9.5. Методическая копилка

Воронцова Татьяна Николаевна

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Колосок» (корпус №1)

посёлка Ждановский

Конспект занятия

Тема: «Путешествия по временам года»

Воспитатель: Воронцова Т.Н.

п.Ждановский

2015г.

Тема: «Путешествия по временам года»

Цель: развитие общей, мелкой моторики через ознакомление с окружающим».

Задачи:

  1. Обогащать знания детей о временах года.
  2. Учить детей называть характерные особенности разных времен года.
  3. Развивать умение детей классифицировать виды транспорта по месту его передвижения- наземный, воздушный, водный, метро.
  4. Совершенствовать мелкую моторику рук и зрительно-двигательную координацию, через игры с прищепками, крышками, липучками, застежками, молнией, продолжать учить детей шнуровать предметы, используя способ «крест на крест».
  5. Продолжать развивать представления детей о геометрических фигурах (круг, квадрат, треугольник)
  6. Закреплять и обогащать представления детей о цветах.
  7. Развивать умения рассуждать, делать выводы.
  8. Закреплять в активном словаре слова: наземный, воздушный транспорт, капитан, пилот, шофер.
  9. Воспитывать уважение к  людям разных профессий.

Предварительная работа:

  1. Рассмотрение картин, иллюстраций.
  2. Чтение стихов, загадывание загадок.
  3. Дидактические, настольные, подвижные игры, игры на развитие мелкой моторики «Выложи машинку из пуговиц», «Выложи кораблик из счетных палочек», и т.д.
  4. Раскрашивание раскрасок с видами транспорта, с временами года.

Методы:

  1. Словестный.
  2. Наглядно-действительный
  3. Практический
  4. Игровой

Оборудование:

Пано, трищетки, шнурки, крыжки, пробки, съемные детали: машины, самолет, вертолет, солнце, листва деревьев.

Ход занятий:

В: Скажите мне, дети, а любите ли вы путешествовать?

Д: Ответ детей.

В: А кто мне скажет где вы были?

Д: Ответ детей.

В: Как вы туда добрались, это очень далеко?

Д: На машине, на самолете, на автобусе и т.д.

В: А как одним словом  можно назвать предметы, которые помогли вам попасть в нужные места?

Д: Транспорт.

В: Для чего нужен транспорт?

Д:Перевозить людей, грузы.

В: Вот и сегодня мы отправляемся в путешествие по временам года на разных видах транспорта. А сначало поиграем.

Выставляю пано.

Пальчиковая игра «Транспорт»

«Будем пальчики сгибать. Будем транспорт называть. Машина, вертолет, трамвай, автобус, самолет. Пять пальцев мы в кулак зажмем. Пять видов транспорта назвали».

В: Дети, а какое сейчас время года?

Д: Зима.

В: А как вы определили?

Д: Ответ детей (снег идет, холодно, деревья без листьев и т.д.)

В: Предлагаю детям выложить «укутать» деревья и дома снегом ( упражнение с липучками, смена атрибутики на пано выполняют дети).

В: Дети, а как вы думаете зимой можно путешествовать на корабле, лодке?

Д: Нет.

В: Почему?

Д: Потому что на озерах и реках лед, потому что холодно.

В: Правильно.

В: Дети, посмотрите какой кораблик грустный. Сейчас он не может плавать по своему озеру. Давайте его порадуем, поиграем с ним  и подарим ему украшения.

Игра «Шнуровка»

Приглашаю детей по желанию к пано.

В: Какой красивый стал кораблик и веселый.

В: Дети, если караблик плавает по воде то, какой это вид транспорта.

Д:Водный.

В: А кто управляет кораблем?

Д: Капитан.

В: Дети, что вы любите делать зимой?

Д: Играть в снежки, кататься на санках, лепить снеговиков и т.д.

«Игра в снежки»

Иммитация лепки снежков и игры с ними.

В: Ну что ж дети, отправляемся в дорогу. На каком виде транспорта будем путешествовать?

Загадываю загадку.

«Смело в небе проплывает. Обгоняя птиц полёт. Человек им управляет. Что такое? (Самолет)

Упражнение с липучками смена атрибутики на пано выполняют дети, прикрепляют самолёт.

В: Правильно самолёт.

В: Если самолет летит по воздуху, то какой это вид транспорта?

Д: Воздушный.

В: А еще какие воздушные виды транспорта вы знаете?

Д: Вертолёт, ракета, воздушный шарю

В: Кто управляет самолетом?

Д:Пилот.

В: Дети, а солнышко зимой хорошо греет?

Д: Нет.

В: А когда оно начинает хорошо припекать? Мы говорим солнышко лучистое в какое время года?

Д: Весной.

В: А сейчас у нас солнышко лучистое?

Предлагаю украсить солнышко.

«Игры с прищепками»

Приглашаю детей к пано, упражнения с липучками выполняют дети: прикрепляют прищепки к солнцу, выкладывают лужи.

В: Вот мы и попали в весну.

В: Дети, если солнышко стало лучистое, теплое, пригевает, что произойдет со снегом?

Д: Он начнет таить.

В: А что еще происходит весной?

Д: Ответ детей (тает снег, бегут ручьи, появляются проталины, прилетают перелетные птицы, набухают почки на деревьях и т.д.)

Физминутка «Весна»

«Птичка, птичка прилетай!

Весну красную зазывай.

Птичка крылашками машет.

 Веселит детей наших!

Звучит песня: «Песенка друзей» С.М. Михалкова.

В: На каком виде транспорта мы будем дальше путешествовать?

Загадываю загадку:

«Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко

Возит грузы и людей

Ты знаком конечно с ней» (Машина)

Упражнение с липучками, атрибутику на пано прикрепляют дети.

В: Машины ездят по земле, и такой вид транспорта называется – наземный.

