Работа с педагогами

Куртеева Екатерина Владимировна

Работа

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл emotsionalnoe_vygoranie.docx21.94 КБ
Файл kl_ruk_5_kl.docx15.08 КБ
Файл rekomendatsii_uchitelyu_5-h_klassov.docx29.96 КБ

Предварительный просмотр:

Тренинг «Профилактика синдрома эмоционального выгорания»

Цель тренинга: включение в работу, снятие накопившегося напряжения; сплочение, создание группового доверия и принятия. 

Задачи:

  1. Формирование навыков самоконтроля внешних проявлений эмоционального состояния;
  2. Формирование способности быстро «сбрасывать» утомление и напряжение;
  3. Создание условий для адекватного оценивания и эффективного управления своим
    состоянием;
  4. Развитие навыков нахождения и снятия «мышечных зажимов»;
  5. Расширение эмоционального опыта;
  6. Создание общей атмосферы эмоционального благополучия;
  7. Развитие навыков общения.

1часть

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

У любой профессии есть побочные эффекты. У шахтеров больные легкие, у наездников и жокеев кривые ноги. От этого никуда не деться. Нечто подобное происходит и с педагогами, психологами. Со всеми теми, кому приходится постоянно активно общаться с людьми. Ученые заметили и выяснили, что работа в этой сфере меняет человека, деформирует его.Сегодня наше мероприятие будет проходить в форме тренинга, мы поможем Вам снять напряжение, преодолеть усталость, а также приятно и продуктивно пообщаемся.

Знакомство

Ход: Каждый возьмите себе салфетки. На некоторое время забудьте о том, что у вас есть отчество. Подсчитайте, сколько у вас салфеток в руках? Сейчас я прошу вас представиться (называя себя только по имени) и назвать свои положительные качества, стороны характера столько, сколько салфеток у вас в руках. Встаньте и скажите всем: «Я не хочу хвастаться, но ...» и дополните словами о своих достоинствах и положительных качествах.

Упражнение «Поза Наполеона».

Ход: Участникам показывается три движения: руки скрещены на груди, руки вытянуты вперед с раскрытыми ладонями и руки сжаты в кулаки. По команде: «Раз, два, три!», каждый участник одновременно с другими должен показать одно из трех движений (какое понравится). Задача в том, чтобы вся группа или большинство участников показали одинаковое движение.

Комментарий ведущего: «Это упражнение показывает, насколько вы готовы к работе. Если большинство показали ладони, значит, они готовы к работе и достаточно открыты. Кулаки показывают агрессивность, поза Наполеона – некоторую закрытость или нежелание работать».

2 часть

Цель: осознание и принятие своих чувств; работа с негативными чувствами; освоение эффективных способов снятия внутреннего напряжения, приемов саморегуляции.

Упражнение «Калоши счастья»

Ход: Я хочу предложить вам поиграть в игру, которая называется «Калоши счастья». У Андерсена есть сказка с таким названием. В этой сказке фее подарили на день рождения калоши счастья, которые она решила отдать людям, чтобы те стали счастливее. Человек, который надевал эти калоши, становился самым счастливым человеком. Калоши исполняли все его желания, он мог перенестись в любое время или эпоху.

Итак, я предлагаю вам обуть эти калоши и стать счастливым человеком. Вы будете вытягивать различные ситуации, а ваша задача — надев эти калоши, найти в ситуации, предложенной вам, позитивные стороны. Другими словами, посмотрите на ситуацию глазами счастливого человека-оптимиста. (Приложение 1)

Упражнение «Коридор эмоций».

Ход: Участники выстраиваются в две шеренги друг против друга, образуя «коридор». Каждый по очереди проходит по этому коридору с закрытыми глазами, а остальные участники говорят ему тихо на ухо: чем он для них привлекателен, что хорошего они в нем увидели и свои пожелания.

3 часть

Цель: развитие позитивного самовосприятия, осознание особенностей самовосприятия и восприятия себя другими.

Упражнение с ассоциативными карточками.

Ход: Перед вами расположены ассоциативные карты. Сейчас каждый выберет себе ту карту, которая отражала бы образ «Я в работе». Затем, вы показываете карту остальным участникам, а они должны угадывать, что вы хотели показать этой картой, что именно она отражает и т.д.

4 часть

Цель: установление обратной связи, анализ опыта, полученного в группе.

Релаксация

Текст к упражнению «Сад моей души»

Примите удобную позу, закройте глаза, расслабьтесь, почувствуйте, как ваше тело обмякло, и тяжелая волна расслабления потекла по мышцам.

