности, размер, темп, форму

Репертуарный список переводного экзамена

I вариант

Бах И.С. – Сен-Санс К. « Бурре»      

Скарлатти Д. Соната d-moll                                                                            

Русская народная песня «Заиграй, моя волынка», обр.Трояновского Б.

II вариант

Шалов А. Сюита «Аленкины игрушки»: «На тройке»

Русская народная песня «По всей деревне Катенька», обр.Трояновского Б . Вивальди А. «Аллеманда» из Сонаты c-moll для скрипки

                                                          5 класс

                            Требования к техническому зачѐту

Гаммы  двухоктавные Fis-dur, E-dur , минорные гаммы ; g –moll, fis-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио.

 Штрихи: легато, стаккато, нон легато, гитарное pizz,  Pizz (2)

Освоение техники исполнения искусственных флажолет. Освоение аккордовой техники.

Примерный список этюдов для технического зачета:

  1. Чайкин Н.   Этюд d-moll

2   Лемуан А.   Этюд e-mоll

3   Крейцер Р.  Этюд №8 E-dur

4   Нечепоренко П.  Этюд b-moll

 Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

Котельников В.  «Детский концерт»

Русская народная песня «Заставил меня муж парну банюшку топить», обр. Шалова А.

II вариант

Русская народная песня «Посею лебеду на берегу», обр. Вязьмина А.

Чайковский П. Гавот из балета «Спящая красавица»

Требования по чтению с листа

Чтение с листа легких пьес из репертуара 2-3 класса.

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Что такое мелизмы?

2. Назови особенности исполнения мордентов.

3. Значение терминов: ciocoso, leggero, risoluto, maestoso, scherzando,  

4. Как обозначается арпеджиато в тексте и каков принцип исполнения?

5. Какие виды оркестров тебе известны?

6. Назови учреждения культуры, которые находятся в нашем городе?

7. Какие музыканты исполнители, оркестры, ансамбли русских народных инструментов есть в нашем городе?

8. Какую музыку ты слушаешь дома?

9. Кто твой любимый композитор? Какие его произведения ты знаешь

Репертуарный список переводного экзамена

I вариант

Кабалевский Д. «Полька»

Русская народная песня «Коробейники», обр. Шалова А.

Зверев А.  «Рондо в старинном стиле»

II вариант

Бах И.С.   Рондо d-moll

Делиб Л. Пиццикато из балета «Сильвия»

т.н.п. « Апипа» обр. Бызова , Амирова Ш.

                                                               6 класс

                             Требования к техническому зачѐту

двухоктавные гаммы A-dur, Bes-dur, e-moll,  a-moll (натуральный, гармонический, мелодический); арпеджио                                             

Совершенствование всех ранее изученных приемов. При необходимости - работа над  новыми приемами и штрихами. Развитие аппликатурной грамотности. Умение самостоятельно разбираться  в основных элементах фразировки (мотив, фраза, предложение, период и т.д.).

Примерный список этюдов для технического зачета:

1. Дженкинсон Э. Этюд «Танец»

2. Чайкин Н.  Этюд d-moll

 3.Лемуан А. Этюд e-moll

 4.Крейцер Р.  Этюд №8 E-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

 I вариант

Бах И.- С. Гавот из партиты E-dur для скрипки

Русская народная песня «Винят меня в народе», обр. Шалова А.

II вариант

Дакен Л. «Кукушка»

Русская народная песня «Кольцо души девицы», обр.  Шалова А.

Требования по чтению с листа

Чтение с листа легких пьес из репертуара 3-4 класса.

                                           

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Какие циклические формы ты знаешь? Назови особенности строения циклических форм.

2. Какие красочные приемы исполнения на балалайке  ты знаешь?

3. Назови средства музыкальной выразительности для воплощения художественного образа музыкального произведения?

4. Перечисли композиторов, которые писали музыку для русских народных инструментов.

5. Назови зарубежных композиторов, произведения которых ты исполняешь.

6. Что такое флажолет? Какие виды флажолет ты знаешь  

7. Расскажи об истории происхождения и распространения балалайки.

8. Расскажи о художественно-исполнительских особенностях балалайки.

9. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

- назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, композиторскую школу, годы жизни.

- охарактеризовать эпоху

- определить характер, образное содержание произведения

- назвать жанр произведения, назвать жанровые признаки, рассказать об особенностях строения формы

- назвать тональность, размер, темп, основные средства выразительности

-в чем заключаются ритмические особенности (затакт, синкопа, пунктирный ритм)? Объяснить выразительное значение ритма.

- к какому стилю относится произведение, в чем конкретно проявляются стилевые черты?

- в чем заключаются особенности динамического развития, где находится кульминация?

- в чем заключаются гармонические особенности, какие аккорды встречаются?