В: А еще какие виды наземного транспорта вы знаете?

Д: Поезд, трамвай и т.д.

В: А кто управляет машинами?

Д: Шофер.

Игра с пробками.

В: Дети, а для чего нужен светофор?

Д: Ответы детей (для того чтобы был порядок на дороге)

Читаю стихотворение «Светофор»

«Три цвета есть у светофора,

Они понятны для шофера.

Красный свет проезда нет,

Желтый- будь готов к пути,

А Зеленый свет кати.

Игра «Светофор» (с пробками)

Дети приглашаются к пано по желанию.

В: Вот, дети, мы приехали в лето. А какое оно лето?

(Смена атрибутики выполняют дети).

Д: Ответы детей (теплое, ласковое, жаркое)

В: Что вы любите делать летом?

Д: Ответы детей (купаться, загорать, кататься на велосипеде и т.д)

В: Молодцы.

В: Дети, мы с вами побывали в разных временах года. Давайте еще раз вспомним их.

Д: Зима, весна, лето.

В: А где мы еще не были?

Д: В осени.

В: Правильно.

Упражнение с липучками, смена отрибутики на пано выполняют дети.

В: По каким признакам можно определить, что наступила осень?

Д: Ответ детей ( листья на деревьях пожелтели, птицы улетели в теплые края и т.д)

В: А еще существует подземный вид транспорта- это метро.

В: Ну что же, дети, мы с вами совершили путешествие в разные времена года:

- А что вам особенно понравилось в путешествии?

- Что было тинтересного?

- В каких временах года мы с вами побывали?

-На каких видах транспорта катались?

- В какие игры играли?

Мне понравилось с вами путешествовать, вы сегодня были внимательными, очень хорошо мне помогли.

Молодцы!

В: А это вам угощения за ваши старания ( фрукты, конфеты)

Свободные игры с пано.



Предварительный просмотр:

Семинар-практикум

по теме «Развитие мелкой моторики рук

у детей среднего дошкольного возраста».

Актуальность этой темы заключается в том, что целенаправленная и систематическая деятельность по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьёй способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное сохранению психического и физического развития ребёнка. Нормальное развитие речи ребёнка теснейшим образом связано с развитием движений пальцев рук. Тренировка тонких (мелких) движений пальцев рук является стимулирующей для общего развития ребёнка и особенно для развития речи. При наблюдении за детьми выявляется, что зачастую мышцы пальцев рук у детей слабые, дети не могут точно воспроизвести и удержать заданную позу.

Цели: Познакомить родителей с игровыми приемами, упражнениями и материалами, используемыми в работе с детьми по развитию мелкой моторики и координации движений рук.

Задачи:

  1. Представить родителям актуальность проблемы развития мелкой моторики у детей дошкольного возраста.
  2. Сформировать у родителей практические умения и навыки в работе с материалами по развитию мелкой моторики рук в домашних условиях.
  3. Способствовать снятию эмоционального и мышечного напряжения.
  4. Развивать интеллектуальные способности.

Методы и приемы:

  1. Словесный (объяснение, разъяснение, художественное слово)
  2. Наглядный (показ)
  3. Игровой

Предварительная работа:

  1. Подобрать методическую литературу по теме: “Развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста”
  2. Проанализировать литературные источники.
  3. Организовать выставку книг для родителей по изучаемой теме.
  4. Приготовить демонстрационный и раздаточный материал по развитию мелкой моторики рук для обучения родителей, который они будут использовать в домашних условиях со своими детьми.

Материал: зубные щетки, шишки, орехи, карандаши, макаронные изделия, бусы, веревки, бельевые прищепки, разнообразные крупы, стаканчики, носовые платки, различные виды театров(пальчиковый, варежковый, настольный), настольные игры, книги по теме для выставки.

Ход собрания

В последнее время Вы родители часто слышите о мелкой моторике и необходимости ее развивать. Что же такое мелкая моторика и почему она так важна?

Ученые доказали, что с анатомической точки зрения, около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, расположенная очень близко от речевой зоны. Именно величина проекции кисти руки и ее близость к моторной зоне дают основание рассматривать кисть руки как «орган речи», такой же, как артикуляционный аппарат. В связи с этим, было выдвинуто предположение о существенном влиянии тонких движений пальцев на формирование и развитие речевой функции ребенка. Поэтому, чтобы научить малыша говорить, необходимо не только тренировать его артикуляционный аппарат, но и развивать движения пальцев рук, или мелкая моторика.

Педагоги и психологи рекомендуют начинать активную тренировку пальцев ребенка уже с восьмимесячного возраста.

Как же лучше развивать мелкую моторику рук у детей? Для этого можно использовать:

1. Двигательные упражнения с использованием нетрадиционного материала для самомассажа.

2.  Пальчиковая гимнастика, пальчиковые игры.

3. Настольные игры: мозаика, пазлы, лего, игры – шнуровки, вкладыши, матрешки, кубики.

4. Игры с песком, игры с водой.

5. Рисование: карандашами, фломастерами, мелками, красками, а также использование

нетрадиционного рисования.

6. Аппликация. (традиционная и нетрадиционная). Лепка (из пластилина, из глины, из теста)

7. Различные виды театров (пальчиковый, настольный, варежковый и т.д.)

8. Самообслуживание.

А сейчас я хочу остановиться поподробнее на игровых упражнениях и приемах с использованием нетрадиционного материала для самомассажа и показать вам их, чтобы вы могли их применять дома с детьми.

1. Растирать зубной щеткой сначала подушечку пальца, затем медленно опускаться к его основанию.

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики,

Станьте ловкими скорей,

Пальчики-удальчики.

2. Массаж поверхностей ладоней мячиками-ежиками, прыгунками. Вертеть их в руках, щелкать по ним пальцами и «стрелять», состязаясь в меткости.