Сейчас я буду предлагать вам кое-что услышать, ощутить, почувствовать. Не старайтесь специально и не заставляйте себя, просто позвольте себе наблюдать за собой.

Перед вами из темноты появляются красивые резные ворота, вы протягиваете руку и открываете их. За ними прекрасный сад. Вы идете по дорожке сада и любуетесь яркими цветами, шелковистой изумрудной травой, слышите шелест листьев и пение птиц. Ветер доносит до вас аромат цветов и свежесть утреннего воздуха. Вас наполняет ощущение внутренней свободы и легкости. Вы гуляете по дорожкам и вдруг впереди замечаете необычное сияние. Чем ближе вы подходите, тем яснее проявляются контуры прекрасного цветка. Вас тянет к нему, вы чувствуете – он неповторим и единственен, он прекрасен. Поговорите с ним и скажите ему, что вы испытываете. Взгляните на мир так, как его видит этот цветок. Угадайте, что он чувствует, что он думает.

А теперь попрощайтесь с цветком и возвращайтесь к воротам. Оглянитесь на этот сад, сад вашей души. И вы в любой ситуации можете получить поддержку, вспомнив это место.

Или

Упражнение » Источник»

Всем участникам предлагается сесть удобно, расслабиться, закрыть глаза. Под фонограмму «Вода» ведущий спокойно и четко проговаривает текст:

«Представьте, что вы идете по тропинке в лесу, наслаждаясь пением птиц. Сквозь пение птиц ваш слух привлекает шум льющейся воды. Вы идете на этот звук и выходите на источник, бьющий из гранитной скалы. Вы видите, как его чистая вода сверкает в лучах солнца, слышите его плеск в окружающей тишине. Вы проникаетесь ощущением этого особенного места, где все гораздо чище и яснее, чем обычно. Начните пить воду, ощущая, как в вас проникает ее благотворная энергия, просветляющая чувства. Теперь встаньте под источник, пусть вода льется на вас. Представьте, что она способна протекать сквозь каждую вашу клетку. Представьте также, что она протекает сквозь бесчисленные оттенки ваших чувств и эмоций, что она протекает сквозь ваш интеллект. Почувствуйте, что вода вымывает из вас весь тот психологический сор, который неизбежно накапливается день за днем — разочарования, огорчения, заботы, всякого рода мысли. Постепенно вы чувствуете, как чистота этого источника становится вашей чистотой, а его энергия — вашей энергией. Наконец, представьте, что вы и есть этот источник, в котором все возможно, и жизнь которого постоянно обновляется. » По окончании упражнения участникам предлагается постепенно открыть глаза.

Приложение 1

Директор отчитал вас за плохо выполненную работу.

Вам дали классное руководство над слабыми детьми.

На работе задержали зарплату.

По дороге на работу вы сломали каблук.

Вы внезапно заболели.

Вы  поругались с мужем.

В День рождения никто из коллег Вас не поздравил.

За 10 минут до совещания Вам сказали о том, что вы должны выступить на нем с докладом.

К вам пришел разъяренный родитель и выплеснул на вас все свои негативные эмоции.

Вас обязали работать в выходные.

Вы попали под сокращение.

Вы переехали в новый дом, дальше от места вашей работы.

Не утвердили образовательную программу.

Перенесли сроки прохождения аттестации на более ранние.

“Представьте себе, что вы классный руководитель. Ваши ученики ушли с последнего урока в кино и таким образом сорвали занятие.

Уходя из дома, вы попросили детей, навести порядок, но, придя домой, вы видите, что они этого не сделали.

Подготовила педагог-психолог: Куртеева Е.В.



Предварительный просмотр:

Рекомендации классному руководителю по созданию оптимальных условий адаптации учащихся 5 класса

Формировать классный коллектив:

•        Разработать план внеклассных мероприятий: тематических классных часов, семейных клубов, праздничных огоньков, дней именинников и т.д.

•        Привлекать к организации внеклассных мероприятий совместно и “звезд”, и “пренебрегаемых”.

•        Привлекать к участию всех учащихся класса (каждый должен отвечать за свой участок работы).

•        Акцентировать внимание класса на успехах каждого, учить радоваться успехам другого человека, формируя эмпатию.

•        Воспитание нравственных ценностей проводить на реальных ситуациях, используя все негативные моменты в межличностных отношениях (ученик-ученик, ученик-учитель).

•        У каждого учащегося в классе должны быть постоянные поручения, благодаря чему ребенок будет учиться ответственности, сможет самореализоваться, получить чувство «успеха», а главное, будет чувствовать себя авторитетным помощником классного руководителя.