Репертуарный список переводного экзамена

I вариант

 Бах И.С. Концерт a-moll, 1 часть

Андреев В. «Румынская песня и чардаш»

Тростянский Е.  « Кадриль»

II вариант

Будашкин Н.  Концертные вариации на тему русской народной песни «Вот мчится  тройка почтовая»

Тростянский Е.  «Гротеск и размышление»

Трояновский Б. «Уральская плясовая»

7 класс

Требования к техническому зачѐту

Игра гамм за предыдущие классы по принципу "от простого к сложному", направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов.

Примерный список этюдов для технического зачета:

Глейхман В.Этюд A-dur

 Поздняков В.  Этюд A-dur

 Панин В.  Этюд-глиссандо

Блинов Ю.  Этюд D- dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вар

Андреев В.  Мазурка №3

Шалов А. «Вечор ко мне девице»

II вариант

Фиокко П. «Аллегро»

Василенко С. «Гавот,» «Мексиканская серенада»

Требования по чтению с листа

Чтение с листа легких пьес из репертуара 4-5 класса.

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Какие виды ритмических группировок ты знаешь?

2. Какие ритмические группировки ты встречал в исполняемых произведениях?

3. Расскажи об этапах самостоятельной работы над произведением

4. Назови основные и красочные приемы игры.

5. Назови известных тебе исполнителей-балалаечников.

6. Чем отличается ансамбль от оркестра?

7. Назови виды оркестров.

8. Назови зарубежных композиторов и их произведения.

9. Назови русских композиторов и их произведения.

10. Слушаешь ли ты музыку дома и какую?

11. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

- назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, композиторскую школу, годы жизни.

- охарактеризовать эпоху

- определить характер, образное содержание произведения

- назвать жанр произведения, назвать жанровые признаки, рассказать об особенностях строения формы

-назвать тональность, размер, темп, основные средства выразительности

- в чем заключаются ритмические особенности (затакт, синкопа, пунктирный ритм)? Объяснить выразительное значение ритма.

- какой тип мелодии использует композитор, есть ли модуляция и отклонение, в какие тональности?

- в чем заключаются особенности динамического развития, где находится кульминация?

- в чем заключаются гармонические особенности, какие аккорды встречаются?

Примерный репертуарный список переводного экзамена

I вариант

Паганини Н.  Соната A-dur

Тростянский Е. Ноктюрн

Трояновский  Б.«Ах ты, вечер»

II вариант

Вивальди А. Концерт, переложение Глейхмана В.

Андреев В. Вальс «Балалайка»

 Шалов А.«Валенки»

8 класс

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся  

Подготовка выпускной программы.

Особое внимание необходимо уделить подготовке профессионально ориентированных учащихся к поступлению в профессиональные образовательные организации. В связи с этим перед учеником по всем вопросом музыкального исполнительства ставятся особые требования

- к работе над техникой в целом;

- к работе над произведением;

- к качеству самостоятельной работы;

- к развитию музыкального мышления.

В результате восьмого года обучения  обучающийся должен:

уметь сыграть любую (одно- двухоктавную минорную, мажорную) гамму всеми ранее освоенными штрихами, приемами в максимально быстром темпе;

Репертуарный  список итогового экзамена

I вариант

Моцарт В.А. «Маленькая ночная серенада», III и IV части

Мясков К. Ноктюрн»

Городовская В. «Калинка»

II вариант

Шишаков Ю. Воронежские акварели (3 части из сюиты)

Бах И.С. Скерцо из Сюиты си минор для флейты

Городовская В. «Выйду ль я на реченьку»


Учебный предмет «Специальность (балалайка)»

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (во II полугодие, начиная со II-IV классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, II-IV классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты  предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На технический зачет выносятся:

- этюд (в соответствии с требованиями по классу);

- гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

- знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.

На зачет по творческим навыкам выносятся:

- пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

- подбор по слуху;  

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой  публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май – переводной экзамен (три разнохарактерные пьесы)

2-3

 Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Февраль – технический зачет (игра г амм ,чтение с листа, подбор по слуху, ) Май – переводной экзамен (три разнохарактерные пьесы)

4

 Декабрь – академический концерт: 1. Произведение крупной формы. 2. Пьеса.

Февраль – технический зачет  (чтение с листа, подбор по слуху ) Май – переводной экзамен: Три разнохарактерных произведения,  и произведение крупной формы.

5

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март – прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель – прослушивание всей программы (4 произведения) 4 неделя мая - 1 неделя июня – выпускной экзамен – выпускной экзамен (4 или 5 произведений)

Итоговая аттестация выпускника проводится в форме выпускного экзамена в V классе (в конце 16 полугодия) за пределами аудиторных занятий.