Мячик мой не отдыхает,

На ладошке он гуляет,

взад-вперед его качу,

Вправо-влево – как хочу,

Сверху – левой, снизу – правой

Я его катаю, браво.

3. Массаж шестигранными карандашами.

Грани карандаша легко «укалывают» ладони, активизируют нервные окончания, снимают напряжение. Пропускать карандаш между одним и двумя-тремя пальцами, удерживая его в определенном положении в правой и левой руке.

Карандаш в руках катаю,

Между пальчиков верчу.

Непременно каждый пальчик,

Быть послушным научу.

4. Массаж грецкими орехами (шишками).

Катать два ореха между ладонями. Прокатывать один орех между двумя пальцами.

Научился два ореха,

Между пальцами катать.

Это в школе мне поможет

Буквы ровные писать.

Я катаю свой орех

Чтобы был быстрее всех.

5. Массаж «четками».

Перебирание «четок» (бус) развивает пальцы, успокаивает нервы.

Дома я одна скучала,

Бусы мамины достала.

Бусы я перебираю,

Свои пальцы развиваю.

На балу у Люсеньки

Рассыпались все бусинки

Надо их помочь собрать,

Что же будем помогать!

Покрупнее в серединку.

Она красива – точно льдинка.

Все цвета уже мы знаем –

Бусы быстро нанизаем.

Не ленимся, так и знай!

Люся! Бусы надевай!

6. Массаж прищепками.

Бельевыми прищепками поочередно «кусать» ногтевые фаланги (подушечки) на ударные слоги стиха от большого пальца к мизинцу.

Котенок

Если кто-то с места сдвинется,

На него котенок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котенок схватится.

Прыг-скок! Цап-царап!

Не уйдешь из наших лап!

7. Узелки.

Перебирать веревочки с узелками, бусы пальцами, называя членов семей, домашних животных, зверей, посуду, одежду и т. д.

8. Лыжники.

«Вставить» в крышки от бутылок указательный и средний пальцы. Двигать их, делая по шагу на каждый ударный слог стиха.

Ног от радости не чуя,

С горки снежной вниз лечу я!

Стал мне спорт родней и ближе,

Кто помог мне в этом? (Лыжи.)

Кто по лесу быстро мчится,

Провалиться не боится? (Лыжник.)

9. Старая клавиатура.

По клавиатуре пальчики

Прыгают, как зайчики.

Пальцы, буквы нажимая,

Развиваются, играя.

(Хаотичное нажатие на кнопки клавиатуры пальцами обеих рук.)

10. Фокусник.

Собрать (скомкать) кусочек полиэтилена (носовой платок) пальцами в ладонь, начиная с угла (кусочки не должны выглядывать из кулачка.)

Можно делать массаж пальчиков и кистей рук малыша, давать перебирать, пересыпать, складывать в различные емкости ему крупные, а затем более мелкие предметы – пуговицы, бусины, крупы, макароны.

Можно использовать такие игры, как:

- Игра «Бусы для мамы» (разнообразное нанизывание отлично развивает руки). В данной игре дети нанизывают макароны двух видов на шнур, при этом выполняя определённый рисунок.

- Игра «Открутили, закрутили» (с пробками от пластмассовых бутылок). В корзинках находятся пустые пластмассовые бутылки с крышками. Дети с удовольствием сначала открывают, а затем закрывают пробки.

- Игра «Мамины помощники» (дети раскладывают фасоль, горох, гречу по разным стаканчикам).

Интерес и яркий эмоциональный настрой вызывают у детей пальчиковые игры:  

РАЗ, ДВА, ТРИ, ЧЕТЫРЕ, ПЯТЬ

Раз, два, три, четыре, пять              сжимать и разжимать пальцы

Вышли пальчики гулять                 выполнять «фонарики»

Раз, два, три, четыре, пять              сжимать и разжимать пальцы

В домик спрятались опять              сжать руки в кулаки.

КАПУСТА 

Что за скрип?                                               Сжимать и разжимать пальцы

Что за хруст?

Это что ещё за куст?                                   Соединить основания ладоней, пальцы – «бутоном»

Покружить ими.

Как же быть без хруста?                 Сделать из пальцев шар

Если я капуста!

 

Мы капусту рубим                          резкие движения прямыми кистями вверх и вниз

Мы морковку трём                          пальцы обеих рук сжаты в кулаки, тереть друг о друга

Мы капусту солим                           движение имитирующие посыпание солью.

Мы капусту жмём                           интенсивно сжимать пальцы обеих рук в кулаки.

ОВЕЧКА

Вот кудрявая овечка                        играть растопыренными пальцами

Шёрстка белая в колечках              поочередно соединять все пальцы с большим в колечки

Шерстка мягкая, густая                  выполнять плавные движения кистями с широко

Шубка у овцы такая!                       раздвинутыми пальцами, как «кошечка». 

 

ШАРИК

Надувают шарик быстро                 пальцы обеих рук собраны в щепотку,

Он становится большой                  постепенно раздвигать их, не отрывая друг от друга

Вдруг шар лопнул                            хлопок в ладоши

Воздух вышел                                   подуть на сложенные ладони

Стал он тонкий и худой                  снова собрать пальцы в щепотку.

 

ДВА ЕЖА

Шли по лесу два ежа                       поочередно шлёпать ладонями по коленям

Шли спокойно, не спеша

На спине иголки                              резкими движениями растопыривать пальцы и прятать Острые и колкие их в кулак

Чуть шуршали листьями                 круговые движения ладошкой по ладошке

И травкой зубки чистили                указательным пальцем одной руки имитировать

чистку зубов.

ЗАМОК

На двери висит замок                      ритмичные быстрые соединения двух рук в замок

Кто открыть его бы смог?