•        Внедрять в классную работу элементы самоуправления (создать Совет класса, звенья, редколлегию, культмассовый сектор) и раздать полномочия каждому ученику.

•        Учить ответственности: распределяя обязанности в классе, классный руководитель должен познакомить учащихся с требованиями, которые будет предъявлять к каждому, а также о системе контроля за исполнением поручений и системе поощрения (отметить в стенгазете, грамота, благодарность родителям).

•        Вести контроль и предъявлять требования к выполнению поручений.

•        Требования к выполнению заданий и к каждому ученику должны быть едиными для всех учащихся.

•        Помнить: в этом возрасте ребенок смотрит на себя и своего одноклассника глазами учителя.

•        Взять под особый контроль посещаемость.

Повышать самооценку учащихся, особенно “Пренебрегаемых” и “Изолированных”:

1.        Создавать ситуацию “успеха”: хвалить при всем классе за исполненное дело, говорить что-либо негативное только с глазу на глаз, говорить позитивно о внешности мл. подростка.

2.        Привлекать к организации и участию в классных мероприятиях.

3.        Оказывать поддержку, помня о том, что у данных детей высокая тревожность.

4.        Помогать влиться в коллектив, акцентируя внимание на положительных качествах и нивелируя отрицательные.

5.        Если необходимо дать негативную оценку какой-то деятельности, то обсуждать проблему ребенка с ним наедине, не вынося на всеобщее обсуждение.

6.        Не сравнивать результаты одного с результатами других, а только с его собственными.

7.        Поддерживать учащихся, склонных к соматическим нарушениям (уходу в болезнь).

8.        Осуществлять контроль за учащимися с возможными агрессивными проявлениями. Создавать условия для проявления их потребности к лидерству.

9.        Создавать условия для проявления способностей и возможностей в совместной деятельности с одноклассниками.

10.        Попробовать провести классное мероприятие совместно с родителями. Организацию мероприятий передать учащимся, контроль за организацией наметить совместно с классом.



Предварительный просмотр:

Рекомендации по работе с тревожными детьми:

  1. Установление личного контакта.

Примите во внимание, что тревожный ученик в наибольшей степени нуждается в установлении личного контакта с учителем.

1. Называйте учащихся по имени (а не по фамилии). Это будет поддерживать личный контакт ученика с учителем и давать ему безусловное признание его личности.

2. При обращении к тревожному ребенку желательно установить визуальный контакт. Такое прямое общение" глаза в глаза" вселяет чувство доверия в душу ребенка. В то же время необходимо учитывать, что некоторые дети избегают визуального контакта, особенно те, которых часто обвиняли и упрекали взрослые.

2. Учет роли оценки и самооценки

Поскольку тревожность в значительной степени связана с заниженной самооценкой и страхом негативной оценки со стороны других, является эффективным следующее:

  1. Систематически и искренне давайте позитивную оценку действиям и поступкам тревожного ученика как индивидуально, так и в присутствии других детей и взрослых.
  2. Не критикуйте тревожного ученика в присутствии других. В случае необходимости, обсуждайте с ним индивидуально его конкретный поступок, или конкретную ошибку в работе, не затрагивая его личность и персональные качества. Это значит, что в коммуникации с учеником не используются так называемые ярлыки, например «лентяй», «бездельник», или описания личности «Ты ленивый», «Ты не хочешь учиться», «Ты упрямый» и т п. Подобного рода «описания» происходящего лишь формируют враждебность или страх ученика к учителю и не способствуют решению проблемы ученика.
  3. Используйте позитивные высказывания: «Я верю, что ты способен справится с этой проблемой», «Ты можешь это выучить» и т. п.
  4. Возможно, что этот ребенок учится хуже других. Для того, чтобы он имел стимул к развитию и обучению, сравнивайте результаты данного ребенка с его же результатами, которых он достиг вчера или неделю назад (вместо того, чтобы сравнивать его с другими детьми).
  5. Создавайте на уроке такую атмосферу, в которой ученики могут и желают задавать любые вопросы по теме, не боясь быть осмеянными классом. Учите учащихся выражать и отстаивать свое мнение.
  6. Создавайте в классе атмосферу, в которой нет деления учеников на сильных и слабых, поощряйте все добрые начинания (не только связанные с учебой), достигнутые цели и стремление к учёбе. Это создаст ситуацию, поддерживающую мотивацию слабых учеников к обучению и следованию за сильными учениками.

3. Снижение неопределенности через структуру и правила

Поскольку тревожность возрастает в ситуации неопределенности, то помогут следующие действия учителя, направленные на создание правил, структуры с ситуации, на снижение неопределенности.