Предваряется итоговая аттестация двумя прослушиваниями в рамках текущего контроля в феврале и апреле. На итоговую аттестацию выносится:

-крупная форма;

-обработка народной мелодии;

-оригинальная пьеса виртуозного характера.

I класс

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

 Шаинский В.  «Кузнечик», обр. Сенина И.

Русская народная песня «Во саду ли, в огороде»,  обр. Сенина И.

II вариант

 Русская народная песня «Калинка», обр. Сенина И.

Котельников В.  «Танец»

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

2. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

3. Что такое нотный стан, скрипичный ключ?

4. Значение нот I и II октавы.

5. Основные штрихи в музыке: легато, нон легато, стаккато.

6. Особенности строения музыкального инструмента: сколько частей, их названия.

7. Какие вы знаете штрихи на балалайке ?

8. Расскажи об истории создания инструментов балалайки

Примерный репертуарный список переводного экзамена в конце II полугодия

I вариант

Шаинский В. «Песенка крокодила Гены», обр. Сенина И.

Русская народная песня «Неделька», обр. Сенина И.

Русская народная песня «Ах вы сени», обр. Сенина И.

II вариант

Люлли Ж.Б. «Жан и Пьерро», старинная французская шуточная песня

Красев М.«Топ-топ»

Русская народная песня «По малину в сад пойдем», обр. Филиппенко А.

                                                        II класс

Требования к техническому зачѐту

гаммы однооктавные C-dur, a-moll (натуральный, гармонический, методический),

арпеджио; гаммы двухоктавные E-dur, e-moll (натуральный, гармонический, мелодический), арпеджио;

Приемы игры: бряцание в ускоренном темпе, двойное пиццикато, гитарный прием в минимальной редакции. Пиццикато пальцами левой руки, натуральные флажолеты.

Знакомство с основными музыкальными терминами. Примерный список

 этюдов для технического зачета:

 1. Глейхман В. Этюд - A-dur

 2. Глейхман  В. Этюд – е-moll

 3. Бакланова Н. Этюд – А-dur

 4. Глейхман  В. Этюд G-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

 I вариант

Моцарт В.А. «Игры детей»

Русская народная песня «Ах вы сени», обр. Сенина И.

Вариант 2

Качурбина  М.«Мишка с куклой танцуют полечку»

Русская народная песня «Светит месяц», обр. СенинаИ.

Требования по чтению с листа

Умение сыграть одноголосную пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов в тональностях до 2-х знаков.

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

2. Назвать средства музыкальной выразительности: мелодия - характер движения мелодии, лад, ритм, динамика.

3. медленные (ларго, ленто, адажио), умеренные (модерато, андантино, аллегретто) и быстрые (аллегро, виво, престо) темпы.

4. Что такое а темпо, акцент, затакт, пауза.

5. Назовите основные приемы игры на балалайке.

6. Назовите известные вам русские народные инструменты.

7. Рассказать о композиторах, произведения которых ты играешь.

Репертуарный список академического концерта в конце II полугодия

I вариант

Русская народная песня «Веселые гуси», обр. Сенина И.

Бекман Л.  «В лесу родилась елочка», обр. Сенина И.

Филиппенко А. «Веселый музыкант», обр. Нечепоренко П.

II вариант

Красев М. «Маленькой елочке холодно зимой», обр. СенинаИ.

Иванов А. « Полька»

Русская народная песня «Козлик»,  обр.Лысаковского А.

III класс

Требования к техническому зачѐту

гаммы однооктавные H-dur, h-moll (натуральный, гармонический, мелодический),

арпеджио; гаммы двухоктавные F-dur, f-moll (натуральный, гармонический, мелодический)

Приемы игры: двойное пиццикато, гитарный прием. Дополнительно: пиццикато пальцами левой руки, глиссандо, большая, малая, обратная дроби, натуральные флажолеты.

Основы аккордовой техники.

Продолжение знакомства с основными музыкальными терминамb

Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) .

Примерный список этюдов для технического зачета:

1. Глейхман В..     Этюд А -dur

2. Пушечников И. Этюд Es-dur

3. Войцицкий В.    Этюд    Д-  dur

4. Шутенко К.        Этюд А-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

 I вариант

Вебер К. « Хор охотников»

БетховенЛ. «Экосез»

Котельников В.  «Шутка»

II вариант

Русская народная песня «Ай, все кумушки домой», обр.Трояновского Б.,  исполнительская редакция Нечепоренко П.

 Андреев В. «Грезы», обр. Илюхина А.        

 Кабалевский Д. «Полька»

Требования по чтению с листа

Чтение с листа пьес (уровень 1 класса).

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса).

1. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

2. Расскажи об основных средствах музыкальной выразительности.

3. Назови основные приемы игры на балалайке.