Потянули                                          пальцы сцеплены в замок, руки тянутся в разные стороны

Покрутили                                        движения сцепленными пальцами от себя, к себе

Постучали                                         пальцы сцеплены, основания ладоней стучат друг

и открыли!                                        о друга

Пальцы расцепляются, ладони разводятся в стороны

ПАЛОЧКА СТУКАЛОЧКА

Есть такая палочка                           стучать пальчиком о пальчик

Палочка – стукалочка

Застукалкой постучишь                  соединять поочередно одноименные пальцы

Вылетает синий чиж

Чижик знает песенку                      сложить руки в замок, пошевелить пальцами

Про мышат, про лесенку

Как по лесенке гурьбой                  повернув руки ладонями к себе  выкладывать палец Лезли мыши в кладовой                  одной руки между пальцами другой «лестницей»

Лесенка свалилась                резко повернуть одну руку ладонью вниз, положить на

Мыши покатились                 неё      другую ладонь, от плечей пробежаться пальчиками по телу до колен,

 Уронить руки вниз – мышки покатились.

В заключение еще раз хочется сказать о том, что тема “Развитие мелкой моторики рук” очень важна, она способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное – сохранению психического и физического развития ребенка. Вы должны знать, что великий ученый В.А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Развитие навыков мелкой моторики важно еще и потому, что вся дальнейшая жизнь ребенка потребует использования точных, координированных движений кистей и пальцев, которые необходимы, чтобы одеваться, рисовать и писать, а также выполнять множество разнообразных бытовых задач.



Предварительный просмотр:

Проект занятия

«Сказочная поляна»

        Цель: доставить детям радость, создать хорошее настроение. Повысить интерес к физкультурным занятиям посредством сказки. В игровой форме развивать основные физические качества: быстроту, силу, ловкость, ориентировку в пространстве. Закреплений навыки мышления, подлезания, ползания полученные на занятиях.

       Задачи: способствование совершению и укреплению здоровья путем использования здоровьезберегающих   технологий.

       Оборудование: гимнастическая скамейка, наклонная доска, кирпичики, колокольчик, корзина с маленькими мячиками – по количеству детей, колобок, пенёк, ёлочка, шишки, воздушные шары.

Ход развлечения.

Воспитатель: 

- Сегодня, дети, мы с вами пойдем на сказочную поляну. Но, чтобы туда попасть, нужно ударить по волшебному шарику (каждый ребенок подпрыгивает и ударяет по весящему воздушному шарику).

Проверяем свою осанку. Плечи подняли, отвести назад, живот втянули.

А теперь поднялись высоко на носочки, руки кверху выросли, потянулись к солнышку.

Вводная часть:

Ходьба на носках.

Ходьба на пятках.

Ходьба на внешней стороны стопы «гусиным шагом».

1-2-3 ноги поднимайте.

1-2-3 побыстрей шагайте!

Быстрая ходьба, переходящая в бег змейкой с перепрыгиванием через препятствие.

Воспитатель: 

- И вот мы с Вами на сказочной поляне. Посмотрите дети, сколько здесь деревьев красивых, а вот шишки. Подойдите к ним и возьмите их в руки.

Общеразвивающие упражнения с шишками.

  1. Исходное положение ноги на ширине плеч, шишки в обеих руках внизу

1-2 руки в сторону

3-4 руки вверх

1-2 руки в сторону

3-4 руки опустить

          5 раз.

  1. Исходное положение то же, руки за спиной

1-2 присесть, положить шишки на пол

3-4 встать, выпрямиться

1-2 присесть взять шишки

3-4 выпрямиться, вернуться в исходное положение

5 раз.

  1. Исходное положение ноги на ширине ступни наклоны в сторону

 1-2 влево

Исходное положение

3-4 вправо

5-6 раз

  1. Исходное положение, сидя ноги прямые, руки в упоре сзади (шишки на поясе).

Согнуть ноги в коленях, подтянуть к животу.

5 раз.

  1. Исходное положение слегка расставлены руки на поясе, шишки на полу.

Прыжки вокруг шишек в чередовании с ходьбой на месте.2 раза.

Выходит бабушка:

 - Тесто я месила,

Масло добавила.

Выбилась из сил я,

Ох! Как я устала.

Где же мой колобок?

Воспитатель: 

- Что случилось бабушка?

Бабушка:

- Испекла я колобок,

Положила на окно студиться,

А он убежал в лес.

В лесу волк, лиса, медведь-

Все норовят колобка съесть.

Вот хожу, ищу его

Воспитатель: 

- Дети, давайте бабушке поможем найти колобка! А чтобы не потеряться будем собираться на поляке по звуку колокольчика.

Основной вид движений.

Девочки: проползти по скамейке на коленях, спрыгнуть на две ноги на месте, пролезть через обруч стоящий вертикально

Мальчики: пройти по наклонной доске, потом по кирпичикам, полазить по «шведской стойке».

По звуку колокольчика  дети собираются.

Воспитатель: 

- Ну что, дети, не встретили колобка?

Выходит лиса.

Лиса:

-А что вы здесь делаете?

Дети рассказывают лисе, зачем они пришли в лес.

Лиса:

-Ах, как интересно, а мне в лесу скучно поиграйте со мной.

Психогимнастика.

«Ровным кругом»

Дети становятся в круг, выбранный ребенок в центре круга. Все остальные произносят:

- «Ровным кругом, друг за другом» (Дети бегут на носочках)

- «Эй, ребята не зевать! Что всем Даша покажет, будем выполнять» (Дети встают)

Ребенок в центре круга показывает разнообразные движения животных (лисы, волка, зайца, медведя, белки, ёжика), остальные дети повторяют их.

Дети показывают движения по очереди. Звучит музыка.