  1. Тревожность уменьшается, если заранее предупредить такого ученика о том, что он будет опрошен на следующий день.
  2. Необходимо дать всем учащимся класса, где имеется тревожный ребенок (или несколько таких детей), чёткие критерии оценки их работ и ответов, и следовать им.
  3. Тревожные ученики с самого начала урока могут пропускать много информации, т.к. их мысли сосредоточены на личных переживаниях. Для таких детей хорошо записывать тему и план урока на доске, чтобы они знали, с чем и в какой последовательности предстоит им работать в течение урока..
  4. Учет эмоциональных особенностей

Учитывайте в работе с тревожными учащимися особенности их эмоционального реагирования.

  1. Тревожных детей лучше спрашивать не в начале и конце урока, а в середине. Если спрашивать такого ученика в конце урока, то он будет до конца урока тревожно ожидать, что его спросят, и он не сможет быть сосредоточен на теоретической информации от учителя, или слушать ответ других детей. В то же время не целесообразно спрашивать его первым, в этом случае стресс будет слишком высок.
  2. Если вы задали ребенку вопрос на уроке, то, пожалуйста, не торопите его с ответом. Дайте ему время на обдумывание. Вы можете также предложить ребенку самому дать сказать, когда он будет готов к ответу.
  3. Не повторяйте свой вопрос дважды или даже трижды. Ребенок может ответить не скоро т.к. каждое повторение вопроса он может воспринимать как новый стимул.

Упражнения для снижения тревожности

Плакат с «заклинаниями-девизами»

Очевидно, что тревожные дети внушают себе: «Я не смогу этого сделать», «Это слишком трудно», «Я никогда не сделаю правильно». Помогите ребенку изменить внутреннюю речь. Можно повесить в классе плакаты с заклинаниями (внутренними девизами): «Я смогу это!», «Попробуй – и результат обязательно будет!», «Когда говорю себе, что я могу, я действительно могу!», «Я могу стать таким, каким я хочу быть».

Ищите два плюса на каждый минус

Введите правило: когда услышите, что ребенок негативно высказывается о себе и своей учебе, вслух скажите о его работе не менее двух позитивных утверждений. Этот прием помогает ребенку обращать внимание на те слова, которые он говорит о себе. Это также помогает трансформировать негативный образ себя в позитивный. Поначалу ученики чувствуют некоторую неловкость, когда слышат о себе хорошее, но … «к хорошему быстро привыкаешь». Одно условие: реплики взрослого должны быть предельно конкретны.

Декларация «Я могу»

В голове тревожного ребенка, как только он получает задачу, как будто звучит заезженная пластинка «А вдруг ты не сможешь, вдруг ничего не получится». Чтобы «сменить пластинку» попросите ученика тихонько повторить фразы по типу: «Я могу решить эту задачку с дробями», «Я достаточно умен, чтобы ответить на все эти вопросы».

Попросите школьника повторять это перед сложным задание или когда видите признаки подступающей неуверенности, положите карточку с текстом заклинания рядом с заданием.

Показывайте ценность ошибки как попытки

Нужно признать, что больше ошибок делают люди активные, а не пассивные, а активность всегда приветствуется. Вот почему важно награждать ошибки замечаниями, сделанными с энтузиазмом и положительным пафосом: «Ошибка уже сделана. Ну и что? Теперь посмотри, чему можно на ней научиться».

Подчеркивайте любые улучшения

Сделайте своим девизом «Все, что делается, - делается!» Не ждите, когда задача будет полностью решена, обращайте внимание на каждый верный шаг при решении.

1. Создавать эмоциональную обстановку на уроке, близкую к начальной школе (шутка, добрая ирония, доверительность, похвала, возможность посоветоваться, откровенно поговорить, создание ситуации успеха).

2. Важно использовать новые (другие) формы организации обучения: игра (дидактическая, ролевая для сотрудничества), дискуссии (диспуты) для развития умения отстаивать своё мнение, приводить доказательства, аргументы, практические работы для развития умения ставить цель, мини-лекции для формирования умения концентрировать внимание, воспринимать со слуха достаточно большой текст.

3. Развивать контрольно-оценочную самостоятельность школьника: сопоставлять работу с образцом, давать характеристику ошибок и предполагать их причины, определять границы своего знания, самостоятельно выбирать учебные задания.

4. Учитывать не только учебные достижения ученика, но и его здоровье, семейные трудности, условия быта и другие объективные факторы, влияющие на формирование личности ребенка.

5. Учитывать индивидуальные личностные особенности ученика.

6. Учитывать трудности адаптационного периода, возрастные особенности пятиклассников.