4. Назови значение следующих терминов: дольче, кантабиле, мольто, поко а поко, пиу моссо, мено мосс, ритенуто, семпре, мордент.

5. Назови инструментальный состав оркестра русских народных инструментов.

6. Назови, какие оркестры русских народных инструментов существуют в нашем городе?

7. Каких ты знаешь исполнителей- балалаечников?

 8. Расскажи историю и устройство  балалайки.

Репертуарный список переводного экзамена

I вариант

Карш Н.  Сюита «Три поросенка»

Чайковский П.  «Старинная французская песенка»         

Русская народная песня «Коробейники», обр. Сенина И.

II вариант

ВеберК. «Хор охотников»  из оперы «Волшебный стрелок»

Зверев А. Сюита «Из любимых книжек»: «Медведь и Маша», «В царстве снежной  королевы»

Русская народная песня «Светит месяц», обр. Сенина И.

IV класс

                                 Требования к техническому зачѐту

гаммы двухоктавные Fis-dur, fis-moll (натуральныйгармонический,мелодический), минорные (гармонический, мелодический виды) однооктавные гаммы, пройденные в 3 классе; мажорные двухоктавные гаммы E-dur, F-dur, G-dur, тонические трезвучия в них; арпеджио; хроматическая гамма от различных звуков;

Знакомство с крупной формой (вариации, концертино, рондо, сонатина).

Совершенствование ранее пройденных приемов. Приемы игры: переменные удары в быстром темпе, тремоло, двойное пиццикато, гитарный прием, дроби.

Примерный список этюдов для технического зачета;

  1. Шишаков Ю.  Этюд –A –dur
  2. Кабалевский Д. Этюд- a moll
  3. Шалов  А.       Этюд- тарантелла
  4. Зверев А.         Этюд – A -dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

МоцартВ.А.  «Rondo alla turca», переложение О.Гитлина

Русская народная песня «Волга-реченька глубока», обр. Шалова А.

Бах И.-Сен-Санс К.  Бурре, переложение Осипова Н.

II вариант

 Котельников В.  «Детский концерт»

Бах И.С. Скерцо из сюиты h-moll для флейты, переложении

 Нечепоренко П.

Русская народная песня «Заиграй, моя волынка», обр.Трояновского Б.

Требования по чтению с листа

Чтение с листа пьес (уровень 2 класса).

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Что такое темп?

2. Приведи примеры терминов, обозначающих быстрый темп.

3. Приведи примеры медленных темпов.

4. Приведи примеры умеренных темпов.

5. Объясни значение терминов: con moto, accelerando, simile, vivace, ritardando, allargando, non troppo, espressivo.  

6. Назовите основные правила по уходу за инструментом -балалайкой.

7. Кто из известных исполнителей возродил домру и усовершенствовал балалайку?

8. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

- назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни и век

- назвать жанр произведения

- определить тональности, размер, темп, форму

Репертуарный список переводного экзамена

I вариант

Вивальди А. Концерт a-moll, 1 часть, переложение Глейхмана В.

Рахманинов С. «Итальянская полька», переложение Илюхина А.

Андреев В. Вальс «Фавн

II вариант

Шалов А. Сюита «Аленкины игрушки» (три части на выбор)

ОберЛ. «Жига»,  переложение  Нечепоренко П.

Авксентьев Е. «Юмореска»

                                                        V класс           

Игра мажорных и минорных  двухоктавных  гамм, арпеджио  различными приемами игры. Хроматические гаммы от любых звуков; ритмические  группировки: дуоль, триоль, квартоль, квинтоль. Игра гамм ломаными терциями. Гаммы двухоктавные As-dur, g-moll (натуральный, гармонический, мелодический)

Главная задача, стоящая перед обучающимися пятого класса, -  подготовить выпускную программу в максимально качественном виде.  Перед выпускным экзаменом учащийся обыгрывает свою программу на зачетах, классных  вечерах, концертах

Закрепление ранее освоенных приемов, штрихов, смена аккордовой техники на мелкую технику  - и наоборот; другие варианты смены  противоположных штрихов, ритмических элементов. Включение в программу упражнений и этюдов на освоение данных технических задач. Усложнение заданий, поставленных педагогом для качественной отработки двойного пиццикато, гитарного приема, тремоло.

Примерный репертуарный список итоговой аттестации

Вариант 1

Паганини Н. Соната A-dur,  переложение Нечепоренко П.

         Нечепоренко П. Вариации на тему русской народной песни  «Час  да по              часу»

Куперен Ф. «Маленькие ветряные мельницы», переложение

НечепоренкоП.