Лиса:

-Ой, как хорошо, как весело!

Давайте немного отдохнем.

Дети рассаживаются вокруг лисы и делают дыхательную гимнастику «Поиграем с носиком»

А) «Носик гуляет»- вдох и выдох через нос

Б) Носик нюхает «приятный запах»- 5 вдохов-выдохов через правую и левую ноздрю, поочередно закрывая их указательным пальцем.

В) «Носик поет песенку» - на вдохе ребенок постукивает указательным пальцем по крыльям носа и поет «ба-бо-бу».

Воспитатель: 

- Ой подул ласковый ветерок, нам прямо в лицо.

Дети встают на ноги и выполняют гимнастику для глаз: «Ветер дует нам в лицо»

- Ветер дует нам в лицо (часто моргают веками)

- Закончилось деревцо (поворот головы, смотрят вправо, влево)

- Ветер тише, тише (приседают медленно, опуская глаза вниз)

- Деревце все выше, выше ( встают и поднимают вверх)

Лиса:

- Как мне хорошо с Вами.

Здесь такая чудесная полянка.

А вы знаете, что под ёлочкой есть корзинка,

А там много, много колобков?

Дети находят корзину с маленькими мячиками.

Воспитатель: 

- Нет лиса, это вовсе не колобки, а мячики.

Мы в спортивном зале тренируемся с ними

И метаем  их в цель

Лиса:

- Я знаю, знаю.

Я тоже буду метать в цель.

Пока дети метают мячики в вертикальную цель, воспитатель кладет колобок на видное место.

Бабушка:

-Дети, пока вы метали мячики,

К нам колобок прикатился,

Наверное, соскучился.

Спасибо всем, всем за помощь

Вот какие Вы молодцы.

А сейчас Вас всех приглашаю к себе в гости (в группу) на чаепитие.



Предварительный просмотр:

                             Тема: «Заборчик для Мишки»

                               (знакомство с ножницами)

Актуальность: уровень развития мелкой моторики рук один из показателей интеллектуальной готовности детей к школе и именно в этой области дошкольники испытывают серьезные трудности. Поэтому работа по развитию мелкой моторики рук является очень важной и актуальной. Существует много способов развития мелкой моторики рук. Но одним из эффективных способов является вырезывание ножницами.

Цель: знакомить детей с ножницами как орудием труда, которым режут. Развитие мелкой моторики рук.

Задачи:

  1. Образовательные: учить детей правильно держать ножницы, сжимая и разжимая концы. Учить правилам безопасность при работе с ножницами, упражнять детей в резании широкой полоски по узкой стороне на одинаковые отрезки бумаги (бруски).
  2. Развивающая: развивать в детях любознательность, мышление, мелкую моторику рук.
  3. Воспитательные: закреплять у детей приемы аккуратного наклеивания, воспитывать чувство сострадания к ближнему.

Предварительная работа:

- рассматривание заборчиков на прогулки (обратить внимание на его строение)

- рассматривание иллюстраций

- конструирование больших и маленьких заборчиков.

Материал: полоски цветной бумаги, белая бумага ½ альбомного листа, ножницы, клей ПВА, кисти для клея, салфетки, кленка.

Словарная работа: ножницы, режут, вырезают, забор, брусок.

Ход работы:

Дети находятся в группе. Раздается стук в дверь и входит Маша (воспитатель вносит куклу Машу из мультфильма «Маша и медведь»).

МАША: Здравствуйте, дети!

ВОСПИТАТЕЛЬ, ДЕТИ: Здравствуй, Маша!

ВОСПИТАТЕЛЬ: А почему ты такая грустная, что у тебя случилось?

МАША: Я пришла к Мишке в гости, а его не было дома. Я немного поиграла, пошалила и сломала заборчик.

Дети, помогите мне, пожалуйста, построить новый заборчик, а то Мишка придет домой и очень расстроиться. А я не хочу его расстраивать, потому что он очень добрый и хороший.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Дети, поможем Маше построить новый заборчик?

ДЕТИ: Да!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Для того, чтобы помочь Маше нам понадобиться один очень важный предмет, послушайте загадку.

«Чем мы режем, вырезаем

И бумагу и лоскут

В парикмахерской красиво

Ими волосы стригут.

Что же это за предмет?

Дайте мне скорей ответ».

ДЕТИ: ножницы!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Чтоб хорошо ножницы держать, нужно с пальчиками поиграть.

Пальчиковая игра

«Сказка»

Будем пальчики считать

Будем сказки называть

(вытягивают руки вперед, играя пальчиками)

Это сказка «Теремок»

Это сказка «Колобок»

Это сказка «Репка»

Про внучку, бабку, дедку

(поочередно касаясь большим пальцем остальных, начиная с указательного).

«Волк и семеро козлят»

Этим сказкам каждый рад.

(показывают большой палец).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Молодцы! А теперь внимательно посмотрите на свои ножницы. Сколько колечков у ножниц?

Дети: два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А на, что они еще похожи?

ДЕТИ: На овал, на окошечки.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Сколько ножей у ножниц?

ДЕТИ: два.

ВОСПИТАТНЛЬ: А на, что ножи похожи?

ДЕТИ: На птичку с клювиком, на крокодила.

ВОСПИТАТЕЛЬ: Посмотрите как я открываю и закрываю «ротик» ножниц.

ВОСПИТАТЕЛЬ: В колечке мы будем вставлять пальчики. Вот посмотрите как (показ). Сколько пальчиков я вставила?

ДЕТИ: два.

ВОСПИТАТЕЛЬ: А еще в ножницах есть важная деталь – гвоздик. Посмотрите на него, он соединяет ножницы.

Сегодня мы будем учиться пользоваться ножницами и резать бумагу. Но Вы уже знаете, что ножницы – это какой предмет?