Рекомендации по работе с детьми с низкой школьной мотивацией.

  1. Стимулируйте у подростка самостоятельное изучение материала. Только в процессе самостоятельных открытий, «озарений» у него появится желание учиться дальше. Радость от постижения нового – самый лучший мотивирующий фактор.
  2. Учебный труд интересен только тогда, когда он разнообразен, поэтому используйте разные методы обучения на уроках.
  3. Любой человек выполняет деятельность с удовольствием только тогда, он когда понимает, для чего это нужно. Ребенок не знает, где ему могут пригодиться знания по физике? Покажите эту область. Причем, желательно, чтобы знания были востребованы именно сегодня, так как понимание того, что эти знания будут нужны через несколько лет, не являются мотивирующим фактором.
  4. Ни в коем случае не навешивайте ярлык «неуспевающего» на ребенка у которого неудачи в учебе. Это не способствует повышению мотивации.
  5. Не спешите облегчить труд подростка: не задавать домашнее задание или отменить какой-либо вид работы. Но и не заставляйте ребенка переделывать задание, выполнять нудную монотонную работу, заучивать дополнительно трудный, непонятный материал. Помните, что ни слишком трудный, ни слишком легкий материал не вызывает интереса. Обучение должно быть трудным, но посильным.
  6. Вселяйте в ребенка уверенность, что у него все непременно получится. Рассказывайте о том, что проблемы в учебе могут возникнуть у любого ребенка, и с ними можно справиться. Если ребенок не верит в свои силы, то у него формируется обученная беспомощность, то есть он не в силах выполнять деятельность успешно.

7. Следует понимать, что в этом возрасте начинают проявляться интересы и склонности ребенка к той или иной деятельности. Поэтому учение ребенка становится избирательным: на любимые предметы он тратит больше времени, на нелюбимые - меньше. Разберитесь вместе с ребенком, в чем причины падения интереса к вашему предмету. Ребенку нравится только то, что он знает хорошо, что ему удается. Иногда отсутствие интереса к какому-либо предмету связано с тем, что у ребенка очень много пробелов в знаниях. Это мешает ему усвоить дальнейший материал. Помогите ребенку восполнить эти пробелы.

8. В младшем подростковом возрасте иногда бывают периоды, когда не нравится ничего. Не отчаивайтесь, это временное явление, связанное с половым созреванием.

9. Старайтесь быть для ребёнка примером человека, который постоянно учится.

10. Отмечайте достижения ребенка. Оценка его достижений поможет продолжить обучение. Например, список успехов может способствовать тому, чтобы он стал самостоятельным.

11. По возможности стараться на уроке чаще обратиться к каждому ученику, осуществляя постоянную «обратную связь» – корректировать непонятное или неправильно понятое.

12. Стараться, когда это возможно, интегрировать знания, связывая темы своего курса как с родственными, так и другими учебными дисциплинами, обогащая знания, расширяя кругозор учащихся.

13. Игра является мощным стимулом интереса к окружающей жизни. Казалось бы, игра — дело лишь маленьких детей. Но практика показывает, что это не так. Наибольшую эффективность игровая мотивация показывает в среднем школьном возрасте. Младшие более управляемы, старшие — взрослее и целеустремленнее. Средний же возраст как раз и надо цеплять чем-то азартным и вдохновенным. Различные возрасты диктуют совершенно различные игры. Связано это с теми новообразованиями, которые формируются в психике человека по мере взросления. Игры младшего возраста более линейны, младшего среднего — командные, старшего среднего — подразумевают яркую реализацию в личных поступках, в старших классах становится важным отыгрыш и реконструкция незнакомых образов, интересные и необычные модели действительности. Каждый возраст находит в игре свое, и в целом игровая деятельность оказывает огромный эффект в деле формирования личности человека, его знаний и мышления.

14. Положительный эмоциональный настрой, через создание на уроке доброжелательной атмосферы доверия и сотрудничества, яркую и эмоциональную речь учителя.

15. Рефлексия, через оценку собственной деятельности и деятельности других, оценку результата деятельности, вопросы, требующие многовариантных ответов (например, «почему было трудно?», «что открыли, узнали на уроке?» и т.д.).

16. Занимательность, необычное начало урока, через использование музыкальных фрагментов, игровые и соревновательные формы, юмористические минутки.

17. Включение учащихся в коллективную деятельность, через организацию работы в группах, игровые и соревновательные формы, взаимопроверку, коллективный поиск решения проблемы, приём «метод проб и ошибок», оказание учащимися помощи друг другу.

18. Применяйте новые информационные технологии.