Вариант 2

Тростянский Е.  «Гротеск и размышление»

Андреев В.   Вальс  «Каприз»

Шалов А. р.н.п. « Заставил меня муж, парну банюшку топить»



Предварительный просмотр:

Учебный предмет «Специальность (домра)»

В рамках текущего контроля проводятся технический зачет (I полугодие, начиная со 2-7 классы) и зачет по творческим навыкам (II полугодие, 2-7 классы). Зачеты дифференцированные, с обязательным методическим обсуждением, носящим рекомендательный характер. Зачеты предполагают исполнение программы в классе в присутствии комиссии в составе двух-трех преподавателей и проводятся в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет. На технический зачет выносятся:

- этюд (в соответствии с требованиями по классу);

- гамма (арпеджио, аккорды, вид гаммы в соответствии с требованиями по классу);

- знание терминологии в соответствии с требованиями по классу.

На зачет по творческим навыкам выносятся:

- пьеса для чтения с листа (на два класса ниже);

- подбор по слуху;

- коллоквиум;

- самостоятельно выученная пьеса (в старших класса).

В рамках промежуточной аттестации проводятся академические концерты в конце первого полугодия в счет аудиторного времени, предусмотренного на учебный предмет, и переводные экзамены в конце второго полугодия, которые проводятся в мае за пределами аудиторных учебных занятий. Академические концерты представляют собой публичное (на сцене) исполнении учебной программы или ее части в присутствии комиссии, родителей, обучающихся и других слушателей. Исполнение полной программы демонстрирует уровень освоения программы данного года обучения. Академические концерты проводятся с применением дифференцированных систем оценок, завершаясь обязательным методическим обсуждением.

Класс

I полугодие

II полугодие

1

Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Май – переводной экзамен (три разнохарактерные пьесы)

2-3

Октябрь – технический зачет (одна гамма, один этюд, термины). Декабрь – академический концерт (две разнохарактерные пьесы)

Февраль – зачет по творческим навыкам (чтение с листа, подбор по слуху, коллоквиум) Май – переводной экзамен (три разнохарактерные пьесы)

4-7

Октябрь – технический зачет (гаммы в соответствии с требованиями по классу, этюд, термины) Декабрь – академический концерт: 1. Произведение крупной формы. 2. Пьеса.

Февраль – зачет по творческим навыкам (чтение с листа, подбор по слуху коллоквиум) Май – переводной экзамен: Три разнохарактерных произведения, включая полифонию и произведение крупной формы.

8

Декабрь – дифференцированное прослушивание части программы выпускного экзамена (два произведения наизусть, обязательный показ произведения крупной формы и произведения на выбор из программы выпускного экзамена)

Март – прослушивание 3-х произведений (два сыгранных в декабре плюс еще одно) Апрель – прослушивание всей программы (4 произведения) 4 неделя мая - 1 неделя июня – выпускной экзамен – выпускной экзамен (4 или 5 произведений)

Итоговая аттестация выпускника проводится в форме выпускного экзамена в 8 классе (в конце 16 полугодия) за пределами аудиторных занятий.

Предваряется итоговая аттестация двумя прослушиваниями в рамках текущего контроля в феврале и апреле. На итоговую аттестацию выносится:

-крупная форма;

-обработка народной мелодии;

-оригинальная пьеса виртуозного характера.

1 класс

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

1. Русская народна песня "Как под горкой, под горой"

2. Метлов Н. «Паук и мухи»

II вариант

1. Русская народна песня "Во саду ли, в огороде"

2. Филиппенко А. "Цыплятки"

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся

1. Назвать особенности различия музыкальных звуков (высота, длительность, сила звучания);

2. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

3. Что такое нотный стан, скрипичный ключ?

4. Значение нот I и II октавы.

5. Основные штрихи в музыке: легато, нон легато, стаккато.

6. Что такое динамические оттенки?

7. Какими символами или буквенными обозначениями указываются в тексте динамические оттенки?

8. Перечислить динамические оттенки по силе звучания: тихие, средние, громкие.

9. Что такое темп в музыке? Зависит ли он от характера музыки? Какие бывают темпы?

10. Назвать быстрые, медленные и умеренные темпы.

11. Назвать знаки сокращенного письма.

12. Что такое реприза, вольта?

13. Что такое фермата и от чего зависит продолжительность звучания ноты с этим знаком?

14. Особенности строения музыкального инструмента: сколько частей, их названия.

15. Какие вы знаете штрихи на домре как приемы звукоизвлечения?

16. Расскажи об истории создания инструментов домры.

17. Кто является основоположником оркестра русских народных инструментов в России?