ДЕТИ: Опасный (из занятия по ОБЖ).

ВОСПИТАТЕЛЬ: правильно дети, ножницы – это не игрушка, ими можно пораниться.

Поэтому я хочу Вам рассказать о правилах работы с ножницами:

1.Брать и резать ножницами можно только с разрешения взрослых.

2.Не играть с ножницами, не размахивать ими.

3.Держать ножницы прямо от себя в горизонтальном положении.

4.Передавать ножницы друг другу колечками вперед

5.Закончив работу ножницы убрать в чехол и поставить в стаканчик колечками вверх.

                                   Физкультминутка «Мишка».

«Мишка лапки подними

Мишка лапки опусти.

Мишка, Мишка покружись

А потом земли коснись.

И животик свой потри

Раз, два, три…»

ВОСПИТАТЕЛЬ: вот и отдохнули. А теперь возьмите ножницы как Я, вставьте большой палец в верхнее колечко, средний в нижнее, а указательным пальчиком будем поддерживать колечко снизу вот так (смотрю за тем, как дети держу ножницы. Помогаю правильно взять ножницы).

А теперь поиграем в игру «Крокодильчик поет песенку» (тренировка открывания-закрывания ножниц).

Ну что ж, все ребята молодцы!

А сейчас, я Вам покажу как надо резать бумагу: в левую руку беру кусок бумаги, открываю ножницы, вставляю бумагу, делаю нажим, опять открываю ножницы, делаю еще нажим, левой рукой продвигаю бумагу – «ножницы шагают».

А теперь выберите бумагу и ножницы и преступайте к работе (самостоятельная деятельность детей. Смотрю за тем, как дети держут ножницы, отрезают полоски, помогаю детям, которые еще не справляются).

ВОСПИТАТЕЛЬ: Как много у Вас получилось деталей для заборчика. Детали из которых делают заборчик, называются бруски.

Давайте, построим забор, приклеим брусочки (смотрю за тем, как дети приклеивают полоски в вертикальном положении. Как держут кисточки, пользуются клеим и салфетками).

Ребята, посмотрите, мы починили забор для Мишки. Вы рады?

ДЕТИ: очень рады!

ВОСПИТАТЕЛЬ: закрыли ножницы, убрали их в чехол.

Понравилось Вам наше занятие?

ДЕТИ: да!

ВОСПИТАТЕЛЬ: А резать ножницами?

ДЕТИ: да!

ВОСПИТАТЕЛЬ: Давайте повтори главные правила: ножницы – это опасный предмет! И работать с ними надо очень аккуратно!

Это правило и другие мы будем повторять каждый раз, когда будем работать с ножницами.

МАША: Спасибо Вам большое, дети! Вы меня выручили и примите в подарок от меня мультфильм «Маша и медведь» (просмотр мультфильма).

Использованная литература:

1.Большакова Е.С. Формирование мелкой моторики рук. – М., 2010г.

2.Комарова Т.С. Изобразительная деятельность в детском саду.: Изд-во Мозайка-Синтез, М., 2015г.

3.Ткаченко Т.А. Мелкая моторика. Гимнастика для пальчиков.: ЭКСМО. – М., 2010г.

4.Черенкова Е. Развивающие игры с пальчиками. - М., 2007г.



Предварительный просмотр:

Занятие по формированию элементарных математических представлений в старшей группе.

Тема: «Сказочное путешествие»

Программное содержание.

Воспитывать интерес к занятиям по математике.

Совершенствовать навыки счета в пределах 10, закрепить умения сравнивать рядом стоящие числа на основе сравнения конкретных множеств, получать равенство из неравенства, добавляя к меньшему количеству один предмет или убирая из большего количества один предмет; разбивать множество на части, устанавливать отношение между целым множеством и каждой его частью. Совершенствовать умение ориентироваться в окружающем пространстве, на листе бумаги. Закрепить временные представления: последовательность частей суток, дней недели.

Развивать слуховое и зрительное восприятие, внимание, память, способность мыслить и действовать самостоятельно. Умение делать простейшие выводы и обобщения, употреблять в речи прилагательные среднего рода, обозначающие форму предмета.

Демонстрационный материал: игра «Рыболовы», игра «печка», рисунки с изображением гномов, башен.

Раздаточный материал: наборы геометрических фигур, альбомные листы бумаги.

Ход занятия.

  1. Ребята, вы сегодня в детский сад пришли утром или вечером?

- Значит, утром мы приходим в детский сад. А что мы делаем вечером?

- Утро и вечер – это части суток. Какие еще части суток вы знаете?

- Давайте поиграем в игру «Я начну, а ты продолжи».

Утро-день…

День-вечер…

Вечер-ночь…

Ночь-утро…

Молодцы!

- Ребята, к нам пришли гости. Им тоже очень хочется с нами поиграть. (На доску выставляется 6 гномиков).

- Кто это?

- Знаете, как их зовут? Так же как и дни недели.

- Давайте вспомним, как называется первый день недели.

- Как называется второй день недели?

- Как называется третий день недели? И т.д.

- Как называется шестой день недели?

- А сколько всего дней в неделе?

- А как называется седьмой день недели?

- Куда же делся гномик по имени Воскресенье? (Ответы детей)

- Надо его найти, а то вдруг он попал в беду.

- Давайте отправимся в сказу.

- Закройте глаза и скажите «Крибли-Крабле-Бумс»

-Ой, ребята, смотрите Волк и Лиса спорят, кто больше рыбок поймал.

- Как же узнать? (Кому-либо из детей предлагается посчитать и поставить на доску).

- Сколько рыбок поймал Волк?

- Алиса?

- Кто больше?

- Как проверить?

- Какое число больше (меньше)? На сколько?

- Как сделать, чтобы стало поровну?