Примерный репертуарный список переводного экзамена в конце II полугодия

I вариант

1. Моцарт В.А. Allegretto

2. Украинская народная песня "Ой, джигуне, джигуне"

3. Шаинский В. Песенка про кузнечика

II вариант

1. Гайдн Й. Песенка

2. Калинников В. "Журавель"

3. Русская народная песня «Вы послушайте, ребята»

2 класс

Требования к техническому зачѐту

Мажорные и минорные однооктавные гаммы: F-dur, D-dur, a-moll, c-moll, гаммы от 1-го пальца (на двух струнах). E-dur, A-dur с открытых струн.

Штрихи в гаммах: дубль штрих, пиццикато большим пальцем, тремоло (по возможности), пунктирный ритм и элементы тремоло (по возможности), пальцевое легато, стаккато. Примерный список этюдов для технического зачета:

1. Пильщиков А. Этюд h-moll

2. Пильщиков А.Этюд A-dur

3. Пильщиков А. Этюд a-moll

4. Шевчик О.Этюд G-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

1. Бах И.С. Гавот

2. Шаинский В. "Антошка", обработка Н. Олейникова

или Римский-Корсаков Н. "Мазурка"

II вариант

1. Бетховен Л. Экосез № 2

2. Чайковский П.И. Камаринская

или Глинка М. "Ты, соловушка, умолкни"

Требования по чтению с листа

Умение сыграть одноголосную пьесу с несложной мелодической линией (расширение диапазона до октавы) в пределах 8-16 тактов в тональностях до 2-х знаков.

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

2. Назвать средства музыкальной выразительности: мелодия - характер движения мелодии, лад, ритм, динамика.

3. Назвать известные музыкальные средства музыкальной выразительности. Дать им определения.

4. Что такое аппликатура?

5. Обозначение темпов на итальянском языке по группам:

6. медленные (ларго, ленто, адажио), умеренные (модерато, андантино, аллегретто) и быстрые (аллегро, виво, престо) темпы.

7. Что такое а темпо, акцент, затакт, пауза.

8. Назовите основные приемы игры на домре.

9. Назовите известные вам русские народные инструменты.

10. Рассказать о композиторах, произведения которых ты играешь.

Репертуарный список академического концерта в конце II полугодия

I вариант

1. Моцарт В.А. "Майская песня"

2. Чайковский П.И. Марш деревянных солдатиков

3. Украинская народная песня "Ой, под вишнею"

II вариант

1. Перселл Г. Ария

2. Гречанинов А. Вальс

3. Кабалевский Д. Клоуны

3 класс

Требования к техническому зачѐту

Мажорные однооктавные гаммы в четвертой и пятой позициях на трех струнах от 1-2-3-го пальцев и их арпеджио: A-dur, B-dur, H-dur, C-dur, a-moll, c-moll, h-moll. Играть всеми штрихами, пройденными во 2 классе, и ритмическими группировками (дуоль, триоль, квартоль) хроматическую гамму на 2-х струнах от звука E.

Примерный список этюдов для технического зачета:

1. Кайзер Г. Этюд d-moll

2. Хамель Э. Этюд B-dur

3. Шевчик О.Этюд e-moll

4. Пильщиков А. Этюд G-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия I вариант

1. Муффат Г. Буре

2. Дербенко Е. Сюита "Приключение Буратино" (II и III части)

или Русская народная песня "Сама садик я ходила", обработка М. Красева

II вариант

1. Моцарт В.А. Сюита "Маленькая ночная серенада" (Немецкий танец или Менуэт)

2. Чайковский П.И. Трепак из балета "Щелкунчик"

или И. Дьяконова "Былина"

Требования по чтению с листа

Чтение с листа пьес (уровень 1 класса).

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса).

1. Расскажи об особенностях строения формы: вариации, рондо, сюита.

2. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

3. Расскажи об основных средствах музыкальной выразительности.

4. Что такое кульминация? Как ее определить в произведении?

5. Назови основные приемы игры на домре.

6. Назови значение следующих терминов: дольче, кантабиле, мольто, поко а поко, пиу моссо, мено мосс, ритенуто, семпре, мордент, трель. 

7. Что такое синкопа?

8. Какие виды ансамблей и оркестров тебе известны?

9. Назови инструментальный состав оркестра русских народных инструментов.

10. Назови, какие оркестры русских народных инструментов существуют в нашем городе?

11. Каких ты знаешь исполнителей-домристов, балалаечников?

12. Какие концерты ты посетил в прошедшем году? Расскажи об одном их них, вырази свое отношение.

13. Расскажи историю домры

14. Расскажи об устройстве домры.

15. Какие разновидности домры тебе известны?

16. Какие формы музыкальных произведений тебе известны. Приведи примеры произведений, которые ты исполняешь.

17. Назови тональности, размеры исполняемых тобой произведений.

18. Расскажи об одном из посещенных тобой концертов исполнителей на русских народных инструментах, вырази собственное отношение.

19. Назвать современные коллективы - ансамбли и оркестры народных инструментов.