- Ребята, давайте покажем Волку и Лисе как мы все умеем считать.

1. Самостоятельная работа. Положите вверху листа 9 кругов, а внизу 10 треугольников.

Каких фигур у вас больше (меньше)?

- Сколько их?

- Какое число и насколько больше (меньше) 9 или 10?

- Итак, мы видим, что 9 всегда меньше 10 на один, а 10 больше 9 на один.

- Как сделать, чтобы кругов и треугольников стало поровну? (Рассматривается 2 варианта). Детям предлагается уровнять на свое усмотрение. Двое-трое ребят рассказывают, что они сделали, по сколько у них стало фигур.

  1. Физкультминутка. Молодцы!

Все мы умеем считать,

Отдыхать умеем тоже,

Руки за спину положим,

Голову поднимем выше

И легко-легко подышим.

Раз – подняться, потянуться,

Два – согнуться, разогнуться,

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Семь, восемь – лень отбросим

- Да, гномика здесь нет. Что ж, надо идти дальше.

- Ой, смотрите придорожный камень, а на нем написано: «Направо пойдешь – сам пропадешь, налево пойдешь – в сказку попадешь».

- Куда же нам идти?

- А налево – это куда?

- Ну что ж, пойдемте!

3. Самостоятельная работа. Ой, смотрите – печка. Сколько печенья напекла!

- Детям предлагается рассмотреть, какой оно формы, какого размера и разложить его по двум вазочкам (т.е. разбить группу печенья на две подгруппы), объяснить свое решение. Спросить, как можно назвать каждую подгруппу.

- Скажите, чего больше (меньше) – всего печенья или только круглого (только квадратного, только большого только маленького)?

  1. Коллективная работа. Ребята, и здесь нет нашего гномика. Что же нам делать?

- Ой, что это? Еще один придорожный камень, а на нем написано: «Налево пойдешь – пропадешь, направо пойдешь – гномика найдешь».

- Куда нам идти?

- Где у нас правая рука?

Значит в какую сторону надо идти?

- Дети видят 4 башни. Ребята, Кощей спрятал гномика в башне, нам надо догадаться, где он. У Кощея 4 башни. Первая башня пустая. Гномик не в самой высокой башне. Где он?

- В какой по счета башне гномик?

- А почему не в первой? Она ведь тоже не самая высокая.

- Кому-либо из детей предлагается пойти найти гномика.

  1. Итог занятия. Ребята, как же зовут гномика, которого мы нашли?

Нам пора возвращаться в детский сад. Закройте все глаза, скажите «Крибли-Крабле-Бумс». (На доске снова появляются все гномики).

Вы сегодня побывали в гостях у сказки, где все связано с математикой. Все вы старались, внимательно слушали, поэтому и справились со всеми заданиями. Давайте еще раз вспомним, как же зовут наших гостей.

Список использованной литературы:

  1. Т.А. Фалькович, Л.П. Барылкина «Формирование математических представлений»
  2. Р.Е. Черенкова «Лучшие здачки для детей от 3-х до 6 лет». Развиваем логику и мышление.
  3. Е.В. Колесникова «Математика для дошкольников»
  4. Л.П. Петерсон, Н.П. Хоина «Раз ступенька,два ступенька»
  5. И.Л. Юрковская «Математика для самых маленьких»
  6. Ю.В. Гурин «500 загадок для будущего первоклассника. Математика»
  7. М.А. Зиганов «Учимся читать и считать»
  8. Г.С. Михайлова «Как подготовить ребенка к школе: Упражнения и задачи,игры, тесты»
  9. http://www.maaam.ru/ststi/konspekty-zanjatii-v-detskom-sadu/otkytoe-zanjatie-po-fyemp-vydayuschiesja-matematiki.html


Предварительный просмотр:

Конспект дидактической игры «Зоопарк»

Старшая группа

Цель: Обобщить и систематизировать представления детей о животных нашей страны и других стран; воспитывать культуру поведения; познавательный интерес к объектам природы, развивать у детей, память, логическое мышление, воображение. Активизировать словарь (ветеринар, экскурсовод, афиша).

Задачи:

  1. Образовательная:

- Способствовать решению знаний о животных, об их внешнем виде, по памяти характеризовать их;

- Помочь детям усвоить новые профессии: «Ветеринар», «Экскурсовод»;

- Стимулировать творческую активность детей в игре, формировать умение развивать сюжет игры, используя строительный напольный материал;

2. Развивающая:

- Развить речь детей, закреплять звукопроизношение.

- Обогащать словарный запас.

- Тренировать память, внимание.

3. Воспитательная:

- Формировать дружеские, добрые взаимоотношения детей в процессе игры,

- воспитывать доброе отношение к животным, любовь к ним и заботу о них.

Предварительная работа: чтение книг художественной литературы экологической тематики (А.Н. Рыжова) просмотр DVD дисков.

- Беседы о животных с использованием иллюстраций о зоопарке.

- Рассматривание альбома «Дикие животные»

- Загадывание и отгадывание загадок о животных,

- Чтение художественной литературы о животных,

- Изображение животных трафаретами,

- Раскрашивание изображения животных,

Ход:

Дети сидят на стульчиках, которые стоят полукругом. Воспитатель вносит большой музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что я вам принесла! Сегодня утром я шла в детский сад и на воротах увидела красивую афишу. Кто знает, что такое афиша? (Ответы детей).

Афиша – это объявление о спектакле, концерте, лекции и т.п., вывешиваемое на видном месте.

Давайте рассмотрим поближе.

Дети становятся вокруг стола и рассматривают музыкальный плакат «Зоопарк».

Воспитатель: Как вы думаете, куда нас приглашают? (ответы детей).

Правильно, нас приглашают в зоопарк! Скажите, кто из вас был в зоопарке? (Ответы детей).

Кто знает, что такое зоопарк? (Ответы детей).

Зоопарк, как всем известно, - это место, где содержатся и демонстрируются посетителям живущие сегодня на земле животные.

Скажите, а кто работает в зоопарке? (Ответы детей).

Ответ: директор, кассир. Рабочие по уборке территории, экскурсовод, повар, ветеринар.

Воспитатель: Кто знает, кто такой экскурсовод? (Ответы детей).

Экскурсовод – это человек, который рассказывает интересные истории о картинах, животных и других вещах.

Кто такой ветеринар? (Ответы детей)

Правильно, ветеринар – это врач, который лечит животных.

Ребята, посмотрите, чьи это следы?

Воспитатель обращает внимание детей на следы зверей, разложенных на полу.

Воспитатель: Давайте пойдем по ним и посмотрим куда они ведут!

Воспитатель с детьми выстраиваются друг за другом и под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» идут по следам зверей по группе и останавливаются перед макетом «Зоопарк».

Воспитатель: Ребята, куда же привели нас следы? (Ответы детей: в зоопарк).

А кто живет в зоопарке? (Ответы детей).

Правильно! А сейчас вам предлагаю поиграть в игру «Зоопарк»

Дети распределяют роли и выбирают атрибуты для игры. Все занимают свои рабочие места.

Воспитатель: Ребята, чтобы попасть в зоопарк, нам нужны пригласительные билеты. Где мы можем их приобрести? (Ответы детей: в кассе)

Правильно, в кассе. Билеты продает кассир.

Дети и воспитатель подходят к кассе, получают билеты и проходят в зоопарк.

Вдруг раздается телефонный звонок у директора (ребенка) в кабинете:

Алло! Здравствуйте! Да, это зоопарк. Да, конечно, привозите! (Кладет трубку и говорит, что сейчас к нам привезут животных, но для них нет клеток. Их срочно нужно построить).

Воспитатель: Ребята, давайте построим для животных вольеры. Кто знает, что такое вольер? (ответы детей).

Вольер – это участок, огороженная площадка (с навесом или открытая), где находятся животные. Вольер мы огородили заборчиком.

Звучит сигнал машины. Ребенок в роли шофера завозит грузовик с животными.

Воспитатель: Ребята, давайте посмотрим каких животных привезли. Отгадайте загадки и они выйдут из машины.

Воспитатель загадывает загадки про каждого животного. Дети с интересом их отгадывают.

Воспитатель: Скажите, какие это животные домашние или дикие? (Ответы детей: дикие).

Воспитатель: А теперь предлагаю наших животных показать ветеринару.

Ветеринар (взрослый) осматривает животных: внешний вид, измеряет температуру и т.д.

Ветеринар (воспитатель): - Все животные здоровы? (Ответ: да).

Тогда предлагаю наших зверей (игрушки) разместить по вольерам.

Ребята, назовите животных, которые находятся в нашем зоопарке. (Ответы детей: медведь, слон, тигр, жираф, лиса, волк, обезьяна).

Кто из них спит зимой? (Ответы детей: медведь).

Где он спит? (Ответ: в берлоге).

Что он любит есть? (Ответ: ягоды, мед).

Молодцы! Пойдем дальше. (Подходят к другому вольеру).

Посмотрите, кто это? (Ответ: жираф).

Правильно – это жираф. Самое высокое животное на земле. Узор из пятен на его коже никогда не повторяется. Жираф ест ветки, листья деревьев.

Воспитатель: Ребята, кто из вас сможет рассказать о каком-либо животном?

Дети по желанию рассказывают о том животном, которые они выбрали. Воспитатель дополняет ответы детей.

Воспитатель: Вот и наступило время обеда.

Повар (ребенок) подносит еду каждому животному.

Воспитатель рассказывает детям, что очень опасно близко подходить к клеткам с животными, нельзя кормить их печеньем, конфетами, протягивать к ним руки, не шуметь в зоопарке.

Воспитатель: Ребята, наши животные устали и им надо отдохнуть. Давайте придем к ним в следующий раз.

Посмотрите, опять появились чьи-то следы!

Воспитатель обращает внимание детей на следы, лежащие на ковре.

Воспитатель: Давайте посмотрим, куда же на этот раз они нас приведут.

Воспитатель вместе с детьми друг за другом идут по следам под музыку из мультфильма «Маша и медведь» «Зверя по следам такого» и подходят к сундучку.

Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это за сундучок?

Воспитатель открывает сундучок, в котором находится печенье в виде животных.

Воспитатель: Какие тут угощения! Это от жителей зоопарка. Они говорят большое спасибо за то, что мы побывали у них в гостях.

Воспитатель раздает печенье детям.

Воспитатель: Мы и не заметили, как оказались в детском саду. Наше путешествие подошло к концу. Все вы молодцы!

Список использованных источников:

  1. Игра дошкольника / Л.А. Абрамян, Т.В. Антонова, Л.В. Артемьева и др. под ред. С.Л. Новоселовой. – М.: просвещение, 1989-286 с.
  2. Комплект наглядных пособий для дошкольных учреждений и начальной школы. – Харьков: изд-во «Ранок», 2009-28с.
  3. Нищева Н.В. Занимаемся вместе. Старшая логопедическая группа: Домашняя тетрадь. – СПб.: «Детство-Пресс», 2010-40 с.
  4. Новоторцева Н.В. Развитие речи детей. Дидактический материал по развитию речи у дошкольников и младших школьников. – Ярославль: ООО «Академия развития», 1996-240с.
  5. Программа воспитания и обучения в детском саду / Под ред. М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой. – 5-е изд., испр. И доп. – М.:Мозаика-Синтез, 2008-208с.
  6. http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/konspekt-syuzhetno-rolevoy-igry-v-starshey-gruppe-tema-zoopark