Репертуарный список переводного экзамена

1. Бах И.С. Весной

2. Рахманинов С. Русская песня

3. Чекалов Сюита П. "Васька-футболист" ("Маскарадный марш", Песня, "Васька-футболист").

4 класс

Требования к техническому зачѐту

Мажорные двухоктавные гаммы: E-dur, F-dur, G-dur, A-dur, B-dur, H-dur и тонические трезвучия в каждой из гамм. Минорные однооктавные гаммы на одной струне: e-moll, g-moll, a-moll, (три вида минора) и тонические трезвучия в каждой из гамм.

Примерный список этюдов для технического зачета:

1. Пильщиков А. Этюд A-dur

2. Мурзин В. Этюд e-moll

3. Чайкин Н. Этюд C-dur

4. Яньшинов А.Этюд e-moll

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

1. Бах И.С. Рондо из сюиты h-moll

2. Андреев В. Вальс "Бабочка", обработка В. Нагорного, переложение

3. Дьяконовой И. или Русская народная песня "Ах вы, сени, мои сени", обработка В. Дителя

II вариант

1. Госсек Ф. Тамбурин или Л. Бетховен Полонез

2. Русская народная песня "Соловьем залетным", обработка Камалдинова

или С. Рахманинов Итальянская полька

Требования по чтению с листа

Чтение с листа пьес (уровень 2 класса).

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Что такое темп?

2. Приведи примеры терминов, обозначающих быстрый темп.

3. Приведи примеры медленных темпов.

4. Приведи примеры умеренных темпов.

5. Объясни значение терминов: con moto, accelerando, simile, vivace, ritardando, allargando, non troppo, espressivo.

6. Расскажи о правилах поведения слушателей на концерте.

7. Расскажи историю своего инструмента.

8. Какие ты знаешь "музыкальные" праздники? Когда отмечается всероссийский день баяна, аккордеона и гармоники? Расскажи об истории этого праздника.

9. Какие народные танцы ты знаешь?

10. Назовите основные правила по уходу за инструментом - домрой.

11. Кто из известных исполнителей возродил домру и усовершенствовал балалайку?

12. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 назвать композитора, его национальную принадлежность, годы жизни и век

 назвать жанр произведения

 определить тональности, размер, темп, форму

 проанализировать динамический план, указать кульминацию

 назвать, какие средства выразительности использует композитор для создания данного образа (в т. ч. особенности ритма (пунктирный, равномерный и т. д.), типы движения мелодии (поступенное движение, широкие ходы), ключевые интонации

 назвать другие произведения этого автора

Репертуарный список переводного экзамена

 I вариант

1. Вивальди А. Концерт для скрипки a-moll (1-я или 2-я, 3-я части)

2. Варламов А. "Что ты рано, травушка, пожелтела"

3. Цыганков А. "Веселая прогулка"

II вариант

1. Гайдн Й. Венгерское рондо

2. Григ Э.Норвежский танец

3. Русская народная песня "У зари-то, у зореньки", обработка В. Городовской

5 класс

 Требования к техническому зачѐту

Гаммы E-dur, H-dur, B-dur, f-moll, fis-moll, h-moll. Хроматические гаммы E, F, G.

Примерный список этюдов для технического зачета:

1. Пильщиков А. Этюд e-moll

2. Пильщиков А. Этюд D-dur

3. Данкля К. Этюд D-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

 I вариант

1. Бах И.С. Концерт a-moll, I часть

2. Массне Ж. Размышление или Сибирская народная песня, обработка В. Лаптева

II вариант

1. Барчунов П. Концерт для домры

2. Хачатурян А. "Танец розовых девушек" из балета "Гаянэ"

или Цыганков А."По Муромской дорожке" из "Старогородской сюиты"

Требования по чтению с листа

Чтение с листа легких пьес из репертуара 3-4 класса.

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Какие циклические формы ты знаешь? Назови особенности строения циклических форм.

2. Какие красочные приемы исполнения на домре ты знаешь?

3. Назови средства музыкальной выразительности для воплощения художественного образа музыкального произведения?

4. Перечисли композиторов, которые писали музыку для русских народных инструментов.

5. Расскажи о В. Городовской. Какие произведения ты знаешь?

6. Назови зарубежных композиторов, произведения которых ты исполняешь.

7. Что такое предложение?

8. Что такое флажолет? Какие виды флажолет ты знаешь?

9. Назови красочные приемы игры на домре.

10. Расскажи о посещенных тобой концертах народной музыки. Вырази свое отношение, проанализируй выступления исполнителей.

11. Расскажи об истории происхождения и распространения домры.

12. Расскажи о художественно-исполнительских особенностях домры.

13. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, композиторскую школу, годы жизни.

 охарактеризовать эпоху

 определить характер, образное содержание произведения

 назвать жанр произведения, назвать жанровые признаки, рассказать об особенностях строения формы

 назвать тональность, размер, темп, основные средства выразительности

 в чем заключаются ритмические особенности (затакт, синкопа, пунктирный ритм)? Объяснить выразительное значение ритма.

 какой тип мелодии использует композитор, есть ли модуляция и отклонение, в какие тональности?

 к какому стилю относится произведение, в чем конкретно проявляются стилевые черты?

 в чем заключаются особенности динамического развития, где находится кульминация?

 в чем заключаются гармонические особенности, какие аккорды встречаются?

Репертуарный список переводного экзамена

 I вариант

1. А. Лоскунов Концерт для домры

2. Р. Глиэр "У ручья"

3. Русская народная песня "Не одна во поле дороженька", обработка В. Городовской

II вариант

1. А. Вивальди Концерт для скрипки G-dur, I часть

2. А. Аренский Незабудка

3. А. Цыганков Под гармошку

7 класс

Требования к техническому зачѐту

Игра гамм за предыдущие классы по принципу "от простого к сложному", направлена на стабилизацию всех ранее освоенных штрихов и приемов.

Примерный список этюдов для технического зачета:

1. Кайзер Г. Этюд h-moll

2. Камалдинов Г.Этюд g-moll

3. Камалдинов Г.Этюд c-moll

4. Пильщиков А.Этюд F-dur

Репертуарный список академического концерта в конце I полугодия

I вариант

1. Гендель Г. Соната G-dur, I, II части

2. Хачатурян А.Танец Эгины из балета "Спартак" или А. Цыганков Плясовые наигрыши

II вариант

1. Марчелло Б. Скерцандо

2. Аренский А. Экспромт или Русская народная песня "Ах, Настасья", обработка В. Дителя

Требования по чтению с листа

Чтение с листа легких пьес из репертуара 4-5 класса.

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся (рекомендуется добавлять вопросы из предыдущего класса)

1. Какие виды ритмических группировок ты знаешь?

2. Какие ритмические группировки ты встречал в исполняемых произведениях?

3. Расскажи об этапах самостоятельной работы над произведением.

4. Назови приемы игры, необходимые для воплощения художественного образа.

5. Назови основные и красочные приемы игры.

6. Что ты знаешь из истории домры?

7. Назови известных тебе исполнителей-домристов.

8. Чем отличается ансамбль от оркестра?

9. Назови виды оркестров.

10. Какие оркестры существуют в нашем городе?

11. Назови зарубежных композиторов и их произведения.

12. Назови русских композиторов и их произведения.

13. Назови виды искусства.

14. Слушаешь ли ты музыку дома и какую?

15. Кто твой любимый композитор? Почему?

16. Каковы функции дирижера в оркестре, в хоре?

17. Расскажи о творчестве Т. Вольской, А. Цыганкова и других современных исполнителей.

18. Проанализировать одно из исполняемых музыкальных произведений и ответить на следующие вопросы:

 назвать композитора и его современников, его национальную принадлежность, композиторскую школу, годы жизни.

 охарактеризовать эпоху

 определить характер, образное содержание произведения

 назвать жанр произведения, назвать жанровые признаки, рассказать об особенностях строения формы

 назвать тональность, размер, темп, основные средства выразительности

 в чем заключаются ритмические особенности (затакт, синкопа, пунктирный ритм)? Объяснить выразительное значение ритма.

 какой тип мелодии использует композитор, есть ли модуляция и отклонение, в какие тональности?

 в чем заключаются особенности динамического развития, где находится кульминация?

 в чем заключаются гармонические особенности, какие аккорды встречаются?

Примерный репертуарный список переводного экзамена

I вариант

1. Фрескобальди Дж.Токката

2. Аренский А. Романс

3. Цыганков А. "Светит месяц", обработка русской народной песни

II вариант

1. Моцарт В.А. Маленькая ночная серенада

2. Сен-Санс К. Лебедь

3. Русская народная пеня "Ходила младешенька", обработка В. Городовской

8 класс

Вопросы для оценивания информационных и понятийных знаний обучающихся Список вопросов коллоквиума формируется из вопросов всех предыдущих годов обучения.

Репертуарный список итогового экзамена

I вариант

1. Гендель Г.Пассакалия

2. Венявский Г.Романс

3. Прокофьев С. Маски

4. Цыганков А. "Ах, Вермланд мой, ты прекрасен", шведская народная песня

II вариант

1. Шнитке А. Менуэт, Фуга из "Сюиты в старинном стиле"

2. Дварионас Б. Элегия

3. Щедрин Р. В продолжение Альбенису

4. Цыганков А. "Гусляр и скоморох"